Автобиографическим произведением является повесть а н толстого. Автобиографические произведения русской литературы

Сочинение

Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Девство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания.

Когда Некрасов в «Современнике» напечатал первую повесть Толстого под измененным названием «История моего детства», писатель резко возражал. Для него важно было подчеркнуть всеобщность, а не единичность изображения. Жизненные обстоятельства автора и героя произведения - Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование, не совпадают. Внутренний же мир Николеньки, действительно, очень близок Толстому. Автобиографизм, следовательно, заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и его героя - очень впечатлительного мальчика, склонного к рефлексии и самоанализу и вместе с тем умеющему наблюдать окружающую жизнь и людей.

Справедливо было замечено, что автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества, потому что ребенок еще непосредственен, он не разумом, а безошибочным чувством усваивает простые истины, он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, так как не связан еще с внешними обстоятельствами знатности, богатства и т. д. Для Толстого важен угол зрения: повествование от имени мальчика, потом юноши Николеньки Иртеньева дает ему возможность посмотреть на мир, оценить его, разобраться в нем с позиций «естественного» детского сознания, не испорченного предрассудками среды.

Трудность жизненного пути героя трилогии как раз и заключается в том, что постепенно его свежее, еще непосредственное мировосприятие искажается, как только он начинает принимать правила и моральные законы своего общества (отсюда сложность его взаимоотношений, понимание и непонимание судеб Натальи Савишны, Карла Ивановича, Иленьки Грапа). Если в «Детстве» нарушение гармонии внутреннего состояния еще кажется Николеньке простым недоразумением, которое легко можно устранить, то в «Отрочестве» он уже вступает в трудный период духовного разлада со сложным и непонятным миром, где существуют богатые и бедные, где люди вынуждены подчиняться могущественным силам, делающим их чужими друг другу. Цель Толстого - показать становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, раскрыть внутренний мир человека в его противоречивом стремлении, с одной стороны - утвердиться в обществе, а с другой - противостоять ему, отстоять свою независимость.

Душевное одиночество и мучительная «неприкаянность» Николеньки еще более возрастают в «Юности», когда он сталкивается с совершенно новыми для него жизненными обстоятельствами, и частности с жизнью демократического студенчества. В первых частях трилогии позиции автора и героя были близки: и «Юности» заметно расходятся. Николенька и его мировосприятие становятся объектом суровой критики. Герой проходит через различные жизненные испытания - и суету светского тщеславия, и предрассудки аристократического представления о «порядочности», прежде чем он начинает сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощутит необходимость и возможность выхода из кризиса на новый уровень миропонимания.

Так, уже в самом начале творческого пути Толстого проявляется важнейшая сторона его таланта: стремление осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, а также беспощадная правдивость, заставляющая писателя показывать, как в самых близких к нему в духовном отношении героях сочетаются высокие моральные идеалы и мелкие, смешные, а порою и постыдные недостатки, которые сами герои сознают и с которыми пытаются бороться, устанавливая для себя четкие нравственные «кодексы», правила поведения. Идея нравственного совершенствования становится одной из наиболее существенных черт философской мысли, эстетики и художественного творчества Толстого.

Пристальное и напряженное внимание писателя к психическим переживаниям, «внутренней механике души» отвечало насущным требованиям русской литературы середины XIX в. В 1853 г. писатель записал в своем дневнике:

* «Теперь… интерес подробностей заменяет интерес самих событий».

Толстой осознает и формулирует одно из направлений в литературном процессе, связанном с усилением психологизма в литературе. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики души», как писал Чернышевский в рецензии на ранние произведения Толстого. Читатель приучался следить за движением и сменой чувств героев, за той нравственной борьбой, которая в них происходит, за ростом сопротивления всему дурному и в окружающем мире, и в их душах. «Диалектика души» во многом определила художественную систему первых произведений Толстого и почти сразу была воспринята современниками как одна из важнейших особенностей его таланта.

Алексей Толстой
(имя на языке оригинала)

Имя при рождении: Алексей Николаевич Толстой
Псевдонимы: Иван Сударев
Дата рождения: 29 декабря 1882 года (10 января 1883)
Место рождения: г. Пугачев (Николаевск) Саратовской области
Дата смерти: 23 февраля 1945 года
Место смерти: г. Москва
Гражданство: Россия, (СССР)
Род деятельности: писатель и драматург
Карьера: 1908 - 1945
Направление: социалистический реализм
Жанр: исторический роман, научная фантастика, драматургия
Дебют: сборник стихов "Лирика"
Произведения на сайте Lib.ru

Родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) в городе Николаевске Самарской губернии , ныне г. Пугачев Саратовской области в семье помещика. Отец Толстого - граф Николай Александрович Толстой , мать – детская писательница Александра Леонтьевна Бостром , урождённая Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н.И. Тургенева . Был воспитан отчимом Алексеем Аполлоновичем Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников". Детские годы прошли на хуторе Сосновка под Самарой, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя.

Юность Толстого

Мать А.Н. Толстого

Отчим А.А. Бостром

В 1897 году Толстой поступает в Сызранское реальное училище, а в следующем году его переводят в Самарское реальное училище, которое он и заканчивает в 1901 году. В этом же году он поступает в на отделение механики. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону . Толстой участвует в студенческих забастовках и демонстрациях. В 1907 году, незадолго до защиты диплома, Толстой оставляет институт, решив посвятить себя литературе.

В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки".

На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин , который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького , который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Октябрьская революция в судьбе писателя

В 1921 году писатель переезжает в Берлин и входит в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья-иммигранты отвернулись от А.Толстого. В 1922 году Толстой публикует “Открытое письмо Н. В. Чайковскому ”, объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию.

Стиль А.Н. Толстого

Писатель за работой

За десятилетие интенсивной творческой работы у писателя складывается свой стиль. Его отличительными особенностями являются обостренная сюжетность, вкус к полновесному и сочному слову, добытому из глубин народной речи. Наконец, высокое искусство анализа внутреннего мира героя посредством особой трактовки его действий, поступков, того, что сам писатель назовет «жестовой силой слова». Есть, например, в «Петре Первом» сцена, когда юный царь, узнав о смерти своего друга и сподвижника Франца Лефорта, немедленно выезжает из Воронежа и, «заганивая перекладных», добирается до Москвы. Безупречно передано состояние потрясенного Петра, его немые рыдания: «Долго стоял, положив руку на край гроба… Плечи стали шевелиться под зеленым кафтаном, затылок натянулся».

В 20-е годы художник обращается к самым разным жанрово-тематическим сферам. Прихотливо сочетаются XVIII в. («Граф Калиостро», цикл произведений о Петре I) и отдаленное будущее – эпоха межпланетных полетов («Аэлита», 1922), научно-фантастическая утопия (роман «Гиперболоид инженера Гарина», 1927) и нравственно-бытовая повесть из эпохи нэпа («Голубые города», 1925; «Гадюка», 1928), наконец, сатира, переходящая временами в обличительный памфлет («Похождение Невзорова, или Ибикус», 1924; цикл произведений об эмигрантах), и социально-психологический эпос («Хождение по мукам», 1921-1941). О чем бы ни писал А. Толстой, незыблемыми остаются приметы его неповторимого стиля: красочность живописной природы, скульптурность слога, помогающие воссоздать вещественную фактуру, ту свежесть и первозданность бытия, когда написанное как бы исчезает, а читатель погружается в самую гущу полнокровной и терпкой жизни.

Возвращение в СССР

В1923 году А.Н. Толстой возвращается в СССР, где публикует последнее созданное за границей произведение – научно-фантастический роман «Аэлита» и роман «Сестры» (1922, 2-я ред. 1925, первая часть трилогии «Хождение по мукам»). Испытав горечь временного отторжения от Родины, писатель признавался: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесовым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

В 1937 году Толстой посещает республиканскую Испанию, выступает на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде.

В годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны Алексей Толстой продолжает интенсивно работать в трех направлениях. Это проза – «Рассказы Ивана Сударева», замысел большого романа-эпопеи о военном подвиге народа «Огненная река (На верном пути)», драматургия – драматическая повесть из двух пьес об Иване Грозном – «Орел и орлица» и «Трудные годы». Много работает в жанре публицистики. Примечательная особенность военной публицистики А. Толстого - активное использование идей и образов героического прошлого нашей Родины, ее многовековой истории.

23 февраля 1945 года Алексей Николаевич Толстой скончался в Москве не успев закончить свой замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне .

Личная жизнь

Толстой был женат четыре раза.

Дети писателя

Писатель с сыновьями

Награды

В 1941 году Толстому была вручена Сталинская премия за роман «Пётр I».

Дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1941, и «Трудные годы», 1943)

Очерки, публицистика («Рассказы Ивана Сударева», 1942-44)

Книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936)

Статьи о литературном творчестве

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около шестидесяти лет. Первое его выступление в печати относится к 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи - «Современнике», редактировавшемся Некрасовым, появилась повесть Толстого «Детство». Автору повести исполнилось к тому времени двадцать четыре года. Имя его в литературе никому еще не было известно. Толстой не решился подписать свое первое произведение полным своим именем и подписал его буквами: Л. Н. Т.

Между тем «Детство» свидетельствовало не только о силе, но и о зрелости таланта молодого писателя. Это было произведение сложившегося мастера, оно привлекло к себе внимание читательской массы и литературных кругов. Вскоре после опубликования «Детства» в печати (в том же «Современнике») появились новые произведения Толстого- «Отрочество», рассказы о Кавказе, а затем знаменитые Севастопольские рассказы. Толстой занял место в ряду виднейших писателей того времени, о нем стали говорить, как о великой надежде русской литературы. Толстого приветствовали Некрасов и Тургенев, о нем написал замечательную статью Чернышевский, являющуюся и по сей день выдающейся работой в литературе о Толстом.

Толстой начал работать над «Детством» в январе 1851, а закончил в июле 1852 года. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Автобиографическая повесть Детство и Отрочество. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) В промежуток между началом и окончанием работы над «Детством» произошла серьезная перемена в жизни Толстого: в апреле 1851 года он уехал со своим старшим братом Николаем на Кавказ, где тот служил в армии офицером. Спустя несколько месяцев Толстой был зачислен на военную службу. В армии он находился до осени 1855 года, принимал активное участие в героической обороне Севастополя.

