Как выглядит инструмент жалейка. Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.{jcomments on}

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

Изготовление Жалейки

Инструмент представляет собой полую деревянную или камышовую трубку длиной 130-500мм, диаметром 8-15мм, с игровыми отверстиями, количеством от 3-х до 10-ти. С одной стороны трубки вставлен пищик с язычком, извлекающим звуки. С другой, иногда ставится раструб из рога.

Если под рукой нет камыша и просверлить сквозное отверстие в деревянной палочке не представляется возможным – не отчаивайтесь. В век современных технологий и материалов всегда можно найти выход из положения. Для данного инструмента подойдёт пластиковая труба для воды, которую можно легко найти почти в любом хозяйственном магазине. Пластик, из которого изготовлена труба, легко сверлится и обрабатывается и не требует дополнительной пропитки от воздействия влаги.

Что бы Ваши усилия не были напрасными, надо начать с изготовления пищика, от него, во многом, будет зависеть звучание жалейки. Его, так же, можно изготовить из подручных материалов, взяв, например, старый фломастер диаметром 5-8 мм и убрав из него, предварительно, все внутренности. Выполнить прорезку отверстия надо сделать согласно прилагаемому чертежу.

Чертёж пищика

Фотография пищика. Вид сбоку.

Язычок делается из жёсткого пружинистого материала, примерно как на пластиковых бутылках или другого, аналогичного. Крепится он к корпусу пищика при помощи синтетических ниток или тонкой лески для предотвращения порчи от влаги, подойдут и обыкновенные нитки, но срок службы будет короче.

Перед сверлением игровых отверстий необходимо отформовать раструб инструмента, на какой- либо оправке, предварительно его разогрев. Количество отверстий и их диаметр будет зависеть от исходного размера самой трубки, его диаметра и Ваших пожеланий. Экспериментальным путём, методом проб и ошибок, испортив одну – две заготовки, Вы добьётесь нужного результата. На прилагаемом чертеже (разрез жалейки) указаны примерные размеры и диаметры отверстий для начального ориентира.

Разрез жалейки. Чертёж. Основные размеры.

Настройка жалейки сводится к подбору длины язычка при помощи намотки дополнительных витков ниток (короче язычок – выше тон) и расточке отверстий (предварительно их надо делать несколько меньше необходимого).
Жалейка, фотография народного инструмента (без мундштука).

Цена одного метра пластиковой трубы около 20 рублей, а из него, как минимум, можно сделать 4 жалейки. Таким образом, всего за 5 рублей Вы получите не только оригинальный народный инструмент, но и, перефразируя известные стихи, можете сыграть сонет на кларнете водопроводных труб, поскольку принцип устройства кларнета аналогичен жалейке. Плюс ещё массу удовольствия от процесса работы над инструментом.
Приступайте к изготовлению инструмента немедленно!

Жалейки из глины.

Жалейку можно сделать из любой подходящей трубки. Изготавливая жалейку из глины можно достигнуть требуемого звучания и любой декоративной отделки инструмента.
Дополнительно надо заметить, что оптимальной длиной инструмента будет 25-30 сантиметров, внутренним диаметром 6-8 миллиметров.

Язычок пищика можно изготовить, также, из лезвия безопасной бритвы, обрезав его до нужного размера с помощью обычных ножниц и обточив края на наждачной бумаге. Крепить язычок к пищику удобно при помощи радиомонтажных хлорвиниловых трубок (кембриков ПХВ).

{source}
< iframe src=»http://api.video.mail.ru/videos/embed/mail/avegaua/_myvideo/178.html» width=»626″ height=»367″ frameborder=»0″> < /iframe>
{/source}

Народный оркестр объединяет в своем составе ударные инструменты (бубен, колокольчики, трещотки, бубенцы, литавры, ложки), балалайки, баяны, домры, гусли и духовые инструменты (гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок). Группа духовых , входящая в оркестр, очень многочисленна, состав ее меняется в зависимости от исполняемого музыкального произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым принадлежит оркестр.

Рожок

Рожок изготавливают из , березы или можжевельника. Звучит рожок сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее - расположено на оборотной инструмента. Рожки часто вводятся в состав крупных оркестров русских .

