Повесть о Петре и Февронии. Презентация - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности Автор прославляет святых создавая идеальные образы

Приложение 6

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Урок-практикум в 7 классе.

Цель : показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать, верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: современная икона «Петр и Феврония Муромские», книги и журналы по духовно-нравственному воспитанию, электронная презентация «Русские святые».

Ход урока:

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Д.С.Лихачев.

1.Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы:

Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

Какие события отражены в древнейшей русской летописи?

Каковы особенности древнерусского летописания? (Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, религиозность, образность, сила духа).

II . Объяснение нового материала .

Слово учителя:

1. На Руси всегда находились люди, не только следовавшие библейским заповедям праведной жизни, но и творившие духовные подвиги, подобные подвигам древних пророков, апостолов, мучеников веры. Некоторые из них уходили в пустыню, где не было ни одного человека, и жили там всю жизнь. Они целыми днями и даже ночами общались с Богом.

Кого из русских святых вы можете назвать? Что вы знаете о них?

(Учащиеся провели исследование «Русские святые», создали вместе с учителем одноименную электронную презентацию и подготовили краткие сообщения о святых земли Русской).

Учащимся демонстрируется электронная презентация «Русские святые». Учитель комментирует слайды. Например: « Одним из наиболее почитаемых святых на Руси был преподобный Серафим Саровский , старец-пустынножитель, затворник и провидец. Сын купца, Серафим родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удаляясь в затвор, он проводил время в строгом посте, трудах и молитве. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение.

Святитель Митрофан Воронежский оказывал деятельную помощь Петру I и все свои сбережения передавал на строительство русского флота.

Он отказался войти во дворец к Государю, потребовав выбросить из дворца статуи языческих богов. Петр пришел в ярость и угрожал Митрофану казнью. Святитель сказал, что лучше умереть, чем собственным присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество, и начал готовиться к смерти. Потрясенный царь убрал статуи.

Петр I участвовал в похоронах святителя Митрофана, вместе со старшими морскими офицерами нес гроб и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память».

В 1732 году мощи святого были найдены нетленными». И т.д. (Показываем 1-17 слайды).

2. А сегодня, ребята, мы поговорим о величии и красоте взаимоотношений, основанных на любви и верности.

(Развернутый рассказ учащихся по заранее подобранным и записанным ключевым словам об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

Ответы на вопросы :

Кем вы представляете Февронию: доброй кудесницей или хитрой волшебницей? Или еще кем-либо? Как вы поняли ее образ, смысл ее поступков?

Слово учителя:

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем собора) дворцового собора Спаса-на Бору в Москве, а потом стал монахом. «Повесть…» стала популярной, сохранилось множество ее списков, в которых история о Петре и Февронии излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.

III . Закрепление материала.

В повести мы видим признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змий- оборотень; жена Павла выпытывает у него. От чего он может умереть; меч-кладенец, от которого умер змий; мудрая дева, говорящая загадками; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка).

Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития обнаруживаются в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы? (Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от каконического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей. Но автор прославляет святых, создавая идеальные образы. В повести есть восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная. Герои любят Бога, живут по «заповедям Божьим».Февронья творит чудеса, исцеляя больных; крошки со стола превращаются в зерна благовонного ладана Феврония наделена не какой-то волшебной, магической силой, а силой веры в Бога. Смерть героев необычна, после их смерти происходят новые чудеса).

Чем привлекает повесть читателя? (Заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, она является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости).

Почему слуга Петра не может ничего понять в словах дочери древолаза? (Характер преподобной будущей княгини Февронии исключительный, она обладает всеми качествами для княжеской жены).

Найдите в повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь? (Мудрость).

К кому обращается Феврония в трудные минуты? (К Богу ).

Как вы понимаете слова Февронии: «Тот сможет излечить, кто потребует князя твоего себе»? Согласны ли вы с тем, что свое искусство Феврония использовала с целью извлечь выгоду – выйти замуж за князя?

(Феврония исцеляет Петра не только мазью, но и своей верой, своим желанием помочь. Струпья появляются на теле Петра от крови дьявола, и Февронья, требуя Петра к «себе», приводит его к воплощенной в ней божественной силе исцеления. Она делает его как бы частью себя самой. Петр, как и Феврония, становится «носителем» божественной силы (случай с боярами). Не случайно слово «блаженный» (счастливый) как характеристика Петра появляется только после того, как он становится мужем Февронии. Не случайно в дальнейшем Петр и Феврония становятся как бы единым целым. Их духовная связь так сильна, что ни люди, ни даже смерть не в состоянии разлучить их).

Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами – образ русской святой, созданный по всем правилам жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признание автором того, что он не достоин описывать жития святых.

Почему вырастают срубленные деревья?

