Презентация на тему "образы, ставшие символами". Поэтическая символика лирики блока Какие образы символы любви в литературе

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
("Снежная равнина, белая луна ")

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как "символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
("Снежная замять крутит бойко...")

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова "окно".

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Здесь слово "окно" — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ:

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.

Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" — "атрибутом" окна:

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

Я смотрел из окошка на синий платок...
В пряже солнечных дней время выткало нить...
Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
("Береза")

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня...
Ты увидишь из окошка белый саван мой...
("О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...")

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, "подошла, взглянула в мутное окошко..." Даже боги с ангелами в "райском тереме" — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: "Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола")

Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.

Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: "Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, и крик петухов..."); "Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины" ("О красном вечере задумалась дорога...") Образ богатого дома, "больших хором", "палат" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими "избами", "хатами" и миром голодных возникает и в стихотворении "Село":

Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
("Гой ты, Русь, моя родная...")

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
("В том краю, где желтая крапива...")

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
("Закружилась пряжа...")

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его "голубые года", детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю — милая никогда не встретится.
("Песня")

Проходил я мимо, сердцу все равно —
Просто захотелось заглянуть в окно.
("Не криви улыбку, руки теребя...")

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: "Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения".

1. Стихи - душа поэта.
2. Общие сведения о творчестве Блока.
3. Символ - глубокий и точный образ действительности.
4. Символика цвета.
5. Революционный образ ветра (бури, метели).
6. Символика числа «двенадцать».
7. Образ Христа в поэме.

В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания Поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта. Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Замечательный русский поэт начала XX века - А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Свой творческий путь А. А. Блок начал в 1904 году обучаясь в Петербургском университете на филологическом факультете. Так появились «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год), циклы стихотворений «Распутья» (1902-1904), «Сытые», «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907). Окончив в 1906 году обучение в университете, писатель продолжил литературную деятельность: в 1907 году появляется поэтический цикл «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), затем поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918).

Довольно долго поэму Блока «Двенадцать» воспринимали как произведение, в котором описывается только события Октябрьской революции, и не кто не видел того, что скрыто под этими символами, не кто не понимал те важные вопросы, которые за всеми образами стоят. Для того чтобы в простые и обычные понятия вложить глубокий и многогранный смысл, многие писатели и российские, и зарубежные используют различные символы. Например, у одного писателя цветок обозначает Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица - это душа. Зная все эти нюансы литературного творчества, читатель уже начинает воспринимать лирику поэта совсем по-другому.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы - это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции использует различные контрасты. В первой же главе в самом начале очевиден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!

Черно-белые цвета пейзажа проходят через всю поэму Блока «Двенадцать»: черное небо, черная злоба, белые розы. И постепенно по ходу развития событий эта цветовая гамма разбавляется уже красно-кровавым цветом: неожиданно появляется красная гвардия и красный флаг.

...Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Ярко красные цвета являются цветами, символизирующими кровь, и это говорит о том, что кровопролитие обязательно будет и оно очень близко. Скоро, скоро над миром поднимется ветер революции. Особое место в поэме занимает образ ветра, который также связан с тревожным предчувствием неизбежной революции. Ветер - это символ стремительного продвижения в будущее. Этот образ проходит через всю поэму, он заполняет все мысли поэта в дни революции. Ветер трепет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает людей с ног, людей, составляющих старый мир (начиная от попа и заканчивая девчонкой легкого поведения). Здесь показан не просто ветер, а ветер стихийный, ветер глобальных перемен. Именно этот ветер унесет все старое, избавит нас от «старого мира», который слишком душен и бесчеловечен. Революционный ветер перемен принесет с собой что-то новое, какой-то новый, лучший строй. И люди ждут его, ждут перемен в жизни.

На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Когда Блок работал над поэмой «Двенадцать», он неоднократно употреблял образ ветра в своей записной книжке: «К вечеру ураган (неизменный спутник переводов)» - 3 января, «К вечеру - циклон» - 6 января, «Бушует ветер (опять циклон?) - 14 января». Сам по себе ветер в поэме так же воспринимается, как и прямое изображение действительности, так как в январе 1918 года в Петрограде была именно такая ветреная и метельная погода. Образ ветра сопровождался и образами бури, стужи, метели. Эти образы в творчестве поэта являются одними из излюбленных, и к ним поэт прибегал, когда хотел передать ощущение полноты жизни, ожидание людьми великих перемен и волнение при надвигающейся революции.

Разыгралась, что-то вьюга,
Ой, вьюга, ой вьюга,
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни.
Кругом - огни, огни, огни...

Сам Блок так говорил о своей работе над поэмой: «Во время и после окончания "Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)... поэма написана в ту историческую и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

Особое место в поэме занимает число «двенадцать». Как революция, так и само название поэмы очень символично и везде прослеживается это магическое сочетание цифр. Само произведение состоит из двенадцати глав, создается ощущение цикла - двенадцать месяцев в году. Главные действующие лица - двенадцать человек идущих в отряде, разгулявшаяся голытьба, потенциальные убийцы и каторжники. С другой стороны, это двенадцать апостолов, среди которых символичны имена Петр и Андрей. Так же символ двенадцати, используется и в священном числе высшей точки света и тьмы. Это полдень и полночь.

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим,
Нот пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

В белом венчике из роз
Впереди - Исус Христос.

Большое количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас задуматься над каждым словом и знаком, так как нам хочется понять, что же скрывается за ними, какой смысл. Не даром поэт занимает свое место рядом с великими символистами, и поэма «Двенадцать» хорошо иллюстрирует это.

Слайд 2

Выяснить, какие образы являются символами - Найти и изучить литературу по данному вопросу; - Выявить образы, ставшие символами; - Выяснить, почему данные образы являются символами; - Определить, что обозначают данные образы. Цель: Задачи:

Слайд 3

Из истории возникновения понятия "символ". Символ: - это слово, в котором в свернутом и скрытом виде заключены свойства вещи (Демокрит); - это некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им. Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать (Эмпедокл); - это то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл (Пифагор).

Слайд 4

(от греч. Symbolon – знак, примета) слова, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных)значений еще и новые (переносные). В тумане утреннем Я твоей любовной ласкою неверными шагами Озарен – и вижу сны. Я шел к таинственным Но, поверь, считаю сказкою и чудным берегам. Небывалый знак весны. (С.Соловьев) (А.А.Блок) Символ в литературных произведениях. Символ

Слайд 5

«Плач Ярославны» Художник: В.А.Петров Образ Ярославны как символ женской преданности

Слайд 6

Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты – Наташа, ты – и Лиза, Татьяна – ты! На стене ты плачешь утром… Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца – в века! Валерий Брюсов "Певцу слова".

Слайд 7

« Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека – точный слепок с истории его отношения к миру вообще. Образ любимой и образ любимого - вот наиболее ясные и непреложные символы их мироощущения. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, - не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения. Зажженный любовью, он дерзает и на то, что превышает его силы». (Федор Сологуб) Ромео и Джульетта как символ любви.

Слайд 8

«…это один из вечных образов: имя Гамлета стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений» (энциклопедический словарь) Врубель «Гамлет и Офелия» … « Гамлеты точно бесполезны массе; они ей ничего не дают, они её никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут». (Тургенев) Гамлет как символ нерешительности.

Слайд 9

«… в феодально-рыцарскую эпоху все строилось на основе «кулачного права». И вот Дон Кихот хочет, опираясь на силу своей руки, восстанавливать справедливость, защищать вдов и сирот, наказывать обидчиков. (К.Маркс) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 10

«В герое нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование- оцените это слово! – он верит, верит крепко и без оглядки. Смиренный сердцем, он духом велик он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его – непреклонная воля…» (И.С.Тургенев) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 11

Недоросль как символ необразованности Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Но в любое время найдутся свои Митрофаны, не задумывающиеся о наследии, которое должны оставить своей стране.

Слайд 12

А.Н.Бенуа «Ночная беседа Петра Гринева с Пугачевым» Пугачев как символ бунта Он не был причиной восстания. Бунт давно уже тлел в народе, а Пугачев был лишь орудием, толкнувшим людей на бунт. « Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием. Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такой силою…»

Слайд 13

«Хлестаков является в камеди не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а именно «ревизором». Страх городничего сделал его ревизором, он – сознание его испуганного воображения, призрак, тень совести». (В.Г.Белинский) «… основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей». Ревизор как символ страха.

Слайд 14

В жизни Башмачкина произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он жил: Акакий Акакиевича был приглашен на чай к помощнику столоначальника, он мог себе позволить посмотреть на богатую витрину с очень «недурной женщиной и с мужчиной …». Шинель как символ земного благополучия

Слайд 15

Левша как символ русского народа «Один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учение выдраны», «… в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик стареньки, крючочки не застегаются, парастеряны, а шиворот разорван…»

Слайд 16

Образ Левши под пером Лескова превращается в обобщенный символ русского народа. По мнению автора, нравственная ценность человека заключена в его органической связи с живой национальной стихией – с родной землёй и её природой, с её людьми и традициями, которые уходят в далёкое прошлое … Левша как символ русского народа

Слайд 17

«Голубая птица» - это сказка о счастье. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Синяя Птица как символ счастья «Самая главная истина, заключенная в произведении, - любить жизнь. Ведь на каждом шагу встречаются маленькие радости, которые, сплетаясь, образуют счастье. Много веков люди искали рецепт счастья. А ведь он так прост! Нужно находить радости в самом простом…»

Слайд 18

«У А. Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни». «Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение». "Алые паруса" как символ надежды

Слайд 19

Маленький принц как символ чистоты души ребенка Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще, его мир - далёкий для многих взрослых мир детства... Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца.

Слайд 20

Общечеловеческие Национальные Философские - Ярославна - Недоросль - Алые паруса - Ромео и Джульетта - Пугачев - Маленький принц - Гамлет - Ревизор - Синяя Птица - Дон Кихот - Шинель - Левша Вывод: Символы

Посмотреть все слайды

1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии?

Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.

2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?

Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже - Снежная Дева.

3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?

Родина у А. Блока двойственна, как и у М. Ю. Лермонтова. В ранних стихах ("Русь", "Русь опоясана реками") образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.

Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности:

Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та ж, моя страна,В красе заплаканной и древней.

В цикле "На поле Куликовом" победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.

4. Какие символические образы являются сквозными в поэзии А. Блока?

Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже - революции; образ пути, дороги; образ океана - земной и небесной дали.

5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?

Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.

У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.

По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе - это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе - это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся "формой". Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает "представлять собой" нечто совсем другое. Так, "сладострастие" для В. Брюсова - символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.

Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные ("Гроза" Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы - справедливость, держава и скипетр - монархия, власть; голубь - мир, козел - похоть, зеркало - иной мир, лев - сила, смелость, собака - преданность, осел - упрямство, роза - женская красота, лилия - чистота, невинность (во Франции лилия - символ царской власти).

Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.

Лотос - символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей - мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) - с другой. Крест - распятия, христианства. Парабола - бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет - надежду (в предметной системе ее символ - якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы - символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе (это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).

Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).

В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.

Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи "Что поют часы-кузнечик", «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).

Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».