Мотив путешествия в мировой литературе. Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы Образ путешественника в русской литературе

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Гюрюльдеук»

Конкурс

учебно – исследовательских работ

«Юный исследователь»

« Образ дороги в русской литературе XIX века »

Выполнила: ученица 10 класса

Алиева Алина

Руководитель: учитель русского языка и

литературы Айбазова А.М.

2013 - 2014 учебный год.

Краткая аннотация.

Учебно-исследовательская работа «Образ дороги в литературе XIX века направлена на углублённое изучение произведений писателей XIX века. Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.

Цель работы:

Задачи :

Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Методы и приёмы:

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова

Практическая значимость :

XIX века.

Оглавление

I .Вводная часть. …………………………………………………………………С. 4

1. Причина выбора темы…………………………………………………………. С.4

2. Актуальность темы…………………………………………………………….. С.4

3. Роль дороги в создании образа России………………………………………...С.4

II .Основная часть……………………………………………………………… С.5

1. Дорога как творческий стимул Н. В. Гоголя……………………………….. С.5-7

2. Самообразование Чацкого через странствия в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»…………………………………………………... С.7

3. Плачевное состояние российских дорог в произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Метель»…………………………………………. С.7-8

4. Дорога как смесь впечатлений в романе М.Ю.Лермонтова « Герои нашего времени»…………………………………………………………………………….С.9

III . Заключительная часть…………………………………………………. С.10-11

1. Подведение итогов. ……………………………………………………………..С.11

Цель работы:

раскрыть образ дороги, выявить различные оттенки мотива дороги в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, представить их роль в раскрытии тем и идейной направленности произведений, сравнить художественные средства изображения дороги в творчестве указанных классиков.

Задачи :

1. Подробно познакомиться с произведениями писателей XIX века;

2. Выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;

3. Познакомиться с научно-критической и методической литературой по теме исследования;

4. Охарактеризовать роль дороги в раскрытии идеи поэмы Н.В. Гоголя и лирике А.С. Пушкина;

5. Представить художественные методы изображения дороги в произведениях А.С. Грибоедова и М.Ю.Лермонтова.

6. Скорректировать и провести сопоставительный анализ собранного материала.

Актуальность:

Методы и приёмы:

Проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения.

Результаты исследований:

данная исследовательская работа может представлять интерес. Прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века, в частности, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Практическая значимость :

такая работа формирует интерес к познавательной и творческой активности. Самостоятельная деятельность способствует всестороннему знакомству с исследуемой темой, расширению знаний по данному вопросу. Навыки работы с литературой развивают критическое мышление, умение анализировать явления на научной основе.Данная исследовательская работа может представлять интерес, прежде всего, для старшеклассников, а также быть полезной и тем читателям, которые занимаются изучением творчества классиков русской литературы XIX века.

1.Вводная часть.

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далёко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Каждый день я хожу по дорогам моего родного аула Гюрюльдеук. Порой, глядя на простенькие улочки, я думаю, какие же дороги были в этих краях в XIX веке. Есть ли сходство между дорогами, которые описывали в своих произведениях А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов,М.Ю. Лермонтов, Н В.Гоголь. И когда мне предложили написать исследовательскую работу, я с удовольствием откликнулась и выбрала эту тему по нескольким причинам:

Во-первых, необходимость изучения по программе.
Во-вторых, необходимость осмысления собственного жизненного пути.
В-третьих, определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей.

На старом поле каждый год

Родится новая пшеница;

Из старых книг, как срок придёт,

Познанье новое родится.

Эти слова замечательного английского поэта Джэфри Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к моей работе «Образ дороги в русской литературе XIX века».
Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование.

1.Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века.

В своей работе я постаралась отобразить проблемы:

Изображения в произведениях русской литературы XIX века пути отдельно взятого человека.

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Что писатели говорят о пути России?

Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания - это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего.

Образ дороги играет важную роль в создании образа России, который складывается как мозаика из разных элементов: описания городов и деревень, повседневной жизни народа.Функции образа дороги в произведениях авторов XIX в. весьма обширны. Но в первую очередь это описание общества, народа и государства в целом.

Действительно, как можно еще более подробно и разносторонне обрисовать бытовыекартины жизни, кроме как путешествуя вместе с героем и наблюдая его глазами за всем происходящим?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов

Дорога - бесконечный отрезок, который, однако, имеет какую-то абстрактную точку начала. Да и конец у дороги все-таки есть. Но вот между этими двумя точками находится проселочная дорога, непроходимые леса, целая жизнь.

Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.

2. Основная часть.

Для подробного изучения я взяла учебники-хрестоматии по русской литературе 10 и 11 классов и перечитала произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова.

Отдельного внимания заслуживает поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", поскольку это описание путешествий, похождений Чичикова. Гоголь ставил перед собой задачу показать всю Русь, и для выполнения этой сложной задачи он вводит образ дороги, который не только формирует в сознании читателя образ России, но и интересен сам по себе. Образ дороги – один из главных в данном произведении, это тоже яркая мозаика, составленная из множества кусочков.

Поэма «Мёртвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя – путешествие. В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью,бряканьем колокольчиков, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецамивидит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…». Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждёт слава, почести. Рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира…». Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу всё, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная

дорога…». В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокогофилософского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Дорога – это композиционный стержень произведения. По кусочкам Гоголь составляет образ дороги, шлифует его, доводя до совершенства. Эти составляющие – и деревни, и мужики, встречающиеся на пути, и кабак, где Чичиков знакомится с Ноздревым, и встречный экипаж, который вихрем вносит в повествование нежный образ губернаторской дочки, так поразившей Чичикова. Возможно, если взят эти эпизоды по отдельности, они не будут играть столь большой роли, но соединенные в один образ они приобретают несомненную художественную ценность.Дорога дает возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. Чичиков в дороге встречает случайных людей, которые формируют, сами того не желая, его дальнейший путь. Снова и снова Чичиков в дороге. Образ дороги раскрывает и характер Чичикова. С самого начала в центре внимания оказывается его бричка, в какой обыкновенно ездят холостяки, господа средней руки. Это ироничное "господа средней руки" сразу прирастает к герою. Впоследствии, познакомившись с ним поближе, мы поймем, что Гоголь скрыл за этим метким определением и услужливость, и вежливость Чичикова, и его тонкие манеры, и умение правильно общаться с нужными людьми. Вдобавок, большую часть произведение занимает описание поездок Чичикова, его "дорожные" размышления. Наше внимание привлекает лирические отступления автора в "Мертвых душах", где образ дороги занимает центральную позицию. Здесь Гоголь впервые заговорил об историческом пути России, ее горькой доле и вывел ставший знаменитым образ "птицы-тройки", в котором выразилась его надежда на возрождение России. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином...» Целая жизнь проходит перед глазами путешественника. Он из своего «дорожного» мира смотрит на мир реальный. Он наблюдатель, который при этом остается незамеченным. То есть совершенно не вмешивается в жизнь тех, кто «мелькает» мимо него.

И подобная бегущая галерея жизненных позиций и взглядов на происходящее заставляет задумываться о своей личной жизни. В таком раскладе путешественник сравнивает свои ситуации с теми, которым стал невольный свидетель. Или же дорожная лента заставляет окрылять воспоминания прошлого. «Русь! Русь! Вижу тебя. Из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу...» Именно дорога оказывается той единственной ниточкой, что соединяет прошлое и настоящее уже не для главного героя , а для самого автора. И как бы далеко ни был человек от родины, она всегда рядом с ним, пока в руках один конец «волшебной» связующей нити. Русь, о которой вспоминает автор, вся «исполосована» дорогами. И все они открыты и доступны любому путешественнику.

Возможно, что дорога может оказаться заветным ключиком от загадочной русскойдуши. Ведь посетив самые отдаленные места, можно сказать словами Гоголя: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе...» В этой фразе говорится о Руси, но разве она несправедлива по отношению к дороге. Русские просторы открыты для каждого, только вот поймет ли каждый их магическую прелесть.

Дорогу Гоголь наделяет еще и музыкальной составляющей. «Почему слышится и рождается немолчно в умах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей. От

моря и до моря, песня!» И действительно, стоит прислушаться к загадочному голосу дорожной ленты. О чем она поет? Кого-то утешает, а кто-то ищет понимания и утешения. А кого-то убаюкивает, кто-то поддается ее очарованию.Ноты подобная песня берет из вашей души и создает свое неповторимое, музыкальное произведение. Оно звучит только для каждого в отдельности и для каждого оно свое, личное, индивидуальное. А какие нотки звучат, грустные и печальные или веселые и жизнерадостные, зависит от самого «композитора». В авторской песне «Мертвых душ» свои оттенки. «Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?»Автор вопрошает, какая связь может быть между ним и Русью. И мы можем ответить: это дорога. Она не дает возможность окончательно порвать узы с милым сердцу уголком. Эта ниточка очень тонкая, но она существует. А опорой и защитой сердцу будет сердечная любовь и привязанность к Руси.

И после беспредельных мыслей о Руси, рожденных в Дороге, автор начинает размышлять о самом понятии дороги. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога...» В этом определении собраны все наши наблюдения над этим объектом. Только Гоголь смог подобрать простые, но очень емкие и информативные эпитеты.

Дорога не только проходит в ярких образах мимо путешественника. Она еще и возникает на небе: «...на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса...» Но та дорога доступна только взглядам, думам, мечтам. Там другой мир, живущий по своим законам. И небесный путь навсегда останется недосягаемой надеждой. Но именно та далекая дорога приносит великолепное утро. И автор все восхищается: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!»

Писатель подводит своеобразный итог феномену дороги в своей жизни, что вполне можно соотнести и с нашими выводами. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня выносила и спасала!» Можно сказать, что только дороге дано какое-то негласное право лечить души и вдохновлять идти снова вперед, к новым свершениям. Дорога не дает отчаяться, а заставляет задуматься и не решать все сгоряча. Поэтической душе, дорога дает «чудные замыслы», навевает «поэтические грезы», предоставляет возможность «перечувствовать» множество «дивных впечатлений».Дорога в «Мертвых душах», можно сказать, служит первоисточником самого произведения. Она словно манит, притягивает, и никак нельзя преодолеть это желание путешествовать. Но и странствия имеют определенную цель.

У А. С. Грибоедова дорога играет роль самообразования. Чацкому совершенный путь помогает более четко увидеть все негативные и бесперспективные стороны старого общества, которое совершенно не хочет меняться в ногу со временем. Фамусовы остались в начале пути, они не могутда и не хотят двигаться вперед. Ум, подаренный Чацкому в дар за его странствия, приносит ему только горе. И он снова отправляется в путь, чтобы отыскать, «где оскорбленному есть чувству уголок». Дорога снова заманила его в свои сети. Она, и только она знает, как найти правильный выход или решение. И это видно не только на страницах известных книг различных авторов, но и в современной жизни. Длинная дорога дает возможность остановиться и задуматься над тем, что ты делаешь, к чему стремишься. Дорога словно замедляет ход времени. И при этом это непонятное

бескрайнее пространство вырывает тебя из привычной среды. Человек попадает совершенно в новые условия, которые, однако, совершенно не требуют от него реакции на окружающую обстановку.

Таким образом, именно дорога создает вокруг путешественника новый вакуум. И, как в случае с Чацким, невольно заставляет задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем. Она даёт возможность по-новому построить свою дальнейшую жизнь или исправить что-то здесь и сейчас. И в таком контексте образ дороги будет играть уже ключевую, доминирующую роль.

