Председатель союза композиторов ссср. Союз советских композиторов

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Союз композиторов СССР
Основание
Ликвидация
Награды

Основными задачами Союза композиторов ставились:

Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов ; в перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей среды секретариат во главе с первым (до 1957 г. - генеральным) секретарём.

Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нёс Музыкальный фонд СССР . Печатными органами СК СССР являлись ежемесячный журнал «Советская музыка » и двухнедельный журнал «Музыкальная жизнь ».

Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с 1948 по 1991 год бессменно занимал Тихон Николаевич Хренников . В состав правления и секретариата в разное время входили Б. В. Асафьев , Д. Б. Кабалевский , Д. Д. Шостакович , А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.

Дорогой Иосиф Виссарионович!
В дни Великой Отечественной войны советские композиторы, воодушевлённые героической борьбой Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков, вместе со всем народом переживают могучий патриотический порыв, охвативший нашу великую страну.
Московские композиторы собрали из своих личных средств 130.000 рублей, кроме того Оргкомитетом и музыкальным фондом Союза Советских композиторов СССР перечислено на текущий счёт Госбанка 1 миллион рублей на строительство танкового соединения «Москва».
Советские композиторы все свои творческие силы отдают великому делу разгрома врага.

Председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР ГЛИЭР
Председатель музыкального фонда Союза ССР МУРАДЕЛИ
Секретарь партийной организации ТЕПЛИНСКАЯ
Прошу передать советским композиторам, внесшим 1.130.000 рублей на строительство танкового соединения «Москва», - мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

См. также

Напишите отзыв о статье "Союз композиторов СССР"

Ссылки

  • Союз композиторов СССР - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Союз композиторов СССР

– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.

Союз композиторов России

Союз композиторов России – общественная организация, объединяющая российских композиторов и музыковедов. Союз композиторов России является правопреемником основанного в 1960 году Союза композиторов РСФСР. Первый – Учредительный – съезд Союза композиторов РСФСР прошел в апреле 1960 года. С того времени Союз возглавляли: Дмитрий Шостакович (1960–1968 годы), Георгий Свиридов (1968–1973 годы) и Родион Щедрин (1973–1990 годы).

В СССР существовал Союз композиторов СССР (СК СССР) – единое творческое объединение советских композиторов и музыковедов, до 1957 назывался Союзом советских композиторов СССР (ССК СССР). Он возник на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». До 1948 года работой ССК СССР руководил Оргкомитет. Первый съезд Союза композиторов СССР состоялся 19–25 апреля 1948 года в Москве. Председателем Союза композиторов СССР на этом съезде был избран Б. В. Асафьев.

Основными задачами Союза композиторов ставились:

– сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов в целях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений, отражающих жизнь и идеалы советского народа;

– утверждение в советском музыкальном творчестве принципов социалистического реализма, творческое развитие лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;

– развитие советского музыковедения на теоретической основе марксизма-ленинизма;

– развитие братских национальных культур советских народов;

– утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки в процессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;

– укрепление творческих связей с зарубежными прогрессивными музыкальными организациями и деятелями;

– идейно-политическое и художественное (профессиональное) воспитание советских композиторов и музыковедов;

– общественно-творческое влияние на другие музыкальные учреждения и организации;

– улучшение условий жизни и труда членов СК СССР, помощь в охране их авторских прав.

Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов; в перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей среды секретариат во главе с первым (до 1957 года – генеральным) секретарем. Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с 1948 по 1991 год бессменно занимал Тихон Николаевич Хренников. В состав правления и секретариата в разное время входили Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.

Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нес Музыкальный фонд СССР. Печатными органами СК СССР являлись ежемесячный журнал «Советская музыка» и двухнедельный журнал «Музыкальная жизнь».

После распада СССР Союз композиторов СССР прекратил свое существование. Его правопреемником стал Союз композиторов РФ.

С 1990 года пост председателя Союза занимает Владислав Казенин.

