Презентация на тему "Тургенев "Отцы и дети". Базаров и поколение отцов"

Слайд 2

Роман "Отцы и дети"

Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов»

Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

Слайд 3

План урока

  • «Преобразования необходимы».
  • Биография «отцов»
  • «Сильный человек» Базаров.
  • Идейный центр романа.
  • Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты?
  • Базаров и родители.
  • Слайд 4

    Преобразования необходимы

    Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».

    Слайд 5

    Николай Петрович Кирсанов

    Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.

    Слайд 6

    Имение Кирсановых

    Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот-вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».

    Слайд 7

    Биография "отцов"

    Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств.

    Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

    Слайд 8

    Павел Петрович Кирсанов

    Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино.

    На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: «его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

    Слайд 9

    Николай Петрович Кирсанов

    Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу.

    И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: «Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие».Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов.

    Слайд 10

    Сильный человек Базаров

    Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. «Базаров – сильный человек, - писал В.В.Набоков, - и перейди он тридцатилетний рубеж <…> наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером».

    Слайд 11

    Идейный центр романа

    Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольский костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

    Слайд 12

    Роль аристократии в русском обществе

    Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу.

    Павел Петрович Кирсанов.

    Слайд 13

    Кто такие нигилисты?

    Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

    Слайд 14

    Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым

    Судьба русского народа.

    • По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред.
    • Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.
  • Слайд 15

    Что такое искусство, природа, любовь?

    • Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью.
    • Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.
  • Слайд 16

    Старики-родители на могиле сына

    Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания.

    Слайд 17

    Заключение

    В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.

    Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе «имел гордую цель во временном указать на вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Художественное своеобразие

    романа И.С.Тургенева

    "Отцы и дети"

    Слайд 2

    Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

    Слайд 3

    Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

    История создания романа.

    Слайд 4

    В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

    Слайд 5

    В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

    Общественно-исторический контекст

    Слайд 6

    Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

    КОМПОЗИЦИЯ

    Слайд 7

    Кольцевая композиция

    Марьино (усадьба Кирсановых)

    Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

    Никольское (имение Одинцовой)

    Слайд 8

    Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

    КОНФЛИКТ

    Слайд 9

    И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

    Речевая характеристика

    Слайд 10

    Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

    Что такое пейзаж в литературе?

    Слайд 12

    По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

    Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

    Слайд 13

    «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

    Слайд 14

    Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

    Оценка романа в русской критике

    Слайд 15

    «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

    Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862) . Композиция романа.

    Щербакова Лилия Владимировна,

    преподаватель русского языка и литературы.


    Эпиграф

    «Отцы и дети»

    Едва ли не самая шумная

    и скандальная книга

    в русской литературе.

    П. Вайль, А. Генис.


    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

    Действительно ли роман

    «Отцы и дети» И.С. Тургенева

    является скандальным произведением



    Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума»

    А.С. Грибоедова.


    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений», - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


    «Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский

    • Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
    • Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга


    «Воздух эпохи»

    Время написания

    романа – 1861 год

    Время действия –

    1855-1861 – время,

    сложное для России;

    Правление

    Александра II

    Стремление

    к образованию различных

    слоёв населения

    Меняются

    вековые устои

    России


    Писатель - провидец

    Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами


    Демократы-разночинцы

    РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.


    Какие они?

    • “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “(из воспоминаний современника)
    • Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.


    Познакомимся со словом

    Кого называют нигилистом?

    НИГИЛИСТ 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически


    В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.

    В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ



    «Отрицатели, или нигилисты»

    Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»


    «Отрицатели, или нигилисты»

    Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.


    «Отрицатели», или нигилисты

    Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»



    Тургенев знал их лично

    Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа


    Великий писатель

    «Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев


    «Распалась связь времен…»

    Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…


    «Отставные люди» и «наследники»

    • Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
    • В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века

    Кто прав?

    Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.


    Вывод:

    В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х 60-х годов XlX столетия.


    Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

    Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

    Роман состоит из 2 частей

    (28 глав)


    Кольцевая композиция

    Марьино

    (усадьба Кирсановых)

    Никольское

    (имение Одинцовой)

    Родители Базарова

    (небольшой домик

    мелкопоместных дворян)


    Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)

    Отцы дети

    Социальный

    (конфликт аристократов

    разночинцев)

    Психологический

    конфликт (конфликт

    поколений)



    ОТЦЫ

    ДЕТИ

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

    ОТЦЫ И ДЕТИ

    Молодые люди

    Пожилые люди

    Разные поколения.

    Не понимающие

    друг друга

    Враждебность

    Равнодушие

    Противоборствующие.

    Родители

    Легкомысленные

    Ненависть

    Вечно спорящие.

    Умудренные опытом

    Безрассудные

    Нуждающиеся

    Уважение

    Двигатели прогресса.

    Консерваторы

    Прогрессивные

    Символ жизни.

    Люди устаревших

    взглядов

    Зависимость

    Люди новых взглядов

    Деятельные









    Базаров Василий Иванович

    Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.




    Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.

    А. Панаева


    Базаров сталкивается с…

    Старики

    Базаровы

    Аркадий

    Фенечка

    Базаров

    Одинцова

    Кирсановы

    народ

    Лже -

    нигилисты





    Мастерство Тургенева в создании образов романа

    Портретная характеристика

    Павел Петрович

    Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

    «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».


    Домашнее задание

    Используя таблицу, составьте характеристику образов

    Детали портрета

    Сфера интересов

    Я – концепция героя

    История героя

    Судьба героя

    Характеристика, данная другими героями.


    • главы VI - X перечитать,
    • составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
    • индивидуально: Характеристика образов:
    • -Павел Петрович Кирсанов;
    • - Николай Петрович Кирсанов;
    • - Аркадий Кирсанов;
    • - Анна Сергеевна Одинцова;
    • - Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой;
    • -Фенечка.