Отъезд Толстого на Кавказ был вызван глубоким кризисом его духовной жизни. Кризис этот начался еще в его студенческие годы. Толстой очень рано стал замечать отрицательные стороны в людях, его окружавших, в самом себе, в условиях, среди которых ему приходилось жить. Праздность, тщеславие, отсутствие каких-либо серьезных духовных интересов, неискренность и фальшь - вот те недостатки, которые с возмущением отмечает Толстой юноша в близких ему людях и частично в самом себе. Толстой задумывается над вопросом о высоком назначении человека, он пытается найти себе настоящее дело в жизни. Учеба в университете не удовлетворяет его, он оставляет в 1847 году университет, после трехлетнего пребывания в нем, и из Казани направляется в свою усадьбу - Ясную поляну. Здесь он пытается сам управлять принадлежащим ему имением главным образом с целью облегчить положение крепостных крестьян. Из этих его попыток ничего не получается. Крестьяне не доверяют ему, его попытки помочь им рассматривают как хитрые уловки помещика.

Убедившись в неосуществимости своих намерений, Толстой юноша стал проводить свое время преимущественно в Москве, частью в Петербурге. Внешне он вел образ жизни, типичный для молодого человека из богатой дворянской семьи. На самом деле его ничто не удовлетворяло. Он всё глубже задумывался над целью и смыслом жизни. Эта напряженная работа мысли молодого Толстого нашла свое отражение в дневнике, который он вел в это время. Дневниковые записи всё более и более разрастались, всё ближе и ближе подводили его к литературным замыслам.

Мировоззрение Толстого формировалось как мировоззрение человека, который стремился понять самые глубокие процессы, происходившие в современной ему действительности. Документом, свидетельствующим об этом, является дневник молодого Толстого. Дневник послужил для писателя той школой, в которой формировалось его литературное мастерство.

На Кавказе, а затем в Севастополе в постоянном общении с русскими солдатами, людьми простыми и в то же время величественными, крепли симпатии Толстого к народу, углублялось его отрицательное отношение к эксплуататорскому строю.

Начало литературной деятельности Толстого совпадает с началом нового подъема освободительного движения в России. Тогда же начинал свою деятельность и великий революционный демократ Чернышевский, ровесник Толстого. Чернышевский и Толстой стояли на различных идеологических позициях: Чернышевский был идеологом крестьянской революции, а Толстой, вплоть до конца 70-х годов, был связан с идеологией и жизненными позициями дворянства, но вместе с тем питал глубочайшие симпатии к народу, понимал весь ужас его положения, непрестанно думал о том, какими средствами можно облегчить его участь. Симпатии Толстого к народу и понимание художником положения народа нашли сильное и яркое отражение в самых первых его произведениях. Творчество молодого Толстого неразрывно связано с начавшимся демократическим подъемом в стране, с ростом всей передовой русской литературы того времени. Вот почему Толстого так горячо приветствовала русская демократия.

Связь с народом, которая установилась у Толстого в раннюю пору жизни, послужила отправным пунктом для всей его творческой деятельности. Проблема народа - основная проблема всего творчества Толстого.

В статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» В. И. Ленин писал:

«Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России, - он порвал со всеми привычными взглядами этой среды - и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

В творчестве Толстого, в его рассказах, повестях, пьесах, романах - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», - как указывает В. И. Ленин, отразилась целая эпоха в истории России, в жизни русского народа, эпоха с 1861 по 1905 год. Эту эпоху Ленин называет эпохой подготовки первой русской революции, революции 1905 года. В этом смысле Ленин говорит о Толстом, как о зеркале русской революции. Ленин подчеркивает, что Толстой отражал в своем творчестве и силу и слабость ее.

Ленин характеризует Толстого, как величайшего художника-реалиста, творчество которого явилось шагом вперед в художественном развитии всего человечества.

Реализм Толстого непрестанно развивался на протяжении всего его творческого пути, но с большой силой и своеобразием он проявился уже в его самых ранних произведениях.

Вскоре после окончания «Детства» Толстой задумал произведение в четырех частях - «Четыре эпохи развития». Под первой частью этого произведения разумелось «Детство», под второй - «Отрочество», под третьей - «Юность», под четвертой - «Молодость». Толстой осуществил не весь замысел: «Молодость» не была написана вовсе, а «Юность» не была доведена до конца, для второй половины повести была написана вчерне только первая глава. Над «Отрочеством» Толстой работал с конца 1852 по март 1854 года. «Юность» была начата в марте 1855 года - окончена в сентябре 1856 года, когда прошло уже около года после отъезда Толстого из армии.

В своем произведении «Четыре эпохи развития» Толстой намеревался показать процесс становления человеческого характера от самой ранней детской поры, когда зарождается духовная жизнь, до молодости, когда она вполне самоопределяется.

В образе героя Толстого в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество» и «Юность» поэтому принято называть автобиографическими повестями. Это повести большой силы художественного обобщения. Самый образ; Николеньки Иртеньева является глубоко типичным образом. В образе Николеньки Иртеньева воплощены черты лучшего представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и то, как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвыситься над нею.

Герой Толстого - человек сильного характера и выдающихся способностей. Иным он и не мог быть. Создание образа такого героя было облегчено Толстому тем, что он опирался на собственную биографию.

Повесть «Детство», как и автобиографическую трилогию в целом, нередко называли дворянской хроникой. Автобиографическая трилогия Толстого противопоставлялась автобиографическим произведениям Горького. Некоторые исследователи творчества Горького указывали на то, что Толстой описал «счастливое детство», детство, не знающее забот и лишений, детство дворянского ребенка, и Горький, по мысли этих исследователей, противостоит Толстому, как художник, который описал детство несчастливое, детство, полное забот и лишений, детство, не знающее никаких радостей. Противопоставление Горького Толстому незаконно, оно искажает автобиографическую трилогию Толстого. Детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, не похоже на детство Алеши Пешкова, но оно отнюдь не является идиллическим, счастливым детством. Толстой меньше всего был заинтересован в том, чтобы восхищаться тем довольством, которым, был окружен Николенька Иртеньев. Толстого интересует совершенно другая сторона в его герое.

Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева и в период детства, и в период отрочества, и в период юности является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.

Каковы же причины, каков источник этих устремлений Николеньки Иртеньева?

Первоначальным источником этих высоких духовных устремлений Николеньки Иртеньева является образ матери, которая олицетворяла для него всё прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки Иртеньева сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой действительно называет детство счастливой порой человеческой жизни. Но в каком смысле? Что он подразумевает под счастьем детства? XV глава повести так и называется: «Детство». Она начинается словами:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В конце главы Толстой снова обращается к характеристике детства, как счастливой поры человеческой жизни:

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели- невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

Таким образом, мы видим, что детство Толстой называет счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Именно только в этом, ограниченном смысле детство казалось Толстому самым счастливым временем жизни.

На самом деле детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, отнюдь не было счастливым. В детские годы Николенька Иртеньев испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях и в том числе в людях, самых близких для него, разочарований в самом себе.

Повесть «Детство» начинается со сцены в детской комнате, начинается незначительным, пустяковым случаем. Учитель Карл Иваныч убил муху, и убитая муха упала на голову Николеньке Иртеньеву. Николенька начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой Карл Иваныч убил муху? Почему именно ему, Николеньке, Карл Иваныч сделал неприятность? Почему Карл Иваныч не убил муху над кроваткой Володи, брата Николеньки? Задумавшись над этими вопросами, Николенька Иртеньев приходит к такой мрачной мысли, что цель жизни Карла Иваныча состоит в том, чтобы причинять неприятности ему, Николеньке Иртеньеву; что Карл Иваныч злой, неприятный человек. Но вот проходит несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает его щекотать. Этот поступок Карла Иваныча дает Николеньке новый материал для размышлений. Николеньке было приятно, что его щекочет Карл Иваныч, и он теперь думает, что был в высшей степени несправедлив, приписав ранее Карлу Иванычу (когда тот убил муху над его головой) самые злые намерения.

Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир человека.

Существеннейшая особенность изображения Толстым своего героя состоит в том, что Толстой показывает, как постепенно перед Николенькой Иртеньевым раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего его мира и истинного его содержания. Николенька Иртеньев постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Николенька Иртеньев замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям, а также к самому себе, так как свойственную людям фальшь и неестественность он видит и в себе. Замечая в себе это качество, он нравственно казнит себя. В этом отношении характерна глава XVI - «Стихи». Стихи были написаны Николенькой по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Обнаружив это, Николенька Иртеньев начинает доискиваться, как он мог написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой стороны - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать попрежнему, - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.

Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но эта же аналитическая-способность, содействуя обогащению духовного мира ребенка, разрушает в нем наивность, безотчетную веру во всё доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром» детства. Это хорошо иллюстрируется главой VIII - «Игры». Дети играют, и игра доставляет им громадное наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра перестает доставлять детям наслаждение. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что Володя прав, но, тем не менее, слова Володи его глубоко огорчают.

Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»

Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке Иртеньеву. Настоящая жизнь для Николеньки - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. И вот Николенька Иртеньев живет как бы в двух мирах - в мире детском, привлекающем своей гармонией, и в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия.

Большое место в повести Толстого занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других, может быть, больше всего восхищает Толстого. Но восхищаясь этим чувством ребенка, Толстой показывает, как мир больших, мир взрослых людей дворянского общества разрушает это чувство, не дает ему возможности развиться во всей чистоте и непосредственности. Николенька Иртеньев был привязан к мальчику Сереже Ивину;

Но он по-настоящему не смог сказать о своей привязанности, чувство это так и погибло в нем.

Отношение Николеньки Иртеньева к Илиньке Грапу раскрывает другую черту в его характере, опять-таки отражающую дурное влияние на него мира «больших». Толстой показывает, что его герой был способен не только к любви, но и к жестокости. Иленька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Последние главы повести, связанные с описанием смерти матери героя, подводят как бы итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. В этих последних главах неискренность, фальшь и лицемерие светских людей подвергаются буквально бичеванию. Николенька Иртеньев наблюдает за тем, как сам он и близкие ему люди переживают смерть его матери. Он устанавливает, что никто из них, за исключением простой русской женщины - Натальи Савишны, не был до конца искренен в выражении своих чувств. Отец, казалось, был потрясен несчастьем, но Николенька отмечает, что отец был эффектен, как всегда. И это ему не нравилось в отце, заставляло его думать, что горе отца не было, как он выражается, «вполне чистым горем». Даже в искренность переживаний бабушки Николенька не до конца верит. Жестоко осуждает Николенька и себя за то, что он только на одну минуту был целиком поглощен своим горем.

Единственным человеком, в искренность которого вполне и до конца верил Николенька, была Наталья Савишна. Но она-то как раз и не принадлежала к светскому кругу. Важно отметить, что последние страницы повести посвящены именно образу Натальи Савишны. В высшей степени примечательно и то обстоятельство, что образ Натальи Савишны Николенька Иртеньев ставит рядом с образом своей матери. Тем самым он признает, что Наталья Савишна сыграла в его жизни такую же важную роль, как и его мать, а может быть, - еще важнее.

Заключительные страницы повести «Детство» овеяны глубокой грустью. Николенька Иртеньев находится во власти воспоминаний о матери и Наталье Савишне, уже умерших к тому времени. Николенька уверен, что с их смертью отошли в прошлое самые светлые страницы его жизни.

В повести «Отрочество», в противоположность «Детству», где показано наивное равновесие между аналитической способностью ребенка и верой его во всё доброе и прекрасное, в герое преобладает аналитическая способность над верой. «Отрочество» - повесть очень мрачная, она отличается в этом отношении и от «Детства» и от «Юности».

В первых главах «Отрочества» Николенька Иртеньев как бы прощается с детством перед вступлением в новую полосу своего развития. Окончательное прощание с детством происходит в главах, посвященных Карлу Иванычу. Расставаясь с Николенькой, Карл Иваныч рассказывает ему свою историю. Он рассказывает о себе, как о человеке глубоко несчастном, и в то же время из рассказа Карла Иваныча видно, что он очень добрый человек, что он никому в жизни не сделал зла, что он, наоборот, всегда стремился делать добро людям.

В результате всех злоключений, которые претерпел Карл Иваныч, он сделался человеком не только несчастным, но и отчужденным от мира. И вот этой-то стороной своего характера Карл Иваныч близок Николеньке Иртеньеву, этим и интересен для него. С помощью истории Карла Иваныча Толстой помогает читателю уяснить сущность своего героя. Вслед за теми главами, в которых рассказана история Карла Иваныча, идут главы: «Единица», «Ключик», «Изменница», «Затмение», «Мечты» - главы, в которых описываются злоключения самого Николеньки Иртеньева.. В этих главах Николенька выглядит иногда, несмотря на различия в возрасте и положении, очень похожим на Карла Иваныча. И свою судьбу Николенька здесь прямо сопоставляет с судьбой Карла Иваныча.

Каков смысл этого сопоставления героя повести с Карлом Иванычем? Смысл этот в том, чтобы показать, что уже в ту пору духовного развития Николеньки Иртеньева он так же, как Карл Иваныч, чувствовал себя человеком, отчужденным от мира, в котором жил.

На смену Карлу Иванычу, облик которого соответствовал духовному миру Николеньки Иртеньева, приходит новый гувернер - француз Jerome. Jerome для Николеньки Иртеньева - это воплощение того мира, который стал для него уже ненавистен, но который он, по своему положению, должен был уважать. Это приводило era в раздражение, делало его одиноким. И вот после главы, которая носит такое выразительное название - «Ненависть» (эта глава посвящена Лёгбте"у и объясняет отношение Николеньки Иртеньева к людям, его окружающим), идет глава «Девичья». Эта глава начинается так:

«Я чувствовал себя всё более и более одиноким, и главными? моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения».

Вследствие этого одиночества возникает тяготение Николеньки^ Иртеньева к другому обществу, к простым людям.

Однако наметившаяся в этот период связь героя Толстого с миром простых людей еще очень непрочна. Пока еще отношения эти эпизодичны и случайны. Но, тем не менее, и в этот период мир-простых людей имел для Николеньки Иртеньева очень большое-значение.

Герой Толстого показан в движении и развитии. Самоуспокоенность и самодовольство ему совершенно чужды. Постоянно совершенствуя и обогащая свой духовный мир, он вступает во всё более глубокий разлад с окружающей его дворянской средой. Автобиографические повести Толстого пронизаны духом социальной критики и социального обличения господствующего меньшинства. В Нико-леньке Иртеньеве обнаруживаются в зародыше те свойства, которыми Толстой впоследствии наделит таких своих героев, как Пьер Безухов («Война и мир»), Константин Левин («Анна Каренина»), Дмитрий Нехлюдов («Воскресенье»).

Прошло сто лет с момента опубликования автобиографических повестей Толстого, но и в наши дни они сохраняют всю свою силу. Они дороги советскому читателю не менее, чем передовому читателю того времени, когда они были написаны и появились в свет. Они близки нам прежде всего своей любовью к человеку, со всем богатством его духовного мира, своей мыслью о высоком назначении человека, своей верой в человека, в его способность победить всё низкое и недостойное.

Начав свою литературную деятельность повестью «Детство», Толстой создал на протяжении творческого пути огромное количество замечательных художественных произведений, среди которых возвышаются его гениальные романы - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Толстой и его творчество - гордость русской литературы, русского народа. В беседе с Горьким Ленин сказал, что в Европе нет такого художника, которого можно было бы поставить рядом с Толстым. По словам Горького, Толстой - это целый мир; и человек, не читавший Толстого, не может считать себя культурным человеком, человеком, знающим свою Родину.

(Л.Н. Толстой «Детство», СТ. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»,

А.К Толстой «Детство Никиты»)

Особое место в литературе занимают автобиографические произведения о детстве. Как известно, мир детства является неотъ­емлемой частью образа жизни и культурного развития любого от­дельно взятого народа и человечества в целом. В большинстве слу­чаев внимание писателей, исследующих процесс становления лич­ности «дитяти», привлекает период от 5 до 12-13 лет, поскольку в данном возрасте ребёнок уже относительно независим от родите­лей, способен к самостоятельным действиям и поступкам, у него развиты мотивационная сфера, память, внимание.

Цель обзорного занятия, в ходе которого речь пойдёт о про­блематике и поэтике автобиографических произведений Л.Н. Тол­стого «Детство», СТ. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.Н. Толстого «Детство Никиты», - обнаружить сходство и разли­чие индивидуальных писательских подходов к изображению мира ребёнка. В начале урока следует рассказать о специфике жанра и об эволюции автобиографической художественной прозы.

Известно, что корни автобиографии уходят в далёкую древ­ность. На становление данного жанра оказали влияние различного рода жизнеописания, позволившие сначала увидеть человека как бы со стороны Истоки биографической традиции как факта культуры восходят к IV-V вв. до н. э., к периоду классической древнегрече­ской культуры. Родоначальником европейских биографов считается Аристоксен Тарентейский - автор «Жизнеописаний мужей» (Пифа­гора, Архита, Платона). Он первый сделал предметом биографиче­ского повествования реальное лицо, а основой сюжета - жизнь персонажа от момента его рождения до смерти. Вершиной же античного биографизма является Плутарх, чьи «Параллельные жиз­неописания» на протяжении многих столетий считались образцом классического письма. Следующий в хронологическом порядке тип жизнеописания - средневековое житие. В Византии, откуда при шли эти жития, в основу которых основу были положены античные биографии, были созданы Ксенофонтом , Тацитом, Плутархом. Не­которая роль в формировании биографического жанра принадлежит и переводному роману «Александрия», рассказывающему о не­обычной жизни Александра Македонского. Постепенно строгие жанровые каноны стали разрушаться. В литературе, особенно жи­тийной, раскрывающей внутреннюю жизнь одного человека, всё большее внимание уделяется эмоциональной сфере, литература ин­тересуется психологией человека, его внутренними состояниями, его внутренней взволнованностью. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать и в историческом повествовании, например в древ­нерусских летописях. Первые элементы биографического жанра встречаются в летописи, составленной в XI веке при Ярославе Му­дром. Это оригинальное произведение русской истории включает в себя жизнеописания Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Началом же рождения мемуарно-автобиографического жанра по праву мож­но считать «Поучение» Владимира Мономаха. Правда, это ещё не самый жанр, а только первая ступень его. Традиции «Поучения» находят отражение в княжеских жизнеописаниях, некоторые из ко­торых вырастают до размеров семейной хроники. Характеризуя то или иное лицо, летописец обращал внимание на его поведение. Од­нако автор никогда не вступал в интимное общение с героем своего повествования и не приводил психологического объяснения его по­ступков: тайны чужой души летописцу оставались неведомы.

Начавшаяся в XVI веке ломка средневекового этикета сопро­вождалась поисками новых героев, которые совершались прежде все­го в рамках житийного жанра , только здесь писатель находил после­довательный и полный рассказ о жизни человека - от рождения до кончины, агиография стала превращаться в биографию. В начале XVII века появляется первая светская биография, где описывается жизнь Ульянии Осоргиной. Эта повесть создана её сыном Калистра-том, который стремился воссоздать характер и деяния своей матери, находящей призвание не в монашеском подвиге, а в созидании «до­мового строения». В XVII веке создаётся «Житие протопопа Авваку­ма» - первое самостоятельное произведение автобиографического жанра. В эпоху классицизма автобиография почти совсем утрачива­ется, однако в это время буквально расцветает мемуаристика.

«Звёздный час» русской мемуаристики наступает в XIX сто­летии. Частное начинает осознаваться авторами записок и воспоми­наний как нечто общезначимое, а конкретная личность знаменует собой собирательный образ «сына эпохи». На первый план выдви­гаются не столько факты, сколько их эмоциональное и рациональ­ное осмысление. Современники спешат запечатлеть на бумаге со­бытия, свидетелями которых они являлись. Побудительной причи­ной для создания мемуаров, как правило, становится желание поде­литься со своими близкими пережитым, поэтому, вначале записки и воспоминания адресуются детям и внукам и не предполагают от­крытой публикации. Традиционно создателями воспоминаний и записок являлись представители дворянского сословия, но к середи­не XIX века процесс демократизации коснулся и мемуарно-авто-биографического жанра. Примечательно высказывание А.И. Герцена, считавшего, что для того, чтобы написать свои воспоминания , вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюри­стом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рас­сказать и который может и хочет это сделать.

Где же проходит граница, разделяющая мемуары и художе­ственную автобиографию? Существует мнение, что мемуары пол­ностью соответствуют правде факта, в то время как создатель авто­биографии может допустить долю вымысла. Ориентация на вер­ность факту является неотъемлемой чертой мемуаристики. Создате­ли записок и воспоминаний добросовестно пересказывают то, что действительно с ними происходило, порой жертвуя занимательно­стью изложения правде факта. Спорные и недостоверные сведения, встречающиеся в мемуарах, объясняются не столько несовершен­ной работой памяти их создателя, сколько стремлением автора вос­поминаний при помощи воображения восполнить пробелы в описа­нии конкретного события. Конечно, никакое явление внешнего ми­ра не может быть известно мемуаристу во всей его полноте. В вос­поминаниях и записках нет замены реальных фактов вымышлен­ными, но нет и всех фактов. Есть их целенаправленный отбор, оп­ределяемый личностью автора и замыслом произведения. Как в ме­муарной литературе, так и в художественной прозе второй полови­ны XIX века меняются основные принципы изображения человека: обнажаются внутренние механизмы, движущие поведением людей, появляется возможность показать, как совмещаются в одном че­ловеке самые противоречивые , как бы взаимоисключающие черты, не нарушая при этом ни его цельности, ни его «типичности».

В рамках нашего урока нуждается в уточнении вопрос о том, какое место занимает изображение ребёнка в автобиографиче­ской литературе. Одно из первых упоминаний о собственном дет­стве содержится в одном из посланий Ивана Грозного к А. Курб­скому. Знаменательно, что царь, прославившийся своей жестоко­стью, обращается к эпизоду, живописующему страдания ребёнка, чьё младенчество омрачено ранним сиротством и унизительным притеснением бояр. Описание ребяческих радостей и горестей, игр и забав практически отсутствует в мемуарной литературе XVIII ве­ка, говорится лишь о заботах родителей, которые стараются так воспитать подрастающее поколение, «чтоб чего не упустить в нау­ках и...чтоб умножить достоинства» [Долгорукова, 1990: 43]. Од­нако уже в конце столетия Андрей Болотов, ведя подробный рас­сказ о своей жизни, упомянет и о детских впечатлениях. Конечно же, мемуарист не придаёт значения разрозненным эпизодам вроде того, как он, «будучи дитятей, по неосторожности разбил карман­ные часы или езжал в салазках на козле для принимания будто от комиссара жалования и получал по несколько копеек». Эти момен­ты жизни помнятся «клочками», да и вряд ли, по мнению самого автора, они представляют самостоятельный интерес. Авторы вос­поминаний и записок первой трети XIX столетия также мало упо­минают о своих детских годах: Отечественная война 1812 года, вос­стание декабристов, события более или менее значимой историче­ской важности наполняют содержание мемуаров. Однако уже в се­редине века, наряду с создателями первых автобиографических произведений, рассказывающих о детстве, авторы воспоминаний всё больше и больше начинают живописать «золотую пору» собст­венной жизни. Таким образом, документальная проза подготавлива­ет своеобразную «почву» для появления художественных повестей о детстве.

Основой сюжета автобиографических произведений стано­вится показ процесса социализации ребёнка. Следует заметить, что сам термин «социализация» многозначен и его трактовки различ­ными учёными не совпадают. В самом общем виде его определяют как «влияние среды в целом, которое приобщает индивида к учас­тию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведе­нию в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [Щепаньский, 1969: 51]. Дворянство (а речь во всех анализируемых произведениях идёт именно о воспитании дворянских отпрысков) «выделялось среди других сословий рус­ского общества своей отчётливо выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. ...К дворянским детям применялось так на­зываемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребёнка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно оп­ределённому образцу. ...При этом необходимо иметь в виду , что «дворянское воспитание» - это не педагогическая система, не осо­бая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бес­сознательно: путём привычки и подражания миру взрослых; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают» [Муравьёва, 1995: 8, 9, 10].

Обратившись к текстам произведений Л.Н. Толстого, С. Т. Аксакова и А.Н. Толстого, попытаемся узнать, как складыва­ются отношения детей с окружающим их миром взрослых? Как воспитываются представители дворянского сословия?

Конечно, прежде всего, мальчики воспитываются как буду­щие мужчины, они должны быть храбрыми , мужественными, уметь стойко переносить физическую боль, быть внимательными к пред­ставительницам слабого пола и т.д. Но в то же время персонажи повестей осваивают и дворянский комплекс поведения, им неодно­кратно напоминают о том, что они не просто дети, а дворяне, гос­пода. Рожденные в дворянских семьях, дети быстро усваивают пре­имущества своего сословного положения, в их душах прорастают семена тщеславия и гордыни. Показателен в этом отношении эпи­зод из повести Л.Н. Толстого «Детство», который является своего рода потрясением для героя, ум и душа которого впервые столкну­лись с тем, что, с его точки зрения, было несправедливостью. Нико-ленька Иртеньев за обедом, наливая себе квасу, уронил графин и облил скатерть. Разумеется , он понимал свою оплошность, но нака­зание, которому он подвергся, потрясло всё его существо. После обеда Наталья Савишна поймала мальчика и начала тереть по его лицу мокрой скатертью, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Освободившись от неё, Николенька с возмуще­нием рассуждает, захлебываясь от слёз: «Как! Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» [Толстой, 1928: 138]. Ребёнка поразило не столько несоответствие наказания тяжести «преступления», сколько то, что подверглось сомнению его право быть хозяином, которого добрая Наталья Савишна обязана любить в любой ситуации.

В период раннего детства ребёнок ещё смутно понимает раз­ницу между господами и слугами, однако жизненные наблюдения вскоре дают ему почву для отнесения себя именно к барскому со­словию. Знаменательно, что первоначально Багров-внук делит лю­дей на «добрых» и «злых» (при этой градации в группу добрых и любящих попадают и мать Серёжи, и его кормилица, обожавшая своего воспитанника и позже приходившая пешком за тридцать вёрст, чтобы только на мгновение взглянуть на мальчика), и лишь Как считают современные учёные (психологи, этнографы, культурологи), каждое новое поколение получает в наследство оп­ределенную модель мироздания , которая служит опорой для по­строения индивидуальной картины мира каждого человека и одно­временно объединяет генерацию людей как культурную общность. По мнению современного психолога М. Осориной, на формирова­ние модели мира ребёнка влияют три фактора: «взрослая» культура, активными проводниками которой являются прежде все­го родители, а затем и другие воспитатели; личные усилия само­го ребёнка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности, и воздействие детской субкультуры, тра­диции которой передаются из поколения в поколение детей и чрез­вычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами» [Осорина, 1999: 12]. Рассмотрим, какое отражение в автобиографи­ческих произведениях нашли все три составляющие данного про­цесса.

Однако процесс демократизации общества, активизировав­шийся с принятием крестьянской реформы, вносит свои поправки и в процесс воспитания маленького дворянина. Сближение дворян­ского ребёнка с детьми «низкого рода», немыслимое для героя Ак­сакова в конце XVIII столетия и даже в 30-е годы XIX века, эпоху взросления Николеньки Иртеньева, становится возможным в 1890-е го­ды, на которые приходятся детство Никиты, героя автобиографиче­ской повести А.Н. Толстого. Мальчик не чурается крестьянских за­бав и игр, и не случайно его ближайшим другом становится дере­венский мальчик Мишка Коряшонок.

Литература

Аксаков, СТ. Детские годы Багрова-внука. [Текст] / Собрание сочинений. ВIV т. - М.: Художественная литература, 1955. - Т. I.

Своеручные записки княгини Наталии Борисовны Долгоруковой // Записки и воспоминания русских женщин XVIII-первой половины XIX века / Сост. Т.Н. Моисеева. - М.: Современник, 1990. - С. 41-66.


files -> Оқулық. қамсыздандыру: Жұмыс дәптері
files -> «2-разрядты спортшы, 3-разрядты спортшы, 1-жасөспірімдік-разрядты спортшы, 2-жасөспірімдік-разрядты спортшы, 3-жасөспірімдік-разрядты спортшы спорттық разрядтарын және біліктiлiгi жоғары деңгейдегi екiншi санатты жаттықтырушы
files -> Регламенті Негізгі ұғымдар Осы «Спорт құрылыстарына санаттар беру»
files -> Спорттық разрядтар мен санаттар беру: спорт шеберлігіне үміткер, бірінші спорттық разряд, біліктілігі жоғары және орта деңгейдегі бірінші санатты жаттықтырушы, біліктілігі жоғары деңгейдегі бірінші санатты нұсқаушы-спортшы

В работе рассматриваются автобиографические произведения, написанные от " первого лица" : трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова; трилогия М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; "Детство Темы" Н.Г.Гарина - Михайловского; «Лето Господне» И.С.Шмелева; «Детство Никиты»А.Н.Толстого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автобиографические произведения русской литературы

(что в них схожего и чем они отличаются).

Многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»; рассказы М.Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; Н.Г.Гарин - Михайловский «Детство Темы»; И.С.Шмелев «Лето Господне»; А.Н. Толстой «Детство Никиты»; И.С.Тургенев «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Обратимся к произведениям С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, И.С. Шмелева и Н.Г. Гарина-Михайловского. Что же их объединяет?

Все герои рассказанных историй – дети.

За основу сюжета авторы взяли изображение картин духовного роста маленького человека. Повествуя о прошлом своего героя не в хронологической последовательности, а рисуя картины наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка, художники слова показывают, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир. Автор дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории.

Главное для писателей – это не события эпохи, а их преломление в душе растущего человека; психология героев, их отношение к жизни, трудное обретение себя.

Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Что же отличает эти автобиографические произведения?

В произведениях А.М.Горького, Л.Н.Толстого и Н.Г.Гарина - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

И.С.Шмелев и С.Т.Аксаков открывают перед читателем детские впечатления своих героев.

Жизнь маленьких героев складывается и освещается писателями по-разному.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения Л.Н.Толстого, – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?

Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.

«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташев («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

Н.Г. Гарин – Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.

В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А.Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И.Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников И.С.Шмелева пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

А.Н.Толстой «Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.