В чем смысл сказки по щучьему велению. По щучьему веленью

Я вновь приветствую любителей сказок на «сказочном поле». Сегодня предлагаю поразмышлять над смысловым содержанием одной из самых волшебных сказок: русской народной сказки «По щучьему велению». У этой сказки даже не указан конкретный автор. Давным давно кто-то сочинил – прозрел (а может просто очень мечтал) сказочку и народ ее с затаенной надеждой передавал из уст в уста. И ведь не потерялась – не забылась!

Краткое содержание сказки

У одного отца было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля, который лежал на печи и ничего не хотел делать. Однажды братья уехали в город на базар, бабы невестки стали просить Емелю делать по дому тяжелую мужскую работу. А Емеля не хочет. Невестки – женщины нашли, как уговорить: ему сказали, что не получит гостинцев от братьев. Согласился Емеля, уж очень хотелось ему гостинцев. Взял топор, ведра, пошел за водой. Вырубил во льду прорубь, зачерпнул воды, да ненароком щуку поймал. Размечтался о вкусной ухе, но щука взмолилась и попросила отпустить ее в воду. Пообещала сделать для него все, что ни пожелает. Емеля запросил подтверждения сим словам – обещаниям. Скажи только: «По щучьему велению, по моему хотению» и проговори свое заветное желание, ответила ему щука. Он велел ведрам домой идти. И ведра пошли! Отпустил Емеля щуку. А дальше невестки попросили его дров наколоть, в лес за поленьями съездить.

Емеля даже лошадь не стал запрягать: сани сами пошли, по дороге подавили народу много: народ не уходил с дороги — лошади же не было. Прослышал про те чудеса царь той страны. Велел он найти Емелю и привезти во дворец. Емеля приехал к нему прямо на печке. Не понравилось это царю, а дочь царская Марья – царевна влюбилась в Емелю, запросилась замуж за него. Царь хитростью — опьянением заточил Емелю в бочку, Марью с ним вместе, слуги засмолили бочку и бросили в океан. Емеля проснулся – протрезвел, с «щучкиной» помощью выбрались они с Марьюшкой из бочки, «построили» дворец, а тут и царь батюшка мимо проезжал – охотился в этих местах.

Не узнал было его царь, да Емеля напомнил ему про «заточение в бочку». Царь испугался, стал прощения просить:- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Был пир на весь мир, Емеля женился на Марье царевне и стал править царством!

Вот такая славная сказочка! А кому бы из нас не хотелось, чтобы сбывались заветные желания, не нужно было делать тяжелой работы и вообще забавно: я задумала что-то и получилось? Думаю, что не найдется человека, который отказался бы от такой возможности. А может ли это произойти на самом деле? Ведь «сказка – ложь, да в ней намек»…

А при чем тут философия?

Действие в сказке происходит в большой семье. Мужчины уехали на базар. Женщины попросили Емелю делать тяжелую работу по дому. Емеля не привык работать: он по жизни больше предавался сну на печи. Отдыхал, значит и мечтал. Женщины упросили — вдохновили его выполнить по необходимости, кое — какую работу.

А Емеля – это наши самородки российские, притянувшие своей мечтой – фантазией идею – щуку из более высокого мира.

В физическом мире раньше выше ценилась работа физической силой как человека, так и животных (лошади, например). Умственная энергия осваивалась – развивалась медленно. В основном отдавался приоритет знаниям, применяемым в быту. Люди, обладавшие способностями размышлять – мечтать, не уважались в народе. Значение имени Емеля означает пустомеля, болтун, лентяй: «мели Емеля, твоя неделя». Сказано: «ищите и обрящете, стучите и вам откроется», то над чем человек размышляет рано или поздно, ему открывается.

Так делались все великие открытия, причем озарения – открытия давались «чистым сердцам», то есть тем, кто не ставил впереди открытия корысть, а вела чувство — мысль просто жажда познаний, облегчения тяжелого неприятного труда: тут тебе и сапоги – скороходы, и железные птицы, летающие в небесах, и скатерти – самобранки и многое другое.

