Учебно-тематический план театральной студии «Театральные ступеньки». Первое полугодие

Программа

Г.Отрадный

Возрастной состав учащихся: 10-13лет

Срок реализации: 3 года

Программу разработала:

Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Наименование программы

Программа художественно-эстетического воспитания « »

Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна

Цель программы

Формирование творческой личности, способной к самореализации.

Задачи программы

1.Образовательные

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

2.Коррекционные·

· развивать умение владеть своим телом;

развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

3.Воспитательные

· воспитывать в ребенке готовность к творчеству

· воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях

Срок реализации

2016– 2019 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.

Направления:

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества;

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

1. Что такое выразительные средства.

2. Фрагмент как составная часть сюжета.

3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

1. О рождении сюжета произведения.

2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

3. О сверхзадаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

3. Анализировать последовательность поступков.

4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры

2. Что такое ширма

3. основы актерского мастерства

1. Создавать образы и декорации для спектаклей

2. Распределяет роли. Анализировать произведение

3. Выражать свои мысли

5. Заучивать небольшие тексты

Имеет навыки:

1. Выразительной жестикуляции

2. Выстраивать логическую цепочку

3. Имеет навыки кукловождения

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма и методы работы

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка

Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр»

Фронтальная работа

Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Групповая

Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т.д

Групповая

Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало)

Групповая

Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией.

Словесная форма работы

История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино.

Групповая

Художественная мастерская Папы Карло

Фронтальная

Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А.Толстого

Индивидуальная работа

Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям

Фронтальная работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Групповая работа

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием)

Групповая работа

Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

Индивидуальная работа

Театральная игра. Викторина по сказкам

Фронтальная работа

Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения

Групповая работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья)

Фронтальная работа

Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам»

Фронтальная работа

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш

Фронтальная работа

Встреча с актерами театра кукол

Групповая работа

Мастерская декораций

Индивидуальная работа

Выразительные средства в театре

Групповая работа

Развитие воображения и умения работать «в маске»

Фронтальная работа

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами

Индивидуальная работа

Привычки дурного тона (Этикет)

Групповая работа

Разучивание ролей к итоговому спектаклю

Индивидуальная работа

68 часов

Второй год обучения

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Групповая работа

Основы театральной культуры

Групповая работа

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

Фронтальная работа

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

Фронтальная работа

Чтение в лицах стихов А.Барто

Индивидуальная работа

Инсценирование русских народных сказок

Фронтальная работа

Репетиция эпизодов спектакля

Индивидуальная работа

Подготовка декораций

Групповая работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Упражнения на постановку дыхания

Индивидуальная работа

Ритмопластика. Испытание пантомимой

Фронтальная работа

Пантомимические этюды

Групповая работа

Техника грима. Светотень

Индивидуальная работа

Анализ мимики своего лица

Групповая работа

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей.

Групповая работа

Художественная мастерская. Изготовление декораций

Групповая работа

Репетиция спектакля

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Конкурс чтецов

Фронтальная работа

Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят»

Фронтальная работа

Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица»

Групповая работа

Инсценирование сказок К.Чуковского

Групповая работа

Изготовление реквизитов к спектаклям

Фронтовая работа

Репетиция спектакля

Индивидуальная работа

68часов

Третий год обучения

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

Групповая работа

Беспредметный этюд

Фронтальная работа

Работа над образом. Сказочные гримы

Индивидуальная работа

Мимика. «Немое кино»

Фронтальная работа

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

Групповая работа

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

Групповая работа

Репетиция эпизодов спектакля

Фронтальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Групповая работа

Сочинение- рассуждение по выбранной пословице

Групповая работа

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

Фронтальная работа

День пантомимы

Групповая работа

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

Фронтальная работа

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

Групповая работа

Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба»

Репетиция

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция

Индивидуальная работа

Создание сценических этюдов.