Союз московских композиторов: история и современность

Москва – один из крупнейших центров мировой музыкальной культуры, город, в котором творили Чайковский и Танеев, Рахманинов и Скрябин, Шостакович и Прокофьев, Арам Хачатурян и Мясковский, Свиридов, Шнитке, Денисов, Борис Чайковский, всегда был средоточием ярких, крупных композиторских имен. Здесь рождались шедевры мировой музыки, отсюда распространялись самые неожиданные идеи и новаторские концепции, неизменно вызывающие интерес и восхищение как профессионалов, так и просвещенных любителей музыки. Не одно поколение московских композиторов вносило свой вклад в созидание отечественного культурного генофонда. И современные авторы, объединенные в Союз московских композиторов – самую крупную и многочисленную в России творческую организацию, не только бережно хранят генофонд отечественной музыки, но и пополняют, обогащают его.

Факт общеизвестный: в 1932 году после опубликования постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» вместо отдельных творческих объединений была создана единая творческая организация – Союз советских композиторов, находящийся, как и другие творческие союзы – художников, писателей, в подчинении Наркомпроса РСФСР. В его руководство – правление – вошли авторитетные московские композиторы, исполнители и музыковеды: М.П.Аркадьев, по специальности театровед, – председатель правления (от Наркомпроса), А.Б.Гольденвейзер (товарищ председателя), В.М.Городинский (секретарь, от газеты «Советское искусство»), Я.И.Боярский (от РАБИСа), Н.Я.Мясковский, С.Н.Василенко, Ан.Н.Александров, А.А.Крейн, М.М.Ипполитов-Иванов, В.Я.Шебалин, Б.С.Шехтер, В.А.Белый, Б.С.Пшибышевский, Р.М.Глиэр, А.Ф.Гедике, К.Н.Игумнов. Наркомпрос в специальном постановлении предложил целый комплекс мер по укреплению социального и материального положения композиторов в обществе. Государственной филармонии было предложено включить в свой план регулярные циклы концертов из произведений советских композиторов. Был создан специальный фонд для премирования лучших произведений. Были даны поручения издательству Музгиз по выпуску в свет сочинений советских композиторов, также определены нормы оплаты творческого труда. Активно развивалась практика заключения контрактов с композиторами и выделения средств на подготовительную работу. В 1933 году было принято постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О жилищных правах научных работников», целиком относящееся и к композиторам (в частности, было узаконено право на дополнительную жилплощадь). «Постепенно, как пишет исследователь уникальных документальных источников Е. Власова в своей книге «1948 год в советской музыке», быть членом СК становилось все более почетным и, главное, материально интересным».

В том же 1932 году президиум правления Союза советских композиторов утвердил структуру Московского союза (Московского союза советских композиторов, председателем которого был назначен тот же М.П.Аркадьев). (Кстати, напомним, что в 30-е годы аналогичные композиторские организации возникли в Ленинграде, Харькове, Киеве, а также в Азербайджане, Белоруссии, Армении и Грузии.) Структура Московского союза выглядела следующим образом. Основу составляли 4 отдела – организационный, производственно-творческий, культурно-массовый и финансово-правовой. Сразу же была создана и Комиссия по приему в члены союза в составе: А.Б.Гольденвейзер, Н.Я.Мясковский, Р.М.Глиэр, В.М.Городинский и В.Я.Шебалин. Естественно сама структура союза постоянно обновлялась. В 1934 году была создана комиссия (она тогда называлась группой) по связям с заграницей, куда вошли А.М.Веприк, Н.Я.Мясковский, Ф.Сабо (венгерский композитор, ученик Л.Вейнера и З.Кодая, он с 1932 по 1945 гг. жил в СССР), С.Е.Файнберг и Б.С.Шехтер. Активно работали детская секция (Ан.Н. Александров, В.А. Белый, Д.Б. Кабалевский), оборонная (Н.К.Чемберджи, Л.К.Книппер, А.Г.Новиков), исполнительская (А.Б.Гольденвейзер, Г.М.Коган и Д.А.Рабинович) и музыковедческая (В.М.Городинский, И.Я.Рыжкин и Л.В.Кулаковский).

На смену первого председателя Московского союза М.П. Аркадьева был назначен Н.И.Челяпов. Юрист по образованию, академик, директор Института советского строительства, он, как и его предшественник, к музыкальным проблемам не имел профессионального отношения. (В 1937 году по сфабрикованному политическому делу он был арестован и в 1938-м расстрелян.) По концепции, принадлежащей Челяпову, творческий союз должен был функционировать не как предполагалось в качестве некоего высшего органа, стоящего над разными творческими группировками, а как организация, объединяющая композиторов по секциям, сформированным по жанровым признакам: тогда главной оборонной, колхозной, песенной, симфонической, оперной и другой музыки. После Челяпова до осени 1941 года пост председателя Московского союза занимал В.Я.Шебалин, а его заместителями были С.С.Прокофьев и Н.К.Чемберджи. В годы Великой Отечественной войны, а именно в мае 1942-го, в связи с эвакуацией из Москвы многих деятелей культуры, Московский союз самораспустился. Юридически и фактически (в том же составе) продолжал функционировать созданный в 1939 году Оргкомитет Союза советских композиторов во главе с Р.М.Глиэром и А.И.Хачатуряном. В 1948 году, как известно, на Первом съезде советских композиторов Генеральным секретарем Союза советских композиторов СССР стал Т.Н.Хренников, руководивший Союзом композиторов страны более 40 лет.

Московский союз был вновь организован в 1959 году как юридически самостоятельная организация в составе Союза композиторов СССР, а с 1960 года – РСФСР. Начиная с 1959 года Московским союзом в разные годы руководили В.И.Мурадели, С.С.Туликов, Б.М.Терентьев, Г.П.Дмитриев, В.С.Дашкевич, с декабря 1993 года и по настоящее время – О.Б.Галахов.

С 1960 года после создания Союза композиторов РСФСР, первым председателем которого стал Д.Д.Шостакович, в Москве сложилась трехуровневая система взаимодействия всесоюзной, республиканской и городской (столичной)композиторских организаций. Система, сформированная партийным аппаратом, точно соответствовала партийно-государственной пирамиде управления (по-другому и быть не могло). Эта система была едина и незыблема для всех творческих союзов страны, республик и городов. Она работала мощно, с размахом, под каждодневным контролем партийно-идеологических органов. В эти годы формировались условия и методы работы творческих союзов, их производственные и организационно-хозяйственные структуры, источники финансирования и материальная база. В Москве всё было всесоюзным: Музфонд, Бюро пропаганды, издательство, журналы, Дом композиторов, Дома творчества. Велось жилищное строительство, за союзами закреплялось ведомственное медицинское обслуживание. Щедро оплачивался творческий труд. «В свете партийных постановлений» регулярно и масштабно проводились съезды, пленумы, фестивали, симпозиумы и конференции. По согласованию с партийно-идеологическими органами присуждались сталинские, государственные и ленинские премии, почетные звания, ордена и медали. «Политически грамотные и морально устойчивые» направлялись в загранкомандировки и турпоездки. Что и как сочинять, какая музыка нужна советскому народу – четко прописывалось в партийных документах. Наиболее бескомпромиссные подвергались идеологическому и общественному остракизму с последствиями. Именно в этих условиях «кнута и пряника» создавались великие и невеликие творения, формировался менталитет деятелей искусств нескольких поколений – их судьбы, авторитет и место в обществе. Уникальное наследие советской эпохи, включая и созданную в те годы материальную базу, во многом предопределили дальнейший ход событий в «романтические» годы «Перестройки», а затем «выживания» после распада СССР.

Во все годы – советские и постсоветские – столичные творческие организации оставались самыми крупными творческими объединениями страны, прославленными многими именами композиторов, художников, писателей, кинематографистов, творчество и общественная деятельность которых определяли и определяют высочайший уровень отечественной и мировой культуры в сложнейшие, противоречивые, героические и трагические периоды в истории нашей страны. Периоды, которые должным образом не изучаются и не осмысливаются. А творческое наследие в немалом количестве хранится в запасниках.

Союз московских композиторов сегодня – это более 650 членов организации, композиторов и музыковедов, имеющих высшее профессиональное образование, чьи произведения стали достоянием слушателей, а труды музыковедов опубликованы в разных изданиях. Многие композиторы и музыковеды Москвы заняты как творческим трудом, так и педагогической, просветительской и музыкально-общественной деятельностью – преподают в консерваториях, университетах, институтах, академиях, колледжах и школах; ведут научно-исследовательскую, музыкально-просветительскую, концертно-филармоническую и журналистскую деятельность; возглавляют или принимают участие в работе различных общественных институтов – в советах, коллегиях, ассоциациях, комиссиях, редакциях… Более 70 человек живут и работают за рубежом.