Мечты — устремления

Мечтаниями – устремлениями человек постепенно открывал возможности механической энергии, тепловой, электрической, атомной. Мы живем в трехмерном мире, он ассоциируется со льдом: холодный, неподвижный. Выше нашего мира (по частоте) мир психосферы (средние миры, космические), они же миры души, ассоциируется этот мир с состоянием воды: текучий, изменяющийся, приобретающий форму сосуда. Но самый высокий по частоте мир духовный. Его многообразие подвижность ассоциируются с паром. Он вездесущ. Емеля прорубил прорубь – канал связи с миром более высоким по частоте (в своем сознании). Каждое освоение новой энергии, более сильной, чем предшествующей, дающейся с более высоких планов бытия, усилием людей совершается. Теперь пришло время освоения — изучения психической энергии человека, подсказки будут идти с духовных миров.

И каждое новое открытие приносило открывателю, не только радость, но и огорчение, согласно известной поговорке «после радости — неприятности по теории вероятности». Новой энергией нужно научиться пользоваться: и паровые котлы взрывались, и электрическая энергия погубила немало людей, а уж атомная энергия – это просто страшная сила в руках как неумелого, так и агрессивного человека (человечества).

Как, в каком виде воспользуется человек (и человечество в целом) открытием зависит от уровня сознания этого человека (человечества): Емеля санями и печкой «давил» народ, а дубинкой – использование очередного открытия в виде оружия, — усмирял недовольных, а заодно проверял возможности этой энергии. В сказке царь посадил Емелю и полюбившую его Марью – царевну в бочку и отправил в плавание.

Обзор величайших открытий

В книге Дэвида Уилкока «Исследование Поля Источника» дается обзор наиболее значимых открытий ученых всего мира и их судьбы, зачастую обрывавшиеся после обнародования этих великих открытий. Все мы знаем таблицу элементов Д.И.Менделеева: в ней первым, вернее нулевым элементом стоял эфир. Он его назвал Ньютоний. Эфирной энергией построен весь наш физический мир. После обнародования этого открытия Дмитрий Иванович и все члены его лаборатории скоропостиженно скончались, а таблица была несколько видоизменена.

В своих дневниковых записях Николо Тесла сказал что, по его мнению, самое большое достижение Эйнштейна — он затормозил развитие изучения эфира до срока зрелости человечества — пока человечество не изживет свои животные программы, иначе этой, колоссальной силы энергией, оно могло бы уничтожить само себя. Вот так! Вот тебе и «сани шагайте сами»!

В девяностых годах восстановлена подлинная таблица элементов: «бочка по щучьему велению пристала к берегу и открылась». Дворец построен! Любой энергией можно губить, а можно созидать, зная все ее возможности. Это и есть освоение энергий разного уровня.

Почему так много людей погибло на планете за последнее столетие?

«Задача шестой Расы человечества — развить интуицию сердца. Наступило время поступления на Землю тонких огненных энергий из центра нашей Галактики. 20 столетие ознаменовалось началом эпохи Огня, она же эпоха Матери Мира. Все что происходит на планете – это очищение энергетики планеты от продуктов безнравственной жизнедеятельности и бездуховности: грязных мыслей, грубых слов, низких чувств. Необходимо перейти от себялюбия к миролюбию, к Боголюбию, то есть очистить себя от животных программ и энергетики, наработанной людьми с такими программами. Это возможно при осознанном волевом огненном очищении через духовный труд в самом себе и через это приобретение способностей принять огненные энергии пространства, а не сгореть от них в болезнях.

Весь Космос зарождается и живет законом Единства и Равновесия двух Начал – Мужского и Женского. На этом принципе построено всё мироздание. Преобладание какого-либо одного начала над другим неизбежно приводит к тяжким последствиям».

