Историко культурный процесс и периодизация русской. Историко-культурный процесс

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

Периодизация культурно - исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования как: культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего; культурные же их параметры совершенно различны.

Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была «величайшим переворотом в истории», но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая - динамику общественного развития в целом.

Поскольку История мировой культуры является частью более объемной дисциплины "культурология", то рассмотрение истории культуры целесообразно вести с точки зрения наиболее существенных философских концепций развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, это и культурно-исторические типы Данилевского, и теория культурных сверхсистем П. Сорокина. Это и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах выше перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается именно на развитие культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.

Историческая периодизация не принимает во внимание и «стилевые» эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими, с точки зрения культуры, поскольку ярко отражают эволюцию в человеческом самовыражении. Учитывая перечисленные выше концепции культурно-исторического развития, можно выделить следующие подходы к культурно- исторической периодизации:

    Н.Данилевский:10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших, с точки зрения временных параметров, как последовательно, так и параллельно.

    О. Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы-цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие.

    А. Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность.

    П. Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно (по ходу исторического процесса), сменяющие друг друга.

    К. Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой.

Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.

Далее попытаемся представить хронологические рамки культурно -исторических этапов, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.
I. ДОИСТОРИЯ. ПЕРИОД КУЛЬТУРНОЙ ДРЕВНОСТИ (40 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.)

    Древнекаменный век (палеолит) - 40 тыс. лет до н.э. - 12 тыс. лет до н.э.

    Среднекаменный век (мезолит) - 12 тыс. лет до н.э. - 7 тыс. лет до н.э.

    Новокаменный век (неолит) - 7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.

II. ПЕРИОД ВЕЛИКИХ АРХАИЧЕСКИХ КУЛЬТУР (4 тыс. лет до н.э - 6 век до н.э. до н.э.)

    Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер-4 тыс. лет до н.э.; шумероаккадская ультура - 3 тыс. до н.э.

    Зарождение древнеегипетской цивилизации - конец 4 - нач. 3 тыс. до н.э.

    Зарождение древнеиндийской цивилизации - конец 3 тыс. до н.э.

    Зарождение цивилизации в Древнем Китае - 2 тыс. до н.э

    Расцвет культуры Вавилонии - 2 тыс. до н.э.

    Расцвет критской (минойской) культуры - сер. 2 тыс. до н.э.

    Расцвет микенской (элладской) культуры - 2-я - пол. 2 тыс. до н.э.

    Древняя Греция:

    Гомеровский период - 9 - 7 вв. до н.э.

    Архаический период - 7 - 6 вв. до н.э. Древний Рим:

    Этрусская эпоха -9-6 вв. до н.э. Царский период - 8 - 7 вв. до н.э

III. ПЕРИОД «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ»

    Классический период культуры Древней Греции - 5 - 4 вв. до н.э.

    Эпоха эллинизма - конец 4 - сер.1 века до н.э.

    Древний Рим

    Республиканский период- 6 - сер 1 вв. до н.э.

    Период империи - сер 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.

    Культура Поднебесной (Китайской империи) - 8 в. до н.э.- 4 в н.э.

    Расцвет культуры Древней Индии (эпоха ариев) - 7 в. до н.э. - 2 в н.э.

    Расцвет культуры Ассирии - 7 - 6 вв. до н.э.

    Образование Персидской империи - 6 век до н.э. Средние века - 5 в. н.э. - рубеж 13 - 14 вв.

    Византийская империя - 5 - 15 вв.

    Славянская древность.

    Новгородская Русь - 8 -к. 9 вв.

    Киевская Русь - к. 9 - 12 вв.

    Арабский Халифат - 7 - 13 вв.

    Западноевропейское средневековье:

    Каролингское возрождение 8 - Э вв.

    Романский период - 10 - 12 вв.

    Готический период - 12-14 вв.

    Эпоха Возрождения:

    Италия - к. 13 - 16 вв.

    Раннее - к. 13 - сер.15 вв.

    Высокое - сер. 15 - нач.16 вв.

    Позднее - нач. 16 - к. 16 вв. Испания - 15 - к.17 вв.

    Англия - 15 - нач.17 вв.

    Германия - 15-17 вв.

    Нидерланды (Фландрия, Голландия) - 15 - нач.17 вв. Франция - 16 век.

    Московское царство - к. 14-17 вв.

    Эпоха классицизма - 30-е гг. 17 - к. 18 вв.

    Эпоха барокко - к. 16 - сер. 18 вв.

IV. ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕК

    Эпоха Просвещения - 1689 - 1789 гг.

    Эпоха романтизма - к. 18 - 30-40 гг. 19 вв.

    Период реализма - 40-е гг. 19 в. - 20 - е гг. 20 века.

    Период натурализма - 70 -90 -е гг. 19 века.

    Период символизма и модерна - 90-е гг. 19 - 10-е гг. 20 века. «Золотой век» русской культуры - 30 - 90 гг. 19 в,

    «Серебряный век» русской культуры - к. 19-10 гг.20 вв.

    Эпоха модернизма (авангарда) - нач.20 века - к.ЗО -х гг. 20 в.

    Советский период русской культуры - 1917- 1991 гг.

    Постмодернизм - к.60-х гг. - по настоящее время.

Как можно увидеть из приведенного выше перечня некоторых явлений культурно-исторического процесса, культурно - историческая периодизация представляет картину достаточно пёструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки; и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки; и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Всё вместе это даёт возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем виде.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

1 этап - Фольклор (10-11 в.в.): сказки, былины, песни

2 этап - Древнерусская литература (12 - 17 в.в.): былины, летописи, жития

3 этап - Русское Предвозрождение (кон. 14 - 15 в.в.)

4 этап - "Золотой век" (19 в.): классицизм, сентиментализм, романтизм (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

5 этап - "Серебряный век" (нач. 20 в.): модернизм, символизм, футуризм, акмеизм, авангардизм.

6 этап - Советский период (1917 - 1986), период Оттепели (60-е годы 20 в.)

7 этап - 90-е годы 20 в. - нач. 21 века.

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Цель и задачи:

Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

Усложнение смысловой функции речи студентов.

Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

Периодизация русской литературы.

Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

«До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

1.О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

2.Новая тема. Слово учителя.

Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

Нравственные качества;

Самооценка.

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Закрепление.

Вопросы для закрепления:

Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

Назовите периоды русского освободительного движения?

В чем заключается самобытность русской литературы?

Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

Оценки, выводы.

Историко-культурный процесс — процесс развития и функционирования культуры в обществе. Взгляды Достоевского на историко-культурный процесссложились под определенным влиянием «философии истории» Гегеля, а также книги Н. Данилевского «Россия и Европа» и уточнялись на протяжении всей его жизни. В ранних письмах к брату в конце 1830-х гг. Достоевский указывает на зависимость «души человека» от истории культуры; в 60-е гг. ставит вопрос о специфике, типологии и национальном своеобразии культуры; в 70-е гг. его интересует специфика народной культуры. Достоевский рассматривает историко-культурный процесс прежде всего как процесс развития духовной культуры, выражающий наиболее важное в истории человечества и осуществляемый путем нравственной эволюции личности. Историко-культурный процесс имеет определенную направленность и цель — достижение состояния (20; 192—193). Историко-культурный процесс формирует человека: «Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека» (см. ).

В записной тетради 1864—1865 гг. Достоевский объясняет историко-культурный процесс законами эволюции человека и выделяет три этапа развития культуры, связывая их с этапами становления человечества: первобытную общину, когда «человек живет массами», «непосредственно»; «время переходное» — «цивилизацию», способствующую развитию личности и личного сознания; будущее, в котором человек должен вернуться в «непосредственность», в «массу», обратиться к идеалу человечества — Христу (20; 191—192). Достоевский противопоставляет христианские представления об историко-культурном процессе («норму») представлениям «социалистическим»: «...Бесконечность христианства над социализмом в том и заключается, что <...> христианин, <...> все отдавая, ничего себе сам не требует» (20; 193). Смена исторических периодов происходит в виде неожиданных катастроф. Задача искусства — осмыслить историко-культурный процесс и воздействовать на него. Историко-культурный процесс и его последствия непредсказуемы для человека. «...Может быть, именно то, что наши прогрессивные умы считают несвоевременным и неполезным, и есть современное и полезное» (18; 100); понятие «прогресса» Достоевский обычно связывает с субъективной оценкой людьми явлений историко-культурного процесса. По наблюдению Г.М. Фридлендера, Достоевский выделяет два типа «эпох» — «гармоничные», «здоровые» (гомеровская эпоха, Возрождение), в искусстве которых выражается высшая эстетическая закономерность, и «дисгармонические», «болезненные», переходные эпохи, когда искусство обнажает хаос жизни. Именно переходные эпохи нередко оказываются для искусства наиболее плодотворными. В историко-культурном процессе Достоевский выделяет два «слоя» — народную культуру и «верхний слой культурных людей» (22; 110). Историко-культурный процесс всегда национален; культура есть «химическое соединение человеческого духа с родной землей» (5; 52). Особенность русского историко-культурного процесса Достоевский видит в начавшемся с Петра I трагическом разъединении «форм жизни» с «духом и стремлениями народа»; перспектива русской культуры — возвращение на родную почву, сохранившуюся в народной культуре (18; 36—37). Достоевский выделяет в историко-культурном процессе периоды «замкнутые» (Россия до Петра) и «открытые», для которых характерно «расширение взгляда беспримерное» (Россия после Петра). Внутреннее содержание русского историко-культурного процесса, начиная с петровских реформ, составляет «...потребность <...> всеслужения человечеству, <...> примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов...», «потребность быть <...> справедливыми и искать лишь истины» (23; 47); при этом Россия имеет возможность избавиться от болезней европейской цивилизации. Достоевский подчеркивает личную ответственность каждого человека за результаты историко-культурного процесса. Итог его — достижение идеальной гармонии, приближение к Христу — Достоевский относил к отдаленному будущему. В 1876—1877 гг. у Достоевского возникает ощущение завершенности историко-культурного процесса, приближения к апокалиптической катастрофе.

В советский период взгляды Достоевского на историко-культурный процесс нередко критиковались за отсутствие в них исторического мышления, непонимание роли классов и классовой борьбы, незнание «революционной диалектики». В начале XX в., в 1980—1990-е гг., Достоевский часто рассматривался как пророк, предсказавший многие социальные и культурные потрясения XX в.

Кондаков Б.В.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРВСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

Промышленно-гуманитарный колледж

Краткий курс лекций по литературе XIX века (второй семестр) для студентов первого курса

Промышленно-гуманитарного колледжа НПИ ЮРГТУ

Преподаватель Л.А. Дронова

Волгодонск 2011

Составитель: Дронова Л.А.

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменных работ по литературе для студентов Промышленно-гуманитарного колледжа Волгодонского института ЮРГТУ.

В данном методическом пособии представлен перечень тем и основной критический материал для подготовки к практическим занятиям по литературе, что позволяет студентам сориентироваться в круге вопросов каждого занятия и заранее подготовиться к нему, использовав рекомендуемую литературу.

Предназначено для студентов 1 курса ПГК специальностей 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 261304 «Экспертиза качества потребительских товаров», 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Введение.

Литература как вид искусства.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Русская литература первой половины 19 века.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Сентиментализм : Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Карамзин : Эпоху сентиментализма в России открыли Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза». (еще в конце 18 в.)

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия: 1) Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. 2) Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, популярных в стихах его предшественников. 3) Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Реформа языка Карамзина: п роза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. 1) Карамзин целенаправленно отказался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. 2) Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). 3). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм: идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» Г. А. Бюргера), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм. Участвовал в ополчении. В 1816 стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова . Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. нашего времени». Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, - ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой - ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Наряду с поэзией начала развиваться проза . Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы. Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте.

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной (причудливой, комической, трагикомической) форме.

Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Развитие поэзии несколько затихает.

Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

А. С. Пушкин (1799 – 1837)

- Жизненный и творческий путь.

- Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Жизнь и творчество Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю - 26 мая) 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье, однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского, и "царского арапа" Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски; летние месяцы он проводил у бабушки под Москвой. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас", - а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина.

По окончании в 1817 году лицея Александр Сергеевич Пушкин получил назначение в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь, вступает в литературно-театральное общество "Зеленая лампа", сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи и острые эпиграммы. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма "Руслан и Людмила", опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры. Выпады против власть предержащих не остались без внимания, и в мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Пушкин отправляется на Кавказ, потом в Крым, живет в Кишиневе и Одессе, встречается с будущими декабристами. В "южный" период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Написаны "Кинжал", "Кавказский пленник", "Демон", "Гаврилиада", "Цыганы", начат "Евгений Онегин". Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.

В июле 1824 года, как неблагонадежного и вследствие стычек с начальством, в частности с графом М.С.Воронцовым - за женой которого Е.К.Воронцовой Пушкин ухаживал, - поэта высылают в псковское имение Михайловское под надзор родителей. И здесь возникает ряд шедевров, таких как "Подражания Корану", "Я помню чудное мгновенье", "Пророк", трагедия "Борис Годунов". После разгрома восстания декабристов в сентябре 1826 года Пушкин вызван в Москву, где происходит беседа между ним и новым царем Николаем I. Хотя поэт и не скрывал от царя, что, окажись в декабре в Петербурге, тоже вышел бы на Сенатскую, тот объявил о своем покровительстве и об освобождении его от обычной цензуры и намекнул на перспективу либеральных реформ и возможное прощение осужденных, убеждая сотрудничать с властью в интересах прогресса. Пушкин решил пойти навстречу царю, полагая этот шаг соглашением на равных... В эти годы в творчестве Пушкина пробуждается интерес к истории России, к личности царя-преобразователя Петра I, примеру которого поэт призывает следовать нынешнего монарха. Он создает "Стансы", "Полтаву", начинает "Арапа Петра Великого".

В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталии Николаевне Гончаровой и получает согласие на брак, а осенью того же года отправляется по имущественным делам в Болдино, где его на три месяца задерживают холерные карантины. Эта первая "болдинская осень" стала наивысшей точкой пушкинского творчества: достаточно назвать немногие произведения, вышедшие тогда из-под пера великого писателя - "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Бесы", "Элегия", "Прощание"... И вторая "болдинская осень", 1833 года, когда на обратном пути с Волги и Урала Пушкин вновь заехал в имение, по значению не уступает первой: "История Пугачева", "Медный всадник", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Осень". Начатую в Болдине повесть "Пиковая дама" он срочно дописывает и печатает в журнале "Библиотека для чтения", платившем ему по высшим ставкам. Но Пушкин все равно испытывает крайнее стеснение в средствах: светские обязанности, рождение детей требуют немалых расходов, а последние книги большого дохода не принесли. И после гибели поэта его долги будут оплачены из казны... Кроме того, в 1836 году, несмотря на нападки реакционной прессы, несмотря на критику, заявляющую о конце эпохи Пушкина, он начинает издавать журнал "Современник", который тоже не улучшил финансовых дел.

К концу 1836 года подспудно зревший конфликт между "вольнодумцем камер-юнкером Пушкиным" и враждебными ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены поэта и его самого. В результате произошло открытое столкновение Пушкина с поклонником его жены, французским эмигрантом Дантесом, и утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялась дуэль. Пушкин был ранен в живот и через двое суток умер.

Гибель поэта стала национальной трагедией.: "Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт-Петербург