Руководящим органом Союза московских композиторов является Правление во главе с Председателем, избираемые Собранием композиторов и музыковедов. Более 10 творческих секций, комиссий, ассоциаций и объединений знакомятся с новыми сочинениями, инициируют различные творческие акции – концерты, фестивали, конференции, рекомендуют молодых композиторов и музыковедов к приему в члены СМК.

В ведении (собственности) Московского союза находится Московский дом композиторов, располагающий Большим и Малым концертными залами, Студией звукозаписи и фонотекой, Музыкальной библиотекой, Центром подготовки нотных материалов, прокатным фондом роялей и пианино, фортепианной мастерской.

Цели и задачи Московского союза конкретны и ясны: помочь композиторам и музыковедам раскрыть свой талант, создать благоприятные условия для творческой работы и профессионального общения; способствовать внедрению со­временной музыки в концертную практику; осуществлять повседневную влиятельную и плодотворную связь с государственными и муниципальными исполнительными и законодательными органами, Российским Авторским Обществом, органами культуры и образования, концертными коллективами, музыкальными театрами и учебными заведениями, средствами массовой информации, с московскими, российскими и зарубежными общественными институтами; оказывать социально-бытовую и материальную помощь, защищать гражданские права членов СМК.

Время и исторические процессы совершенствуют практические методы и наработки. Меняется художественное сознание. Освобождаются от идеологических нелепостей и предрассудков прошлого и слушатели и музыканты. Закрепляется позитивное и рациональное. «Антинародная» музыка «безродных космополитов», «авангардистов» и «формалистов» становится классикой. Всё новые и новые поколения музыкантов уже и не знают, «как это было». Стремительный технический прорыв в области коммуникаций, как в своих позитивных, так и негативных проявлениях, оказывает мощное влияние на культуру, быт и сознание людей. Композитор сегодня должен быть оснащенным, современным, амбициозным, раскрепощенным – и не забывать о прошлом.

Почему нынешняя команда «творческих управленцев» не воплотила в жизнь основные пункты декларации X съезда музыкальных работников

23–24 мая в Москве пройдёт очередной, XI съезд Союза композиторов России. Музыкантам предстоит подвести итоги работы, наметить перспективы на следующую пятилетку и избрать новое руководство во главе с председателем. Прежний глава Союза композиторов - народный артист России Владислав Казенин – скончался в феврале 2014-го. По уставу, нового председателя должны были избрать в течение года. Однако в феврале намеченный съезд был отложен якобы из-за финансовых сложностей. Майское собрание, заверяют в Союзе композиторов, состоится обязательно, а значит, есть надежда на обстоятельное обсуждение работы организации, отмечающей в этом году своё 55-летие. Разговор обещает быть долгим и крайне нелицеприятным – один из старейших российских союзов нуждается в радикальной смене руководящей команды. Сейчас это стало очевидным – первоочередные задачи Союза, продекларированные предыдущим съездом , так и остались декларацией.

СЛОВО ЕСТЬ, ПРОФЕССИИ НЕТ

Складывается ощущение, что нынешние руководители композиторской организации озабочены чем угодно, только не движением Союза вперёд. В силу обстоятельств или умысла (в этом ещё предстоит разобраться) не удалось даже сохранить остатки былого советского благополучия. Нынешний Союз композиторов сильно отличается от Союза советских времён. Тот для своих членов был и местом общения, и профсоюзом, и раздатчиком благ: строил дома, выделял квартиры, переписывал ноты, имел поликлиники, пионерские лагеря, издательства, типографии и даже ателье. Сейчас композиторы отпущены на вольные хлеба. Из некогда обширной «собесовской» линии интерес может представлять разве что экономичный отдых в трёх домах творчества (Руза, Иваново, Сортавала) и медицинское обеспечение ветеранам. Однако и отдых, и медицина – удел избранных. В основном современный Союз даёт композиторам возможность ощутить некую «причастность к цеху». Но её можно почувствовать и в рамках ассоциации – для этого необязательно содержать административный аппарат. К тому же нынешние композиторы не просят дармовых благ. Заработать они готовы сами. От Союза им в первую очередь нужно обеспечение правовых и социальных гарантий.