«Мир стал мужским в своей основе, и ему не хватает женских энергий. Поэтому женщин больше на планете. Не потому, что мужчины идут на войны и убивают друг друга. Это тоже есть. Но неужели вы думаете, что мироздание не может урегулировать процесс рождаемости, то есть прихода на планету равного количества женских и мужских воплощений? Но это не делается специально. Ибо ваша планета, ваш мир ощущает нехватку женских энергий, и женщин больше на планете именно для уравновешивания мужских энергий, которые захватили ваш мир».

Что есть женская и мужская энергия?

«На заре мира мир был стабилен. В нем пребывал покой и Чистое Бытие. Не было времени, не было движения, не было изменений. Ничего не отличалось друг от друга. Было Единое Чистое Бытие сознания. Это единство. Сознание, которое существовало во веки веков, и было неизменно и вечно. Но далее в этом сознании возникло разделение на полюса. И началось великое преобразование Чистого Бытия в Бытие Отраженное.

Отраженное от чего? От Чистого Сознания. Как чистая гладь воды, в которой отражается весь мир. Но вот по воде идут круги, и отражение ломается и искажается. И эти круги по воде идут уже миллиарды веков.

Почему возникло разделение на полюса. Зачем и кто это сделал?

Так пожелал Творец. Он сотворил это разделение, и с тех пор весь мир делится на два полюса, между которыми происходит движение всех частиц Бога. То Чистое Бытие сознания, которое было изначально и есть женские энергии, энергии покоя и погружения. Поэтому вам говорят, что изначально вселенная женственна по природе. Но ваш мир разделен на полюса, и поэтому движение между ними неизбежно.

Древо познания и змей-искуситель - это стремление к новому, то, что называют любопытством. Что касается Евы, то ее роль искажена. Женское начало никогда не стремится к познанию, к развитию. В женском начале есть все.

Множество веков идет борьба двух начал. Двух энергий, которые должны быть слиты воедино. И эта борьба с переменным успехом приносит различные отголоски в виде легенд. И никак не удается установить равновесие мужского и женского начал. Было время, когда женские энергии превалировали. И когда мужские энергии превалировали.

Мы знаем, что есть две энергии: центростремительная и центробежная, стремление объединиться и стремление разъединиться, энергия слияния и энергия разрушения, свет и тьма. Получается, что мужская энергия это энергия разрушения, а значит центробежная сила, а значит тьма?

Все названия условны. Энергия не имеет названия. Мир разделен на два энергетических полюса. И все частицы мира движутся между ними. Любое движение уже есть стремление и движение. Поэтому это не женский путь. Женские энергии – это покой и стабильность. Это мир без изменений. Это чистое бытие. Любое стремление и развитие, любое движение к центру или от центра есть не покой. Можно его именовать мужским путем.

Речь идет о матриархате и патриархате?

Нет. Матриархат – это не женские энергии. Любое подавление есть мужской путь. Но подавление – это крайняя степень развития мужской энергии. Когда потенциал энергии накапливается, он стремится найти выход и выход бывает, разрушителен (как в эпоху матриархата – амазонки, так в эпоху патриархата).

А как это работает? Ведь стремление ростка проявиться к жизни, родиться, есть тоже стремление, а значит, есть мужской путь.

Рождение — таинство

Это и есть то, что вы называете таинством.

Потому что при этом проявляется чудо бытия, та энергия мира, которая была изначально до творения мира. Рождение цветка из семени, ребенка, во чреве матери - есть проявление принципа «Я Есмь». Это то, перед чем ваши познания бессильны. Это есмь суть, это есмь явление.

Что есть гармония?

Каждый человек – это определенное сочетание мужских и женских энергий. И величайшим счастьем и редкостью бывает встретить такого партнера, в котором это сочетание зеркально. Тогда соединение двух людей идеальное. Они, как пазлы, подходят друг к другу. Но это редкость. И при соединении в пару два человека начинают пытаться сбалансировать два вида энергий. И если в сумме в них преобладают мужские энергии, то они все время будут куда-то устремляться, поэтому они будут ссориться или изменять друг другу, искать другие энергии. Таких пар множество.

Если же в обоих преобладают женские энергии, то в таких парах каждый погружен в основном в себя, в свои чаяния и проблемы, они сосуществуют рядом. Но все это не есть Любовь. И только та небольшая часть пар, в которых есть баланс этих энергий, и живут в Любви и Целостности. Ибо в них все гармонично. Ибо они друг без друга не гармоничны и чувствуют это. И им не нужны другие, ибо в них пребывает гармония. И их единение есть гармония, и это и есть Любовь.

Что есть Любовь?

Значит, Любовь - это возвращение к Целостности. А Целостность – это баланс мужских и женских энергий. И что тогда происходит с человеком, когда он достигает состояния баланса мужских и женских энергий? Он переходит в другой мир, на другой уровень?

Он начинает существовать в гармонии. Гармонии в себе и с миром. Это состояние равновесия. И это состояние любви к миру и ко всему сущему. Так живут и жили ваши святые. У вас множество примеров. В каждом из вас редки минуты Любви, истинной Любви, что есть гармония. И вы вечно стремитесь к этому. Но не нужно стремиться. Нужно просто быть. Просто погрузиться в мир, в бытие, в себя. Просто перестать разделять и стать Единым.

Как уравновесить в себе мужское и женское начала?

Очень мало на планете людей, в которых преобладают женские качества, женские энергии. И совсем единицы тех, которые достигли гармонии. Ведь достижение гармонии это не просто баланс, это новое качество энергии, это Целостность. Это уже не баланс, а единство. У вас есть знак Инь-Ян. Но в этом знаке все же есть черное и белое, есть разделение, но части равны. Но Любовь - это не части, баланс - это не части, это уже единое качество бытия. Это соединение, это совокупление, это новая совокупность энергий, это Совершенство. Это то, в чем есть все, и женское и мужское, и их не поровну, ибо равенство подразумевает части. Это целое и совершенное бытие.

Если человек с детства живет в любви и согласии, если он с детства интуитивно чувствует свое единение с энергией Творца, если его с детства не отвергают, то он никогда не будет стремиться присвоить себе что-то, получить что-то насильно, ибо в нем уже все есть, и он это знает.

Не отвергайте других. Все те, кто творят зло, творят его, будучи отвергнуты не один раз. И достаточно просто принять человека, который творит зло, а значит открыть ему свою энергию изобилия и единства, показать ему путь включения в единство энергий Творца.

Значит любовь – это, когда все возможные энергии Творца существуют в единстве и ничто не отвергается?

Правильно. Энергии Творца движутся, взаимодействуют, текут как реки. Сливаются в реки и русла, отделяются и сливаются. И по мере своего движения, по мере своего разворачивания в Творение, они разделились на множество форм. Но каждая форма, каждый ручеек и русло потока знает о своем единстве с рекой, из которой они произошли. И если это знание сохраняется, то сохраняется и связь с водами единой реки, сохраняется понимание и осознание себя, как части реки энергии Творца. Тогда и сохраняется единство, и сохраняется любовь.

Если говорить механистически, то Любовь - это сумма всех энергий, существующих в мире Творца, но не просто сумма, а слияние, которое дает полноту и гармонию, дает ощущение присутствия всего, ощущение законченности и наполненности. Поэтому каждый стремится к ней сознательно или неосознанно.

Роль отца

Роль отца: придать энергии ребенка направление, толчок, импульс – показать, куда двигаться и как двигаться. Не зря мы Творца зовем Отцом, поскольку от Него исходит единый Импульс Творения и движения, импульс развития

И поэтому энергии отца - это есть мини-вариант энергий Отца Творения, нашего Отца Небесного.