Групповая работа

Изготовление декораций

Фронтальная работа

Круглый стол «Азбука общения»

Индивидуальная работа

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики)

Индивидуальная работа

«Капустник»

Групповая работа

Анализ работы за год

Фронтальная работа

68часов

Итого за три года: 204 часа

Список литературы

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

Г.Отрадный

2016

Возрастной состав учащихся: 10-13лет

Срок реализации: 3 года

Программу разработала:

Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Наименование программы

Программа художественно-эстетического воспитания « »

Основной разработчик программы

Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна

Цель программы

Формирование творческой личности, способной к самореализации.

Задачи программы

1.Образовательные

  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
  • дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
  • привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
  • научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

2.Коррекционные·

  • развивать умение владеть своим телом;

развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;
  • развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

3.Воспитательные

  • воспитывать в ребенке готовность к творчеству
  • воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях

Срок реализации

2016– 2019 г.г.

Исполнители основных

мероприятий программы

Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.

Направления:

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества;

К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В конце второго года занятий ребенок

ЗНАЕТ:

1. Что такое выразительные средства.

2. Фрагмент как составная часть сюжета.

3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

УМЕЕТ:

1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

1. О рождении сюжета произведения.

2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

3. О сверхзадаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

3. Анализировать последовательность поступков.

4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

К концу третьего года воспитанник будет:

Знать:

  1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры
  2. Что такое ширма
  3. основы актерского мастерства

Умеет:

  1. Создавать образы и декорации для спектаклей
  2. Распределяет роли. Анализировать произведение
  3. Выражать свои мысли
  4. Направлять свою фантазию в сценическое русло
  5. Заучивать небольшие тексты

Имеет навыки:

  1. Выразительной жестикуляции
  2. Выстраивать логическую цепочку
  3. Имеет навыки кукловождения

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Форма и методы работы

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка

Беседа

Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр»

Фронтальная работа

Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Групповая

Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т.д

Групповая

Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало)

Групповая

Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией.

Словесная форма работы

История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино.

Групповая

Художественная мастерская Папы Карло

Фронтальная

Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А.Толстого

Индивидуальная работа

Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям

Фронтальная работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Групповая работа

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием)

Групповая работа

Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

Индивидуальная работа

Театральная игра. Викторина по сказкам

Фронтальная работа

Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения

Групповая работа

Отработка ролей

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья)

Фронтальная работа

Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам»

Фронтальная работа

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш

Фронтальная работа

Встреча с актерами театра кукол

Групповая работа

Мастерская декораций

Индивидуальная работа

Выразительные средства в театре

Групповая работа

Развитие воображения и умения работать «в маске»

Фронтальная работа

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами

Индивидуальная работа

Привычки дурного тона (Этикет)

Групповая работа

Разучивание ролей к итоговому спектаклю

Индивидуальная работа

68 часов

Второй год обучения

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Групповая работа

Основы театральной культуры

Групповая работа

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

Фронтальная работа

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

Фронтальная работа

Чтение в лицах стихов А.Барто

Индивидуальная работа

Инсценирование русских народных сказок

Фронтальная работа

Репетиция эпизодов спектакля

Индивидуальная работа

Подготовка декораций

Групповая работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Упражнения на постановку дыхания

Индивидуальная работа

Ритмопластика. Испытание пантомимой

Фронтальная работа

Пантомимические этюды

Групповая работа

Техника грима. Светотень

Индивидуальная работа

Анализ мимики своего лица

Групповая работа

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей.

