Становление и развитие культурологического знания. Этапы развития культурологического знания

Центральным понятием культурологического знания является понятие культура. Понятие это предельно широкое и абстрактное, включающее весь спектр индивидуально-общественной жизни человека. Фактически оно объединяет как жизнь личности, так и все общечеловеческое существование, основанное на осмыслении мира и творческой деятельности, вписывающей индивида в окружающий макрокосм.

Слово культура произошло от латинского cultura, что первоначально означало возделывание почвы, постепенно смысл этого термина расширяется, включая такие смыслы как воспитание, образование, развитие, почитание (такое значение слова культура приобретает уже у античного автора Цицерона в «Тускуланских рукописях»). Культурный человек всем обязан воспитанию и образованию, «возделыванию» ума, что, по мнению древнегреческих философов, в значительной степени исправляет и даже изменяет человеческую природу. Таким образом, античная традиция предлагает понимание культуры как овладение знаниями, умениями, нормами человеческого бытия через воспитание и культ (пайдейя? ).

Непреходящей ценностью античного восприятия культуры становится ее обращенность к человеку (humanitas), целью культурного процесса выступает воспитание идеального человека. Вместе с тем, уже ранние греческие философы, анализируя античное представление культуры, столкнулись с проблемами взаимоотношения природа – культура, с противоречием культурного и природного начала в человеческом существе. Так, древнегреческие мыслители (Антисфен, Диоген, софисты) утверждают, что культура развращает человека и общество, «отрывает» от природных установлений; человеку необходимо возвратиться к естественности и простоте первобытного состояния. Гиппий, например, утверждал, что «человеческие установления насилуют нас часто вопреки природе».

Вслед за античностью в развитие представлений о культуре внесли свой вклад все эпохи исторического развития человечества, каждый раз расставляя свои акценты в понимании культуры, в зависимости от ориентаций, ценностей и устремлений того или иного культурного периода.

Во взглядах ранних христиан наметившееся в античности противопоставление природа – культура (и одновременно попытки устранения этого противоречия) сменилось противопоставлением Бог – культура. Подчеркивается божественное духовное начало культуры, последняя переосмысляется исключительно как культ. Культурное развитие человека рассматривается как устранение первородного греха и приближение к божественному замыслу. В эпоху средневековья вновь появляется трактовка культуры как возделывания разума, однако, здесь речь идет об «естественном разуме», от природы не испорченном и дополненным верой, т.е. культура рассматривается как духовно-религиозное самосовершенствование личности. Культурный и исторический процесс воспринимается средневековыми мыслителями как движение к царству божию (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения вновь по аналогии с античностью происходит обращение к человеку как творцу и смыслу культуры. Здесь начинает формироваться «классическая» концепция культуры – концепция светской культуры, гуманистической, обращенной к человеку и исходящей от человека. В эпоху Возрождения культура окончательно теряет культовый, освященный преданием и традицией характер и становится «произведением» человека («второй природой», созданной людьми). Гуманисты Возрождения утверждают мысль о том, что благодаря творчеству человек как бы возвышается над ограниченностью своего физического существования.

В Новое время проблемы культуры рассматриваются в основном в рамках философии и эстетики (философской дисциплины, изучающей природу и закономерности эстетического освоения действительности, «творчество по законам красоты» 1). Развивая классическую концепцию культуры, мыслители Нового времени утверждают, что человеческая культура имеет причину в себе самой, не зависит от мира божественного и природного. Основаниями культуры являются гуманизм, рационализм и историзм (поскольку человек есть самостоятельное, разумное, мыслящее и исторически развивающееся существо). В Новое время формируется представление о культурной деятельности как собственно человеческом творчестве, об отличии человеческого бытия от природного существования (такой точки зрения придерживался, например, немецкий юрист и философ Пуфендорф).

Французские просветители процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни (культуру) оценивают как противостояние дикости и варварству. Немецкая классическая философия, представители немецкого Просвещения, романтики утверждают культуру как историческое развитие человеческой духовности (рассматривают эволюцию философского, научного, политического, правового сознания, обеспечивающего прогресс человечества).

Таким образом, культура стала объектом интереса и исследования фактически с античности, однако обособление культурологического знания как специфического направления гуманитаристики относится только к 19 веку, когда культурологическое знание отделяется от философии и истории (Д. Вико, И. Гердер). В работах Гердера, Вико, а затем, Кассирера, Данилевского, Сорокина разрабатывается ценностное рассмотрение различных форм культурной жизни (искусства, религии, права, мифа и т.д.) в их единстве и взаимодействии, акцент переносится с объяснения поступательного развития общечеловеческой культуры на изучение ее особенностей в различных типах обществ, рассмотрение различных культур как автономных систем ценностей, сравнение культурно-исторического процесса с индивидуальной жизнью человека.

В конце 19 – начале 20 вв. при изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнографии, теории систем, семиотики, психоанализа и других наук (Тайлор, Боас, Малиновский, Радклифф – Браун, Леви-Строс, Фуко, а так же Фрейд, Юнг, Лакан и др.).

Современная культурология - самостоятельная научная дисциплина, представляющая собой систему знаний о культуре. Предметом культурологии является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, раскрывающего себя исторически как процесс культурного наследования.

Цель культурологии - построение «генетики» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать его в перспективе, управлять им. Для достижения поставленной цели культурология призвана решить достаточно сложные задачи:

    выявить генетический код культурных феноменов (т.е. структур, ответственных за хранение, передачу социального опыта человеческой деятельности), осмыслить и проанализировать механизмы действия традиций и новаций, смыслообразования, взаимоперехода культурных ценностей и норм, механизмы творчества и т.д.;

    изучить факторы, которые в процессе развития «расшатывают» генетические коды культуры;

    рассмотреть суммарные последствия культурного развития как создания «второй природы» и очеловечивания истории.

Методы, которыми пользуется культурология при построении культурологического знания, в целом совпадают с общими методами гуманитаристики. Специфической особенностью становится стремление культурологии объединить многие имеющиеся в науке методы, основываясь на понимании культуры как системного, развивающегося явления. Для сбора и первичного анализа информации в культурологии используется наблюдение, изучение артефактов? культуры, работа с текстами и иными проявлениями культуротворческой деятельности. Для теоретической обработки полученных результатов применяются такие методы как психологическая и антропологическая реконструкция, создание идеализированных объектов, дешифровка знаковых систем. Пожалуй, главным методом культурологического знания, объединяющим все остальные, становится герменевтика как понимание, истолкование, сочетание рационального и внерационального подхода к постижению сущности и смысла каждого конкретного культурного феномена. Единство объяснения и понимания служит залогом обретения интуитивно-смысловой причастности человека к изучаемому предмету, осознанию единства индивида со всей человеческой культурой.

Культурология – интегративная дисциплина; она взаимодействует со многими науками, опираясь зачастую на их фактологию, методики исследований, изученные закономерности. Это необходимо, поскольку объект изучения культурологии – человеческая культура – предельно сложен и связан фактически со всеми аспектами и сторонами жизнедеятельности человека и общества. При изучении культуры, таким образом, невозможно обойтись без привлечения данных антропологии, этнографии, медицины, психологии, социологии, экономической теории, лингвистики, истории, искусствоведения и многих других областей знания. Особое значение для развития культурологии всегда имела философия. Вплоть до конца 19 века проблемы культурологии изучались в рамках концепций философии культуры, опиравшихся так же на историческое знание. Несмотря на то, что сегодня культурология самостоятельная дисциплина, связь ее с философией отнюдь не ослабляется. Фактически само культурологическое знание имеет, прежде всего, философское основание и философский характер. Мировоззренческие, ценностные основы культуры, развитие личности в культуре, осмысление процессов, происходящих в современности и т.д. – все это вопросы можно считать одинаково значимыми как для философского, так и для культурологического знания.

Преподаватель Михайлов Юрий Иннокентьевич

Литература

- *«Культурология» под ред. Садукина

Ауд. 2405 – методический кабинет, 2402 - кафедра

Лекция 1 «Культурология как система знаний»

Культурология – дисциплина, изучающая все вопросы, связанные с культурой (Лесли Уайт, «Классификация систем родства » 1939г)

Основные разделы науки

· Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

· Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

· История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

· Антропология культуры (культурная антропология ): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

4 основных направления культурологических исследований :

· Социальное: механизмы социокультурной организации.

· Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

· Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

· Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания . Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

Основные этапы развития культурологических знаний.

1. Донаучный этап . Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

Сотворение Мира Рождество Христово Апокалипсис (Страшный Суд )

Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

2. Научно-исторический . На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

3. Научно-философский . Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

Лекция 2 «Культура и цивилизация. Объем и содержание понятий»

«Цивилизация» и «культура» часто взаимозаменяемы.

Кребер и Кларсон подсчитали по классическим источникам, что определений культуры существует более 500.

Культура – способ производства и его результаты. (Маркарян)

Разделение культуры на материальную и духовную носит условный характер. В каждом культурном явлении представлены результаты материальных и духовных усилий общества (древнегреческие вазы – духовное развитие или производство?). Для материальной культуры широко используется понятие прогресса, в духовной культуре понятие прогресса неприменимо, следует говорить о постоянном накоплении духовного наследия .

Динамика развития культуры

Английская исследовательница М. Мид предложила схему развития человеческой культуры как способов передачи культурной информации.

· Исторически первый тип она назвала префигуративным (доструктурный ). Этот тип сформировался в первобытном обществе. В рамках этого типа вся культурная информация передавалась от старших к младшим. Процесс обучения носил безусловный характер – любое знание принималось на веру и не подвергалось сомнению. Младшие поколения копировали модель поведения старших, поэтому культурные новшества приживались крайне медленно. Опыт старших был исчерпывающим, абсолютным эталоном.

1,5 млн. лет назад появляется человек, с этого момента начинается культурная история человечества. 40 тыс. лет до н.э. появляется homo sapiens. 4-3 тысячелетие до н.э. зарождается древнеегипетская цивилизация.

· Следующий типкофигуративный (структурный ). Появление этого типа связано с появлением древних цивилизаций. В рамках этого типа информация передавалась от старших к младшим, а также циркулировала между младшими поколениями. Благодаря этому быстрее возникали культурные новшества и быстрее применялись на практике. Авторитет старших поколений утратил законодательную силу. Старшие поколения исполняли роль цензоров. В рамках этого типа впервые возникает проблема отцов и детей. Современное общество соответствует этому типу культуры. Данная модель может проявлять себя в самых разных ситуациях.

· Постфигуративный (постструктурный) тип. Это тип культуры будущего. В его рамках старшие будут передавать информацию младшим, а младшие – старшим; т.е. поколения будут учить друг друга.

М. Мид считала, что процесс обновления культуры будет идти очень быстрыми темпами. Каждое новое поколение будет создавать новый объем актуальной информации.

Срок творческой активность поколения примерно 15 лет, трудоспособности – примерно 30 лет. Темпы развития культуры, ее обновления определяет то, что срок жизни поколений больше срока их творческой активности.

Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» предложил такую модель развития:

Основной процесс развития культуры – эволюция. В ходе эволюции постепенно создаются новые культурные ценности. Со временем наступает такой момент, когда новое содержание культуры вступает в противоречие со старой формой ее организации. Когда противоречие достигает предела, происходит взрыв. Взрыв – это особая точка культурного развития, когда перед культурой открывается множество путей дальнейшей эволюции. Пути эти альтернативны, и культура может выбрать только один. Но культура может и не пережить точку взрыва.

Защитным механизмом культуры во время точки взрыва выступает правовая традиция – правосознание общества, которое охраняет общество от полного разрушения. В русской культуре правовые нормы стремились подменять нормами морали.

Цивилизация

Основные признаки цивилизации :

· Государство

· Письменность

Основателем цивилизационного подхода к анализу культуры считают немецкого ученого Освальда Шпенглера. Накануне Первой Мировой войны он опубликовал книгу «Закат Европы» (с нем. «Упадок Запада»). Он уподоблял цивилизацию биологическому организму, который проходит универсальные стадии развития: зарождение, рост, расцвет и упадок. Он считал, что цивилизация – это определенный этап в развитии культуры, который предшествует ее неизбежному упадку. В период цивилизации постепенно мертвеет душа культуры. Омертвление души приводит к упадку, к неизбежному разрушению целого. Душа – совокупность неповторимых качеств культуры. По его мнению, у греко-римской культуры была аполлоновская душа (гармоничное развитие всех сфер жизни). Западноевропейскую культуру он наделил фаустовской душой (неугомонный искатель истины, готовый продать свою душу).

Шпенглер выделял 9 основных цивилизаций в истории человечества

· Древнеегипетская

· Греко-римская

· Древнекитайская

· Арабская

· Западно-европейская

И считал, что формируется еще одна, новая цивилизация, которой принадлежит будущее – Русско-сибирская.

