Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков. Значение слова ноктюрн Что относится к жанру ноктюрн

nocturne - «ночной») - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «Маленькая ночная серенада » Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия , благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано , но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, был Джон Филд . Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена . Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма . В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Роберт Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 - лирический ноктюрн).

Ноктюрны писали также Карл Черни , Ференц Лист , Эдвард Григ , русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев , Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены»)

НОКТЮРН

Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Французского nocturne означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев; она звучала всюду в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы

мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова (3 из них были написаны в 14-летнем возрасте).

Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить, ноктюрн Мендельсон, ”Ноктюрны” Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси ”Облака”, ”Празднества”, и ”Сирены”, - названные автором ”Ноктюрнами”, весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ”ноктюрны”, композитор исходил из субъективного впечатления, порождённого колоритом и игрой ночного света.

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название ”ноктюрн”, современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.

Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн всё чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ”ноктюрн” приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.

Ноктюрн - это не название популярной парикмахерской или нового магазинчика пирожных за углом. Это не поэтический слог, не название любимых конфет или вкусного кофе. Понятие «ноктюрн» пришло к нам из Европы, а в переводе с французского означает «ночной». Возможно, именно поэтому первое время ноктюрны было принято исполнять только в вечернее время, стоя под окнами дамы сердца.

Ноктюрн как он есть

Большинство книг по музыке значение слова «ноктюрн» трактуют как небольшую лирическую пьесу мечтательного характера с легким и непринужденным темпом, а также изящной и романтичной манерой исполнения.

Спокойное мелодичное произведение пленяет своей лирикой и музыкальными переливами, навевает мысли о светлом будущем или отправляет в страну теплых воспоминаний о счастливых моментах жизни.

Эти произведения включают несколько частей, как правило, три - обычно это тихое вступление, более оживленная вторая часть, и венчает ноктюрн такая же спокойная, как и вначале, музыка третьего фрагмента, местами сопровождающаяся громкими выходами. Они небольшие и очень легкие для восприятия, душевные.

Звуки прошлого

Давайте посмотрим, как люди разных эпох и поколений понимали, что такое ноктюрн. В ноктюрн относили к религиозным жанрам, поэтому играли такие произведения исключительно ранним утром. Свое основное развитие как он получил в последующие столетия.

В XVIII ноктюрн - это небольшая пьеса, исполняющаяся исключительно на свежем воздухе и носящая самый разный характер. Чаще она была шутливой, озорной, развлекательной, иногда даже танцевальной. В ее завершении всегда звучали командные нотки, которые оповещали слушателей об уходе музыкантов. Сочиняли ноктюрны для самых разных инструментов, как правило, их исполняли оркестры с духовыми или струнными составами.

XIX век, прежде всего, ассоциируется с композитора Джона Филда. Он первым употребил французское слово «ноктюрн», и не просто ввел его в обиход, но и наполнил понятие новым смыслом. Им созданы восемнадцать произведений, мелодии которых имеют богатый звуковой ряд, а также они наполнены романтикой, певучестью и проникновенными нотками. Музыканты той эпохи создавали спокойные, плавные, задумчивые мотивы. В своих произведениях они стремились передать всю гамму чувств и эмоций, которые может испытывать человек.

Ф.Ф. Шопен

С понятием ноктюрна неразрывно связано творчество талантливого и виртуозного пианиста Фредерика Шопена. Пожалуй, он был лучшим в этом Композитором написаны двадцать многообразных и удивительных по своей форме ноктюрнов. Они радужные и эмоциональные, печальные и задумчивые, дерзкие и волнующие, спокойные и сдержанные. Одно из лучших и запоминающихся сочинений Шопена в этом музыкальном жанре - ноктюрн ре-бемоль мажор. Его особенностью является то, что в заключительной части светлой, чувственной и волнующей темы произведения звучит диалог.

Гайдн

Совершенно оправданно вспоминается прекрасный представитель школы - Франц Йозеф Гайд. Ноктюрн в его исполнении всегда отличался особой манерой воспроизведения. Им было создано несколько мелодичных тем для фрикционных музыкальных инструментов, и, что особенно хочется отметить, сделано это было по заказу самого короля Неаполя.

Кроме Фредерика Шопена и Йозефа Гайдна к жанру ноктюрна обращались такие именитые композиторы Западной Европы, как Э. Григ, Ф. Лист, Р. Шуман и многие другие.

Ноктюрн. Глинка

Жанр лирического ноктюрна в творчестве русских композиторов носил своеобразный характер. Чтобы лучше его понять, обратимся к опыту великого музыканта - Михаила Ивановича Глинки.

Из ноктюрнов для фортепиано в первую очередь вспоминаются именно его сочинения, поскольку он был непревзойденным мастером черно-белых клавиш. В жанре лирической миниатюры композитором написано несколько чудесных произведений. И первым среди них на ум приходит ноктюрн «Разлука», посвященный его сестре Елизавете Ивановне Флери. Композиция дышит эмоцией, отличается плавными и мелодичными переходами, трогательным и мягким настроением. Признанный шедевр является не только отличным примером инструментального мастерства, но и истинным образцом современного лирического жанра, путь к которому начал прокладывать выдающийся деятель фортепианной музыки - Михаил Глинка.

Оригинальные и замысловатые черты мелодий присущи также ноктюрнам таких почитаемых русских композиторов, как Скрябин, Балакирев, Рахманинов, Чайковский.

Ноктюрн в наши дни

Современные мелодии претерпели ряд изменений, они несколько отличаются от привычного для прошлых столетий шаблона. Сегодня ноктюрн - это, скорее, образное понятие, включающее в себя смешение стилей разноплановой музыки. Ее можно услышать как в зале консерватории или филармонии в исполнении классического оркестра, так и на концертных площадках страны в необычном вокальном воплощении. Хорошим примером в этом плане служат выступления Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Валерии и многих других.

Небольшое инструментальное произведение с душещипательными и мелодичными нотками способно тронуть даже самое черствое сердце. Ноктюрн - это не просто музыкальное творение. Это особое признание, настоящая исповедь, которая цепляет тонкие струны души человека и позволяет насладиться необыкновенно чувственной мелодией с живым характером.

Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду.

Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.

И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина «Полтава» можно определить как своего рода ноктюрн.

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам . Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном.

Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка . Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием «Разлука», широко известен.

Писали ноктюрны Чайковский , Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена . То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Л. В. Михеева

Ночью люди обычно спят. Однако для вас, молодежи, это время суток обладает особой романтикой, таинственностью, поэтичностью. Вы воспринимаете все оттенки природы и настроений ночи. Ваши чувства обострены, все воспринимается серьезней и значительней, чем утром или днем, которые кажутся гораздо прозаичнее.

Так воспринимали ночь и композиторы-романтики, которые любили сочинять музыкальные пьесы таинственно- мечтательного характера, подчас страстно-патетического, драматического, созерцательного и т. д. Они и называются ноктюрнами. Французское слово nocturne означает "ночной". Сейчас мы в основном знаем ноктюрны Ф. Шопена и его современников, однако родился этот музыкальный жанр еще в XVIII веке. Тогда любили исполнять музыку на открытом воздухе, в том числе и в ночное время, сопровождая ее красивым освещением. Подборки пьес (сюиты) обычно для духовых ансамблей, как самых мобильных и хорошо слышимых на воздухе ("на пленэре", как тогда говорили), и назывались ноктюрнами.

М. Г. Рыцарева

Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Французского nocturne означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев; она звучала всюду – в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы

мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон – мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена – ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова (3 из них были написаны в 14-летнем возрасте).

Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить, ноктюрн Мендельсон, ”Ноктюрны” Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси – ”Облака”, ”Празднества”, и ”Сирены”, - названные автором ”Ноктюрнами”, весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ”ноктюрны”, композитор исходил из субъективного впечатления, порождённого колоритом и игрой ночного света.

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название ”ноктюрн”, современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки – подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.

Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн всё чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ”ноктюрн” приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.