Групповая работа

Художественная мастерская. Изготовление декораций

Групповая работа

Репетиция спектакля

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Конкурс чтецов

Фронтальная работа

Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят»

Фронтальная работа

Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица»

Групповая работа

Инсценирование сказок К.Чуковского

Групповая работа

Изготовление реквизитов к спектаклям

Фронтовая работа

Репетиция спектакля

Индивидуальная работа

68часов

Третий год обучения

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

Групповая работа

Беспредметный этюд

Фронтальная работа

Работа над образом. Сказочные гримы

Индивидуальная работа

Мимика. «Немое кино»

Фронтальная работа

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

Групповая работа

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

Групповая работа

Репетиция эпизодов спектакля

Фронтальная работа

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Групповая работа

Сочинение- рассуждение по выбранной пословице

Групповая работа

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

Фронтальная работа

День пантомимы

Групповая работа

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

Фронтальная работа

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

Групповая работа

Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба»

Репетиция

Индивидуальная работа

Генеральная репетиция

Индивидуальная работа

Создание сценических этюдов.

Групповая работа

Изготовление декораций

Фронтальная работа

Круглый стол «Азбука общения»

Индивидуальная работа

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики)

Индивидуальная работа

«Капустник»

Групповая работа

Анализ работы за год

Фронтальная работа

68часов

Итого за три года: 204 часа

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1

сл. Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

И.В.Реуцкова

Приказ от 29.08.2016 г.

№198

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Студии театрального мастерства «Вдохновение»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 2 - Б класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 33часа.

Учитель:Ильинова Юлия Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы «Театр» для начальной школы (автор И.А. Генералова), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана основе ФГОС НОО , программы «Театр» для начальной школы (авт. И.А.Генералова),

«Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

Данная программа реализуется для обучающихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю: 1 час; в год: 33 часа.

Цели и задачи программы:

  • Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
  • Развивать ритмические способности и координацию движений.
  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
  • Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
  • Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствиис характером и настроением музыкальных произведений.
  • Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
  • Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
  • Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
  • Расширять диапазон и силу звучания голоса.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
  • Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
  • Пополнять словарный запас, образный строй речи.
  • Строить диалог между героями разных сказок.
  • Подбирать рифмы к заданным словам.
  • Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
  • Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
  • Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
  • Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
  • Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

Ценностные ориентиры программы

В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.

Программа студии театрального мастерства «Вдохновение» преследует цели: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.

  1. Планируемые результаты.

Личностные УУД : желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять поставленную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД : вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.

  1. Содержание курса.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  1. Программно-методическое обеспечение
  • Пособие И.А.Генераловой «Театр»
  • Приложения:
  1. Общеразвивающие игры.
  2. Специальные театральные игры.
  3. Игры на развитие двигательных способностей.
  4. Игры и упражнения на речевое дыхание.
  5. Учебные программы к спектаклям.
  6. Сценарии спектаклей.
  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

П/п

Дата

Дата

факт

курса

Деятельность учащихся

Работа над спектаклем

1.09

Вводное занятие

Подведение итогов прошлого сезона. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

Понятия: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игра «Назови свое имя ласково»

Учащиеся садятся в круг и играют в игру. Игра «Театр»

Обсуждение репертуара

8.09

Театральное искусство

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Театральный словарь : бенефис, грим, зритель, миниатюра

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»

«Театральные жмурки»

Работа над миниатюрой

15.09

Дорога в театр

Путешествие в театр. Театр Карабаса Барабаса.

Театральный словарик-премьера.

Игровой тренинг «Снежный ком», «Буратино и папа Карло», «Куклы и кукловод»

Работа над ролями в миниатюре

22.09

Что возьмем в театр

Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр.

Театральный словарь :

котурны, жест, мимика.

Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму в театр…»

29.09

Когда нужно приходить в театр

Обсуждение с детьми, когда начинаются вечерние и дневные спектакли

Театральный словарь :

этюд, оркестр, дирижер.

Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра»

6.10

Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями.

Игровой тренинг «Жмурки».

«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц»

13.10

В театре. Перед спектаклем.

Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Театральный словарь : реквизит, репертуар, премьера, пьеса-игра.

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии»

Знакомство со сказкой.

Обсуждение пьесы-сказки

20.10

Антракт

Аплодисменты

Знакомство с правилами поведения в театре.

Театральный словарик-антракт

Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

Обсуждение и распределение ролей

27.10

Создание спектакля

Знакомство с бутафорской и гримерной.