А как их обеспечить, если в российском профессиональном реестре профессия «композитор» не значится? Следовательно, отсутствуют пенсии, соцльготы, оплата больничного листа, декретного отпуска и т.д. И Союз уже несёт потери – первое поколение его молодёжного отделения («МолОт») практически в полном составе трудоустроилось за границей. Дело доходит до абсурда. Кафедры композиции российских консерваторий выпускают специалистов с несуществующей профессией. На «Мосфильме», например, есть штатный туалетный работник, а композитора – нет. Представители этой специальности значатся аранжировщиками, музредакторами, завмузами. Любое сопутствующее композиции явление может быть оформлено по трудовой книжке, кроме композитора.

Руководство Союза в курсе этой проблемы, иначе не включило бы в декларацию слова о том, что «принятие законодательного акта, утверждающего статус композитора, есть дело государственной важности». Однако конкретных шагов по инициированию упомянутого акта либо поправок к уже действующим законам сделано не было. Результат – сотни российских композиторов так и не могут вписать себе в трудовую книжку это гордое слово.

РЕГИОН ПИШЕМ, ЦЕНТР В УМЕ

Статус творческой личности напрямую связан со статусом организации. И это тоже не новость для руководства. О том, что творческие союзы, в том числе композиторский, в законодательном порядке должны стать профессиональными творческими институциями (сейчас они находятся на положении общественных), а это, в свою очередь, должно принципиально изменить систему контактов государства и творческого объединения, написано в декларации. Говорится в ней и о том, что отдельная строка в закон о бюджете, посвящённая финансированию союзов (как на федеральном, так и на региональных уровнях), позволит решить многие проблемы – например, упорядочить систему государственных заказов и отношения с филармониями.

Последний съезд констатировал факт «недостаточного исполнения современных произведений музыкальными коллективами и театрами страны» и посчитал целесообразным введение квоты на обязательное включение в репертуар концертных организаций музыки композиторов России. Подвижек в этой области почти не наметилось. Можно, конечно, говорить, что на современную музыку нет спроса. Но если нет предложения, откуда он появится?

Отдельные регионы, например Татарстан, успешно занимаются исполнением местной музыки у себя в регионе и за границей. Однако это капля в море. Для исправления ситуации нужны централизация усилий, наличие некой объединяющей силы. И здесь композиторы разных поколений склоняются к использованию опыта Союза композиторов СССР, этакого музыкального Голливуда, где был целый ряд структур, занимавшихся пропагандой отечественной современной музыки в стране и за рубежом.

Сделано ли что-нибудь в этом направлении? Если да, то в жизни композиторов мало что изменилось. А поддержка творцов по большей части как зависела, так и зависит от доброй воли местных властей.

В бюджетах ряда региональных министерств и муниципалитетов есть статьи на приобретение новых произведений. В Красноярске имеется целая структура – Дом искусств, которая занимается обслуживанием творческих союзов: организует концерты, выставки и т.д. Мордовия содержит свой Союз композиторов: платит ставку председателю, бухгалтеру. В Екатеринбурге в ведении местного Союза за год появились симфонический оркестр и несколько зданий в центре города. Но это единичные примеры. Меняется губернатор – и рушатся наработанные связи. Чтобы избежать форс-мажора, господдержка должна быть более объёмной и законодательно прописанной, причём на общероссийском уровне. А это уже задача не местных композиторских организаций, а головного руководства. Оно признало её существование, но законодательным решением не озаботилось.

Как нам реорганизовать Союз

Не проявила нынешняя команда готовности и к поиску собственных ресурсов, хотя у союза есть отличная возможность помогать себе самостоятельно.

Однако это кропотливая, системная работа. Её легко декларировать, но трудно осуществить. А у нынешнего руководства союза как раз проблема с дееспособностью. «Творческий союз не вправе выступать с законодательной инициативой», – говорят там, объясняя, почему не воплощены в жизнь основные пункты декларации X съезда. Действительно, не вправе. Но лоббирование закона – это право любого союза. Как и объединение усилий с другими творческими институциями, решающими аналогичные задачи. Рабочие группы Госдумы редко пишут законопроекты «от и до» – как правило, они пользуются наработками общественных и профессиональных организаций, заинтересованных в их рассмотрении и принятии. Камень, как известно, капля точит.

Конечно, былую мощь композиторского союза не возродить. Организация, имевшая на июль 1991-го годовой бюджет в 20 миллионов рублей и вменявшая обязательное исполнение новой советской музыки любому отечественному коллективу, независимо от того, выступал ли он на Родине или за рубежом, останется лишь в воспоминаниях. Другая страна – другие люди. Но обеспечить современным композиторам условия самореализации, а отечественной музыке – достойное продвижение вполне реально. Нужно только встроить российский Союз композиторов в новую систему социально-правовых и финансовых отношений. Если XI съезд проголосует за команду, способную это сделать, первый шаг к обновлению можно считать свершившимся.

«ЛГ»-досье

Учредительный съезд Союза композиторов России состоялся ровно 55 лет назад, в апреле 1960 года. Первым секретарём правления, куда вошли представители 16 российских организаций, единогласно был избран Дмитрий Шостакович. Тогда же были определены главные направления деятельности композиторской организации: подъём периферийных композиторских организаций, создание условий для композиторского творчества, обеспечение звучания и пропаганды музыки России, внимание к творческой молодёжи, решение социальных проблем музыкантов.

В дальнейшем организацию возглавляли Георгий Свиридов (1968–1973), Родион Щедрин (1973–1990), Владислав Казенин (1990–2014).

Нынешний Союз композиторов России объединяет более 2000 композиторов и музыковедов, состоящих в 50 региональных организациях. Управлением союза сейчас занимается – по доверенности от скончавшегося Владислава Казенина – бывший заведующий гаражом Музфонда Игорь Рингер.

Иванова Марина

И музыковедов , до 1957 года назывался Союзом советских композиторов СССР (ССК СССР) .

Возник на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций. До 1948 года работой ССК СССР руководил Оргкомитет. Первый съезд Союза композиторов состоялся 19-25 апреля 1948 года в Москве . Председателем Союза композиторов СССР на этом съезде был избран Б. В. Асафьев .

Основными задачами Союза композиторов ставились:

  • Сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов в целях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений, отражающих жизнь и идеалы советского народа;
  • Утверждение в советском музыкальном творчестве принципов социалистического реализма , творческое развитие лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;
  • Развитие советского музыковедения на теоретической основе марксизма-ленинизма ;
  • Развитие братских национальных культур советских народов;
  • Утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки в процессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;
  • Укрепление творческих связей с зарубежными прогрессивными музыкальными организациями и деятелями;
  • Идейно-политическое и художественное (профессиональное) воспитание советских композиторов и музыковедов;
  • Общественно-творческое влияние на другие музыкальные учреждения и организации;
  • Улучшение условий жизни и труда членов СК СССР, помощь в охране их авторских прав .

Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов; в перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей среды секретариат во главе с первым (до 1957 г. - генеральным) секретарём.

Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нёс Музыкальный фонд СССР. Печатными органами СК СССР являлись ежемесячный журнал «Советская музыка » и двухнедельный журнал «Музыкальная жизнь ».

Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с 1948 по 1991 год бессменно занимал Тихон Николаевич Хренников . В состав правления и секретариата в разное время входили Б. В. Асафьев , Д. Б. Кабалевский , Д. Д. Шостакович , А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Мелодии из оперетт советских композиторов. 1978г Оперетта, Советская эстрада.

Субтитры

Дорогой Иосиф Виссарионович!
В дни Великой Отечественной войны советские композиторы, воодушевлённые героической борьбой Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков, вместе со всем народом переживают могучий патриотический порыв, охвативший нашу великую страну.
Московские композиторы собрали из своих личных средств 130.000 рублей, кроме того Оргкомитетом и музыкальным фондом Союза Советских композиторов СССР перечислено на текущий счёт Госбанка 1 миллион рублей на строительство танкового соединения «Москва».
Советские композиторы все свои творческие силы отдают великому делу разгрома врага.

Председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР ГЛИЭР
Председатель музыкального фонда Союза ССР МУРАДЕЛИ
Секретарь партийной организации ТЕПЛИНСКАЯ

Прошу передать советским композиторам, внесшим 1.130.000 рублей на строительство танкового соединения «Москва», - мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН