Гюстав флобер - биография, информация, личная жизнь. Кто такой Гюстав Флобер? Биография флобера кратко

Гюстав Флобер - известный французский писатель-романист, один из создателей жанра современного романа - был уроженцем города Руана, где появился на свет 12 декабря 1821 г. Его отец был известным врачом, мать - представительницей старинного норманнского рода. На протяжении 1823-1840 гг. Гюстав был учеником городского Королевского коллежа. Успехами в учебе он не блистал, однако уже в те годы проявилось его огромная любовь к литературе и увлеченность историей.

В 1840 г. Флобер становится студентом юридического факультета парижской Сорбонны. В 1743 г. у него диагностируют заболевание нервной системы, напоминающее эпилепсию и требовавшее снижения двигательной активности. Недуг вынудил в 1844 г. прекратить учебу в университете. Когда в 1846 г. скончался его отец, Гюстав переехал в находившееся возле Руана имение Круассе к матери, и вся его дальнейшая биография была связана с этим местом. Флобер вел замкнутый образ жизни и уезжал отсюда сравнительно надолго всего лишь дважды за жизнь, и в обоих случаях его спутником был Максим Дюкан, лучший друг.

Доставшееся от отца наследство позволяло им с матерью не думать о хлебе насущном, Флобер мог полностью отдаться литературному труду. Первые его повести – «Мемуары безумца» (1838), «Ноябрь» (1842) - были сочинены в духе французского романтизма, но уже в первой редакции романа «Воспитание чувств» (1843 -1845, осталась неопубликованной) заметен переход на реалистические позиции.

В 1848-1851 гг., период после поражения революции, Флобер по идейным соображениям не участвовал в общественной жизни, Парижская Коммуна не была им понята и принята. Он жил в совсем другом мире, придерживаясь концепции обособленности и элитарности литературы.

В 1856 г. увидело свет произведение, ставшее шедевром мировой литературы и новым этапом в развитии современного романа, - «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы». Роман появился на страницах журнала «Ревю де Пари» с редакторскими купюрами, тем не менее, даже это не спасло от обвинения книги в безнравственности и предания ее автора суду. После вынесения оправдательного приговора роман был выпущен полностью в 1857 г. в виде отдельного издания.

В 1858 г. Флобер предпринял поездку в Тунис и Алжир, где собирал фактический материал для второго романа - «Саламбо» (опубликован в 1862 г.). В 1863 вышел третий роман - «Воспитание чувств», в 1874 г. увидело свет «Искушение святого Антония», драматическая поэма в прозе философского содержания. Венцом творческой биографии Флобера стали опубликованные в 1877 г. «Три повести» и оставшийся недописанным роман «Бувар и Пекюше».

Последний десяток лет Флобера оказался несчастливым: болезнь лишала его сил и оптимизма, поместье было оккупировано во время франко-прусской войны чужой армией, умерла его мать и добрый друг Буйе, прервалась дружба с Максимом Дюканом. Наконец, он испытывал материальные трудности, т.к. большую часть состояния пожертвовал менее обеспеченным родственникам, а издание книг не приносило больших денег: критики не жаловали его произведения. Однако полностью одинок Флобер не был, он дружил с Жорж Санд , был наставником Ги де Мопассана , о нем заботилась племянница. Организм писателя был сильно истощен, и он скончался 8 мая 1880 г. от инсульта.

Творчество Флобера оказало значительное влияние не только на национальную, но и мировую литературу. Кроме того, благодаря его наставничеству в литературу пришел целый ряд даровитых литераторов.

19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И развлечением, и учением. У горьковского призыва «Любите книгу - источник знания!» ноги растут как раз из той эпохи, когда романист не только публику развлекал сюжетом, но и впиндюривал ей заодно массу полезных сведений. Виктор Гюго всегда нам будет в этом примером.

Да что там Виктор Гюго! Не он один! 19-й век - век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и журналистов. В разы вырос круг потребителей литературы, тех, кто мог читать и получал от этого удовольствие. За что следует сказать отдельное спасибо системе государственного образования и промышленной революции. «Производство» романов тоже стало своеобразной отраслью промышленности, производящей развлечение. Но не только. Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский язык.

И если уж говорить о языке и о стиле, главных успехов в этой области добился Гюстав Флобер (Gustave Flaubert; 1821 — 1880) . Его иногда называют творцом современного романа.

«Нормандский ус Флобера» помнят все, кто слушал и полюбил появившуюся в 1975 году пластинку Д.Тухманова «По волне моей памяти». Что правда, то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. И да, был он уроженцем Нормандии.

Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был главным врачом местной больницы. Учеба в Королевском колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу. Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира. Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего поэта Л.Буйе.

Сейчас от Парижа до Руана - два часа на поезде. В начале 19-го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право. После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.

В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние, чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана, которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и занимаясь литературой. Отсюда он, случалось, выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя, Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил по-французски.

Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). В уже упомянутой песне с диска «По волне моей памяти», написанной по стихотворению М.Волошина, братья Гонкуры названы «чеканщиками». Пожалуй, это прозвище больше подошло бы к великому перфекционисту Флоберу. Короче говоря, Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.

За всю свою творческую жизнь Флобер выпустил пять книг. Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход романа сопровождался скандалом, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Главная тема этого произведения - конфликт между придуманной жизнью и жизнью реальной. Героиня романа - совсем не героическая личность. Более того, незабвенный М.С.Паниковский назвал бы госпожу Бовари личностью жалкой и ничтожной. Заурядная мещанка из небольшого городка неподалеку от Руана (так сказать провинция провинции) в поисках приключений и «высокой» (в ее понимании) любви растрачивает деньги своего мужа и в конце концов кончает жизнь самоубийством. При этом она травится мышьяком. Кто знает - не самый эстетичный способ свести счеты с жизнью. Долгое и мучительное умирание, черная блевотина... И это все старательно описал Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера произвело фурор своим реализмом. До того ни один французский писатель не описывал во всех подробностях, как героиню его романа трахают в карете, кружащейся по городу. Ах, нравственность французской нации была этим ужасно травмирована! Автора и редакторов журнала, в котором роман был опубликован, привлекли к суду за оскорбление общественной морали

Судебный процесс писателем и журналистами был выигран. В 1857 году роман «Мадам Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью, без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу ярлычок: реалист. Впрочем, реализм французского писателя имеет мало отношения к критическому реализму, процветшему в дореволюционной России, а уж тем более, к реализму социалистическому, которым лет семьдесят пугали студентов-филологов в Советском Союзе.

Вторая книга Г.Флобера вышла через пять лет. Это был исторический роман «Саламбо» («Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры. Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много эротики, которую по тем временам можно было считать и порнографией тоже.

Третий роман, «Воспитание чувств» («L"éducation sentimentale») вышел в 1859 году. Это - рассказ о молодом человеке, который живет в тяжелое время очередной французской революции. Юноша был воспитан в духе романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно говоря, это - явление, происходящее с каждым поколением молодых мужчин в любое, даже не очень революционное, время. Так что роман может показаться интересным многим мальчикам 1990-х годов. (Тоже бурное время было в современной истории России) И да, в этой истории тоже имеется сексуальная изюминка - любовь молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать его старше.

В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого, сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про грехи писать интересно, да и читать не скучно.

Читать все перечисленные романы до сих пор интересно. Флобер - не скучный писатель. Не Эмиль Золя, который раскочегарил топку своего творческого воображения на полнометражный книжный сериал «Ругон-Маккары» (21 «производственный» роман - не шутка!). По тематике он ближе к Мопассану, книги которого во времена моего отрочества школьникам в библиотеке не выдавали. Разница только в том, что Флобер делал один роман на тему, о которой Мопассан писал десяток небольших рассказов. Так что если кто-то Флобера не читал, можно посоветовать восполнить этот пробел. По крайней мере, затраченного на это времени жалко не будет. И переводы на русский язык хорошие, дающие почувствовать мастерство великого стилиста.

Трудно рассказывать о такой жизни, которой жил Г.Флобер в последние свои годы. Никаких приключений, никаких любовных связей. Правда, поговаривают, что была у него любовь с матушкой Ги де Мопассана. Смерть начала подбираться к друзьям и близким, в 1869 году умер его друг поэт Буйе. Во время франко-прусской войны поместье Круассе оккупировали немцы. Критика к его романам относилась с некоторым подозрением. Неприятие вызывали и сюжеты, и язык его романов. Так что коммерческого успеха издание романов Флоберу не принесло. Да и содержание поместья требовало все больше денег, а доходы не увеличивались.

Флобер умер в своем поместье Круассе 8 мая 1880 года. Его влияние на развитие французского романа к тому времени никто не отрицал. А поскольку французская литература в конце 19-го века была образцовой для всех литераторов просвещенного сообщества, можно без преувеличения сказать: творчество Гюстава Флобера оказало влияние на всю мировую литературу. В том числе и на русскую. Так или иначе, Лев Толстой писал с оглядкой на французов. А «Анна Каренина» -- в некотором смысле русский вариант истории госпожи Бовари, дурной бабы которая погналась за так называемой «любовью».

Влияние же французской литературы на литературу советскую еще более сильно и совсем не благотворно. Дело в том, что Союз советских писателей создавали люди, для которых Флобер, Мопассан, Золя были звездами первой величины. И, начав руководить Союзом, они вольно или невольно впихивали бурлящую литературу советских 1920-х годов в уже устоявшуюся и потому скучноватую рамку реализма, сколоченную великими французскими романистами. При этом реализм они разумели совсем не так, как великие французы. Посему рамку эту существенно сузили, обернули кумачом и назвали социалистическим реализмом. А поскольку руководство Союза было единым, и кормежка шла из одних рук, практически никто из литераторов, объявивших себя советскими, сопротивляться давлению не смог. Более талантливые ваяли, как могли, эпопеи про современную жизнь, инкрустируя их в меру своего таланта и нонконформизма жемчужинками и алмазиками. Бесталанные тоже добивались определенных успехов в сочинении по прописям великих. Их издавали массовым тиражом, но читать это варево было сложно. Мазохисты могут почитать Бабаевского, а самоубийцы - М.Бубенова. Некоторые из совписов уже в 1970-е годы воплотили в жизнь то, о чем сплетничали про А.Дюма-отца за сто лет до этого. Огромные «опупеи» вроде «Вечного зова» строчили «литературные рабы». А уж как создавалась многонациональная советская литература - отдельный плач.

Впрочем, Гюстав Флобер в этих «перегибах на местах» нисколько не виноват.

Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.

Семья и детство

Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.

Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана. В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс». Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.

Учёба и болезнь

В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.

И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел - в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.

Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро - лишь спустя 25 лет.

Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.

Путешествия и первый роман

В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.

Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари - это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.

Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.

Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним - его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.

Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.

Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.

Признание и скандалы

В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.

Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга - написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.

В том же году умирает близкий друг писателя - Луи Булле, ещё через три года - его мать.

Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.


Последние годы жизни

В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.

В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.

В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык - этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».

Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.

В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.

  • Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.
  • Флобер вывел в свет другого известного французского прозаика - Ги де Мопассана.
  • Несмотря на «аморальные» взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта.
  • Некоторые известные писатели прямо подражали Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты «Искушения святого Антония».

Титулы и награды

  • Орден Почётного легиона

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Получив первоначальное образование в Королевском колледже Руана, в 1840 году Флобер отправляется в Париж, чтобы изучать право. Решение это не было продиктовано сердцем: юриспруденция нисколько не занимала юношу. В самой романтической столице мира он живет более чем уединенно, у него практически нет товарищей.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его. Чтобы найти спасение от болезни, будущий писатель отправляется в Италию.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842). А вот в не увидевшем свет романе «Воспитание чувств», работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари» , который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 году Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо» , действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения».

фр. Gustave Flaubert

французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века

Краткая биография

Известный французский писатель-романист, один из создателей жанра современного романа - был уроженцем города Руана, где появился на свет 12 декабря 1821 г. Его отец был известным врачом, мать - представительницей старинного норманнского рода. На протяжении 1823-1840 гг. Гюстав был учеником городского Королевского коллежа. Успехами в учебе он не блистал, однако уже в те годы проявилось его огромная любовь к литературе и увлеченность историей.

В 1840 г. Флобер становится студентом юридического факультета парижской Сорбонны. В 1743 г. у него диагностируют заболевание нервной системы, напоминающее эпилепсию и требовавшее снижения двигательной активности. Недуг вынудил в 1844 г. прекратить учебу в университете. Когда в 1846 г. скончался его отец, Гюстав переехал в находившееся возле Руана имение Круассе к матери, и вся его дальнейшая биография была связана с этим местом. Флобер вел замкнутый образ жизни и уезжал отсюда сравнительно надолго всего лишь дважды за жизнь, и в обоих случаях его спутником был Максим Дюкан, лучший друг.

Доставшееся от отца наследство позволяло им с матерью не думать о хлебе насущном, Флобер мог полностью отдаться литературному труду. Первые его повести – «Мемуары безумца» (1838), «Ноябрь» (1842) - были сочинены в духе французского романтизма, но уже в первой редакции романа «Воспитание чувств» (1843 -1845, осталась неопубликованной) заметен переход на реалистические позиции.

В 1848-1851 гг., период после поражения революции, Флобер по идейным соображениям не участвовал в общественной жизни, Парижская Коммуна не была им понята и принята. Он жил в совсем другом мире, придерживаясь концепции обособленности и элитарности литературы.

В 1856 г. увидело свет произведение, ставшее шедевром мировой литературы и новым этапом в развитии современного романа, - «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы». Роман появился на страницах журнала «Ревю де Пари» с редакторскими купюрами, тем не менее, даже это не спасло от обвинения книги в безнравственности и предания ее автора суду. После вынесения оправдательного приговора роман был выпущен полностью в 1857 г. в виде отдельного издания.

В 1858 г. Флобер предпринял поездку в Тунис и Алжир, где собирал фактический материал для второго романа - «Саламбо» (опубликован в 1862 г.). В 1863 вышел третий роман - «Воспитание чувств», в 1874 г. увидело свет «Искушение святого Антония», драматическая поэма в прозе философского содержания. Венцом творческой биографии Флобера стали опубликованные в 1877 г. «Три повести» и оставшийся недописанным роман «Бувар и Пекюше».

Последний десяток лет Флобера оказался несчастливым: болезнь лишала его сил и оптимизма, поместье было оккупировано во время франко-прусской войны чужой армией, умерла его мать и добрый друг Буйе, прервалась дружба с Максимом Дюканом. Наконец, он испытывал материальные трудности, т.к. большую часть состояния пожертвовал менее обеспеченным родственникам, а издание книг не приносило больших денег: критики не жаловали его произведения. Однако полностью одинок Флобер не был, он дружил с Жорж Санд , был наставником Ги де Мопассана , о нем заботилась племянница. Организм писателя был сильно истощен, и он скончался 8 мая 1880 г. от инсульта.

Творчество Флобера оказало значительное влияние не только на национальную, но и мировую литературу. Кроме того, благодаря его наставничеству в литературу пришел целый ряд даровитых литераторов.

Биография из Википедии

Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert; 12 декабря 1821, Руан - 8 мая 1880, Круассе) - французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste ). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

С 1832 года учился в Королевском коллеже и лицее в Руане, где с приятелем (Эрнест Шевалье) организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом журнале появился его первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 году после первого эпилептического припадка. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буйе. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 году и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя , Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Творчество

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Первое издание романа «Госпожа Бовари» 1857.Титул

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин,

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия.

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа - очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Гастон Бюсьер . Саламбо. 1907

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862 году. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н. э.

Через два года в сентябре 1864 года Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» (1869) был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.

В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».

Главные произведения

Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера , занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом.

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. По стилю роман схож с произведениями Бальзака . Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль Бовари, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе, изучая исторические источники. Когда он появился в 1862 году, его восприняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наёмники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит, чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наёмников влюбляются в эту девушку. Освобожденный раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Произведение автобиографично. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учёбу в Париж. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может сделать выбор между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они не сравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью.

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872 году. Автор хотел написать о тщеславии своих современников. Позднее он пытался понять саму природу человека. В романе рассказывается о том, как жарким летним днём двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик) и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Но, получив наследство, они все-таки покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Таким образом, они возвращаются к своей профессии копировальщиков.

Сочинения

  • «Мемуары безумца» / фр. Mémoires d"un fou, 1838
  • «Ноябрь» / фр. Novembre, 1842
  • «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / фр. Madame Bovary, 1857
  • «Саламбо» / фр. Salammbô, 1862
  • «Воспитание чувств» / фр. L"Éducation sentimentale, 1869
  • «Искушение святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine, 1874
  • «Три повести» / фр. Trois contes, 1877
  • «Бувар и Пекюше», 1881

Экранизации

  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
  • Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973
  • Спаси и сохрани (реж. Александр Сокуров), СССР, 1989 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
  • Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
  • Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
  • Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.

Музыка

  • опера «Мадам Бовари» / Madame Bovary (1955, Неаполь), композитор Гвидо Паннаин.