Салтыков щедрин биография кратко самое важное. Биография Салтыкова Щедрина: кратко самое главное простыми словами

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним "Н. Щедрин") родился 27 января (15 января по старому стилю) 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомского района Московской области). Он был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет мальчик жил в имении отца.

В 1836 году Михаил Салтыков был зачислен в московский дворянский институт, в котором ранее учился поэт Михаил Лермонтов, в 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Салтыков прослыл первым поэтом на курсе, его стихи публиковались в периодических изданиях.

В 1844 году по окончании лицея он был определен на службу в канцелярию военного министерства в Петербурге.

В 1845-1847 годах Салтыков посещал собрания кружка русских утопических социалистов — "пятницы" Михаила Буташевича-Петрашевского, с которым познакомился еще в лицее.

В 1847-1848 годах в журналах "Современник" и "Отечественные записки" были опубликованы первые рецензии Салтыкова.

В 1847 году в "Отечественных записках" была напечатана первая повесть Салтыкова "Противоречия", посвященная экономисту Владимиру Милютину.

Выход этого произведения совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку (ныне Киров) и назначен на должность писца в Губернском правлении.

В 1855 году Салтыков получил разрешение возвратиться в Петербург.

В 1856-1858 годах он был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

С 1856 года по 1857 год в "Русском вестнике" были опубликованы "Губернские очерки" Салтыкова под псевдонимом "Н. Щедрин". "Очерки" были отмечены вниманием Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, посвятивших им статьи.

В марте 1858 года Салтыков был назначен вице-губернатором города Рязани.

В апреле 1860 года в связи с конфликтом с рязанским губернатором, Салтыков был назначен вице-губернатором Твери, в январе 1862 года подал в отставку.

В 1858-1862 году вышли сборники "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе", в которых впервые появился город Глупов — собирательный образ современной российской действительности.

В 1862-1864 годах Салтыков входил в редакцию журнала "Современник".

В 1864-1868 годах занимал должности председателя пензенской Казенной палаты, управляющего тульской Казенной палатой и управляющего Казенной палатой Рязани.

С 1868 года сотрудничал с журналом "Отечественные записки", с 1878 года был ответственным редактором журнала.

В период работы в "Отечественных записках" писатель создал свои значительные произведения — романы "История одного города" (1869-1970) и "Господа Головлевы" (1875-1880).

Параллельно писатель работал над публицистическими статьями, в 1870-х годах он выпустил сборники рассказов "Признаки времени", "Письма из провинции", "Помпадуры и Помпадурши", "Господа Ташкентцы", "Дневник провинциала в Петербурге", "Благонамеренные речи", ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.

В 1880-х года увидели свет сказки Салтыкова-Щедрина, первые из них были опубликованы в 1869 году.

В 1886 году был написан роман "Пошехонская старина".

В феврале 1889 года писатель начал подготовку авторского издания собрания сочинений в девяти томах, но при его жизни вышел лишь один том.

10 мая (28 апреля по старому стилю) 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин скончался в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В 1890 году вышло полное собрание сочинений писателя в девяти томах. С 1891 по 1892 год было издано полное собрание сочинений в 12 томах, подготовленное наследниками автора, которое неоднократно переиздавалось.

Салтыков-Щедрин был женат на Елизавете Болтиной, с которой познакомился во время вятской ссылки, в семье родились сын Константин и дочь Елизавета.

Русский известный писатель Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 года. В дальнейшем Михаил взял себе псевдоним – Николай Щедрин, отчего и появилась в истории российской поэзии двойная фамилия Михаила Салтыкова-Щедрина.

Родился и вырос Михаил в дворянской семье, в уезде Тверской губернии. Семья Салтыкова-Щедрина была большой – сам по счету русский писатель был шестым ребенком. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, был потомственным дворянином, а также коллежским советником. Мать будущего писателя, Забелина Ольга Михайловна, также происходила из дворянской семьи – была дочерью известного московского дворянина Забелина Михаила Петровича.

Первое свое образование Салтыков-Щедрин получил на дому. Его первым учителем стал крепостной из их губернии, а именно живописец по имени Павел Соколов, а после успешных и плодотворных уроков, Салтыков-Щедрин начал заниматься со старшей сестрой – гувернанткой Московской академии.

Уже в десять лет ему посчастливилось поступить в Московский дворянский институт, а уже спустя два года его перевели в Царскосельский лицей. Это изменение привело к старту писательской деятельности юного Михаила. Первые стихи Михаила были опубликованы в лицейской газете, однако, они не пользовались громкой популярностью, а также не отмечались большим наплывом таланта, из-за чего Салтыков-Щедрин переквалифицировался на писательско-прозаическую деятельность, и не хотел напрочь вспоминать о своих ранних пробах пера.

В 1844 году поступил на службу в военную канцелярию. Именно в этом месте смог наконец серьезно заняться написанием прозы. Первые свои повести выпустил под названием «Противоречие» и «Запутанное дело». Очень интересовался взглядами Французской революции и социалистическими течениями.

28 апреля в 1848 году был отправлен на ссылку в Вятку по обвинению в вольнодумии, но получил чин вятского губернатора в том же году и не был оставлен на обочине жизни и общества, ведь с таким человеком просто нельзя так поступить – хорошее образование и происхождение сделали свои дела.

В 1855 покидает Вятку и углубляется в свое писательское дело. Именно этот период стал молниеносным прорывом его творческих успехов. В «Русском вестнике» было публиковано несколько его произведений. Своими произведениями Салтыков-Щедрин нередко сравнивался с Гоголем, например, благодаря «Губернских очерках» и «Скуке».

