Сочинение на тему: Культурные народные традиции (эссе). Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания Русская народная культура

Придет Покров, девке голову покроет.

(Поговорка)

Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути - страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.

Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.

Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе помощницы, притом даровой.

Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.

Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.

Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю... А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.

Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье...

Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные “срочники” обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова - весь долг выплачу”.

В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.

Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова - не будет такова” - и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков - осмотреться и успеть всего заготовить впрок.

Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.

Через приметы этой поры наши замечательные писатели талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она...” - читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда... А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде...” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.

Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,

Дубравы мирные, священный сердцу кров!

Я возвращуся к вам, домашние иконы!

О дом отеческий! О край всегда любимый!

Сочинение на тему: Культурные народные традиции (эссе)


Придет Покров, девке голову покроет.
(Поговорка)

Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути - страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.
Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.
Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе помощницы, притом даровой.
Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.
Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.
Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю... А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.
Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье...
Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные “срочники” обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова - весь долг выплачу”.
В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.
Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова - не будет такова” - и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков - осмотреться и успеть всего заготовить впрок.
Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.
Через приметы этой поры наши замечательные писатели талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она...” - читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда... А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде...” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.
Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!

О дом отеческий! О край всегда любимый!
Родные небеса!..


Поделиться в социальных сетях!

Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

Сочинение по произведению на тему: Культурные народные традиции (эссе)

Придет Покров, девке голову покроет.
(Поговорка)

Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути - страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.
Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.
Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе помощницы, притом даровой.
Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.
Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.
Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю. А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.
Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье.
Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные “срочники” обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова - весь долг выплачу”.
В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.
Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова - не будет такова” - и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков - осмотреться и успеть всего заготовить впрок.
Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись. благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.
Через приметы этой поры наши замечательные талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.” - читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда. А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде.” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.
Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням.

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

Общая информация

В истории каждой нации присутствует и народная, и Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная -народная культура - описывает быт прошлого века. Все были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Степени развития

Выделяют два уровня народной культуры - высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, чтонародная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Аудитория

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая - в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая - малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Эстетическая составляющая

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Русская народная культура

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение - от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился русского народа.

Понимание

Существуют разные представления о самом термине "народная культура". Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность "неграмотного" социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была "спущена" вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Традиционная народная культура крестьян

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия "религиозность" и "народная культура". Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди - это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

Летописи

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к "языческой" науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие "поучения", "слова" были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Религия

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и "языческих" верований. Первое название было таковым - "двоеверие", второе - "бытовое православие". Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на "языческие переживания", реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Значение

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура - это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта - простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Духовное развитие

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры - довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.

Любовь Озерова
Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания

Эссе «Моя педагогическая философия »

«Человеческая память коротка, но есть ещё другая память, она называется культурой , которая сохраняет правила, обычаи, традиции , передаёт информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна»

(статья И. Уваровой в книге А. Миловского «песня Жар-Птицы» )

Данное высказывание наводит на рассуждения о проблемах человечества, цель которого сохранить любой ценой культурное наследие своего народа . Проблема заключается в том, как это сделать, если современный человек живёт по законам сегодняшнего дня в извечной гонке за благосостоянием.

В течение многих лет я, являясь воспитателем в детском саду , стремилась к решению данной проблемы, так как сама являюсь преданным патриотом своей Родины. В основе моего педагогического опыта лежат истоки , которые оставили в душе глубокий след, берущий своё начало в детстве.

С детства я познавала культуру народа от своей бабушки : слушала песни, рассказы о моих предках, ходила с ней калядовать. Бабушка научила меня любить старину. Сарафан и лапти, подаренные бабулей, до сих пор используются мною в работе. Накопленный несколькими поколениями моих предков опыт просился и рвался вылиться наружу. Хотелось всем показать эту глубину, мощь и красоту, наполнить детские сердца чувством глубокой радости и признательности за то, что родились они в России.

Как педагог я понимала , что для любого благого начинания необходим научно- обоснованный подход, поэтому, начиная свой педагогический путь , усердно занялась самообразованием. Было прочитано большое количество литературы об истории возникновения фольклора, по крупицам собирала я материал о традициях , обрядах, об истории народных костюмов , приобретала литературу, посещала методические объединения, семинары по этнокультурологии , екатерининские чтения и многое другое. Всё это позволило сформировать мою жизненную позицию, которая заключается в возможности сохранения культурного наследия народа в раннем дошкольном детстве, как образно говорит наш народ : «С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа ».

Необходимо как можно раньше воспитывать в детях такие качества как духовность , патриотизм, гражданственность. Только в этом случае в душе ребёнка останется глубокий след и устойчивый интерес к культуре , которую невозможно представить без народного творчества . В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные, так и сложные проблемы. Появились новые программы, инновационные методики, отражающие современные идеи дошкольного образования, но извечный вопрос «чему и как учить» до сих пор остается актуальным. В современном образовании, по моему мнению, больше внимания уделяется развитию интеллекта и в стороне остаётся нравственное воспитание . А человек без нравов на сегодняшний день является проблемой нашего общества.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое начинаем заново открывать и переоценивать. И каждый из нас, оглядываясь в своё прошлое, старается найти свои корни, что-то сопоставить в своём прошлом и настоящем. Но выясняется, что прошлое своего народа и своей семьи мы , оказывается, знаем очень поверхностно.

