Украинская культура 14 16 века. Украинская литература подготовка к вно литература xiv-xviii веков

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры - раздел Философия, Учебно-практическое пособие по дисциплине история культуры и искусств Украины Развитие Украины В Составе Речи Посполитой Обусловливало Развитие Украинс...

Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального
и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т.п.

Развитие экономики способствовало потребности и обтшованны.
людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатание т. и.

Рост национально-освободительного движения со 2-й половин!.
16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­тельного движения - идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавшихстарославянскомуязыку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светскихшкол (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и. др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в неемногих известных преподавателей: ректора - Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя - священника Демьяна Наливайко - брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

Братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а
затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­
личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­
го отношения ко всем детям, независимо от происхождении; воспитыва­
ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

В начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись 3. Копыстенскпй, П. Беринда, Т. Немка, Л. Зизаний-Туста-
новскн Л, А. Митура и др. В декабре КНО у. ими был подготовлен к печа­
ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 - «Визерупок цнот», в 1С 19 -
«Анфолонион.» объемом в 1048 страниц.

Высшее образование - первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения. Киев­ской братской школы (Iв 15 г.) и Лаврской школы (1031 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­
ром Могилой (отсюда название «могилянской»). Благодаря проведенной
в 1633 - 1647 гг. И. Могилой реформе просвещения школьная система
Украины была перестроена по наиболее эффективной системе - иезуитских колледжах, обучения в коллегии совпадало с европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму - 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культурен православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

0на явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Лесах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­
мени готовила кадры, общественно-культурных деятелей не только для Ук­
раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т.к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564г. Они издали в Москве «Апостол», в 1565г. «Часовник», «Евангелия», распространявшиеся не только в России но и на Украине. В последствии И.Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и другую литературу (всего известно 28 изданий)

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северське и др. городах.

Значение - книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т.к. издаваемая литература была известна во многих странах Западной Европы.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни Украинского народа:

Героико-патриотическая тематика- о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;

О борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «дума об Алексее Поповиче» и др.);

Общечеловеческие ценности- о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

(песня-баллада «о казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-практическое пособие по дисциплине история культуры и искусств Украины

Гоу впо белгородский государственный университет.. кафедра украиноведения.. учебно практическое пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

Музыкальная культура киевской руси
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Быт и обычай украинского народа
Жилье - у феодалов - каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян - дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания)
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой -

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков
Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов - в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

Национально-освободительное движение на украине в 60-90-е годы XIX века
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

Общественно-политическое и национальное движение на украине в начале XX века
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь)
Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

Наука и образование
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914-1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы
Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

Вхождение крыма в состав украины
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

Наука и культура украины (80-90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

История развития архитектуры города харькова и харьковской архитектурной школы
Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове
Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Жизнь и быт города XVII – XX веков
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

Харьков театральный
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

Реорганизация системы образования
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

1. Гуманистические идеи Ренессанса в малорусской (украинской) культуре.

2. Образование. Книгопечатание.

3. Развитие художественной культуры в Украине в XIV-XVI вв.

Развитие малорусской (украинской) культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация опреде­лялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси - малорусские (украинские) земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (1385 г.) Польша повела то­тальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции малорусского (украинского) на­рода. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества.

С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориен­тацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы. В XIV-XVI вв. строятся города, растет цеховое производство, развиваются различные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляют­ся, международные, в том числе творческие контакты. С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета вы­зывало обострение социально-политического и духовно-просветительского противоборства народа. Защитником веры, традиций становится казаче­ство, период становление которого выпадает на середину XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распространением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей малорусской (украинской) интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и сделали оп­ределенный вклад в развитие западноевропейской культуры.

Получив надлежащее образование в европейских университетах, вы­ходцы с территории Малороссии становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками.

Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, 1450-1494) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по ма­тематике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд малоросса природоисследователя - "Прогностическая оценка текущего 1483 года".

Лукаш из Нового Града (умер прибл. в 1542 г.) был магистром и препо­давателем Краковского университета. В этом университете в XV в. работали 13 профессоров - малороссов.

Павел Русин из Кросна (ок. 1470-1517), читал в Кракове универси­тетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым гуманистическим поэтом Малороссии и также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566) свой многогранный та­лант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в За­падной Европе его называли "рутенский (русский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной спра­ведливости. Они оказали положительное влияние па образование и литерату­ру, стали идейными вдохновителями ренессаисного искусства.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру население Малороссии, вызвало распространение идей, созвучных идеологии Реформации.

Система научных знаний в украинской культуре того времени состояла, из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа", "Космография" и др. Несомнен­ный интерес представляет медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой Эпо­хе, осуществлялись в кон. XVI-нач. XVII вв. украинскими книжниками, ко­торые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создавае­мых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры.

Таким культурным центром в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский. Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. В ней препо­давали лучшие украинские и иностранные ученые.

Острожская школа объединила вокруг себя известных в то время дея­телей культуры. Писатель Герасим Смотрицки й (первая пол. XVI в. - 1594 г.) стал ее ректором. Он редактировал и написал предисловие к известной Ост­ровской Библии - первого полного издания Библии на славянском языке, осуществленного в 1581 г. Иваном Федоровым. Одним из яр­ких образцов полемической литературы является работа Г. Смотрицкого "Ключ царства небесного" (1587 г.).

Многие иностранные ученые сотрудничали с Острожской академией: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятощ, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Констан­тинопольским и др.

В последней четверти XVI - нач. XVII вв. в городах создаются братства - организации, которые в условиях усиления влияния католицизма стали идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа.

Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г. На его средства содержались школа, госпиталь, типография, библиотека.

В начале XVII в. братства появились во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства, организованная в 1586 г. Обучение в ней регламентировалось уставом - "Порядком школьным".

Обучение в братских школа» начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяли знания, призывали народ к отпору польско-католического влияния.

Большое значение в становлении новой культуры сыграла светская литература , связанная с традициями летописания, развития русского (укра­инского) права: "Судебник" Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 ГГ.), литовско-русские летописи и краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в. Как знаки своей эпохи они отразили историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа.

В 1574 г. во Львове вышла первая на Украине книга Ивана Федорова "Апостол", несколько позже - "Букварь". После переезда в Острог, он на средства К.Острожского основал вторую типографию, в которой издал ряд книг, в том числе, уже упоминавшуюся Острожскую Библию. Она получила распространение в Украине и за ее пределами, поступила в библиотеку Окс­фордского университета, в королевский двор Швеции.

ХV-ХVI - период расцвета народной культуры.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы, баллады, исторические песни. Глубо­кая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских "Илиады" и "Одиссеи". Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный
литературный жанр. .

Цикл дум "Маруся Богуславка", "Самійло Кішка" и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой по­этикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного", "Три брата самарских". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "Козак Голота", "Атаман Матяш", "Івась Коновченко". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свобо­де, широкую натуру, благородство.

В архитектуре и изобразительном искусстве формируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном строительстве Западной Украины, где ренессансный стиль органически слил­ся с украинским народным стилем, перенесенным с деревянного зодчества на каменные сооружения церквей, замков, городских построек.

В то время ведется широкое строительство замков-крепостей и зам­ков-дворцов, перепланировываются и расширяются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды.

Возникли две архитектурно-строительные школы:

- галицкая , для которой характерна каменная кладка с крепкими стенами и несколькими башнями (замки в Хотине, Кременце, Белгороде-Днестровском и др.);

- волынская , представители которой использовали для строительства крупногабаритный кирпич. Кирпичные башни этой школы имеют вид ци­линдров, которые играли в системе укреплений особенно важную роль.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Ря­дом с сооружениями старого типа возводились более торжественные по­стройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Иоанна Предте­чи, Косьмы и Домияна, во Львове - церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропав­ловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции вархитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в исто­рии украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская цер­ковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей составляют уникальный архитектурный ансамбль кон. XVI - нач. XVII вв.

На фасадах, порталах, в интерьерах ренессансных домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и богатая резь­ба по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде надгробных памятников: па­мятники киевскому воеводе А.Киселю, К. Острожскому и др.

Мастера украинского монументального фрескового искусства , были известны далеко за пределами Украины. Но в отличие от фре­сковой живописи XIII в., в которой доминировали настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радост­ные мотивы: доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в Украине почти не сохранилась эти фресковые шедевры.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительно­сти, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра. Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и др.

Наиболее распространенными образами были: Юрий (Георгий) Змеебо­рец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами: Распятие Иисуса, Тайная Ве­черя, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретают определенные индивидуальные черты. Ярким образцом живо­писи кон. XIII - нач. XIV вв. является икона "Волынской Богоматери", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В кон. XVI - нач. XVII вв. широкое развитие получает портретная жи­вопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов Яна Гебургта, польского короля Стефана Батория, князя Констан­тина Острожского и др., выполненных такими мастерами известной Львов­ской школы, как художник В.Стефанович.

Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, а затем печатные. Уникальным в этом отношения является оформление Киевского псалтыря (1397 г.), содер­жащего более 200 миниатюр.

В XIV - XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и раньше, объеди­нялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др. Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

Развитие культуры XIV-XVI веков

Несмотря на то, что исторические условия пагубно влияли на состояние и развитие украинской культуры, искусство и наука продолжали набирать силу. В живописи наряду с религиозными все больше становятся заметными светские мотивы и образы, развивается архитектура: строятся деревянные и каменные ратуши, замки и строятся города. Украина достигла определенного развития и в науке (философии, языкознании, математике, астрономии, медицине). Выдающимся событием для украинского языкознания XVI-XVII веков становится первая грамматика Ивана Ужевича - «Грамматика словенская». В 1447 году талантливый украинский математик, доктор философских наук Мартин с Журавиці (село возле Перемышля) написал первый учебник по геометрии и трактат «Новое сопоставление счета дробей ». Он преподавал в университетах Падуи, Болоньи, Праги и Липская. К сожалению, ни одна из работ этого ученого так и не была напечатана.

в 1483 году в Риме вышла в свет первая книга украинского ученого Юрия Дрогобыча «Прогностические соображения», написанная на латыни. Известно, что Юрий Дрогобыч окончил Краковский университет, преподавал медицину и астрономию в Болонском университете, где впоследствии стал ректором.

Переломным моментом в развитии украинской культуры стало появление книгопечатания. 1491 году в Кракове украинцем Святополком Фіолєм были напечатанные кириллическим шрифтом первые книги («Псалтырь», «Часословець» и др.). Также на Украине распространялись книги, изданные белорусским первопечатником Франциском Коркой, что основал собственную типографию в Вильно. На развитие украинского книгопечатания большое влияние имела прогрессивная деятельность Ивана Федорова. В 1574 году во Львове он выпустил «Апостол», а впоследствии в Остроге - Библию.

Литература

Несмотря на то что Киев утратил свое политическое значение, он остался крупным торговым центром, и торговые связи были налажены с Молдовой, Сербией, Чехией и Болгарией. Поэтому в Украине появляются переводные произведения (например, сербский повесть «Александрия»), переводят с сербского, болгарского и греческого языков.

Развивается и оригинальная украинская литература: возникают новые редакции «Киево-Печерского патерика», распространяются списки «Хожденія» Даниила Паломника.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало тогдашних памятников, потому что большинство их было уничтожено во время татаро-монгольского нашествия.

В развитии литературы XIV-XVI веков остается ведущим летописания. До наших времен дошел «Литовская летопись», в котором ведется повествование о времена пребывания Украины в составе Литовского княжества. В этой летописи привлекают внимание вставные рассказы и повести, наиболее интересной из которых является «Повесть о Подольскую землю». Еще один летопись тех времен - «краткая Киевская летопись», который описывает события, которые происходили на украинских землях в XIV-XV веках, и возвеличивает просветительскую деятельность князя Острожского.

В этот период в устном народном творчестве начинается зарождение украинского литературного языка. Книжным языком был старославянский с примесями польского языка, латыни и т.д., но народная речь все больше проникала и в книжную письменность.

В XVI веке на основе народных говоров зародилась « русская речь », стал государственным на территории Украины во времена господства Литовского княжества. Русская речь стала основой для дальнейшего формирования украинского литературного языка.

Развитие культуры XVI-XVIII веков

В первой половине XV века на западноукраинских землях начинают появляться братства, церковно-просветительные общества мещан, которые затем распространились на всю Украину. Самыми активными были братства, основанные во Львове, Луцке, Остроге и Киеве. Деятельность братств включала организацию образовательных учреждений, народных библиотек, книгопечатания. Также братства разыскивали старые летописи и занимались хранением памятников истории и культуры, выкупом украинских пленников из татарско-турецкого плена. Но основную свою задачу братства видели в противостоянии полонизации и покатоличенню украинского народа.

Крупнейшим центром культуры становится Киевское братство, которое было основано при Богоявленском монастыре на Подоле. Вокруг него сплотились наиболее известные ученые, писатели, издатели, общественные и политические деятели, такие как: Елисей Плетенецкий, Леонтий Карпович, Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Лаврентий Зизания, Исайя Копинский, Спиридон Соболь, гетман Петр Сагайдачный (вступил в братство вместе со всем запорожским кошем). Братство основало школу при Лавре, впоследствии при содействии Петра Могилы она приобретает ранг коллегиума. Высокообразованный человек, сын молдавского господаря, бывший военный, Петр Могила становится Киевским митрополитом. Его связи в господствующих кругах братство использует для проведения различных культурных мероприятий. Сам митрополит ведет активную полемическую деятельность, направленную против униатов. Именно Петр Могила становится первым ректором Киевского коллегиума.

В начале XVII века Киевский коллегиум вырастает в Академию, которая стала первым образовательным и научным центром Украины. В Академии обучается более 1000 студентов из всех южнославянских стран, из России. Выпускниками Киево-Могилянской академии были известные ученые и писатели, такие как Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Самойло Величко, Климентий Зиновьев, Александр Шумлянский, музыканты Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский, военные деятели Иван Самойлович, Самуил Мужиловський, Семен Палий, Иван Мазепа и многие другие.

Киево-Могилянская академия открыла свои коллегии на Волыни, в Кременце и в Виннице. в 1661 году открывается Львовский университет.

Благодаря братствам было основано школы не только во Львове, Киеве, а и в Перемышле, Луцке, Кременце, Каменце-Подольском, Виннице, Немирове, где ученики изучали философию (богословие), астрономию, историю, географию, математику, риторику, поэзию (поэтику) и речи: тогдашнее книжное украинскую, греческую, французскую, польскую, немецкую. Впоследствии в состав предметов добавились еще естествознание и медицина. При школах возникают типографии.

Вокруг школ и типографий собираются талантливые ученики, которые пишут книги и готовят к печати учебники. Например, при Острожской школе было отпечатано «Острожскую Библию» и «Грамматику словенскую». Общий уровень образования украинцев в это время очень высокий.

Центром украинского книгопечатания становится Лавра. Напечатанные здесь книги славились высоким качеством: глубоким содержанием, четким шрифтом, богатым оформлением. Лишь в 70-х годах XVII века из Киева в Москву поступило более 1000 различных книг.

Развитие науки и искусства в XVI-XVIII веках

В XVI-XVIII веках активно развивается языкознание, философия, история. Первыми мовознавчими трудами можно считать «Лексикон» Памвы Беринды (более 8 тысяч слов, переведенных тогдашней украинском языке) и «Грамматику словенскую» Мелетия Смотрицкого (1619 г.),которая на протяжении 150 лет была основным учебником в украинских, российских, а определенное время и в сербских и болгарских школах. Иннокентий Гизель своим трактатом «Труд из общей философии» сильно повлиял на развитие философской науки, а его исторический обзор «Синопсис» выдержал более 20 изданий и вошел к учебнику по истории России Михаила Ломоносова.

Среди известных философов того времени - Лазарь Баранович, Георгий Конисский (автор учебника «Этика»), Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

Большого развития достигло украинское музыкальное искусство. Тогдашняя музыка была преимущественно религиозного содержания. Только в реестре Львовского братства упоминается 267 произведений украинских композиторов XVIII века. их музыка была известна далеко за пределами родной земли. Среди наиболее известных в мире украинских композиторов следует упомянуть Артема Веделя, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Из творческого наследия Артема Веделя до нас дошло лишь 12 концертов. Этот композитор был руководителем хоровых капелл в Москве, Киеве и Харькове, но его судьба сложилась очень трагично - безумие от издевательств и смерти в тюрьме.

Имя Максима Березовского вошло в историю как имя первого представителя восточных славян, который в стенах Болонской академии получил звание академика музыки. Максим Березовский стал автором нескольких опер и многих концертов. Доведенный до отчаяния интригами петербургской знати, покончил жизнь самоубийством.

Дмитрий Бортнянский - автор известных опер «Сокол», «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий» (три из них поставлены на итальянской сцене), инструментальных произведений и более сотни хоровых концертов, которые принесли ему мировое признание.

Также интенсивно развиваются живопись и архитектура. В это время творили такие мастера церковной живописи, как Иов Кондзелевич, Иван Руткович, портретисты Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий, граверы братья Александр и Леонтий Тарасовичи, Григорий Левицкий.

Литература

Вскоре перед объявлением Брестской унии между католическими и православными церковными деятелями началась активная полемика, которая после унии 1596 года только еще больше обострилась. Первым значительным полемическим произведением был трактат Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного» (1587 г.), который стал ответом на книгу иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божьей». Полемизировали с римско-католическими священниками и Василий Острожский в своей «Книжиці» (1588 г.) и Стефан Зизанійу «Казанні св. Кирилла...» (1596 г.). В «Апокрисисі» (1598 г.) Христофора Филалета раскрываются истинные причины возникновения унии, которая и политически, и экономически была выгодна Ватикана, польскому королю и шляхте. Автор продемонстрировал риторическую и публицистическое мастерство.

Хотя основой полемики была религия, однако авторы нарушали и важные общественные вопросы. Ярким примером этому является полемический трактат Захария Копистенского «Палінодія, или Книга обороны» (1622 г.), в которой автор отстаивал право Украины на независимость. Среди выдающихся украинских полемистов следует упомянуть также Петра Могилу, Мелетия Смотрицкого, Ивана Галятовского и Ивана Вишенского.

Братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское . Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинских учиться в университетах Европы, то есть знать много языков, пользоваться достижениями мировой , воспринимать идеи , Реформации и распространять их в Украине.

Наблюдая пренебрежение образования и культуры родного народа, немногочисленная украинская начала задумываться над подъемом национального просвещения. Центрами развития образования города Острог, Львов, Киев.

Древнерусский город Острог в 70-х pp. XVI в. было значительным центром украинской культуры, « Афинами». Его обладатель Константин Острожский стал ревностным защитником и украинской культуры. Занимая киевского воеводы, он служил и участвовал в подавлении казацко-крестьянского движения. Однако, оставаясь православным, К. Острожский стал на защиту веры и языка украинского. В 1576 г. он основал Греко-славянскую школу, просуществовавшую до 1640 В ней изучались старославянский, греческий, латинский языки, а также «свободные науки»: арифметика, грамматика, логика, риторика, музыка и т.д. Вскоре школа получила статус Острожской и заняла достойное место среди современных ей европейских университетов. Должность первого ректора занял известный педагог и писатель . Преподавали в ней Василий Суражский - выпускник европейских университетов, Демьян , Клирик Острожский. Школа способствовала распространению образования в Украине, выпустила много образованных людей. Среди них - гетман запорожских казаков и сын ректора, впоследствии известный ученый, писатель и церковный деятель Мелетий . Его перу принадлежит много полемических произведений, a также издана в 1618 г. книга «Грамматика словенская», много лет, вплоть до конца XVIII века, использовалась как пособие старославянского языка и неоднократно переиздавалась.

В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали братства, а Острожская школа способствовала открытию братских школ во , Луцке, Львове. Количество школ увеличивалась, а значит росла и количество образованных людей. Распространение же образованности способствовало не только развитию культуры, но и освободительного движения.

Первой и самой крупной в Украине стала основана 1586 Львовская братская школа. В нее, в соответствии с уставом, набирали детей разных сословий. Ученики обучались понятном им тогдашней украинской книжной языке. Они изучали старославянский, греческий и латинский языки, риторику (литературу), богословие и музыку. Школа выпускала высокообразованных людей, через которых оказывала большое влияние на школьное образование не только Украины, но и Беларуси, Молдовы, других стран.

Еще большего признания заслужила основана в 1615 г. Киевская братская школа. Одним из ее организаторов и первым ректором стал , который прежде был ректором Львовской братской школы. Позаимствовав основные уставные и просветительские идеи из Львовской школы, Руководители Киевской братской школы значительно расширили круг предметов, изучавшихся и углубили их содержание. Школа завоевала признание общественности. Помогать ей частные лица, в том числе и гетман .

Учениками братской школы были выходцы из казацкого и среды. В 1632 г. по инициативе Петра - Киевская братская школа объединилась со школой Киево-Печерской Лавры и была реорганизована в высшее учебное заведение - Киево-Могилянский коллегиум.

Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Особенно развилось печатания по прибытии во Львов высланного из Москвы опытного печатника, выпускника Краковского университета . Приехав во Львов, изложил свои образовательные задачи в таких словах: «Я должен по миру рассеивать и всем раздавать духовный полезно. В 1573 г. I. открыл во Львове типографию, a 1574 p. выпустил в свет полным изданием книгу « », в которой рассказывается о деяниях учеников Иисуса Христа. Это была первая печатная в Украине книга с высокохудожественным оформлением миниатюрами, гербом Львова и личным знаком печатника. Здесь же вышел «Букварь» Ивана .

Переехав через материальные лишения в имение К. Острожского в Острог, Федоров основал там Острожскую типографию и издал в ней в 1580 году уникальную теперь «Острожской Библии». Это было первое полное издание Библии на старославянском языке, долгие годы служило православным в борьбе с наступлением в Украине . Печатник выпустил и букварь под названием «Азбука с грамматикой», который стал важным пособием для распространения просвещения.

Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. Это было уже достаточно развито предприятие, выдавало значительное количество литературы. Публиковались в ней главным образом произведения религиозного содержания: рассказы о деяниях Христа, служителей православной . Первой отпечатанной в 1616 году книгой этого предприятия стал «Часослов» - сборник молитв. Отдельные экземпляры книги сохранились до наших дней. А наиболее известной книгой этого издательства был также сохранен до нашего времени, «Киево-Печерский Патерик». Эта драгоценная сборник пронизанных религиозной фантастикой рассказов о Киево-Печерскую Лавру впитала в себя оригинальные произведения, начиная со времен Руси и до XV в. Патерик прославляет ведущих деятелей Руси-Украины и Печорского монастыря, строителей, художников. В нем описаны жизнь и быт князей, служителей церкви и отношение к ним и к монастырю разных слоев населения.

3 конца XVI в. писатели, преподаватели, печатники все чаще начинают обращаться к живой разговорной речи украинского народа. Эта «простой язык» постепенно становилась языком деловых бумаг и художественных произведений, а сама она стала набирать новые черты «книжной», или литературной, языка. Осуществлялись и переводы с церковнославянского языка на язык украинского простонародья. В 1561 p. в городке Пересопница на сын протопопа Михаил Васильевич и архимандрит местного монастыря Григорий перевели с церковнославянского на «простой» язык Евангелие. Написанное на пергаменте, оно имеет много украшений, орнаментов, миниатюр, заставок. А фонетика, грамматика, лексика имеют отчетливые признаки живого разговорного украинского языка. Сегодня на «Пересопницкое Евангелие» присягу на верность народу Президент Украины.

Украинские ученые большое внимание обращали на изучение языка. Еще до в 1596 p. во Львове Лаврентий Зизаний издал «Грамматику словенский», содержащий основы и будущей украинской грамматики. A 1627 p. Памво Беринда напечатал в Киеве первый украинского-старославянский словарь - «Лексикон словенороський. В нем около семи тысяч объяснений церковнославянских слов на украинском языке.

В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровый литература. События в Берестти вызвали целую слива полемической (дискуссионной) литературы между католиками, униатами и православными. Талантливые писатели-мыслители направляли свои произведения на обоснование правильности или ошибочности решений Брестского и правомерности распространения униатства и католицизма. В ответ на выступление с книгой «В защиту Брестской унии», в которой оправдывалось покорения православия Рима, появилось много полемических произведений. Со стороны униатов выступал Ипатий Потий.

В защиту православия одним из первых откликнулся ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. Его поддержал книгой «Предостережение» . Большое произведение «Полинодия, или Книга обороны» написал архимандрит Киево-Печерской Лавры Захария Копыстенский. Он призвал к единству славян и к единению всех православных. И наибольший вклад в полемическую литературу сделал талантливый украинский писатель Иван Вышенский родом из Судебной Вишни в . По словам И. , он был «одним из родителей и создателей народного юго-русской литературы». Пламенный патриот Украины, гуманист, он, используя религиозную полемику, выступал против социальной несправедливости. Проведя 40 лет в Афонском монастыре в Греции, И. Вишенский резко критиковал Рим, Брестскую унию и чиновных униатов. Особенно острую полемику он вел в произведениях: «Краткословний отвит Петру жалобе», «Воспоминание философам латинским», «Послание к Сбежав от православной веры . Во всех произведениях (к нам их пришло 17) Иван Вышенский разоблачал сребролюбия церковных и светских всех трех церквей, их стремление окончательно поработить Украину и ее несчастной населения.

В большом количестве распространялись религиозные произведения - переводы сюжета Библии, размышления над заповедями и церковные поучения. Их авторами были священнослужители - Елисей Плетенецкий, Мелетий и Герасим Смотрицкий, Захария Копыстенский. Большое внимание в своем творчестве они уделяли воспитанию нравственности, братолюбия, покорности и уважения.

Продолжалось и , отбило прошлое нашего народа. Наиболее известными среди тогдашних летописей стали Киевский (852-1500), Густынский (от Руси до 1598 г.) и Литовско-Руский (1515-1543). Их авторы прославляли борьбу народа с иноземными захватчиками и призвали славянские народы к единству в этой борьбе.

Зарождалась поэзия, первые произведения которого были близкими по смыслу и форме к народным песням. стихи дополнялись юмористическими и сатирическими панегирики, баснями, эпиграммами. С развитием литературы совершенствовалась украинская речь. К речи входило все богатство народной речи, она поднималась до уровня литературного.

Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Учителя писали стихи, декламации-панегирики, крики (стенания), диалоги. Актерами становились подготовленные для этого ученики, a зрелища проводились на школьных и церковных дворах.

Созданию школьного театра способствовали произведения из поэтики и риторики, большинство которых до нас, к сожалению, не дошло. Среди сохранившихся уникальных драматических изданий того времени можно назвать «Трагедию русскую» неизвестного автора. ее содержание состоит из пролога, трех действий и эпилога. Действующие лица вели диалог украинском языке. Комедия бурлескного (шутливого) стиля по содержанию напоминала украинское народное творчество.

Сначала в школьных театрах ставили пьесы на религиозно-церковные темы (мистерии. Но впоследствии распространились комедии на бытовые темы. В антрактах между действиями основных постановок выполнялись миниатюрные комические произведения - интермедии и интерлюдии. До нас дошли в отрывках драмы и интермедии Якова Гаватовича, написанные в начале XVII в.

И особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Это был довольно большой деревянный ящик на два этажа, где наверху ставили религиозные драмы, а внизу - сценки на разные темы. Актерами в нем студенты - студенты, которые ходили с вертепом от города к городу, зарабатывая таким образом на жизнь. Говоря за от имени кукол, студенты в юмористической и сатирической форме разоблачали алчность, нечестность, несправедливость и другие человеческие пороки.

Значительное развитие получил народный эпос. Одна за другой появлялись многочисленные исторические песни и думы, оплакивали потерпання народа от нападений, гнета и татарских грабежей. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Дума о , Павлюка и », «Побег трех братьев из Азова», «Маруся », «Самойло Кошка», «Затужила Украина», посвященные героической борьбе украинского народа за свободу и независимость. А также героико-эпические песни о беспримерные отважные подвиги украинских казаков - защитников народа: «Ой у воскресеньице рано пораненько», «За рекой огни горят». Одна из украинских народных песен - «Дунаю, Дунаю, почему грустном течеш» попала даже к содержанию чешской грамматики XVI в.

Тяжелая казака-нетяги талантливо воспетая в народной думе о «Феська Ганджу Андыбере, гетмана запорожского. В ней сказано: «Козак-нетяга в город Черкасс прибывает на казаку-нетязи три семирязи, опатина рогозовая, поясина хмельовая. На казаку бедному нетязи сафьянцы - видные пяти и пальцы ».

Уже в XVI в. песни и думы выполняли странствующие певцы - кобзари и бандуристы. 3 поколения в поколение передавали они мастерство и знания. Кобзарей называют украинскими Гомера за те замечательные произведения, они составляли и выполняли. Украинские народные думы и доныне остались неповторимыми, совершенными художественной формой и музыкальным насыщением.

По традициям прошлого развивалось музыкальное и танцевальное . Профессиональная музыка в основном обслуживала церковную службу. Обрядовые песни, колядки набирали все более светский характер. Распространялись бытовые, лирические песни и танцы - гопаки, казачки, метели. Кобзари рядом с кобзой и лирой использовали скрипки, бубны, . Путешествующие музыки объединялись, создавая своеобразные ансамбли, чаще всего «троистые музыки». Они обслуживали праздники, свадьбы, различные обряды. В городах увеличилось количество музыкальных цехов, появились казачьи военные оркестры. Вдосконалилося искусство исполнения религиозных хоровых и сольных пения псалмов и кантов, создателями и исполнителями которых были, как правило, учителя и ученики братских школ.

Богатой и разнообразной предстает перед нами оригинальная и неповторимая архитектура разных регионов украинских земель. Это деревянные постройки жителей Карпат, каменные храмы и дома Галиции и Приднепровья. Немногочисленные архитектурные достопримечательности Украины той эпохи сохранились до нашего времени. Это и церкви, отдельные частные дома. Несмотря на возраст, культовые сооружения и ныне очаровывают изящными архитектурными формами, белыми стенами, великолепным лепным орнаментом, разноцветными крышами, позолоченными куполами и богатством внутреннего убранства.

В Киеве на Подоле создан торговый центр, в комплексе которого главенствующее место заняли ратуша и дом киевского братства. После пожара 1527 г. в камне збудувався центр Львова. Здесь многочисленные каменные купцов и мещан объединяли монументальность с эстетическим оформлением фасадов. Образцом гражданской застройки является построенный 1580 дом купца Корнякта на площади Рынок.

В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. В стиле барокко выполнили и установили в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры надгробие князя Константина Острожского.

Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретный и настенные, роспись, иконопись и графика. Школы маляров и граверов существовали по всей Украине. В них обучали талантливых юношей рисовать иконы и портреты знати. В искусстве появляется образ живого человека, стремление мастера отойти от канонических византийских иконописных образцов. В нем больше земного, человеческого, жизненного. Это заметно на портретах князя К. Острожского, купца К. Корнякта, митрополита , .Донас дошли имена художников - Николая Петрахновича, Федора Сеньковича, Себастьяна Корункы.

Определенных успехов достигли авторы миниатюр в рукописных книгах и гравюр в печатных. Ярким примером высокохудожественного и богатого оформления цветными миниатюрами является «Пересопницкое Евангелие». Первые гравюры на светскую тематику появились в 1622 г. Это иллюстрации к «Стихотворений на жалобный погреб гетмана Петра », что написал ректор Киевской братской школы Сакович.

В истории Украины, как и во всемирной истории, XVI в. стало важным рубежом, которым закончилась эпоха средневековья и начались новые времена цивилизации. Великие географические открытия мало повлияли на украинские земли, где продолжало развиваться аграрное общество. Но и в нем чувствовались изменения. Первый Литовский Статут и «Устава на волоки» законодательное закрепили подневольное положение , а на межгосударственном уровне передала украинские земли в состав Польши.

Знаменательным страницей исторического бытия украинского народа XV в. стало образование свободного и его славной - оплота борьбы с польско-литовскими угнетателями и татарскими грабителями.

В условиях иноземного владычества, при отсутствии государственности, основным выразителем национальной обособленности украинского была православная церковь. Непосредственным следствием Люблинской унии Польши и Литвы стала 1596 Она заострила к краю национально-религиозный вопрос в Украине.

3 конца XVI и по 30-е pp. XVII в. по Приднепровской Украине прокатились , направленные против социального и национально-религиозного гнета. Несмотря на тяжелые условия жизни, украинский все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.

8 класс" width="522" height="40" class=""/>

История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

· определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

· характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

· называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

· оценивать их деятельность;

· распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

· самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

· Работать с ИКТ.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».


Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

1. Имела ли Украина в данный период собственное государство ?

2. В состав каких государств входила Украина?

3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

5. Что такое культура?

6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

1. Чему и как обучали в братских школах?

2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально - экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

3. Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»