Не менее ярок и важен мотив дороги у другого русского писателя – А.С. Пушкина. В повести "Капитанская дочка" в описании поездки Петруши Гринева в Оренбург и в крепость мы видим ту же самую Россию, но в другое историческое время и глазами другого автора. Теперь наше внимание привлекает странный вожатый, как представитель народа, с которым и Гринев, и читатели лишь начинают знакомиться. Нельзя не сказать о метели как символе народного движения. Если дорога символизирует ход развития русской истории, то этот снежный буран – это брожение в умах народа, его недовольство, из которого (это тоже очень символично) появляется этот вожатый. Кульминационный момент этой первой встречи – разговор "мужика" с хозяином двора, казаком. Постоялый двор – это тоже как бы часть дороги, на нем останавливаются все проезжающие. И таинственная, полная непонятного смысла беседа двух казаков подразумевает загадочность, хитрость и даже опасность русской души. Этот вечер остается в памяти и Петруши, и читателей, с него Пушкин начинает рассказ о народе.В "Евгений Онегин" образ дороги выражен не так ярко, но это не умаляет его значимости. Пушкин с иронией рассказывает о состоянии дорог в России, описывая путешествие Лариных в Москву: "…мосты забытые гниют, на станциях клопы да блохи заснуть минуты не дают…". Однако вместе с тем Пушкин описывает Россию, путешествуя вместе с Онегиным, с другой стороны. Он восхищается ее многообразием, грустит о милых сердцу пейзажах.Так же, как и Гоголь, Пушкин упоминает о плачевном состоянии российских дорог.Одновременно дорога у Пушкина и Гоголя служит индикатором характера и социального положения героя. Онегин – богатый молодой человек, "летящий в пыли на почтовых"; он не утруждает себя глубокими размышлениями, к моменту встречи с читателями это уже бесчувственное существо, живущее балами, театрами и праздниками, но не находящее в них цели и смысла жизни. Дорога навевает на Онегина скуку, разговаривая с Ленским, он едва сдерживает зевоту, вызванную пейзажем.В отличие от Онегина, Петр Гринев интересуется дорожными видами "чрезвычайно". Это очень важный момент. Из его можно сделать вывод, что душа этого, пусть наивного, молодого человека жива и неиспорченна. Он искренне любит родину, тянется к свету, жалеет каждого, и мы понимаем, что из него вырастет хороший человек и настоящий патриот.

Несомненно то, что образ дороги помогает автору выразить свою позицию. Мы видим разную Россию. В "Капитанской дочке" это голая степь, печальная и унылая, покорная своей судьбе; в "Евгений Онегин" Пушкин наоборот показал ее поражающее разнообразие, выразил идею о должном единстве всего государства.

Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных

романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги - дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша - это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое - несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет - так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, нонепонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.
Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина - романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», - с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.

Мотивы дороги в лирике А.С.Пушкина можно рассматривать, учитывая эволюцию творческого метода автора. В ранних произведениях поэта образ дороги испытывает на себе влияние классицистической поэтики.

Плывёт – и бледными лучами

Предметы осветила вдруг.

Аллеи древних лип открылись пред очами,

Проглянули и холм, и луг.

Романтическая дорога связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника, мотив тщетного побега:

Не удалось навек оставить

Мне скучный неподвижный брег.

Тебе восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

Более позднее творчество-господство реализма, дорога здесь выступает частью топографического пейзажа:

От большой дороги справа,

Между полем и селом,

Вам представится дубрава,

Слева сад и барский дом.

Чаще всего возникает образ зимней дороги. Традиционно сопутствующие ей образы - луна, ямщик, тройка: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит…». Зимняя ночная дорога сопровождается мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий. Она может сопровождаться предчувствиями, ожиданием.

А теперь немного о философском осмыслении дороги. В основе философского осмысления дороги в лирике А.С.Пушкина – метафора: дорога, путь-жизненный путь. «Телега жизни» строится на метафорическом ряду: дорога – судьба, телега – жизнь, ямщик – время:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

Дорога – судьба у каждого человека своя. Мотив дороги соотносится у Пушкина, как впоследствии и у Гоголя, с темой Родины:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое.

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег…

Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Максимычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.

3.Заключительная часть.

Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В XX веке он был подхвачен такими поэтами, как А.Твардовский, А.Блок, А.Прокофьев, С.Есенин, А.Ахматова. Каждый из них видел в нём всё новые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образа дороги и в современной литературе. Геннадий Артамонов, курганский поэт, продолжает развивать классическое представление образа дороги как жизненного пути:

Сегодня в нашем классе тишина,

Присядем перед дальнею дорогой,

Отсюда начинается она,

Уходит в жизнь от школьного порога.

Итак, в произведениях писателей XIX века образ дороги очень важен. Он раскрывает

образ родины, ее народа, наводит на размышления об исторической судьбе России, помогает выполнить авторский замысел: показать родную землю без прикрас, во всем ее величии и безобразии. Дорога – это пространство. И на ней можно встретить кого угодно: путника, нечистую силу, кудесника, деву Марию.

При философском осмыслении дорога – жизненный путь. Судьба человека, Родины. Охарактеризовав образ дороги в лирике А.С. Пушкина и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», мы прекрасно осознаем, что данная тема требует еще более детального анализа и в дальнейшей своей учебной деятельности я думаю продолжить работу над ней.

Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ - дорога.

Использованный материал:

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Изд. «.Дрофа»,2001г.

2. А.С.Пушкин «Метель». М. Детская литература,1972г.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». М. Детская литература,1972г.

4. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1993г.

5. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».Изд. «Дрофа», 2001г

6. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». М.,1985г.

7. А.С.Грибоедов «Горе от ума».М.Искусство,1981г.

8.А.С.Пушкин «Воспоминания в царском селе», 1814.т.3.