Объяснить и понять многие моменты человеческой жизни помогает знание истоков отечественной культуры , обычаев и традиций народа . Разрушение национальной культуры привело к тому , что духовные устои русской нации деформировали русский менталитет. Больно смотреть на старшее поколение, к которому большая часть молодёжи относится неуважительно. С каким цинизмом и равнодушием зачастую сталкиваемся мы? А проблема жить за чужой счёт, не работая при этом? А моральное поведение, безнравственность части населения просто пугает и заставляет серьёзно задуматься над этим.

Таким образом, актуальной становится задача возрождения культуры русского народа , и как следствие этого, духовное , социальное и экономическое возрождение. Значение культурного возрождения доказывает и опыт многих стран, которые сохраняя свои старинные устои, добились экономического и социального процветания.

К. Д. Ушинский говорил о том, что «язык есть самая живая, самая прочная связь между прошлым и настоящим» . Именно он раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа . Народное творчество , предаваемое из уст в уста, называется фольклором. М. Горький говорил : «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать его прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение нашего настоящего». Взгляд великого философа помог решить проблему передачи культурного наследия маленьким детям используя малые фольклорные жанры. Небольшие по объёму, но необыкновенно мудрые по содержанию они способны в доступной форме, а подчас на подсознательном уровне сформировать личность, отличающуюся патриотизмом и преданностью Родине. Дети удивительно быстро запоминают пословицы, поговорки, заклички. А в отличие от взрослых, у которых речь засорена иностранными словами, а порой и бранью, речь детей насыщается образными выражениями. Приятно наблюдать, как ребята используют в речи пословицы, умеют рассказывать сказки, поют в свободное время колыбельные и частушки. Они общительны, учатся рассуждать и делать обобщения. В результате чего у детей формируется и расширяется словарный запас, что является ещё одним важным значением культурного воспитания .

Приобщение детей к истокам народной культуры помогает решить и проблему нравственного воспитания . Воспитание настоящего гражданина своей Родины невозможно без воспитания любви к ней , к родному краю, к дому, в котором живёшь. Мы должны помочь детям понять, что значит для них Родина, родной язык, быт народа , наша русская природа, семья. С детства в ребёнке должен чувствоваться внутренний национальный стержень, который он должен пронести через всю свою жизнь.

В процессе приобщения детей к народной культуре , очень хорошо просматривается процесс развития ребёнка. Я считаю, что занятия фольклором помогают воспитывать детей на народных традициях , способствуют творческой активности, стимулируют желание проявить свой талант, индивидуальность. И здесь важно вовремя его разглядеть и направить в нужное русло. Важно отметить и значение приобщение детей к культуре русского народа в социально-личностном развитии. У детей во время занятий фольклором идёт активное развитие эмоциональной и нравственной сфер личности, формируются межличностные отношения, а в результате образуется дружный и творческий коллектив детей, воспитателей и родителей . Традиционная народная культура , как средство воспитания детей , формирует открытые, доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами . А это сейчас так важно для нас в наше нелёгкое время. В современных семьях, где родители много работают, для того, чтобы прилично одеть, вкусно накормить своих детей, стараются водить их в секции, кружки, развивают умственные способности, устраивая детей в хорошие школы, чтобы в последствии дети заняли достойное место в обществе. Но, к сожалению, духовная и нравственная сторона развития личности ребёнка остается в большинстве случаев в тени. Родители, ссылаясь на занятость, как-то необдуманно и неоправданно отодвинули на второй план формирование у детей любви к Родине, к её прошлому, к старшему поколению. В редких семьях существуют семейные традиции , потеряна связь поколений. Поэтому и стоит сейчас так остро вопрос развития нравственности и патриотизма в семье. И нам, педагогам , необходимо самим глубже понять и изучить эту проблему, а затем помочь семьям наших воспитанников . И вот здесь на помощь, по моему глубокому убеждению, должна прийти традиционная народная культура . Необходимо через различные формы деятельности привлечь родителей к совместной работе по приобщению детей к истокам народной культуры . Проведение совместных мероприятий сближает всех, делает и детей, и родителей добрее, эмоциональнее, учат творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Мы не должны забывать о своём прошлом, мы должны гордиться своей Родиной, должны быть авторитетной нацией среди других народов . Поэтому родная культура должна стать частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И поможет в этом детский фольклор – особенная область народного творчества , которая включает в себя целую систему жанров, необычайно богатых и разнообразных.

Благодаря фольклору, мы по новому начинаем относится к своему прошлому. Мы учимся вместе с детьми познавать обряды, традиции и старинные праздники.

Очень хочется верить, что будучи взрослыми многие из моих маленьких непосед, будут воспитывать своих детей в соответствии с традициями , будут бережно относиться к культуре , чтить свои корни, соблюдать семейные традиции . Более того, пусть это поколение детей, вырастет уверенными в себе, в своём завтрашнем дне, гармонично развитыми, достойными гражданами России. Каждый из них должен гордиться и восхищаться тем кусочком земли, на котором мы живём. Сегодня, имея немалый педагогический стаж за плечами , я с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники , которые уже сами ведут ко мне своих детей, знают культуру русского народа , его традиции , берегут свой домашний очаг, с удовольствием поют вместе с детьми русские народные песни , частушки, водят хороводы, знают и играют в народные игры , да просто могут сплясать «Русского»

Лучшим итогом моей работы будет ребёнок, который с гордостью сможет сказать : «Я – гражданин России» - и этим всё сказано…»