Карамзин Н. М


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/ed/b_eda85322faf42b34dda475f5fda31f75.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Александр I произвел Карамзина в придворные историографы, назначив ежегодное жалованье в две тысячи рублей ассигнациями. Фото: globallookpress.com

Исполняется 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

Он писал стихи и прозу, переводил Шекспира, издавал журналы, был «отцом русского сентиментализма» и реформатором литературного языка. «Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве», — восхищался Николай Васильевич Гоголь. «Он сделал литературу гуманною», — писал о Карамзине Александр Иванович Герцен. «Первым историком и последним летописцем» называл Карамзина Александр Сергеевич Пушкин, величая «Историю государства Российского» «подвигом честного человека». И все чаще мы, люди XXI века, обращаемся к великому историку, с изумлением находя мысли, словно сегодня написанные.

Главный труд своей жизни Карамзин начал писать в 1803 году, уединившись в кабинетной тиши со старинными манускриптами (помощники привозили ему документы из архивов и монастырей). Прославленный 37-летний писатель («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», еще более десятка повестей), успешный издатель «Московского журнала» и «Вестника Европы» отказался от многого, сосредоточившись на занятиях историей. Император Александр I произвел Карамзина в придворные историографы, назначив ежегодное жалованье в две тысячи рублей ассигнациями.

На написание и издание восьми томов ушло 15 лет. Начало 1818 года отмечено книжной сенсацией — трехтысячный тираж «Истории государства Российского» разошелся всего за месяц. Тома допечатывают, продают по двойной цене, «Историей» Карамзина зачитываются. О Древней Руси, о монгольском нашествии, о князьях и боярах, первых царях (восьмой том оканчивался первой третью царствования Ивана Грозного) впервые было написано свободным русским языком, без тяжеловесных архаизмов, захватывающе и интересно. «Чистой, плавной и сильной прозой» называл труд Карамзина поэт Константин Батюшков. Через три года вышел девятый том, пожалуй, самый страшный, о злодействах Ивана Грозного. Потом — еще три. «История государства Российского» остановилась на периоде Смутного времени. Смертельная болезнь помешала писателю-историку продолжать работу. В июне 1826-го его не стало.

По роковому стечению обстоятельств Николай Михайлович Карамзин застудил легкие на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Противник бунтов, он страшно переживал за участников восстания, уговаривал мятежников разойтись.

В молодости, путешествуя по Европе, Николай Карамзин оказался свидетелем Великой французской революции. Потрясенный кровавыми событиями, стал убежденным противником радикальных политических перемен. «Рабство — зло. Но быстрая, неестественная отмена его — тоже зло, — писал Карамзин. — Всякие насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот». Он мечтал, что люди «уверятся в изящности законов чистого разума». Был сторонником самодержавия, но самодержавия с твердыми законами, самодержавия просвещенного. И против резкой отмены крепостного права возражал, считая, что крестьян прежде необходимо просветить — и только потом освободить. Карамзин был убежден, что к свободе «надобно готовить человека исправлением нравственным».

Декабристы, пристально изучавшие «Историю государства Российского», были главными оппонентами монархических взглядов Карамзина. А он относился к ним как мудрый отец — руководителей декабристского движения он знал с детских лет. И ходатайствовал потом перед Николаем I об их освобождении: «Ваше величество! Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века!»

Серьезные исследователи наследия Карамзина обратили внимание на странные «рифмы» в его судьбе. Историк литературы, доктор философских наук Вадим Перельмутер посвятил этой теме свою публичную лекцию, прошедшую в юбилейные карамзинские дни в московском Музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Лектор напомнил, что тома «Истории государства Российского» были последними книгами, читаемыми приговоренными декабристами. И, быть может, при многократном перечитывании от их внимания уже не ускользнула карамзинская мысль, проигнорированная в революционном запале: «Сердцу человеческому свойственно доброжелательствовать республикам, основанным на коренных правах вольности, ему любезной».

Вадим Перельмутер четко акцентировал границу, проводимую Карамзиным между единовластием и деспотией: «Из первого есть выход в республику, из второго — только на тот свет». И напомнил нам начало десятого тома «Истории государства Российского». «Первые дни по смерти тирана (говорит римский историк) бывают счастливейшими для народов: ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий». Страдания и ужасы эпохи Грозного Карамзин описал так, что волосы встают дыбом. Читали ли это те, кто сейчас с пеной у рта ставит памятники кровавому царю?

Николай Михайлович Карамзин был не только придворным историографом, но и постоянным собеседником Александра I. Сказавшим государю среди прочих и такие слова: «Ваше величество, у Вас много самолюбия — у меня никакого. Мы равны перед Богом: Я люблю только ту свободу, которой ни один тиран не сможет меня лишить...»

Между тем на вопрос Карамзина о цензуре Александр I ответил: «Я сам буду твоим цензором». Ту же фразу позже повторил Николай I, обращаясь к Пушкину... Помня о верховном цензорстве, Карамзин, тем не менее, на страницах своей «Истории» ни разу не поступился против чести и совести. Недаром Александр Тургенев писал, что «одному Карамзину дано жить жизнью души, ума и сердца. Мы все поем вполголоса и живем не полною жизнью; оттого и не можем быть вполне довольны собою».

Николая Михайловича Карамзина называют поэтом мысли. Вадим Перельмутер произнес на своей лекции пушкинскую фразу: «История принадлежит поэту» — и два ее опровержения. Карамзин считал, что царю, а декабрист Никита Муравьев не сомневался, что «история принадлежит народу». Лектор и ведущая встречи, замдиректора Музея А.С. Пушкина по научной части академик Наталья Михайлова говорила о том, что сейчас карамзинское время. Уповать возможно только на просвещение. И на вопрос, кому принадлежит история, можно ответить, вновь и вновь обращаясь к «Истории государства Российского». Потому как, по словам самого Карамзина, «мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».

Н.М. Карамзин – подвиг русского человека

Цели урока:

Образовательные :

Ознакомить студентов с биографией и творчеством Н.М. Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающая:

Предварительный просмотр:

Е.И. Дашевская

Коммуникативная компетентность специалиста-инженера

Заберите у меня всё, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету всё, что имел.

Даниэл Уэбстер.

Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим средством отношений между людьми. С помощью общения происходит обмен информацией, достигаются определённые результаты в процессе совместной деятельности, решаются конкретные задачи. Один из самых ярких представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта, компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей популярной не только на Западе, но и в нашей стране, книге «Карьера менеджера» подчёркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними». Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации (от лат. сommunicatio- сообщение) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания), необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, формирование профессионального имиджа.

Динамичный характер жизни и профессиональной деятельности требует от будущих инженеров коммуникативных качеств, а именно: умения быстро вливаться в трудовой коллектив, готовности адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности. Инженер должен уметь работать в команде, нацеленной на общий производственный результат, участвовать в принятии рациональных решений, понимать и принимать точку зрения своих партнёров, учитывать конструктивную критику, публично представлять свои разработки.

Специалисту на производстве приходится иметь дело с большим объёмом деловой информации, которую необходимо правильно понимать, перерабатывать, что трудно сделать, если не развита коммуникативная компетенция. Инженер реализует свои коммуникативные умения в публичных выступлениях, введении переговоров, в дискуссиях, на производственных совещаниях, при разрешении конфликтов. Владение нормами культуры речи способствует регулированию человеческих отношений, помогает продвижению по карьерной лестнице.

Профессиональная коммуникация инженеров имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании профессиональной коммуникативной компетентности. В программу подготовки инженерных специалистов необходимо включать такие образовательные дисциплины в техническом вузе, как «Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Основы речевой коммуникации», «Деловой русский язык», что, бесспорно, будет способствовать повышению профессиональной компетентности специалистов, развитию их речевой культуры.

Особо отметим такую дисциплину, как «Деловой русский язык», поскольку сфера профессиональной деятельности инженера в области автомобилестроения предполагает устное и письменное общение как с российскими партнёрами-производителями, так и с зарубежными. В зависимости от целей, задач и условий документирования выделятся факторы, позволяющие разделить все документы на отдельные типы и виды: служебные документы, деловые письма, производственные договоры, протоколы. Для специалиста важна способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной профессиональной деятельности.

Вся деятельность организации, предприятия, фирмы, так или иначе, связана с документацией. Документация весьма разнообразна по выполняемым ею функциям, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации.

По фактору адресации документы разделяют на внутреннюю и внешнюю деловую переписку. Внутренняя деловая переписка ведётся между должностными лицами, подразделениями одной организации, учреждения. При этом адресант и адресат документа состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной. Внешняя деловая переписка ведётся между разными организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в прямом подчинении по отношению друг к другу. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами.

По фактору доступности документируемой информации документы могут быть открытого пользования (доступа), ограниченного доступа и конфиденциального характера.

В последнее время выделяют ещё одна форма отправления официально-деловой корреспонденции – электронная деловая корреспонденция и факсовые отправления. Однако электронная почта и телефакс используется для решения оперативных вопросов, а письма, имеющие большое юридическое значение (договоры, предложения), высылаются обычными почтовыми отправлениями.

Официальные письма по тематическому признаку делятся на деловую и коммерческую переписку. Переписку, с помощью которой оформляют экономические, правовые, финансовые отношения, принято называть деловой корреспонденцией. Письма, составляемые при заключении и выполнении коммерческих сделок, при решении вопросов сбыта продукции и вопросов снабжения, относят к коммерческой корреспонденции (письма-запросы, предложения, письма-претензии и ответы на эти виды писем).

Составляют деловые письма на фирменных бланках, представляющих собой лист бумаги с напечатанными на нём авторскими реквизитами организации: полное наименование организации, адрес, телефон, телефакс, электронный адрес.

Текст делового письма содержит, как правило, один вопрос и состоит из двух частей. В первой части излагаются факты, послужившие основанием для составления документа. Во второй части приводятся выводы, просьбы, предложения. Порядок следования частей может меняться.

Общим для всех видов и типов служебных бумаг является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. Этим стандартом определяется содержание и форма документа, место проставления на бланке реквизитов делового письма: авторских реквизитов адресата, даты, номера (индекса), заголовка к тексту, текста, отметки о приложениях (если они есть), отметки о составителе.

Значительную часть своей жизни человек проводит на работе, в окружении людей, с которыми он связан общим делом. Поэтому немаловажную роль играют нормы делового этикета, призванные регламентировать отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью. Служебный этикет строится на уважении, чувстве такта, доброжелательности, внимании и чутком отношении к работнику и требует определённых качеств как от руководителя, так и от подчинённого.

Известно, что успех делового разговора зависит не только от соблюдения правил его проведения, но и от культуры речи говорящих: обязательным условием культуры делового общения выступает знание норм культуры речи современного русского литературного языка. Деловое общение невозможно без соблюдений определённых этикетных характеристик: формул приветствия и прощания, извинения, этикета телефонного разговора.

В настоящее время, по нашему мнению, речь современного молодого специалиста сегодня (выпускника вуза) отличают: неточность словоупотребления, несовершенство перекодирования мыслей в слова, неуместное использование профессиональных терминов, неверное истолкование намерений собеседника, чрезмерное использование иностранных слов, быстрый темп изложения информации, наличие смысловых разрывов и скачков мыслей, неполная концентрация внимания. Также присутствует неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами.

Убеждены, что изучение гуманитарных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Основы речевой коммуникации» в техническом вузе чрезвычайно важны и способствуют развитию коммуникативных навыков будущих специалистов-инженеров, управленцев, отвечают требованиям, предъявляемым к квалификации специалистов высокого уровня и современными условиями жизни.

АННОТАЦИЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ - ИНЖЕНЕРОВ.

The article is devoted to comminicating skills and their creating in the groups of future engeneers.

Предварительный просмотр:

§ 1. Риторика как наука. Риторика как искусство.

Богиню красноречия звали Пейто Она выглядела так: на пьедестале стоит женщина в тунике, ее правая рука опущена, держит свернутый в трубочку свиток, а левая поднята в сторону, держит божественный лавровый венок.

Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию. Риторика учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и др. Риторика широко пользуется открытиями и достижениями многих наук, т.к. в убеждающей речи человеку необходимо оперировать фактами, цифрами, ссылаться на какие-либо события.

Мы будем рассматривать риторику как значительно более широкую дисциплину, и прежде всего, как т е х н о л о г и ю (совокупность методов, средств и приемов) с о з д а н и я (порождения) любого т е к с т а (оформленного в ясном и убедительном высказывании – устном или письменном – которое выражает значимые для автора и его адресата мысли, чувства и переживания.

Современные специалисты по риторике определяют ораторское искусство как умение обосновывать свою точку зрения, отстаивать позиции, доказывать свою правоту, утверждать свои идеи и положения. Владение ораторским искусством – это важное условие для карьерного роста, как в профессиональной, так и в общественной деятельности. Не умея владеть речью, вам будет трудно добиться успеха на любом поприще.

Риторику определяют и как науку, и как искусство.

Несомненно, риторика - это наука, древняя, зародившаяся в далекие времена до н.э. в Древней Греции. Уже тогда были выработаны специальные методы и приемы, позволяющие человеку научиться говорить красноречиво.

Риторика – это искусство построения речи и ее произнесения, это искусство владения живым словом и поэтому как искусство она близка актерскому и режиссерскому мастерству: учит владеть голосом, чувствами, умело пользоваться и невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями и т.п.).

Известный политический деятель древности, блестящий оратор, Цицерон говорил: «Есть два вида искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это умение воевать, другое – умение хорошо говорить». Конечно, сегодня существуют и другие виды искусства, которые способны обеспечить почет и уважение в обществе, но искусство хорошего оратора по-прежнему помогает человеку добиваться высоких целей и занять высокое положение в социальной иерархии.

§ 2. Из истории риторики.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи жизни общества, широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела.

Известен тот факт, что именно демократия стала важнейшим условием появления и развития ораторского искусства (демократия – это такая форма политической, государственной власти, для которой характерно участие граждан в управлении).

История ораторского искусства начинается с Древней Греции. Для сравнения возьмем значительные города-государства того времени – Афины и Спарту. В Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии, а Спарта была типичной олигархической республикой. Из исторических источников известно, что спартанское казарменное государство не оставило потомкам ничего достойного, а Афины, где устраивались народные собрания, где народ открыто спорил в судах, выступал на празднествах, выдвинули гениальных ораторов, мыслителей, поэтов, ученых.

Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало интересы определенных социальных групп. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных целях, но и в безнравственных. В ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи, поэтому оценивая деятельность того или иного выступающего, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

Например, новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время, в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране. В рамках многопартийности каждая политическая партия выдвигает своих ораторов, способных увлечь и убедить народ, в необходимости принятия разных решений.

Возвращаясь к исторической справке, видим, что в Древних Афинах речи произносились не только ораторами. Со временем их стали писать на заказ: те, кто не мог или не желал учиться риторическим приемам - за определенную плату мог получить прекрасный текст по нужной тематике. Были люди, которые могли научить говорить красноречиво или написать хороший текст - это первые платные учителя.

В Древней Греции это были софисты. Они прекрасно владели всеми приемами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать можно в чем угодно. Задача софистов: «Сделать слабое мнение сильным, а сильное – слабым». Например, софисты одним из риторических приемов использовали паралогический прием (который представлял собой осознанное отклонение от законов логики). Такой прием они использовали для обоснования парадоксального, абсурдного тезиса. Например: Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит у тебя рога . В софизме использована ложная посылка «что не терял, то имеешь», так как это двусмысленное выражение может обозначать «то, что имел и не терял» и «то, что не терял, независимо от того, имел или нет». Таким образом, в софизме «Рога» нарушено одно из правил логики: для того чтобы получить истинное заключение, необходимо брать истинные посылки.

Еще пример, софисты могли убедить, что два одинаковых отрезка имеют разную длину. Они чертили на доске два одинаковых отрезка, параллельных друг другу. Затем доказывали, что они разной длины так: на концах верхнего отрезка чертили стрелочки лучами наружу, а на концах нижнего - стрелочки лучами внутрь. Срабатывал эффект оптических иллюзий, и два одинаковых отрезка, действительно, казались разной длины.

Против софистов выступал древнегреческий философ Сократ. Он утверждал, что истина выше всех суждений человека. Эту мысль развил его ученик Платон, а затем ученик Платона, воспитатель Александра Македонского – Аристотель. Именно Аристотель основал ликей (лицей), где ученики с утра занимались философией, а после обеда риторикой. Аристотель создал книгу, которую назвал «Риторика», где подробно излагал не только область ораторского искусства, но и останавливался на способах воздействия на человека с помощью речи.

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была воспринята Древним Римом. Вершиной ораторского искусства считается деятельность Цицерона и его приемника Квинтилиана.

В России ораторское искусство не имело возможности всестороннего развития: форма правления не позволяла (монархия). Первый учебник риторики был создан М.В.Ломоносовым в середине 18 века. В 19 веке появились риторики М.М.Сперанского, А.Ф.Мерзлякова, И.С.Рижского и др. Во второй половине 19 века начинается общий упадок риторики. В России в этот период известны только судебное красноречие, например, речи таких юристов как Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони.

Однако надо отметить, что лишь одно духовное красноречие в России процветало всегда, и до сих пор. Тем не менее, риторика как учебный предмет сохранялся в учебных заведениях России только до 1917 года, а после 17-го года риторике обучались только в духовных семинариях. В обычных школах бледные отголоски риторики проявлялись в памятных нам школьных сочинениях, да и те в последнее время ученики перестали писать сами, т.к. появились различные сборники сочинений по всем темам школьной программы. В настоящее время ЕГЭ полностью отменяет сочинение. Как печальный вывод, мы перестаем учиться говорить хорошо, соответственно, перестаем понимать друг друга, не развиваем логическое мышление - все это делает из нас послушных исполнителей воли кучки умных дельцов.

§3. Ораторский стиль.

В последнее десятилетие возрос интерес к риторике как искусству публичной речи. В школах, вузах вновь появился этот предмет, который с 1917 г. был запрещен. Наиболее широко сегодня применяют ораторское искусство политические деятели. Необходимость в обучении искусству слова появилась еще в связи с тем, что люди порой не в состоянии не только ясно и четко изложить материал, но даже заранее подготовиться к выступлению не могут. Новые компьютерные технологии привели к новым негативным зависимостям и фобиям. Например, растет число людей не способных воспринимать печатный текст или не способных что-либо записывать, а также не способных выступать перед аудиторией. А те, кто хотел бы научиться говорить хорошо, часто задают вопрос: получится ли? Может быть, умение говорить красноречиво – это природный дар? Здесь стоит напомнить слова Цицерона: «Рождаются поэтами, а ораторами становятся».

У каждого выступающего на публике в процессе формирования, приобретения опыта с течением времени вырабатывается свой стиль. Ораторский стиль - это сложное сплетение знаний, опыта, манеры изложения, степени эмоциональности говорящего.

Большинство специалистов выделяют три типа ораторского стиля : 1) строго логичный, внешне спокойный; 2) эмоционально насыщенный, темпераментный; 3) находящийся между ними средний, синтетический, который сочетает черты первого и второго. Это самая простая классификация, основанная на восприятии говорящего слушающими.

В книгах С.Ф.Ивановой «Специфика публичной речи», «Говори» дается классификация типов речевых личностей, сформулированная в зависимости от темперамента оратора, его психотипа, и хотя эта классификация не носит строго научного характера (о чем говорит автор этих работ), на ознакомление с ней, несомненно, претендует.

У каждого оратора принадлежность к определённому типу неразрывно связана с личностными качествами, голосовыми и интонационными особенностями. О голосе, и его свойствах поговорим далее.

МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ.

По С.Ф.Ивановой. Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя не значит, что она отсутствует вообще. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям, к строгой аргументированности. Они готовятся к любому докладу с тщательным отбором и строгой систематизацией материала, обдумыванием подробного плана, хотя им не пользуются. Чаще их заботит другое: как сделать свою речь яркой, эмоциональной, какой иллюстративный материал подобрать, чтобы заинтересовать аудиторию.

К этому типу принадлежат сангвиники - люди с заметной психической активностью, быстро реагирующие на происходящие события, стремящиеся к смене впечатлений, живые, подвижные, с выразительной мимикой и жестикуляцией. Эти люди никогда не берут сочинения на свободную тему, они предпочитают конкретные темы, которые требуют хорошего знания литературного текста.

Эмоционально-интуитивный тип . Люди этого типа говорят страстно, увлечённо, речь пересыпают остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жёсткой логической последовательностью речи. Если у них не составлен план, то они теряют логическую цепочку своей речи, эффект блестящей речи сводится на нет.

К этому типу ораторов относятся люди с холерическим темпераментом : люди энергичные, способные увлекаться, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. К таким типам можно отнести выдающегося адвоката Ф. Н. Плевако

Философский тип . Люди, относящиеся к этой группе, одновременно достаточно эмоциональны и достаточно логичны, их объединяет одна черта - стремление к исследованию, осмыслению явления прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию.

Всё это характерно для людей флегматического темперамента : невозмутимые, с устойчивым стремлением и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Лирический, или художественно-образный тип . Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность.

Чаще всего этот тип имеет в своей основе меланхолический темп ерамент: человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, на внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушённостью речи.

§4. Личность оратора и аудитория.

Публичная речь должна тщательно готовиться. Оратору следует не только подобрать материал, но и, возможно, отрепетировать его произнесение; необходимо учитывать все языковые особенности устной публичной речи, а именно: наличие звукового канала связи, а в связи с этим – большая роль интонации, выразительности, т.е. произносительной стороны речи; в основе устной публичной речи – кодифицированный литературный язык; настроенность на контакт со слушателями, а значит, ее ситуативность, значительная роль внеязыковых средств общения: мимики, жестов.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи с людьми. Единых рецептов избавления от чувства неуверенности и страха не существуют, хотя в методической литературе можно немало найти интересных советов и рекомендаций. На некоторые рекомендации следует обратить особое внимание.

Во – первых, оратору необходимо учитывать тип аудитории, в которой ему придется выступать. Аудитория – это группа людей, объединенных общим видом деятельности – слушанием и восприятием речи. Эффективность усвоения материала определяется составом аудитории, ее образовательным уровнем, настроенностью на контакт. Установлено, что наиболее полным оказывается восприятие в том случае, если слушатели принимают активное участие в восприятии информации (задают вопросы, делают попытку нахождения решений задач, которые сформулированы говорящим).

Количественный состав тоже влияет на усвоение информации, так в больших группах труднее добиться единства установки и контакта с выступающим. Важным считается и размещение слушателей, психологи указывают, что в больших аудиториях целесообразно располагать слушателей рядами, а для небольших групп эффективен «круглый стол».

Так, отмечено, что главной причиной тревожного состояния может стать недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует, что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что осталось сказать».

Всем известно, что первое впечатление самое сильное, хорошо запоминающееся. Задача любого оратора - произвести благоприятное впечатление на аудиторию. Это благоприятное впечатление складывается и из уверенной, с достоинством манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда, фигуры, стиля одежды. Имейте в виду, выбор цвета одежды также несёт информацию о владельце: например, в европейской культуре признаком высокого статуса считаются чёрно-бело-серые оттенки и гамма с преобладанием светлых тонов. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем меньше она подходит для делового общения.

Плохо, если оратор начинает своё выступление на ходу, когда он ещё только подходит к трибуне, кафедре или столу, неправильно, если по ходу движения он начинает что-то выяснять, пусть даже это вопрос о времени, отведённом для сообщения или о возможности использования средств наглядности. Напротив, необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем то самое первое впечатление. Если нет ни трибуны, ни кафедры, ни стола, говорящему лучше встать на расстоянии 2-3 метров от первого ряда.

Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом присутствующих, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Ошибка начинающих ораторов, не имеющих практического опыта поддерживания такого контакта, часто отводят глаза, смотрят поверх голов, поднимают глаза к потолку, что мгновенно расхолаживает слушателей, ведёт к потере интереса к предмету речи. Самое правильное - мысленно разбить всех на группы и переводить взгляд, обязательно фиксируя на несколько секунд, от одной группы к другой. Этой рекомендацией следует руководствоваться непременно, даже если смотреть в глаза слушателям страшновато.

Предваряющая пауза может помочь начинающему оратору справиться с излишним волнением. Появление волнения перед аудиторией - вещь закономерная, плохо, если это волнение парализует способность адекватно мыслить, во рту появляется сухость, колени дрожат и кажется, что невозможно сдвинутся с места. В такой ситуации надо взять себя в руки, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, но они не должны быть очень глубокими, отвлечься, передвинув какой-либо предмет на столе. Потом нужно постараться сосредоточиться на предмете речи, начать говорить, и боязнь постепенно пройдёт.

С преодолением волнения связано решение ещё одной проблемы - местоположение оратора. Встать нужно так, как удобно, но обязательно устойчиво. Для этого можно чуть выдвинуть вперёд ногу, перенести центр тяжести на другую. Известно, что мышечная напряжённость и усталость выступающего, сразу передаётся слушателям, они начинают ёрзать, шевелиться на своих стульях. Изредка меняя позу, оратор не даст утомиться аудитории, но нельзя злоупотреблять, т.е. часто менять позу, появится ощущение, что говорящий не находит себе места. А вот движением - шаг вперёд - подчёркивается важная мысль, сосредоточить на ней внимание аудитории.

Оптимальное положение рук следующее: они согнуты в локтях, так что ладони находятся выше уровня талии, пальцы расположены так, будто в руках у говорящего грейпфрут. Такое положение рук легко читается аудиторией как расположение и готовность к общению. Не рекомендуется принимать закрытых поз, когда скрещены руки или ноги, эта поза воспринимается как выражение недоверия, неготовности к общению. Отрицательно воспринимается слушателями и поза, при которой говорящий опирается руками о стол, наклонившись над ним - это поза доминирования, превосходства. При любой позе особое внимание будет обращено на руки говорящего. Жестикуляция - обязательная принадлежность любой устной речи или строго официальных ситуаций, оговоренных протоколом.

Оратору необходимо избавляться от устойчивых привычек: теребить пуговицу или бусы, подкручивает часы, ломает пальцы, почесывает ухо, крутить кольцо. Подобные жесты отвлекают аудиторию от содержания речи и дискредитируют оратора, выдают его волнение и неумение с ним справиться.

Существует неписанное правило риторики: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Успех оратора определяется следующими качествами: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Конечно, немаловажное значение имеют внешний вид оратора, виртуозное владение речевым аппаратом.

Принято выделять механизмы (каналы) воздействия на аудиторию. Они бывают: - звуковые (лингвистический–язык, - паралингвистический – голос, темп, интонация; - визуальны е (экстралингвистические: поза мимика, жесты).

Таким образом, человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. В момент выступления надо следить за мимикой и жестами.

Качествами хорошей речи считается не только умение владеть голосом, но и хорошая дикция (четкое произнесение окончаний слов), отсутствие монотонности, т.е. смена темпа речи, высоты, силы. Помните, высокий тон быстро утомляет, низкий создает напряжение. Нормальный темп речи, когда речь легко усваивается, - около 120 слов в минуту. За чересчур быстрой речью трудно уследить, замедленная речь заставляет слушателей заниматься чем-то другим. Важную роль в речи играет интонация. Помните, что выразительное чтение не только способствует восприятию речи, пониманию смысла текста, но и эмоциональному сопереживанию, что все вместе оставляет у слушателей благоприятное впечатление об ораторе и о том, что он им говорил.

Существует очень простое правило, помогающее научиться выразительно читать, так надо читать знаки препинания: запятая, точка с запятой – это пауза, в течение которой про себя скажите «раз», тире, двоеточие – пауза на «раз, два», знаки конца предложения - пауза на «раз, два, три», а конец абзаца – еще более длительная пауза.

Также помните о роли интонации, она является главным фактором в передаче смысла фразы, текста. Например, в «Чайке» А.П.Чехова героиня произносит: «Замуж выхожу! За Медведенка…», сравните эту же фразу без интонирования - замуж выхожу за Медведенка. Или произнесите с особой интонацией строчку из стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», сначала прочтите, выделяя голосом, Я, попробуйте прочесть, выделив, ПОМНЮ, а теперь выделите ЧУДНОЕ. Чувствуете разницу?

Для тренировки навыка выразительного чтения надо вслух читать стихи и прозу, сказки детям, слушать чтение известных артистов, например, Л.Филатова, О.Табакова, М.Казакова, О. Аросевой, А.Демидовой и др.

Главное – делайте свою речь непохожей на другие, создавайте индивидуальный стиль выступления.

Анна Семенова - доктор исторический наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН

Уходящий год с полным основанием считается «годом Николая Михайловича Карамзина».

Великий историк родился 250 лет назад 1 декабря 1766 года и скончался 22 мая 1826 года.

В начале 1818 года улицы столичных городов опустели, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Так писал Пушкин о появлении первых восьми томов «Истории государства Российского», принадлежащих перу Карамзина. Этот труд был издан большим для того времени тиражом в 3 тысячи экземпляров и разошелся течение месяца. В последующие годы вышли ещё четыре тома «Истории» (последний двенадцатый — после смерти историка), появился ряд переводов на основные европейские языки. Большой резонанс в обществе вызвал девятый том, посвященный эпохе Ивана Грозного и осуждавший деспотизм, как форму правления.

А до этого было достойное обрзование полученное выходцем из провинцильной дворянской семьи, путешествие по Европе, позволившее будущему историку стать свидетелем Великой франузской революции и автором «Писем русского путешественника.

«Великая весна девяностых годов» XVIII века озаряла все творчество Николая Михайловича Карамзина. Его первый литературный шедевр «Письма русского путешественника» открыли для читателей этого писателя, а «История государства Российского» прославила его имя навсегда. Как выдающийся ученый и писатель, воспринимавший отечественную историю в контексте мировой истории, он практически всю свою жизнь размышлял о значении революций в жизни общества, а события Великой французской революции, придавали особую остроту его анализу. Он видел «вольных французов», восхищался выдающимися ораторами в Учредительном собрании, однако тогда же оценил роль демагогов и честолюбцев, преследовавших в революции собственные интересы. Развитие революции, казнь короля и террор вызвали у Карамзина резкое неприятие. Тем не менее, спустя несколько лет, веря в конечное торжество просвещения, разума и прогресса он подвел итог великой революции: «Французский народ прошел через все степени цивилизации, чтобы оказаться на той вершине, на которой он находится в настоящее время... Французская революция — одно из тех событий, которые определяют судьбы людей на много последующих веков».

Впоследствии занявшись журналистикой и литературным творчеством, заложив основы русского литературного языка, он постепенно обратил свои взоры к отечественной истории и став «историографом» Александра I, всецело отдался историческим исследованиям. Такова внешняя канва жизни знаменитого деятеля русской культуры.

Отметим, что именно в начале XIX века проявились два принципиально различных подхода к путям развития России. Два выдающихся человека - патриота: историк Карамзин и статс-секретарь Александра I Михаил Михайлович Сперанский почти ровесники, воспитанные на одной литературе Века просвещения, получившие блестящее образование, создали два политических сочинения, противоположной направленности. Карамзин, познакомившись с сестрой императора великой княгиней Екатериной Павловной, в 1811 году читает в ее салоне в Твери недавно написанную им «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Двумя годами ранее статс- секретарь императора, сын сельского священника Сперанский завершает работу над проектом реформирования государственного устройства России «Введение к уложению государственных законов» и затем проводит указы об «экзаменах на чин», то есть на занятие должностей, что вызвало особую ярость вельмож - «екатерининских служившев».

Если для историографа центром политической концепции в это время является «идеальный» просвещенный монарх», то мечтой Сперанского, работавшего над своими, оказавшимися нереализованными, проектами по инициативе Александра I, (и поэтому вынужденного себя во многом ограничивать) было создать такие законы, «чтобы никакая власть их преступить не могла». Для Карамзина главная суть политической жизни — минимальное количество преобразований. Для Сперанского и будущих декабристов (с некоторыми из которых он был близок)— нацеленность на политические перемены. Формально именно с противоборства этих концепций принято отсчитывать возникновение в России консервативных и либеральных идей.

Однако воззрения Карамзина не были статичны и однозначны. Историк и время — тема всеобъемлющая; совершенно очевидно, что серьезный ученый, выстраивая свою концепцию прошлого, не может не преломлять ее через свое восприятие современной ему действительности. Его отношение к прошлому часто меняется в зависимости от изменения его политических взглядов.

Почему же впоследствии оценки творчества и жизненной позиции Карамзина в течение десятилетий так резко менялись и были так прочно зависимы от политической конъюнктуры? Прежде всего, это было связано со сложностью и многоцветием палитры мировоззрения самого историка. К Карамзину менее всего подходит система деления на «белое — черное». К сожалению, и сегодня в дни его юбилея мы вновь сталкиваемся с желанием определенных сил с помощью угодливых ученых «приватизировать» историка и видеть в нем только родоначальника и оплот консерватизма. Так, сознательно замалчиваются его симпатии к вождю якобинцев Максимилиану Робеспьеру, узнав о казни которого будущий историк «пролил слезу» и до конца жизни отзывался о нем с глубоким уважением; преувеличиваются разногласия Карамзина с будущими декабристами. И хотя «молодые якобинцы», по словам Пушкина, негодовали после чтения «Истории» и писали критические статьи, они неизменно относились к Карамзину с глубоким уважением.

«История принадлежит царям» - этой основной мысли главного произведения Карамзина члены тайных обществ противопоставили иную точку зрения: «История принадлежит народам» -этими словами декабрист Никита Муравьев, с родителями которого Карамзин был особенно дружен, открывал свою «Конституцию». И хотя историк, по его словам, «алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж» 14 декабря на Сенатской площади, он предвидел жестокий приговор и скорбел о судьбе несостоявшихся реформаторов, не дожив месяца до суда и казни руководителей движения.

Сейчас Карамзина нередко стремятся представить космополитической фигурой, невнятно и вскользь упоминая о патриотической сути «Истории государства Российского». Монархизм позднего Карамзина трактуется примитивно, без указания на влияние на него концепции великого французского философа Эпохи просвещения Шарля Монтескье, создавшего знаменитую триаду форм политической власти: республика, монархия, деспотия. Вызывает сложности у рептильных историков стремление найти почти анекдотические объяснения словам Карамзина о его приверженности «в душе» республиканским порядкам.

И уж, конечно, мало кто вспоминает необыкновенные по силе слова Карамзина из его статьи «О любви к Отечеству и народной гордости», опубликованной в 1802 году в издаваемом им журнале «Вестник Европы», и звучащие ныне весьма современно: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его... Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.
Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен, по крайней мере, знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию».

Выступая 5 декабря 1818 года на торжественном заседании Академии российской, посвященном изданию первого толкового словаря русского языка, Карамзин подчеркнул: «наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями».

Существует немало художественных изображений великого историка. Одним из наиболее известных является портрет работы «патриарха московской живописи», как называли В.М.Тропинина.

Заведующая отделом русской живописи конца XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Людмила Алексеевна Маркина рассказывает: «Портрет Карамзина был написан Тропининым в 1818 году. Оригинал его хранится в Петербурге во Всероссийском музее А.С.Пушкина, а авторская копия в Третьяковской галерее. Это произведение принадлежит к числу немногих живописных работ, приобретенных непосредственно Павлом Михайловичем Третьяковым, что делает его особенно ценным». В настоящее время вместе с рядом других работ из собрания ГТГ портрет историка находится на выставке в родном городе Карамзина Ульяновске (Симбирске), приуроченной к юбилею великого земляка.

«История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.

А. С. Пушкин

Оказывается, у меня есть Отечество!

Первые восемь томов «Истории Государства Российского» вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!» И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались «Историей» все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.

Нужна история

В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет - разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? «Есть», - ответил Карамзин.

Кто же он?

О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного - не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на действительную военную службу - это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то что Московский - Лейпцигский университет, да как-то не получилось.

Исключительная образованность Карамзина - его личная заслуга.

Литератор

Военная служба не пошла - хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее? Литературе, исключительно литературе - решает Карамзин.

А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: «Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными». Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.

Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые трактаты, а путевые заметки («Записки русского путешественника»), повести («Остров Борнгольм», «Бедная Лиза»), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.

Журналист

Наконец, решается выпускать журнал. Он назывался просто: «Московский журнал». Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: «У нас не было такой прозы!»

Успех «Московского журнала» был грандиозный - целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!

Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Только ДЛЯ этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.

Карамзин для своего времени - писатель номер один.

Историк

И вдруг Карамзин берется за гигантский труд - составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь - историк. Но так, видно, было надо.

Летописи, указы, судебники

Теперь - писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» и много чего еще.

Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.

Какой она будет?

Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой - подробный, написанный большим мастером, рассказ - это для простого читателя; во второй - обстоятельные примечания, ссылки на источники - это для историков.

Таков истинный патриотизм

Карамзин пишет брату: «История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам». Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.

Случайно сохранились черновики VII-ro тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей «Истории». Вот он пишет о Василии III: «в сношениях с Литвою Василий… готовый всегда к миролюбию...» Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: «В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно». Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.

Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом

Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские вонйы, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов «Истории Государства Российского». Тираж - страшюе дело! - 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыхано! А ведь цена немалая: 50 рублей.

Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.

Одни говорили - якобинец!

Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что «сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда». «Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть».

За что же так? Прежде всего - за независимость суждений. Это не всем нравится.

Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.

Монархист! - восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.

Да, главный герой «Истории» Карамзина - российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен «добрый царь». Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.

И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин «пролил слезы», узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: «Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».

Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики.

Добрый царь

Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: «Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства». Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.

Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например, покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того, как именно совершалось покорение вольного северного города:

«Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим».

И так почти на каждой странице - казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем… и так далее.

Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.

Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на «Историю Государства Российского» как на один из источников «вредных» мыслей.

Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась «вредной» для самодержавия.

И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. «Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам».

Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих - братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил «Историю» на немецкий).

Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: «Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века».

После восстания Карамзин смертельно заболевает - простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды - рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.

Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, - вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.

А XII том замер на междуцарствии 1611 - 1612 года. И вот последние слова последнего тома - о маленькой российской крепости: «Орешек не сдавался».

Сейчас

С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, - сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись - единственная в своем роде и больше такой не будет.

Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: «Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру».

Список литературы

Е. Перехвальская. Карамзин Н. М. Первый русский историк.

«Первая духовная пища»

Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Знаменское Симбирской губернии. Он вырос в деревне отца, симбирского помещика, отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. «Первой духовной пищей 8-9-летнего мальчика, - читаем в словаре Брокгауза и Ефрона, - были старинные романы, развившие в нем природную чувствительность. Уже тогда, подобно герою одной из своих повестей, «он любил грустить, не зная о чем», и «мог часа по два играть воображением и строить замки на воздухе».

Мальчик был слабого здоровья и от природы необычайно впечатлительный. С раннего возраста полюбил он чтение. Когда Николаю минуло восемь лет, отец дал ему ключ от шкафа, где хранилась небольшая библиотека покойной матери. Очень скоро все книги были прочитаны. Шумные игры сверстников не увлекали юного мечтателя – он предпочитал одинокие прогулки по окрестностям и размышления. Только некому было ответить на волновавшие вопросы: отец был занят хозяйством, к тому же в доме появилась мачеха.

Самый важный эпизод детства – тот, что описан в «Рыцаре нашего времени»: возвращаясь во время сильной грозы из леса, мальчик с дядькой наткнулись на медведя; от страха и ужаса ребенок потерял сознание в тот самый момент, когда блеснула яростная молния, а, очнувшись, увидел перед собой убитого громом медведя. Об этом случае Карамзин упоминал не раз, но вот что главное: «Удар грома, скатившийся над моею головою с небесного свода, сообщил мне первое понятие мироправителя; и сей удар был основанием моей религии». В этом признании писателя кроется ответ на главный вопрос, касающийся мироощущения Карамзина: Господь правит миром, творит, созидает, сеет. В этом заключалось и творческое кредо писателя, и политическая платформа Карамзина-гражданина, и разгадка успеха историографа.

«Здесь чудо барские палаты»

Николаю минуло 13 лет. Отец вдруг решил прервать образование, начатое в Симбирске, и весной 1780 года отправил сына в московский пансион. Москва конца XVIII века не была похожа на европейский город. Великолепные барские усадьбы с белыми колоннами и огромными парками чередовались с древними церквами, с пустошами, огородами и лугами. По улицам Китай-города, торгового района Москвы, бричка Карамзиных пробиралась шагом – такое было скопление народа. От Спасского моста к Ильинке тянулся ряд книжных лавок. Сколько книг! В Симбирске такого богатства не было. Когда проезжали мимо Заиконоспасского монастыря, из глубины двора выглянуло длинное, приземистое здание. Это была Славяно-греко-латинская академия! С благоговением смотрел юноша на стены, где жил и учился гениальный русский ученый и поэт Михайло Ломоносов.

Николай Михайлович был определен в пансион профессора Московского университета Шадена, чьи познания были весьма обширны: он преподавал философию, логику, пиитику, риторику, учил языкам – греческому и латинскому, вел занятия по немецкому языку и литературе. Обнаружив у юного Карамзина природный дар слова, профессор постарался расширить круг его чтения и всемерно развить литературный вкус. Карамзин проучился в пансионе около четырех лет и уже подумывал о поступлении в университет, как вдруг пришло письмо от отца с требованием ехать в Петербург, в гвардию. Там Николай начал военную службу в гвардейском Преображенском полку.

Симбирские утехи

Служить ему пришлось недолго. Скоропостижно умер отец, и мечтательный юноша подал в отставку. В 1784 году он прибыл в родной Симбирск. Конечно же, образованный столичный молодой человек произвел на провинциальное общество сильное впечатление. Его приглашали в лучшие дома, симбирская молодежь искала с ним дружбы, а заботливые маменьки видели в нем завидного жениха для дочерей. Успех, рассеянная жизнь и полная, бесконтрольная свобода поначалу увлекли Карамзина. Но ненадолго. Пустота светской жизни и постоянная праздность были не по душе трудолюбивому юноше, и он заскучал.

Однажды, возвращаясь из гостей вместе со старым другом отца, Иваном Петровичем Тургеневым, Карамзин признался, что все чаще думает о перемене образа жизни. Широко образованный, прогрессивный, Иван Петрович был ближайшим помощником русского просветителя Н.И. Новикова. Тургенев угадал в молодом Карамзине незаурядные способности литератора и предложил ему поехать в Москву, где обещал познакомить с интересными людьми.

Дружеское общество

Иван Петрович Тургенев не забыл своего обещания. Вскоре после возвращения в Москву он приказал заложить карету с гербами, в которой ездил только в особых случаях, и вместе с Карамзиным отправился на Лубянку к «сердечному другу» Николаю Ивановичу Новикову, который был широко известен в Москве как издатель и организатор «Дружеского ученого общества». Новиков собирал вокруг себя молодых талантливых литераторов, вовлекая их в масонское братство.

«Здесь началось, - писал наш земляк И.И. Дмитриев, - образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное». Влияние кружка Новикова продолжалось четыре года. Карамзин много читал, переводил, увлекся Руссо и Стерном, Гердером и Шекспиром, наслаждался дружбой, стремился к идеалу и слегка грустил о несовершенствах этого мира. В 1789 году была опубликована первая повесть Карамзина «Евгений и Юлия».

Серьезного сближения с масонством так и не произошло. Карамзин навсегда простился с братьями по масонству и отправился путешествовать: с мая 1789 года до сентября 1790 года он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию. Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать «Московский журнал», где появились его «Письма русского путешественника».

«Первый на Руси образованный литератор»

«Московский журнал» не походил на прежние русские журналы. Все в нем было ново и увлекательно. Карамзин, по словам Белинского, «первый на Руси образованный литератор», сумел сохранить русскую самобытность и поставить свое издание в один ряд с лучшими западноевропейскими журналами. В «Московском журнале» была опубликована знаменитая повесть Карамзина «Бедная Лиза». Следом за ней появились еще две повести: «Наталья, боярская дочь» и «Фрол Силин».

Несмотря на окружение талантливых поэтов-современников – Державина, Жуковского, Батюшкова, – Карамзин занимает свое особое место и в русской поэзии: простотою языка, естественными, искренними интонациями:

Любовь и дружба – вот чем можно

Себя под солнцем утешать!

Искать блаженства нам не должно,

Но должно – менее страдать…

Любовь – страдание и счастье

Десять счастливых лет связывали Карамзина с семейством Плещеевых. Обаятельной женщине и интересной собеседнице Настасье Ивановне писатель посвящал стихи, доверял сокровенные мысли и планы. Когда материальные дела Плещеевых пошатнулись, Карамзин, чтобы им помочь, продал братьям свою долю отцовского наследства. В апреле 1801 года Николай Михайлович женился на сестре Настасьи Ивановны – Елизавете. «С сердечной радостью уведомляю вас, писал он брату, - что я женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которую 13 лет знаю и люблю». И позже: «Я совершенно доволен своим состоянием и благодарю судьбу». В марте 1802 года у молодой четы родилась дочь, но счастье оказалось непродолжительным. У Елизаветы Ивановны началась скоротечная чахотка, и летом 1802 года она скончалась.

В начале 1804 года Н.М. Карамзин женился на дочери А.И. Вяземского Екатерине Андреевне – незаурядной, обаятельной, мудрой женщине. Для двухлетней дочери писателя Сонечки она стала настоящей матерью. Женитьба принесла материальную обеспеченность и создала благоприятные условия для дальнейшего творчества. Большую часть времени Карамзин с семьей проводил в Остафьево. Здесь, в просторном кабинете имения Вяземских, будет создаваться «История государства Российского».

Рождение историка

В 1802 году Кармазин приступил к изданию журнала «Вестник Европы». По тематике и содержанию он был богаче любого другого русского журнала. Карамзин был уже крупным, авторитетным писателем, смело высказывал свое мнение и выражал политические пристрастия.

На страницах «Вестника Европы» он начал оттачивать перо историка. В трех первых номерах журнала появляется повесть «Марфа-посадница», и далее – несколько исторических работ, написанных живо и со знанием предмета («Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице»).

С подачи товарища министра народного просвещения М.Н. Муравьева 31 октября 1803 года Карамзин получил титул историографа и 2000 рублей ежегодной пенсии – писать полную историю России.

Вскоре писатель прекратит издание журнала и полностью погрузится в составление «Истории». В течение всех последующих 23-х лет – до самой кончины – история станет исключительным занятием Карамзина, ибо она, история, «питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». Недописанный 12-й том будет издан уже после его смерти.

Кесарю – кесарево

В 1810 году через княгиню Екатерину Павловну Карамзин передал Александру I записку «О древней и новой России», где выразил тревогу по поводу либеральных реформ. Государь отнесся к «Записке» сдержанно, даже холодно.

Последние 10 лет жизни Карамзин провел в Петербурге. Лето семья проводила в Царском Селе. Здесь произошло сближение с царской семьей. Николай Михайлович вел с императором Александром откровенные политические беседы, с жаром выражал свои убеждения, «не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой губернской системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения» и даже о «мнимом исправлении дорог». При этом Н.М. Карамзин выступал как противник Сперанского и Аракчеева и отстаивал идею крепкой монархической власти – мудрой, добропорядочной, патриотичной, которая сама (без либеральных реформ) постепенно переросла бы в конституционную.

Первая популярная «История»

Приступая к работе над «Историей», Карамзин ставил перед собой «простую» задачу: «выбрать, одушевить, раскрасить» русскую историю, сделать из нее «нечто» привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев». Эту задачу писатель выполнил блестяще. Он не пошел вразрез с официальной точкой зрения и даже подчеркнул, что сильная власть возвеличила Русь в киевский период, а вражда между князьями привела к раздроблению и ослаблению страны, и только мудрость московских князей-собирателей вернула России ее мощь.

Популярное изложение исторического материала и литературный слог сделали «Историю» Карамзина востребованным произведением и привлекли к ней внимание всей российской общественности. Первые восемь томов, вышедшие трехтысячным тиражом, разлетелись за 25 дней – явление невероятное по тому времени! Правда, это вовсе не означает, что «История» избежала критики. В чем только Карамзина не обвиняли! И в излишней картинности, и в неверном толковании фактов, и в тенденциозности. Однако чего стоят хотя бы обширные «Примечания», которые содержали множество выписок из рукописей и были совершенно лишены авторских комментариев! Много ценных рукописей предоставило синодальное хранилище, библиотеки монастырей.

Ценные документы историк получил от Мусина-Пушкина из его частной коллекции рукописей, а также через канцлера Румянцева. Большинство из них впервые были опубликованы Карамзиным, и позже, когда пожар в Москве уничтожил библиотеку Мусина-Пушкина, «Примечания» оказались ценнейшими и единственными свидетелями времени.

«Надо знать то, что любишь»

Карамзин был убежден в этом и считал знание родной истории основой патриотизма. Граф Федор Толстой, прочитав «Историю Государства Российского», воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!» А.С. Пушкин назвал труд Карамзина подвигом честного человека и созданием великого писателя. «Все, даже светские женщины, - писал Александр Сергеевич, - бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Очень точно определил роль земного пути Карамзина великий Гоголь: «Карамзин представляет явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять».

Марина Субина