Государственный ансамбль танца игоря моисеева. Елена Щербакова: ансамбль имени Игоря Моисеева – уникальное явление в мировой танцевальной культуре

Особый вид искусства. Народное творчество является родоначальником всех современных направлений и течений музыки и хореографии. Танец - лучшее отображение народной души, здесь нет места фальши - в стилистике танца и музыкальном рисунке ярко и объемно проявляются этнические и национальные особенности.

В 1937 году в России был создан первый профессиональный народный ансамбль . Главным подвижником и руководителем стал Игорь Моисеев - сейчас обладатель всех возможных наград и регалий, а тогда заведующий хореографией Театра народного танца. Дворянин по происхождению, Игорь Александрович был танцором балета, потом работал балетмейстером в Большом театре, имел прекрасное хореографическое образование. Новый ансамбль он видел, как собрание единомышленников, влюбленных в этнический танец.

Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева появился на свет в начале февраля 1937 года. Тогда тридцать танцоров собрались в Московском Доме хореографа в Леонтьевском переулке и с интересом слушали вступительное слово будущего руководителя. Задачи, которые Моисеев поставил перед коллективом, были неожиданно необычными. Мастер хотел, чтобы постановки были максимально приближенными к действительности, поэтому труппе пришлось много ездить по стране, собирая фольклорные элементы и наблюдая народный танец в оригинальном исполнении.

Первой работой коллектива стала программа «Танцы народов СССР », а через год, в 1939 году были представлены на суд публики «Танцы прибалтийских народов ». С 1940 года Моисеев ставит европейские танцы, при этом ни разу не выехав за границу, не видя оригинальных композиций, ансамбль делает постановки с уникальной точностью образов и движений. Подопечным Моисеева удалось раньше всех советских начать гастролировать за рубежом.

Ансамблю народного танца Игоря Моисеева рукоплескали Франция, Великобритания и США, его ансамбль собирал аншлаги в Ла Скала и выходил на бис в Гранд Опера. За годы работы было поставлено более 300 народных композиций, ансамбль объездил с гастролями почти все страны мира, собрал все возможные государственные награды, в том числе и от иностранных государств. Игорь Александрович до последнего дня не оставлял работу в ансамбле.


10 февраля 1937 года создан Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.

В 1937 году выдающийся советский хореограф Игорь Александрович Моисеев (1906–2007). создал Ансамбль танцев народов СССР и руководил им до конца жизни. Начинал Моисеев в Большом театре, стал одним из ярчайших характерных танцовщиков своего времени. Репертуар Ансамбля Моисеева (именно так называют этот коллектив во всем мире) включает номера и целые программы, посвященные, кажется, всем странам и народностям мира. Моисеевские артисты исполняют башкирские, бурятские, вьетнамские, аргентинские, нанайские и корейские танцы. Не говоря уж об испанских, русских и немецких. Замечательно, что все эти нации и народности охотно признавали эти танцы своими, несмотря на то что все они были сочинены Игорем Моисеевым. Хореограф, проживший 101 год, видел мир как единый темпераментный танец.


ИГОРЬ МОИСЕЕВ. Прямая речь...

Об ансамбле: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства».

О политике: «Размышления о политике убедили меня в том, что простые люди бессильны что-либо изменить. Я вспоминаю слова Сенеки: "Принимай с достоинством неизбежное" - и стараюсь относиться к политике и политикам, как к плохой погоде, ища и находя удовлетворение в работе».

Об отношениях с властью: «Единственное, за что я благодарен советской власти, - что никто и никогда не вмешивался в мою работу. К тому же, как ни странно, творчество мое всегда было партийным. В том смысле, что мои поиски в народном танце, в выражении народного характера через пластику оказались созвучны идеям, провозглашенным партийными вождями. Ведь по сути ничего дурного они не говорили».

РЕПЕТИЦИЯ. КЛАСС-КОНЦЕРТ

Ансамбль Моисеева побывал более чем в шестидесяти странах мира. Сам хореограф шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию.

После спектакля в Нью-Йорке к Моисееву подошла хорошо одетая красивая женщина и попросила разрешения поцеловать его руку. Это была Марлен Дитрих.

Во второй половине 90-х годов вышла книга Игоря Моисеева «Я вспоминаю. . . Гастроль длиною в жизнь».


«Моисеев придумал новый сценический жанр народно-сценическая хореография. Именно народно-сценическое, не исторический танец, не народно-характерный, который был в балете. Это народно-сценический жанр. Опять же, это народный танец», - говорит директор государственного академического ансамбля народного танца им. И.Моисеева, Народная артистка России Елена Щербакова.

«Это значит дотянутые стопы, где-то больше приближен к классическому материалу. Потому что нельзя выносить на сцену то, что танцуется, предположим, на свадьбах, на гуляниях, это уже несёт такой оттенок театрализованности», - поясняет директор школы-студии при ГААНТ им. И.Моисеева, Народная артистка России Гюзель Апанаева.

АРАГОНСКАЯ ХОТА

Народное признание обеспечивало ансамблю аншлаги во всех городах Советского Союза. А любовь руководства страны помогала решать организационные вопросы. В 40-ом после короткого диалога со Сталиным, Моисееву дают помещение для репетиций. В 43-м он открывает школу-студию при ансамбле. А сразу после окончания войны, для моисеевцев открыли «железный занавес».

«Первая поездка заграницу у нас была - Франция. такой был успех. В те времена там, во Франции было еще много старых эмигрантов русских. И они после концерта ждали нас, целовали, плакали. И настолько это было трогательно», - вспоминает вдова Игоря Моисеева, заслуженная артистка РСФСР Ирина Моисеева.

Заграница открыла для неугомонного балетмейстера возможности расширить и без того немаленький репертуар. Игорь Моисеев как пытливый этнограф собирал все новый и новый материал для своего ансамбля и из каждой поездки привозил танцы-сувениры.

«Обычно как мы делали? Мы встречались с коллективом. Ну, например, мы ехали в Венесуэлу и встречались с венесуэльским коллективом. Приехали в Аргентину, записались в школу танго. Нам показывали движения, и на основании этих движений Моисеев уже ставил свою собственную постановку», - рассказывает Гюзель Апанаева.

Тип передачи движений «с ног на ноги» сейчас по праву может называться системой Моисеева. Все номера, которые ставил Игорь Александрович, он мог запросто исполнить сам. Причем, как мужскую, так и женскую партию. Наверное, именно поэтому от своих танцоров худрук добивался идеального исполнения.

«Вот сидит человек, которому уже, слава богу, было много лет, и он встает, вдруг вскакивает и говорит «Что вы делаете, стоп! Здесь же точно! Раз, сюда! Ну, повторите! Да нет, опять не то!» У него всегда был тот идеал, который ему хотелось, чтобы другие выразили то, что он чувствует, то, что стояло перед ним. Это свойство всегда очень больших художников», -говорит балетмейстер, Народный артист СССР Владимир Васильев.

Эта же система легла в основу обучения в школе при ансамбле. Правда, тренировать детей взялся не сам Моисеев, а его танцоры.

У нас каждый педагог преподает то, что он сам танцевал, то, что он уже впитал в себя, помнит все замечания Моисеева, помнит все его пожелания, подтекст каждого движения. В принципе, вот то, что я танцевала, мне легко передать, потому что я знаю там от и до, я ночью встану, я это станцую», - говорит Апанаева.

Но до самого конца, балетмейстер лично принимал экзамены. Причем одинаково строго спрашивал и с педагогов и с будущих танцоров.

«Он делал замечания не только по технике, но и по актерскому мастерству, потому что как он сам говорил, у нас 2 профессии: артисты балета и актеры», - рассказывает артистка Алсу Гайфулина.

До сегодняшнего дня неизменным оставался и репертуар ансамбля. Например, русский танец «Лето», который неизменно есть в каждом концерте. А еще «Арагонская хота», «Половецкие пляски», «Гопак» - всего больше 100 номеров.



Последний год жизни Игоря Моисеева

«Никогда нигде не будет второго Моисеева. Потому что артисты могут все, а найти балетмейстера, который создаст полотно, номер придумает, интересный зрителю, прежде всего, интересный артистам, чтобы они танцевали и преодолевали, использовали свои возможности это сложно», - говорит Апанаева.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), - творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца - создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты - высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, - широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы - лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев - Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, - «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Первый в мире профессиональный ансамбль народного танца вместе с Натальей Летниковой.

1. «Ноги потом, сначала неси душу» , - говорил Игорь Моисеев на репетициях. Труппа первого в мире ансамбля народного танца объездила весь Советский Союз. Исчезающие переплясы и обряды артисты переносили на сцену прямо из фольклорных экспедиций.

2. Как танцуют в Болгарии, Венгрии, Румынии… Программе «Танцы славянских народов», которая до сих пор живет на сцене, уже 70 лет. Ставил ее Игорь Моисеев, не выезжая за рубеж. И на первых же гастролях специалистов поразила точность попадания.

3. Концертный зал Чайковского - родная сценическая площадка моисеевцев. Ансамблю, уже известному и даже выступавшему на приемах в Кремле, было негде репетировать. Сталин лично предложил выбрать здание. Игорь Моисеев предпочел бывший Театр Мейерхольда на Тверской.

4. «ГАНТ СССР» - Государственный ансамбль народного танца… и танк. Во время Великой Отечественной войны коллектив объехал Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Артисты заработали полтора миллиона рублей и отдали деньги на строительство танка для Советской армии.

5. Творческий прорыв железного занавеса. 60 лет назад Ансамбль Моисеева стал первым советским коллективом, попавшим на гастроли в капстрану. Франция восторженно приняла танцоров. В прессе ансамбль окрестили балетом, признав его высокое искусство.

6. И снова единственный в мире. Моисеевцы - обладатели невиданной для танцевального коллектива роскоши: собственного симфонического оркестра. 35 музыкантов классических и народных инструментов сопровождают выступления танцоров с 1940-х годов.

7. «Кто назовет себя солистом - сразу уволю» , - говорил создатель коллектива. В ансамбле нет солистов и нет кордебалета: «Все учат всё». Зато есть своя школа и собственный стиль. Отбор в коллектив жесткий, все артисты танцуют и в сольных партиях, и в массовке.

8. Высшая форма признания для моисеевцев - тот факт, что творчество коллектива народ считает своим. Как танец «Бульба». Игорь Моисеев придумал его, наблюдая за сбором картошки в Белоруссии, а годы спустя увидел свою постановку уже в качестве фольклора.

9. Ансамбль Моисеева встречали аншлагом 60 стран мира. Танцоры выступали на лучших концертных площадках планеты, в том числе в Ла Скала и Опера Гарнье. За свои постановки Игорь Моисеев получил около 30 иностранных наград и медаль «Пять континентов» ЮНЕСКО.

10. Хореографические миниатюры и балеты, танцевальные картины и сюиты. Высокий стиль Игорь Моисеев привнес в народный танец из танца академического. Солист и балетмейстер Большого 70 лет руководил своим ансамблем, поставил 300 танцев, и 110 лет со дня рождения Игоря Моисеева отмечают на первой сцене мастера.

Предыстория

Становление Моисеева

В 1920 году отец привёл 14-летнего Игоря Моисеева в балетную студию Веры Масоловой, бывшей балерины Большого театра . По мнению отца, танцы должны были положительно влиять на становление личности сына, а также придать ему правильную осанку и манеру держаться. Три месяца спустя Вера Масолова, придя с Игорем Моисеевым в Хореографический техникум Большого театра , сказала директору, что Моисеев должен учиться у них. После вступительного экзамена он был зачислен на курсы .

В 18 лет, после окончания техникума, Игорь Моисеев стал танцовщиком Большого театра, а в 24 года - балетмейстером и поставил несколько концертов . Однако после смены руководства Большого театра ситуация изменилась. Новый директор Елена Малиновская возмутилась тем фактом, что балетмейстером стал 24-летний танцовщик: обычно ими становились после ухода со сцены и в более зрелом возрасте. Малиновская не сняла Моисеева с должности, однако ставить ему новые танцы запретила. При новом главном балетмейстере Ростиславе Захарове ситуация в театре стала сложнее: Захаров увидел в Моисееве серьёзного конкурента, что привело к продолжительному конфликту .

История

Создание ансамбля

Ради работы в ансамбле Игорь Моисеев оставил академическую сцену и должность солиста и балетмейстера Большого театра. В коллектив были приглашены наиболее талантливые участники фестиваля. Основной задачей ансамбля Игорь Моисеев считал творческую обработку и популяризацию танцевального фольклора народов СССР, для изучения которого артисты отправлялись в экспедиции и фиксировали народные танцы, песни и обряды по всей территории страны .

Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами , фольклористами , историками и музыковедами . Для максимального раскрытия и выражения экспрессии танца в постановках широко использовались классическая музыка, актёрское мастерство, драматургия и сценография . Игорь Моисеев поддерживал высокий уровень профессионализма всех танцоров и не выделял в группе солистов: каждый участник постановки мог исполнять как главные, так и второстепенные роли .

Датой основания театра считается 10 февраля 1937 года: в этот день состоялась первая репетиция коллектива . Первый концерт прошёл в московском театре «Эрмитаж» 29 августа того же года . Изначально коллектив состоял из небольшого оркестра народных инструментов и тридцати танцоров .

С 1938 года ансамбль начал регулярно выступать в Кремле на банкетах . После этого от Игоря Моисеева 18 раз требовали вступить в КПСС : считалось, что беспартийные не должны управлять коллективами. В 1940-м, во время очередного банкета, Иосиф Сталин поинтересовался делами коллектива. Игорь Моисеев пожаловался на отсутствие подходящего места для репетиций, которые приходилось проводить даже на лестничных площадках. На следующий день после разговора коллективу предложили любое столичное здание на выбор. Игорь Моисеев выбрал полуразрушенное здание, в котором ранее располагался Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда . Через три месяца здание отремонтировали и репетиционная база группы получила постоянное помещение .

Военные выступления

Школа народного танца была открыта в 1943 году после возвращения ансамбля в столицу. Её выпускники получали работу как в самом ансамбле, так и в других танцевальных коллективах .

Послевоенное время

Пик популярности ансамбля пришёлся на послевоенные годы. ГАНТ являлся визитной карточкой СССР и стал первым ансамблем в стране, который побывал на гастролях более чем в 60 странах. К примеру, в 1945 году коллектив посетил Финляндию , в 1954-м - Китай , в 1955-м - Францию и Великобританию , в 1956-м - Ливан , Египет и Сирию . В 1958 году ансамбль побывал в США , в 1963-м - в странах Южной Америки , а в 1974-м - в Индии . Выступления способствовали налаживанию конструктивных межгосударственных отношений и даже влияли на моду: после выступления во Франции в 1953 году француженки стали носить сапожки «казачок » . Каждый год на гастроли по стране и за рубежом уходило до девяти месяцев .

В 1965 году за программу «Дорога к танцу» коллектив получил звание академического ансамбля , а в 1987-м был награждён Орденом дружбы народов . В 1989 году, после гастролей в Израиле , между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения .

Современность

Игорь Моисеев работал с коллективом до самой смерти и даже находясь в больнице давал рекомендации танцорам после просмотра видеозаписей репетиций ансамбля . Он умер 2 ноября 2007 года, не дожив двух месяцев до 102 лет. За более чем 70 лет работы Игорь Моисеев поставил около 300 произведений. По его словам, «в жизни ансамбля было одно счастливое обстоятельство: коллектив быстро получил признание и на протяжении десятилетий не знал провалов» . После смерти художественного руководителя ансамбль получил его имя .

С 2011 года должность художественного руководителя-директора ансамбля занимает Елена Щербакова . На 2012 год в коллективе работало уже седьмое поколение моисеевцев: 90 артистов балета и оркестр из 32 музыкантов. Репертуар ансамбля превысил 300 оригинальных номеров . В 2015-м ансамбль получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов России . На 80-летие ансамбля коллектив сформировал юбилейную программу, которая состояла из произведений в постановке Игоря Моисеева . Также к юбилею открылась выставка, где были представлены костюмы, неопубликованные рукописи, программки концертов, фотографии участников коллектива, опись подарков ансамбля за 1939-1948 годы и сувенирные спичечные коробки с изображением артистов .

В 2018 году художественный руководитель ансамбля Елена Щербакова была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени .

Репертуар

Игорь Моисеев ставил народные танцы по канонам XIX века и оттачивал классическую технику артистов. Так как советские и современные авторы не обладали подобной культурой, коллективу было крайне сложно обновлять репертуар после смерти основателя ансамбля. Однако в репертуаре ансамбля постоянно появляются новые номер. Например, адыгский танец Аслана Хаджаева «Тляпатет», корейское «Трио» - для разучивания танца Ким Чен Ир прислал в Москву национальные костюмы и балетмейстера. Также восстановлен некогда закрытый номер 1961 года «Рок-н-ролл », который в своё время вызывал бурный ажиотаж среди зрителей и оттенял народные танцы .

Лучшими танцами ансамбля считаются «Сиртаки », «Яблочко », «Венгерский танец », «Татарочка », «Калмыцкий танец», «Финская полька», танец аргентинских пастухов «Гаучо», «Ночь на Лысой горе », «Русский танец» .

Циклы

Циклы, поставленные Игорем Моисеевым :

  • Цикл «Картинки прошлого»: «Подмосковная лирика» (1938), «Полька-красотка с фигурами и комплиментами» (1939), «Воскресенье» (1942), «Трепак » (1943), «Сюита старинных русских танцев» (1943), «Городская фабричная кадриль » (1945), «По дворам» (1948), «Скоморошьи игрища» (1966), «Еврейская сюита „Семейные радости“» (1994).
  • Цикл «Советские картинки»: «Красноармейская пляска» (1937), «Колхозная улица» (1940), «Флотская сюита „День на корабле“» (1942), «Футбол» (1948), «Два Первомая» (1948), «Партизаны» (1950), «Призывники» (1959), «На катке» (1959), «Праздник труда» (1976).

Программы

Под руководством Игоря Моисеева были подготовлены следующие программы .

  • «Танцы народов СССР» (1937-1938)
  • «Танцы прибалтийских народов» (1939)
  • «Танцы славянских народов» (1945)
  • «Мир и Дружба» (1953)
  • Класс-концерт «Дорога к танцу» (1965). В программу входили номера «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька».
  • «В гостях и дома» (1983)
  • «Танцы народов мира»

Отдельные постановки:

  • Зимняя фантазия «Метелица» (1959)
  • Одноактный балет «Половецкие пляски» (1971), включающая номера: «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал».
  • Хореографическая картина «На катке» (1980), включающая номера: «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал».
  • Одноактный балет «Ночь на Лысой горе» (1983), включающая номера «Ярмарка» и «Ночь на Лысой горе».
  • Одноактный балет «Испанская баллада» (1983)
  • Одноактный балет «Вечер в таверне» (1986)
  • Еврейская сюита «Семейные радости» (1994)
  • Азербайджанские танцы: «Возгалы» (1937), «Таракяма» (1938), «Свидание» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Газахи» (1939, постановка Т.С. Израилова), «Десмолы» (1941, постановка И.И. Арбатова), «Чабаны» (1959)
  • Аргентинские танцы: танго «В таверне Родригес Пенья» (1963-1965), Танец пастухов «Гаучо» (1967), «Маламбо» (1986)
  • Армянский танец «Мирчаи» (1938)
  • Армяно -курдская сюита танцев (1937): «Майнуки», «Керцы», «Крынги», «Пайлянчо», «Шейхана», «Яна-Яна», «Лоркя», «Ваграми», «Хаса-Бараси», «Наро», «Авуэ-Баши»
  • Башкирский танец «Семь красавиц» (1953)
  • Белорусские танцы: «Крыжачок» (1937), «Лявониха» (1937), «Бульба» (1940), «Юрочка» (1940), Полька «Янка» (1945), Полька «Мама» (1948)
  • Болгарские танцы: «Быстришка тройка» (1953), «Болгарский танец» (1965)
  • Бурятские танцы: Бурято-монгольская сказка «Цам» (1950)
  • Венесуэльский танец «Хоропа» (1983)
  • Венгерские танцы: «Чардаш», «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове» (1951-1952), «Танец со шпорами», «Понтозоо» (1953, пост. М. Рабаи)
  • Вьетнамский танец: «Танец с бамбуком» (1983)
  • Немецкий танец: «Немецкий вальс» (1953)
  • Греческие танцы: сюита греческих танцев «Сиртаки» («Сиртаки», «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четвёрками», «Общий финальный танец») (1991)
  • Грузинский танец: «Шалахо» (1940-1941)
  • Грузинско-аджарские танцы: «Картули» (1937), «Хоруми» (1937)
  • Гуцульские танцы: «Аркан» (1948), «Танец девушки и двух парней»
  • Египетский танец (1997)
  • Ирландский танец «Молодость»
  • Испанские танцы: «Испанская баллада» (1983), «Арагонская хота» (1963-1965)
  • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
  • Казахский танец «Кок-пар»
  • Калмыцкий танец «Чичирдык», «Ишкымдык»
  • Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу»
  • Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай», «Танец киргизских девушек»
  • Корейский танец
  • Латвийские танцы
  • Литовские танцы
  • Македонский женский танец, «Дзюрдевка», «Селянчица»
  • Марийский танец
  • Мексиканская сюита
  • Молдавские танцы: «Жок улмаре. Сюита», «Хора», «Чиокирлия», «Жок», «Молдавеняска», «Коаса», «Ла спалат», «Сфределуш», «Молдаваночка», «Хитрый Макану. Сюита», «Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба», «Юла»
  • Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
  • Нанайские танцы: «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей»
  • Осетинский танец «Симп»
  • Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
  • Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа», «Оашский танец»
  • Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица»
  • Словацкий танец
  • Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой»
  • Танец казанских татар
  • Танец крымских татар «Черноморочка»
  • Танцы США : «Сквер-данс», «Назад к обезьяне (Рок-н-ролл)»
  • Торгутский танец
  • Узбекские танцы: «Пахта», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“»
  • Украинские танцы: «Веснянки. Сюита», «Прощание», «Гадание», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
  • Финский танец «Комическая полька»
  • Цыганский танец
  • Чешский танец «Чешская полька»
  • Чувашский танец
  • Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трёх танцев»
  • Югославские танцы: «Сербиянка», «Кукунешти»
  • Якутский танец «Добрый охотник»

Примечания

  1. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (неопр.) (недоступная ссылка) . Культура.РФ (2013). Дата обращения 6 июня 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  2. , с. 357-361.
  3. Ушёл из жизни Игорь Моисеев (неопр.) . Телеканал “Россия - Культура” (2 ноября 2007). Дата обращения 6 июня 2018.
  4. Игорь Шевелев. Танцующий век (неопр.) . Российская газета (20 января 2006). Дата обращения 6 июня 2018.
  5. Оксана Полякова. Искусство танца – выше политики (неопр.) . Вечерняя Москва (29 ноября 2014). Дата обращения 6 июня 2018.
  6. Игорь Моисеев: «Нужно идеально владеть своим телом, чтобы оно стало послушным каждой мысли» (неопр.) . OrheusMusic.Ru (2013). Дата обращения 6 июня 2018.
  7. Евгения Коробкова. Десять великих танцев Игоря Моисеева (неопр.) . Известия (11 января 2016). Дата обращения 6 июня 2018.