Как открыть частный музей с нуля: бизнес-план с расчетами. Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами С чего начать оформление частного музея

Не так давно я ездил в Ярославль — город, который является частью «Золотого кольца» нашей страны.
Был там, в музее «Музыка и Время». Директор этого музея Д.Мостовский, просто великолепный цирковой артист, с самых малых лет собирал колокольчики. Над ним все смеялись, называли его дураком, идиотом и т.д. Никто не хотел понимать увлечения человека. Даже его жена и то не разделяла его взглядов. Так и говорила: «Не верь людям, которые над тобой смеются из-за колокольчиков, просто они не знают, что ты от рождения дурак».
Время шло, коллекция колокольчиков росла — это и поддужные колокольчики с надписями «Возьми меня подари меня», и бубенцы с которыми тройки ездили и т.д..

Одновременно с коллекцией колокольчиков стала появляться постепенно коллекция часов… Часы, надо сказать, необычные. Например, к напольным часам немецкой фирмы Sauer имеется в наличии 30 разных мелодий. На восстановление каждого экземпляра уходило от трёх до пяти лет. Каждые часы — это время, каждое время — это секунда, каждая секунда — это мгновение истории, да к тому же ещё и судьба владельца.

Одни часы переводил сам А.П.Чехов, другие часы переводил Ф.И.Шаляпин. Человек, оставшись на пенсии после увольнения из Цирка, начал задумываться над тем, как жить дальше и в его голову пришла мысль о создании частного музея не подвластного государству. Он тут же ухватился за неё, и начал реализовывать.

Первое, что он сделал, это приобрёл уже полузапущенный дом местного купца, разместил на трёх этажах свою коллекцию.

Ему никто не верил, что он сможет поднять на ноги этот дом, все говорили «Да зачем тебе он — не лезь туда». Вопреки всем возгласам он всё-таки купил его, восстановил. И получает с него прибыль. Но, как и везде ему приходится торговать всякой мелочью, сувенирами — это составляет его основной доход.

Но самое интересное, что он делает, это на прощание перед уходом группы играет на шарманке, и люди оставляют ему кто сколько сможет. Его доход настолько велик, что на данный момент он купил в Германии Орган и восстанавливает специально для него отдельное строение возле своего музея. Через пять лет люди будут гулять по парку и слушать И.С.Баха.

На сегодняшний день, многие бизнесмены Владимира, Тулы, Ярославля. открывают свои частные музеи, потому что это выгодное и очень окупаемое вложение денег. Например в Туле один бизнесмен открыл музей чайников и музей утюгов. Что интересно люди туда идут.

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.

Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями - краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.

Плюсы и минусы

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:

Плюсы Минусы
1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы.

Инструкция к действию

Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:

  1. Концепция предприятия.
  2. Регистрация в государственных органах.
  3. Подбор помещения.
  4. Ремонт и оборудование.
  5. Персонал.
  6. Реклама.
  7. Финансовые расчеты.

Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное. Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще - люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор. Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев - ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях. Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе - ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность - галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

До того как открыть свой музей, важно убедиться, что аналогичное заведение не функционирует в городе и окрестностях. Иначе затея обречена на провал - посетители будут ехать в известное и раскрученное место. Даже если максимально использовать рекламные средства, оттянуть и так немногочисленную аудиторию у конкурентов обойдется слишком дорого и нерентабельно.

Регистрация

После того как выбрано основное направление деятельности, нужно официально оформить бизнес. Зарегистрировать музей можно в 2 вариантах:

  1. Частное предприятие в виде ООО или ИП.
  2. Некоммерческое объединение.

Во втором случае ставка делается не на извлечение прибыли, а на приобретение национально-культурного статуса, с поддержкой от государства и субсидированной деятельностью.

Если тематика выставки касается археологических находок и ценных экспонатов, то необходимо получить согласование от Министерства культуры. В остальном, специальных разрешений и лицензий не требуется.

Помещение

Территория для размещения экспонатов подбирается под целевое назначение. Если планируется музей под открытым небом, то необходим земельный участок со сроком аренды более 20 лет или приобретенный в собственность.

Для закрытой выставки подойдет любое помещение. Организаторы специально выбирают заброшенные производственные площади для экономии средств и ради большого пространства. Небольшие экспозиции размещают в залах с малой квадратурой. Так как предполагается одновременное присутствие в помещении нескольких человек, то рассчитывается минимум на 40 кв. м.

Основные требования к помещению:

  • отдельное местоположение;
  • подъезд для транспорта и место для стоянки;
  • установка пожарной и охранной сигнальной системы;
  • наличие коммуникационных систем.

Все зависит от конкретного вида коллекции и формы реализации проекта. Арендные платежи будут входить в постоянные затраты бизнеса, поэтому лучше заранее найти выгодный вариант. Если заранее известно, что экспозиция будет открыта несколько месяцев в году, то выгодно заключить соглашение только на этот период.

При найме помещения существует риск расторжения договора. Так как в музейной деятельности стабильность местоположения является ключевым фактором, то наилучшим выходом будет вложение средств в приобретение недвижимости.

Ремонт и оборудование

Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.

Обычно в музей необходимо установить:

  1. Пожарную и охранную сигнализации.
  2. Стеллажные конструкции.
  3. Витрины.
  4. Системы крепежей на стены, пол, потолки.
  5. Мебель для посетителей.

Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.

Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.

В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг - реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.

Персонал

В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:

  • экскурсоводы;
  • специалисты по коллекции;
  • менеджеры;
  • организаторы представлений;
  • подсобные рабочие;
  • охранники;
  • бухгалтера.

Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации - реклама, обеспечение защиты, ведение учета.

В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.

Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.

В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
  2. Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
  3. Реклама в интернете.
  4. Объявления в СМИ.
  5. Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
  6. Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами - отечественными и зарубежными.

Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.

Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.

Видео: как открыть в России частный музей.

Финансовые расчеты

Чтобы определить величину инвестиций и рентабельность музея, необходимо располагать сведениями о проходимости, сезонности, стоимости билетов. Например, для открытия выставки оружия в закрытом помещении площадью 50 кв. м. потребуется вложить (при условии владения коллекцией и зданием):

Если в число расходов включается приобретение помещения и экспонатов, то стоимость запуска проекта увеличивается в 3-10 раз. Коллекция может полностью принадлежать предпринимателю, или часть предметов берется на время в другом месте - в отношении формирования и оценки выставки существует масса нюансов.

В состав постоянных ежемесячных затрат включается:

  • коммунальные расходы;
  • зарплата;
  • налоги;
  • реклама;
  • административные.

С течением времени и ростом популярности музея маркетинговые расходы снизятся до минимума, хотя полностью останавливать деятельность по привлечению посетителей нельзя. Среднемесячные затраты бизнеса составляют 250 000 руб.

Посещение выставок обходится россиянам минимум в 50 руб., усредненная стоимость составляет 300 руб. Ценообразование основывается на групповом характере музейных походов - семьи, школьные классы, туристические отряды. Стоимость билета выше 500 руб. неподъемна, поэтому такие расценки устанавливают заведения, ориентированные на финансово обеспеченную узкую категорию клиентов.

При графике работы с 2 выходными днями в неделю, в период максимальной активности музей принимает ежедневно до 50 человек. Ежемесячный доход составляет 330 000 руб., прибыль - 80 000 руб., рентабельность - 24%. Однако такие показатели достигаются в течение нескольких месяцев, остальное время выручка едва покрывает затраты. При удачном стечении обстоятельств инвестиции в проект окупаются за 2 года.

По отзывам предпринимателей, открывших частный музей, этот бизнес весьма специфический. Даже при крупных вложениях и правильных расчетах легко потерпеть неудачу - спрос на музейные ценности практически невозможно предугадать.

Для открытия музея необходимо принять решение по основным задачам, как и при открытии фирм или других компаний.

Необходимо вывести концепцию, которая бы выделялась на общем фоне и была конкурентоспособной, изыскать неизменный источник получения денежных средств, подобрать необходимое помещение, месторасположение с большой проходимостью, нанять профессиональный и высококвалифицированный персонал.

Этап 1. Идея и мотивация

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании. Затем, когда накоплено достаточное количество предметов, для того что бы выставить их на показ, встает вопрос об определении стимулирования, в будущем, именно стимул и мотивация будут играть определяющую роль в музейной политике. Существует несколько вариантов музейной политики:

  • Рассказ о своей коллекции заинтересованным клиентам;
  • Поиск единомышленника;
  • Создание клуба заинтересованных личностей;
  • Денежная выгода, получение прибыли;

Частные музеи, как правило, начинают своё существование от заинтересованности в коллекционировании.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.

Чтобы открыть музей, нужно решить практически те же самые задачи, что и при открытии Фирмы.

Придумать идею, желательно конкурентоспособную, найти постоянные источники

Финансирования, помещение в проходимом месте, набрать профессиональные кадры и т. д.