Жалейка

Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны воткнут пищик с одинарным язычком, на другую - надет раструб из бересты или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку использовали в качестве музыкального инструмента пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Флейта

Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку изначально эти инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием потока воздуха об грань.

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо. Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus (лат.), обозначающего дуновение.

Свирель

Свирель - разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по три отверстия: два с одной стороны, одно - с другой.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Гобой

Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент регистра "сопрано", представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает несколько гнусавым, но певучим (а в верхнем регистре - резким) тембром.

Гобой используется как сольный инструмент в составе оркестра.

Волынка

Волынка - духовой язычковый музыкальный инструмент.

Волынка - это воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения "мешка" воздухом, с прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается полифоническое звучание.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, считающийся наряду с шалюмо и венгерским тарогато предвестником современного кларнета. Этот неприхотливый и несложный в изготовлении инструмент имеет множество разновидностей. Играют на жалейке наигрыши самой различной жанровой природы в одиночку, дуэтом, а также в ансамбле с другими инструментами и пением. Своё название данный музыкальный инструмент получил благодаря своему «жалостливому, порой... плачущему» звуку. В некоторых областях за жалейкой закрепилось ещё два названия – рожок и пищик. Такие названия определили, скорее всего, конструкция и материал, из которых мастера изготовляли этот инструмент.

Часто жалейка делается из деревянной дудки с несколькими отверстиями, в которую с одной стороны вставляется гусиное перо-пищик, а другая сторона просовывается в бычий рог (отсюда название – «рожок»). Пищик также может быть сделан не только из гусиного пера, но и из тростника, ореха, лещины. Некоторые мастера приспособились делать пищик из дерева, так как тростниковый быстро размокает, нарушает настройку и вообще не звучит. Сама дудка может быть сделана из ивы, бузины, клёна, тростника (иногда даже из жести). Пять отверстий для пальцев на дудочке называются «голоса», они пронумерованы снизу вверх. Во время игры никогда не бывают открытыми все дырочки. Если поочерёдно закрывать, то образуется строй гаммы: до, ре, ми, фа, соль и т.д. Длина, размер и диаметр рога, в который вставляется второй конец дудочки, влияет на высоту, силу и тембр звука. Рог обычно берётся бычий, так как у коровы он ребристый. Его шлифуют, долго варят, сверлят дырку, а затем приспосабливают к дудочке, иногда приклеивают, иногда нет.

В сёлах Алексеевского и Красногвардейского районов Белгородской области особенно была распространена двойная жалейка, или пищик. От простой жалейки пищик отличается тем, что в нём две дудочки, которые вставляют опять же в бычий рог, хорошо вычищенный, так, чтобы стенки стали тонкими и светились.

Раструб рога должен быть загнут побольше. Это влияет на силу звука. Из рассказов народных инструменталистов Белгородчины Е.М. Сапрыкина (1905 г. рождения, с. Афанасьевка Алексеевского района) и М.В. Сычева (1910 г. рождения, с. Стрелецкое Красногвардейского района) можно сделать вывод, что изготовление инструмента – дело тонкое и щепетильное. Оно требует от создателя не только точного следования технологии, но и любви к музыке вообще. Способ изготовления пищика таков: на стволах очищенного камыша нарезаются язычки; обе дудочки скрепляются вместе и объединяются одним раструбом из бычьего рога. Стволы инструментов имеют названия по количеству имеющихся там отверстий, то есть «тройник», «шестерник».

Настраивается инструмент так, чтобы один пищик продолжал звукоряд другого. Вообще, стандартного звукоряда у пищиков нет. Строй инструмента зависит от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя. Большую часть репертуара жалеечников составляют плясовые наигрыши.

Из материалов фольклорных экспедиций в Алексеевский и Красногвардейский районы Белгородской области стало известно, что в конце прошлого века мастеров игры на уникальном распространённом здесь ранее традиционном музыкальном инструменте – двойной жалейке оставалось мало. Наиболее известными в среде фольклористов-исследователей было двое из них. Это Воронков Федор Григорьевич (1914 г.р.), проживавший в селе Казацкое Красногвардейского района. Названия его наигрышей сохранились ещё с 19 века: «Общая», «Степная», «Дай выйду», «Петракова», «Рассыпчатая». А также известен руководитель фольклорного ансамбля «Усёрд» села Нижняя Покровка Красногвардейского района Виктор Иванович Нечаев (1965 г.р.). Он играет на жалейке и владеет традицией её изготовления. Он же рассказал о конструкции современной жалейки.

Однако не только народные музыканты играют и делают жалейки. Этим с увлечением начали заниматься и профессиональные музыканты. Вот рассказ В.И. Нечаева о конструкции и особенностях современной жалейки:

В наше время нередко используются металлические или эбонитовые трубки, в корпусе которых может быть от трёх до семи отверстий для изменения высоты звука. Жалейка с семью отверстиями в трубке имеет полный диатонический звукоряд в пределах октавы. Настраивается она, как правило, на мажорный лад с пониженной VII ступенью, что характерно для русской народной музыкальной традиции. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что важно в ансамблевой и оркестровой игре. Точных стандартов народные духовые инструменты не имеют, поэтому каждый из них обладает определёнными индивидуальными качествами (конструкцией, строем, диапазоном, тембром).

Самой важной конструктивной частью жалейки является мундштук с тростью. Чтобы инструмент имел вполне определённый строй, мундштук с язычком (тростью) должен сам по себе без резонатора издавать основной тон этого строя – например: «ре» в ре-мажоре. На старинных жалейках язычок (пищик) мастера подрезали прямо на основной трубке или на отдельной небольшой трубочке, которая вставлялась в канал основной трубки. При этом свободный конец трубки пищика исполнителю приходилось закрывать языком.

В наше время конструкция мундштука несколько усовершенствована. Свободный конец его делается глухим, вдоль мундштука к его глухому концу делается прямоугольный узкий срез, который открывает внутреннюю полость. Над срезом устанавливается язычок (пищик), который крепится у основания среза кольцом из полихлорвиниловой трубки. Такое крепление не только даёт возможность надёжно закрепить язычок на мундштук, но и, что очень важно, изменять строй инструмента, в пределах кварты, путём передвижения кольца в ту или иную сторону. Сверху на основную трубку жалейки надевается ещё небольшая трубка-колпачок, которая предохраняет язычок от случайных повреждений, и в то же время благодаря ей расширяются технические возможности исполнения. Величина и расположение отверстий на основной трубке инструмента не имеет точных размеров. В народной практике расстояние между отверстиями примерно равняется толщине пальца (т.е. около 25 мм). Величина отверстий (их диаметр) определяется при настройке инструмента опытным путём. Чем отверстие больше – тем звук выше. Кроме этого, на величину отверстий и расстояние между ними влияет и диаметр канала ствола основной трубки.

Звукоизвлечение на жалейке требует определённых усилий. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься её строй (в пределах ¼-½ тона), и наоборот. Кроме того, на этом инструменте возможно исполнение и промежуточных хроматических звуков путём неполного закрывания отверстий. В принципе возможно изготовление инструментов в любом строе. Диапазон жалейки обычно охватывает октаву, но может быть и шире ещё на кварту. Помимо этого, опытный исполнитель может расширить диапазон путём нажатия верхними зубами на основание язычка и тем самым извлекать ещё 2-3 дополнительных звука звукоряда. Профессор Московской консерватории А.В. Руднева отмечает, что в курских сёлах жалейку с маленьким раструбом из коровьего рога называют «рожок», а жалейку с большим бычьим рогом и более низкого строя называют «гудило».

Жалейка имеет октавный диатонический звукоряд в строе «ля-», «ми-», «фа-», соль-мажор. Используются и жалейки других тональностей. Понижение строя вниз одновременно увеличивает размеры жалейки и, вместе с этим, расстояние между пальцевыми отверстиями (мензуру), и наоборот, что создаёт дополнительные трудности при игре.

В нотах жалейка записывается в скрипичном ключе, в первой октаве. Жалейка – примитивный инструмент. Бесконечное её усовершенствование привело бы, в конце концов, к созданию кларнета, и тогда потерялось бы главное её удивительное своеобразие.

