Тамара комарова занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада конспекты занятий. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее небо

Алевтина Выросова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками»

Конспект НОД по изобразительной деятельности: рисование в старей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками»

Программное содержание :

Художественно-эстетическое развитие : учить детей работать акварелью в технике «по - сырому»; показать приемы работы губкой и кистью.

совершенствование умения передавать в рисунках образы природы - образ осени. Познавательное развитие : познакомить с живописным материалом акварель, продолжить знакомство с жанром пейзажа;

Речевое развитие : обогатить словарь детей словами: акварель, палитра, оттенок, мольберт; побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного;

Социально-коммуникативное развитие : воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, самостоятельности, творческой активности; воспитывать интерес к деятельности художников, учить образной оценке своих работ и работ других детей, воспитывать отзывчивость и доброту.

Предварительная работа : рассматривание осенних пейзажей в репродукциях картин художников, чтение стихотворений Е. Благининой “Улетают, улетели”, А. С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”.

Материалы и оборудование : репродукция картины Ф. Васильева «Перед дождем», мольберт, бумага, кисти, губки, акварель, стаканчики водой, салфетки.

Музыкальный ряд. Запись курлыканья журавлей. П. И. Чайковский “Осенняя песнь”.

Методические приемы:

1. Игровая ситуация «Посылка от художника».

2. Д. /и. «Цветные загадки».

3. Упражнение «Назови оттенки».

4. Рассматривание неба, репродукций пейзажей.

5. Упражнение «Смешаем краски».

6. Выставка работ «Осеннее небо».

7. Анализ, поощрения.

Ход НОД :

Ребята, нам сегодня по почте прислали посылку. Посылка от художника. Он узнал, что мы очень любим, рисовать, и подарил нам вот какой «ящик» (показывает Мольберт). У всех настоящих художников есть такой «ящик» и называется он «мольберт». Здесь живут его верные друзья и помощники, без которых ни одну картину не напишешь. Как вы думаете, что это за друзья? В помощь вам он оставил записку с загадками.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски)

А вы знаете, что художники красками не рисуют, а пишут?

Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими как пастель, восковые мелки, называются «Живопись». Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – «живо» и «писать».

А теперь, давайте познакомимся с верными друзьями художника. (Открывают коробочку с акварельными красками) Посмотрите в этой коробке разноцветные квадратики, как домики. Ребята, вы все цвета знаете? Отгадай те загадки.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (Желтый)

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет. (Красный)

Снегом он лежит на крыше,

Чертят по нему и пишут,

Он в коровьем молоке,

И в сметане и в муке. (Белый)

Он на небе в день погожий,

И на незабудках тоже,

А на крыльях мотылька

Может он взлететь с цветка. (Голубой)

Есть он в кофе, в чечевице,

В медвежонке и корице,

В шоколаде тоже есть –

Без него его не съесть. (Коричневый)

Увидав его под глазом,

Драчуна жалеют сразу,

А вот баклажан и слива

С ним довольны и счастливы. (Фиолетовый)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (Зеленый)

Каждый апельсин он полон,

Веселей с ним даже клоун,

Он повсюду на лисе,

И на белке в колесе. (Оранжевый)

Хоть таится в дымоходе,

У пантер он вечно в моде,

Да и негр его любой

Носит каждый день собой. (Черный)

Он в асфальте и бетоне,

В теплом пухе на вороне,

В волке и его хвосте

И у кошек в темноте. (Серый)

Им треть флага занята,

Он в названии кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (Синий)

Скажет каждый мальчик зрячий

Про него, что он девчачий,

Если аиста мокнем,

Станет как фламинго в нем. (Розовый)

Эти краски называются акварельные. Слово «акварель» означает «вода». Когда ими рисуешь, надо очень хорошо смачивать кисть. Акварельные краски смешиваются между собой и можно получить много интересных оттенков. Что такое «оттенки»? (Например: есть основная краска красная, а все остальные очень похожие на нее, только более светлые или более темные, называются «Оттенки»)

Назовите оттенки красного цвета (розовый, малиновый, алый, бордовый, вишневый).

Картины, нарисованные акварелью, получаются очень нежными, прозрачными и очень живописными. Они так и называются – акварельной живописью.

Как вы думаете, что еще необходимо художнику?

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке

(Кисточка)

Действительно, главным инструментом художника являются кисти. Изготавливали кисти из меха различных животных: барсука, белки, из щетины.

Сколько нового, интересного о красках и кисточках мы сегодня узнали благодаря художнику. Давайте вспомним, какие картины называются живописью? Вспомните, что такое оттенки? Назовите оттенки синего и зеленого цвета.

Воспитатель просит детей посмотреть в окно, обращая внимание на краски неба, воспитатель ведет с воспитанниками диалог.

Какой необычный цвет неба вы увидели? Какое у неба настроение? Можно ли сравнить настроение человека с настроением неба?

А затем предлагает рассмотреть репродукции пейзажей, на которых изображено небо в различном состоянии.

После ответов детей, воспитатель показывает приемы смешения акварельных красок и приемов рисования в технике «по - сырому».

Педагог мокрой губкой смачивает альбомный лист (текстура бумаги для рисования акварелью должна быть рыхлой и шероховатой).

Затем набирает на кисточку краску и начинает рисовать.

Кисточка словно танцует на листе, делает круговые движения - получаются пушистые облака, а если кисть скользит – облака получаются вытянутыми, плачущими (краски растекаясь, тянутся к низу).

Особое внимание воспитатель обращает на использование черной краски, которая очень темная и способна так затемнить цвет другой краски, что та может исчезнуть. Поэтому надо объяснить юным художникам, что черной краски надо брать на кончик кисточки чуть-чуть.

После показа приёмов работы акварельными красками, педагог просит ребят нарисовать свое небо в технике «по - сырому».

Во время практической деятельности звучит музыка. Воспитатель напоминает детям, напоминает им, что эффекта потоков дождя можно добиться, если наклонить лист вертикально, краски скатываясь вниз, будут перетекать одна в другую.

Когда дети выполнили свои работы, то на выставочной доске можно устроить мини-выставку. Дети придумывают к каждому рисунку названия.

Дети, какие вы молодцы. Вы меня так сегодня порадовали. Я вижу, что вам понравилось рисовать новым способом «по - сырому». Скажите, а вам понравилось рисовать небо акварелью? Если вам понравилось, то поднимите вверх желтое солнышко, а если было не очень интересно, то темную тучку.

Дети (делают свой выбор).

А что вам больше всего понравилось?

Рисовать акварелью, слушать музыку, играть с красками.

Я рада, что вам со мной было интересно.

Публикации по теме:

Занятие по рисованию на тему "Автобус" поможет детям расширить свои знания о транспорте, научиться передвать форму предмета, закрепить навыки.

Цель: -Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасхе. Задачи: -Учить рисовать традиционные элементы, орнаменты;.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как Муравей увидел звездное небо» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Как Муравей увидел звёздное небо» Автор сказки: Куликовская Т. А. Автор.

Цель: развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Задачи: Образовательные: -Учить детей изображать.

Вам понадобится:
акварельная бумага формата А-3;
кисти мягкие, но упругие (белка, колонок, синтетика);
акварельные художественные краски (можно обычные);
палитра, на которой вы будете смешивать краски. В нашем случае это может быть обычный листок бумаги, желательно плотный;

Тряпочка, с помощью которой мы будем убирать излишки воды с кисточки.

Этапы работы:
1. Чтобы познакомиться с Красками, которые помогут Вам создавать волшебный мир на белом листе, потрогайте их пальчиком, и вы увидите, что на пальчике не осталось никакого следа, а все потому, что эти краски, «не живут» без воды, как гуашь. А теперь окуните пальчик в воду и опять прикоснитесь к любому цвету. Теперь вы увидите, как на пальчике остался след – краска «ожила». Как вы поняли, этой краске надо давать много водички, и тогда она будет оставлять след на листе.

2. Размочите краски, перед тем как начать рисовать ими на бумаге.

3. А теперь попробуем нарисовать радугу. Волшебную, яркую и самую красивую из тех, что вы когда-нибудь видели. Вспомним поговорку, где каждая первая буква слова обозначает цвет радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

4. Нарисуем в этой последовательности цвета и получим Радугу.

Каждый цвет первоначально пробуется на палитре, чтобы определить его насыщенность (яркость). Если взять много воды и мало краски, то цвет будет бледным. Не дожидаясь, когда высохнет первая красная полоса, под ней следует положить оранжевый цвет, потом желтый и так далее. Так как полосы еще будут влажными, цвета могут слегка вливаться друг в друга, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Как в настоящей РАДУГЕ.

5. А теперь давайте узнаем еще об одном качестве акварельных красок. Они – прозрачные. И чтобы в этом убедиться, нарисуем прозрачные воздушные шарики. Сначала рисуем (можно сразу красками) желтый и синий шарик и ненадолго забываем про них, чтобы дать им хорошо высохнуть.

6. А тем временем попробуем изменить насыщенность цвета при помощи воды. Это можно сделать рядом на этом же листочке, если осталось место (или возьмите другой лист). Наберите на кисточку много синей или любой другой темной красочки и, добавляя воды, сделайте растяжку (плавный переход) от темного до бледного цвета. Например, от синего до бледно-голубого. Если воды слишком много на кисточке, промокните её об тряпочку. Так вы узнали, что при изменении количества воды можно высветлить любой цвет.

7. Красочки можно смешивать не только на палитре. Сделайте упражнение на вливание одного цвета в другой — Синего в Желтый. При смешивании этих цветов получаем Зеленый. См.фото. Можно проделать то же самое с другими цветами и посмотреть, какие еще дополнительные цвета получаются таким образом.

8. Пора вспомнить про наши воздушные шарики. Они хорошо высохли (потрогай пальчиком). Теперь нарисуй еще 2-3 шарика поверх предыдущих шаров, стараясь накладывать тонкий слой краски аккуратно — так, чтобы не размыть нижний слой. Посмотрите, какие красивые и по-настоящему воздушные шарики получились у вас.

Урок от Малышевой Анны Григорьевны, преподавателя высшей квалификационной категории.

Доброго всем дня (или ночи), мои друзья и все читатели блога! С вами Татьяна Сухих. Задумав большую серию об изобразительном искусстве в детском саду, мне хотелось бы подробно остановиться на интересной теме: рисование акварелью с ребятами старшей и подготовительной группы. Именно в этом возрасте воспитанники ДОУ готовы добавить в копилку навыков рисования гуашью, цветными карандашами, мелками умение изображать предметы и живые существа с помощью акварельных красок.

Почему так поздно, спросите вы? Дело в том, что акварель – сложный материал, требующий определенной подготовки и сноровки. Мы здесь не говорим о том, что нельзя давать акварельные краски детям младшего возраста – перефразируя классика, скажу, что акварели все возрасты покорны. Я как воспитатель хочу рассказать о программном обучении в садике.

Рисовать акварельными красками непросто, они не дают такого насыщенного цвета, как гуашь, ее нужно разбавлять водой, рисунок долго сохнет, цвета не перекрываются, а смешиваются. Много нюансов. Для начала нужно выбрать хорошие краски, иначе ребенок вообще не захочет использовать акварель.

Для начинающих художников отлично подойдет палитра красок «Классика» производства «Луч». Здесь 24 цвета, которые оставляют насыщенный цвет на бумаге, изготовлены из безопасных материалов с добавлением пчелиного меда. Эта краска отечественная и недорогая, но очень хорошая, советую.

Чтобы маленький художник не запачкался в творческом порыве, а также с раннего возраста приучился к порядку, уроки рисования акварелью нужно проводить в полной «экипировке» – я бы порекомендовала купить красивые фартуки, например, для девочки подойдет очаровательный набор «Минни Маус» – фартук из полиэстера и ободок-обруч с ушками, который предлагает мой любимый «УчМаг».

Если вы решили обучать малыша рисованию дома, но сами не очень-то хорошо владеете кистью, можно подучиться с помощью самоучителя. На «Озоне» я нашла хорошее пособие – «Самоучитель по рисованию акварелью», автором которого является известная художница Ольга Шматова. Она издала уже с десяток подобных учебных материалов, которые помогли тысячам начинающих художников освоить тонкости рисования акварелью, маслом, карандашом. Уроки рисования акварелью поэтапно для начинающих поданы доступно, просто, наглядно.

Воспитываем художников — полезные нюансы

А чтобы вызвать первоначальный стойкий интерес к изобразительному искусству, можно в качестве поощрительного приза за старание подарить малышам «живые» 3D раскраски, о которых я, кажется, упоминала. Для самых маленьких подойдут раскраски по мотивам народных русских простых сказок, например, «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п.


Малыш раскрасит контуры рисунка, а вы затем наводите на рисунок планшет или смартфон и на глазах у изумленной публики изображение «оживает», становится объемным и подвижным! Для начинающих художников раскраски – самое оно, они помогут поэтапно научиться пользоваться карандашами и красками.

Деткам постарше советую более «взрослые» сказки – о рыцарях, принцессах, динозаврах, пиратах. Кстати, раскрашивать можно карандашами, красками, фломастерами. Отличный подарок
для детей любого возраста!

Какие задачи стоят перед воспитателем в период обучения рисованию акварелью дошкольников?

Подойдя к этапу знакомства дошкольников с акварельными красками, педагог или родитель должен понимать, что в итоге он хочет добиться от детей.

По моему опыту, не стоит пренебрегать мелочами и тонкостями владения кисточкой и красками.

Так, что нужно уметь и знать:

  • Как разводить акварельные краски водой;
  • Как пользоваться палитрой для смешивания цветов;
  • Как добиться более темного или светлого оттенка с помощью воды или черной краски;
  • Как аккуратно смачивать кисточку водой, стряхивая капельку на краску;
  • Как тщательно промывать кисть, осушать ее о салфетку или тряпочку, проверяя чистоту кисти.

Помните, что следует сразу же, на первых этапах знакомства деток с красками, приучить их правильно работать с ними. Они приобретут навыки и полезные привычки, которые помогут им рисовать аккуратно и красиво, не пачкая все вокруг и себя тоже.


Техника рисования акварелью весьма разнообразна. Мы с детками моей группы рисуем пальцами, ставим отпечатки ладони, делаем оттиски природных материалов (листьев), пытаемся рисовать мокрой техникой.

Для знакомства с акварелью подберите хорошие краски, не палеткой, а в тюбиках. Нам в садике удобно пользоваться палетками, но дома лучше взять профессиональную акварель. Она дает более насыщенный цвет, ею легче рисовать, не нужно больших усилий, чтобы ее размочить.

Необязательно покупать специальную палитру для красок, можно использовать альбомную бумагу. Она и воду лишнюю впитает и позволит сразу понять, получился ли нужный оттенок.

Если для рисования гуашью не нужно пробовать цвет, он в любом случае получится точно такой же, как в баночке, то акварель нужно сначала наносить на палитру.

Следите, чтобы детки рисовали кистью не против ворса, а по ворсу, иначе кисть испортится, а ровной и чистой линии не получится. Дети часто делают кисточкой движения туда-сюда, как карандашом. С красками это не проходит: мазок делается в одну сторону один раз.


Уроки рисования акварелью для начинающих художников предусматривают ознакомление с кисточками разной формы и номеров. Мы в садике используем круглые кисточки среднего размера – 10-14 номер. Подготовительная группа может пользоваться более тонкими (2-6 номер) и более толстыми (12-16).

Для закрашивания фона и больших плоскостей можно использовать широкие плоские кисти, которые называются флейц.

Так, с организационными моментами понятно, да? Перейдем к практике.

Практические заметки

Осваивать акварель нужно поэтапно, шаг за шагом, от простого до сложного. В детском саду мы начинаем с декоративного рисования. Расписываем кувшины, салфетки, рушники, тарелки, конечно, все это вырезается из белой бумаги и расписывается акварельными красками.

Декоративные узоры представляют собой повторяемые элементы, осваивая которые, детки, как говорится, набивают руку для более сложных рисунков. Это самый действенный путь к оттачиванию техники. Научившись изображать разные узоры, дети становятся смелее, уверенней в своих способностях.


Если вы обучаете малыша дома, найдите в Интернете видео уроки рисования акварелью поэтапно. Поверьте, это очень интересно и легко! Вот у меня как воспитателя есть целый арсенал методов и способов обучения дошкольников, а у родителей нет ничего, если они не имеют специального дошкольного образования. Поэтому ищем ролики, литературу, пошаговые инструкции.

Вернемся к узорам. Осваивая этот вид творчества, малыши учатся использовать разные способы использования кисти: прикладываем кисть к бумаге плашмя, всем ворсом (рисование цветов акварелью, например); рисование всей кисточкой – широкие лини; рисование кончиком – тонкие линии, точки, завитки.

После узоров можно приступать к изображению предметов и живых существ. Дети уже хорошо освоят методы рисования акварелью и смогут перейти к сложным сюжетам.

Ну как, пригодились вам мои советы? Если так, поделитесь ими с друзьями в социальных сетях, а также подпишитесь на следующие статьи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Конспект занятия

«Разноцветные дорожки.
Знакомство с акварельными красками».

Цель: Познакомить с приемом рисования акварельными красками.
Задачи: Учить правильно держать и мыть кисточку, смачивать акварельные краски, пользоваться тряпочкой, рисовать горизонтальные линии, повторить стихотворение «Маша варежку надела»,
Материалы: картина по теме «Зима» с изображением людей, предметные картинки: лист бумаги, акварельные краски, кисточка, баночка непроливайка, тряпочка.

Ход занятия:

1. Рассматривание картины «Зима».

Рассмотри картину. - Какое время года изображено? – Как узнали? - Как одеты люди? Тепло. Почему? Назовем, во что они одеты.

2. Пальчиковая гимнастика "Маша варежку надела".

Маша варежку надела:
(погладить ладошку и тыльную сторону ладони левой руки)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы выпрямить, а большой спрятать)
Маша варежку сняла:
(погладить ладонь с тыльной стороны)
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сгибать и разгибать большой палец левой руки)

3. Рассматривание детских варежек.

Как украшены? Полоски, кружки, снежинки, цветочки и т.д. Сейчас мы нарисуем узор для варежек.

4. Знакомство с приемом рисования акварельными красками.

Рисовать мы будем акварельными красками. Раньше мы рисовали гуашевыми красками, чем отличаются от них акварельные краски? Чтобы рисовать акварелью, необходима вода. Показ воспитателем приема рисования акварельными красками.

5. Выбор предметных картинок – что понадобится для рисования.

- На чем будем рисовать? Рисовать будем на листе бумаги. –Чем будем рисовать? Акварельными красками, кисточкой. - Что нам понадобится, чтобы смочить краски? Чтобы смочить краски понадобится вода. Ее нальем в специальную баночку непроливайку. Что нам понадобится, чтобы вытереть кисточку? Тряпочка. Дети отвечают на вопросы воспитателя и на доску выставляются предметные картинки.

6. Рисование дорожек.

- Возьмите кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка»
- Намочим кисточку: кисточка пошла купаться. «Буль-буль-буль»
- Уберем лишнюю воду о край баночки «Кап, кап»
- Поздороваемся с желтой краской. «Здравствуй, желтая краска». Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен остаться чистым.
- рисуем горизонтальную линию вверху листа. Ставлю кисточку слева на самый край и веду линию направо до другого края. Рисуем 2 линии. Если кисточка стала «лохматой» - сухой, ее надо снова намочить и взять краску.
- Что нужно сделать, чтобы рисовать другой краской? Вымыть кисточку.
Повторить все действия с объяснениями рисуя дорожки красного, синего и зеленого цвета.

7. Итог занятия.

Воспитатель вырезает варежки. Выставка работ.

ольга молодушкина
Занятие по рисованию в старшей группе «Знакомство с волшебным миром красок»

Тема : «Знакомства с волшебным миром красок »

Программное содержание : Познакомить детей с акварельными красками , научить правильно пользоваться кистью, красками , салфеткой.

Ход занятия

Водит воспитатель и говорит, что мы сегодня отправимся в сказочное путешествие в красочного королевства . И предлагает детям стать на время юными художниками.

Для этого ребятам предстоит вооружиться инструментами – альбомными листами, кистями, красками , листами и стаканами водой.

Воспитатель предлагает детям превратить обычный лист в разноцветный и попробовать нанести все цвета на лист.

Воспитатель учит правильной последовательности работы с красками . Сначала окунем кисть в воду, следим, чтобы не было избытка воды, затем аккуратными круговыми движениями берем краску на кисть и наносим на альбомный лист. Важно следить за аккуратностью и правильной последовательностью работы.

В конце занятия воспитатель говорит детям, что произошло волшебство и белый лсит стал чудесным, разноцветным. В конце занятия воспитатель обязательно показывает разные работы и хвалит детей. Потом все идут мыть кисти, стакан и руки.