Британский музей, Лондон — один из крупнейших исторических музеев мира. Музеи Англии – музеи Великобритании Музей британии

Британский музей в Лондоне — это один из старейших и крупнейших исторических музеев мира, активно посещаемый туристический объект, в котором собраны уникальные артефакты, художественные шедевры со всего мира. Мы расскажем об истории создания музея, его тайнах, экспозиции, библиотеке и о том, как можно добраться самостоятельно.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Рисунки, литографии, гравюры, эскизы, акварели Дюрера, Клода, Ватта; почти 30 тыс. работ художников Англии средневековья и современности. Создана онлайн-база на 500 тысяч экспонатов, сопровождаемых иллюстрациями высокого качества.

Библиотека

Одно из самых масштабных хранилищ печатных и рукописных раритетов мира, имеющее 6 читальных залов на 670 посетителей. В фондах библиотеки находятся почти 7 млн. томов различных печатных изданий, 200 тыс. экземпляров рукописей на европейских языках, 38 тыс. – на языках Востока; 250 тыс. печатных книг; 500 тыс. географических карт; 1 млн. нотных записей. Справочный раздел науки и изобретений имеет подписку почти на 20 тыс. научных и технических журналов. Каждый год фонды библиотеки увеличиваются на 1 млн. экземпляров. Здесь каждый сможет найти любой литературный источник, художественное произведение или научный доклад, исторические сведения или поэтические шедевры.

В стенах библиотеки перебывали известные всему миру ученые, писатели, художники, музыканты, композиторы, политики и общественные деятели: Дж. Голсуорси, Джордж Байрон, К. Маркс, В. И Ленин. Библиотека хранит больше 10 тыс. экземпляров древних рукописей Египта, Греции, Рима, относящихся к бесценным культурно-историческим реликвиям. Фонды литературы по естественным, точным, гуманитарным наукам в состоянии удовлетворить любой спрос, помогут найти ответы на все интересующие вопросы.
Библиотека Британского музея – грандиозное хранилище мудрости, знаний и прогресса.

Время работы и как добраться

Адрес: Great Russell Street, London, WC 1 B 3DG

Метро: станция Tottenham Court Road (Тоттенхем Корт Роуд), ст. Russel Square (Рассел Сквер) или Holdorn (Гудж Стрит). Автобусы и такси: доехать до вышеуказанных остановок метро.

Этот музей стал инновацией, доселе нигде такого не было. Музей современного дизайна в Лондоне стал первым, посвящённым этой сфере деятельности. Разработал его концепцию Теренс Конран – глава и руководитель компании Корнан-груп, которая и разработала основной проект. За основу были взяты здания, служившие в 40-х годах XX века банановым складом, расположенные близ Тауэрского моста на берегу Темзы.

Здесь от самого входа звучит ненавязчивая музыка. Сюда ежегодно приходит свыше 300 тысяч посетителей. Это музей легенды XX века - знаменитой группы Битлз. Официальное название – «История Битлз». Расположен он на территории Ливерпульского порта в подвале Альберт Дока, входящего в состав ансамбля административных зданий, которые сами по себе признаны памятником исторического наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Всё началось с того, что после смерти Бенджамина Поллока – производителя традиционных кукольных театров на картоне, множество клише для их печати, среди которых были и самые первые, ещё 1830 года, были проданы его дочерьми торговцу антиквариатом.

Ещё совсем недавно этот, с виду обычный старый дом на Даути Стрит, был мало кому известен. В 1923 г. его решено было снести, однако, как оказалось, это был единственный из оставшихся домов в Лондоне, где некогда проживал великий английский писатель Чарлз Диккенс.

Этот музей просто не мог не появиться в Лондоне – столице Великобритании, бывшей некогда «царицей морей». Национальный морской музей был основан по официальному указу парламента страны в 1934 г. и открыт 27 апреля 1937 г. королём Георгом VI. Находится он в Гринвиче (район Лондона), и представляет собой комплекс исторических зданий XVII века, являющихся объектами мирового культурного наследия.

Этот музей был создан сотрудниками лондонского института кино Дэвидом Френсисом и Лесли Хардкастлом ещё в 1988 г., однако в связи с трудностями финансирования он прекратил свою работу уже в 1999 г., даже несмотря на свою популярность.

Это вызвало сильное недовольство лондонской общественности, и по прошествии долгих 9 лет музей возродился уже в 2-х филиалах – в Саут-Банке и в Ковент-Гардене, под новым наименованием – «Лондонский музей кино».

Появлению музея естественной истории, или как его иногда называют, Музея естествознания, в столице Великобритании предшествовало создание в 1759 г Британского музея. Произошло это после того, как Хэнс Слоун – известный врач и натуралист, передал свои огромные коллекции народу Британии и парламентом было принято решение об открытии музея. Расположился он тогда в Монтегю-хаус в Блумсбери – одном из районов Лондона.

Мир волшебства и сказки – так можно назвать этот уникальный музей. Да собственно это и не музей вовсе, а красочное шоу, путешествие в сказку, в волшебный мир Гарри Поттера. А возможным всё это волшебство сделал создатель, так полюбившейся всем саги о Гарри Поттере, концерн Warner Bros., переоборудовав одну из своих студий Leavesden Studios, что расположена в 30 км от Лондона в местечке Уотфорд.

В Великобритании, в Лондоне, в 1980 году открылся общественный музей истории городского транспорта. Именно об этом музее мы и поговорим в этой статье. В 2005 году музей пришлось закрыть на реконструкцию, но уже в 2007 он начал функционировать как и прежде.

, и множество других не менее интересных английских музеев. Посетив любой из музеев Англии вы останетесь довольны и под большим впечатлением, которое пройдет не скоро.

Конечно, не у всех есть возможность посетить эту замечательную страну. Поэтому на нашем сайте мы постараемся как можно более подробно описать музеи Англии , предоставить яркие и красочные фотографии прямо из залов музеев, а также по возможности будем выкладывать видеоролики.


Отдельно хочется сказать и про . Впрочем, Вы сами можете ознакомиться с ними на специально созданной для этого странице.

25 выбрали

Если говорить о европейской культуре, то с чем у вас ассоциируется слово "итальянское"? Для меня это – Возрождение. "Французским" будет импрессионизм, "немецкой" – классическая музыка. А "английской" - наверное, литература (один Шекспир чего стоит!).

Скажу сразу – я не большой поклонник литературных домов-музеев. Подчас мне кажется, что гораздо интереснее перечитать роман любимого писателя или насладиться стихами поэта, который тебе близок, чем рассматривать колыбель, в которой лежал будущий гений, или портреты его дальних родственников. Другое дело, когда организаторам музея удается воссоздать атмосферу, в которой жил и творил писатель, и обыденные вещи приобретают иной смысл (к сожалению, получается это далеко не всегда). А иногда проникнуться литературным духом можно, просто прогулявшись по тем улицам или лугам, по которым ходил любимый автор и/или его герои… И сегодня я хочу предложить вам маршрут по богатой писателями и поэтами Великобритании – литературный.

В полутора часах езды от Лондона (воспользоваться можно и поездом, и автобусом), в графстве Кент лежит место, с которым связано само рождение английской литературы. Небольшой городок Кентербери может похвастаться двухтысячелетней историей, живописным расположением на реке Стаур и не менее живописными достопримечательностями. Среди них – руины римских стен и норманнского замка, аббатство святого Августина, древние церкви и, конечно, Кентерберийский собор.


Кентербери: Собор и руины замка

Этот собор, хранивший мощи святого Томаса Бекета (Фомы Кентерберийского), злодейски убитого прямо у алтаря, собирал паломников со всей Англии. Именно сюда - поклониться святым мощам - направлялись герои знаменитых "Кентерберийских рассказов" Джеффри Чосера - первого произведения истинно английской литературы. Сборник стихотворных и прозаических новелл - веселых, живых и подчас скабрезных историй, рассказанных паломниками разных сословий, - часто называют английским "Декамероном". Меня всегда удивляло, как легко читается эта книга, написанная в конце XIV века…

И пусть автор родился и жил в Лондоне, а похоронен в Вестминстерском аббатстве, пусть Чосер не успел закончить свое произведение, а его герои – добраться до святынь Кентербери, лишь издалека увидев собор… Все равно - на старинных улочках Кентербери явственно ощущается, как осязаемо близко от нас далекое литературное прошлое. Кстати, в городе есть музей "Кентерберийских рассказов", красочная экспозиция которого воссоздает атмосферу чосеровских времен.

А теперь перенесемся и на 200 лет вперед и переместимся из южного Кента в центральный Уорикшир. Стратфорд-на-Эйвоне – самое известное место литературного паломничества во всей Великобритании. Здесь всегда много туристов, особенно во время шекспировских фестивалей, когда театры города переполнены, а на улицах, куда выплескивается представление, буквально яблоку негде упасть. Да, именно здесь родился великий Уильям Шекспир, здесь он и умер (принято считать, что оба события произошли 23 апреля, соответственно – в 1564 и 1616 годах). И похоронен драматург в местной церкви Святой Троицы, которая сохранилась до наших дней.

Стратфорд-на-Эйвоне. Церковь Святой Троицы

Сохранился и дом, где родился Шекспир, и коттедж, где жила его будущая жена, и еще много мест, прямо или косвенно связанных с жизнью великого поэта и драматурга. Практически весь Стратфорд – это живой памятник Шекспиру.

Ревнители исторической достоверности до хрипоты спорят, принадлежал ли тот или иной камень шекспировским временам (точно так же, как до сих пор не затихают споры, является ли Шекспир автором знаменитых пьес и сонетов…) Но так ли это важно? Главное, в Стратфорде сохранился дух того времени, и простая прогулка по узким улицам и прекрасным паркам очень английского городка приблизит вас к пониманию великого Шекспира… А если вы устали от других туристов, то на берегу Эйвона и сейчас можно найти уединенное место, посидеть и вспомнить любимый сонет. А розы цветут, и лебеди плавают в тихих речных заводях точно так же, как и столетия назад…

Сохранился шекспировский дух и в Лондоне - в театре "Глобус", что стоит на южном берегу Темзы. Да, это современная реконструкция театра елизаветинских времен, но воссоздано здание по аутентичным планам и опираясь на раскопки старинных фундаментов. Но главное даже не в точности воспроизведения – здесь бережно хранят традиции шекспировского театра. Даже если на спектакль "Глобуса" попасть не удалось, можно просто сходить на экскурсию. Уверена, что увлекательный рассказ о жизни театра во времена Шекспира, никого не оставит равнодушным.

Вообще с Лондоном связано множество писательских судеб. Здесь родились, жили и творили те, чьи имена навеки вписаны в славную книгу английской литературы. Многие нашли здесь последний приют – Уголок поэтов в Вестминстерском аббатстве. В Лондоне чтят не только писателей, но и литературных персонажей – достаточно вспомнить памятник Питеру Пэну в Кенсингтонском саду или знаменитый музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Но если бы мне пришлось выбирать самого "лондонского" писателя, я бы сказала: "Чарльз Диккенс". С Лондоном Диккенса я познакомилась практически случайно, забредя в музей писателя в Блумсбери. Музей расположен в доме, где Диккенс прожил всего два года – с 1837 по 1839, но зато написал здесь "Оливера Твиста" и "Николаса Никльби". Не могу сказать, что музей меня потряс, хотя экспозиция его достаточно интересна для любителей творчества Диккенса. Поразила меня пешеходная экскурсия, на которую меня пригласили в музее. Она так и назвалась - "Лондон Диккенса".

Может быть, нашей группе повезло с экскурсоводом, а может, у меня было соответствующее "диккенсовское" настроение, но история города, переплетенная с сюжетами любимых книг, оживала на глазах… Сначала требовалось напрягать воображение, заменяя мысленно электрическое освещение улиц газовыми фонарями, а современные авто – пролетками и фиакрами, а потом я уже по-настоящему чувствовала себя в городе XIX века. Я смогла увидеть Лондон Диккенса - не парадный и блистательный, а мрачный и нищий, узнать, где находилась "Лавка древностей", где жили герои "Домби и сына" и "Крошки Доррит", и в какой из пабов Сити любил заходить сам писатель.

После прогулки по шумному Лондону, который (не спорю!) стал гораздо красивее и чище, чем был во времена Диккенса, хочется тишины и покоя. Самое подходящее место для отдыха – Бат, что на реке Эйвон в графстве Сомерсет – очаровательный курортный город, основанный еще римлянами. Само название города говорит о целебных минеральных водах, а прекрасно сохранившиеся римские термы являются одной из достопримечательностей Бата. Кроме того, город известен прекрасной архитектурой XVIII столетия, живописным мостом Палтни и средневековым аббатством.

Что касается истории английской литературы, то в Бате можно найти много интересного и на эту тему. Здесь отдыхали и творили Теккерей, Дефо, Филдинг и многие другие, но главная литературная знаменитость города – Джейн Остин. Удивительная писательница жила тут сама и "селила" или "привозила" своих героинь. В Бате есть Центр Джейн Остин, проводящий любопытнейшие мероприятия, в ходе которых можно воочию увидеть моды и повседневную жизнь времен писательницы. Очень рекомендую!

Литературные достопримечательности можно найти даже в глухой английской провинции. Среди холмов и вересковых пустошей Йоркшира лежит так называемая Страна Бронте, названная так в честь трех сестер-писательниц – Шарлотты, Эмили и Энн.

Портрет сестер Бронте написан их братом

Музей сестер

В деревне Хауорт находится музей Бронте – может быть, небогатый, но отличающийся удивительным чувством эпохи – каждый экспонат либо связан с сестрами, либо очень подходит по духу их уединенной жизни и своеобразному творчеству. Гуляя по живописным окрестностям, можно найти много интересного - прототип поместья, описанного в "Джейн Эйр", фермы из "Грозового перевала", дом родителей и приходскую церковь, которую посещали поколения семейства Бронте. И, наконец, можно просто любоваться окрестностями, мрачноватыми, но по-своему красивыми (и очень подходящими для тех, кто хочет понять творчество сестер).

Страна Бронте

Литературная Шотландия заслуживает отдельного путешествия. Эта страна, будучи частью Великобритании, сохранила свою независимость, если не в политике, то в культуре. Гордый дух шотландских горцев все еще можно ощутить, гуляя по древнему Эдинбургу и маленьким деревушкам, любуясь крутыми скалами, врезающимися в море, и прохладными озерами среди гор. И творчество шотландских патриотов и романтиков сразу станет вам ближе и понятнее.

Поездка в деревню Аллоуэй познакомит вас с жизнью знаменитого поэта Роберта Бёрнса (его день рождения 25-го января отмечают по всей Шотландии). Тут можно осмотреть музей поэта, коттедж, где он собственно появился на свет, и живописные окрестности. Кстати, для меня было приятной неожиданностью, что сотрудники музея знают, что на русский язык Бёрнса переводил Маршак!

Поместье Эбботсфорд, стоящее на реке Твид в Шотландском Приграничье, откроет вам мир сэра Вальтера Скотта – знаменитого автора "Квентина Дорварда", "Айвенго", "Пертской красавицы" и других романов. Романтический облик замка в старошотладском стиле удивительно перекликается с творчеством писателя и привлекает множество его поклонников.

Родной город Роберта Льюиса Стивенсона (вряд ли кто-то не читал в детстве "Остров сокровищ"!) – Эдинбург, который сыграл огромную роль в творчестве знаменитого писателя. Мне кажется, что романтический облик древней шотландской столицы наложил отпечаток на мрачноватый романтизм Стивенсона. Кстати, историки литературы уверяют, что именно в Эдинбурге произошла загадочная история, которая легла в основу фантастической повести "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда".

С историей шотландской литературы можно довольно близко познакомиться, даже не выезжая за пределы города. Для этого достаточно посетить Литературный музей, главными героями которого являются уже упомянутые Роберт Бeрнс, Вальтер Скотт и Роберт Льюис Стивенсон (но и про других шотландских знаменитостей тут тоже можно узнать). Главное - небольшой эдинбургский музей покоряет гордостью, с которой шотландцы относятся к своим писателям и поэтам…

Современных юных читателей Эдинбург тоже может порадовать - именно здесь были написаны романы о Гарри Поттере. Поклонники творчества писательницы превратили кафе, где Джоан Роулинг сочиняла первую книгу Поттерианы, в местную достопримечательность.

Когда я писала эту статью и пыталась сформулировать свои сумбурные впечатления от путешествий по литературной Великобритании, меня не покидала одна мысль. Да, в современном мире гораздо меньше читают, и классиков иногда знают лишь понаслышке, но все же не все потеряно, пока люди хотят посетить могилу Шекспира или Литературный музей Эдинбурга. Мне показалось, что в чем-то англичане и, особенно, шотландцы похожи на нас – тех, кто ездит в Ясную Поляну или Пушкинские Горы… И знаете, путешествие по Лондону Диккенса смутно напомнило мне знаменитые экскурсии по Петербургу Достоевского…

Светлана Ветка , специально для Etoya.ru

История создания музея

Музей был основан по воле медика и натуралиста сэра Ганса Слоана (1660–1753). За свою жизнь он собрал обширную коллекцию (более 71 тыс. предметов) и, не желая, чтобы после его смерти она была разделена, завещал её королю Георгу II.

7 июня 1753 года Георг II подписал акт парламента о создании Британского музея. Актом об основании к коллекции Слоана были добавлены библиотека Коттона и библиотека Харлея. В 1757 году к ним была добавлена ещё и Королевская библиотека и кроме того право получать экземпляр любой книги, издающейся в Британии. В этих четырех первых коллекциях музея содержались настоящие сокровища британской литературы, включая единственную уцелевшую копию средневекового эпоса «Беовульф».

Британский музей был предвестником нового типа музеев по ряду причин: он не принадлежал ни короне, ни церкви, вход в него был бесплатным, и он пытался охватить в своих коллекциях всё многообразие человеческой культуры.

Монтегю-Хаус

Изначально музей располагался в Монтегю-Хаус , особняке XVII века, выкупленном под музей. Интересно, что попечительский совет музея отверг вариант с размещением коллекций в Букингем-Хаус, сегодня называемый Букингемским дворцом, по причини высокой стоимости и неудобного расположения.

Открытие музея для публики состоялось 15 января 1759 года. С первых же лет существования музея его коллекции постоянно пополнялись за счёт даров, пожертвований и покупки частных собраний. Так, богатства музея в 1760-1770-х пополнили собрание трактатов времен Гражданской войны (1640-е), пьес XVI–XVII веков и коллекция греческих ваз. С 1778 года в музее выставляются разнообразные предметы, собранные капитаном Куком в его кругосветных путешествиях. В 1784 году В. Гамильтон, британский посол в Неаполе, продал музею своё собрание греческих и римских древностей. В начале XIX века музей активно расширяет свои коллекции древнеегипетского и античного искусства. Так, в 1802 году в нём был представлен публике знаменитый Розеттский камень, благодаря которому удалось расшифровать египетскую иероглифику, а в 1818 году покупкой бюста фараона Рамзеса II был заложен фундамент в коллекцию монументальной скульптуры Древнего Египта. В 1816 музей выкупил у Томаса Брюса (посол Британии в Османской империи в 1799-1803 годах) большую коллекцию античных мраморных скульптур из афинского Парфенона. В 1825 в музее появились также коллекции ассирийского и вавилонского искусства.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Лондоне, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Фонды Британского музея росли так быстро, что уже к концу XVIII века Монтагю-Хаус стал слишком тесным для их хранения, поэтому в 1823 году начались работы по постройке более просторного здания на месте старого. Предполагалось, что новое здание вместит в себя также и картинную галерею, но после открытия в 1824 году в Лондоне в этом отпала необходимость, и пустующие помещения были отданы под коллекции естественной истории.

С 1840 года музей организовывает или финансирует археологические экспедиции в разных уголках мира: на острове Ксантос, в Ликии, Галикарнасе, на руинах древних городов Нимрода и Ниневии. Находки, сделанные экспедициями, пополняют фонды музея, порой основывая целые направления научных исследований. Так, обнаружение огромной клинописной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала сделало Британский музей одним из мировых центров ассирологии.

С середины XIX века музей начинает расширяться за счёт предметов искусства средневековой Британии и Европы и за счёт этнографических материалов со всего света. Фонды музея пополняются очень быстро, и в 1887 году из-за постоянной нехваткой помещений естественно-исторические коллекции были перемещены в Музей естественной истории. Но и это не решило проблему, поэтому в 1895 попечительский совет музея выкупил 69 зданий вокруг него с целью расширения экспозиций. Работы начались в 1906 году.

В 1918 году в связи с угрозой бомбардировок часть предметов из музея была эвакуирована в несколько безопасных мест. Когда эти предметы вернулись в музей, оказалось, что некоторые из них подпортились. Для их реставрации была создана временная реставрационная лаборатория, с 1931 года работающая на постоянной основе. В 1923 году число посетителей музея впервые достигло одного миллиона.

В 1939 году в связи с угрозой войны наиболее ценные коллекции музея были вновь эвакуированы, и, как оказалось, весьма своевременно, поскольку в 1940 во время одного из налётов люфтваффе одна из галерей музея (Галерея Дувин) серьёзно пострадала.


В 1953 году музей отмечал своё двухсотлетие. В последующие годы его популярность среди посетителей не уменьшалась: в 1972 году, например, выставку «Сокровища Тутанхамона» посетило около 1,7 млн. человек. В том же 1972 решением парламента было решено создать на основе книжных собраний музея отдельную структуру - Британскую библиотеку. Однако книги начали вывозить из музея только в 1997. Освободив некоторое место, стало возможным переделать квадратный двор в центре библиотеки в крытую галерею, крупнейшую в Европе - , открытый в 2000 году.

Сегодня музей, хотя он и лишился библиотеки и коллекций естественнонаучной направленности, всё равно является одним из крупнейших музеев мира - его общая площадь составляет 92 тыс. м², в фондах хранится более 13 млн. предметов. Музей располагает также крупнейшей в мире онлайновой базой данных о своих экспонатах, в которой содержится более 2 млн. записей, 650 тыс. из них с иллюстрациями. Около 4 тыс. экспонатов из этой базы данных сопровождаются развернутыми описаниями. Музей также предоставляет бесплатный доступ к нескольким исследовательским каталогами и интернет-журналам.

Экспозиции Британского музея

Предметы из коллекций Британского музея размещаются в 100 галереях. В большинстве из них экспонаты подобраны по территориально-хронологическому принципу, но есть и тематические выставки, а также коллекция, подаренная музею бароном Фердинандом де Ротшильдом, экспонаты которой выставляются в отдельной галерее согласно воле дарителя. В музее также регулярно проходят гостевые выставки, осмотр которых является платным, в отличие от постоянных экспозиций музея. Все фонды музея организованы в несколько отделов.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 15 фунтов

- увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития - 3 часа, 30 фунтов

- узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён - 3 часа, 30 фунтов

В музее хранится крупнейшая и наиболее всесторонняя коллекция египетских древностей после собрания Египетского музея в Каире. Охватывая временной промежуток от X тысячелетия до н. э. до XII века н. э. и все стороны жизни Египетской цивилизации, коллекция Британского музея является важнейшим мировым центром египтологии.

Начало египетскому отделу музея было положено ещё при его основании - в коллекции Слоана было 160 предметов из Египта. После поражения Наполеона в Египте (1801 год) ценности, собранные французами во время их египетской кампании (в их числе знаменитый Розеттский камень) были захвачены британской армией и вскоре пополнили фонды музея. До конца XIX века коллекция отдела пополнялась в основном за счёт покупок, но после начала работы Фонда исследования Египта в фонды отдела рекой потекли предметы, обнаруженные во время раскопок. В 1924 году они состояли уже из 57 тысяч экспонатов. В течении практически всего XX века пока в Египте не было принято законодательство, запрещающее вывоз археологических находок, коллекция расширялась. Сегодня в ней около 110 тысяч предметов.

Семь постоянных египетских галерей, включая крупнейшую галерею №4, могут вместить для показа только 4% предметов коллекции. На галереях второго этажа выставляется собрание из 140 мумий и гробов, крупнейшее в мире после каирского. Это одна из наиболее популярных экспозиций музея. К ценнейшим экспонатам коллекции относятся:

Амарнский архив (или Амарнская переписка) - 95 из 382 глиняных табличек, содержащих записанную клинописью дипломатическую переписку между фараонами и их представителями в Палестине и Сирии (около 1350 года до н. э.). Ценнейший источник по истории Ближнего Востока.

Розеттский камень (196 г. до н. э.) - стела с текстом указа царя Птолемея V. Огромная историческая ценность камня состоит в том, что текст указа высечен в трех вариантах: древнеегипетскими иероглифами, демотическим письмом (египетская скоропись) и на древнегреческом языке. Это дало ключ к расшифровке древнеегипетской иероглифики.

«Палетка со сражением» (другие названия - «Палетка с грифами», «Палетка с жирафами», «Палетка со львами») - каменные пластинки (конец IV тыс. до н. э.), содержащие древнейшие известные изображения военных действий, а также пиктограммы, считающиеся предшественниками иероглифов.

Также интерес представляют:

  • бюст фараона Рамзеса II (около 1250 года до н. э.);
  • царский список из Храма Рамзеса II (около 1250 года до н. э.);
  • гранитная статуя Сенусерта III (около 1850 года до н. э.);
  • Мумия Клеопатры из Фив (100 год н. э.);
  • обелиск фараона Нектанебо II (360-343 годы до н. э.);
  • кошка Гайера-Андерсона (VII-IV века до н. э.) - бронзовая скульптура богини Бастет в образе кошки. Экспонат назван в честь дарителя.
  • скульптурные изображения фараона Аменхотепа III - огромные известняковый бюст, статуя и отдельно голова из красного гранита (ок. 1350 г. до н. э.);

Британский музей хранит одну из крупнейших в мире коллекций греческих и римских древностей (более 100 тысяч предметов), охватывающих период от начала бронзового века в Греции (около 3200 год до н. э.) до правления римского императора Константина I (начало IV века н. э.).

Собрание древнегреческих артефактов охватывает также кикладскую, минойскую и микенскую культуры. Наиболее ценными экспонатами являются скульптуры из храма Парфенон в Афинах и детали двух чудес света - Мавзолея в Галикарнасе и Храма Артемиды Эфесской. Отдел является местом хранения одной из важнейших коллекций италийского и этрусского искусства. К другим наиболее ценным экспонатам отдела относятся:

  • предметы из афинского Акрополя (скульптуры и фризы из храма Парфенон, одна из уцелевших кариатид (женских фигур) и колонна из храма Эрехтейон, фризы из храма Ники Аптерос);
  • скульптуры из храма Аполлона Эпикурейского в Бассах - 23 детали фриза храма;
  • детали Мавзолея в Галикарнасе (две огромные фигуры, изображающие, предположительно, царя Мавзола и его жену Артемисию;
  • часть скульптуры лошади из колесницы, увенчивающей Мавзолей;
  • фриз с изображением сцен амазономахии - войны греков и амазонок);
  • брошь из Браганцы - золотое украшение-фибула (III в. до н. э.);
  • терракотовый саркофаг этрусской аристократки Сеянции Ханунии Тлеснасы (II век до н. э.);
  • гладиус из Майнца - римский меч и ножны (начало I века н. э.)

Коллекция этого отдела, насчитывающая 330 тысяч экспонатов, является без сомнений крупнейшим собранием месопотамских древностей за пределами Ирака. Практические все цивилизации и культуры древнего Ближнего Востока представлены в фондах отдела - Месопотамия, Персия, Аравия, Анатолия, Кавказ, Сирия, Палестина, Финикия и её средиземноморские колонии.

Фонды отдела начали формироваться в 1772 году, но особенно быстрыми темпами они пополнялись после начала полноценных археологических экспедиций на территории Месопотамии (Ирак) в середине XIX века. Чрезвычайно обогатили коллекцию музея открытия руин дворцов и архивов ассирийских царей в Нимроде и Ниневии, раскопки в Каркемише (Турция), Вавилоне и Уре (Ирак). Широко представлены также культуры окружающих Месопотамию стран - Ахеменидской империи (в частности, знаменитый Амударьинский клад), Пальмирского царства и Урарту. Также хранится одна из крупнейших коллекций исламского искусства (ок. 40 тыс. предметов) - керамика, предметы изобразительного искусства, изразцы, стекло, печати и т. д. Из всего богатства фондов отдела экспонируется лишь малая часть - 4500 предметов, занимающие 13 галерей.

Наиболее ценные экспонаты отдела:

  • Барельефы из дворца ассирийского царя Саргона II в Хорасабаде;
  • Ворота из Балавата - бронзовые детали въездных ворот ассирийской крепости с изображениями жизни царей;
  • Цилиндр Кира из Вавилона;
  • Собрание бронзы из Урарту;
  • Амударьинский клад (или Окское сокровище) - клад из 180 золотых и серебряных изделий Ахеменидского времени (VI-IV вв. до н. э.), найденный на территории нынешнего Таджикистана.

Предметы из Нимрода:

  • алебастровые барельефы из дворцов ассирийских царей Ашшурназирпала II, Тиглатпаласара III, Асархаддона, Адад-нирари III;
  • две скульптуры львов с человеческими головами - «ламассу» (883-859 годы до н. э.);
  • огромная статуя льва (883-859 годы до н. э.)
  • чёрный обелиск Шалманасара III (858-824 годы до н. э.);
  • статуя Ашшурназирпала II;
  • статуя Идрими (1600 г. до н. э.)

Предметы из Ниневии:

  • алебастровые рельефы из дворцов ассирийских царей Ашшурбанипала и Сеннахериба со сценами охоты и дворцовой жизни, в частности рельеф «Умирающий лев», считающийся шедевром ассирийского искусства;
  • королевская библиотека Ашшурбанипала (22 тысячи глиняных табличек с клинописными текстами);
  • табличка с текстом мифа о всемирном потопе, считающаяся частью эпоса о Гильгамеше.

Находки из шумерского города Ура:

  • «Штандарт войны и мира» (ок. 2500 г. до н. э.) - две деревянные панели неясного предназначения со сценами войны и мира, инкрустированными перламутром;
  • «Баран в кустах» (ок. 2600-2400 гг. до н. э.) - фигурка стоящего на задних ногах и опершегося на ствол куста барана. Фигура выполнена из дерева и украшена золотом, серебром и ляпис-лазурью;
  • «Королевская игра» (ок. 2600-2400 гг. до н. э.) - набор для настольной игры, один из древнейших в мире;
  • «Арфа королевы» (ок. 2500 г. до н. э.) - один из древнейших струнных музыкальных инструментов. Имеет форму быка, выполнен из песчаника, голова быка золотая.

Отдел древней истории и Европы

В коллекцию этого отдела входят предметы, относящиеся как к древнейшим периодам человеческой истории (от 2 млн. лет назад), так и к истории Европы. Фонды музея, относящиеся к периоду раннего европейского средневековья являются крупнейшими в мире. Наиболее интересные экспонаты:

Доисторические:

  • «Любовники из Айн-Сахри» - каменная фигурка X тыс. до н. э., найденная вблизи Вифлеема и являющаяся древнейшим изображением людей, занимающихся сексом;
  • золотой кубок из Ринглмера (Англия, XVIII-XVI вв. до н. э.);
  • золотое ожерелье из Синтры (Португалия, X-VIII вв. до н. э.);
  • графины из Бас-Ют (Франция, V в. до н. э.);
  • кордовский клад серебряных предметов (Испания, ок. 100 г. до н. э.);
  • ожерелья из Оренсе (Испания, ок. 300-150 гг. до н. э.)

Римский период в Британии:

  • таблички из Виндоланды (деревянные таблички с рукописными текстами I-II веков н. э.);
  • тетфордское сокровище (клад из множества серебряных и золотых изделий IV века н. э.);
  • кубок Ликурга (IV век н. э.) - римский стеклянный кубок, особенностью которого является то, что его стекло меняет свой цвет от зелёного до красного в зависимости от расположения источника света.

Раннее Средневековье:

  • клад из Саттон-Ху (Ангия) - предметы (церемониальные шлемы, золотые украшения, оружие), обнаруженные в двух захоронениях VI–VII веков;
  • ларец Фрэнкса - шкатулка VIII века из китовой кости, богато украшенная резьбой.

Средневековье:

  • шахматные фигурки с острова Льюис (Шотландия) - 78 фигурок, выполненных из моржового клыка (XII век);
  • королевский золотой кубок, или Кубок святой Агнессы, - золотой кубок, украшенный эмалью и жемчугом, изготовленный для французской королевской семьи в XIV веке;
  • рака для святого тернового венца (ок. 1390-х годов) - выполненная из золота и богато украшенная драгоценными камнями и жемчугом рака для хранения одной из главнейших христианских реликвий. Принадлежала французскому королевскому дому;
  • триптих Боррадейла и триптих Вернера - византийские триптихи из слоновой кости (X век);
  • триптих Джона Грандисона - триптих из слоновой кости (Англия, около 1330 г);
  • посох епископа Келлса (IX-XI века) - посох с серебряным набалдашником, предположительно принадлежавший епископу Келлса (Ирландия).

Отдел Азии

Экспонаты этого отдела представляют материальную культуру всего азиатского континента (за исключением Ближнего Востока) от неолита до наших дней. Наиболее популярные экспонаты:

  • самая полная коллекция скульптур из Индии, включая буддистские известняковые барельефы из Амаравити;
  • выдающееся собрание китайский древностей - рисунков, фарфора, бронзы, лакированных изделий и нефрита;
  • коллекция буддистских картин из Дуньхуана (Китай) и «Свиток наставления» художника Гу Кайчжи (344-406 гг);
  • наиболее обширная коллекция японского искусства на Западе;
  • известный клад буддистских золотых и серебряных скульптур из Самбаса (Индонезия);
  • статуя Тары из Шри-Ланки (VIII век);
  • буддистские вазы из Кулу и Вардака;
  • огромная статуя Будды Амитабхи из Ганьцуя (Китай).

Отдел Африки, Океании и Америк

Британский музей располагает одной из самых обширных коллекций этнографического материала из Африки, Океании и Америк, представляющего жизнь коренных народов этих частей света. Более 350 тысяч предметов этой коллекции рассказывают о 2 миллионах лет истории человечества.

К жемчужинам коллекции относятся бронзовые изделия из Бенина, прекрасная бронзовая голова королевы Идии, великолепная латунная голова правителя Йорубе из Ифе (Нигерия), золотые изделия ашантийцев (Гана) и собрание скульптуры, текстиля и оружия из Центральной Африки.

Американская коллекция в основном состоит из предметов XIX-XX веков, но в ней представлены и более древние культуры инков, ацтеков, майя и тайнов. В музее можно увидеть, например, серию удивительных майянских дверных перемычек из Йашчилана (Мексика), собрание бирюзовой ацтекской мозаики из Мексики и группу фигур Земи из Вере (Ямайка).

Отдел монет и медалей

Британский музей владеет одной из крупнейших в мире коллекций монет и медалей, насчитывающей около 1 миллиона предметов. Экспонаты коллекции охватывают всю историю монетного дела - от VII века до н. э. и до наших дней. Посетители музея могут увидеть лишь 9 тысяч экспонатов (их большая часть размещена в галере №68, остальные - в разных галереях музея).

Отдел гравюр и рисунков

Отдел гравюр и рисунков Британского музея является одним из крупнейших собраний такого рода наряду с коллекциями Альбертины (Вена), Лувра (Париж) и Эрмитажа (Санкт-Петербург). Сегодня в отделе хранится около 50 тысяч рисунков и более 2 миллионов гравюр и ксилографий работы выдающихся европейских художников от XIV века и до наших дней. В частности, в музее можно увидеть коллекции рисунков Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, одно из крупнейших собраний рисунков, гравюр и литографий Дюрера (138 рисунков, 99 гравюр, 6 офортов, 346 ксилографий), Рубенса, Рембрандта, Клода, Ватто и многих других. В отделе также хранятся более 30 тысяч рисунков и акварелей выдающихся британских художников. Более 500 тысяч экспонатов отдела занесены в онлайновую базу данных, многие - с качественными иллюстрациями.

Спорные вопросы деятельности музея

В последние годы музей столкнулся с претензиями ряда стран и организаций относительно владения им некоторых предметов искусства, вывезенных в Англию в разное время. Музей отвергает эти претензии на том основании, что «требования реституции уничтожат не только Британский музей, но и любой крупный музей в мире». Кроме того, британский Закон о музеях 1963 года запрещает изъятие любых предметов из музейных коллекций. К предметам, владение которыми вызывает наиболее ожесточенные споры относятся:

  • скульптуры из храма Парфенон, полулегально вывезенные британским послом в Османской империи графом Елгин в начале XIX века. Греция требует возвращения этих культурных объектов. Их поддерживает ЮНЕСКО;
  • бронзовые скульптуры из королевства Бенин. Их возвращения добивается Нигерия;
  • таботы - ритуальные таблички с десятью заповедями, вывезенные из Эфиопии британской армией;
  • амударьинский клад (Окское сокровище). Его возвращения добивается Таджикистан;
  • Египет требует возвращения Розеттского камня;
  • Китай выдвинул претензии относительно более 24 тысяч свитков, рукописей, картин и реликвий (включая Алмазную сутру) из пещер Могао.

Истории и сокровища Тауэра - проследить долгий путь замка-тюрьмы, познакомиться с его символами и полюбоваться королевскими регалиями - 2 часа, 45 фунтов

- где, как и какой чай в современном Лондоне пьют истинные ценители - 3 часа, 30 фунтов

- открыть самый колоритный, музыкальный и культовый район города - 2 часа, 30 фунтов

график работы

официальный сайт

Парадные залы официальной резиденции Елизаветы II - Букингемского дворца - открыты для посещения в августе и сентябре, когда королева находится в отъезде. Всего во дворце 775 комнат, для публики открывают 19, которые члены королевской семьи используют для встреч и официальных церемоний. Покои декорированы во вкусе Георга IV: здесь находится множество деталей интерьера из Карлтон-хауса, где монарх жил до вступления на престол, а также полотна Ван Дейка и Каналетто, скульптура Кановы, севрский фарфор и лучшие образцы английской и французской мебели.

Кроме того, во дворце постоянно открыта для публики The Queen’s Gallery , где устраивают временные выставки и выставки богатой на шедевры мирового искусства королевской коллекции.

National Gallery

Мекка для любителей искусства старых мастеров на Трафальгарской площади, по посещаемости сравнима с Лувром, Эрмитажем и Метрополитен. Здесь можно увидеть великолепную коллекцию произведений западноевропейской живописи от Джотто до Сезанна, включая полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело, Брейгеля старшего, Вермеера. Выставки здесь проводятся соответствующие - в основном блокбастеры из работ старых мастеров, куда включают и произведения из королевской коллекции.

National Portrait Gallery

Как следует из названия, здесь собраны портреты выдающихся британцев, в том числе так называемый Чандосовский портрет, на котором предположительно изображен Уильям Шекспир - самое первое приобретение галереи. Отдельная тема - галерея монархов, начиная с портрета королевы Елизаветы I 1592 года, известного также как портрет из Дичли, и заканчивая холстом с изображением принцев Уильяма и Гарри 2009 года. Выставки здесь проходят и классического, и современного искусства, главное, чтобы на них экспонировались портреты. Музей компактно расположен с Национальной галереей - надо лишь завернуть за угол.

Courtauld Institute of Art

Неподалеку от Национальной галереи, в Стрэнде, находится Сомерсет-хаус с расположившейся там галереей Института искусства Курто . По сути, это учебная коллекция: по замыслу основателей института, студенты должны были изучать историю искусства «не отходя от кассы», - но ее качество и полнота претендуют на самый высокий музейный уровень. Начало было положено собранием промышленника Сэмюэля Курто с французскими импрессионистами и прирастало частными коллекциями на протяжении всего ХХ века. Теперь здесь можно увидеть искусство от Возрождения до ХХ века, включая работы Брейгеля Старшего, Кранаха, Рубенса, Боттичелли, Тьеполо, Гойи, Модильяни и Кандинского.

Royal Academy of Arts

Оплот традиций на Пикадилли с коллекцией британского искусства и многочисленными выставками как классиков, так и современников. Ежегодно, почти 250 лет, здесь устраивают , которая сопровождается шумной вечеринкой. Руководство Академии этим как бы опровергает миф, что популярными художники становятся после смерти, и чествует в экспозиции ныне живущих академиков - Ай Вэйвэя, Аниша Капура, Марину Абрамович и многих других.

Photo: John Bodkin

Victoria & Albert Museum

Авторитетная галерея, покровительницей которой была принцесса Диана, находится в чайном павильоне в Кенсингтонских садах и представляет искусство ХХ века. За 45 лет здесь прошло более двух тысяч выставок как начинающих художников, так и звезд уровня Ман Рэя, Энди Уорхола и Джеффа Кунса. Вот уже более пятнадцати лет для галереи строят выдающиеся архитекторы современности, от Оскара Нимейера и Жана Нувеля до Рэма Колхаса, Петера Цумтора и . Последняя спроектировала также еще одну выставочную площадку для галереи - расположенную здесь же Serpentine Sackler Gallery.

Временный павильон Serpentine Galleries в 2017 году

Tate

Сейчас в группе музеев Tate , безусловно, самый известный - , расположенный напротив собора Святого Петра в здании бывшей электростанции. Проект его постройки, выполненный бюро Herzog & de Meuron, стал образцовым для всего мира в области обживания заброшенных индустриальных пространств. Сейчас музей занимает лидирующие позиции среди мировых институций современного искусства, не в последнюю очередь благодаря большим выставкам в Турбинном зале, где показывали , и многих других. В первую Tate Britain - галерею британского искусства - стоит отправиться за искусством прерафаэлитов и самой представительной коллекцией Уильяма Тернера.