Путешествие по театральной мастерской.

Театральный словарь :

этюд, оркестр, дирижер

Упражнение «Гномы»,

10.11

В мастерской художника и костюмера

Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов.

Театральный словарик-костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

17.11

Мастерская актера и режиссера

Знакомство с профессиями актер и режиссер.

Главное в профессии – воображение.

Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

24.11

Придумываем и делаем костюмы

Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер

Театральный словарь :

Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог, реплика, ремарка

Изготовление костюмов.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

1.12

Театральные маски

Знакомство с театральными масками разных стран.

Тренинг «В пещере горного короля»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

8.12

Делаем декорации

(практическое занятие)

Придумываем и выполняем декорации к сказке.

Тренинг «Брито-стрижено»

Генеральная репетиция сказки

15.12

В мастерской бутафора

Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

Премьера спектакля

22.12

Пальчиковые куклы

Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик»

Слушание новой пьесы.

12.01

Пальчиковые куклы

Изготовление пальчиковых кукол.

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»

Обсуждение и распределение ролей.

19.01

Играем в сказку

Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Учатся выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Пантомимическая игра «Узнай героя»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

26.01

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбирают графические карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Выполняют упражнение «Изобрази эмоцию»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

2.02

Изображение различных эмоций

Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Выполняют этюды на изображение различных эмоций.

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

9.02

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса

Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Работают по графическим карточкам

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

16.02

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседуют о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение»

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

2.03

Игровой урок

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации.

Упражняются в изображении разных эмоций

Репетируют пьесу – сказку.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

9.03

Преодолеем страх

Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Изображение различных степеней страха

Игра «Преодолеем страх». Тренируются в изображении страха и учатся его преодолевать.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

16.03

Делаем афишу и программки

Изготовление афиш и программок к спектаклям

Дидактическая игра «Волшебная корзинка»

Импровизация «Подарок»

23.03

Учимся актерскому мастерству

Учимся верить в воображаемую ситуацию.

Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

6.04

Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

13.04

История театра

Знакомство с русским театральным искусством

Игра «Вопрос-ответ»

Разучивание ролей для пьесы-сказки

29-31

20.04

27.04

4.05

Балет

Развитие пластической выразительности и воображения.

Игры «Буратино и Пьеро», «Баба-Яга», музыкально-пластические импровизации.

Разучивание ролей для пьесы-сказки

32-33

11.05

18.05

Итоговое занятие

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Проведение викторины.

Отвечают на вопросы викторины.

Репетируют пьесу – сказку в костюмах.

Генеральная репетиция сказки.



  1. Познавательное развитие: математика
  2. Физическое развитие: Плавание
  3. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

«Театр» - что это такое?

Цель: познакомить детей с историей создания театра. Продолжать воспитывать культуру поведения в театре, Развитие способностей детей средствами театрального искусства, углубить знания детей о разных видах театра.

Ход.Театр зародился в Греции, «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета. Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам..Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете? Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра:

1. Театр юного зрителя.

2. Театр пантомимы.

З. Концертный зал.

Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

Дети распределяются на группы.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

– артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»;
– артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»;
– артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела».

Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.

Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, присаживаются.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?

Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.

Воспитатель говорит от имени куклы.

Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».
В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Нижнеудинске? Как стать артистом?

Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

Ольга Яковенко
Учебно-тематический план театральной студии «Театральные ступеньки». Первое полугодие

1 занятие

«Путешествие в театр » .

Цели :

Дать детям представление о театре , познакомить с видами театров : музыкальный, драматический, кукольный…

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам .

Познакомить детей с иллюстрациями, фотографиями столичных театров .

Расширить представление о видах театральных спектаклей .

Формировать интерес к познанию театра , как искусства.

2 занятие

«За кулисами театра » .

Цели :

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям ; Познакомить детей с профессиями : актер, режиссер, художник, гример, костюмер, композитор, декоратор….

