Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К

Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Зачем дошкольникам художественная литература

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдел


На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы
(разработан в соответствии с тематической неделей «Домашние животные»)
Составитель:

Воспитатель подготовительной группы
Катайск, 2013г.
Цель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы, продуктивная.
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Интеграция (образовательные области): познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Задачи по образовательным областям:
Чтение художественной литературы: Воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Познавательная: Расширять кругозор детей, развивать умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Коммуникация: Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей.
Социализация: Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
Физическая культура: Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение согласовывать движения с речью.
Художественное творчество: Закреплять умение рисовать и закрашивать их в пределах контура. Развивать у детей навыки работы с кистью и красками.
Предполагаемый результат: Полный ответ каждого ребёнка на вопрос воспитателя. Умение детей последовательно передавать литературный текст.
Умение слушать сверстника.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К. Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К. Ушинского.
Оборудование: портрет и выставка книг, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, колечки Су-Джок, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Выставка книг Ушинского.
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
- Ребята, вы узнали кто это?
3. Рассказ об Ушинском.
- Сегодня девочки Вера и Лиза Тюкалова приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.


Учился на хорошо и отлично. (Вера)
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. (Лиза)
- Ребята, какие произведения вы знаете? О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
4. Сюрпризный момент.
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая...(Лошадка)
5. Словарная работа.
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома , избы, а также сама крыша, кровля , обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
7. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
8. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони-Ветер?
- Что однажды приключилось с купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) /Как вы понимаете слово «одиночество»?/
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
9. Пословицы о дружбе, доброте.
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».
10. Пальчиковая гимнастика «Скакала лошадка»
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел, за быстрой лошадкой
Угнаться хотел!
Су-Джок с мизинчика и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Бежали за нею (безымянный)
Толпою овечки.
По мостику стала (средний)
Лошадка бежать
За ней лягушата (указательный)
Решили скакать!
Лошадка, лошадка, (большой)
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!
11. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лошадка, вам нужно определить её масть и раскрасить, работать будем восковыми мелками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
Работа с восковыми мелками. Раскрашивание лошадок.
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
12. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".

Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение : Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.

Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.


Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!


У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).



Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.


Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.



Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.


Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель : Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.