Роль матери

Все устроено гармонично. Если бы была только энергия приятия матери, то все было бы гармонично прекрасно, но не было бы развития и движения, не было бы изменения и познания.

А если бы была только энергия отца, то было бы только хаотическое стремление, движение без конца. Но есть гармония, она рождает другое; одно не существует без другого, одно есть дополнение другого, и вместе они есть единство. И любое движение импульса отца уравновешивается покоем и гармонией и принятием энергией матери.

Целостность, единство

И в каждом мужчине есть энергии отца, и в каждой женщине есть энергии матери. Но в каждом из них есть и то, и другое, ибо в результате своих странствий они накопили различные вариации и того, и другого, и по мере своего взаимодействия они проявляют свои качества, те или иные, в них накопленные. И есть мужественные женщины. И есть женственные мужчины. И, если человек родился мужчиной, это означает, что ему нужно проработать в себе энергии отца; и, если человек родился женщиной, это означает, что она пришла в этот мир научиться приятию.

Поэтому от женщины больше, чем от мужчины, требуется приятия. Женщины, в которых сильно мужское начало, отвергают это, они не согласны с этим, они видят в этом ущемление своих прав, подчинение. Но это энергия отца бурлит в них. И если они осознают себя женщиной, то должны в этой жизни научиться приятию. Ибо чем больше невыученного, тем больше и дальше вы будете учиться. Ибо это не просто стремление учиться, а это - стремление к Единению. И, если вы не научились слиянию и принятию всех качеств, вы не сможете слиться с Единым, к чему так стремитесь. И поэтому будете еще бесконечно проходить эти уроки, еще множество раз, пока не совместите в себе все энергии Творца и тогда сможете воссоединиться с ним. Это и есть колесо сансары, - бесконечная череда воплощений для прохождения уроков Любви. Ибо, пока вы их все до конца не пройдете, вы не достигнете единства, а только к этому вы стремитесь - к единой Любви Творца.

Поэтому можно много раз говорить о том, что кто-то, другие цивилизации или деструктивные силы, мешает вам стать Любовью и соединиться с Любовью Творца, но все это не основная причина. Основная причина в вас. В том, что вы не научились принимать все энергии Творца, и именно поэтому не можете соединиться с Ним. Поиск причин вовне ничего вам не даст. Ибо нужно в прямом смысле искать причину в себе - почему вы не можете принять того или иного человека, почему вы не можете принять то или иное явление».

А любовь Христа или других высших сущностей? Они достигли Единения?

Что касается Христа, то это - уникальный путь. Он прошел уроки приятия в земном воплощении до конца, он смог принять вас всех. Все деяния людей всем сердцем и всей Душой. Но он сам пожелал остаться в определенных планах бытия до тех пор, пока вы все не пройдете свои уроки приятия, ибо ощущает всех вас своими частями. Он остался для помощи вам, он не разделяет себя и вас и вместе с вами проходит уроки. Он готов всю боль Мира и все страдания Мира принять на себя и растворить их в своей Любви. И это - великий жертвенный опыт. Это пример высочайшей Любви и принятия, коему вы учитесь веками.

И поэтому вам говорят, что вам нужно достичь уровня христосознания. Это и есть присоединение к его мощи. Это и есть слияние с Любовью Христа, с его энергиями, это и есть растворение в силе его Любви своего негатива и своего неприятия. И поэтому для многих из вас он стал богом, стал объектом стремлений и поклонения, потому что это ваш путь, который указывает вам Христос. Это как спасательный круг на трудном пути познания в мире дуальности - обратиться к Христу с искренним желанием соединиться с его Любовью - и эта путеводная звезда укажет вам путь. Это не означает голгофу и распятие, унижение и предательство (тот путь, что прошел он). Это означает, что вы как на свет маяка будете плыть в бурных волнах ваших иллюзий, чтобы не заблудиться и не потеряться, ибо свет его Любви нельзя не увидеть и потерять.

Возвращение в Эдем

Любовь – это все энергии Творца. Вы находитесь в 3х мерном мире, на физическом плане бытия, где осваиваете определенный спектр энергий Творца. Поднимаясь выше, вы становитесь открытыми, или, вернее, вам становится доступным более широкий спектр энергий Творца, которые вы познаете. В этом и есть смысл эволюции, смысл Вознесения вашего - открытие в себе других энергий Творца. И чем выше вы поднимаетесь, тем больше энергий Творца вы в себе открываете, осваиваете, принимаете в себя. Тем больше и сильнее вы становитесь, и так до тех пор, пока не примете и не освоите все энергии Творца, и осознаете их, и осознаете себя Творцом.

Принять все. Не судить, ибо, когда вы судите, то вы отвергаете это. Все, что вы отвергаете, будет стремиться к вам опять. И поэтому если вы отвергаете зло, то оно все же будет стремиться к вам. А если вы принимаете его, оно перестает стремиться к вам и перестает быть частью вашей жизни. И в этом очень важна роль женщины, роль матери, как образца принятия.

Так уже было в вашем мире в древности. Но потом баланс нарушился. Сейчас нужно восстановить баланс. Поэтому каждый из вас, как бы это не звучало (и женщина, и мужчина), должны проявлять больше в себе женских энергий приятия и растворения. И это не значит, что мужчины станут женщинами. И это не значит, что если они станут женственнее, то это плохо или неприлично. И этим объясняются процессы развития женского в мужчинах во всем мире в большей степени, чем это было ранее. И каждый мужчина должен осознать, что он, во-первых, должен помочь своей женщине проработать ее мужские качества, дополнить ее, а не угнетать своей энергией и своей властью, понять, в чем она нуждается. И если женщина просит у вас проявления мягкости, романтичности, это не каприз, а стремление ее женской натуры.

И каждая женщина должна научить своего мужчину приятию, сначала раскрыв это приятие в себе. Ибо многие женщины также идут по мужскому пути и не развивают в себе в полной мере женские стороны текучести и приятия, для чего она воплотилась женщиной. Они должны помочь своему мужчине открыть в себе нежность, мягкость, приятие, отсутствие сопротивления. И в этом великая сила и великая миссия женщин. Ибо возвращение в Эдем – это возвращение к Любви Творца, это возвращение к себе целостным.

Царь в сказке это, по моему мнению, земное мышление (царь в голове, как у отдельного человека, так и у человечества в целом). «И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Мир принимает, осваивает и пользуется себе во благо новыми достижениями: меняемся мы – меняется мир и наоборот: все взаимосвязано.

Что произошло на Земле после 21.12.2012 года?

« Ваша планета, как и вся Солнечная система, прошла через мощный луч-импульс, исходящий из «чёрной дыры» в центре Галактики. Создателем Вселенной предусмотрен квантовый переход Вашей цивилизации на следующий четвертый уровень развития (из двенадцати). Вы - голограмма, отражение матрицы единого Высшего сознания. У Вас произойдут изменения на клеточном уровне, изменится объём знаний, материя тела изменит свою структуру. На новом уровне развития вашей цивилизации будут последовательно разблокированы световые ДНК, содержащие коды (знания) Вселенной, заложенные в геном человека при его создании Высшими цивилизациями. В настоящее время они заблокированы и считаются учёными как «спящие» или «мусорные».

На новых уровнях развития (от четвертого до двенадцатого) человечество сможет получить возможность материализации своих мыслей, выбирать себе оболочку (тело) для жизни, материализовать себя в любой точке пространства. Такого эксперимента со световыми кодами ДНК для цивилизаций третьего уровня развития в нашей Вселенной у Создателя ещё не было. Этот эксперимент является единственным и уникальным в Галактике».

