Сатирико бытовой план мастера и маргариты урок.

Романом «Мастер и Маргарита» увлечено огромное количество людей. Почему нам нравятся непростые и даже плохие герои, нарушители правил и границ? В чём секрет обаяния зла? Что ему может противостоять? Ответы на вопросы - в опыте прочтения романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

После прочтения остаются некоторые вопросы: литературный шедевр - это средство, а что же в нём такого? Почему им были так увлечены в определённое время в нашей стране, особенно молодёжь? И здесь важным оказывается такое понятие, как обаяние зла . В качестве примера можно рассмотреть реальную ситуацию: девочке двух лет мама рассказала сказку про непослушного ёжика, в которой ёжик не слушался маму, делал всё не так, провоцировал какие-то сложности:

«Но однажды ёжику надоело слушаться маму, и он решил стать непослушным.

“Сынок, иди набери грибочков”, - попросила мама.

“Не пойду я”, - ответил грубо сынок.

Мама пошла и набрала красивых и больших грибов, и засушила их на зиму.

“Сынок, иди набери яблочек. Я тебе пирог испеку”, - опять попросила мама.

“Не хочу я и не буду набирать”, - вновь ответил громко сынок».

Отрывок из сказки про непослушного ёжика

Закончилось, конечно, всё хорошо - все вернулись домой. Но с тех пор эта девочка вот уже полтора года каждый день просит рассказать ей сказку про непослушного ёжика, причём так, чтобы у него была большая непослушность.

Детям нравится Карлсон (см. рис. 2), который сам по себе довольно хамовитый парень, нарушающий все правила приличия. Они в восторге от мультфильма «Маша и Медведь», в котором тоже главная героиня тоже девчонка непростая. Почему у детей возникает любовь к плохим героям?

Рис. 2. Б. Илюхин. Марка России (1992 г.) ()

Причина в том, что наша жизнь в обществе подразумевает некие ограничения. Нас с детства к этим ограничениям приучают: не делать так, это нехорошо, это неприлично, это нельзя. И естественно, накапливается ощущение недостатка свободы. И оно приводит к тому, что когда человеку показывают человека или некое существо, которое обладает свободой, нарушает что-то, то образ этого человека или существа становится привлекательным.

Интересно, что часто преступники - это люди, остановившиеся в развитии и ведущие себя на уровне 13-15-летних детей. Они так и называют друг друга - «пацаны». Будто нарочно подчёркивают свою недоразвитость в определённых сферах. И вот эти пацаны выступают против отличников и «училок», где отличниками, скажем, могут быть коммерсанты, а «училками» - правоохранительные органы. Суть та же, что и в детстве.

Человечество накапливало механизмы борьбы с такими напряжениями, возникающими в обществе. Например, карнавалы - средство борьбы с усталостью от жесткой иерархии: дворяне, простой люд, крепостные и т. д. Это карнавальная городская европейская культура. В какой-то момент всё переворачивается: кто был ничем, тот становится всем. Об этом много написано, если будет желание, изучите самостоятельно.

Другой механизм называется «козел отпущения» .

Козел отпущения (иначе назывался «Азазель») - в иудаизме особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур во времена Иерусалимского храма (Х в. до н. э. - I в. н. э.). Ритуал описан в Ветхом Завете.

Такой механизм мы ищем в искусстве. Кто-то из древних исследователей искусства сказал, что в театре человек переживает то, что в обычной жизни он не имеет возможности сделать. Например, он видит, как кто-то возмущённый бьёт соседа, разыгрывается какая-то драма, и у него происходит катарсис, очищение.

Катарсис - сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

Воланд - невероятно обаятельный персонаж, хоть и является дьяволом. Зло не было бы злом, если бы не было обаятельным. Ведь иначе оно было бы противным, никто не захотел бы даже внимания на него обратить, люди смогли бы отличить грех. Поэтому задача зла - соблазнить, притянуть. Воланд соблазняет своей силой, к нему хочется прислониться. Он что хочет, то и делает, например какому-то нехорошему человеку разрешает голову свернуть:

«- Между прочим, этот, - тут Фагот указал на Бенгальского, - мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс! Что бы нам такое с ним сделать?

- Голову ему оторвать! - сказал кто-то сурово на галёрке.

- Как вы говорите? Ась? - тотчас отозвался на это безобразное предложение Фагот, - голову оторвать? Это идея! Бегемот! - закричал он коту, - делай! Эйн, цвей, дрей!

И произошла невиданная вещь. Шерсть на чёрном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».

Можно ли различать добро и зло? Когда-нибудь вы обязательно встретитесь с произведением Гёте «Фауст» (см. рис. 3). Там есть слова, которые стали эпиграфом к «Мастеру и Маргарите»:

«…Так кто ж ты, наконец?

- Я - часть той силы,

Что вечно хочет зла.

И вечно совершает благо».

Гёте. «Фауст»

Рис. 3. Обложка к книге И.В. Гёте «Фауст» ()

Возможно, дьяволу изначально отпущено делать то зло, которое обернется добром. Ведь Воланд наказывает не очень хороших людей: все те, кого он наказывает, в чем-то грешны. В этом и есть обаяние. Возможно, в этом состоит и обаяние революции, ведь власть вновь пришедшая наказывает надоевших аристократов, буржуев, происходит кажущееся быстрое решение всех накопившихся вопросов.

Есть много разных определений зла. Верующие люди иногда следуют Августину Блаженному (см. рис. 4) и говорят, что зла нет, есть недостаток добра:

«Опираясь на это основание, Августин был готов ответить на ключевой вопрос? “Где же зло и откуда и как вползло оно сюда? В чём его корень и его семя? Или его вообще нет?” На это Августин отвечал: “Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла”».

Грег Коукл. (пер. П. Новочехова)

Рис. 4. С. Боттичелли «Августин в Клаузуре» (1495 г.) ()

Действительно, можно так думать, говорить, что нет лучей тьмы, есть только недостаток света, а Господь всемогущ и всеблаг, но не всегда хватает этой благости. А можно заметить такой тренд - усложнение самой природы не только на физическом уровне, но и на культурном. Изучая историю, понимаешь, что усложняется общество, усложняются законы. Система сдержек и противовесов, различные ветви власти - это всё усложнения общества. Это и есть общее нарастание добра - сложность. А зло - это сопротивление этому эволюционному процессу - упрощение.

Легко думать, что во всём виноваты чиновники, буржуи, евреи, да кто угодно, и вообще наша нация самая великая, а все остальные где-то внизу (результат этого нам, к сожалению, пришлось наблюдать в середине ХХ века). А сложно думать, что все животные важны, что нет вредных и плохих, что все культуры важны, потому что это различные способы жизни, решения каких-то общественных вопросов. Тогда приходит понимание, что зло - насильное упрощение, простота теории.

Некоторые книги, такие как «Мастер и Маргарита», требуют понимания, кто их автор. Булгаков (см. рис. 5) сам говорил, что является мистическим писателем:

«…черные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции… упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране…».

М.А. Булгаков. Отрывок из письма правительству СССР,

Рис. 5. Михаил Афанасьевич Булгаков ()

Иногда Булгакову приписывают слово оккультист . В романе автор сразу заявляет, что Левий Матвей записывает неверно, путанно:

«- Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив: - игемон, - продолжал: - Ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И всё из-за того, что он неверно записывает за мной.

Наступило молчание. Теперь уже оба больных глаза тяжело глядели на арестанта.

- Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, - произнёс Пилат мягко и монотонно, - за тобою

записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.

- Нет, нет, игемон, - весь напрягаясь в желании убедить, заговорил

арестованный, - ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно

пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты

бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал».

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Не стоить и говорить о том, что читателя вовлекают в чёрную мессу. Это произведение можно назвать хорошим учебником, как отличать шедевр в художественном смысле от того, что он нам сообщает.

«В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу.

- Я пью ваше здоровье, господа, - негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами.

Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:

- Пей!

У Маргариты закружилась голова, её шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи - она не разобрала, шепнули в оба уха:

- Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья».

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Читатель прощает грешников, а люди, которые просто оступились или не поняли чего-то, жестоко наказаны. Для того чтобы отличать, куда нас завлекает писатель вместе со своим произведением, нужно читать и думать.

К деятелю искусства нельзя примерять мерки, что он должен делать, а что - нет. Вспомним Пушкина:

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

А.С. Пушкин. «Поэт и толпа»

То есть автор всегда делает то, что считает нужным. А читатель должен использовать произведение как инструмент. Его задача состоит в том, чтобы понять, как это сделать, что такое добро и зло, почему зло обаятельно.

А решение той задачи, что детям и взрослым часто нравятся нарушители правил, в том, что человеку нужно дать вовремя образование, чтобы он совершал нарушения в том направлении, которое называют прогрессом. Если бы Ленин закончил технический университет, у нас, может быть, был бы ещё один Лобачевский. А так, читая его «Государство и революция», думаешь, как это всё грустно, всё ушло, никакого отношения к нам сейчас не имеет. Революцию совершают учёные, технологи, инженеры, а революционеры только останавливают движение.

Василенко Ирина Петровна

Учитель МБОУ СОШ №6 г. Пятигорска

План-конспект урока по литературе

Тема:

Вид урока:

Исследование первых трёх глав романа с целью выявления художественных средств, структурных и композиционных особенностей, помогающих автору рассмотреть, как соединяются пространство и время в романе через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года.

Цели:


  1. Познакомиться с первыми главами романа

  2. Воспитание интереса учеников к романуМ.А.Булгакова

Ход урока:

Определение темы урока

Отрывок из романа:

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, - был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и чёрных тапочках».

Знакомы ли вам, ребята, эти строки?

(Да, это начало первой главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Сегодня мы на уроке открываем первые страницы романа «Мастер и Маргарита»

(на экране появляется заставка фильма А.Бортко, звучит сопровождающая его музыка) – это помогает настроиться на произведение, вносит в проведение урока сильную эмоциональную волну.

: Тема урока звучит так«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова». Они соединяют пространство и время через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года, 1,2,3 главы. Они нам помогут прийти к прочтению всего романа и показать, как пространство и время соединятся в вечности.

Камертон - инструмент, используемый при настройке большого оркестра перед выступлением. Так и эти главы помогут нам прийти к прочтению и пониманию всего романа.

Ощущали вы время, когда его читали?

А что такое время?

(Ответы учащихся)

На экране

Философский словарь даёт нам такое определение времени:

«Время – длительность существования материальных образований и соотношение каждого из них с предшествующим и последующим материальным образованием. Время необратимо, одномерно, однонаправленно (от прошлого через настоящее к будущему)».

Толковый словарь русского язык а С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Время – последовательная смена событий и состояний; продолжительность, длительность чего-либо;

промежуток деятельности;

определённый момент;

пора дня, года;

в истории – период существования кого-либо, чего-либо.

Психологический словарь даёт такое определение:

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути.
Эти определения времени связаны друг с другом?

(Да, связаны….)

Мы с вами остановимся на понятии психологическое время. Это время наших внутренних переживаний.

Да, время – важнейший фактор существования мира и человека. Мы можем не ощущать времени, когда чем-то увлечены. Так были увлечены вы, при чтении романа Булгакова. Но вообще-то время - это всеобщая категория. В каких сферах жизни, в каких науках оно проявляется и необходимо ли вести ему счёт?

(Ответы учащихся: биология, психология, астрономия, физика, химия, история, музыка, математика, язык, литература)

Когда вы читали роман, вы не замечали времени, и оно пролетело незаметно?

А что значит время в литературе?

В каждой культуре существует сакральное (священное) время и земное (повседневное) время. Сакральное время – это Вечность, в которой живут боги и бессмертные герои. Оно неподвижно или движется по кругу. Его нельзя измерить. А земное время определяется движением звёздного неба, его отмеряют часы, удары колокола. Оно напоминает линию, уходящую в бесконечную даль.

Какие главы романа Булгакова мы можем отнести к сакральному времени, а какие к земному?

Вывод учителя: Да, я согласна с вами, что все московские главы мы можем отнести к земному времени, а ершалаимские - к сакральному. Ребята, а давайте попробуем перечислить героев московских и ершалаимских глав.

Ответы ребят…

Я тоже попыталась сделать это на слайде. Но подскажите мне, кого из героев романа мы не можем отнести ни к московским, ни к ершалаимским главам? И почему?

Ответы учеников

Вывод: Воланд находится в романе вне времени.

Докажите это?

Вы правильно сказали, что он присутствовал при допросе Иешуа Понтием Пилатом, и он же появляется в Москве на Патриарших. Этот образ у Булгакова многомерен. Он одновременно и характер, и идея, он и реален, автор наделяет его многими реалистическими подробностями, и он, безусловно, существо иного мира, фантастического, потустороннего. Ему же подвластна и категория пространства, так как она тесно связана с категорией времени. Что такое пространство?

На экране:

Философский словарь даёт нам такое определение пространства:

«Пространство-протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими материальными образованиями; пространство трёхмерно. Наряду со временем является одной из объективных форм существования материи».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Пространство - одна из форм существования материи, характеризующаяся

протяжённостью;

протяжённость, место, не ограниченное пределами;

промежуток между чем-либо и чем- либо.

Психологический словарь

Психологическое пространство – это свободное пространство вокруг человека, необходимое ему для душевного комфорта.

Психологическое пространство –это мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей, цели объекты, желания, поведенческие тенденции

Что объединяет эти понятия?

Пространство так же многообразно, как и время. И Воланд многообразен, непредсказуем, он вне времени и пространства. Он над добром и злом. Он испытывает людей в их порочности, высмеивая и уничтожая всё, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Воланд восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

В каких сферах жизни, в каких науках проявляется пространство?

Что значит пространство в астрономии?

В астрономии пространство трёхмерно и анизотропно, т.е. в космосе нет «верха» и «низа». Так же как и в романе.

В культурологии есть понятие сакрального (священного) и бытового пространства. Сакральное пространство – это центр, где находится святое место («пуп земли», храм, Кремль).

Что значит пространство в живописи?

В живописи пространство – это перспектива, густой голубовато-коричневый фон, символизирующий бесконечность.

Что значит пространство в географии?

В географии пространства – это территории с определёнными географическими характеристиками, например, материки и океаны, климатические пояса и т.п.

Что значит пространство в истории?

В истории пространства государств отделены друг от друга границами, войны, перевороты и другие катаклизмы происходят в определённых точках пространства.

А в языке?

В языке существует понятие языковое пространство.

А в математике?

А в математике пространство представлено в виде системы координат.

Мы видим, что пространство и время постоянно взаимодействуют друг с другом.

Скажите, где время может быть обратимо, а пространство не трёхмерно.

Конечно, только в литературе. Гениальный Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» творит чудеса с пространством и временем. Герои романа совершенно свободно перемещаются в пространстве и во времени. Давайте и мы с вами совершим путешествие по страницам романа. Остановимся на первых трёх главах.

«Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

«Я покажу Вам Москву 30 –х годов, которую знаю в совершенстве…»

Эти слова М. А. Булгакова соединяют в романе пространство и время: из Москвы 30х годов мы перемещаемся в Ершалаим 29 года и обратно.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными», предостерегает нас автор в названии 1 главы. (на доску вывешивается лист с номером главы и её названием)
Кто эти люди?

Берлиоз

Иванушка Бездомный

- Какие странности возникли в это время на Патриарших?

(ученики читают и выделяют основные: - одновременная икота литераторов

Отсутствие в жаркое время отдыхающих « под липами»

Появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»

Чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза

- Какова тема их беседы?

(используя текст, ученики определяют тему беседы – поэма Бездомного об Иисусе Христе)

Звукопись – «…предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»

Многократные «чертыхания» литераторов

Создаётся впечатление, что кого – то зовут, но когда зовут, тогда и приходят.

(на экране телевизора появляется фрагмент фильма с первым появлением Воланда)

- Кто же этот незнакомец? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает нам, что это ну, не совсем иностранец, консультант и маг.

Почему эти троеВоланд, Бездомный и Берлиоз встретились именно в Москве и на Патриарших?

Воланд и его свита прибыли в Москву 20-х годов, т.к. это давно их город, их ведомство.

Храм Христа Спасителя уже разрушили, признавшись в полном безверии, нормами жизни стали: предательство, доносительство, распущенность.

Патриаршие пруды – это центр Москвы, давно пользующийся дурной славой, а гладь пруда – это то же зеркало, с которым связано много поверий.

- Когда произошла встреча? (ученики читают это место из текста)

- Правокационный вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман:

«…Если же бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?...) – управляет ЧЕЛОВЕК, отвечает Иван.

-Стараясь запутать и сбить с толку литераторов, Воланд демонстрирует свою силу, какую? Именно здесь под липами мы узнаём, что случится вскоре с героями.

(ученики читают в тексте про предсказания Воланда).

Всё более включаясь в беседу литераторов, Воланд продолжает настаивать: «Иисус существовал…». Намекая, что беседа не закончена он произносит знаковые слова: « Сегодня на патриарших будет интересная история…», и приводит доказательство:

«Всё просто, в белом плаще…»

Эта фраза вводит нас в следующую главу «Понтий Пилат»

(ученики читают текст)

Обратите внимание на дату событий в Ершалаиме.

(14 числа весеннего месяца нисана)

Булгаков вводит нас в Ершалаим 29 года, на это указывают слова Иешуа Пилату: «1900 лет пройдёт, прежде, чем выяснится, насколько они врали, записывая за мной…»

Временное пространство выстроилось параллельно: преданный Иешуа приговорен к казни, Понтий Пилат навсегда потерял покой, минуты жизни Берлиоза сочтены, а Иванушка недалёк от «дома скорби».
- На уроках, посвященных ершалаимским событиям, мы вернёмся к сцене допроса, но наша сегодняшняя задача выявить композиционную особенность и «войти» в роман.

Глава заканчивается словами: «Было около 10 часов утра…»

А 3 глава романа «Седьмое доказательство» начинается такими словами. Мы видим своеобразный логический мостик, который помогает нам переходить из одной главы в другую.

Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)
Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)

1 глава 2 глава 3 глава

«Никогда не разговаривайте Понтий Пилат Седьмое доказательство

с неизвестными»
(В с р е ч а н а (Е Р Ш А Л А И М) П а т р и а р ш и х п р у д а х)
1929 год 29 год

Май 14 числа нисана

в белом плаще… в белом плаще …было около …было около 10

10 часов утра часов утра
- «Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»
М.А.Булгаков
- Гениально!!!

- Композиционный ход «роман в романе» позволяет вести 2 сюжетные линии, показать зеркальность 2 городов: Москва и Ершалаим, определить как соотносятся категории времени и пространства в романе.

Композиционная особенность романа помогает нам увидеть 3 мира в романе:

Современный

Библейский

Мистический

Связующим звеном 1 и 3 глав, доказывая композиционное единство, выступает и продолжение вопроса Воланда: «А дьявола тоже нет?», он буквально умоляет Берлиоза поверить в существование 2 сил, но тот попадает под трамвай, согласно предсказанию Князя Тьмы.

Закончилась глава, завершающая композиционное единство 3-х первых глав романа, которые являются камертоном всего произведения, подготавливающим нас к прочтению всего произведения.

Итак, подводя итог урока , вернёмся к поставленным задачам:

Определили систему образов героев первых 3-х глав

Установили временное и географическое пространство романа, его композиционную особенность.

Д. задание: составить пространственно–временной план романа.

План-конспект открытого урока по литературе

Тема:

«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М.А.Булгакова. Как соединяются в них время и пространство?»

Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
  2. Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
  3. Выявить идею создания данных героев.
  4. Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
  5. Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
  6. Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
  7. Способствовать воспитанию нравственной личности.
  8. Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.

Методическая цель.

Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.

Оборудование:

  • видеофильм «Мастер и Маргарита»;
  • музыкальные треки из кинофильма;
  • мультимедийные слайды;
  • раздаточный материал;
  • роман «Мастер и Маргарита»;
  • толковый словарь, словарь образных выражений.

Предварительное домашнее задание:

  • просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон;
  • выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев;
  • индивидуальные задания: создать слайд – «справка о герое».

Ход урока

1. Организационный этап.

Обеспечение психологической комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита».

*на доске портрет М. Булгакова, на столе книга «Мастер и Маргарита». На интерактивной доске слайд №1(название романа)

2. Постановка целей урока.

Под музыку учитель читает наизусть текст: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»

(В это время на интерактивной доске доске появляется портрет Пилата.)

1 ученик читает наизусть текст: «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

(Во время чтения появляется портрет Воланда.)

2 ученик читает наизусть текст: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

(Во время чтения появляется на интерактивной доске портрет Иешуа.)

Учитель: Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.

(На интерактивной доске появляются портреты трех героев.)

Кто из них вымысел, а кто реальность?

(Появляется слайд – три имени, соединенные между собой.)

Как они связаны между собой?

Каковы границы их власти на страницах романа?

Что в центре этого треугольника?

И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?

Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.

3. Вызов. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания.

Учитель: Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?

Итак, Понтий Пилат.

(Учащийся демонстрирует слайдыв с исторической справкой о Пилате.)

Значит, мы можем утверждать, что Пилат – историческое лицо.

Запишем в кластер ИСТОРИЯ (под именем Пилат).

Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку об Иисусе.)

Упоминается ли имя Иисуса в исторических энциклопедиях?

Иисус – лицо вымышленное?

Запишем в кластер БИБЛИЯ (под именем Иисуса).

Действительно, согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат отправил на казнь человека. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в ранг святого, а его учение – в религию.

Смотрите, как интересно получается: Понтий Пилат – реальное историческое лицо. Он жил, действительно правил Иудеей. И даже отправил на казнь человека. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Но тем не менее Иисуса знает весь мир и воспринимает его как факт, полагая, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.

Где же граница между историей и Библией? (Трудно ответить на этот вопрос.)

Кто же такой Воланд?

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку о герое.)

Итак, Воланд – лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы.

Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА (под именем Воланд).

4. Этап рефлексии.

Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа? (Он создает героя, который существовал реально, который, вероятно, существовал и который как человек не был вообще.)

5. Осмысление.

Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.

Кто из героев первым появляется на страницах книги? (Воланд.)

Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом? (Иисус существовал.)

Но начинает он говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.

Давайте посмотрим этот эпизод.

(Ккинокадры из 1 серии фильма «М. И М.» – Иешуа приводят к Пилату.)

Какое впечатление производит Пилат? (Неумолимый, жестокий, злой, беспощадный, грозный властитель, самоуверен, спокоен внешне; у него нет друзей, он болен и одинок.)

И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.

Какое впечатление производит Иисус? (Мудрец, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, гуманен, спокойная душа.)

Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа? (Добро и зло.)

Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути.

В чем суть «добра» Иешуа? (Злых людей нет, всякая власть является насилием.)

Найдите строки, подтверждающие это.

Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире? (Добро и справедливость.)

Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса).

6. Чтение с пометами.

Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.

1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?

Выводы.

1 группа:

Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.

2 группа:

Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.

Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)

В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)

Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)

Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)

Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)

3 группа:

  1. «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
  2. Эпизод с появлением ласточки.

Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»? (Фразеологизм – «умыть руки».)

Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного выражения. (Умывать руки, умыть руки – отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо.)

Что означает эта фраза в устах Пилата? (Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.)

Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом? (Трусость, он не смог пересилить себя – струсил.)

Это какая трусость? (Нравственная, духовная.)

Для чего введен эпизод с ласточкой? (Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа – на освобождение, Пилат – уговорить Каифу помиловать Иешуа.)

***Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа: разве можно предателя Иуду, разбойников Дисмаса и Гестаса назвать «добрыми людьми»? Никогда, по мнению Пилата, «не настанет царство истины», но он сочувствует проповеднику этих утопических идей. Лично он готов продолжить с ним спор, но положение прокуратора обязывает его вершить суд.

Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит? (Нет, он честен и прямодушен.)

То есть Пилат отстаивает свою истину – ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ.

Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата).

А что же Воланд? В каких главах он действует? (Московских и потусторонних.)

Почему его нет в ершалаимских главах? (Он антипод Иешуа.)

Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века.)

Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков? (Политические – тоталитарный режим. Социальные – все одинаковые, выделяться нельзя. Нравственные – бездуховность, неверие в Бога.)

Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…

А с какой целью появляется Воланд? (Разоблачить московское общество? Помочь Мастеру и Маргарите? Наказать кого-то?...)

Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам – ничего.)

А Воланд – это символ чего? (Зла.)

То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?

Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.

1 группа. Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд? (Люди за века не изменились.)

2 и 3 группа. Сопоставьте слова о милосердии, добре и истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.

Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.

Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)

А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)

Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)

Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)

Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.

Этап рефлексии.

*** На самом деле Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.

7. Рефлексия.

Вернемся к целям урока.

Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)

Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).

Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)

Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?

Почему именно эти вопросы задает Булгаков?

Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.

8. Домашнее задание.

Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.

Используемая литература:

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.
  2. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  3. Фразеологический словарь русского языка.
  4. Толковый словарь русского языка.

Маргарита Емелькина
Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением методов критического мышления

Открытый урок по роману М . Булгакова «Мастер и Маргарита » .Послесловие.

Уроки по творчеству М . А. Булгакова

применением методов критического мышления )

Судьба и личность Михаила Афанасьевича Булгакова все больше и больше привлекают внимание исследователей, режиссеров, читателей. Выпущены книги о Булгакове , поставлены фильмы, спектакли. Но массовому читателю, зрителю не всегда понятны своеобразные идеи, герои Булгакова , стиль его произведений. В школе роман «Мастер и Маргарита » изучают в 11 классе , но школьникам не нравится его читать. Объясняется это, как правило, следующим образом : «непонятно» , «тяжело читать, скучно» , «понравилось только описание бала сатаны» , «прочитал отдельные эпизоды и бросил» , «не читала, потому что скучно, посмотрела содержание в книге «Все произведения в кратком изложении» , «не читал, только фильм смотрел» и т. д.

Как учителю суметь преодолеть такое отношение? Как пробудить интерес и желание вдумчивого, критического чтения ?

В предлагаемых разработках уроков сделан акцент на приемах, которые вызовут интерес к личности Булгакова и роману «Мастер и Маргарита » , помогут преодолеть сложности чтения, пояснят многие «темные» места, эмоционально подготовят к впитыванию сложного философского подтекста.

Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита »

У каждого своя муза, надо следовать за ней.

Из письма М. А. Булгакова брату .

Цели :

1. Донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений;

2. способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять ;

3. способствовать развитию устной монологической речи, воображения.

Наглядность : портреты Булгакова , зеркало, печатная машинка, рисунки с изображениями Маргариты , Мастера , Воланда, кота, иллюстрации к произведениям, лампа, кресло с пледом, фонарь при входе в класс .

ТСО : компьютер

Ход урока:

Сквозь сито.

Так необратимо,

но кто-то вновь предчувствием живёт,

считая дни,

что пролетают мимо,

хотя он знает их наперечёт.

Он понимает :

там, за гранью комнат,

за этой нездоровой тишиной

есть женщина,

что ждёт его и помнит.

Как многим он обязан ей одной!

от сотворенья мира,

к ней грязь Москвы не липнет по весне.

А где-то "нехорошая квартира"

и кавалькада мчится в вышине.

Грохочет бал.

Играет вальсы Штраус.

И кто-то Фриде подаёт платок.

Но только ей на том балу казалось,

что жизнь и смерть слились в один поток.

Незавершенность древнего Писания.

Дальняя гроза.

За преступленье будет наказание -

нам Достоевский точно предсказал.

Путь кавалькады

вечностью отмечен,

роман о жизни вышел без прикрас.

"Ещё не вечер. ",-

И верить заставляет нас.

Ещё не вечер :

кто-то чинит примус ;

ещё не вечер :

для чего тужить?

Лишь у бессмертья очень горький привкус.

Нам до него с тобою не дожить. .

Великая тайна любви, бытия

Показана Мастером Слова .

Создание Бога - лишь он и она,

И путь их поистине долог.

Так сложно пройти сквозь огонь торжества

Невежества, срама, коварства,

Повсюду расставлены сети вранья.

Где людям и как им спасаться?

*Как странен судеб поворот -

В стране, предавшей Бога,

Приём устраивает тот,

Кого бы гнать с порога.

Грехи людские сочтены

Под сводами закона.

Свободны, кто любви верны

В любое время года.

Слово ученика (в роли Булгакова . Сидит в кресле, потом встает) :

Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! – это обращаюсь к вам, людям 21 века, я, Михаил Афанасьевич Булгаков . Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Слово учителя :

И мы верим. Верим Вам, наш гениальный Мастер . Мы следуем в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

Булгаков создал необычное произведение«текст в тексте» , «роман в романе » . Параллельно к повествованию о событиях в Москве, в которой появился сатана, дьявол, разворачивается действие романа Мастера о временах евангельских. Читатель постоянно должен переключаться с одного текста на другой, и это переключение и несет в себе основной смысл. Такую двухуровневую композицию романа исследователи сравнивают с народным вариантом – театром вертепом. Вертепный спектакль – народный вариант мистерии, персонажами которой были одновременно фигуры божественного и сатанинского характера, изображавшие борьбу светлого и темного начал. Конечно, сходство с вертепом больше внешнее.

Да, на Садовой 302-бис была интересная история. Услышим истории от самих персонажей романа (на стене демонстрируются слайды с изображением героев) .

Слово ученика (в роли Воланда) :

Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней » . Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную : искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.

Слово ученика (в роли Мастера ) :

Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г . Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве» . Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.

Слово ученика (в роли Маргариты ) :

Мое имя Маргарита - любовь . Я напоминаю гетевскую Маргариту , но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру , написавшему гениальный роман о Понтии Пилате . Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера , и мы обретаем вечный покой.

Слово ученика (в роли Понтия Пилата) :

Я – пятый прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.

Слово ученика (в роли Иешуа) :

Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.

(проверка содержания) Проверочная работа по содержанию романа М . А. Булгакова «Мастер и Маргарита »

1. Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите ?

2. Где находится Мастер , когда мы с ним знакомимся на страницах романа ?

3. Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем» ?

4. По портрету узнайте персонажа :

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет ».

5. «…человек лет 27…Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел…»

6. Как звали ученика Иешуа?

7. Перечислите , кто входил в свиту Воланда?

8. Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?

9. Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».

10. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».

11. «На шее …белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке…усы были вызолочены».

12. По деталям интерьера определите владельца дома . «Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».

13. Кто предал Иешуа?

14. Она держала в руках желтые цветы. Кто она?

«Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

Ответы :

1. Мастеру – 38 , Маргарите – 30 . 11. Кот Бегемот

2. В сумасшедшем доме. 12. Квартира Мастера

3. Понтий Пилат 13. Иуда

4. Мастер 14 . Маргарита

5. Иешуа Га-Ноцри 15. Маргарита мужу

6. Левий Матвей

7. Азазелло, Коровьев (Фагот, Бегемот, Гелла

8. Трусость

9. Коровьев

10. Азазелло

Ребята! Сегодня предметом нашего обсуждения является роман М . А. Булгакова «Мастер и Маргарита » - одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе . (слайд №2)

О нём спорят со дня издания романа , открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков , служителей церкви. (прочитать слайд)

Точки зрения на проблематику романа различны , иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа , и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос :

Что хотел сказать своим романом величайший из писателей- философов 20 века?

Кто главный герой романа Булгакова ?

Мастер , создавший роман – откровение о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор. Воланд - Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге.

Мастер , угадавший своим романом , что величайшее из всех преступлений на земле - это трусость и предательство…

Маргарита , его возлюбленная, ради любви отказавшаяся от семьи и благополучия…

(Слово молодому читателю – эссе)

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание) . Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л. П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение : "Эссе - это жанр философской, литературно- критической , историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия " уточняет : "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Сегодня мы с вами будем размышлять , логически мыслить, читать между строк, выявить стержневую идею романа , через анализ текста, сделать свои выводы и аргументировать их.

Прежде чем приступить к анализу, давайте вспомним, а какова история создания этого уникального произведения?

Уч-ся :

Булгаков работал над романом 12 лет (с 1928 по 1940) . Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, обнажить все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе . Его волновал вопрос : почему люди более 2-х тысяч лет назад обрели Христа на гибель?

В какой-то момент он решил соединить эти произведения. Так начал создаваться роман «Мастер и Маргарита » Хотя первые его названия были таковы : «Инженер с копытом» , «Чёрный маг» .

Работа шла трудно, напряжённо. Булгаков несколько раз переписывал роман , пытался сжечь, но его жена Елена Сергеевна успела выхватить тетрадь из печки. Именно эта женщина стала прототипом главной героини романа – Маргариты . Этот роман являлся смыслом всей жизни Михаила Афанасьевича. Он был болен, почти ослеп, и лишь благодаря стараниям жены роман был напечатан и увидел свет.

В чём необычность этого романа сточки зрения композиции? (слайд №5) прочитает уч-ся.

Давайте вспомним, где и как начинается роман (фильм)

Итак, первый герой – Воланд (слайд № 6)

Воланд – необычный дьявол. Он наказывает зло и несправедливость, помогает восторжествовать правде и добру.

Что говорит Воланд о себе?

Уч-ся :

«Я –часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Воланд является центром, связующим звеном романа . Он в центре как в московских главах, так и в потустороннем мире, где он хозяин. Он первопричина всех московских событий, после встречи с ним перерождается пролетарский поэт Иван Бездомный. С него начинается цепь разоблачений бездарных поэтов, критиков , взяточников, лгунов…

Уч-ся :

Воланд- дьявол, и кажется как злой дух должен только разрушать и наказывать, а он ещё и награждает.

Уч-ль :

И это одна из загадок романа . Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда и честность. Его справедливость порой бывает очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Можно ли назвать Воланда героем романа ?

Уч-ся : Можно. Он носитель зла, но зла, которое несёт справедливое наказание (кого наказывает)

Вывод : Воланд- показывает мир, который погряз во лжи предательстве. Он не абсолютное зло, а зло, которое не только наказывает за трусость и предательство, но и награждает. (в тетрадь) .

Кто такой Иешуа?

Уч-ся :

Иешуа- бродячий философ, из города Гамалы, он для Пилата –преступник, потому что проповедует безумные идеи. Он опасен своими утопическими идеями о царстве истины и справедливости, где не будет власти, ни кесарей, ни какой – либо власти. (слайд № 8)

Опасен он тем, что верит в преобладание доброго начала в любом человеке.

Уч-ся :

Иешуа – обычный смертный человек, наивный, мудрый, простодушный, он слаб физически, но силен духовно, ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. (слайд зачитать уч-лю) .

Уч-ль : В чём же суть доброты?

(записать в тетрадь)

Добрый человек не тот, который не делает зла, а тот, кто творит добро. Доброта- это красота души.

Уч-ль :

Добро порождает милосердие и справедливость.

Кто же в романе поступился справедливостью, кто поступил в разрез со своей совестью?

Понтий Пилат

(Слайд №10)

Уч-ся :

Понтий Пилат- это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета, очень богат и наделён огромной властью, но подчиняется императору.

Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако прокуратор не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошёл на поводу у толпы и казнил Иешуа. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Вот что говорит о Понтии Пилате Воланд : «Он говорит –- одно и тоже, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и тоже – лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноци, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удаётся и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил.

Уч-ль :

Итак, Пилат- трус, Им руководит страх, и хотя он наделен властью, но он зависит от государства. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя , будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, жестокий прокуратор Иудеи от радости смеялся и плакал во сне. Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что его действами руководили мелочные страхи.

А теперь рассмотрим образы героев, чьими именами назван роман :

Мастер (слайд № 11)

Кто такой Мастер и почему он себя так называет?

Уч-ся :

Историк по образованию, получил 100 тысяч по облигациям, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате .

Как произошла встреча Мастера и Маргариты ?

(история любви Мастера и Маргариты )

Уч-ся :

Маргарита шла по Арбату и несла в руках жёлтые цветы… (слайд № 12)

Уч-ся :

«Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со

своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится…

Словом, она была счастлива?

Ни одной минуты. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме…ей нужен был он, Мастер… »

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила…сразу обоих!»

Можно было ожидать, что такая любовь будет страстной, бурной, пылкой… А у нее оказался спокойный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера , «… надевала фартук… зажигала керосинку и готовила завтрак… Когда шли майские грозы… влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель… В подвальчике слышался смех…». (зачитать)

Вот так бережно и умиротворенно ведется рассказ об этой любви.

Маргарита не могла бы расстаться с Мастером ни на минуту , даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще.

Что же произошло с героями?

Уч-ся :

Мастер и Маргарита стали единым целым , они были счастливы, но роман Мастера не печатали , он хотел его сжечь, потом попал в больницу для душевно больных, и чтобы помочь ему и отомстить его врагам Маргарита готова на любое преступление.

Она готова продать душу дьяволу и становится ведьмой, королевой великого бала, бала сатаны.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера . (записать)

И их ожидает вечный покой.

Почему Мастер и Маргарита уходят из жизни ?

Уч-ся :

Мастер- художник , творец, но он беспомощен, не способен на подлость, интриги, не способен существовать в материальном мире.

(записать)

Мастер сломлен , хочет покоя, он прекращает борьбу.

Мастер не мог выдержать борьбы на земле, поэтому он уходит в свой вечный мир, в последний приют.

«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду… Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь… и кто тебя не встревожит… ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита , идя с Мастером по направлению к их вечному дому…»

Итог : Ребята!

Сегодня мы говорили о героях романа : о Воланде, Иешуа, Понтии Пилате, Мастере , Маргарите…кто же они ? Какую роль каждый из них играет в романе ?

Уч-ся :

Воланд - представитель зла, но карает несправедливость

Иешуа - представитель добра и чистоты

Понтий Пилат - представитель власти, но трус.

Мастер – писатель , не способный существовать в материальном мире.

Маргарита - любящая женщина , способная ради любви пожертвовать собой.

Все эти герои несут свою мораль, свою правду, свою жизненную философию. Каждый из них прав по-своему, и мы не можем их осуждать. Но есть у них и общее качество- все они герои, герои с большой буквы великого романа «Мастер и Маргарита

Постигаем магию Булгакова и его романа…

Слово учителя :

Сегодня у нас необычный урок . Мы приглашаем гостей в нашу творческую магическую студию, где мы научимся постигать смысл магических предметов , различать голоса героев, читать магические письмена…Сегодня вы – волшебники-чародеи, волшебники-архивариусы, что раскроют нам тайны булгаковского романа .

Чародеи, откройте заветные карточки. Пусть выпорхнут на свет слова Булгакова и его герое

1 карточка : Никогда не разговаривайте с неизвестными…

Название главы отражает негласный этикет поведения человека сталинской эпохи, которая вознесла на невиданную высоту шпиономанию, представление о пронизанности жизни всякого рода вредителями.

2 карточка : Ну, давайте, давайте, давайте… абрикосовая дала…

Каламбур. Жонглирование словом.

3 карточка : Кирпич ни с того ни с сего … не свалится…

Заявка на философский вопрос о случайностях и закономерностях.

4 карточка : в 10 вечера заседание.

Черта эпохи – ночные бдения советских учреждений были связаны с привычками Сталина. Характерно, что и арестовывали людей по ночам.

5 карточка : 14 числа весеннего месяца нисана…

Нисан – весенний месяц по вавилонскому календарю, соответствующий марту-апрелю.

6 карточка : Человек лет двадцати семи… Иешуа Га-Ноцри.

Возрастом Христа традиционно считается 33 года. Иешуа – фонетический перенос из арамейского языка.

7 карточка : Что такое истина?

Согласно новозаветному преданию, это вопрос был задан Пилатом Христу. Вопрос Пилата остался без ответа. Иисус промолчал. Но в Евангелии есть слова Христа : Я есмь истина, и путь, и жизнь…

8 карточка : Кот громадный , как боров…

Явление черта в образе черного кота традиционно для демонологии.

8 карточка : Воланд-мессир…

Мессир – так называли феодальных сеньоров.

9 карточка : Человек в кепке…

Агент тайного ведомства, следящий за квартирой.

10 карточка : никогда и ничего не просите!

Одна из заповедей романа , важная для автора, выстраданная им в отношениях с сильными мира сего.

11 карточка : Пилат прочел : Смерти нет…

Запись сделана Левием Матвием во время казни.

12 карточка : каламбур о свете и тьме…

До сих пор остается неразгаданным. Речь идет о грани между добром и злом.

13 карточка : слова Азазелло : мир вам…

Игровой перевертыш. Адекватны древнейшему пожеланию на Востоке – мир дому сему и пародируют приветствие Христа : мир вам.

Слово учителя : Конечно, всех лингвистических тайн нам не разгадать за такой небольшой промежуток времени. Но вы можете продолжить самостоятельное исследование.

А мы еще хотели бы узнать о таинственных магических именах, предметах, которыми насыщено повествование. Исследователи отмечают, что тотальная игра с культурным наследием – одна из существенных примет творческого метода Булгакова . Булгаков щедро вкрапливает в роман элементы магии . Какие же именно? Узнаем…

Архивариусы, откройте тайны своего архива.

1. Зеркала и отражающие поверхности.

Зеркален сам принцип повествования, во-первых, а во-вторых,

зеркало - дверь в иномирие.

Зеркало выступает и как беспристрастный свидетель событий, и как

"фиксатор трансформаций", происходящих с нашей реальностью,

и как инструмент, с помощью которого эти изменения

осуществляются.

2. Крем Азазелло – волшебная мазь-крем. Преображающая мазь,

преображающая человека, дающая ему возможность летать. После

получения мази Маргарита вступает в договор с дьяволом.

(мистика вокруг романа )

Мастер

Сто злых языков наклевещут сполна

И в самое сердце пронзят…

Здесь очень пустынно – лишь я да луна

В окно друг на друга глядят…

Миры создаю я движеньем пера

И плачу от счастья в тиши.

Вот лучшая в жизни тяжёлой пора!

Вот сон для уставшей души.

Как вам рассказать, о, как вам передать,

Что чувствую я в этот час!

Я здесь! Я – живу! Я готов побеждать!

Я – Мастер , творящий для вас!

Душа моя – в книге… Готов я писать

Года, нет, столетья подряд!

И я до сих пор не устал повторять,

Что рукописи НЕ ГОРЯТ

Не может собой управлять человек –

Опасная это игра…

Запомните, люди, и знайте навек –

Без Зла не бывает Добра.

Клыками сцепляясь, живут Свет и Тьма –

Умрут друг без друга они…

Все ценят весну, но ведь есть и зима –

Холодные, тусклые дни.

Поймите – ведь это нетрудно понять,

Коль вдуматься в самую суть :

Боль учит смеяться, а труд – отдыхать;

Великая цель – долгий путь.

Чем больше в вас силы, тем хуже плечам –

На них будет бремя лежать.

Придётся не спать иногда по ночам,

Придётся проблемы решать.

Мир несправедлив – порой даже ко мне,

Он даже чертей учит жить.

Молчанье луны, ветер, звёзды в окне –

За всё это нужно платить.

До счастья рукой дотянуться не в мочь.

Покоя навеки мне нет.

Что всё же главнее – день или ночь?

Что правильно – Тьма или Свет?

Так кто же есть я? Что несу я Земле?

Не раз отвечало перо :

«Часть силы, мечтающей вечно о Зле,

Но вечно творящей Добро.»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок литературы в 11классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и

Маргарита».

Цель урока:

Сопоставить образ Мастера и трагическую судьбу самого автора.Показать

соотношение таланта и бездарности.Выявить роль спасительной силы

человечества-любви.

Слово учителя

Мы уже не первый урок говорим о романе,но главный герой,не названный даже

по имени, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие

страницы нас лишь готовят к встрече с героем, всё окутано тайной и

загадочностью.И сегодня мы должны найти ответы на такие вопросы,как

почему герой без имени,почему и окружающие и он сам называет себя

Мастером, в какое время он появляется со своим романом и почему его судьба

трагична?

Вопросыклассу:

- Как герой появляется перед нами в первый раз?(Мастер черз балкон

приходит к Бедомному в палату.)

-Найдите описание героя(гл.13), на какие детали портрета особенно

удиляет наше внимание Булгаков? встревоженные глаза», «карие, очень

беспокойные глаза пришельца»)Почему столь именно глаза и нет подробного

описания портрета?(«зеркало души»).

-Зачитаем эпизод встречи двух героевсо слов : «С балкона осторожно

заглядывал в комнату бритый, темноволосый, сострым носом, встревоженными

глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет

тридцати восьми».

-Кто такой Иван Бездомный и как он попадает в «дом скорби»? (Поэт Иван

Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту,

проходит через различные злоключения и попадает впсихиатрическую

больницу, которая вромане названа «домом скорби».)

-Какое проявление страшного реального мира встречается в романе? (

членами профсоюза).

знакомстве.

-Как вы думаете, какие слова героя для нас с вами станут отправными для

дальнейшего нашего разговора с учётом таинственности образа героя?

(На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи отбалконных дверей,

он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».)

-Почему герой называет себя Мастером и не приемлет слова «писатель»и

дажепригрозил Ивану кулаком? Почему молодой, талантливый человек не

хочет покинуть своего приюта? - Отвечая на эти вопросы, мы выйдем на

соотношение таланта и бездарности, скажем о трагедии настоящего

художника в современном мире,самое главное- обратимся к разговору о

самом прекрасном чувстве- любви, не просто чувстве, а оспасительной его

кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов

МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на

страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие

опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе

как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества.

Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов»).

-Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому

герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов?

Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. (довольно

бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их

оказалось, что у него есть мечта –написать роман о Понтии Пилате, высказать

собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в

Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита.

Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу.

Роман дописан).

- Как литературный мир встретил версию библейской истории ?(Роман не

был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики,

- обрушилисьна мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.

Особенно неистовствовал критик Латунский.

тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).

-Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

(они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они

сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась

с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой

роман).

-Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в

писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и

не нужен роман мастера.

- Почему же Булгаков называет своего герояМастером и что вкладывает

писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.( в нем главное –

талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было

на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает онво время

рассказа Ивана о своей трагической встрече с Воландом. Главное его

назначение –творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении

каким- нибудь искусством, а также (в древности) –магистра, причастного

высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться

мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то

есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль))

-Надо сказать о том, что в романе есть система внутренних соответствий.

Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер? (в нем есть

сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за

убеждения. Убивают (Иешуа –физическая расправа, мастер сломлен морально),

оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды

(Иуда, Алоизий Могарыч).

- Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?(В рассказе о своей

встрече с Воландом Иван не пропускает ни одного слова, в мельчайших

подробностях он всё вспоминает, а гость воспринимает этот рассказ с

восторгом.Между ними установится та степень доверия, которая поможет

каждому осознать что- то всебе. Мастер найдет в этом подтверждение своих

догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни)

-Можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и

Мастера.В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ

был автопортретным, много совпадений всудьбе героя и Булгакова.Хочу

добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже

было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей опроизведениях писателя,

напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная

биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой

мастера и судьбой Булгакова?» (мастер сломлен напором, сжигает роман.

Булгаков творит, борется)

-В какой моментсвоей жизни Мастер встречает свою любовь?(Во время

написания романа Маргарита была так же одинока как и он сам:«Она несла

вруках отвратительные, тревожные желтые цветы… ПоТверской шли тысячи

людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что