В 1858 году сделался вице-губернатором рязанской области, но писательское дело не бросил. Однако, в 1862 году ушел со службы, выпустив несколько циклов своих рассказов: «Невинные рассказы», «Время», «Сатиры в прозе». В этот период работал редактором в «Современнике» в Петербурге, поэтому с писательским делом, так сказать, шел в ногу. С 1884 года и до самой своей смерти работал над многими своими рассказами, которые, несомненно, пополнили кладезь памяти русской литературы. На свет появились такие работы, как «История одного города», «Признаки времени», «Письма из провинции» и прочие. К сожалению, еще с 70-х годов здоровье Салтыков-Щедрина пошатнулось, под впечатлением от многих жизненных сложностей, а также отказом напечатать «Отечественные записки». Мы только можем представить себе, как болезненно переносит отказы тонкая душа писателя. Последние оды своей жизни писатель провел в полу затворническом состоянии, вспоминая былые дни, когда своим творчеством находил отклик. Он еще продолжал писать и лаже опубликовал «Пошехонскую старину», однако былого восторга не ощутил и не получил. До своей смерти были начаты «Забытые слов», но он так и не успел их завершить. Умер Михаил Салтыков-Щедрин 28 апреля 1889 года. Был погребен на Волковском кладбище, почетно рядом с могилой И. Тургенева.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 (27) января 1826 - 28 апреля (10 мая) 1889 - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801-1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814).

У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто, наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А воспитанием его мало занимались по-настоящему.

Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков-Щедрин и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Салтыкова-Щедрина позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии И. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков-Щедрин слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1845 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести Салтыкова-Щедрина, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову-Щедрину - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей», но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

В Вятке

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении.

В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.

За что же Салтыков был сослан в Вятку?

В середине XIX века Вятка считалась окраиной России, «медвежьим углом», «околицей лапотной России». Однако стоит заметить, что серьезных преступников сюда никогда не ссылали, видимо считая это слишким мягким наказанием. Многие и не знали, что тот же Салтыков был ссыльным. Молодые чиновники часто приезжали в Вятку, чтобы сделать себе карьеру. Приезжали, служили два года, в соответствии с табелем о рангах продвигались по службе на несколько пунктов и уезжали. При этом иногда и с деньгами, так как взятки здесь всегда процветали.

В советское время ссыльного в Вятку человека воспринимали как несчастного, обиженного жизнью. Хотя в действительности, например, у молодого приезжего чиновника Салтыкова-Щедрина было четверо слуг, свой выезд, личный дом. Он занимал должность третьего чиновника по рангу, радушно принимался в лучших домах, в том числе в губернаторском доме, женился на дочери вице-губернатора.

За что же Салтыков был сослан в Вятку?

С известным революционным деятелем Буташевичем – Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы — оба они были выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова бывать на своих знаменитых «пятницах» – еженедельных собраниях, которые проходили в его доме. На этих «пятницах» Салтыков проникся либеральными идеями и под их влиянием создал повести «Запутанное дело» и «Противоречие», за которые его и сослали в Вятку.

Уже потом, находясь в Вятке, Салтыков-Щедрин однажды заметил в частной беседе: «И дернул же меня черт написать такую ерунду». Стоит отметить, что Николай I, возможно, и не сослал бы Михаила Евграфовича в ссылку, но обстоятельства поспособствовали этому. В то время Салтыков начал служить в Петербурге в военном министерстве под началом Александра Ивановича Чернышева. Как-то на одном из светских раутов, после того, как повести писателя вышли в свет, Николай I попенял Чернышеву: «И что это твои служащие таким бумагомарательством занимаются»? И, несмотря на то, что фраза эта была сказана императором больше в шутку, Чернышев довольно серьезно воспринял эти слова, видимо посчитав себя публично опозоренным. Впоследствии Чернышев стал одним из тех, кто активно настаивал на том, чтобы Салтыков понес наказание за свои повести. Изначально он даже предложил сослать Салтыкова рядовым на Кавказ, но здесь Николай сказал: «Но ты уж что-то чересчур тут стараешься». Так начинающего «бумагомарателя» за «вредный образ мыслей» было решено сослать на службу в Вятку — место, куда ссылали за незначительные проступки.

Портрет и характер молодого ссыльного чиновника

Михаила Салтыкова
Человек очень талантливый, как чиновник. С подчиненными был очень лоялен, с начальством несдержан и своеволен, свои эмоции никогда не скрывал. Терпеть не мог взятки – боролся с ними постоянно. Характер приезжий чиновник имел несносный. Был очень умен и остроумен, однако общаться с ним было очень тяжело. Семья Иониных была одной из немногих, с которой Салтыков подружился. Софья Карловна, супруга врача Ионина, была истинной немкой – очень сдержанной в своих эмоциях. По ее рассказам, Салтыков мог убежать из-за стола, разобидевшись на какую – то мелочь, хлопнуть дверью и, побегав по улице Спасской, вновь вернуться и сесть за стол. Тогда она, как ни в чем не бывало, снова наливала ему чашечку чая, и беседа продолжалась.
В силу замкнутости своего характера, современники Салтыкова-Щедрина награждали его такими эпитетами, как одинокий, отчужденный, обособленный.
В тот день, когда Салтыков приехал в город, губернатор приболел, поэтому не смог его встречать. Но на встрече присутствовал лечащий врач губернатора, который в своих заметках довольно подробно описал детали первой его встречи с молодым ссыльным чиновником. Так он описывал первые действия молодого человека: «Прошел в приемную, начал нервно прохаживаться, подошел к зеркалу, начал растирать руки и ноги, ворча при этом: вишь, как укатали черти». Салтыков был очень раздражен тем фактом, что губернатор его не встретил и всячески выказывал свое недовольство. Внешность Салтыкова врач описал как «среднего роста с длинными волосами и бледным лицом». Так в первый же день, появившись в приемной губернатора, Салтыков начал его критиковать. Однако, стоит отметить, что в последующем Салтыков был очень любим и уважаем губернатором, так как трудился не покладая рук. Он очень многое сделал для Вятки как чиновник в сферах развития торговли, безопасности и благоустройства города. Всю свою жизнь боролся со взяточничеством.
Несмотря на то, что чиновничья служба тяготила Михаила Евграфовича, он очень ответственно к ней относился. С утра до ночи просиживая над бумагами, он писал: «Я гибну среди подлейших бумаг губернского правления». Наверное, если бы он не так рьяно относился к службе, ему было бы гораздо проще жить, но иначе Салтыков не мог.

Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах, в то время легко ускользавших от взора, Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались - и богатый запас сделанных им наблюдений нашли себе место в «Губернских очерках». Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов из Токвиля, Вивьена, Шерюеля и заметки, написанные им по поводу известной книги Беккарии. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».

В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855). В его бумагах нашлась черновая записка, составленная им при исполнении этого поручения. Она удостоверяет, что так называемые дворянские губернии предстали перед Салтыковым-Щедриным не в лучшем виде, чем недворянская, Вятская; злоупотреблений при снаряжении ополчения им было обнаружено множество. Несколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая мало ещё распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право «проживать где пожелает», возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

Свою будущую жену Елизавету Болтину, дочь Вятского вице-губернатора, Салтыков встретил, находясь в ссылке. Елизавете на тот момент было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Это были совершенно разные по характеру и темпераменту люди. Она воспитывалась матушкой-дворянкой из семьи Нарышкиных. А он матушкой-купчихой в строгой дисциплине, в семье, где детей с двухлетнего возраста наказывали розгами. О своих тесте и теще Салтыков впоследствии писал: «Семейство доброе, хотя и бестолковое, живут одним днем, если появляется лишняя копейка, то сразу ее спускают».

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

Салтыков всю жизнь мечтал уйти на литературное поприще, но не мог этого сделать, так как необходимо было содержать семью. Лизонька была хороша собой, ей хотелось поражать. Она обожала принимать у себя гостей, прогуливаться с ними по Невскому проспекту, заходя во все кондитерские и покупая всевозможные сладости. Она могла менять платья по нескольку раз на дню. В течение 17 лет у них не было детей, возможно, поэтому она была несколько взбалмошной. В ней жила провинциалка, вывезенная в столицу, однако Салтыков обожал ее всей душой и всячески баловал.
Маменька Салтыкова не любила свою невестку. И дело даже не в том, что Лиза была бесприданницей. Скорее всего, мать просто сразу поняла, что это не тот человек, который нужен ее сыну. Поэтому в одно время матушка даже отказала в материальной помощи своему сыну, сказав, чтобы он сам трудился на свою барыню. «Залетела ворона в барские хоромы», — говаривала матушка после того, как Михаил и Елизавета повенчались. Несмотря на то, что их брак был довольно сложным, прожили они вместе всю жизнь.

В эти годы появились рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857 «Сатиры в прозе», 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции «Современника». Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника.

Дети у Салтыкова-Щедрина родились, когда ему шел уже пятый десяток. Он любил их, дрожал над ними, радовался им; в доме стало хорошо. Однако совершенно расстроились отношения с родными – спился и умер брат Сергей, совместно с которым Михаил Евграфович владел имением Заозерье, и старший брат, Дмитрий Евграфович, вознамерился лишить Михаила значительной доли причитающегося ему наследства. Тяжба с братом о наследстве отнимала силы – не столько физические, сколько душевные. Правда, Салтыков-Щедрин несколько сблизился с матерью, которая в этом конфликте поддерживала его. Мать тоже вскоре умерла, распалась семейная связь, разрушилось «дворянское гнездо» – нелюбимое, но родное. Михаил Евграфович, больной и подавленный, зимой отправился хоронить мать, но не успел к погребению. «Саваны, саваны, саваны! Саван лежит на полях и лугах; саван сковал реку; саваном окутан дремлющий лес; в саван спряталась русская деревня…» – так он начинает написанный в это время рассказ «Кузина Машенька».

Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет «Историю одного города» - вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

Еще не очень старый, он болен насквозь: болит сердце, мучает хронический бронхит, терзает ревматизм. Его доктор Николай Курочкин замечал, что он болен весь, ни одного здорового органа. И характер у больного был тяжелый, язвительный; он изводил домашних жалобами и стонами. Кажется, это и не о Коняге он сказал, и не о русском мужике, а о себе самом: «Из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа».

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: «Современная идиллия» (1877 - 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883).

В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки» (1882 - 86); «Мелочи жизни» (1886 - 87); автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887 - 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще…».

Он очень болел в последние годы и очень мучился – и болезнями, и душевно: чему он отдал свою жизнь? Для чего жил? Что изменилось? Времена изменились, но не к лучшему. «Нас одолела глупость, и она теперь до того сгустилась в воздухе, что хоть топор повесь», – писал он в 1883 году. Снова заморозок, снова гонения на журналы, «Отечественным запискам» выносят предупреждения за «вредное направление»… Закрытие «Отечественных записок» совершенно надорвало Салтыкова-Щедрина. Ошеломленный, он писал в сказке «Приключение с Крамольниковым»: «Однажды утром, проснувшись, Крамольников совершенно явственно ощутил, что его нет». Ему так и казалось – что нет его больше, нет его читателя, все напрасно, все впустую. Последнее задуманное им произведение – «Забытые слова»: «Были, знаете, слова: ну, совесть, отечество, человечество… другие там еще… – говорил он Михайловскому. – Надо же их напомнить»… Напомнить не успел.

Лекция «Михаил Салтыков-Щедрин», лектор Дмитрий Быков

Великие цитаты Михаила Евграфовича

  • Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
  • Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
  • Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
  • Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
  • Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
  • Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, - будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
  • Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.
  • Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
  • Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел - и тот весь выпил!
  • У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
  • Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные.
  • - Mon cher, - говаривал Крутицын, - разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
  • Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
  • - Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались - и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
  • Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
  • Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.
  • Всякому безобразию свое приличие.
  • Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие - для того чтобы законодатели не коснели в праздности.
  • Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть.
  • Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
  • Иллюстрация к произведению «История одного города».
  • Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.
  • - Кредит, - толковал он Коле Персианову, - это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг - клац! - они есть!
  • - Однако, mon cher, если потребуют уплаты? - картавил Коля.
  • - Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить - ну, и опять кредит! Еще платить - еще кредит! Нынче все государства так живут!
  • Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.
  • В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
  • Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы…», - а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы…» Представьте себе, что этого «кабы» не существует, - какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!
  • Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
  • В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.
  • Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
  • Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.
  • Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) - прозаик, публицист, критик.

Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности.

Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году Салтыков окончил лицей и поступил на службу в военное министерство.

В своих первых произведениях писатель выступил против социального неравенства. Герою его повести "Запутанное дело" (1848) общественный строй России представлялся в виде огромной пирамиды из людей, в основании которой находятся бедняки, затравленные непосильными тяготами жизни. Николай I нашел в повести "стремление к распространению революционных идей", поэтому в 1848 году молодой писатель был сослан в Вятку, где провел 8 лет. Только после смерти царя, в 1855 году, писатель смог возвратиться в Петербург.

В 1857 году вышла новая книга писателя - "Губернские очерки". Произведение было направлено против помещичьего гнета и чиновничьего произвола.

В 60-е годы великий сатирик решительно выступил против самодержавия в своей замечательной книге "История одного города" (1869-1870), в которой стремился разрушить веру народа в "доброго царя". В этом произведении Щедрин нарисовал ужасающую картину народного бесправия, горя и нищеты (см. "История одного города").

С 1868 по 1884 года все свои произведения он печатает только на страницах "Отечественных записок". Читатели журнала знакомятся с циклами сатирических рассказов и очерков Салтыкова: "Помпадуры и помпадурши" (1863-1874), "Письма о провинции" (1868), "Признаки времени" (1868), "Господа ташкентцы" (1869-1872), "Благонамеренные речи" (1872-1876), "В среде умеренности и аккуратности" (1874-1877), "Убежище Монрепо" (1878-1879), "Письма к тетеньке" (1881-1882), романами "Господа Головлевы" (1875-1880) и "Современная идиллия" (1877- 1883). Салтыков создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.

Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году: "Дикий помещик", "Как один мужик двух генералов прокормил".

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени (см. "Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина").

В романе "Пошехонская старина" писатель нарисовал страшные картины крепостного быта, а в книге "Мелочи жизни" (1886) Щедрин показал трагедию жизни "маленьких", рядовых людей.

Многие щедринские сатирические типы пережили и свою эпоху, и своего создателя. Они стали нарицательными, обозначая новые и одновременно имеющие свою давнюю родословную социальные явления русской и мировой жизни.

На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю. "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (Салтыков – настоящая фамилия).

Краткая биография Салтыкова-Щедрина для детей

Вариант 1

Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826-1889), писатель, публицист.

Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это время вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело», вызвавшие гнев властей.

В 1848 г. за «вредный образ мыслей» Салтыков-Щедрин был выслан в Вятку (ныне Киров), где получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, а через некоторое время - советника губернского правления. Лишь в 1856 г., в связи со смертью Николая I, ограничение на проживание было снято.

Вернувшись в Петербург, писатель возобновил литературную деятельность, одновременно работая в Министерстве внутренних дел и участвуя в подготовке крестьянской реформы. В 1858-1862 гг. Салтыков служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Выйдя в отставку, он поселился в столице и стал одним из редакторов журнала «Современник».

В 1865 г. Салтыков-Щедрин вновь возвратился на государственную службу: возглавлял в разное время казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Но попытка оказалась неудачной, и в 1868 г. он согласился с предложением Н. А. Некрасова войти в редакцию журнала «Отечественные записки», где проработал до 1884 г.

Талантливый публицист, сатирик, художник, Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался направить внимание русского общества на главные проблемы того времени.

«Губернские очерки» (1856-1857 гг.), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874 гг.), «Пошехонская старина» (1887- 1889 гг.), «Сказки» (1882-1886 гг.) клеймят воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников. В романе «Господа Головлёвы» (1875-1880 гг.) автор изобразил духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX в. В «Истории одного города» (1861-1862 гг.) писатель не только сатирически показал взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднялся до критики правительственных верхов России.

Вариант 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (27 января 1826 года – 10 мая 1899 года) – писатель, журналист, государственный служащий. Настоящая фамилия Салтыков. Псевдоним Николай Щедрин.

Отец – Евграф Васильевич Салтыков (1776-1851). Потомственный дворянин и государственный служащий.

Мать – Ольга Михайловна Забелина (1801-1874). Из семьи богатого московского купца Забелина.

Жена – Елизавета Аполлоновна Болтина (1839–1910). Дочь вице-губернатора Болтина. В браке было двое детей: Константин (1872–1932) и Елизавета (1873–1927).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 27 января (15 января по старому стилю) 1826 года в имении родителей селе Спас-Угол Тверской губернии Российской империи (сейчас село Спас-Угол Московской области Российской Федерации) в семье потомственного дворянина.

Детство Михаила Евграфовича прошло в имении родителей. С семи лет к нему приставили крепостного живописца для обучения грамоте. Потом его образованием занимались старшая сестра, Надежда Евграфовна (1818–1844), гувернантка, священник из соседнего села и студент Троицкой духовной академии. Учился Салтыков усердно, и, благодаря этому, в десять лет (1836 год) был принят в третий класс Московского дворянского института. За отличную учебу в 1838 году был отправлен за государственный счет в Царскосельский лицей, как лучший ученик. Который окончил в 1844 году.

В августе 1845 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра. А в апреле 1848 года за вольнодумство был выслан в Вятку с правом посещать свое тверское имение. Занимал разные должности при Вятском губернском правлении. В этот период его часто, в числе прочих, приглашает к себе вице-губернатор Болотин. На одной из его дочерей, Елизавете, Салтыков женится в 1856 году.

После смерти Николая I, Михаил Евграфович к концу 1855 года получает разрешение уехать из Вятки. Вернувшись в Санкт-Петербург, в феврале 1856 года начинает работать в Министерстве внутренних дел. Ездит с проверками в Тверскую и Владимирскую губернии. В марте 1858 года Салтыкова-Щедрина назначают на должность рязанского вице-губернатора, а в апреле 1860 года его переводят на должность тверского вице-губернатора. В 1862 году первый раз выходит в отставку.

С начала 1863 года по 1864 год работает в «Современнике», помещая в нем свои произведения, статьи и рецензии на книги.

С ноября 1864 года по 1868 год работает управляющим Казенных палат Пензы (1864–1866), Тулы (1866–1867) и Рязани (1867–1868). Частая смена места работы объясняется конфликтами с губернаторами, которых Салтыков высмеивал в своих памфлетах. После жалобы рязанского губернатора в 1868 году, отправлен в отставку, без права занимать государственные должности.

В 1868 году переезжает в Санкт-Петербург, и, приняв приглашение , стал одни из редакторов журнала «Отечественные записки». В 1875–1876 годах Салтыков-Щедрин предпринимает поездку за границу для лечения. Он побывал в Германии, Франции и Швейцарии. В 1877 году, после смерти Некрасова, становится руководителем журнала «Отечественные записки».

Вариант 3

Щедрин, подлинная фамилия – Салтыков, был рожден в 1826г., в селе Спас-Угол Тверской губернии, сейчас Московская область, в фамильном имении.

Строжайшая экономия, родительские скандалы и ругань, жестокое обращение с крепостными – таков мир его детства, запечатленный в романе «Пошехонская старина».

Получив начальное образование в семье, учился писатель в Царскосельском Лицее, где готовили высших государственных чиновников. Там и проявились его литературные и поэтические способности.

По окончании учебы – служба, продолжавшаяся с небольшим перерывом до 1868г.

В 1848г. молодого чиновника, уже принимающего участие в литературно – общественной жизни столицы, едва не постигла участь Достоевского: Салтыков арестован за повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Он продолжает службу в Вятке, откуда возвращается после смерти Николая I, в 1855г.

В 1856 - 1857 годах сатирик, положив в основу впечатления от провинции и впервые используя излюбленную форму – цикл тесно связанных между собой рассказов и сцен, воплощает свой замысел – «Губернские очерки».

1858г. Салтыков – вице - губернатор Рязани, позже – Твери, а в 1865 - 1868 годах несет службу на серьезных постах в Пензе, Туле, той же Рязани. По свидетельствам современников, должностным лицом он был добропорядочным, неподкупным, ревностным. Но непримиримость, жесткость и негибкость, некоторый цинизм и колкость нрава, нежелание приспосабливаться к руководителям и сложившейся ситуации, стали причиной ухода с госслужбы.

Щедрин посвящает всего себя литературному ремеслу. Подлинный опыт жизни в глубинке и осведомленность об устройстве государственного аппарата изнутри, сделали писателя знатоком национальных устоев того времени. Появляются «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», гениальная «История одного города», по жанру ставшая сатирической пародией на исторический труд.

В 1863 - 1864 годах, временно отойдя от службы, Салтыков сотрудничает с Некрасовым в журнале «Современник». 1868г. – становится соредактором «Отечественных записок», связав с этим журналом свою дальнейшую литературно – социальную деятельность. В 1880г. закончен социопсихологический роман «Господа Головлевы».

В 1884г. по решению правительства, популярные и демократические «Отечественные записки» закрывают. Писатель воспринимает это как личную жизненную катастрофу. Душевная рана, нанесенная запрещением издания, в которое было вложено столько сил и сердца, не зажила до его смерти в 1889г.

Сказка « » Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Несмотря на мучительную болезнь и угнетенное душевное состояние Салтыков продолжает сочинять. К этому времени относятся: «Пошехонская старина», «Мелочи жизни». Яркие, выразительные, острые по своей тематике сказки, образы которых стали нарицательными. Автор начинает «Забытые слова», в жанре стихотворной прозы, но смерть обрывает его работу.

Все труды классика объединены не жанровой принадлежностью, не тематикой и даже не особенным, саркастическим методом описания происходящего, а тем, что они являются своеобразными частями и фрагментами одного большого произведения Салтыкова-Щедрина, отобразившего русскую жизнь конца XIX века.

М. Е. Салтыков, благодаря силе и глубине разительного таланта – редкое, удивительное явление. Он по праву занимает особую нишу в литературе.

Биография Салтыкова-Щедрина по годам

Вариант 1

Хронологическая таблица «Салтыков-Щедрин» расскажет о жизни и творчестве известного русского писателя.

С помощью поэтапного рассказа можно получить чёткое представление о семье, месте учёбы, начале литературной деятельности. Таблица познакомит с важными событиями в биографии Михаила Евграфовича, укажет на знакомства с известными личностями. Материал назовёт названия журналов, в которых печатались произведения автора. Здесь можно узнать о месте работы и должностях Салтыкова-Щедрина. В таблице указаны даты выхода в свет известных повестей и рассказов писателя. Популярные сказки автора, уникальные по содержанию, соединяют в себе два жанра – сказка и басня.

Таблица «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» поможет подготовить дополнительную информацию к уроку, закрепить пройденный материал по литературе.

1826 год, 15 (27) января – Родился в селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.

1836–1844 – Учеба в Московском дворянском институте, а затем с 1838 г. в Царскосельском (Александровском) лицее.

1841–1845 – Начало литературной деятельности, публикация первых стихотворений в журнале “Библиотека для чтения” и “Современник”.

40‑е, конец – Участник кружка М.В.Петрашевского.

1847–1848 – Первые прозаические произведения: повести “Противоречия”, “Запутанное
дело” в журнале “Отечественные записки”.

1856 – Возвращение в Петербург.

1856–1857 – Публикация “Губернских очерков” в журнале “Русский вестник”.

1856–1868 – Государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани (1858 г.) и Твери (1860 г.);
председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).

1862–1864 – Работа в редакции журнала “Современник”.

1863–1874 – “Помпадуры и помпадурши” (гротескно-сатирические образы и фантастические сюжеты).

1868 – Выход в отставку.

1868–1884 – Один из редакторов журнала “Отечественные записки”;
после смерти Н. А. Некрасова – ответственный редактор;
все свои произведения печатает только на страницах “Отечественных записок”.

1869–1870 – “История одного города” (характер отношений народа и власти).

1875–1880 – “Господа Головлевы”, “Современная идиллия”.

1880‑е – Напечатан очерк “За рубежом” (своеобразное “сатирическое путешествие по
Европе”); закрытие “Отечественных записок”; завершены “Сказки” (сплав двух жанров: сказки и басни).

1884 – написана сатирическая сказка « », в которой Салтыков-Щедрин с изрядной долей отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века.

1887–1889 – “Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина”.

Вариант 2

1826, 15 (27) января. В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин .

1826–1836. Детские годы провел в родовой вотчине, где получил первоначальное домашнее образование.

1836–1838. Учился в Московском Дворянском институте.

  1. За отличные успехи переводится в Царскосельский лицей.
  2. Пишет первые стихи.
  3. В журнале “Библиотека для чтения” опубликовано стихотворение “Лира”.
  4. Окончил Лицей, зачислен в штат канцелярии военного ведомства.

1847, ноябрь. Публикует рецензии на новые книги в журналах “Современник”, “Отечественные записки”.

1848–1855. Служит в Вятке.

  1. Освобождается из ссылки, причисляется к министерству внутренних дел.

1856–1857. В журнале “Русский вестник” публикует сатирический цикл “Губернские очерки”. Подписался “Н. Щедрин”.

  1. Назначен вице-губернатором в Рязань.
  2. Назначен вице-губернатором в Тверь.
  3. Уволен в отставку.
  1. Выходит из состава редакции “Современника”, назначен председателем Пензенской казенной палаты.
  2. Вступает в должность управляющего Тульской казенной палаты.
  3. Переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казенной палатой.
  4. Получает отставку.

1868, сентябрь. Входит в состав редакции журнала “Отечественные записки”, возглавляемой Н. А. Некрасовым .

  1. В журнале “Отечественные записки” печатаются сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “ ”.

1869–1870. Публикует в “Отечественных записках” роман “История одного города”.

  1. Родился сын Константин.
  2. Родилась дочь Елизавета.
  3. Возглавляет “Отечественные записки” в связи с болезнью Н. А. Некрасова.
  4. Утверждается редактором “Отечественных записок”.
  5. Опубликован роман “Господа Головлевы”.

1887–1889. В “Вестнике Европы” напечатан роман “Пошехонская старина”.

1889, 2 мая (14 мая). Похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И. С. Тургенева - по завещанию Салтыкова-Щедрина.

Полная биография Салтыкова-Щедрина

Биография

Михаил Салтыков-Щедрин – известный русский писатель, журналист, редактор, государственный чиновник. Его произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря именуются так – в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым автор подчеркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.

Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников - Александр Пушкин , князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер , Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали “Сумрачным лицеистом”.

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше - титулярного советника.

По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.

По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855‑м на императорский трон был коронован Александр II , и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж Натальи Пушкиной . При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в « ». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову .

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

В их числе - «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» - книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880‑м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» - повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Сказка Салтыкова-Щедрина « », написанная в 1884 году, - поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.

В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.

Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил - прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.

Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

Несчастливы будут мои дети, никакой поэзии в сердцах, никаких радужных воспоминаний.

Смерть

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884‑м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.

Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя, похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина

Вариант 1

Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков - так можно охарактеризовать Михаила Салтыкова-Щедрина и его творчество в целом. Этот удивительный писатель, не боясь гнева ни властей, ни реакции критиков, ни запретов цензоров, писал удивительно меткие и язвительные произведения, в которых раскрывал и вытаскивал на свет все нелицеприятные стороны современного ему общества, которые обычно не демонстрировались.

Факты из биографии Салтыкова-Щедрина

  • Родился писатель в старинном дворянском семействе, и начальное образование он получал дома, как и большинство дворянских детей той эпохи.
  • Одним из первых учителей Салтыкова-Щедрина был крепостной живописец, принадлежавший его отцу.
  • Уже в 10 лет Салтыков-Щедрин поступил в институт, а за особо выдающиеся успехи в 12 лет его перевели в знаменитый Царскосельский лицей, тот самый, в котором некогда учился А. С. Пушкин.
  • Его фамилией была «Салтыков», а «Щедрина» он добавил позднее. Причём многие свои произведения он подписывал просто, как «Николай Щедрин».
  • Во время учёбы в Царском Селе юный писатель неоднократно подвергался взысканием из-за написания стихов «неодобрительного содержания».
  • Несмотря на громкую фамилию, Салтыков-Щедрин не был связан никакими родственными узами со знаменитым родом Салтыковых. Он был просто их однофамильцем, что отражено в его биографии.
  • На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин так и не овладел в полной мере манерами, присущими дворянам из высшего света. Отец его воспитанием не занимался, а мать его была из купеческого рода, и не знала всех тонкостей.
  • Ещё в юности он овладел несколькими иностранными языками, французским и немецким.
  • На протяжении всей жизни Салтыкова-Щедрина литература интересовала его намного больше, чем служба, и‑за чего последняя нередко страдала.
  • Писатель любил азартные игры, в основном в карты, но достойно проигрывать не умел, из-за чего при жизни заработал себе славу скандалиста.
  • Всю жизни Салтыков-Щедрин испытывал сильное отвращение к крепостному праву. Это сквозит во многих его произведениях, некоторые из которых к тому же носят скрытый биографический характер.
  • Значительное влияние на творчество Салтыкова-Щедрина оказали произведения Гоголя. Особенно его впечатлила повесть «Шинель».
  • За вольнодумство писатель был сослан в город Вятку, который ныне называется Киров. Там он провёл на службе целых 7 лет.
  • После того, как Салтыков-Щедрин вышел из опалы, он активно возобновил литературную деятельность и добился успехов на службе, побывав вице-губернатором Рязани и Твери.
  • Исследователи биографии Салтыкова-Щедрина пришли к выводу, что его знаменитое произведение «Господа Головлёвы» основано на его собственной семье и детстве, просто острый на язык писатель вывел все эти воспоминания в сатирическом ключе.
  • На государственной службе Салтыков-Щедрин всегда горячо пытался помогать простому народу, но другие дворяне его недолюбливали за регулярное хамство. Дошло до того, что за оскорбительный фельетон про одного важного чиновника его и вовсе уволили со службы.
  • Именно Салтыков-Щедрин придумал слово «мягкотелость» и ввёл его в употребление.
  • Женился уже зрелый писатель на девушке, которой было всего 15 лет.
  • В честь Салтыкова-Щедрина названо несколько десятков улиц в разных городах России.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин учился вмосковском дворянском институте, апотом как лучший ученик был переведен в Царскосельский лицей. Русские писатели не блистали привилегированным и вообще хорошим образованием. Исключение - Пушкин и Салтыков.

Салтыков, вопреки распространенному мнению, неимел никакого отношения каристократическому роду Салтыковых. Фамилия его предков не Салтыковы, а Сатыковы, это захудалые провинциальные дворяне. Подобное обстоятельство создало в Лицее совершенно невыносимую ситуацию. Одноклассники-аристократы путали мальчика с «настоящими» Салтыковами, а узнав, что перед ними однофамилец, презрительно фыркали. В результате «Миша Пселдонимов» из ребёнка-отличника превратился в неопрятного огрызающегося подростка, и в этом состоянии нервно-эмоционального срыва провёл всю жизнь. Никаких дел с Салтыковым иметь было нельзя. При несомненных интеллектуальных способностях и прекрасном литературном даре он отличался эмоциональной тупостью, обидчивостью и в бытовой жизни вёл себя как подросток дурак.

В зрелом возрасте Салтыков оброс бородой и стал таращить глаза, делая справедливое лицо. Получалось не очень, но в тираж пошло именно это. В последствие услужливыми художниками и ретушёрами образ доведен до библейского гротеска, так что Салтыков полностью потерял своё лицо.

Салтыков, как большинство людей его времени иего круга, испытывал особую тягу ккарточным играм, но в отличие от Некрасова, как, опять же, большинство тогдашних людей, играл по маленькой (играть без денег в карты считалось бессмыслицей). Играл Салтыков очень плохо, потому что ему не приходило в голову блефовать, и он совершенно не учитывал психологию и манеру игры своих соперников. При этом игру он воспринимал как серьёзное дело, и проигрыши его очень раздражали. Проиграв, он никогда не считал, что в чём-то ошибся, и по-детски сваливал всю вину на партнёров. Хорошо знавшие его близкие стремились перевести дело в шутку. Игра с чужими неизбежно приводила к скандалу.

Мать Салтыкова была изрода богатых купцов Забелиных. Когда она вышла замуж, ейбыло 15 лет, а мужу - 40. В молодости она была кровь с молоком, потом расплылась в толстую некрасивую женщину. В семействе Салтыковых родилось 9 детей: 6 мальчиков и 3 девочки. Из них только одна девочка умерла в детстве. Воспитание с самого начало было полностью в руках матери, отец детьми не интересовался. Поэтому можно сказать, что Щедрин по бытовой культуре вообще не был дворянином. Это очень важное обстоятельство. Культурный перепад между русскими дворянами и купцами того времени - два поколения. На наши деньги дворяне - это интеллигенты, купцы - трудящиеся. С кулачищами, матерной руганью и водкой. Мать Салтыкова была грубым ограниченным человеком, детей держала в чёрном теле и постоянно била.

Вместе с тем по своим природным качествам Салтыкова была неглупой, хорошо разбиралась в личных качествах детей и образцово вела хозяйство. Денег у неё было не так много, тем не менее, она всем детям дала хорошее воспитание и обеспечила финансовую поддержку.

Первое время Мишенька (шестой ребенок в семье) был её любимчиком, но в подростковом возрасте отношения резко ухудшились, Миша в её глазах стал худшим, самым неудачным сыном. Со временем это мнение только укрепилось. Она его считала дураком и подлецом, - в общем небезосновательно. Такого же мнения придерживались и другие члены семьи.

После окончания лицея перед Салтыковым были открыты все пути, онустроился наработу в военное министерство. В 18 лет, как выпускник лицея он имел уже чин коллежского секретаря (гражданский эквивалент штабс-капитана). Однако его карьера не сложилась, так как с точки зрения социальной он окончил лицей с волчьим билетом. Смысл учёбы в подобных заведениях прежде всего в установлении пожизненной системы знакомств, с помощью которых можно делать быструю карьеру. Но Щедрин был классным изгоем, о чём сразу и было доложено по начальству.

В этой ситуации Щедрин решил начать карьеру литератора, но быстро попал под раздачу за в общем невинную (и бездарную) повестушку. Его выслали в провинцию.

Как это нипарадоксально, ссылка стала первым удачным шагом его чиновничьей карьеры. Вдалекой Вятке все факты биографии молодого Салтыкова: лицей, громкая фамилия, высочайшая опала - слились в единое сияние. Повторяю, и опала, потому что быть сосланным по высочайшему повелению означало поссориться с царём, то есть быть с ним на короткой ноге. Таких людей уважали и боялись, прекрасно понимая, что если личный контакт есть, то как поссорятся, так и помирятся, а не по уму услужливому псарю отвесят потом такого тумака, что мало не покажется. Поэтому относились в провинции к опальным, как к королевским бастардам - предупредительно. Салтыков сразу стал чиновником особых поручений при губернаторе, жил-не тужил, а после восшествия на престол Александра II действительно получил причитающееся удостоившемуся высочайшего пинка отличие - его назначили сначала рязанским, а потом тверским вице-губернатором. На этих должностях Салтыков вёл себя нагло, хамил и самодурствовал, а непосредственное начальство ничего не могло поделать, так как идиот пользовался высочайшим покровительством.

Интересно, что конец карьере Салтыкова положил эпизод «ссоры двух генералов». Будучи крупным чиновником министерства финансов, Салтыков начал травить тульского губернатора Шидловского. Губернатор ничего немог поделать, так как иу него и у Салтыкова был один и тот же чин - действительного статского советника (генерал-майора). Салтыков распоясался до того, что опубликовал против Шидловского фельетон «Губернатор с фаршированной головой». Скандалиста убрали в другой город, и после неизбежного скандала с тамошним губернатором, уволили. Очевидцы вспоминали, что находясь на службе, Салтыков непрерывно орал на подчинённых, а на поданных документах любил ставить идиотские вердикты: «Чушь!», «Галиматья!», «Болван!»

Находясь впровинции, молодой Салтыков влюбился вдвух дочек местного вице-губернатора, и начал за ними ухаживать. Девочкам было, однако, 12 лет. Одной из них он сделал предложение в 14, её отец с большим трудом отложил брак на год. Мать и все родственники Салтыкова бойкотировали венчание и свадьбу (из приличия был лишь один из братьев). Существует мнение, что неудовольствие матери вызвал возраст невесты и отсутствие приданого. И то и другое маловероятно. Первое, потому что сама она в таком же возрасте вышла замуж (причем не за 30-ти, а за 40-летнего), а во-вторых, потому что отсутствие приданого вещь огорчительная, но православное приданое не мусульманский калым - ничего позорного в этом для семьи нет. Дело в том, что о вице-губернаторских дочках шла нехорошая слава, такая, что вторая дочь потом так и не смогла найти себе мужа, хотя была миловидной и из дворянской семьи.

Жена Салтыкова всю жизнь изменяла ему направо иналево, открыто насмехаясь над своим супругом. Что немешало ей жить за его счет и жить хорошо. У неё подряд родились сын и дочь - через 17 лет бездетного брака. Салтыков почему-то был уверен, что по крайней мере сын - его, хотя он совершенно не был на него похож. В последние годы жизни дочь-подросток прилюдно издевалась над больным отцом вместе с матерью. Сын вёл себя сдержанно, но в зрелом возрасте написал пренебрежительные воспоминания об отце.

Лучшее произведение Салтыкова, роман «Господа Головлёвы» есть ничто иное, как карикатурное описание семьи, вкоторой он родился и вырос. Вывел он там почти всех, дав галерею социальных уродов. Правда посередине галереи находится зияющий провал - изобразить свой светлый образ Михаил Евграфович «забыл». Больше всего в романе досталось «милому другу маменьке» (недавно умершей) и старшему брату Дмитрию, почтенному отцу семейства. Дело в том, что в 60‑х годах Салтыков взял у матери в долг крупную сумму денег для покупки имения. Имение он купил, но никакого дохода оно не приносило (потому что требовало хозяйственного управления, к чему Салтыков был абсолютно неспособен). Тогда Салтыков сказал, что денег он матери не вернёт. Та в счет погашения долга стала удерживать часть доходов с имения, находившегося с совместном владении с сыном, а затем обошла его в распределении наследства. За наследство Салтыков начал судебную тяжбу со старшим братом Дмитрием Евграфовичем. Так появился знаменитый персонаж «Иудушка» - именно в это время писались «господа Головлёвы».

Последние годы жизни Салтыков стал публично ныть, что онтяжело болен иникому не нужен, что его забыли. Как кипятком ошпаренная толпа почитателей наперегонки бросилась к великому сатирику с визитациями. Гостей Салтыков встречал с лицом советской уборщицы: «ходют тут всякие», а то и просто отказывал в приеме. Народ понял, что ведет себя как-то не так и успокоился. Салтыкова лечили три первоклассных доктора, включая лейб-медика Боткина, а незадолго до смерти к нему наведался Иоанн Кронштадский.

Вообще к Салтыкову (а не к его жене) мало кто ходил. У него не было друзей литераторов, личных друзей тоже. Так, заходило несколько чиновников его ранга - партнёров по карточным играм. Исключение составляли два необычных посетителя - генерал Трепов и Лорис-Меликов.

Лорис-Меликов хаживал к нему в период своего фавора, а Трепов в отставке, после того, как его сделала инвалидом полоумная Вера Засулич. Напомню, что Лорис-Меликов был фактически премьер-министром, а Трепов до своей отставки - Санкт-Петербургским градоначальником. Кроме того, Трепов был королевских кровей.

По поводу подобного знакомства можно строить всякого рода конспирологические теории, но думаю, ларчик открывался просто. И тот и другой были, как это ни парадоксально, поклонниками его литературного таланта.

С исторической Россией возник культурный разрыв, и мы не понимаем многих вещей. Для современного читателя какая-нибудь «История одного города» это мрачная разделочная вещь, могильная плита на тысячелетней русской истории. Но для людей 19 века это было мальчишеским озорством - смешным, грубым, но легковесным.

Такова особенность русского диалога. Русская речь - южная, а русский характер - северный. Получается бенгальский огонь. Вроде ссора на смерть, лаются два сумасшедших хама, а пролаялись и ничего, сидят рядом, как ни в чём не бывало.

Поэтому особой сатиры у русских, как это ни парадоксально, нет. То, что считается сатирой, на самом деле подростковый юмор. Так и надо читать «Историю одного города» и «Сказки». Сатира - это Лесков (например, «Смех и горе»), но тоже не огнедышащая. То есть не социальная, а психологическая. Как у Гоголя. Такой же психологической сатирой является щедринская «Современная идиллия». «Господа Головлёвы» - это другое, там мера перейдена, но следует учесть, что в этом СТРАННОМ произведении сам Салтыков-Щедрин тоже Головлев и как бы не сам Иудушка.

Поэтому и ходили к «великому сатирику» Трепов и Лорис-Меликов, а он их принимал. Они его не считали врагом. Это национальная специфика.

После 17 года к власти в России пришли нерусские и стали читать Щедрина тоже не по-русски. А по-русски «назови хоть горшком, только в печь не клади».

Когда хоронили Некрасова, закатафалком ехали кареты, водной из которой сидел Салтыков со знакомыми. Хохоча, Салтыков предложил соседям пока суть да дело сыграть в карты в память умершего. Сыграли.