ШАГ 1. ИДЕЯИ МОТИВАЦИЯ

Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству. После того как Экспонатов в коллекции достаточно, чтобы ее выставлять на всеобщее обозрение, стоит четко Определиться с мотивацией, она во многом будет определять будущую музейную политику. Хотите Ли вы Открыть Музей, чтобы демонстрировать свою коллекцию, или чтобы найти

Единомышленников и создать клуб по интересам, или вы хотите заработать (редкий случай, Пример - Музей водки).

ШАГ 2. ПОМЕЩЕНИЕ

Следующий шаг - помещение. «Помещение целесообразно приобретать в собственность, так Спокойнее, - считает Дмитрий Шнеерсон, директор частного Музея истории фотографии. - Главный минус арендованного помещения - вечно ползущие вверх арендные ставки». Есть и Другой путь - искать спонсора, например крупное предприятие или учреждение, которое могло бы В своем здании разместить музей, или пытаться получить помещение под учреждение культуры у Муниципальных властей на условиях льготной аренды. Так, ведомственным музеем стал Созданный по частной инициативе музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Автово, а Муниципальные помещения в аренду получили несколько музеев, в их числе Музей граммофонов И фонографов Владимира Дерябкина.

ШАГ 3. ПЕРСОНАЛ

Даже в небольшом музее должно быть не менее 5 Сотрудников. Второй Человек после директора - Условно - главный хранитель. Он должен разбираться в Фондах, вести учет, знать, где какой Предмет находится, когда и какие экспонаты стоит отреставрировать и т. д. Часто он же выполняет Функцию Куратора выставок и решает, какие именно экспонаты можно предложить на экспозицию. Также придется предусмотреть должность бухгалтера и уборщицы, может понадобиться и консервации экспонатов, компьютерщик для обслуживания техники И поддержания интернет-сайта, а также экскурсовод, желательно со знанием иностранного языка.

ШАГ 4. БЮДЖЕТ

Если музей работает в собственном помещении, то среди основных ежемесячных расходов - Зарплата, коммунальные платежи, реставрация, содержание сайта, полиграфия - листовки,

Афиши, брошюры. Затраты на покупку экспонатов у частного музея не нормированы. Даже Предположить, за какую сумму удастся приобрести новый предмет, заранее невозможно.

Некоторые экспонаты можно получить бесплатно: дарителям нравится, что их вещь будет Находиться в музее.

Распространяться о стоимости коллекции среди частных музейщиков считается небезопасным. «Как только мы станем рассуждать о том, что сколько стоит, люди решат, что мы получаем Подарки и продаем за бешеные деньги, - считает Дмитрий Шнеерсон. - Поэтому в нашем музее Вообще нет никаких платных Услуг. Билеты, книги, фотографии мы не продаем, Фотокамеры в Аренду не сдаем, иначе сразу начнутся подозрения, что это лавка, прикрытие серьезной Коммерческой структуре». Доходы музеев складываются из платы за вход и Экскурсии. Благотворительных пожертвований, реже - грантов на проекты. Чтобы зарабатывать и добиться Окупаемости, можно сдавать помещения в аренду, например, для проведения презентаций, Специальных мероприятий.

ШАГ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме оформления постоянной экспозиции, есть смысл проводить временные выставки из собственных фондов и в сотрудничестве с другими коллекционерами илидеятелями искусств. Это хороший информационный повод: анонсы выставок попадают в афиши СМИ, что увеличивает поток посетителей. Так, Музей истории фотографии проводит выставки российских и зарубежных фотографов, частный Музей кукол - выставки из частных коллекций. В негосударственном Музее Набокова также проводят концерты, читают лекции, играют спектакли.

Дмитрий Шнеерсон, директор Музея истории фотографии и председатель правления фонда эффективного распоряжения активами «Эра Фонд», открыл свой музей от большой любви к фотографии.

$2 - 5 тыс. - ежемесячные затраты на содержание частного музея в собственном помещении, не считая закупок экспонатов.

Опрошенные представители малого бизнеса считают, что говорить о последствиях кризиса можно будет только через пару месяцев. В целом он будет выражаться в поведении покупателей - они станут более требовательно относиться …

Например, одна из Угроз Предпринимателей - контрагенты, которые Пользуются кризисом в свою пользу. Совет экспертов - четко прописывать в договорах штрафные санкции. «Есть такое сейчас выражение - "косить под Кризис"». …

1. Финансовые затруднения (невозможность окупить вложения или снижение рентабельности Бизнеса). 2. По личным причинам («бизнес надоел», «необходимы инвестиции для реализации нового Проекта» и т. д.). 3. Перепродажа бизнеса как способ …