Жалейка состоит из трубки с шестью отверстиями сверху и одним (для большого пальца левой руки) внизу, коровьего рога, специально обработанного, пищика с тростью и мундштука, Все эти пять элементов «работают» в единстве, поэтому бездумная замена одного компонента другим, пусть даже с виду такого же – вряд ли принесёт желаемый результат.

Жалейку держат обеими руками перед собой на уровне груди, почти горизонтально. Безымянный, средний и указательный пальцы правой руки покрывают три ближних к рогу отверстия. Большой палец правой руки поддерживает трубку внизу. Необходимо строго следить за тем, чтобы большой палец левой руки прикрывал седьмое, нижнее отверстие. В противном случае разрывается столб воздуха внутри трубки, и жалейка издает один неуправляемый звук. Очень важно выработать ощущение необходимой силы вдувания воздуха. При извлечении более высоких звуков требуется большее дыхание и наоборот. При звукоизвлечении металлический мундштук с жалейки не снимается. Привыкать к жалейке лучше всего с извлечения средних, а не крайних нот. В этом случае приходит правильное ощущение силы вдувания воздуха. На жалейке игра на «piano» невозможна. Излишняя сила звучания недопустима. Контролируя на слух, необходимо определить для себя этот предел. В случае явного завышения силы вдувания воздуха жалейка «залипнет». Следует помнить, что две верхние ноты не имеют точной настройки и, отчасти, зависят от умения исполнителя. Каждому звуку соответствует определённое количество открытых и закрытых отверстий. Каждая нота имеет свою аппликатуру. Никакая «самодеятельность» в этом случае недопустима. Если у исполнителя есть опыт игры на свирели, блок-флейте и др., то знакомство с жалейкой не составит ему большего труда. Преобладающим приёмом игры на жалейке является «легато», при котором различные по высоте звуки исполняются на одном дыхании, с помощью чёткой и плавной аппликатуры. Хорошо звучит и «стаккато». При этом язык, касаясь мундштука, отсекает подачу воздуха после каждой ноты.

При освоении жалейки можно столкнуться с такой проблемой: конденсат и слюна естественно сопутствуют игре на этом инструменте и мешают звукоизвлечению. У трубачей и других музыкантов эта проблема решена наличием специального клапана, при помощи которого убираются излишки влаги. На жалейке нет такого приспособления, поэтому после продолжительной игры необходимо осторожно снять алюминиевый мундштук и подсушить эбонитовый пищик и трость кусочком газетной бумаги. Делать это необходимо в том случае, если обилие влаги явно мешает игре. Без этой необходимости нет нужды лишний раз тревожить трость. При этом надо зорко следить за тем, чтобы под тростью не остались крошки мокрой бумаги. Иначе нарушится строй жалейки.

Подача звука производится приёмом, который можно условно назвать «сухой плевок». При продолжительной практике способ подсушивания будет использоваться всё реже и реже и, со временем, в этом исчезнет необходимость. Мундштук, пищик и трость необходимо содержать в особой чистоте. Помимо чисто гигиенических требований необходимо знать, что крошка табака, например, или кусочек нитки и т.п. попавшие в трость, могут свести «на нет» всю работу. Поэтому хорошо бы при переездах заворачивать каждую жалейку в отдельный полиэтиленовый мешочек. Сложенные вместе они прекрасно амортизируют при перевозке в балалаечном футляре вместе с балалайкой.

Настройка жалейки – это очень тонкий процесс. Трость прикрепляется двумя-тремя пластмассовыми колечками, причём два кольца удерживают трость, а третье служит для настройки. Сдвигание настроечного кольца на доли миллиметра от рога повышает строй и наоборот.

Замену трости следует проводить только в случае поломки, хотя при нормальной эксплуатации она может служить годами. Смена трости это довольно капризный процесс. Невозможно изготовить две совершенно одинаковые трости, поэтому новая трость будет отличаться от старой и её необходимо будет «подгонять». Приступать к этой операции надо в хорошем настроении, учитывая, что за одну минуту успеха не добиться. Укрепив новую трость кольцами кембрика, необходимо её тщательно настроить. Хороший результат даёт также перемещение трости вдоль прорези эбонитового пищика. В этом случае кольца не сдвигаются, перемещается только трость.

Если звук получается «хлипким» и на «верхах» трость залипает, необходимо освободить трость от колец и аккуратно подрезать острым ножом её рабочий конец на долю миллиметра. Этим утолщается вибрирующая часть трости и уплотняется звук. В том случае, если звук получается явно грубым, необходимо снять трость, плотно прижать её к кусочку стекла (зеркальце, например) и поскоблить рабочую часть её бритвенным лезвием, сведя её «на нет». Тем самым вибрирующая часть трости утончается. Хорошие рекомендации по изготовлению пластмассовой трости для жалейки могут дать кларнетисты.

Когда появилась жалейка? Откуда взялось слово «жалейка»?

Почему жалейка считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «жалейка» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «жалейка».

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


На зелёной на полянке пастушок
Из бересты смастерил себе рожок,
И играет от зари и до зари,
Даже ночью подпевают соловьи.

Льётся песенка о том, как у реки
Сели девушки плести себе венки.
А одна так несказанно хороша,
Что зашлась у пастушка его душа.

И ни спать теперь, ни есть не может он,
И лишь песни льётся грустный перезвон.
Думы в голове, и только всё о ней,
Никого на свете нет ему милей.

Тёмно-синие у девушки глаза,
С ярким бантом ее русая коса,
Ты услышь-услышь, красавица, рожок,
Для тебя играет песню пастушок.


Жалейка - так называется народный духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе язычковых. Это традиционный пастуший инструмент. Жалейка использовалась в основном жителями Смоленской, Воронежской, Курской, Псковской, Тверской, Новгородской, а также Московской, Рязанской и Тульской областей. По своей конструкции жалейка подразделяется на одинарные и двойные (парные). По разному называют этот инструмент в регионах России; одинарная - ,рожок"(Курская обл.); ,ладуша"(Горьковская обл.); ,пищик"(Белгородская обл.); ,сиповка"(Пензенская обл.); двойная - ,двойчатки"(Владимирская обл.); ,жаланки"(Рязанская обл.); ,трости"(Пензенская обл.)

Двухсоставная жалейка

Принцип извлечения звука для всех жалеек одинаков: это вибрация язычка пищика.
Слово,Жалейка" не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Происхождение слова,жалейка" не установлено. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов

Изготовление жалейки из тростника

Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!

Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.

Итак, берем рюкзак, ножик, одеваем непромокаемую обувь и идем за тростником (за сухим (!) тростником). Приготовьтесь к тому, что ваши очумелые ручки могут превратиться в офигевшие ножки, так как придется долго ходить. Оказавшись в зарослях этого растения, необходимо, как завещал Козьма Прутков, зрить в корень, так как именно внизу, у почвы, находятся самые толстые коленца. Нас интересуют коленца диаметром от 7 мм и длиною от 15 см. Если вы задумали сделать жалейку, вам понадобится еще и береста с поваленной березы (с неё легче снимать кору, да и вообще надо беречь природу!). Теперь, когда вы собрали много подходящего материала и отогрели свои озябшие конечности, приступаем к его обработке и изготовлению дудки. Нам необходимы следующие инструменты — острый нож, круглый или полукруглый надфиль (если есть, если нет — не беда), длинная палочка (можно взять стержень от ручки и т.п.) и спичка.

Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!

Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).

Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).

Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.

Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.

Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.

Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.

После такой процедуры звук точно появится. Теперь как сделать игровые отверстия. Берем нож и вырезаем по следующей схеме: 1-е в 3 см от края, 2-е в 3 см от первого, 3-е в 1,5 см от второго, 4-е в 3 см от третьего. Диаметр отверстий примерно 5 мм. Четырех отверстий хватит с головой. На наш век вряд ли был больший строй, чем тон-тон-полутон-тон. Теперь вы можете играть и радоваться! Для тех, кто хочет еще немного заморочиться, осталась береста. Мы режем её на полоски, промазываем края клеем (каким позволит ваша совесть) и скручиваем рожок. Делаем заготовку дудочки с язычком, но без дырочек, и прилаживаем к ней рожок, но пока не на клей. Получается жалейка!

Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:

  • длины инструмента с рогом
  • язычка
  • силы, с которой вы дуете

Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.

Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.