Презентация по литературе.ГогольФольклорные мотивы в повестях Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала». «Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки». «- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...».

Слайд 25 из презентации «Народные праздники в произведениях» . Размер архива с презентацией 2796 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Функциональные стили и типы речи» - Стили речи. Повествование. Художественная литература. Описание. Сфера применения. Типы и стили речи. Научный стиль. Типы речи. Рассуждение. Разговорный стиль. Общественно-политическая жизнь. Языковые средства.

«Сказка «Царевна-лягушка»» - Условные. Литературный персонаж. НАПРАВЛЕНИЕ: Литературоведение. Василиса Премудрая. Бой с противником – в нашем случае бой с Кощеем Бессмертным. Сказки. Иван-царевич. Бытовые. Актуальность: Волшебный предмет – клубок. Заяц. Как природа влияет на внутреннее настроение героев? Теория. Актуальность. Волшебная сказка. Образы- персонажи. Младшего звали Иван – царевич. Методы: Руководитель проекта: Кабиденова А.К., учитель русского языка и литературы.

«История басни» - Крылов. Краткий рассказ. Выходит несколько сборников басен. Композиция. Сборник басен. Басни Эзопа. Ломоносов Михаил Васильевич. Народная фантазия. Лафонтен. Сборник индусов «Панчатантра». Отдельные попытки. Кантемир Антиох Дмитриевич. Животные персонажи. Дмитрий Иванович Хвостов. История басни. Иван Андреевич Крылов. Основоположник басен. Басня в России. Сергей Владимирович Михалков. Денис Иванович Фонвизин.

«Михалкову 100 лет» - Молодого поэта Сергея Михалкова в 1935 году приняли в Литературный институт. 100 лет Сергею Владимировичу Михалкову. Отец благосклонно относился к моим первым литературным опытам. Грани литературного таланта Сергея Михалкова многообразны. В 1936 году был выпущен первый поэтический сборник Сергея Михалкова. Человек духовно молод. Писать стихи я начал рано. Михалков выбирает лишь близких себе по духу поэтов.

«Кубанские писатели и поэты» - Закончил Краснодарский пединститут, работал в школе. Сергей Никанорович Хохлов. Иван Васильевич Беляков. Обойщиков Кронид Александрович. Родился в 1920 году в Ростовской области. Был ранен. Родился в 1925 году в Ростовской области, с 1932 года живёт на Кубани. Детские и школьные годы провёл на берегах Дона и Кубани. Кущевская земля... Награждён орденами и медалями. Родился в 1927 году в Краснодаре.

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» - Синквейн. Благовест. Осень. И. А. Бунин. Анализ стихотворения. А.К. Толстой. Приход весны. В. А. Жуковский. Мало одной жизни. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Чёрный бархатный шмель. Жаворонок. Анализ стихотворения «Благовест».

Cлайд 1

День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.

Cлайд 2

Кто такой Купала? Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Cлайд 3

Самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Cлайд 4

Небывалый цветок. По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Cлайд 5

Купальские гадания. 1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха. 2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Cлайд 6

Купальские гадания. 3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году. 4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Cлайд 7

Поверья. Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Cлайд 8

Поверья. Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Cлайд 9

Поверья. Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 1

День Ивана Купалы.

7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы. Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Праздник Иван Купала на Руси

Иван Купала Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Иван Купала Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня.

Иван Купала В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Иван Купала В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Иван Купала На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.

Иван Купала В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Иван Купала В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

Иван Купала Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Иван Купала С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

Иван Купала Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Иван Купала

Праздник Иван Купала на Руси Презентацию подготовила Сироштанова Е.А., МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, 2014 год

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сш.№7 им. А.С. Пушкина Кордайский район Проектная работа по литературе по теме: Фольклорные мотивы в повестях Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала»

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проектной работы: познакомиться с образцами обрядового фольклора; сопоставить фольклорные произведения с литературой, живописью; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и художников; создать презентацию для демонстрации на уроках литературы; развивать творческую активность учащихся; способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности; развивать умение работать в группе; воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал.

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАН работы над ПРОЕКТОМ: I Введение. Фольклор. Обрядовый фольклор. 1.Определение фольклора. 2.Тематическое разнообразие фольклора. 3.Обряд. Разнообразие обрядовой поэзии. II Основная часть. Фольклорные мотивы и обряды в повестях Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала». 1.Зимние обрядовые праздники. Рождество. Зимние святки. Коляда. 2.Мотивы зимнего обрядового фольклора в повести «Ночь перед Рождеством» 3.Фольклорные элементы в повести «Майская ночь, или Утопленница» III Заключение. Фольклор как источник познания исконно русских культурных традиций и исторического прошлого народа.

4 слайд

Описание слайда:

Фольклор - это «Искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость. Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Обряд Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи. Обрядовый фольклор Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

История создания повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь начал писать сборник в 1829 году в Петербурге. Источником фольклора явились письма матери писателя с его малой родины. Писал он ночью, поэтому работа над «Вечерами..» характеризует его как «поэта ночи». Повести состоят из двух книг, первая книга вышла в 1831 году. А. С. Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки», они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!»

9 слайд

Описание слайда:

Рождественские песни - колядки Рождественские новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января) связаны с зимним солнцестоянием. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря – сочельник Колядующие несли на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа. «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду.» Н.В.Гоголь.

10 слайд

Описание слайда:

«Ночь перед Рождеством» Одно из лучших произведений сборника, повествующее о том, как справляли Рождество Христово наши предки. Используемые фольклорные элементы: рождественские колядки, щедровки, песни парубков и девушек, шутки, выдумки, любование у зеркала, танцы, гуляния, торжественная служба рождества в церкви Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Когда нужно к черту, то и ступай к черту! Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами.

11 слайд

Описание слайда:

Фольклорные персонажи повести «Ночь перед Рождеством» «Пузатый Пацюк» - колдун Солоха - ведьма Черт

12 слайд

Описание слайда:

Праздник «Иван Купала» Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Обрядовая подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость. Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Купальские обряды включают в себя поиск цветущего папоротника и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады. В купальную ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, домовые, водяные, лешие.

13 слайд

Описание слайда:

В повести Гоголь рассказывает о поверье, что в ночь перед Иваном Купала, раз в год, расцветает папоротник, и успевший сорвать его, несмотря ни на какие препятствия, находит клад. В повести использовались следующие фольклорные элементы: поверья о папоротнике, легенда о кладе, свадьба, знахарские снадобья, сбор трав. Фольклорные персонажи повести: дьявол в человеческом образе – Басаврюк, ведьма, знахари, лукавый.

14 слайд

Описание слайда: