Проект «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья. Как приобщить детей к татарской народной культуре Проект для дошколят по татарским традициям
Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)
(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .
Вид проекта : групповой .
Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .
Тип проекта : информационно-творческий.
По продолжительности : средней продолжительности .
Сроки работы : февраль - апрель.
Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .
Актуальность :
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .
Задачи проекта :
Задачи проектируемого процесса на детей :
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Задачи проектируемого процесса на родителей :
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .
1. Беседа о народах Поволжья .
2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)
5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)
7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .
Слушание песни на татарском языке в записи.
Подвижная игра «Куры и лисица» .
Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)
Беседа о чувашском народе и его культуре
Слушание песни на чувашском языке
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »
Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»
9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)
Беседа о мордовском народе и его культуре
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »
Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»
Мордовский народный фольклор (считалки)
10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.
Технологическая карта
Направления разви
тия детей Образователь
ная область Вид деятельности Формы организа
Социально-коммуни
кативное Социализация
Коммуникация
Труд Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Трудовая
Продуктивная
Речевая СОД
Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;
Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;
Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;
Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;
Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;
Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;
Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;
Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;
Знакомство с блюдами народной кухни ;
Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём
Познавательное Познание Познавательная
Исследовательская
Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах
Исследование характерных особенностей национальных костюмах
Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.
Художественно-эсте
тическое Художественное творчество
Музыка Изобразительная
Продуктивная
Музыкальная
Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;
Раскраски «Матрёшка» ;
Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;
Лепка «Подкова» ;
Лепка «Чайная пара» ;
Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;
Музыкальный фольклор
Речевое Чтение художественной литературы
Коммуникация Читательская
Коммуникация
Познавательная НОД
ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;
Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;
Физическое Здоровье
Физкультура
Безопасность Двигательная
Познавательная
Исследовательская
коммуникативная НОД
Рср -Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа на развитие основных движений;
П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»
«Мышеловка» , «У медведя во бору»
Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;
Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;
Предполагаемый результат проекта .
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»
Конспект НОД «Жители Поволжья » .
Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .
Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».
Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .
Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .
Евгения Ерошкина
В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России " мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа , как второго по численности народа , населяющего нашу страну.
1 Вводная беседа о татарской национальности , ее культуре , традициях , народных играх .
2 Беседа о национальном татарском костюме .
Украшение тюбетейки, колфака, ичигов из бумаги; сентябрь, октябрь.
3 Пошив национальных костюмов для кукол. сентябрь
4 Чтение татарских народных сказок «Белый змей» , «» Волшебные башмаки» и др.
5 Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале» , «Водяная» .
Разучивание стихотворения на татарском языке . Лапин Слава.
6 Прослушивание татарской народной музыки «Татарская плясовая » , татарских народных песен «Эх, тола-тола» и др. сентябрь, октябрь
7 Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке , мультфильма
«Приключения Сабантуя» . Рисование иллюстраций для создания книжки по мультфильму "Приключения Сабантуя"
8 Знакомство с татарскими народными играми
- «Кто первый»
- «Спутанные кони»
- «Резвые лошадки»
- «Бег в мешках»
- «Как детишки Темирбая» На прогулках и в свободное время.
9 Знакомство с национальным весенним праздником Сабантуй
Предварительная работа :
1. Подготовка татарских национальных костюмов.
2. Татарские национальные блюда (чак-чак, эчпочмак, чай в пиалах)
3. Украшения для группы в народном татарском стиле
4. Просмотр презентации о празднике Сабантуй.
9 Организация выставки творческих работ по татарским народным сказкам . В течение недели
10 Просмотр детско -родительских презентаций на тему проекта .
11 Создание мультфильма из детских рисунков к одной из понравившихся сказок.
Работа над проектом еще продолжается . Готовый мультфильм презентуем в декабре. Он представляет из себя продолжение сказки Г. Тукая "Шурале". Рисунки для него уже готовы. Сейчас снимаем с ребятами перекладку рисунков.
Публикации по теме:
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек. Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Цель:.
Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.
Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.