9. А.С.Пушкин «К морю», 1824. т.2.

10. А.С.Пушкин «Если ехать вам случится…», 1835, т.3.

11. А.С.Пушкин «Телега жизни», 1823,т.2.

12. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», 1826, т.2.

13. Г.Артамонов «До свидания, школа!». Сб. стихов, М.,1987г.

14. http :// www Google.ru

15. http: www binc.com/ images/

16. http: yandex. ru

17 .Приложения.

никитин композиция образ путешественник

Афанасий Никитин вполне образованный человек, он хорошо знал книжную традицию средневековья, но в своей книге он почти не прибегает к цитированию средневековья и цитированию библейских текстов . Зато он свободно пользуется конструкцией разговорной речи, строя повествовательно-описательную часть своей книги на основе простых предложений, соединяемых повторяющимися союзами «а», «да» или начинающихся с глагола настоящего времени «есть». Например: «а голова не покрыта… а волосы в одну косу плетены…», «а детей у них много». Или: «да на них ученены городкы, да в городке по 12 человек в доспесех, да все с пушками, да стрелами…» Или: «есть у них одно место…», «есть в том алянде…», «есть хоросанец» и так далее.

Высокое литературное мастерство в книги Афанасия Никитина заключается в том, что она открывает собой новую страницу в истории русского литературного языка. Афанасий Никитин как писатель создал свою собственную литературную манеру, свой особый, неповторимый литературный стиль. И это стало возможным потому, что он первый смело обратился к живой образности русского разговорного языка своего времени. Так, например, рассказывая об ограблении русских купцов татарами, он выразительно скажет, что татары отпустили ограбленных купцов «голыми головами». Описывая свой приезд в Индию, он отметит: «яз куды хожу, ино за мною людей много, дивятся белому человеку».

Наряду с этим Афанасий Никитин не боится вводить в свою речь сугубо деловые обороты официальных документов московских приказов, видимо также хорошо знакомых ему. Он кратко, например, пишет: «бил есми челом… чтобы ся печеловал о людех…» Особый локальный колорит речи Афанасия Никитина достигался умелым введением в текст его книги иноязычных слов: тюркских, арабских и персидских. Что он делал это намеренно, в литературных целях, а не потому, что за долгие годы странствований привык думать на языке той страны, где он в то время находился, видно из даваемых им тут же пояснений и переводов. Например, приводя слова арабской и персидской молитвы «олло бервогыдирь, олло конъкар, бизим башы мудна насип болмышьты», он тут же сам переводит её: «а по-русски и языком молвят: боже осподарю, боже, боже вышний, царю небесный, зде нам судил еси погыбнути».

В.П. Адрианова-Перетц справедливо отмечает, что «обилие автобиографического элемента в «Хожении» Афанасия Никитина - в виде рассказов о событиях его жизни в пути и в форме лирических эпизодов - выделяет эти путевые записки из всей литературы путешествий русского средневековья. Но в то же время именно эта особенность связывает Никитина с новыми течениями в биографических жанрах русской литературы XV века. Интерес к внутреннему миру героя, анализ его душевных переживаний врывается именно в XV веке в традиционную форму «жития» и исторического рассказа, личность самого автора вопреки традициям прошлого проявляется перед читателями главным образом в виде лирических отступлений, нравоучительных сентенций и оценок изображаемых фактов. Рамки чисто эпического повествования раздвигаются, давая место выражению эмоций и размышлений и героя и автора. Афанасий Никитин предстаёт перед нами писателем своего времени, когда он и эпическую ткань путевых записок расцвечивает и оживляет рассказами о своих впечатлениях, настроениях, обращениями к читателям-современникам с нравоучительными предостережениями, сравнительными оценками своего, родного и чужого» .

Всё это делает книгу Афанасия Никитина одним из самых замечательных памятников русской средневековой литературы.

Опыт путешествия - крепостническая действительность, обнаженно представшая перед глазами героя, встречи с жертвами самодержавно-крепостнического строя («Чудово», «Зайцово» и др.) убеждают его в несостоятельности надежд. Так начинался третий, и последний, этап идейно-морального обновления героя - формирование революционных убеждений. Путешественник начинает понимать, что ни монархия, какой бы «просвещенной» она ни была, ни «великие отчинники» (то есть крупные помещики) не могут дать свободу. Свободу народ может добыть только сам, восстав против угнетателей, вынуждаемый к тому «тяжестью порабощения» («Медное», «Городня», «Тверь»).

В обращении путешественника на путь революции огромную роль сыграла встреча с автором оды «Вольность» (глава «Тверь»), то есть с самим Радищевым. Путешественник жадно слушал «прорицание о будущем жребии отечества». Отдельные мысли, наблюдения, выводы - следствие собственного опыта путешествия - под влиянием «прорицателя вольности», читавшего и толковавшего ему оду «Вольность», складываются в систему революционных убеждений. Он чувствует себя мстителем. Мстителем он и приезжает на станцию Городня.

Начиная с Городни путешественник общается только с крестьянами, находится только в их среде, мужественно ищет средств и путей к установлению связей с ними на началах взаимного уважения и доверия. Так в книгу вторгается народ, русский крепостной крестьянин, становясь ее героем, занимая важнейшее место в повествовании. Именно в этих главах путешественник, принявший революционную веру «новомодного стихотворца», автора оды «Вольность», выступает союзником, единомышленником Радищева. Поэтому вопрос о народе, как той политической силе, которой предстоит обновить Россию, равно важен и для путешественника и для Радищева. Радищев и изобразил народ в «Путешествии» так, как он еще не изображался ни в русской, ни в мировой литературе.

До Радищева народ не был героем искусства. О нем лишь говорили, о нем упоминали, о его судьбе сожалели. Для классицизма это была «низкая» тема, «низкий» предмет - оттого писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж в комедии или басне. Низведенные крепостническим строем до положения «тяглового скота», трудящиеся были объявлены дворянством «подлым» народом, «неблагородным» сословием, лишенным культуры, достоинства, чести. Народ для дворян не имел истории, не мог иметь будущего. Он обязан был лишь работать и питать дворянина, творившего историю, культуру, управлявшего государством.

В русской литературе первое развернутое изображение крепостной деревни мы встречаем у Новикова в журнале «Трутень» (1769). Там были помещены «Крестьянские отписки» - письма крепостных Филатки и Андрюшки своему барину, в которых раскрывалась трагически безысходная жизнь русского крестьянина. Новиков не был революционером. В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно «плачется» на свою судьбу, он не протестует, а молит барина быть милостивым «отцом» своим крепостным.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги. Изображая русских крестьян, низведенных крепостничеством на положение «пленника в отечестве своем», он героизировал их, видя в мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Сила, обаяние и нравственная красота русских крепостных в «Путешествии» таковы, что мы чувствуем в каждом из них будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает его потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно народу предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заязляя: «Бурлак; идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином, а в деревне Едрово с крестьянкой Анютой. Несмотря на бедность, сиротство, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. В образе Анюты, ее семьи перед путешественником открылся новый, неведомый ранее мир нравственной чистоты и красоты.

Крестьянин из Любани, Анюта из Едрово - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, на тяжелую работу, сохранить в себе «величественные преимущества человека». Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент, волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие духовные силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: «Есьм человек, всем другим равный». Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как русский человек он терпелив, но до предела; грозно предупреждая своего мучителя, говорит: «не доводи до отчаяния души», «страшись!»

Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей яркостью новаторство Радищева проявилось в создании коллективного образа народа. Крестьяне показаны часто в действии, в наивысший момент своей жизни, когда они совершали справедливое возмездие своим мучителям и поработителям. В главе «Зайцово» крестьяне, доведенные до крайности, убивают своего помещика. В главе «Хотилов» прямо говорится о пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободигься от своих властителей». Прекрасен беспримерный в поэзии образ народа, созданный Радищевым в оде «Вольность», народа, совершающего революцию и творящего справедливый суд над монархом-злодеем.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ путешественника в поэме Радищева . И в закладках появилось готовое сочинение.

И литературы

МБОУ СОШ № 36

Томск - 2012

Цель работы: рассмотреть особенности жанра путешествия в русской литературе 18-19 веков.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

· проанализировать историю появления жанра путешествия;

· используя тексты художественных произведений, выявить особенности жанра путешествия в произведениях Н. Карамзина, А. Радищева, М. Лермонтова, Н. Гоголя.

Структура реферата

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Введение – с.3 - 4

Основная часть – с.5 - 12

Заключение – с.13

Список литературы – с.14

Введение

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Жанр путешествия был и остается любимейшим в русской литературе: «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина. Дороги в России всегда олицетворяли нечто большее, чем просто направление движения. Классические произведения русской литературы напрямую связаны с дорогой. Вот движется кибитка с Чичиковым, покупающим «мертвые души». А по кавказским дорогам странствует офицер Печорин по казенной надобности. В дороге случилась метель, и новобрачные заблудились, что стало основой пушкинской повести «Метель». В своей работе я рассматриваю жанр путешествия в русской литературе, значение жанра для раскрытия особенностей характера персонажей, выражения мысли автора.

Путешествие литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Со времени принятия христианства участились путешествия из Киевской Руси в Константинополь и на христианский Восток, главным образом в Палестину. К интересам торговым и военным, которые руководили путешественниками дохристианской поры, прибавились теперь задачи русской церковной организации. Представители русской церкви отправлялись на Восток то за книгами, иконами и другими предметами, то просто в поисках церковного руководства и для укрепления связей с более авторитетными церковными организациями. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре «хождения», они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди «хождений» известны так называемые «путники» - краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю.

Паломничества к «святым местам» создали в русской литературе особый литературный жанр «хождений», «странников», «путников» - описаний паломнических путешествий. Самыми известными произведениями жанра «хождения» или «хожения» древнерусской литературы XII-XV веков являются: «Хождение» Игумена Даниила, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, произведение XV века.

Определение жанра путешествия сформулировано и включено в «Литературный энциклопедический словарь» (1987) и «Литературную энциклопедию терминов и понятий» (2001). подчёркивает, что литературное «путешествие» может принимать различные формы изложения: «заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров», а также делает акцент на достоверности повествования. .

1) Жанр путевых записок имеет свою специфику, которая проявляется в принципах отбора материала и особенностях повествования. У жанра путевых записок есть свой предмет изображения, жанровое содержание и форма. В основе путевых записок лежит описание перемещения в пространстве и времени путешествующего героя, повествование о происшедших во время путешествия событиях, о впечатлениях путешественника, его размышлениях по поводу увиденного.

2) Путевые записки возникают как жанр в конце XVIII века на основе эволюции паломнического и светского путешествий.

Золотой век путешествий в русской литературе делится на две части:

годы характерны ростом путевых описаний, выполняемых журналистскими и литературными средствами. Это эпоха экспансии. Прежде косноязычная, русская литература обрела язык, голос, цвет. Одновременно с расширением территории империи появляются произведения литературы, осваивающие новые районы и страны. Задал тон Пушкин «Путешествием в Арзрум». Позднее пишутся романы Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова (попутно они описывали образы стран пребывания).

Вторая часть золотой поры путешествий - 1840-1910-е годы. В 1840-х годах русская литература начинает осваивать все богатство путешествий. Основой стал жанр "физиологических" очерков нравов, быта городов и местностей России (очерк «Кавказец»). Наибольших успехов достиг началу XX в. Василий Розанов, чьи очерки о Волге («Русский Нил»), о путешествиях в Италию, Германию, на Кавказ до сих пор читаются на одном дыхании.