Эпизод с благословением отрубленных веток – это, возможно, своеобразная параллель с судьбой князя Петра: отрубленные ветки стали могучими деревьями, изгнанный князь обретает еще большее доверие и власть.

В чем особенность правления князя Петра и княгини Февронии?

(Они всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей – «княжили во граде как чадолюбивые отец и мать»).

Проводим словарную работу: объясняем значение слов чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте свое суждение.

В заключение учащимся предлагается досмотреть электронную презентацию «Русские святые» (слайды 18- 28 – о Петре и Февронье).

IV . Задание на дом: C тр. 55, вопросы 6-8. Подготовиться к выступлению с сообщениями о русских святых (по выбору).

Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с отклонениями в развитии

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат v вида

г. Зернограда Ростовской области

Открытый урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев»

Подготовила и провела:

Скидело О. С., учитель русского

Технологическое сопровождение урока:

информационные технологии, ИКТ;

личностно-ориентированные технологии;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

метод творческого чтения;

иллюстративный метод;

эвристический метод;

поисковый метод;

метод анализа и синтеза.

1. Образовательная:

ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

 развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

 совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:

 воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

 воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

 посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Оборудование урока:

 Рабочие листы;

 Компьютерная презентация к уроку.

 Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

 Аудиозапись церковного песнопения.

 Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

 Фрагменты из фильма «Петр и Феврония. История любви и верности». Эпизоды «Гонец в доме Февронии», «Смерть Петра и Февронии».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд 8

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 9

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев. Слайд 10

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

Работа с эпиграфом. Слайд 11

Знаток древнерусской литературы Д. С. Лихачев говорил:

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т. п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово – Петелину В. и Юровой А. Слайд 12

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

Петелин: ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 13)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 14) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 15)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд 16) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд 17 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Юрова: Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года. Слайд 19

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд 21: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и.

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд 22 Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 23-1

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. (Виды:-«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).) Слайд 23-2

Какие черты повести присутствуют в произведении?

исторически точны названия мест;

рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

Назовите черты жития в этом произведении.

Какими эпитетами автор награждает героев? Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.-Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд 23-4

В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т. к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд 24 (Пр-е не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 23-5

VII. Характеристика образов главных героев.

Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд 24), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть какаим? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Разработка открытого урока литературы в 5 классе. Тема урока: Биографические мотивы стихотворения А. С.Пушкина «Няне». Ход урока. Звучит музыка Г. Свиридова к повести «Метель»....
  2. Загрузка... КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ. Тема: «Resume writing” ЦЕЛЬ: формирование практических навыков владения письменной речью: написание резюме. ЗАДАЧИ: Обучающие: ознакомление учащихся с...
  3. Загрузка... Тема урока: «Три склонения имён существительных» (первый урок). Урок разработан для учащихся 5 класса с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и...


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идейно – художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»«Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо» (из « Евангелия») автор: учитель МОУ «СОШ№14» г. Вологда Субботина И.П. 8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака.Их брак является образцом Христианского супружества и верности. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества» Ф. Адлер Может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? Автор повести – писатель и публицист Ермолай, в монашестве – Еразм. Он был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса – на- Бору в Москве, а потом стал монахом. «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией» Петр и Феврония – исторические лица.Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку села Солотча, откуда родом была Феврония. Прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, который женился на крестьянке Ефросинии Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ? Вывод: Сказка Житие Повесть Мы выявили следующие черты сказки: 1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея 5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч)8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). образец поведения человека Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи)Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудесаЗаключение – похвала святому «Житие» - жизнеописание святых Композиция Христос «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.Вывод: перед нами образ русской святой, созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу. 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть» «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…» 3.Детали 4.На первый план выдвигается личность крестьянки5.Тема социального неравенства6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа – князя Петра» «Петр и Февроние, молите Бога о нас!» «ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ БЕСЧИНСТВУЕТ, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА» (1КОР. 13, 4,5) ИМЕННО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГЛА Февронии преодолеть сословные препятствия и вызванные ими отчуждения Петра, а Петру, в свою очередь, ради своей любимой отказаться от княжеского престола. Для нас, людей 21 века, очень важна память о большой любви мужчины и женщины из далекого 13 века! 8июля – православный день влюбленных Мощи Февронии и Петра Муромских покоятся в Муромском Свято-Троиц- ком женском монастыре. Сюда приезжают тысячи людей поклониться их мощам и помолиться.

МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок литературы

« Нам сердце сохранит любовь и верность»

(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

С.Бессоновка

Тема урока : «Нам сердце исцелит любовь и верность» (по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма»)

Цель : показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных семейных ценностей

1. Образовательная:

определить проблематику повести;

определить приемы создания художественного человека Древней Руси;

совершенствовать навыки характеристики героев.

2. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

формировать навыки исследовательской работы.

Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)

Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Домашнее задание (предварительное): задания для групп,индивидуальные.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Приложение 1

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

    Подход к теме урока. Интрига.

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остаётся неизменным?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни?

А вот что думают об этом столь разные люди, жившие в разные эпохи – блаженный Августин (4-5 вв. н.э.) и академик Д.Лихачёв (20 в.)

Эпиграфы:

Все добродетели ни что иное, как любовь в разных видах.

(блаженный Августин)

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

(Д.Лихачёв )

Обратите внимание на тему нашего урока. Она звучит так: «Нам сердце исцелит … и …». Запишите её в тетради.

Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»? Заглянем в словарь В.Даля

*Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

Что может исцелить сердце человека?

Расскажите друг другу в парах.

Напишите варианты ответов на лепестках.

Мы с вами вернемся к вашим ответам чуть позже и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

Цель урока: Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих отношениях, попытаемся понять, что же хотел сказать нам автор, какие проблемы волновали писателя далёкого прошлого, определим каков жанр этого произведения.

III . Учебное исследование. Выступления групп.

Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, историки, искусствоведы. Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.

Повесть является одним из шедевров древнерусской литературы, она вошла в сокровищницу мировой культуры и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

Кто же написал это произведение? Какова его предыстория?

Слово нашим историкам.

1.Выступление «историков».

Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.

А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.

Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.

Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются в повести? Я говорю название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:

Село Ласково Рязанской земли

Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

Соборный храм Перечистой Богородицы

Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

IV .Выступление «литературоведов».

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в изборник «Великие Четьи – Минеи». Почему?... Ответ – в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения: «Сказка? Житие? Повесть?»

1 группа литературоведов – сказка

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

2 группа литературоведов – житие

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

3 группа литературоведов – повесть

Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

Герои повести – реальные люди.

Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

На первый план выдвигается личность крестьянки

Тема социального неравенства

История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести!

Итак, каков жанр этого произведения? Это фольклорное или литературное произведение?

Запишите вывод в тетрадях: «Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие».

V . Анализ повести.

1. Возвращение к теме урока.

Ребята, вы внимательно, вдумчиво прочитали повесть. Как вы думаете, о чём она?

Давайте мы восстановим слова, пропущенные в названии темы. Сделать это вы сможете, решив кроссворды, которые лежат у вас на партах. (Решение кроссвордов).

Готовы? Какие ключевые слова у вас получились? (любовь и верность).

2. Образы Петра и Февронии .

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Какими же качествами характера надо обладать человеку, чтобы память о нём жила в веках?

Из предложенных черт характера выберете те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?

* Круг, лестница, тропа.

Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.

Кто же помогает герою исцелиться от этого недуга?

В чем заключается загадка Февронии? Характер главной героини многогранен. Характеристика Февронии Подтверждение из текста

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Что увидел гонец, когда вошёл к ней в дом?

В этом эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. (выступление искусствоведа об иконографии Февронии и Св. Милленгелы Уэльской).

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.

Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.

Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?

* Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула.

Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра”

Если мы с вами сравним её жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

*Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.

Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?

* И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.

Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?

* Зависть, злоба, лживость, мстительность.

Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»

А раскаяние?

* «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

3. Выступление лингвистов.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?

* Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.

Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. - На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь наш искусствовед.

4.Выступление искусствоведа: анализ иконы.

Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.

VI . Заключительное слово учителя.

Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сияет особым светом. Нет у русского народа другого столь же поэтичного и поучительного рассказа о супружеской любви и верности. Муромское предание о любви князя и крестьянской девушки, расцветшее под пером церковного писателя Ермолая-Прегрешного, стало самым любимым чтением русских людей. Повесть, отразившая идеал христианского брака, названа «жемчужиной древнерусской литературы» и вошла в сокровищницу мировой культуры.

VII . Итог урока. Выводы.

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Выводы запишите в тетради: Основная идея повести- торжество веры, мудрости,разума, добра и любви. Основные человеческие ценности, утверждаемые в повести- любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)

Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность).

А что вы написали на своих лепестках? (Чтение записей).

Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?

VIII . Сообщение о Дне семьи, любви и верности.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

Летом этого года икона святых Петра и Февронии побывала во многих русских городах. Один из ваших одноклассников видел эту икону и скажет несколько слов о своих впечатлениях. (Выступление ученика).

IX . Рефлексия.

К помощи святых прибегают, чтобы обрести семью, сохранить любовь, вырастить детей. Глядя на огонёк свечи, горящей перед иконой святых Петра и Февронии, вы можете мысленно попросить о настоящей любви, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота.

Какая красота? (Духовная)

О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.

Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)

X . Домашнее задание.

Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

«ПОВЕСТЬ

О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ »

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Задачи:

образовательные :

дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях;

раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образы главных героев Петра и Февронии;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения.