Разделы: Работа с дошкольниками
Пояснительная записка.
Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.
Задачи:
– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов,
проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов
Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных
народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с
историко-культурным наследием Республики Татарстан.
Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.
Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.
Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.
Проект построен на принципах культуросообразности:
– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры
(классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного
детства.
Этапы реализации проекта:
I этап: формирование
знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике
Татарстан.
II этап:
разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап:
сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в
Республике Татарстан.
IV этап:
проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного
творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап:
проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.
Ожидаемые результаты:
– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание
истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость,
справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко
выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому
коллективу.
Виды деятельности по проекту.
№ п/п | Образовательные области. | Содержание работы. | Деятельность детей. | Деятельность родителей. | Примечания. |
1. | Здоровье. | Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. | Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. | Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья. | |
2 | Физическая культура. | Разучивание подвижных игр народов Поволжья. | Игры на прогулке, на физкультурных занятиях | Подготовка атрибутов. | |
3. | Социализация. | Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. | Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. | Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. | Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец. |
4. | Труд. | Выполнение сезонных работ на участке. Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа). |
Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. | Работа на участке – выполнение сезонных
работ. Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми. |
|
5. | Безопасность. | Знакомство с реками, протекающими по
РТ, правилами безопасного поведения на водоемах; знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами. |
Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. | Показ на личном приеме, рассказывание. | |
6. | Познание. | Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. | Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. | Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев. | |
7. | Коммуникация. | Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. | Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. | Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях. | |
8. | Чтение художественной литературы. | Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. | Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. | Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях. | |
9. | Художественное творчество. | Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи | Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. | Пополнение музея предметами быта разных народов. | |
10. | Музыка. | Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. | Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. | Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. | Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах. |
Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.
№ п/п | Время проведения. | Народы. | Возрастные группы. | Объем знаний. | Итоговые праздники. |
1 | Сентябрь | Татарстана | II младшая
Старшая Подготовительная |
Материальная культура
(поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства). Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения). Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства). Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его). |
Сюмбеля. |
2. | Ноябрь | России | II младшая
Старшая Подготовительная |
Пришла коляда – открывай ворота. | |
3. | Январь | Татарстана | II младшая | Каргатуй. | |
Башкортостана | Старшая Подготовительная | ||||
4. | Февраль | Россия | II младшая | Масленица. | |
Башкортостана | Старшая | ||||
Чувашии | Подготовительная | ||||
5. | Март | Татарстана | II младшая | Толсур. | |
Чувашии | Старшая | ||||
Удмуртии | Подготовительная | ||||
6. | Апрель | России | II младшая | Пеледыш пайрым (праздник цветов). | |
Чувашии | Старшая | ||||
Марий эл | Подготовительная | ||||
7. | Май | Татарстана | II младшая | Все народы – в гости к нам! | |
России | II младшая | ||||
Мордовии | Подготовительная |
Перспективы.
- Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
- Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
- Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
- Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
- Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
- Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
- Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
- Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.
Состав участников: воспитатели, родители, дети средней группы.
Тип проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: средней продолжительности.
Сроки работы: март - май.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Цель проекта : познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Задачи проекта:
Задачи проектируемого процесса на детей:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)
2. ООД «Какие народы живут у реки Волга». (Воспитатель)
4. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)
5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)
6. Инсценировка татарской народной сказки «Три дочери», которая учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным (Воспитатель и дети)
7. Проведение тематического досуга «Культура и традиции татарского народа». (Родители Асадулина Гельнар Жашиновна и Николаева Эльвира Амировна).
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.
Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».
Слушание песен на татарском языке детского народного ансамбля песни и танца «Идель»
Подвижная игра «Куры и лисица».
Традиционное чаепитие с национальными сладкими блюдами
8. Проведение тематического досуга «Культура и традиции чувашского народа». (Родители Возмилова Надежда Викторовна и Поликарпова Юлия Владимировна)
Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках.
Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа».
Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива «Саванас»
Подвижная народная игра Журавушка (Тарналла)