В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
Воспитатель: Голозубова О. М.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран»
С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне)
Задачи: учить выделять главную мысль рассказа; развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.
Цель: углублять знания детей о Великой Отечественной войне.
Материал и оборудование: портрет С. Алексеева, портрет В. Талалихина, иллюстрации.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение стихов и рассказов о войне, беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы.
Словарная работа: таран, фашист, бомбардировщик, прожектор, враг, ас, награды, гашетка, мотор, Талалихин. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие. Сообщение названия области воспитателем.
2. Мотивация.
а) Чтение стихотворения воспитателем.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
б) Беседа по теме:
В. -Каждый год 9 Мая наш народ отмечает один из самых светлых и в то же время скорбных праздников. Что это за праздник?
Д. -День Победы.
В. -Что такое война?
Д. -Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
В. -Почему происходят войны?
Д. -Одни хотят завоевать власть над другими; видят своё превосходство; не уважают людей; не умеют договориться, уступить, найти верное решение.
В. -Над кем наш народ одержал победу в этой войне?
Д. -Над фашистами.
В. -Кто встал на Защиту Родины?
Д. -Мужчины и женщины, старики и дети
В. -Как вы думаете, о чём мечтали дети войны?
Д. -О мирном небе, о живых родителях, о книжках и игрушках, о куске хлеба, …
В. –Каким, показал себя наш народ в этой войне?
Д. -Дружным, сплочённым, смелым, отважным, стойким…
В. -Почему мы одержали победу?
Д. -Наш народ был дружным.
В. -Кто такой солдат?
Д. -Тот, кто защищает свою страну от врагов
В. -Каким должен быть солдат?
Д. -Смелым, храбрым, сильным, стойким
В. – На какую тему мы будем читать рассказ?
Д. Рассказ о войне.
В. – Правильно. Мы познакомимся с рассказом «Первый ночной таран», который написал автор Сергей Петрович Алексеев.
3. Физическая минутка:
Упражнение «Слушай команду»
В. -А как вы считаете, вы храбрые, стойкие дети?
Д. -Да
В. -А сейчас мы с вами это проверим.
В. - Настоящие солдаты должны уметь выполнять все команды командира. По команде «огонь» - вы хлопаете в ладоши, по команде в разведку – смотрите «в бинокль» (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам, по команде «на парад» - маршируете на месте, по команде «враги» – подставить палец ко рту, сказать «тс». Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. Все готовы слушать мою команду.
Д. –Да
В. –Будьте внимательны.
4. Работа над темой занятия:
а) Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»
В. –Сейчас я вам прочитаю рассказ о смелом летчике, который написал Алексеев Сергей Петрович (показ портрета).
б) Ответы на вопросы воспитателя.
В. -Что такое прожекторы?
Д. -Прибор, который светит очень ярко.
В. -Кто такой фашист?
Д. –Враг.
В. -Что такое фашистский бомбардировщик?
Д. -Самолет врага, который возит бомбы.
В. -Как вы поняли, что такое гашетка?
Д. -Рычаг, пулеметная кнопка.
В. -Кто сможет объяснить слово таран.
Д. -Когда самолет движется к другому самолету.
В. -Что такое борт? А за бортом?
Д. -Это стенка самолета; за пределами самолета.
В. -Что такое награда?
Д. -Это медали, грамота, ордена…
В. –Скажите, к какому жанру относится «Первый ночной таран»?
Д. –Рассказ.
В. -Как зовут писателя, который написал рассказ «Первый ночной таран»?
Д. -Алексеев Сергей Петрович.
В. -Как звали главного героя рассказа?
Д. -Виктор Талалихин.
В. -Что обнаружили наблюдатели в небе?
Д. -Приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.
В. -В какое время суток это происходило?
Д. -В тихую лунную ночь.
В. -Какой приказ получил Виктор Талалихин?
Д. -Уничтожить врага.
В. -Какое звание у Виктора Талалихина?
Д. - Младший лейтенант.
В. -Каким образом советский летчик сбил самолет фашиста?
Д. -Советский летчик пошел на таран.
В. -Скажите, дети как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Д. -О героях пишут книги, картины; слагают стихи, устанавливают памятники по всей стране.
5. Развитие речи и мыслительной деятельности.
Я назову начало пословицы, а вы продолжите концовку.
В. -Нет ничего краше,
Д. -чем Родина наша.
В. -Жить –
Д. -родине служить.
В. -Родина – мать,
Д. -а за мать не жалей и жизнь отдать.
В. -Родина – мать,
Д. -умей за неё постоять.
В. -Смелость
Д. -города берёт.
В. -Кто к нам с мечом придёт,
Д. -тот от меча и погибнет.
В. -Тяжело в учении –
Д. -легко в бою.
В. -Смелого - враг
Д. -не возьмет.
В. -В знамени твоя честь,
Д. -в оружии - слава.
В. -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не было войны?
Д. -Нужно, чтобы все народы жили в согласии и дружбе.
3) Итог занятия:
В. –Как назывался рассказ, который мы с вами читали?
Д. -Первый ночной таран
В. -Кто написал этот рассказ?
Д. – Сергей Петрович Алексеев.
В.- Назовите лётчика?
Д. – Виктор Талалихин.
В. – Какой подвиг он совершил?
Д (ответы воспитанников)4) Рефлексия «Звёзды»
А сейчас украсим небо для нашего лётчика.
Если вы на занятии узнали что – то новое, то прикрепите жёлтую звезду.
Если вы ничего нового не узнали, то прикрепите красную звезду.
Перескажите рассказ родителям.


Приложенные файлы

Светлана Меренкова
Конспект по чтению художественной литературы

Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему : К. Ушинский «Слепая лошадь» .

Цель : Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи :

Развивать умение детей слушать произведение, последовательно передавать литературный текст , умение выражать свое отношение к событиям сказки. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; развивать слуховое внимание; обогащать и активизировать словарь детей.

Закреплять умение детей делать поделки способом «обрывания» , сохраняя нужную форму предмета; развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Формировать у детей положительные качества : доброту, честность, отзывчивость; представление о нормах и правилах поведения; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим» , вызвать желание приходить к ним на помощь; расширять кругозор детей.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Предварительная работа.

Чтение произведений К . Ушинского, подготовка с детьми рассказа о

К. Д. Ушинском, подбор пословиц о доброте, дружбе, честности, выставка книг К. Ушинского.

Оборудование.

Портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, цветная бумага, клей, нитки, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги» , коллаж «Лошадиная ферма» .

Наглядные, словесные, практические.

Показ, загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Ход ОД.

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?

(Это волшебная шкатулка)

Как в думаете, что в ней? (Ответы детей)

Послушайте загадку.

Белые листы у них,

Много чёрных букв.

Для людей они важны,

Знать ребята их должны.

Если буквы будешь знать,

И услышать в тот же час,

увлекательный рассказ.

Ты узнаешь сколько лет

Солнце нам дает свой свет.

Почему весной – цветы,

А зимой поля пусты.

Край родной узнаешь свой.

Мирный, сильный и большой.

Это – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам!

Так что же это? (Книги)

(Достаю книгу из шкатулки.)

2. Вставка книг К. Ушинского.

Вот и на нашей вставке, которую в сами составили, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги?

Ребята, а вы узнали кто это?

(Рассматривание портрета К. Д. Ушинского)

3. Рассказ о К. Д. Ушинском

Сегодня наши мальчики приготовили рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.

Много лет тому назад в городе Тула. что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский . Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.

После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта : научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.

Ребята, какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг. А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь :

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая (Лошадка) .

Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее) .

Дидактическая игра «Чье это?»

(Образование притяжательных прилагательных)

А это голова (чья) – лошадиная голова

морда (чья) – лошадиная морда

уши (чьи) - лошадиные уши

глаза (чьи) – лошадиные глаза

туловище (чье) – лошадиное туловище

хвост (чей) – лошадиный хвост

ноги (чьи) – лошадиные ноги

Молодцы.

4. Чтение сказки К . Ушинского «Слепая лошадь» .

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» .

(Чтение сказки ) .

5. Словарная работа.

Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

А какие?

Хворать – болеть.

Князь – правитель города.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

Теперь вам все слова понятны?

(Ответы детей) .

6. физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет.

Бьет коптом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу –

Не поеду, полечу!

Там за дальнею рекою

Помашу тебе рукою.

7. Повторное чтение сказки К . Ушинского «Слепая лощадь» .

Вот как много новых слов мы узнали.

А сейчас я вам предлагаю послушать еще раз сказку К. Ушинского «Слепая лошадь» .

Присаживайтесь поудобнее.

8. Беседа по содержанию.

О ком эта сказка?

Кем был для Уседома Догони – Ветер?

Что однажды приключилось купцом?

Кто спас Уседома?

Что обещал хозяин своему коню?

Сдержал Уседом свое слово?

Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Как чувствовал себя Догони-Ветер? (одиночество)

Как вы понимаете слово «одиночество» ?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

Чем закончилась сказка?

Вот какой у нас получился пересказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» .

Чему же научила вас эта сказка?

9. Пословицы о дружбе, доброте.

Ребята, кто прочитает, что написано на доске? (На доске слово – ДРУЖБА)

Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?

«Дружба дороже денег» .

«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» .

«Сам погибай, а товарища выручай» .

«Друг познается в беде» .

10. Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, у каждого из вас на столе лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых с пышной гривой. Работать будем с цветной бумагой и нитками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в большой загон для лошадей, который мы подготовили заранее и в нем всегда найдется достойный корм для всех лошадей.

Составление коллажа «Лошадиная ферма» .

11. Рефлексия.

Как называется сказка?

Чему учит нас эта сказка?

Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу : «Друга ищи, а найдешь, береги!»

Я хочу подарить

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Конспект интегрированной НОД по чтению художественной литературы «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о творчестве детского писателя С. В. Михалкова. Коррекционно-образовательные задачи. Развитие.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Стихотворение Я. Акима «Мама» КОНСПЕКТ-НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Чтение художественной литературы». Стихотворение Я Акима «МАМА» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Хаврошечка» (подготовительная группа) Цель: Формирование эмоционального отношения к литературному произведению. Прививать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Систематизировать знания детей о сказках через игру – путешествие. Програмное содержание Образовательные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект образовательной ситуации по чтению художественной литературы «Поможем Петушку» Конспект образовательной ситуации по чтению художественной литературы «Поможем Петушку» Цель: через создание проблемной ОС выявить у детей.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка» Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе сказки «Рукавичка.» Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Сказочное путешествие». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик» Конспект занятия по.

Конспект НОД по чтению художественной литературы и развитию речи. Театрализация сказки «Рукавичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы и развитию речи (с детьми 3 - 4 лет) Тема:.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Волшебный мир поэзии» Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) на тему: «Волшебный мир поэзии» Цель: Знакомство.

Библиотека изображений: