Романтические черты шуберта. Новые образы, жанры и формы в музыке эпохи романтизма

Романтизм как новое художественное направление, пришедшее на смену классицизму, формируется в литературе на рубеже 18-19 вв., а в музыке и в живописи – в начале 19 в. Для воплощения романтического мироощущения музыка оказалась наиболее органичным, «подходящим» видом искусства, в чем ее можно сравнить только с лирической поэзией. Поэтому в музыке романтизм развивается на протяжении всего 19 столетия, он представлен наибольшим (по сравнению с другими стилями) количеством гениальных композиторских имен и выдающихся музыкальных произведений, до сих пор заполняющих концертные афиши.

Романтическое видение мира рождается в результате разочарования в идеалах Просвещения (с его верой в человеческий Разум, с помощью которого можно познать себя и мир и изменить жизнь к лучшему). Кризису просветительских идей способствовали кровавые события Великой французской революции (1789-93 гг.) и наполеоновских войн и наступивший затем период политической реакции. Однако разочарование не подразумевает пассивности, ибо утрата одних идеалов влечет за собой поиски других. Поэтому романтическая эпоха является периодом интенсивных духовных поисков, которые, в частности, отражаются в искусстве.

В условиях реакции (запрет публичных выступлений, цензура в печати) жизнь людей нередко оказывалась ограниченной тесным кругом дружеского общения. Но именно в таких кружках, объединявших молодых людей, увлеченных поэзией и музыкой, рождались первые шедевры романтического искусства.

Просветительскому культу Разума романтизм противопоставил культ Чувства. Служение общественным идеалам сменилось вниманием к внутренней жизни личности . Внутренний мир человека, мир субъективных переживаний во всем их богатстве и изменчивости, «таинственно-глубокие процессы нашей душевной жизни» (выражение П. И. Чайковского) – главное открытие эпохи романтизма. Творчество романтиков не просто субъективно, часто оно автобиографично . Соответственно, ведущая сфера содержания произведений романтического искусства – лирика.



Концентрация на лирической образности повлекла за собой изменение в системе музыкальных жанров и форм . Композиторы-романтики использовали все жанры классической эпохи (оперы, симфонии, сонаты), но ведущими жанрами их творчества становятся песня и фортепианная пьеса , т. е. на смену крупным циклическим (многочастным) формам приходят миниатюры. Именно миниатюры могли фиксировать изменчивые настроения, ускользающие душевные движения сразу, мгновенно, непосредственно в момент их возникновения. (Для того, чтобы написать симфонию, нужно много времени – настроение много раз изменится). Песни и фортепианные пьесы романтики нередко объединяли в циклы, где отдельные образы и чувства представали в их развитии и взаимосвязи. Соответственно, как по самостоятельным вокальным или фортепианным миниатюрам, так и по циклам миниатюр мы можем судить об особенностях мироощущения композиторов-романтиков. Каковы же они?

Конечно, в силу субъективного, даже исповедального характера творчества, каждый из композиторов выражал в музыке свою индивидуальность. Однако не менее ярко воплощены в их произведениях общие настроения, поскольку каждый из них был не только индивидуальностью, но и «сыном своего века» (выражение фр. писателя Альфреда де Мюссе).

Родоначальником романтизма в музыке является Франц Шуберт (1787-1828). Показательно, что историю нового стиля отсчитывают с момента создания двух его песен «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» (обе на стихи Гете). Они были написаны, соответственно, в 1814 и 1815 гг. в возрасте 17 и 18 лет. Хотя это всего лишь песни, их значение в истории музыки не меньше, чем значение, например, симфоний Бетховена. Всего у Шуберта более 600 песен – почему же именно с этих двух начинается история романтизма? Благодаря поэзии Гете, Шуберт здесь впервые фиксирует музыкальными средствами одно из важнейших душевных состояний романтической личности – sehnsucht (зейнзут) – романтическое томление. Романтическое томление подразумевает неудовлетворенность настоящим и тоску, томление, страстное стремление к чему-то «иному» - прекрасному, но, как правило, недостижимому (тоска в разлуке с любимым в «Маргарите за прялкой»), Романтическое томление - чувство острое, мучительное: для романтика лучше увидеть «иное» и умереть, чем жить и не знать о нем вовсе (смерть ребенка, которому пригрезились прекрасные владения Лесного царя).

