Проект «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья. Как приобщить детей к татарской народной культуре Проект для дошколят по татарским традициям

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .

Евгения Ерошкина

В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России " мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа , как второго по численности народа , населяющего нашу страну.

1 Вводная беседа о татарской национальности , ее культуре , традициях , народных играх .

2 Беседа о национальном татарском костюме .

Украшение тюбетейки, колфака, ичигов из бумаги; сентябрь, октябрь.

3 Пошив национальных костюмов для кукол. сентябрь

4 Чтение татарских народных сказок «Белый змей» , «» Волшебные башмаки» и др.

5 Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале» , «Водяная» .

Разучивание стихотворения на татарском языке . Лапин Слава.

6 Прослушивание татарской народной музыки «Татарская плясовая » , татарских народных песен «Эх, тола-тола» и др. сентябрь, октябрь

7 Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке , мультфильма

«Приключения Сабантуя» . Рисование иллюстраций для создания книжки по мультфильму "Приключения Сабантуя"

8 Знакомство с татарскими народными играми

- «Кто первый»

- «Спутанные кони»

- «Резвые лошадки»

- «Бег в мешках»

- «Как детишки Темирбая» На прогулках и в свободное время.

9 Знакомство с национальным весенним праздником Сабантуй

Предварительная работа :

1. Подготовка татарских национальных костюмов.

2. Татарские национальные блюда (чак-чак, эчпочмак, чай в пиалах)

3. Украшения для группы в народном татарском стиле

4. Просмотр презентации о празднике Сабантуй.

9 Организация выставки творческих работ по татарским народным сказкам . В течение недели

10 Просмотр детско -родительских презентаций на тему проекта .

11 Создание мультфильма из детских рисунков к одной из понравившихся сказок.

Работа над проектом еще продолжается . Готовый мультфильм презентуем в декабре. Он представляет из себя продолжение сказки Г. Тукая "Шурале". Рисунки для него уже готовы. Сейчас снимаем с ребятами перекладку рисунков.








Публикации по теме:

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек. Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Цель:.

Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.

Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка.

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.

Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан.
IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты:

– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Виды деятельности по проекту.

№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1. Здоровье. Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья.
2 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.
3. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец.
4. Труд. Выполнение сезонных работ на участке.

Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа).

Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Работа на участке – выполнение сезонных работ.

Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми.

5. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по РТ, правилами безопасного поведения на водоемах;

знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами.

Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.
6. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.
7. Коммуникация. Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях.
8. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях.
9. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. Пополнение музея предметами быта разных народов.
10. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах.

Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.

№ п/п Время проведения. Народы. Возрастные группы. Объем знаний. Итоговые праздники.
1 Сентябрь Татарстана II младшая

Старшая Подготовительная

Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения).

Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства).

Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Сюмбеля.
2. Ноябрь России II младшая

Старшая Подготовительная

Пришла коляда – открывай ворота.
3. Январь Татарстана II младшая Каргатуй.
Башкортостана Старшая Подготовительная
4. Февраль Россия II младшая Масленица.
Башкортостана Старшая
Чувашии Подготовительная
5. Март Татарстана II младшая Толсур.
Чувашии Старшая
Удмуртии Подготовительная
6. Апрель России II младшая Пеледыш пайрым (праздник цветов).
Чувашии Старшая
Марий эл Подготовительная
7. Май Татарстана II младшая Все народы – в гости к нам!
России II младшая
Мордовии Подготовительная

Перспективы.

  • Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
  • Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
  • Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
  • Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.

Состав участников: воспитатели, родители, дети средней группы.

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: средней продолжительности.

Сроки работы: март - май.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта : познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Задачи проекта:

Задачи проектируемого процесса на детей:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)

2. ООД «Какие народы живут у реки Волга». (Воспитатель)

4. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)

5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)

6. Инсценировка татарской народной сказки «Три дочери», которая учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным (Воспитатель и дети)

7. Проведение тематического досуга «Культура и традиции татарского народа». (Родители Асадулина Гельнар Жашиновна и Николаева Эльвира Амировна).

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».

Слушание песен на татарском языке детского народного ансамбля песни и танца «Идель»

Подвижная игра «Куры и лисица».

Традиционное чаепитие с национальными сладкими блюдами

8. Проведение тематического досуга «Культура и традиции чувашского народа». (Родители Возмилова Надежда Викторовна и Поликарпова Юлия Владимировна)

Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа».

Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива «Саванас»

Подвижная народная игра Журавушка (Тарналла)