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


XI – XVII века


Жанры древнерусской литературы разнообразны: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.






Словарная работа:

Литературовед - специалист, изучающий науку о художественной литературе

Вязь соединение смежных букв в один сложный знак

Златокузнец, среброкузнец, сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги

Оклад – декоративное на книжном переплёте из тонких листов золота, серебра, меди


«Повесть

о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы

и заветы Древней Руси




Историческая справка

  • Время создания – XVI век
  • Автор - Ермолай-Еразм
  • Прототипы – исторические лица, княжившие в Муроме в нач. XIII в. Умерли в 1228г
  • Место действия –с. Ласково,

г. Муром


История создания

Написана «Повесть писателем-публицистом Ермолаем. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протоп о пом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.


  • Тема – история любви.
  • Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

Пётр и Феврония –исторические личности. Княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.

Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

сказка

- сказочный зачин

  • добро побеждает зло

-загадки

-задания-испытания

-волшебные предметы

- постоянные эпитеты

житие

- рассказ о жизни святых

-прославление святых

-любовь героев к Богу

-чудеса святых

повесть

- несколько сюжетных линий

-исторически точны названия мест

-детали быта

Житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

СКАЗКА

ЖИТИЕ

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

ПОВЕСТЬ

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

Жития имели определенную структуру.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

«на следующее утро».

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

Есть волшебные вещи: агриков меч.

Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

Загадки и хитроумные испытания.

Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

  • Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
  • повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ

С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

ВЫВОД:

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.


Композиция повести.

ПЛАН

1.Подвиг князя Петра

2.Мудрая дева Феврония

3.Поединок Петра и Февронии с боярами

4.Кончина святых и посмертные чудеса


Работа с текстом произведения

основные эпизоды повести:

  • 1.Проделки дьявола
  • 2.Отчего смерть змея приключится.
  • .3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
  • 4.Агриков меч найден.
  • 5. Змей убит.
  • 6.Мудрая девушка из села Ласково.
  • 7.Условие Февронии и исцеление.

  • 8. Заговор против княгини Февронии.
  • 9. «Дайте то, что я прошу!»
  • 10. Прозорливость Февронии.
  • 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
  • 12. «Приспело время преставления».
  • 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью


Духовный мир главных героев. Характеристика Петра

В нём есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово, стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё.


Характеристика Петра

- Что мешает ему поступить иначе?

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?


Характеристика Петра

  • Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.
  • Быть невысокомерным,

значит быть каким?

- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?


Характеристика Петра

- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

- Обладает ли ими Петр? Запишем их.

- Какие ещё черты раскрываются в характере Петра?

  • - Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

-Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

1.Верность заповедям Божьим, вера в Бога

(благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»
  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»
  • Мудрость
  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55
  • Любовь и верность близким
  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60
  • Умение прощать
  • Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61
  • Справедливый правитель
  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

Характеристика Петра

2. Мудрость

  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Характеристика Петра

3. Любовь и верность близким

  • Ради брата своего думает, как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Характеристика Петра

4. Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

  • Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»


Характеристика Февронии

Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные .


Характеристика Февронии

-В чем заключается загадка Февронии?

Кто такая Феврония?

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

- Заглянем в дом к Февронии.


Характеристика Февронии

Порассуждаем:

  • О чем свидетельствуют загадки Февронии?
  • Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

-Прочитайте в повести загадки Февронии .

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.


Характеристика Февронии

  • С какой целью автор использует их здесь?

(Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).


Характеристика Февронии

  • За что же полюбил Пётр Февронию?
  • Он убедился в уме, душевной красоте девушки.
  • Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна.

Характеристика Февронии


Характеристика Февронии

- Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг?

(Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением).


Характеристика Февронии

1.Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

  • Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде».

Характеристика Февронии

2. Чудесный дар

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Характеристика Февронии

3. Верность

  • Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

4.Кротость, смирение

  • Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Порассуждай:

  • Почему автор не рисует портретов героев повести?

Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.


Порассуждай:

  • Какими эпитетами автор награждает героев?

Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.

Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.


Словарная работа:

  • Блаженный – благой, добрый.
  • Преподобный - святой из монашествующих.
  • Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1 . Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

6. Какой пример подавали своим правлением?

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности?

9. Как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти?


Духовный портрет святых

Феврония

-мудрость

-добросердечие

-милосердие

-способность любить

-благочестие

-чудесный дар

-верность

-кротость, смирение

Петр

- мужество

-добросердечие

-кротость, смирение

-верность заповедям Божьим (благочестие)

-мудрость

-любовь и верность близким

- умение прощать

Образец нравственных и духовных ценностей



Всероссийский день семьи, любви и верности




Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Провести словарную работу: задание №2, стр. 82.
  • Подготовить чтение «Повести…» по ролям .

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно