Какие жанры в русской. Какие бывают литературные жанры? Не последние из значимых

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Жанры литературы - это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня , или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

Рассказ малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Сказка — это жанр литературного творчества, ч аще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения. .

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли-тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро-ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Виды жанров в литературе: детальное описание с примерами произведений.

Жанр в литературе — свободное обобщение произведений по форме, содержанию и по родам. В этой статье мы детально разберем жанры, и приведем примеры помогающие помочь определение того или иного жанра. Стоит отметить, что произведения весьма разнообразны и иногда могут относиться сразу же к нескольким жанрам.

Что такое жанр в литературе?

В древние времена книг было крайне мало и в основном они носили религиозный характер, или это были произведения, описывающие исторические события. Со временем книги получили массовое распространение, а соответственно охватили все сферы жизни и множество интересов.

Еще Аристотель начал вводить первые формулировки относительно жанра в литературе, но с тех пор появилось множество жанров, которые регулярно обновляются и добавляются. На сегодняшний день литературных произведений в мире множество, и для того чтобы читатель мой найти интересующее его произведение, существует четкое определение жанров по трем критериям, но при этом одно и то же произведение можно отнести допустим как к комедии, так и к фентези и т.д.

Стоит отметить, что в разрез литературных жанров попадает как поэзия, так и проза. Произведение можно квалифицировать по одному из жанров вне зависимости от того, занимает ли оно страницу или несколько томов. Но при этом произведения будут относиться к разным формам литературных жанров. Также стоит помнить, что одно произведение может включать в себя несколько жанров.

Например, ярким примером рассказов является одноименный сборник Антона Чехова, при этом сборник также классифицируют произведением в юмористическом жанре. А вот над жанром произведения «Война и мир» Льва Толстого ведутся споры и сегодня. Это однозначно роман, но в нем воедино сотканы и семейно-бытовые, и любовные нити, и философия, и история и социально-психологические темы. Остановиться на одной невозможно, но критики периодически пытаются обосновать, что одно из направлений все-таки является ведущим.

Часто у молодых писателей возникает вопрос — стоит ли в начале произведения придерживаться одной линии жанрового направления? Действительно, только профессионалы могут охватить сразу несколько животрепещущих жанров и закрутить их в сюжет таким образом, что читатель будет ждать событий каждую следующую строчку. Но как сообщают знаменитые писатели, лучшие свои произведения они писали, ориентируясь на сюжет, желание указать на важную проблему и стремясь вдохновить читателя. И лишь в последнюю очередь ориентировались на жанр, так как его можно определить наверняка, когда произведение будет отправляться в печать.

Жанр в литературе: формы

Жанр литературы состоит из трех направлений, и они как три кита дополняют друг друга, но не замещают друг друга, следовательно, целесообразно выделить каждый критерий в отдельный раздел. Начнем деление жанра в литературе по форме.

Формы жанров в литературе:

  • Видения — жанр, который активно использовался в средневековье, но в настоящее время практически не используется. В этом жанре описывается как сам оракул (ясновидец), так и его видения, которые часто трактовались как предсказания. Считается, что самые распространенные вариации видений были в христианстве, но они использовались также и в мусульманстве, и в языческих культурах, а также этот жанр использовали публичные не религиозные личности, такие как Нострадамус;
  • Новеллы — жанр в литературе, который стилистически схож с рассказом и во многих культурах рассказ и новелла называются одним словом. Но в новелле идет тонкая нить повествования, которая обязательно приводит к определенной жизненной мудрости. Поэтому в русских источниках новеллы часто характеризуют как поучительные произведения, выполненные в прозе. Лучшим примером наверное, являются новеллы Ги де Мопассана, отличающиеся уникальной концовкой и развязкой сюжета весьма неожиданным способом;


Новеллы Ги де Мопассана популярны не только в книжном формате, но и на больших экранах
  • Ода — еще один литературный жанр позабытый современниками, но особо любимый во времена средневековья и ранее. Это хвалебная, восхваляющая песнь или стихи, положенные на музыку. Хвалебная лирика активно использовалась в античности, когда письменность была привилегией аристократии, а обычный люд мог помнить и чтить героев, передавая с уст в уста произведения. Поэтому придворные поэты слагали восхитительную лирику о событиях и героях, накладывали музыку и получали великолепнейшие оды, которыми зачитываются и сегодня. Один из ярких примеров — ода Ломоносова, написанная им в честь императрицы Елизаветы Петровны;
  • Опус — жанр в литературе, которым характеризуют музыкальные произведения. К опусам относятся все виды музыкальных опер и спектаклей, всевозможные пьесы и даже народные песни. Сегодня опусы пишутся реже. Но связано это, скорее всего с тем, что на опусы значительно уменьшился спрос, и редакторы издательств выбирают исключительно алмазы современного опуса, отбрасывая все остальные варианты. Один из примеров — опус Брамса;
  • Очерк — жанр в литературе, который имеет отличительную особенность в том, что его проза является наполовину документальной, и лишь слегка «припудрена» художественной речью. В очерках во главе стоит проблема, и в процессе динамично развивающихся событий эта проблема решается или доходит до своего пика неразрешимости. Так как очерки — короткие произведения их чаще всего публикуют в циклах, но тут есть особенность от новелл. Цикл очерков — это собрание очерков с единой проблемой, при этом сюжеты, главные герои и даже времена описанных событий совершенно разные;
  • Повесть — жанр в литературе, которая обозначается за рубежом как «короткий рассказ». Это проза, которая идет в хронологии и чаще всего описывает какой-то отрезок жизни или определенное событие. Повесть имеет определенное значение — повествование чего-либо. Но долгое время этот жанр рассматривали как связующее между романом и рассказом. В это время повестью называли практически каждую прозу с количеством страниц, не достигающих романа. Сегодня же повесть это небольшая проза, в которой есть главный герой, и отрезок его жизни, именно он становится переломным или ключевым в жизни героя. При этом повесть, как и в старинные времена, повествует о жизни героя от третьего лица, не вдаваясь в глубокие детали, мысли и природу. Один из ярчайших примеров повести — «Записки сумасшедшего» Гоголя;
  • — жанр литературы, который был отделен от опуса в прошлом столетии и характеризуется как произведение с наличием героев и их диалогов с монологами. Допускаются короткие ремарки с декорациями, описанием эмоций и т.д. В отличие от опуса пьеса может быть как поэзией, так и прозой. Примером русской пьесы можно указать произведение «Гроза» Островского;


Пьеса «Гроза» в современной постановке
  • Рассказ — обобщающий жанр литературы, который был выделен как обозначение короткого произведения, с разнообразными направлениями. Рассказом может быть некое рассуждение на определенную тему, описание неких событий и мыслей на этот счет, а также повествование, как от первого, так и от третьего лица. Чехов писал изумительные рассказы, и сегодня они собраны в едином сборнике, который стоит почитать каждому;
  • Скетч — этот жанр литературы появился в XVI веке и является художественной комедийной короткометражкой с ограниченным количеством персонажей. Скетчи часто превращались в мини спектакли на рыночных площадях. Сегодня один из популярнейших скетчей » What is Love» который был снят со знаменитейшим комедиантом Джимом Кери;
  • Эпопея — литературный жанр, получивший огромное признание в древности и в настоящее время не менее популярен. Эпопея может быть как в стихах, так и в прозе, при этом главной отличительной особенностью эпопеи является длительность повествования. Это серия произведений, которые идут в хронологической последовательности и описывают жизнь целого поколения. Сегодня каждый знает эпопею, положенную на киноленту — «Игра Престолов» Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина;
  • Эпос — литературный жанр, который рассказывает об исторических событиях, а в частности о героях прошлого. Именно из эпосов мы можем узнать в мельчайших деталях, как жили в определенный разрез времени, а также детали о событиях происходивших тысячелетия назад. Эпос о Гильгамеше — древнейшее произведение, которое приоткрывает нам занавес прошлого;
  • Эссе — жанр литературы, который широко используется в школьном образовании. А именно проза, в которой автор от первого лица описывает впечатления от некого события. Это может быть время года, прочитанная книга, социально значимое событие и т.д. Знаменитый образчик интересного эссе Ф. М. Достоевский и его «Дневник писателя».

На этом основные формы исчерпаны и переходим к следующей категории.

Жанр в литературе: содержание

В настоящее время в книжных магазинах и библиотеках именно по этому критерию разделяется литература, так как читатели чаще всего выбирают не объем литературы, а непосредственно содержание в комедийном, драматичном или ином жанре.

  • Комедия — жанр в литературе, который остается на лидирующих позициях многие годы. В произведении может быть как открытая сатира и юмор, так и завуалированная под определенные жизненные события. Также комедия подразделяется на фарс (легкость содержания, комические сцены и непринужденные герои), водевиль (любимый жанр аристократии, в котором легкое содержание сопровождалось песнями с танцами и веселыми куплетами). Интермедия — короткий комедийный жанр, в котором проходит комичный диалог среди нескольких героев. Часто жанр был презентован в театрах во время антрактов. Пародия — комичный жанр литературы, который получил широкое распространение в России благодаря Жванецкому, Задорнову и другим медийным персонам. Еще есть подразделение на комедию положения и комедию характеров. Замечательным примером комедийного литературного жанра является произведение «Радио Мураками» от золотого пера Харуки Мураками;
  • Трагедия — жанр в литературе, в сюжете которого разворачиваются трагические события. Или же сюжет в котором события приводят к трагическому концу. Трагедия отличается суровым реализмом и множеством эксцентричных сцен. Весьма популярный жанр для пьес. Один из самых великолепных романов в этом жанре, неподражаемая «Анна Каренина» Льва Толстого;
  • — жанр в литературе, который получил величайшее распространение в середине прошлого столетия и на сегодняшний день практически вытеснил своего собрата — трагедию. В содержании драмы много конфликтов, описания жизни, будней и некой жизненности. В этих произведениях поднимается тема однообразности жизни, достижения одних целей и упущения других. В общем, все несовершенство нашего мира собрано на страницах драм. Примером драмы можно привести роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, но не стоит забывать, что этот роман собрал в себе множество концепций, и драматический сюжет лишь одна составляющая уникального по сюжету произведения;


Драма «Мастер и Маргарита» Булгакова — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы
  • Ужасы — жанр в литературе способный поднять волосы на голове дыбом, и даже надолго отнять сон. Именно этот жанр является самым продаваемым в настоящее время. Основное содержание произведений — сюжет, окутывающий ужасающие события, в которых может присутствовать как нереальные события и герои, так и описание реальных жизненных ситуаций. Роскошный пример данного жанра — романы Стивена Кинга;
  • Фантастика и фентези современные жанры литературы, которые возымели огромный отклик аудитории. В этих произведениях есть как добрые волшебники и эльфы, так и кланы ведьм, стаи оборотней и фамильная борьба вампиров. Многие произведения весьма реалистичны и, кажется, что описываются реальные события, но среди них переплетены фантастические герои и события. Максимальную знаменитость приобрела серия книг Джоан Роулинг » Гарри Поттер»;
  • Любовный роман — жанр литературы, появившийся в восемнадцатом веке и получивший огромнейшее распространение и признание практически сразу. В содержании произведения всегда кипят страсти на почве любви, но сюжет не обязан закончиться счастливо, иногда повествуется в любовных романах и о несчастной любви. Романтическим духом наполнен роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, но стоит заметить, что в нем находят и драму, и исторические детали;
  • Детективы — жанр литературы, корни которого уходят в древность, но свое признание он получил благодаря Артуру Конан Дойлу и его Шерлоку Холмсу. В основе сюжета всегда есть расследование, но не всегда наличие преступления. Именно поэтому произведения данного жанра относили то к одному, то к другому жанру, не выделяя отдельный подвид. В сюжете детектива автор ведет читателя по тропе расследования, описывая параллельно образы и жизнь героев. Чаще всего такие произведения динамичны и читаются взахлеб.

На этом основные критерии жанра литературы по содержанию исчерпаны и можно переходить к последнему критерию — родам жанров.

Жанр в литературе: по родам

В жанрах литературы выделяются три основных рода и один гибридный, вобравший в себя два рода одновременно. Для удобства рассмотрим их в таблице.

На этом основанная классификация жанров литературы исчерпывается, но не забывайте, что это лишь вершина айсберга и в литературном мире кроется еще много дополнительных направлений, которые стремятся дополнить основную классификацию.

Видео: Жанры литературы. Жанры книг. Литературные жанры

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ: эпосу, лирике или драме. Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. "повествование";-) - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру";-) - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. "действие";-) - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

Поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.