Расширить представление об устройстве театра и игре актера . Учить детей из подручных средств создавать театральные интерьеры , перевоплощаться. Активизировать речь театральной лексикой и терминами. Воспитывать творчество, фантазию, интерес к познанию театрального искусства .

3 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Познакомить детей с эмоциями человека и их выражением в жестах, мимике, движениях. Учить использовать различные средства выразительности для показа эмоционального состояния. Познакомить детей с мимическими этюдами и настольной игрой «Театр настроений » .

Способствовать мышечному расслаблению в процессе мимических этюдов. Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей .

4 занятие

«Актерское мастерство» .

Цели :

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру героя литературного произведения. Упражнять детей в отработке эмоций в мимическом этюде «Зеркало» .

Учить обыгрывать несложные стихотворные произведения с использованием мимики и жестов в передаче радости, печали, страха, разочарования.

Развитие памяти, координации, ритмопластики.

Воспитывать взаимопомощь, координацию между участниками группы, доброжелательность.

5 занятие

«В гостях у сказки» .

Цели :

Познакомить детей со сказками К. И. Чуковского. Учить детей определять настроение, построение литературных произведений. Расширить знания о видах сказок, их особенностях и отличиях от других литературных произведений. Совершенствовать умение детей произносить знакомые отрывки интонационно выразительно, передавая настроение автора. Учить подражанию животным в пластике, звукоподражанию. Совершенствовать свободу выражения у детей.

6 занятие

«Лесная полянка» .

Цели :

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Учить детей показывать пантомимические загадки и отгадывать их, используя ритмопластику движений, мимические этюды и упражнения. Совершенствовать звукоподражание животным, их пластике, перевоплощаясь в животное по желанию и предложению педагога, детей. Развивать актерское мастерство. Воспитывать взаимовыручку, поддержку членам группы, активность.

7 занятие

«У меня зазвонил телефон» .

Цели :

Учить детей заучивать реплики героев. Упражнять в передаче эмоциональной окраски реплик каждого персонажа. Совершенствовать умение звукоподражанию, двигательной имитации движений и пластики героев произведения. Развивать сценическое искусство перевоплощения, память, мышление, речь. Познакомить детей с гримом и масками животных для передачи образов. Воспитывать активность детей, желание перевоплощаться и быть актером.

8 занятие

«Актерское мастерство» .

Цели :

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты)

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой в процессе игр – этюдов на выражение эмоций; Воспитывать желание помочь товарищу.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Игровой тренинг. Сказка «Телефон» .

Цели :

Развивать подражательные навыки и фантазию. Учить детей вживаться в образ животных и передавать в репликах эмоции, настроение автора, свою интерпретацию передачи образа.

Репетиция сказки «Телефон» .

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательность коммуникабельность

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2 занятие

Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Телефон» .

Цели : Учить детей подбирать костюм, реквизит, атрибуты к образу персонажей сказки.

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

3 занятие

Беседа диалог. Генеральная репетиция в костюмах.

Цели :

Побуждать детей к активному участию в театральной игре ;

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Совершенствовать умение перевоплощения. Воспитывать творчество, активность, любовь к театральному искусству .

4 занятие

Драматизация сказки «Телефон» К. И. Чуковского для детей ДОУ.

Цели :

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Учить детей обобщать полученный опыт , делиться впечатлениями о новых знаниях. Совершенствовать умение в процессе спектакля действовать как единый организм. Воспитывать взаимопонимание, творчество, любовь к драматизации и театру .

5 занятие

Игра «Зеркало» .

Расширить представления детей об эмоциях и их проявлениях. Упражнять в развитии мимических мышц в игре «Зеркало» . Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать умение внимательно слушать, узнавать и называть героев сказок, артикуляцию. Воспитывать желание познать себя и свободно выражать свои эмоции, угадывать настроение своих друзей.

6 занятие

«Сказка о капризном Котенке» .