British Museum

Как и все развивающиеся музеи в мире, Британский музей периодически страдает от нехватки места в здании начала XIX века и приглашает для расширения в Блумсбери именитых архитекторов и бюро. Так, перепланировкой внутреннего пространства и перекрытием двора занимался сэр Норман Фостер, а Всемирный реставрационный и выставочный центр построили по проекту Rogers Stirk Harbour + Partners. В настоящее время Британский музей является крупнейшим историко-археологическим музеем в мире с роскошными коллекциями Древнего мира, особенно в древнеегипетской и греко-римских частях. Здесь, в частности, можно увидеть статую фараона Рамзеса II и фигуры с фронтона Парфенона.


Saatchi Gallery

Давший путевку в жизнь движению Young British Artists рекламщик, коллекционер и арт-дилер Чарльз Саатчи вновь открыл свою огромную галерею концептуального искусства в Челси в 2008 году. Специализация выставок - молодые неизвестные художники с потенциалом или те, кто редко или вовсе никогда не выставлялся в Великобритании.

Newport Street Gallery

Один из самых известных художников объединения Young British Artists в 2015 году открыл в Воксхолле, которое было переоборудовано из его студии по проекту Caruso St John. Помимо произведений искусства из собственной коллекции Херста (часть можно было видеть на выставке в Мультимедиа Арт Музее в Москве), включающей работы и , здесь показывают персональные и групповые выставки близких Херсту по духу авторов или же тех, кто в свое время оказал на него влияние.

Wallace Collection

Основа собрания Уоллеса - частная коллекция маркизов Хертворд и сэра Ричарда Уоллеса, которую они последовательно развивали в Хертфорде более века, в период с 1760 по 1880-е годы. И немало преуспели в том, чтобы украсить свое владение в Мэрилебоне оружием и доспехами, мебелью эпохи Людовика XV, изысканными предметами и полотнами старых мастеров - Тициана, Рембрандта, Ван Дейка, Мурильо и Веласкеса, а также обширной коллекцией французской живописи с полотнами Буше, Делакруа и Ватто. После смерти Уоллеса его вдова передала в дар государству великолепную коллекцию с условием увековечить память мужа организацией музея, из которого ни один экспонат не может быть передан даже на временные выставки и также не может быть принят.

The Geffrye Museum

В расположенном в бывшей богадельне Музее Джеффри , или, как его еще называют, «Музее домов», воссозданы домашние интерьеры и садовый дизайн с начала XVII века и до 1990-х годов. Здесь можно увидеть и викторианскую чайную комнату, и дамские салоны, и студию хиппи и апартаменты в стиле лофт. Музей часто называют «самым уютным в Великобритании».

Sir John Soane’s Museum

Бывший дом архитектора сэра Джона Соуна , спроектировавшего здание по адресу Даунинг-стрит, 10 и Банк Англии. Интерьеры здания на Линкольн-Инн-Филдс украшают картины Каналетто и Ватто, более 250 моделей зданий, коллекция архитектурных чертежей и алебастровый саркофаг фараона Сети I. И всё же самым ценным экспонатом здесь считается серия из восьми полотен Уильяма Хогарта «Карьера мота» («Похождения повесы»), которые супруга архитектора в 1802 году приобрела на Christie’s, а позже Игорь Стравинский использовал этот сюжет для написания оперы.

Здесь также можно посмотреть на аутентичные интерьеры, поскольку воля архитектора, чтобы всё осталось как при его жизни, исполняется вот уже почти двести лет. Тем не менее здесь проводятся и временные выставки современных художников, например Марка Куинна и .

Whitechapel Gallery

Whitechapel Gallery в районе Тауэр-Хамлетс в восточной части Лондона была основана в 1901 году с целью просвещения местного населения. За прошедшее время галерея укрепила свои позиции по показу выставок современного и актуального искусства, и здесь даже шутят, что история Whitechapel Gallery - это история первых: в 1939 году в институции экспонировалась знаменитая «Герника» Пикассо во время своего первого и единственного показа в Великобритании, а в 1958 году здесь была представлена первая в Великобритании выставка американского экспрессиониста Джексона Поллока. Потом были Дэвид Хокни, Гилберт и Джордж, Ричард Лонг, Дональд Джадд и так далее - легче назвать, кто здесь не выставлялся. При этом в Whitechapel Gallery не забывают о традициях и представляют насыщенную образовательную программу и разнообразные публичные мероприятия.

Barbican Art Centre

Этот комплекс зданий в стиле брутализма был задуман для проведения концертов классической и современной музыки, театральных представлений, кинопоказов и выставок. Выставки демонстрируются в двух галереях и связаны, как правило, с фотографией, дизайном или декоративно-прикладным искусством. Но не только - также здесь показывают ретроспективы больших художников вроде Баскии и высокотехнологичные зрелищные проекты.

The Zabludowicz Collection

Анита и Пойю Заблудович начали собирать коллекцию современного искусства в середине 1990-х и, пока для нее не появилось собственного пространства, сотрудничали с музеями. Супружеская пара не ограничивается конкретным направлением и собирает художников со всего мира с акцентом на американских и европейских. Сейчас коллекция, насчитывающая свыше 3000 работ 500 авторов, выставляется в пространстве бывшей протестантской часовни XIX века на севере Лондона. В списке хайлайтс собрания - работы Зигмара Польке, Трейси Эмин, Дэмиена Херста, Харуна Мирзы. Здесь также проводятся групповые и персональные выставки художников, которые не входят в пул какой-либо британской галереи.

Филантропы поддерживают множество институций, в том числе Tate и Whitechapel Gallery, и художников, которые создают произведения специально для них. Помимо Великобритании, у The Zabludowicz Collection есть представительства в США и Финляндии.

Выставка «Вавилонская библиотека» (2010) в The Zabludowicz Collection

White Cube

Одна из самых успешных и известных коммерческих галерей мира с представительством в Гонконге стала известной после того, как провела несколько первых выставок художников из Young British Artists, в том числе Трейси Эмин. Специально для White Cube в Бермондси было реконструировано здание 1970-х годов, и теперь галерея располагает одним из самых больших тематических пространств в мире - свыше 5000 кв. м. Помимо трех выставочных залов, здесь также есть комнаты для частных показов произведений искусства, аудитория и книжный магазин.

Выставка Серита Вин Эванса в White Cube

Нравится