Поскольку каждая цивилизация подобна биологическому организму, она развивается и существует благодаря внутренним импульсам , поэтому все цивилизации существовали независимо друг от друга.

Но нельзя слишком изолировать одну культуру от другой. Это понял английский ученый Арнольд Тойнби. Свои взгляды он изложил в книге «Постижение истории». Он выделил 22 цивилизации. По его мнению, именно внешнее влияние определяет развитие цивилизации. Внешний импульс является «вызовом», на который культура должна значимо «ответить». Его концепция – концепция «вызова и ответа». Ответ дает творческое меньшинство (а не культура в целом), которое ведет за собой пассивное большинство. Как только творческое меньшинство перестает давать значимые ответы, цивилизация гибнет.

Развитие цивилизации .

Все архаические цивилизации развивались экстенсивным путем , т.е. за счет территориального расширения.

Интенсивный путь развития (в Европе) – объединение. Осознание собственного культурного родства.

Геокультурность – зависимость явлений цивилизации от естественной географической среды.

Лекция 3 «Морфология культуры»

Основные формы культуры :

° религия

° искусство

Первая форма рационального познания мира. Рациональность мифа основана на единстве понимания человека и природы и ощущения своего родства с окружающим миром. Становление мифа следует рассматривать в контексте формирования мифологического сознания, которое было исторически первой формой мышления homo sapiens. Важнейшей чертой мифологического сознания является образность и, соответственно, ориентация на символ. Символические образы, которые присущи всему человечеству, называются архетипами. Считается, что эти образы коренятся в глубинах человеческого подсознания.

В разных мифологиях выделяются ее наиболее архаические пласты .

° Наиболее древними считаются космогонические мифы , которые объясняют происхождение и строение вселенной. Эти мифы тесно связаны с экологическими характеристиками среды обитания. Например, у сибирских народов широко распространен мир о водоплавающей птице-демиурге, которая поднимает со дна океана Землю.

° Мифы антропогонические , повествующие о происхождении человека. Связь с космогоническими обнаруживается в мифах о сотворении мира из частей первочеловека. Например, в скандинавских мифах первосущество – Имир, гигант.

° Более позднюю группу составляют мифы этиологические , которые повествуют о происхождении тех или иных ритуальных и социальных норм.

Основными инструментами мифологического повествования выступают метафоры и метонимия.

Миф демонстрирует свою устойчивость и в современной культуре, хотя занимает периферийное место по отношению к научному сознанию.

Религия

Лат. religio – все, что связано с культом Папы.

Религия – организованное поклонение высшим силам. (С.Н.Трубецкой)

В основе религиозного сознания лежит миф, поэтом религия по отношению к мифологии вторична, она формируется на ее основе. Но религия отличается от мифа концепцией сверхъестественного, которая не поддается рациональному объяснению - чудо. Миф стремится создать логические связи для объяснения вещей, хотя эта логика может быть и довольно своеобразной. Религия предлагает принимать на веру.

Ранние формы религии .

o Анимизм . Э. Тайлор считал, что анимизм возник в результате попыток рационализировать смерть и сновидения, в результате которых душа отделяется от тела. Анимизм – вера в духовные сущности или существа, которые существует независимо от человека и могут вступать с ним в контакт. Вера не только в души, но и в духов.

o Фетишизм . Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Объектом поклонения может стать любой предмет, включая части тела человека и животного. В разных культурах отношение к почитаемым предметам существенно различалось. Одни народы относились к ним благоговейно, другие – более практично. Известны случаи, когда магические вещи наказывали, если они не помогали исполнить желание. Во многих случаях священные предметы имели антропоморфную (человекоподобную) форму. Наиболее распространенным видом являются магические амулеты, которыми человечество пользуется до сих пор. Недавнее увлечение – тамагочи.

o Тотемизм . Система религиозных представлений о родстве между группой людей и мифическим предком, в качестве которого может выступать человек, животное, растение или (значительно реже) неодушевленный предмет. Тотем – это не божество, а начальное звено в генеалогической цепочке. В рамках тотемизма сформировалась система запретов. Эти запреты обозначаются термином табу .

o Магия . Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и природу. Ученые различают различные магические практики: любовная, вредоносная, метеорологическая, и т.д. Магические свойства приписывались и именам. Существовала широкая практика сокрытия подлинного имени.

Искусство

Считается, что оно, как и религия, возникло на базе мифа. Хотя не исключено, что оно формировалось и вместе с мифом. Они дополняли друг друга.

