Рисование монотипия. Монотипия бабочка — уникальная техника рисования для детей

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду - это монотипия.

Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал - станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Начальный этап рисования Самый интересный этап работы Готовое изображение можно дополнить деталями

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие - малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы - воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Первые работы дошкольников - простые по форме фигуры

Детям нравится упражняться в технике монотипии

В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

Бабочка - традиционный рисунок в технике монотипии

Рисунки воспитанников средней группы

Рисунок в средней группе в технике монотипии

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).

Используемые материалы и основа (в том числе конкретные формы и шаблоны)

Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.

В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны - это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.

Кроме этого, есть и другие варианты основы - картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло. Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань). Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.

Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски. Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел). Акварель более подходит для детского творчества - только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.

Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения - от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).

Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами - кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.

Используемые приемы рисования: стандартные и специфические

При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.

Другой прием - это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета. Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета - зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть. Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.

После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки. В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать. С каждым разом его действия будут более уверенными.

После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали. Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки - хвостик, плавники, прорисовка чешуи. Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.

В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Курманова Т.
(средняя группа)

Образовательные задачи : познакомить детей с новой техникой рисования - монотипией, учить складывать альбомный лист вдвое, совмещая углы.
Развивающие задачи : совершенствовать умение рисовать акварелью, развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: цветные крылышки и бумажные цветы красного, желтого и синего цветов, образцы рисунков в технике монотипии, бабочки из белой бумаги, разноцветные скатерти, аудиозаписи - музыка П. Чайковского, песня «Разноцветная красавица».
Раздаточный материал: листы белой бумаги с нарисованной на одной половине контуром бабочки согласно количеству детей, акварельные краски, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Педагог включает песенку про бабочку «Разноцветная красавица» и загадывает детям загадку:

  • Над цветочками порхает,
  • Кто красавицу не знает?
  • Ее крылья расписные,
  • Ее танцы заводные.
  • Только очень беззащитна,
  • Совершенно безобидна.
  • Не спеши ее пугать,
  • Слабых надо защищать.

Воспитатель сообщает ребятам, что когда она рано утром зашла в группу, то увидела, что по ней летают бабочки. Потом они все попрятались. Педагог просит дошкольников поискать бабочек. Дети находят их на шкафах, занавесках и пр. Ребята удивляются, что бабочки необычные - белые. Оказывается, это дождик смыл с них краску, когда они летели в детский сад.

Затем воспитатель рассказывает детям сказку про бабочку. В ней идет речь о гусенице. Она была некрасивой, над ней все смеялись, и тогда гусеница решила спрятаться в кокон. Просидев там долгое время, она решила вылезти, но почувствовала, что на спинке что-то мешает - она превратилась в прекрасную бабочку с большими яркими крыльями.

Воспитатель предлагает ребятам помочь белым бабочкам - сделать их крылышки такими же яркими и пестрыми.

Проводится игра - ребята надевают на спину цветные крылышки. На ковре разложены цветочки. Бабочка должна прилететь на цветок, совпадающий по цвету с ее крыльями. Действия сопровождаются словами:

  • Бабочки полетели, летают.
  • Над цветком.
  • Цветок летает
  • И порхает и порхает
  • Полетели, полетели
  • И около цветочков сели.

Затем дошкольники садятся за стол: цвет крылышек должен совпасть с цветом скатерти. Педагог обсуждает с детьми строение бабочки, напоминает, что у нее есть туловище и усики.
Воспитатель демонстрирует, как нарисовать бабочку с помощью техники монотипии.
Самостоятельная деятельность дошкольников. После того, как дети закончили работу, педагог сообщает им, что это будет подарок маме, и позже они сделают красивую рамочку.
Пока работы подсыхают, воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику «Бабочка, лети»: дети дуют на бумажных бабочек.

Рикун Е. «Розы»
(старшая группа)

Занятие проводится накануне Дня матери. Воспитатель спрашивает у ребят, что можно подарить маме, подводит итог, что маме будет приятен любой подарок, но особенно ее порадуют цветы. Дети размышляют, какие цветочки можно выбрать: розы, тюльпаны, ромашки, васильки, георгины и пр.
Педагог загадывает загадку на тему: какое растение называют королевой всех цветов.

  • Посмотрите - у ограды
  • Расцвела царица сада.
  • Не тюльпан и не мимоза,
  • А в шипах красотка… (роза)

По картинке дети знакомятся со строением розы. Воспитатель подчеркивает, что у нее есть отличительная особенность - шипы.

Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о розе:

  • Зовут меня розой.
  • Примите меня.
  • Я очень душиста.
  • И цветом нежна.
  • По цвету и имя такое мне дали.
  • И даже царицей
  • За пышность назвали!

Педагог спрашивает мнение ребят о том, чем можно изобразить розу (красками, цветными карандашами, восковыми мелками), и предлагает им новый интересный способ - с помощью пленки, кисти и красок. А помогут ребятам в этом занятии их ручки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»:

  • Вырос высокий цветок на поляне.
  • Утром осенним раскрыл лепестки.
  • Всем лепесткам красоту и питанье.
  • Дружно дают под землей корешки.

Педагог приглашает дошкольников сесть за столы и внимательно рассмотреть материалы, с которыми они будут работать. Розу сначала нужно нарисовать на пленке. Затем, пока краска не успела высохнуть, нужно к пленке приложить лист бумаги и прогладить его рукой - получится отпечаток.
Под композицию Г. Гэблер «О маме» дети рисуют цветы, которые затем подарят своим мамам.
В конце занятия девочка читает стихотворение:

  • Дорогая мамочка, мамуля,
  • Хорошо, что праздник мамы есть.
  • Я тебя люблю, моя родная,
  • Всех твоих достоинств и не счесть.
  • В жизни ты защита и опора,
  • От ненастий бережёшь меня,
  • Любишь без оглядок и укоров
  • И согрета вся тобой семья.
  • Пожелать хочу тебе здоровья,
  • Чтоб тревог никто не доставлял.
  • Ты - одна такая в целом свете,
  • Мамочка любимая моя.
Богданова Н.В. «Деревья смотрят в озеро»
(подготовительная группа)

Дети рассматривают пейзажные картинки, вывешенные на доске. Проводится мини-беседа об осени, ребята вспоминают названия осенних месяцев.

Затем педагог приглашает дошкольников в «картинную галерею», где они под тихую музыку знакомятся с пейзажными репродукциями известных художников. Воспитатель рассказывает об особенностях этого жанра живописи.

Дети указывают на картины, где изображена осень, обосновывают свое мнение.

Педагог читает стихотворение З. Федоровской:

  • Осень на опушке краски разводила,
  • По листве тихонько кистью проводила.
  • Пожелтел орешник и зарделись клены
  • В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
  • Утешает осень:- Не жалейте лето!
  • Посмотрите - роща золотом одета!

После обсуждения стихотворения воспитатель объясняет, как изобразить осенний пейзаж с помощью техники монотипии. Сначала лист бумаги нужно сложить пополам и развернуть. Выше линии сгиба будут располагаться земля и небо, здесь изображаются деревья, летящие птицы, а внизу - речка или озеро. Верхняя часть размывается голубой акварелью, смешанной с водой. После низ рисунка смачивается просто чистой водой. Лист нужно сложить пополам и прижать - внизу отпечатается голубое озеро, в котором отражаются все предметы, нарисованные в верхней части. Затем композиция дополняется мелкими деталями.

Самостоятельная деятельность дошкольников. В конце занятия ребята рассматривают все рисунки и делятся впечатлениями.

Быковская И. «Спящий зимний лес»
(подготовительная группа)

Занятие начинается с сюрпризного момента - перед детьми появляется игрушечный попугай с шарфиком на шее. Он прилетел из жаркой Африки, где никогда не бывает снега. Африканским животным очень хочется посмотреть на зимний лес, увидеть сугробы и деревья без листьев. Ведь, они не верят, что деревья могут их сбрасывать - в Африке такого не бывает. Вот звери и послали попугая, чтобы он все посмотрел и рассказал им. Но попугай простудился и потерял голос. Он не сможет рассказать друзьям о том, что увидел. Помочь смогут только рисунки ребят с изображением зимнего леса (мотивация).
Воспитатель читает детям стихотворение А.С. Пушкина про зиму:

  • Вот север тучи нагоняя,
  • Дохнул, завыл - и вот сама
  • Идет волшебница зима.
  • Пришла, рассыпалась; клоками
  • Повисла на суках дубов,
  • Легла волнистыми коврами
  • Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою
  • Сравняла пухлой пеленою.
  • Блеснул мороз. И рады мы
  • Проказам матушки зимы.

Проводится мини-беседа о том, за что мы любим зиму. Затем педагог предлагает ребятам совершить путешествие в зимний лес на воображаемых лыжах.

  • Чтобы губы в пути не замерзли, проводится речевая зарядка:
  • Ма-ма-ма - наступила зима
  • Ме-ме-ме - рады мы зиме
  • Ду-ду-ду - в зимний лес я иду!

Дети имитируют ходьбу на лыжах и выполняют движение в соответствии со словами - игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем»:

  • Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
  • По сугробам высоко ноги поднимаем,
  • А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
  • Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
  • Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
  • И к лесной опушке вскоре мы придем.

Педагог вспоминает с ребятами правила поведения в лесу. Также дошкольники вспоминают стихотворения о зиме.
Далее дети рассматривают репродукции пейзажей И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Зимнее утро». Анализируются цвета, которые использовали художники (холодные - белый и голубой), пропорции предметов (деревья на заднем плане кажутся маленькими).
Проводится физкульминутка «Зимний лес»:

  • Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
  • Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
  • Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
  • Слева елка на нас глядит
  • Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
  • На землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх).
  • Как красивы они!
  • В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
  • А нам пора уже домой.
  • Берём лыжи и в путь домой. (садятся на свои места)

Ребята садятся за столы. Воспитатель предлагает им нарисовать зимний пейзаж с помощью нетрадиционной техники - монотипии, объясняет, что эта работа требует усидчивости и быстроты. Нужно заранее продумать выбор красок, дети вспоминают, как получить голубой цвет.
Перед продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»:

  • Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).
  • Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
  • Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
  • И совсем-совсем не сладкий.
  • Раз - подбросим. (Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают).
  • Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»).
  • Три - уроним. (Встают, роняют «снежок»).
  • И… сломаем. (Топают).

Под композицию П. Чайковского «Времена года» дети рисуют. В конце занятия все вместе рассматривают работы, воспитатель замечает, что деревья получились как будто живые.

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка - один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение - это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией - это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией - это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» - поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему - «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян - обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия - действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

МАСТЕР-КЛАСС

РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИИ

Учителя МБОУ «СОШ с.Святославка»

Бескровной Ольги Викторовны

2015 год

Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.

Краски для монотипии можно использовать разные.

Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток.

На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений !

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.

Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста – главное тут разбудить воображение ребёнка и обратить рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ни чем не ограничен – потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно – поговорим далее) и гладкими поверхностями – это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу – в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику – это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска – можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что профессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета – это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?


Акварель – хорошо подходит для детского творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь – тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь – только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям – вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей – ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил – тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве


Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадался соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757-1828) и Эдгар Дега (1834-1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотипии только ленивые. Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальная природа многих монотипий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин «фрактальная монотипия». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются дендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом – их так же окрестили «стохатипиями».

Монотипия в психологии


Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову. Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру – он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видение в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест – полюбопытствуйте!

Который занимает среднюю позицию между графикой и живописью, психологией и искусством. Монотопия является одним из способов самовыражения и проявления своей индивидуальности. Простая, но в то же время удивительная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием.

Техника создания

Монотипия - это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

Этот вид искусства без особого труда могут освоить дети младшего дошкольного возраста. Предоставьте им возможность рисовать различных бабочек и цветы, и пусть они «печатают» эти изображения. Малыши будут в восторге от такого творческого процесса, но в то же время они приобщатся к данному искусству и будут овладевать техникой работы с кистями и красками. Главная задача - пробудить в малышах фантазию. Для этого также подойдет техника «монотипия пейзажная». С помощью оттисков получаются уникальные картины и пейзажи, которые помогают развить у детей:

  • воображение;
  • мелкую моторику рук;
  • образное мышление;
  • творческие (художественные) способности.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски - лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

Изобразительное искусство: история создания монотипии

Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк.

Рисование: монотипия пейзажная

Название данной техники говорит само за себя: благодаря ней можно рисовать пейзажи. В работе используют самые разнообразные красители: гуашь, акриловые или масляные краски, акварель и т. д. После того как комбинация из красок будет перенесена с гладкой поверхности на бумагу, нужно дорисовать пейзаж. В данном случае очень важно рассмотреть какой-нибудь рисунок в оттиске, чтобы законченная работа выглядела гармонично.

Монотипия пейзажная - нетрадиционная техника рисования, которая очень проста в исполнении, поэтому ее очень часто применяют для обучения творчеству юных художников.

Как рисовать картины в технике монотипия

Первым делом необходимо подумать над тем, что именно вы хотите получить в итоге, и как будет выглядеть готовая картина. Краски наносятся на стеклянную или другу поверхность, не пропускающую влагу. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

Монотипия - это творчество, подразумевающее оттиск краски с одной поверхности на другую. Когда картина будет нарисована на стекле, сверху на нее накладывают белый лист, аккуратно руками придавливают и разглаживают.

Со всей аккуратностью лист снимают со стекла - эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами:

  • верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима;
  • на оригинал можно наносить меньшее или большее количество краски;
  • накладывая бумагу на оригинал, его можно слегка сдвигать в разные стороны.

Таким образом монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться.

Монотипия в психологии

Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии - это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.

Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.

  • Техника «монотипия» подразумевает использования принципа зеркальности. Об этом не стоит забывать, иначе вместо продуманных сюжетов и надписей выйдут непонятные кляксы.
  • Для картин, выполненных с помощью оттисков, лучше всего использовать акриловые краски. Преимущество таких красителей заключается в сочности цветов и плотной консистенции. Благодаря этому работы получаются яркими. Краску нужно обильно наносить на поверхность, но при этом не переборщить, иначе вместо задуманных картинок могут получиться кляксы.
  • Монотипия - техника рисования, благодаря которой можно создавать один уникальный отпечаток. Конечно, можно создавать несколько отпечатков, но они будут схожи по форме и цвету. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам.

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

На сегодняшний день монотипия - это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.