Центральная фигура, мера всех вещей в литературе путешествий – человек, он странствует, попадает в неведомые государства и местности, постигает их историю, географию и этнографию, общественное устройство и законы, видит изнутри чужие живые культуры, жизнь народа, изучает языки. То есть духовно развивается и обогащается, становится гражданином вселенной. В то же время человек в пути постигает самого себя, лучше понимает свой характер, интересы, духовные корни и традиции, свою страну и свой народ, всё познаёт в сравнении. Понятны привлекательность этого жанра для писателей и его популярность среди читателей.

Основная часть

«Путешествие за три моря» Афанасия Никитина представляет немалую ценность как своего рода предвестник очерковой литературы, как показатель высокого культурного уровня русского человека.

В «Путешествие за три моря» главный герой Афанасий Никитин описывает своё путешествие. Он описывает то, как живут люди в других странах. Он описывает обычаи народов, живущих в Индии: «И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят, брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку».

Автобиографичность и лиричность «Хождения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе, характерными именно для XV века. Личный характер «Хождения», способность его автора раскрыть для нас своё душевное состояние, свой внутренний мир - всеми этими чертами дневник Афанасия Никитина стал своеобразной основой для создания новых произведений в жанре «путешествия».

Главный герой романа Н. Карамзина «Письма русского путешественника» , написанного уже в 18 веке, отправляется в долгожданное путешествие и в письмах отражает свои впечатления и эмоции, вызванные у него во время этого путешествия. В первом письме, отправленном из Твери, молодой человек рассказывает о том, что осуществленная мечта о путешествии вызвала в его душе боль расставания со всем и всеми, что было дорого его сердцу, а вид удаляющейся Москвы заставлял его плакать. В Петербурге герой узнаёт, что паспорт, полученный в Москве, не даёт права на морское путешествие, и герою приходится менять свой маршрут и испытывать неудобства от бесконечных поломок кибиток, фур и возков.

Заветной мечтой путешественника была встреча с Кантом. Он отправляется к нему в день, когда приехал в Кенигсберг. Довольно быстро он добирается до Берлина и спешит осмотреть Королевскую библиотеку и берлинский зверинец, упомянутые в описаниях города. Прибыв в Дрезден , путешественник отправился осматривать картинную галерею. Он не только описал свои впечатления от прославленных полотен, но и присовокупил к письмам биографические сведения о художниках: Рафаэле, Корреджо, Веронезе, Пуссене, Джулио Романо, Тинторетто, Рубенсе и др. Из Дрездена путешественник решил отправиться в Лейпциг , подробно описав картины природы, открывающиеся обзору из окна почтовой кареты или длительных пеших прогулок. Лейпциг поразил его обилием книжных магазинов, что естественно для города, где трижды в год устраиваются книжные ярмарки. Швейцария - земля «свободы и благополучия» - началась для героя с города Базеля. Позднее, в Цюрихе , автор встречался неоднократно с Лафатером и присутствовал на его публичных выступлениях. События, происходящие во Франции, обозначены весьма осторожно - например, упомянута случайная встреча с графом Д’Артуа со свитой, намеревавшимся отправиться в Италию.

Путешественник наслаждался прогулками по Альпийским горам, озерам, посещал памятные места. Он рассуждает об особенностях образования и высказывает суждение о том, что в Лозанне следует изучать французский язык , а все другие предметы постигать в немецких университетах.

Местом паломничества была и деревушка Ферней, где жил «славнейший из писателей нашего века» - Вольтер. С удовольствием отметил Путешественник, что на стене комнаты-спальни великого старца висит шитый по шёлку портрет российской императрицы с надписью по-французски: «Подарено Вольтеру автором».

Первого декабря 1789 г. автору исполнилось двадцать три года, и он с раннего утра отправился на берег Женевского озера, размышляя о смысле жизни и вспоминая своих друзей. Проведя несколько месяцев в Швейцарии, Путешественник отправился во Францию. Первым французским городом на его пути был Лион . Автору всё было интересно - театр, парижане, застрявшие в городе и ожидающие отъезда в другие края, античные развалины. Старинные аркады и остатки римского водопровода заставили автора подумать о том, как мало думают о прошлом и будущем его современники, не пытаются «садить дуб без надежды отдыхать в тени его». Здесь, в Лионе, он увидел новую трагедию Шенье «Карл IX» и подробно описал реакцию зрителей, увидевших в спектакле нынешнее состояние Франции. Молодой Путешественник пишет: «Без этого пьеса вряд ли могла бы произвести впечатление, где бы то ни было» .

Вскоре писатель отправляется в Париж, пребывая в нетерпении перед встречей с великим городом. Он подробно описывает улицы, дома, людей. Предвосхищая вопросы заинтересованных друзей о Французской революции, пишет: «Не думайте, однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции» . Молодой Путешественник описывает свои впечатления от встречи с королевской семьёй, случайно увиденной им в церкви. Он не останавливается на подробностях, кроме одной - фиолетовый цвет одежды.

В Париже молодой Путешественник побывал, почти, везде - театры, бульвары, Академии, кофейни, литературные салоны и частные дома. В Академии его заинтересовал «Лексикон французского языка», заслуживший похвалы за строгость и чистоту, но осуждённый за отсутствие должной полноты. Его заинтересовали правила проведения заседаний в Академии, учреждённой ещё кардиналом Ришелье. Условия принятия в другую Академию - Академию наук; деятельность Академии надписей и словесности, а также Академии живописи, ваяния, архитектуры.

Кофейни привлекли внимание автора возможностью для посетителей публично высказываться о новинках литературы или политики, собираясь в уютных местах, где можно увидеть и парижских знаменитостей, и обывателей, забредших послушать чтение стихов или прозы.