Язык возникал в результате общения мужчины с мужчиной, потому что при общении с женщиной каких-то особых выразительных средств не требовалось.

А.Д. Столяр – концепция «натурального макета». Первой формой художественной деятельности был макет, который включал в себя искусственную конструкцию и шкуру животного.

На смену натуральному макету приходит символическое изображение животного в виде примитивной скульптуры. Легче всего было лепить скульптуру к стене, чтобы она стояла. Так появился рельеф. Следующим этапом появился рисунок, а затем, на базе рисунка, живопись.

Наука

Наука как форма рационального познания мира связана с появлением специализированной человеческой деятельности, которая была направлена на систематизацию знаний о природе, человеке и обществе. Базируется на принципах объективности, достоверности. Первоначально существовала как эмпирическое знание о мире. Важным этапом в становлении науки стал эксперимент, научный опыт.

Функции культуры

Функция – совокупность ролей, которые культура выполняет в обществе.

1. Функция социализации (человекотворческая ). Благодаря ней из биологической особи возникает разумный общественный человек. Основной инструмент социализации – язык. Осваивая первые слова – понятия, человек присягает на верность культуре. За одним понятием стоит целая культурная стратегия (пример: растение сорняк – садовые растения, стратегия садоводства). Человеческая личность: 70% социум + 30% биология. Доброта, отзывчивость, совесть передаются по наследству!

2. Гносеологическая (познавательная ). Связана с возможностью освоения накопленного опыта. Результатом этого освоения становится формирование картины мира, которая в каждой культуре своя.

3. Информационная . Обеспечивает преемственность передачи культуры и социального опыта, связана с накоплением, хранением и передачей информации. Эта функция динамично развивается вместе с культурой и тесно связана с процессом образовательной деятельности. Начиная от подражания старшим, заканчивая современными средствами передачи визуальной информации. 70% информации человек получает из общения, 30% - визуально.

4. Ценностно-регулятивная . Культура проявляет себя как регулятор социального поведения людей. Регулирование осуществляется через нормы, обычаи и обряды. Существует несколько уровней регуляции. 3 главные сферы регуляции: право, мораль и обычаи.

Высший регулятивный уровень составляют нормы морали.

Потом – нормы права, которые определяются нормами морали. Иногда нормы морали расходятся с нормами права (например, смертная казнь или эвтаназия).

Низший нормативный уровень – обычаи и обряды. Обряды от обычаев отличаются тем, что имеют религиозную форму.

Религиозные нормы в современных обществах также регулируют повседневную жизнь человека. В одних случаях они полностью совпадают с нормами морали. В других – являются важной составной частью морали. Например, в мусульманских странах нормы морали полностью совпадают с нормами религиозными.

5. Функция дифференциации и интеграции . Культура выступает как фактор объединения и разграничения социальных групп и этносов. Объединение может происходить по национальным, религиозным и другим признакам, но любое объединение изначально противопоставляет себя всем остальным.

6. Прогностическая функция культуры . Связана с предсказанием результатов будущего развития.

Лекция 4 «Типология культуры»

Типология культуры используется для того, чтобы определить меру/степень культурной самобытности или проследить этапы развития культуры.

Когда культура изучается с учетом временного фактора, используется 2 типологических подхода:

1. Синхронная типология .

Сопоставление культур, принадлежащих к одной исторической эпохе.

2. Диахронная типология .

Культура изучается на разных этапах своего развития.

Например: век каменный, век бронзовый, век железный.

В 19в разработана национальная типология культуры. Она была построена с учетом культурных особенностей, присущих конкретному народу/конкретной нации. В начале этой культуры стояли романтики: они изучали фольклор, национальный дух в фольклоре и современности.

Для объективного сравнения не схожих между собой культур была разработана технология по методу «идеальных типов». Это сравнение не живых или исторически реальных фигур, а сравнение идеальных моделей культуры. Каждая конкретная культура на определенном этапе своего развития могла быть ближе или полностью совпадать с каким-либо идеальным типом.

Идеальные типы:

· Допервобытный тип культуры .

Характеризуется господством одного выдающегося индивида над всеми остальными. Его власть опирается на физическую силу, поэтому в каждой социальной группе есть место только для одного лидера. Например, порядок клева у птиц.

Основной вопрос допервобытной культуры: «Насколько нужен именно ты, чтобы все мы выжили?».