Цели :

Познакомить детей со сказкой, его героями. Учить запоминать реплики героев сказки, передавая эмоциональную окраску. Упражнять в показе движений и повадок кошек в мимическом этюде «Котята» . Способствовать вовлечению детей в игровую ситуацию по сказке. Упражнять в обыгрывании композиционных элементов сказки. Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности . Воспитывать партнерские отношения между детьми.

7 занятие

«В гостях у гримера» .

Цели :

Познакомить детей с профессией гримера, его обязанностями, атрибутами и профессиональными инструментами… Расширить знания о важности грима для артиста в его перевоплощении. Учить из подручных средств перевоплощаться в героя «Сказки о капризном котенке» . Упражнять детей в подборе фотографий, открыток с использованием грима для перевоплощения детей на детских праздниках с целью создания коллажа «Уроки гримера» .

8 занятие

Распределение ролей в сказке «Сказка о капризном котенке» . Пластические импровизации.

Цели :

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Учить сочетать речь с пластическими движениями;

Побуждать участию в театральной игре Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Актерское мастерство» .

Работа над мимикой, эмоциями и пластикой.

Цели :

Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей принимать на себя роли сказочных героев.

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре . Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

2 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Продолжать знакомить детей с эмоциями : печаль, грусть, обида…Упражнять с помощью литературных сказок передавать эти эмоции и находить пути решения проблем. Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру.

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

3 занятие

«В гостях у сказки» .

Цели :

Учить детей разыгрывать пьесу по «Сказке о Капризном котенке» . Упражнять в актерском мастерстве. Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

4 занятие

Театральный спектакль «Сказка о капризном Котенке» для младших дошкольников.

Цели :

Учить детей легко перевоплощаться в героев сказки и выступать перед детским коллективом. Упражнять в построении диалогов и четкости произношения реплик героев. Развитие творческих способностей, пластики движений. Воспитание активности, свободы выражения эмоций, взаимопомощи.

5 занятие

«Зимние сказки» .

Цели :

Расширить представления детей о зимних сказках. Учить детей быть сказочниками и коллективно создать свою зимнюю сказку. Упражнять в построении композиции сказки. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах.

Развивать связную речь детей.

Воспитывать уверенность в себе, взаимопомощь.

6 занятие

«В гостях у костюмера» .

Цели :

Познакомить детей с профессией костюмера в театре , оборудованием костюмерной, его обязанностями. Расширить представления о важности труда костюмера. Учить правилам хранения костюмов и театральных атрибутов . Воспитание бережного отношения к костюмам, атрибутам костюмов и реквизиту.

7 занятие

«Театр настроений » .

Цели :

Познакомить детей с чувством радости и счастья и их проявлениями в мимике, эмоциях, движении. Побудить детей к придумыванию новогодних сюрпризов для своих друзей, обыгрывание этих ситуаций. Развитие мимики, свободы выражения положительных эмоций, отработка артикуляции, дикции. Развитие актерских качеств. Воспитание чувства радости, непредсказуемости и счастья от наступления Нового года .

8 занятие

«Новогоднее чудо» .

Цели :

Создать в студии ситуацию Новогоднего праздника. Учить детей быть свободными в самовыражении, активными участниками новогоднего действа. Косвенно побудить детей к разыгрыванию сложившейся ситуации, способствовать к перевоплощению детей по желанию в сказочных персонажей. Развитии дикции, мимики, памяти, творческой активности. Воспитание чувства радости и счастья, активности.

Людмила Абраменко
Календарное планирование по теме «День театра»

Календарное планирование работы группы : «Умники и умницы» по теме : «День театра »

Март IV неделя 20.03-25.03.2017

Цели : Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству

Итоговое мероприятие : Драматизация сказки «Теремок» для младшей группы

Утренняя гимнастика комплекс №15.

Бодрящая гимнастика ___

Воспитание КГН, навыков самообслуживания совершенствовать умения завязывать шапки и застегивать куртки.

Работа с родителями Афиша детских спектаклей на текущий месяц.

ННОД Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание условий для самостоятельной деятельности

Понедельник I половина дня Познавательное развитие

Беседа - «Театр » - что это такое?

Цель : познакомить детей с историей создания театра . Продолжать воспитывать культуру поведения в театре , углубить знания детей о разных видах театра .

(Музыка. По плану муз . Руководителя) Беседы о правилах поведения в театре - Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр » .- познакомить с правилами поведения в театре ; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира» , «билетера» , «зрителя» ); воспитывать дружеские взаимоотношения. В центре театрализованных игр поместить маски животных.

В центре конструктивных игр поместить схемы постройки зрительного зала.

Прогулка : Смотри картотеку.

II половина дня Вечер. Региональный компонент.

«Мои друзья» - воспитывать доброжелательность. Психогимнастика. «Разные лица» - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) . Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

Игры "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями сходить с ребенком на театральное представление

Чтение художественной литературы Р. Н. С. «Теремок»

Вторник I половина дня (Лепка)

Мой любимый герой мультфильма

Ц уметь передавать характерные черты сказочного героя.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Решение логических задач – развитие внимания, мышления, логики

(Физическая культура по плану

физ. Руководителя) Беседа о театральных профессиях . - продолжать знакомить с профессиями : артист, суфлер, рабочий сцены, бутафор, костюмер

Презентация «Детский театр »

С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки) .- Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. Поместить в центре творческих игр накидки, плащи.

Рассматривание картин, фотографий про Театр .

Прогулка : Смотри картотек

II половина дня

Игры детей со звучащими инструментами. Цель : дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями обновление атрибутов к сказке «Теремок»

Чтение художественной литературы Сказка «Рукавичка»

Среда I половина дня (Развитие речи)

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» .

Ц Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем.

(Музыка)

По плану музыкального руководителя

Физическая культура на улице) Показ рнс с использованием игрушек би-ба-бо

диалоги : волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.

Цель : Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах

Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.

Отгадывание загадок о литературных персонажах

В центре науки поместить стеклянные воронки, прозрачные стаканы, различные фильтры (марля, цветные камушки, ватные диски, древесный уголь) .

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Рассматривание фотографий оперного театра , иллюстраций к опере «Снегурочка»

(к балету «Щелкунчик» )

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Изготовление театральной афиши

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Четверг I половина дня Познавательное развитие

Путешествие в театр

Ц закреплять и расширять представления детей о работе актеров в театре

(рисование)

«Петрушка-народный ярмарочный герой»

Ц - Учить детей рисовать портрет петрушки с использованием нетрадиционных форм (обведением карандашом своей ладошки - это колпак, и дорисовывания лица)

Музыкальный досуг. Знакомство с куклами-марионетками».- Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами ..

Знакомство с музыкальными театрами . Цель : Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра , таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.

В центре художества расположить маски для вырезания и раскрашивания.

В центре дидактических игр разместить мимические картинки человека.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями Нарисовать с ребенком «Мой любимый сказочный герой»

Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пятница I половина дня Речевое развитие

Повторение пройденного

Шумаева стр. 106

(Рисование)

Художник в театре

Ц - создание условий для овладения детьми средствами и приёмами создания театральной декорации , развития информационной культуры

Физическая культура

По плану инструктора по физкультуре. Знакомство детей с пальчиковым театром , театром- рукавичкой , театром теней . - дать представления детям об особенностях данного вида театров .

Рассматривание иллюстраций «Театральные декорации » , «Театральные костюмы »

Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят» , балета «Щелкунчик» , мюзикла «Русалочка» , оперы «Снегурочка» и др.

Внесение атрибутов к театрализованным играм

“ Герои детских сказок”.

Прогулка : Смотри картотеку

II половина дня

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”

Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

Прогулка : Смотри картотеку

Работа с родителями напомнить забрать пижамы.

Чтение художественной литературыА. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»