Черты сентиментализма в рассказе бедная лиза. «Сентиментализм как литературно-эстетическое направление

Урок литературы для 8 класса по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Тема: «Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина

«Бедная Лиза»

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с личностью писателя Н.М.Карамзина, дать понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Ход урока

I .1) Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

Слайд1,2. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Слайд 3. Во-первых, познакомиться с сентиментализмом как литературным направлением, назвать его черты.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

2) Прослушивание песни «Любовь – волшебная страна»

Пока слушаете песню, выпишите, на ваш взгляд, главные, ключевые слова.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина и песня? (речь идет о любви, о том, что волнует сердца)
- Какие слова вы записали себе, слушая песню? (ключевыми являются слова « любовь, счастье, обман, волшебная страна и т.д.)

3)Беседа.

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II . Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. , выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III . Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст. (Слайды 14,15,16,17 )

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

    Пейзаж. А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21 . Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

    Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

деревня

деньги

идиллия

обман

природа

город

цветы

рассудок

ландыши

большой свет

старушка-мать

алчность

чувства

Москва

слёзы

громада

пастушок

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV . Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27 - Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28. - Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, - это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

V . Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)

Приложение

Карточка №1

1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Чем занималась Лиза целыми днями?

8.Почему Лизе пришлось работать?

9.Что можете сказать о матери?

10.Как, по-вашему, она воспитывала дочь? С какой целью образ матери Лизы введен в повесть?

11.Похожа ли она на современных матерей?

Карточка №2

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Карточка №3

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба? Был ли счастлив Эраст?

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказана история крестьянской девушки, умеющей глубоко и самоотверженно любить. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своём произведении? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму — популярному тогда в Европе литературному направлению. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству являются главными человеческими достоинствами. Поэтому прежде всего писатели-сентименталисты уделяли внимание внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям.

Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, соединены незримой нитью и для любящего сердца нет преград. Таков Эраст, молодой человек дворянского сословия, ставший сердечным избранником Лизы. Эрасту «казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». Его не смущало, что Лиза — простая крестьянская девушка. Он уверял её в том, что для него «важнее всего душа, невинная душа». Эраст искренне верил в то, что со временем он осчастливит Лизу, «возьмёт её к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю».

Однако реальная действительность жестоко разрушает иллюзии влюблённых. Преграды всё-таки существуют. Отягчённый долгами, Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Карамзин создал трогательное произведение об оскорблённой невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где отношения людей основаны на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым дано человеку изначально.

В характере Лизы обращают на себя внимание безропотность и беззащитность. На мой взгляд, её уход из жизни можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. Вместе с тем «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая повесть о любви, проникнутая мягкой, незлобивой, кроткой печалью, переходящей в умиление: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!».

«И крестьянки любить умеют!» — этим утверждением Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисхождению по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.

Воздействие «Бедной Лизы» на читателя было столь велико, что имя героини Карамзина стало нарицательным, получило значение символа. Бесхитростная история девушки, соблазнённой невольно и обманутой помимо воли, — мотив, положенный в основу многих сюжетов литературы XIX века. К теме, начатой Карамзиным, обратились впоследствии крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» получили своё отражение в поэме «Медный всадник» и повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, во многих произведениях Ф.М. Достоевского.

Спустя два века после написания повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остаётся произведением, которое в первую очередь трогает нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века.

Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий.. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».

Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием, оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».

Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.

Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения.

Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор «благозвучных» и «не портящих вкуса» слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». «. Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.

Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени.Так в чем же заключается сентиментализм «Бедной Лизы»?

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек!

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

1. Вступление.

«Бедная Лиза» — произведение сентиментализма.

2. Основная часть.

2.1 Лиза — главная героиня повести.

2.2 Сословное неравенство героев — основная причина трагедии.

2.3 «И крестьянки любить умеют!»

3. Заключение.

Тема маленького человека.

При нём [Карамзине] и вследствие его влияний тяжёлый педантизм и школярство сменили сентиментальностью и светскою лёгкостью.

В.Белинский

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» — первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплощающее в себе основные черты такого литературного направления, как сентиментализм.

Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который оставляет её ради брака по расчёту. В итоге девушка бросается в пруд, не видя смысла жить без любимого.

Новшество, введённое Карамзиным, — появление в повести рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет нас сопереживать. Карамзин не стыдится своих слёз и призывает к тому же читателей. Но не только сердечные терзания и слёзы автора заставляют нас проникнуться этой нехитрой историей.

Даже мельчайшие подробности в описании природы вызывают отклик в душах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой- рекой очень любил прогуливаться и сам Карамзин, а после выхода произведения в свет за монастырским прудом с его старыми ивами закрепилось название «Лизин пруд».

В произведениях сентиментализма нет строго положительных или отрицательных героев. Так и герои Карамзина — живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая

Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она символ душевности человека, его естественности и искренности.

Писатель подчёркивает, что девушка не читала о любви даже в романах, поэтому чувство настолько сильно завладело её сердцем, поэтому предательство любимого привело её в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной необразованной девушки к знатному юноше «с изрядным умом», — борьба настоящих чувств с социальными предрассудками.

С самого начала эта история была обречена на трагический финал, потому как слишком значимо было сословное неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбу молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему.

Карамзин не только ценит душевные стремления, переживания и умение любить выше, чем материальные блага и положение в обществе. Именно в неспособности любить, испытывать по-настоящему глубокое

чувство он видит причину этой трагедии. «И крестьянки любить умеют!« — этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и избавить его от ответственности за свои поступки.

Считая невозможным, чтобы одни люди распоряжались жизнью других, писатель отрицал крепостное право и первостепенной своей задачей считал умение привлечь внимание к людям слабым и безгласным.

Гуманизм, сопереживание, неравнодушие к социальным проблемам — вот те чувства, которые старается разбудить в своих читателях автор. Литература конца 18 века постепенно отходит от гражданской тематики и сосредотачивает своё внимание на теме личности, судьбе отдельно взятого человека с его внутренним миром, страстными желаниями и простыми радостями.