Форма социальной организации скорей всего совпадала с рамками семьи.

· Первобытная культура .

В рамках этого типа формируется новое отношение к власти. Выдающаяся роль принадлежит индивиду, который следит за соблюдением социальных норм. Лидер являет собой некий образец нормативного поведения.

Основной вопрос этой культуры: «Насколько ты вовлечен в сообщество?»

Основная форма организации – первобытная община. Общественное управление осуществляет совет старейшин. Формируются ранние виды религии.

· Военный тип культуры .

Основные формы деятельности – война и торговля. Военные действия помогают прокладывать, захватывать и контролировать торговые пути. Яркий пример – скандинавские страны в эпоху викингов.

Основной вопрос: «Хорошо ли ты повинуешься?»

Абсолютная власть принадлежит избранному меньшинству. Героизм на войне и самопожертвование – основные добродетели этого общества. Мужчина существует для войны, а женщина – для воспроизводства воинов.

В рамках этого типа широко используется письменность. Религия находится в подчинении политических интересов. Способ производства основан на рабстве.

· Религиозный тип культуры .

Эта культура проповедует отказ от активной социальной деятельности. Идеалом является социальная пассивность и религиозная преданность.

Главный вопрос: «Насколько ты набожен?»

Идеал человека – богопослушная личность. Основной институт общественной организации – церковь. В мусульманском мире, где во главе теократия, можно говорить о совпадении политической и религиозной власти. Имам – религиозный лидер государства. При нем теократия. Халиф – светский лидер государства.

Важным регулятором общественной жизни является религиозный аскетизм, который ограничивает биологические потребности. Разделение труда иерархическое. Класс священнослужителей правит классом непосредственных производителей. Религиозная культура, в отличие от предыдущих, верит в абстрактных богов: они символизируют не конкретные силы природы, а единство вселенной. Наука находится в зачаточном состоянии. Ведущим видом искусства является архитектура. Образование подчинено религиозным целям.

· Цивилизационный тип культуры .

Характеризуется высоким разнообразием составляющих элементов. Идеал связан с личностью, которая вырабатывает собственные критерии чувств, мыслей и действий.

Главный вопрос: «Насколько ты индивидуален?»

В этой культуре высоко ценится рациональность, которая понимается как собственный образ мыслей. Социальная организация характеризуется демократическими формами правления, но ведущая роль в обществе принадлежит обладателем денег.

Исторически этот тип культуры связан с развитием капиталистических отношений.

· Научный тип культуры .

В рамках этого типа влияние внешней (природной) среды сведено к минимуму. Культура уже не покоряет природу, а постигает ее. Постижение естественных законов природы становится основной задачей общества.

Основной вопрос: «Насколько ты любознателен?»

Критерий величия – любознательность личности.

· Постнаучный тип культуры .

Это предположение уровня развития!

Основные занятия – наука, философия, искусство.

Основной вопрос: «Насколько ты совершенен?»

Все земные законы уже открыты, человек занят достижением космических пространств.

Лекция 5 «Экзистенциализм. Теория осевого времени Карла Ясперса»

Экзистенциальное понимание культуры анализирует переживание человеком своего бытия и непосредственного существования в культуре. В узком смысле «экзистенция» - существование. Человек постигает собственную экзистенцию, как правило, в пограничных ситуациях (болезнь, чувство вины, страдания). В этих ситуациях черед человеком открывается выбор, а в процессе выбора он обретает свободу.

Философы-экзистенциалисты считают, что существование предшествует сущности. При рождении человек еще не обладает сущностью, он обретает ее в процессе бытия. И только выбирая свою судьбу человек обретает сущность.

Карл Ясперс (1883-1969).

Начинал с изучения медицины, окончил медицинский факультет в Гейдельбергском университете. Сначала практиковал в психиатрической клинике, потом защитил докторскую, получил степень Доктора психологии.

Один из основных трудов – «Смысл и назначение истории». В 1919г опубликовал работу «Психология мировоззрений». С этой работы начинается его путь как философа-экзистенциалиста.