Также в творчестве Шуберта, в его вокальных циклах «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи Вильгельма Мюллера (1823 и 1827 гг.) была впервые в музыке сформулирована и выражена музыкальными средствами основная идея романтического искусства. Это так называемая романтическая антитеза – противопоставление Идеального и Реального, крушение Мечты при столкновении с Действительностью. Простыми, но сильными средствами запечатлена эта идея в центральной песне цикла «Зимний путь» - «Весенний сон». Прекрасная светлая мелодия (герою снится весна, цветочный луг, возлюбленная) прерывается резкими диссонирующими аккордами (крик петуха разрушает сон, реальность – это зима, вьюга за окном, одиночество).

Юный герой вокального цикла «Прекрасная мельничиха» вступает на жизненный путь, полный радостных надежд. Его ожидают любовь, счастье – и горькое разочарование, крушение надежд, смерть. Соответственно, песни первой половины цикла – мажорные, бодрые, в народном духе. Песни второй половины – минорные, запечатляющие нюансы скорбного чувства то в стилистике строгих баховских звучаниях, то языком лирического романса. Герой вокального цикла «Зимний путь» пережил трагедию разлуки с любимой и остался жить, но все прекрасное у него – только в воспоминаниях о прошлом. Его настоящее - скитания, в которые его гонит желание уйти от душевной боли. Его будущее – одиночество и мечта о смерти как об избавлении. (Шуберт сам называл эти песни «ужасными»).

И состояние романтического томления, и романтическая антитеза идеального и реального после Шуберта найдут музыкальное воплощение едва ли не у каждого композитора периода зрелого романтизма (30-40-е гг. 19 в.)

Мироощущение, основанное на признании неосуществимости Мечты, в целом трагично. Однако романтики создали множество светлых образов, потому что идеал, недостижимый в реальной жизни, они стремились воплотить в своей музыке. Сфера идеального включала в себя три основные составляющие – Любовь, созерцание Природы и занятия Искусством. Именно они отрывали человека от повседневности, возвышали его над реальностью.

Каждый из композиторов-романтиков наполнил характерные романтические образы своим пониманием, сообразуясь с опытом своих субъективных переживаний. Это обусловило оригинальность их творчества, неповторимость каждого произведения, что так ценилось в эпоху культа Индивидуальности.

Так, в творчестве Роберта Шумана (1810-1856) нашли выражение два автобиографических мотива: 1) Любовь к пианистке Кларе Вик, 2) борьба с ограниченностью обывательских музыкальных вкусов за Искусство свободных форм и искренних чувств. Обладавший литературной одаренностью, Шуман писал Кларе любовные письма и, параллельно, их музыкальный аналог - фортепианные пьесы «Новелетты». Свои взгляды на искусство Шуман выражал в созданной им «Новой музыкальной газете», описывая собрания наполовину вымышленного кружка музыкантов-единомышленников – «Давидсбюнд» («Братство Давида» - библейского царя, бывшего также поэтом и музыкантом). Члены этого кружка (давидсбюндлеры) стали также героями его музыкальных произведений. Их портреты, сценки с их участием (например, борьба против музыкальных обывателей - филистеров) становятся сюжетами оригинальных циклов фортепианных пьес. Шуман давал им необычные названия («Танцы давидсбюндлеров», «Карнавал», «Фантастические пьесы»), чтобы пробудить фантазию слушателей, способствовать развитию их творческого воображения.

Свои необычные образы Шуман воплощал по-новому – тонкими, точными штрихами. Прихотливые ритмы, внезапные смены гармоний, порывистые мелодии, свободные формы соответствовали образу нового романтического героя – остро чувствующего и открыто выражающего свои чувства.

В творчестве Фредерика Шопена (1810-1849) Мечты об Идеале оказались тесно связаны с трагедией его родины – Польши. После подавления Польского восстания Шопен в возрасте 20 лет оказался в эмиграции в Париже, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Шопен был утонченным лириком, что проявилось в его фортепианных ноктюрнах (ноктюрн – ночная песнь), отличающихся выразительностью и красотой мелодий. Но наряду с богатой гаммой лирических чувств он воплотил образы героического прошлого своей Родины, ее драматическое настоящее и мечты о ее прекрасном будущем в фортепианных пьесах, основанных на народных польских танцах – полонезе и мазурке.

Новаторство Шопена заключалось в привнесение в музыку национальной характерности, с соответствующим обогащением музыкального языка. Подобно тому, как романтики оценили индивидуальность Личности, они смогли оценить и своеобразие национальных культуры. Эта идея была подхвачена Листом (Венгрия), Григом (Норвегия), Сметаной и Дворжаком (Чехия). Русская музыка во всем ее своеобразии также выходит на европейскую арену в 19 веке.

Лирика – ведущая, но не единственная характерная сфера содержания романтического искусства. Еще одно открытие романтиков – фантастика. Увлечение фантастической образностью было одним из проявлений кризиса Просветительского мировоззрения. Если романтическая лирика погружала во внутренний мир, то фантастика объясняла мир внешний. В отличие от просветителей, которым казалось, что мир познаваем, и все в нем можно понять и объяснить, романтикам мир кажется непознаваемым, полным неразрешимых тайн, управляемым мистическими роковыми силами, которые в любой момент могут вторгнуться в жизнь человека.

Музыка уже в 20-е гг. открывает для себя мир и светлой, и мрачной, демонической фантастики. Соответственно, были найдены выразительные средства для их воплощения. Родоначальником светлой фантастики является Феликс Мендельсон (1809-1847). В 1826 г. он написал симфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Она открывается легкой, «эльфовой» темой с кружащимся, легким движением разделенных на 4 партии скрипок.

В 1821 г. Карл Мария Вебер (1786-1826) написал оперу «Волшебный стрелок», быстро и надолго ставшую популярной по всей Европе. В ней соединились Лирика (любовь главных героев Макса и Агаты), национальная характерность (действие происходит в немецкой охотничьей деревне, где звучат народные песни и танцы) и мрачная Фантастика. Центральный эпизод оперы – Сцена в Волчьей долине, куда в полночь отправляется Макс, чтобы получить поддержку дьявола (в облике Черного охотника) в борьбе за свою возлюбленную. В этой сцене сосредоточены все самые главные музыкальные находки, которые до сих пор используются (например, в киномузыке) для создания демонических образов. Это тремоло струнных в низком регистре, тихие удары литавр, звучание низких деревянных духовых («зловещий» тембр низкого кларнета), диссонирующие, напряженные аккорды.

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего исполнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчество совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников, родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название «романтизм». Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее неповторимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не оратор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности. Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано, прежде всего, с жанром песни-романса. Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена громадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и развития, чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История зарубежной музыки»

на тему: « Романтизм в музыке и творческий облик Франца Шуберта»

Выполнил

студент группы МЗ-113 А.А. Никулин

Зачётная книжка №5103511

Проверил

канд. искусствоведения, доцент Л.В. Кордюкова

Екатеринбург, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Франц Шуберт – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.



Первый композитор-романтик, Шуберт – одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино.

Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения . Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом – главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции , не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именномузыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств .

В данной работе рассматривается содержание и особенности творческого стиля Франца Шуберта в контексте романтического музыкального искусства.

Цель работы – раскрыть творческий облик Шуберта, обобщить вклад композитора в европейский романтизм XIX века и вывести особые черты музыки этой эпохи

В ходе работы нужно решить следующие задачи:

1) раскрыть стилевые черты музыки романтизма, её предпосылки и характерные особенности;

2) рассмотреть Франца Шуберта как первого композитора романтизма;

3) проанализировать творческий облик Шуберта и особенности его творчества;

4) произвести анализ произведений Франца Шуберта.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ШУБЕРТА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Романтизм в европейской музыке XIX в. Стилевые черты

Эпоха романтизма – один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений – такое было время, которое застали первые романтики .

Смена художественных направлений была следствием громадных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь Европы на рубеже двух веков.

Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве стран Европы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией.

Революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.

В неразрывной связи с народно-освободительным движением сложился новый тип художника – передового общественного деятеля, который стремился к полному раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости. Не только писатели, как Шелли, Гейне или Гюго, но и музыканты нередко отстаивали свои убеждения, берясь за перо. Высокое интеллектуальное развитие, широкий идейный кругозор, гражданское сознание характеризуют Вебера, Шуберта, Шопена, Берлиоза, Вагнера, Листа и многих других композиторов XIX века.

Вместе с тем определяющим в становлении идеологии художников нового времени явилось глубокое разочарование широких общественных слоев в результатах Великой французской революции. Обнаружилась иллюзорность идеалов эпохи Просвещения. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский режим, отличался беспощадными формами эксплуатации народных масс.

Обманутые в лучших надеждах, не способные примириться с действительностью, художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей.

Так возникло новое художественное направление – романтизм .
Белинский в своих сочинениях пишет:

«Романтизм – принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии – в жизни… В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера романтизма – «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазию» .

Обличение буржуазной ограниченности, косного мещанства, филистерства составляет основу идейной платформы романтизма. Оно главным образом и определило содержание художественной классики того времени. Но именно в характере критического отношения к капиталистической действительности заложено различие между двумя его основными течениями; оно раскрывается в зависимости от того, интересы каких социальных кругов объективно отражало то или иное искусство.

Романтизм в искусстве в целом – явление сложное и неоднородное. Каждое из двух основных течений, о которых говорилось выше, имело свои разновидности и нюансы. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно-политического развития страны, ее истории, психологического склада народа, художественных традиций, стилистические черты романтизма принимали своеобразные формы. Отсюда множество его характерных национальных ответвлений. И даже в творчестве отдельных художников-романтиков иногда скрещивались, переплетались разные, подчас противоречивые течения романтизма.

Освобождение личности от психологии феодального общества привело к утверждению высокой ценности духовного мира человека. Глубина и многообразие душевных переживаний вызывают огромный интерес художников. Тонкая разработанность лирико-психологических образов – одно из ведущих достижений искусства XIX столетия. Правдиво отражая сложную внутреннюю жизнь людей, романтизм открыл в искусстве новую сферу чувств.

И в музыкальном творчестве господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя». Эта тема проходит красной нитью через все искусство романтизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая монументальными симфониями Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Ни один из композиторов-классицистов не создал в музыке столь разнообразные и тонко очерченные картины природы, столь убедительно разработанные образы томления и мечты, страдания и душевного порыва, как романтики.

По-новому звучит в творчестве романтиков героико-революционная тема, которая была одной из главных в музыкальном творчестве «глюко-бетховенской эпохи». Преломляясь через личное настроение художника, она приобретает характерный патетический облик. Вместе с тем, в отличие от классических традиций, тема героики у романтиков трактована не в универсальном, а в подчеркнуто патриотическом национальном преломлении.

Для музыкального искусства новой эпохи интерес к национальной культуре повлек за собой последствия громадного значения.

XIX век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. Это относится не только к тем странам, которые уже в предшествующие два столетия давали композиторов мирового значения (такие, как Италия, Франция, Австрия, Германия). Ряд национальных культур (Россия, Польша, Чехия, Норвегия и другие), остававшихся до этой поры в тени, выступили на мировую арену со своими самостоятельными национальными школами, многие из которых стали играть важнейшую, а иногда и ведущую роль в развитии общеевропейской музыки.

В новое же время опора на местное, «локальное», национальное становится определяющим моментом музыкального искусства. Общеевропейские достижения отныне составляются из вклада множества ясно выраженных национальных школ.

Как следствие нового идейного содержания искусства появились и новые выразительные приемы, свойственные всем многообразным ответвлениям романтизма. Эта общность позволяет говорить о единстве художественного метода романтизма в целом, который в равной мере отличает его как от классицизма эпохи Просвещения, так и от критического реализма XIX столетия. Он одинаково характерен и для драм Гюго, и для поэзии Байрона, и для симфонических поэм Листа.

Можно сказать, что главная черта этого метода заключается в повышенной эмоциональной выразительности. Художник-романтик передавал в своем искусстве живое кипение страстей, которое не укладывалось в привычные схемы просветительской эстетики. Первенство чувства над разумом – аксиома теории романтизма. В степени взволнованности, страстности, красочности художественных произведений XIX века прежде всего проявляется своеобразие романтической экспрессии. Не случайно музыка, выразительная специфика которой наиболее полно соответствовала романтическому строю чувств, была объявлена романтиками идеальным видом искусства.

Столь же важной чертой романтического метода является фантастический вымысел. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью. По определению Белинского, сферой романтизма служила та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией.

Этой глубокой потребности художников-романтиков великолепно отвечала новая сказочно-пантеистическая сфера образов, заимствованная из фольклора, из старинных средневековых легенд. Для музыкального творчества XIX века она имела, как мы увидим в дальнейшем, первостепенное значение.

К новым завоеваниям романтического искусства, значительно обогатившим художественную выразительность по сравнению с классицистским этапом, относится показ явлений в их противоречии и диалектическом единстве. Преодолевая присущие классицизму условные разграничения между областью возвышенного и бытового, художники XIX века намеренно сталкивали жизненные коллизии, подчеркивая при этом не только их контрастность, но и внутреннюю связь. Подобный принцип «драматургии антитез» лежит в основе многих произведений того периода. Он характерен для романтического театра Гюго, для опер Мейербера, инструментальных циклов Шумана, Берлиоза.

К характерным чертам метода нового искусства XIX века следует отнести также тяготение к образной конкретности, которая подчеркивается обрисовкой характерных подробностей. Детализация – типичное явление в искусстве нового времени, даже для творчества тех деятелей, которые не были романтиками. В музыке эта тенденция проявляется в стремлении к максимальному уточнению образа, к значительной дифференцированности музыкального языка по сравнению с искусством классицизма .

Формально-художественные предпосылки романтизма сложились в стилевых течениях рококо и сентиментализма, однако решающий сдвиг в сознании произошел под влиянием Французской революции. Особенный интерес вызвала попытка решения проблемы свободы и глубокое разочарование – неудачный финал этой попытки.

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы – Романтизма .

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика. Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии .

Франц Шуберт. Романтик из Вены

«Как и Моцарт, Шуберт больше принадлежал всем –
окружающей среде, людям, природе, чем себе,
и музыка его была его пением про всё, но не лично про себя…»
Б. Асафьев

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены. Первые уроки музыки преподал ему отец, Франц Теодор Шуберт, учитель лихтентальской приходской школы. Затем мальчик перешёл под опеку Михаэля Хольцера, регента местной церкви и добрейшего старика - он бесплатно учил Шуберта гармонии и игре на органе.

В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил певчим в императорскую капеллу и, распростившись с родным домом, уехал в Вену (благо от предместья до города было рукой подать). Теперь он жил в императорском королевском конвикте - привилегированном интернате. И учился в гимназии. Об этом так мечтал его отец.

Но жизнь его была невесела: подъём на заре, долгие и утомительные стояния на клиросе, вездесущие надзиратели, всегда умеющие найти за мальчиками провинность, за которую следует высечь или заставить бессчётное число раз повторять молитвы. Существование Франца, привыкшего к кроткому наставничеству Хольцера, было бы совсем беспросветным, если бы не новые друзья - дружили тем крепче и самоотверженней, чем больше воспитатели поощряли детей к наушничеству и доносительству, якобы направленному к «спасению душ заблудших товарищей».

Пять лет (1808 - 1813), проведённые композитором в конвикте, были бы для него невыносимо тяжелы, если бы не верные друзья, которых он нашёл здесь. Слева направо Ф. Шуберт, И. Иенгер, А. Хюттенбреннер.

И если бы не музыка. Талант юного Шуберта заметил придворный капельмейстер - Антонио Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал ломаться и утратил необходимую «хрустальность»).

В 1814 году в Вене произошло событие огромной важности - состоялась премьера бетховенской оперы «Фиделио». Предание гласит, что Шуберт продал все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту премьеру. Возможно, дело обстояло и не столь драматично, но доподлинно известно, что поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до конца своей недолгой жизни.

Этот же год ознаменовался для Шуберта и более прозаическими событиями. Он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец. Педагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной, неблагодарной, бесконечно далёкой от его высоких потребностей. Но он прекрасно понимал, что быть обузой для семьи, которая и без того едва сводила концы с концами, он не может.

Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил учительству, оказались весьма плодотворными. К концу 1816 года Франц Шуберт является уже автором пяти симфоний, четырёх месс и четырёх опер. И самое главное - он нашёл жанр, вскоре прославивший его. Нашёл песню, где так волшебно сливались музыка и поэзия, две стихии, без которых композитор не мыслил своего существования.

В Шуберте, тем временем, вызревало своё решение, которое он и воплотил в жизнь в 1818 году. Он бросил школу, решив все свои силы посвятить музыке. Этот шаг был смелым, если не сказать - безрассудным. Других доходов, кроме учительского жалованья, музыкант не имел.

Вся дальнейшая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую нужду и лишения, он создавал одно произведение за другим.

Нищета и невзгоды помешали ему жениться на любимой девушке. Её звали Тереза Гроб. Она пела в церковном хоре. Мать девушки возлагала на её брак большие надежды. Естественно, Шуберт не мог её устроить. Музыкой можно жить, но ею не проживёшь. И мать отдала дочку замуж за кондитера. Это было ударом для Шуберта.

Через несколько лет возникло новое чувство, ещё более безнадёжное. Он полюбил представительницу одного из самых знатных и богатых семейств Венгрии – Каролину Эстергази. Чтобы понять, что чувствовал тогда композитор, надо почитать строки его письма одному из друзей: «Я чувствую себя самым несчастным, самым жалким человеком на свете… Представь себе человека, самые блестящие надежды которого превратились в ничто, которому любовь и дружба не приносят ничего, кроме глубочайших страданий, у которого вдохновение прекрасным (по крайней мере побуждающее к творчеству) грозит исчезнуть…»

В эти трудные времена отдушиной для Шуберта становились встречи с друзьями. Молодые люди знакомились с литературой, поэзией разных времён. Исполнение музыки чередовалось с чтением стихов, сопровождало танцы. Иногда такие встречи посвящались музыке Шуберта. Их даже стали называть «шубертиадами». Композитор сидел за роялем и тут же сочинял вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них даже не записаны. Если он пел свои песни, это всегда вызывало восхищение слушателей.

Его никогда не приглашали выступить в публичном концерте. Его не знали при дворе. Издатели, пользуясь его непрактичностью, платили ему гроши, а сами наживали огромные деньги. А крупные произведения, которые не могли пользоваться большим спросом, не издавались вообще. Бывало так, что ему нечем было заплатить за комнату и он часто жил у своих друзей. У него не было своего фортепиано, поэтому он сочинял без инструмента. Ему не на что было купить новый костюм. Бывало, что несколько дней подряд он питался одними сухарями.

Отец оказался прав: профессия музыканта не принесла Шуберту славы, громкого успеха, славы, удачи. Она принесла только страдания и нужду.

Но она подарила ему счастье творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, каждый день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он сочинял очень быстро и легко, как Моцарт. Полный список его произведений насчитывает более тысячи номеров. А ведь прожил он всего 31 год!

Известность Шуберта тем временем росла. Его песни вошли в моду. В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых знаменательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так мечтал о том, чтобы обладать этим «королевским инструментом». Но долго наслаждаться приобретением ему не довелось. Всего через несколько месяцев Шуберт заболел брюшным тифом. Он отчаянно сопротивлялся болезни, строил планы на будущее, пытался работать в постели...

Композитор умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Похоронен Шуберт на центральном кладбище рядом с могилой Бетховена, недалеко от памятника Моцарту, могил Глюка, Брамса. И. Штрауса – так состоялось, наконец, полное признание композитора.

Известный в то время поэт Грильпарцер, на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище написал: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды».

Звуки музыки

«Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей его жизни –
это верно, но сияние этого вдохновения должно освещать всё остальное…»
Ф. Шуберт

Восьмая симфония си минор «Неоконченная»

Судьбы многих великих произведений (как и их авторов) полны превратностей. На долю «Неоконченной» симфонии выпали все возможные из них.

Друзья любили песни Франца Шуберта. Как нежно звучали они, как безошибочно дотрагивались до самых глубинных струн души, эти песни! Но вот «крупная форма» ... Нет, друзья старались не огорчать милого Франца, однако ж, между собой нет-нет, да и проговаривались: «Всё-таки это не его».

Шуберт написал «Неоконченную симфонию» в 1822 - 23 годах. А через два года отдал её партитуру одному из лучших и старинных своих друзей - Ансельму Хюттенбреннеру. С тем, чтобы друг передал её Обществу любителей музыки города Граца. Но друг не передал. Из лучших, вероятно, побуждений. Не желая «опозорить милого Франца» в глазах просвещенной публики. Хюттенбреннер и сам писал музыку (отдавая предпочтение, между прочим, крупной форме). Он понимал в ней толк. И не сочувствовал симфоническим потугам своего школьного товарища.

Так случилось, что одного из лучших произведений Шуберта «не существовало» до 1865 года. Первое исполнение «Неоконченной» состоялось почти через сорок лет после смерти композитора. Дирижировал Иоганн Гербек, случайно обнаруживший партитуру симфонии.

«Неоконченная симфония» состоит из двух частей. Классическая симфония - всегда - четырёхчастная. Версию, что композитор желал закончить её, «дописать до нужного объёма», но не успел, нужно отмести сразу. Сохранились наброски к третьей части - неуверенные, робкие. Словно Шуберт и сам не знал, нужны ли эти попытки набросков. Два года партитура симфонии «вылёживалась» у него в столе, прежде чем перешла в руки к рассудительному Хюттенбреннеру. За эти два года у Шуберта было время увериться в том, что - нет, не надо «дописывать». В двух частях симфонии он высказался полностью, «выпел» в них всю свою любовь к миру, всю тревогу и тоску, которыми обречён томиться человек в этом мире.

Два главных этапа переживает человек в жизни – юность и зрелость. И в двух частях симфонии Шуберта острота столкновений с жизнью в юности и глубина постижения смысла жизни в зрелости. Вечное переплетение радости и печали, страданий и восторгов жизни.

Подобно грозе - порывами ветра, далёкими раскатами грома - начинается Шубертовская «Неоконченная симфония».

Квинтет Ля мажор «Форель»

Квинтет «Форель» (его иногда ещё называют «Фореллен-квинтет») тоже, как и «Неоконченная симфония», необычен с точки зрения формы. Он состоит из пяти частей (а не из четырёх, как это принято), исполняется скрипкой, альтом, виолончелью, контрабасом и фортепиано.

В самую счастливую пору своей жизни написал Шуберт этот квинтет. Шёл 1819 год. Вместе с Фоглем композитор путешествует по Верхней Австрии. Фогль, уроженец этих краев, щедро «делится» ими с Шубертом. Но не только радость узнавания новых мест и людей принесло Шуберту это путешествие. Он впервые воочию убедился в том, что его знают не только в Вене, в узком кругу друзей. Что почти в каждом хоть немного «музыкальном» доме есть рукописные копии его песен. Собственная популярность не просто удивила его - она его ошеломила.

В верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль повстречали страстного почитателя шубертовских песен, промышленника Сильвестра Паумгартнера. Ещё и ещё раз просил он друзей исполнить для него песню «Форель». Он мог слушать её бесконечно. Для него-то Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал «Фореллен-квинтет», в четвёртой части которого звучит мелодия песни «Форель».

В квинтете бурлит, переливаясь через край, молодая энергия. Порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью бытия, которое только и возможно в двадцать два года. Тема четвертой части, простая, почти наивная, грациозно ведомая скрипкой, расплескивается множеством вариаций. А завершается «Форель» безудержным, искрящимся танцем, навеянным Шуберту, вероятно, танцами верхнеавстрийских крестьян.

«Аве Мария»

Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. Она принадлежит к числу внецерковных романсов-молитв, созданных композиторами-романтиками. В переложении для голоса и хора мальчиков подчёркнута чистота и невинность музыки.

«Серенада»

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Это произведение - одно из самых светлых, мечтательных в творчестве Шуберта. Мягкая танцевальная мелодия сопровождается характерным ритмом, подражающим звучанию гитары, ведь именно под аккомпанемент гитары или мандолины пели серенады прекрасным возлюбленным. Мелодия, волнующая душу уже почти два столетия...

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает она открытом воздухе) перед домом того, кому серенада посвящается. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

Презентация

В комплекте:

1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. «Неоконченная» симфония, mp3;
Шуберт. Серенада, mp3;
Шуберт. Аве Мария, mp3;
Шуберт. Квинтет ля мажор «Форель», IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини; последующий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви .

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики . Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

«Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды», - эта эпитафия поэта Грильпарцера высечена на скромном памятнике Францу Шуберту на венском кладбище.

Действительно, до обидного малый срок жизни был отпущен судьбой уникальному в своей гениальной одаренности музыканту - всего тридцать один год. Но интенсивность его творчества была поистине поразительной. «Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он словно торопится, предчувствуя, как мало времени в его распоряжении, он даже ночью не расстается с очками, чтобы, проснувшись от очередной озарившей его музыкальной идеи, тут же записать ее. Свою первую симфонию Шуберт пишет в 16 лет, а затем две - в 18, две - в 19 лет... Гениальная си-минорная симфония, получившая название «Неоконченной», написана им в 25 лет! Для кого-то еще молодость, начало пути, а для него - вершина творческой зрелости. Песни - жанр, в котором композитору в наибольшей степени удалось сказать свое, новое слово, слово композитора-романтика, - рождались порой до десятка в день, а всего их у Шуберта свыше 600!

Именно песня, с ее чисто шубертовской чистотой, проникновенной задушевностью, возвышенной простотой, определила своеобразие его творчества в целом, проникла и напитала мир его фортепианных пьес, камерных ансамблей, симфоний и произведений других жанров.

Родился Ф. Шуберт в 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Его отец, школьный учитель, был родом из крестьянской семьи, в которой очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. В них принимал участие и маленький Франц, исполняя партию альта в струнных квартетах. Природа одарила Франца прекрасным голосом, поэтому, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его поместили в конвикт - школу подготовки церковных певчих.

Учась в конвикте, играя в ученическом оркестре, а иногда и исполняя обязанности дирижера, Шуберт много и с большим увлечением сочинял и сам. Его выдающиеся способности обращают на себя внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался в течение года.

Желание отца Шуберта сделать из сына своего преемника потерпело неудачу. Прослужив три года помощником учителя начальных классов, молодой музыкант бросил это поприще, скромный, но надежный заработок и всецело посвятил себя творчеству. Полная материальная неустроенность, нужда и лишения - ничто не могло остановить его.

Вокруг Шуберта формируется кружок одаренных молодых людей, художников, поэтов, музыкантов, горячо интересующихся искусством, политикой. Иногда эти встречи полностью посвящались музыке Шуберта и потому получили название «шубертиад».

Однако широкого общественного резонанса музыка Шуберта при его жизни не получала, в то время как блестящая и развлекательная музыка И. Штрауса, Ланнера имела огромный успех, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром.

И все же в Вене узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль в этом сыграл выдающийся певец Иоганн Михаэль Фогль, который прекрасно исполнял песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Трижды совершили они концертные поездки по городам Австрии, и их выступлениям неизменно сопутствовал большой интерес слушателей.

В 1828 г. незадолго до смерти Шуберта состоялся единственный при его жизни концерт, в программу которого вошли произведения различных жанров. Концерт был организован стараниями друзей Шуберта и имел огромный успех, который окрылил композитора, наполнил его радужными надеждами. Но этим прекрасным надеждам не суждено было сбыться.

Произведения Ф.Шуберта:

Песни, симфонии;

«Ave Maria»;

«Серенада»;

«Бурный поток»;

Песни на стихи Гейне из «Книги песен»;

«Двойник»;

Симфония си минор («Неоконченная»).

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

Пожалуй, нет другого композитора, заслуженно получившего титул великого, гениального и создавшего при этом произведения почти исключительно для одного инструмента - для фортепиано. Соединив в лице Фредерика Шопена дар композитора и пианиста-исполнителя, судьба словно предназначила ему раскрыть душу этого инструмента, его неисчерпаемые выразительные возможности, вызвать к жизни новые, неведомые прежде, истинно романтические жанры фортепианной музыки: баллады, ноктюрны, скерцо, экспромты.

Питая свое творчество из истоков народной польской музыки, Шопен возвышает простые незатейливые народные танцы (мазурки, полонезы) до масштаба романтических поэм, насыщает их драматизмом, высокой трагедийностью.

Творчество Шопена - это гениальное, совершенное воплощение в музыке драматической судьбы его родины - Польши, ее трагической борьбы за свою независимость, и трагедии собственной, личной жизни, прожитой в разлуке с родиной, с родными и близкими.

Фридерик Шопен родился в 1810 г. недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля, где отец его служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мальчик рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его занятиями руководил известный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Сохранилась его краткая характеристика, данная юному музыканты: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В 1830 г. двадцатилетний музыкант отправляется в зарубежную концертную поездку. Однако временное расставание с родиной обернулось разлукой на всю жизнь. Разгром польского восстания и последовавшие за этим преследования и репрессии отрезали Шопену путь к возвращению. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Так родилось одно из величайших его творений - этюд до минор, получивший название «Революционного».

С 1831 г. и до конца своей жизни Шопен прожил в Париже. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком.

Умирая, Шопен завещал родине свое сердце. Это завещание было выполнено его близкими. Но замурованное в костеле с. Креста в Варшаве сердце Шопена, вечно живое, трепетное и гордое, бьется в его музыке, в его Прелюдиях, Этюдах, Вальсах, Концертах.

Произведения Ф. Шопена:

Мазурки, полонезы;

Сочинения № 24, № 2, № 53;

Ноктюрны, фантазии, экспромты;

Этюд № 12 «Революционный»;