Герой покидает Париж и отправляется в Лондон. Уже самые первые английские впечатления автора свидетельствуют о давнишнем интересе к этой стране. Первое знакомство с лучшей английской публикой состоялось в Вестминстерском аббатстве на ежегодном исполнении оратории Генделя «Мессия», где присутствовала и королевская семья. Автор сразу же обратил внимание на то, что хорошо воспитанные англичане, обычно знающие французский язык, предпочитают изъясняться по-английски. Он посетил лондонские суды и тюрьмы, вникая во все обстоятельства судопроизводства и содержания преступников. Отметил пользу суда присяжных, при котором жизнь человека зависит только от закона, а не от других людей. Его рассуждения об английской литературе и театре весьма строги, и он пишет: «Ещё повторяю: у англичан один Шекспир! Все их новейшие трагики только хотят быть сильными, а в самом деле слабы духом».

Последнее письмо Путешественника написано в Кронштадте и полно предвкушения того, как будет он вспоминать пережитое, «грустить с моим сердцем и утешаться с друзьями!».

Сентиментальное путешествие необходимо для того, чтобы раскрыть духовные качества человека, показать слабости и достоинства, противоречивость характера и важность сиюминутных впечатлений для его формирования.

Главный герой произведения А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» едет из Петербурга в Москву. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя - Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России.

На разных станциях и в разных городах он знакомится с новыми людьми, которые рассказывают ему о своей жизни. Путешественник размышляет об их проблемах и успокаивает себя тем, что это происходит не с ним и, что у него всё хорошо.

Например, когда герой направляется из Тосны в Любань, то он видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то, что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков, и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.

По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть: доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведен под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребенок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказ попутчика, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу.

На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели.

В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были еще несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.

В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

Сквозным сюжетом «Путешествия» является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и «правила», ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника. Путешествие должно было его воспитать. Личности путешественника писатель уделяет большое внимание. Пристально следя за своим героем, он обнажает его нравственные богатства, подчеркивая его духовную деликатность, отзывчивость, беспощадную требовательность к себе. Умный и тонкий наблюдатель, он наделен чувствительным сердцем, его деятельной натуре чужда созерцательность и равнодушие к людям, он умеет не только слушать, но всегда стремится прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

После Радищева жанр путешествия в русской литературе прочно связался с темой России. Именно образ дороги позволял организовать в единое художественное пространство бесконечные российские просторы и пестроту русских нравов.

Структура романа «Героя нашего времени» фрагментарна, поэтому роман представляет собой систему разрозненных эпизодов-повестей, объединенных общим героем - Печориным. Такая композиция является глубоко содержательной: она отражает разорванность жизни главного героя, отсутствие у него какой-либо цели, какого-либо объединяющего начала. Жизнь героя проходит на перепутьях в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья. Печорин почти все время в пути. «Это мир в дороге», - говорил Гоголь по поводу «Героя нашего времени». Мотив странствия является одним из ведущих в романе «Герой нашего времени». Печорин называет себя «странствующим офицером». Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава «Фаталист».

Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются действующие лица, меняются рассказчики, от лица которых ведется повествование. При помощи этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. назвал такую композицию романа «пятью картинами, вставленными в одну раму».

Молодой офицер едет по делам службы на Кавказ. По дороге он останавливается в Тамани. Там происходит его встреча с контрабандистами, его обворовывают и даже пытаются утопить. (Повесть «Тамань».)
Приехав в Пятигорск, герой сталкивается с «водяным обществом». Завязывается интрига, послужившая поводом для дуэли. За участие в дуэли, в которой погибает Грушницкий, Печорина отправляют служить в крепость. («Княжна Мери».)

Во время службы в крепости Печорин уговаривает Азамата украсть для него Бэлу. Когда Азамат привозит свою сестру, Печорин помогает ему украсть - Карагеза, коня Казбича. Казбич убивает Бэлу. (Повесть «Бэла».)
"Как-то раз случилось (Печорину) прожить две недели в казачьей станице". Здесь герой проверяет на практике теорию предопределенности, судьбы. Он с риском для жизни разоружает пьяного казака, который незадолго до этого убил человека. (Повесть «Фаталист».)

Много переживший, разуверившийся во всем Печорин отправляется путешествовать и умирает в дороге. (Повесть «Максим Максимыч».)

В каждой из частей «Героя нашего времени» Печорин показан в совершенно разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы («Бэла»), то мир «честных контрабандистов» («Тамань»), то праздное светское общество, на Кавказских минеральных водах («Княжна Мери»). Происходит своеобразное «странствование» Печорина по различным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым, отделенным от них, оказывается в положении скитальца, странника.

Мотив скитальчества, странствия в романе все более углубляется, выводит за пределы конкретной судьбы центрального героя. И в «Фаталисте», заключительной главе «Героя нашего времени», в горьком раздумье Печорина странничество прямо соотносится с темой поколения. Печорин, размышляя о себе и о характере своего поколения, непосредственно говорит от лица этого поколения, записывая в своем дневнике следующее: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце; мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Жанр путешествия продолжает своим произведением «Мёртвые души» . Именно на него Гоголь возлагал главные свои надежды. Сюжет поэмы Гоголю подсказал Пушкин. Работу над поэмой Гоголь начал осенью 1835 года. По мере написания «Мертвых душ» Николай Васильевич называет свое творение не романом, а поэмой. У него появился замысел. Гоголь хотел создать поэму по аналогии «Божественной комедии», написанной Данте. Первый том «Мертвых душ» мыслился как «ад», второй том - «чистилище», а третий - «рай».

Цензура изменила название поэмы на «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и 21 мая 1842 года из печати вышел первый том поэмы.

Цель поэмы - показ России глазами одного героя, откуда и вытекает тема путешествия, ставшая стержневой и связующей темой в «Мертвых душах», так как основное действие главного героя - путешествие.

Образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать». Дорога в деревне Плюшкина напрямую характеризует помещика: «Он (Чичиков) не заметил, как въехал в середину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, перед которой городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб... Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях...»

«Мертвые души» богаты лирическими отступлениями. В одном из них, находящемся в 6 главе, Чичиков сравнивает свое мировоззрение на окружающие его предметы в путешествии.

«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишка, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе напечатленье какой-нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало … Уездный чиновник пройди мимо - я уже и задумывался: куда он идет … Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую темную деревянную старую церковь…

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомый деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!»

Образ дороги возникает с первых строк поэмы; можно сказать, он стоит у ее начала. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...» и т. д. Образом дороги поэма и завершается; дорога - буквально одно из последних слов текста: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?».

Но какое огромное различие между первым и последним образами дороги! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы».
В начале поэмы - это вполне конкретная дорога, по которой тащится вполне конкретная бричка, с хозяином и двумя его крепостными: кучером Селифаном и лакеем Петрушкой, запряженная лошадьми, которых мы также представляем себе вполне конкретно: и коренного гнедого, и обоих пристяжных коней, чубарого и каурого, по прозвищу Заседатель. В конце же поэмы представить себе дорогу конкретно довольно трудно: это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории.

В лирическом отступлении о «птице тройке» в конце поэмы звучат слова, полностью выражающие авторское отношение к дороге. Для Гоголя в дороге вся русская душа, все ее простое и неизъяснимое обаяние, весь ее размах и полнота жизни: «Эх, тройка! птица тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться…». Гоголь проводит открытую параллель между «птицей тройкой» и Русью: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Таким образом, дорога для Гоголя - это Русь. Что будет с Русью, куда ведет дорога, по которой она мчится так, что ее уже не остановить: «Русь, куда несешься ты?» Вот какой вопрос беспокоил писателя, потому что в душе его жила безграничная любовь к России. И, что самое главное, Гоголь, в отличие от многих современников, верил в Россию, верил в ее будущее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дорога в творчестве Гоголя - это дорога России к светлому будущему.

Заключение

Странствовали люди во все времена, разные были путешествия… Но всегда любили слушать и читать рассказы странников и в глубокой древности, и в современности. Человек пускается в странствия в поисках счастья, ответов на вопросы, в поисках выхода из тяжелых жизненных ситуаций, в надежде на спасение. Итог пути – нравственный, духовный – человек становился лучше, менялся внутренне.

1. В основе жанра «путешествия» лежит описание перемещения в пространстве путешествующего героя, повествования о происшедших во время путешествия событиях, описание впечатлений путешественника, его размышлений вслед за виденным и широкий информационно-познавательный план. В литературных путешествиях, в отличие от научных и иных видов, информационный материал освещается на основе художественной и идеологической концепции автора.

2. Литературное путешествие возникает как жанр в XVIII веке на
основе эволюции «хожений» в путевые записки, на дальнейшее развитие
жанра влияют европейские образцы литературного путешествия.
Впоследствии в XIX веке жанр продолжает развитие в форме дневниковых
эпистолярных и мемуарных путевых записок художественного или
художественно-публицистического характера.

3. Читая произведения в жанре путешествия, мы можем проследить, как ведёт себя герой в разных ситуациях на протяжении всего своего пути, можем увидеть изменения его характера, души. Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

Литература

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. . РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001

2. Афанасий Никитин «Хождение за три моря». 1466-1472.

3. Карамзин, Н. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964.

4. Лермонтов, . Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. М.: Худож. Лит., 19с.

5. Гоголь, души: Поэма. М.: Статистика, 19с.

6. Творчество Гоголя. Смысл и форма: Юрий Манн. Москва, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

7. Радищев, А. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Проза/Примеч. , . Л.: Худож. Лит., 19с.

Ресурсы Интернета:

8. http:///feb/irl/il0/il1/il123652.htm

9. http:///read. php? pid=10884

10. http:///puteshestviye-radishev

11. http:///nikolaev/205.htm

12. http://dic. /dic. nsf/enc_literature/3857/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5

13. http://palomnic. org/bibl_lit/drev/andr_perets/

Путешественник – главный герой произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Повествование ведется от первого лица, поэтому сам путешественник и является рассказчиком. По сюжету, герой направляется из Петербурга в Москву, по пути останавливаясь в других городах. Рассказ представляет собой путевые заметки путешественника, который движется по пути от заблуждений к истине. Герой отличается просветительским духом и чувствительностью. Всю дорогу он размышляет над встречающимися ему проблемами, сочувствует бедным людям и нередко, тронутый чьим-нибудь грустным рассказом, пускает слезу.

Путешественник намекает читателю, что все беды исходят от самого человека. Он предлагает смотреть на истину и мир «прямо». Несмотря на то, что в книге нет развернутого портрета героя, в отдельных главах встречаются отрывочные сведения о нем. Если читать внимательно, то становится ясно, что он небогатый дворянин и чиновник. Труднее сложить впечатление о его возрасте и семейном положении. Судя по отрывкам, он вдовец и у него есть взрослый сын, которому скоро на службу. В юности он был иным: жестокосердым и беспечным. Так, например, он мог быть жесток к своему слуге Петрушке, мог быть замечен в отношениях с публичными женщинами.

Путешественнику А. Н. Радищева присуща ирония и самоирония, легко сменяющаяся добродушным юмором. Несмотря на то, что это произведение относится к жанру сентиментализма, язык в книге нарочито тяжел и замысловат. Через речи своего героя автор передавал свой дух «вольности» и неприятие существующего государственного строя. Путешественник А.Н. Радищева стал одним из первых героев-интеллигентов в русской литературе. Как истинный интеллигент он был образован, сострадателен, обладал аналитическим умом и иронией, а также чувством вины перед народом.