Ясперс предложил различать «доисторию» и собственно «историю». Саму историю составляет период 5 тысяч лет от наших дней. То, что ему предшествовало, является доисторией. Переход от доистории к истории совершается одновременно в нескольких частях Старого света. Этот переход связан с возникновением Шумеро-Вавилонской культуры в Передней Азии, Египетской культуры в Северо-западной Африке и Эгейской культуры в Средиземноморье. Дальнейшее развитие народов Старого света принципиально меняется в начале первого тысячелетия до нашей эры. По Ясперсу период с XVIII по II века до нашей эры – это период Осевого времени . Именно в Осевое время возникают религиозные системы и философия. Рациональное сознание берет верх над сознанием мифологическим.

В VI веке до нашей эры в Китае проповедовал Конфуций. В этом же веке в Индии проповедовал Сидхакха. В Греции возникают школы философии, в Иране проповедовал Заратустра. Все эти духовные явления возникали независимо друг от друга, хотя и в одно время.

Конфуций. (по-китайски: Кун-Цзы, цзы - учитель) иероглиф «цзы» означает одновременно «старик», «мудрец» и «ребенок». Учение Конфуция очень рационально, поэтому многие называют его социальной политикой.

Учение Заратуштры. В мире 2 начала: доброе и злое, которые противоборствуют. Некоторые считают, что христианство отсюда заимствовало нравственный дуализм.

С началом использования металла (железа) в качестве оружия породило массовые армии, армии порождали массовое страдание, а озарение приходит в страдании – пограничной ситуации.

«Не делай другому того, чего ты не пожелал бы себе » - золотое правило этики в философии VI века. Проблема нравственной оценки действительного позволило сформулировать рациональные варианты объяснения мира.

Те народы, которые вышли на уровень рационального мышления, Ясперс назвал осевыми. Народы, которые остались во власти мифологического мышления, ушли с исторической сцены, подобно шумерам, вавилонянам и древним египтянам.


Похожая информация.


Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

Один из важнейших методологических принципов моего подхода состоит в переходе от обсуждения отдельных понятий культуры к анализу практик, в рамках которых формируются разные понятия культуры, а также к анализу различных научных стратегий и подходов изучения культуры, прежде всего философского, естественнонаучного, гуманитарного, социокультурного и исторического. Поясню. Межуев, анализируя, что собой представляла идея культуры, пишет, что это было оценочное понятие культуры, позволявшее "постигнуть смысл и направленность человеческой истории в целом", исходя из убеждения в том, что именно европейская история и культура являются "высшим достижением духовного развития человечества". По Межуеву, идея культуры и соответствующее понятие были ответом (объективацией) на формирование особой практики - самосознания европейского человечества как целого; дальше на этой основе разворачивались и другие практики (просвещение населения, колонизация других, "менее культурных" народов, практика миссионерства). Анализируя понятие "культура" как "многообразие культур" и понятие "массовой культуры", К. Разлогов, по сути, применяет тот же самый прием объяснения: в качестве важнейшей предпосылки формирования этих понятий рассматривает соответствующие практики (формирование национальных государств и отдельных наций, создание сферы устойчивых массовых культурных услуг и социального управления на основе СМИ, телевидения, а сегодня и Интернета). М. Фуко и современные методологические исследования показывают, что понятия типа "культура" появляются в ходе объективации схем, обеспечивающих формирование и функционирование определенных социальных практик и связанных с ними властных отношений. В таком контексте, прежде всего организационном, культура выступает как объект, полагаемый мыслью, а не объект изучения; но затем культуру, выделенную таким образом, начинают изучать.

Напротив, в своих последних работах Э. Орлова осмысляет разные понятия культуры на основе анализа различных стратегий научного познания (для меня эта позиция всегда была исходной). Когда, пишет она, основным в познании считается установление фундаментальных нормативных порядков, отделяющих мир человека от остального мира, это можно сделать только средствами философии. Если акцент в познании делается на процессе непосредственного наблюдения искусственных феноменов в том виде, в котором они даны людям, в специфичности, уникальности их проявлений или попытке обнаружить нечто общее за внешне различными феноменами, незаменимым становится гуманитарный тип познания. В случае достаточного накопленного опыта практического обращения с определенными культурными феноменами возникает вопрос о возможности их целенаправленного регулирования, прагматического использования и т.п. Соответственно актуализируется научный подход к этим феноменам.

Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно - сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.

В своих исследованиях я стараюсь сочетать подход к анализу культуры через анализ соответствующих практик с подходом, предполагающим разведение типов стратегий познания. Дело в том, что понятия культуры несут в себе черты и того и другого.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agricultura. Agricultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • 1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
  • 2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.
  • 3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
  • 4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

Преподаватель Михайлов Юрий Иннокентьевич

Литература

- *«Культурология» под ред. Садукина

Ауд. 2405 – методический кабинет, 2402 - кафедра

08.09.2011 Лекция 1 «Культурология как система знаний»

Культурология – дисциплина, изучающая все вопросы, связанные с культурой (Лесли Уайт, «Классификация систем родства » 1939г)

Основные разделы науки

    Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

«Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

    Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

    История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

    Антропология культуры (культурная антропология ): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

4 основных направления культурологических исследований :

    Социальное: механизмы социокультурной организации.

    Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

    Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

    Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

Диатропика – наука о сложности мира.

Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания . Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

Основные этапы развития культурологических знаний.

    Донаучный этап . Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

Сотворение Мира Рождество Христово Апокалипсис (Страшный Суд )

Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

    Научно-исторический . На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

    Научно-философский . Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

1Этапы становления культурологического знания

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются: мифы, легенды, сказания.В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный)

_________________________________

2 Предмет и структура культурологи

Культурология это наука о сущности и формах проявления культуры как спецефического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения функционировантя и развития..Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Структура культуры В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части - культурная статика(состояние покоя) и культурная динамика(Движение) К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Как известно Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Структура культурологи 1) Фундаментальная культурология Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 2) Прикладная культурология (тесно связана с социологией)Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия3)Историческая культурология (история культуры)

5 Многообразие современных подходов к изучению культуры

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система, обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится:невербальное. вербальное. письменность, печатанье, СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе, является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система. которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы. институты, театры, библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе. культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры. характерные для определенной общности.. данными особенностями. являются (традиции, привычки, менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось. что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета. а затем гибнет.Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом.Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек, личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое, необузданное. Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания, идеи, языки, мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной. деятельности 4) ценности и ценностные ориентации(совесть. человечность, уважение. Честь. любовь. духовность)

__________________________________

12,Понятие культурной Динамики

Динамика-Система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Типф Культур. изменений. 1)Культур. изменения определяются изменениями в социально-экономических и политических отношениях и соответственно могут характеризоваться как доиндустриальные, постиндустриальные. 2) Культурные изменения могут основываться на развитии чужой культуры, выражаясь в смене духовных стилей. художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. 3).Культур. изменения могут основываться на обогащении и на деференциации культуры. 4) Культурные изменения так же могут основываться на упрощении культуры, а так же устранении или утрате каких-то элементов. 5) Куль. Измен. Могут основываться на преобразовании или трансформации культуры. когда ее новое состояние возникает как результат изменений. Прежнего состояния под влиянием процесса обновления. (Из средневековой культуры возникла культура Возрождения.) 6) Культ. Измен. Могут происходить на основе культур. застоя, как длительного, неизменяемого, повторяемого состояния культуры. 80 годы- Длительный застой 7)Культ. Измен. Могут основываться на культ. кризисе, который характер-ся разрушением и ослаблением прежних духовных структур и институтов. Формирование новых ценностей отвечающим современным требованиям общества, Соврем. культура стадия кризиса.

__________________________________

7 Культура и цивилизация, соотношение понятий-

термин « цивилис» возникает в Др. Риме(гражданин. государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н.Я, Данилевский, о Шпенглер, А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская, Классическая (др. Греческая и др. Римская) . Византийская, Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: (Китайская. японская, Индуиская, Западная, Русско-православная, Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством, мифологией, религией. наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого. социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер, Макс Вебер(19 в.)Э. Тофлер (20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество (аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий. биотехнологий., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества. следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства:1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность, но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.

__________________________________

19. «Циклическая» и « линейная» модели динамики культуры.

Динамика – это система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Модели динамики культуры, существуют 2 основные модели динамики культуры: «Циклическая и « Линейная». «Циклическая»- это представление о том, что существуют отдельные культуры, обособленные друг от друга и каждая из культур проходит определенный круг или цикл развития от рождения до смерти. Представители: Геродот, Платон, Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер. П. Сорокин. А. Тойнби. « Линейная»- это представления о том что существует единая общемировая культура развития. которая есть эволюционный путь на основе универсальных стадий и согласно единым закономерностям. Представители: Полибий, Карл Маркс, к. Ясперс. О. Тоффлер. Развитие культуры есть сложный диалектический процесс представляющий собой единство, как самобытных специфических черт. так и общих тенденций и закономерностей.