«Царь приехал к нему в гости, ест, пьет и не надивится: — Кто же ты такой, добрый молодец? – А помнишь дурачка Емелю. Я – тот самый Емеля. Царь сильно испугался, стал прощения просить: — Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье — царевне и стал править царством». Старое мнение рано или поздно вынуждено принять новые достижения. Весь накопленный при жизни в физическом мире опыт отдается Духу Святому: «на все воля Твоя, но не моя», — «бери мое царство». Это есть момент возврата в Эдем.

Марья – царевна, я полагаю, здесь выражение женской энергии в виде приятия нового, как в мужчине, так и в женщине. Открытиям предшествуют устремления – мечты – это выражение мужской энергии в человеке (и в мужчине и в женщине).

«Как Бог не может не творить, иначе б Он Любовью не был, так не могу не говорить

о крыльях, что уносят в Небо. Так не могу не быть гонцом к тому, кто в хаосе сомнений

забыл, что призванный Отцом, не может спать в прохладе тени. Я в вере растворю твой страх,

в надежду обращу бессилье, чтоб Матерь Мира на руках Любовью оживила крылья».

В настоящее время – в 21 веке – ученые своим открытиями подтвердили то, что мистики всех времен и народов передавали без доказательств.

Вот таким мне видится смысл этой волшебной сказочки, а у вас какое мнение?

Использована информация с сайтов Верхосвет «Матерь Мира», Живой этики «Эпоха Матери Мира», книги Д Уилкока «Исследование Поля Источника», дневниковых записей Н.Тесла – тема «эфир», подлинная таблица элементов Д.И.Менделеева, О.Асауляк,сборник духовной поэзии.

Несмотря на то, что каждый человек с возрастом начинает понимать, что ничто в этом мире не дается просто так, а является результатом труда, надежда на неожиданный подарок судьбы всегда ютится в сердце. Именно это желание получить что-то не тяжким трудом, а задаром и легло в основе написания народной сказки "По щучьему велению". Эту сказку многие читали в детстве, а некоторые видели замечательный одноименный мультфильм, снятый режиссером Александром Роу на основе пьесы Е. Тараховской, в которой сюжет сказки становится насыщеннее, а ее герои приобретают глубокий характер и индивидуальность.

О чем повествует сказка "По щучьему велению"?

На первый взгляд основная идея сказки - потакание лени и нежеланию работать. Ведь главный герой, Емеля-дурак, в отличие от своих братьев персонаж не совсем положительный. Лентяй и тунеядец, которого можно заставить выполнять необходимую по дому работу только с помощью угроз о лишении подарков с ярмарки. После долгих уговоров, Емеля все-таки соизволяет пойти на речку, набрать воды, где и встречает волшебную щуку, которая в обмен на свое спасение обещает выполнять любое желание крестьянина.

Крылатая фраза «По щучьему велению, по моему хотению…» до сих пор означает нежелание добиваться чего-то своим трудом, и символизирует лень и бесполезные мечтания о невозможном. Почему же русский народ, остро и беспощадно высмеивающий глупость, жадность и другие вредные черты характера людей, выбрал такого героя для своей сказки?

Мечта о лучшей жизни и справедливости .

Именно желание улучшить свою тяжелую долю, и скрасить горькие будни, легли в основу создания сказки "По щучьему велению". Бесхитростно и просто русский человек поделился в ней тем, что являлось для него тогда несбыточной мечтой:

  • Облегчить свой нелегкий труд.
  • Хоть немного улучшить условия жизни.
  • Восстановить справедливость по отношению к народу.

Именно эти, добрые желания и высказал русский народ в сказке, благодаря чему, ее герои нередко попадают на детский праздник в качестве желанных гостей.

Основной сюжет народного произведения известен большому кругу современников благодаря талантливому и красочному изложению сказки писателем А.К. Толстым. Эта версия больше всего полюбилась людям и стала олицетворением мечты простого человека о лучшей жизни. Согласитесь, ведь каждый из нас хоть раз, да и представил себя на месте смешного, но такого везучего героя Емели?

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
  • Указывать на цикличность бытия
  • Служить астрономическим или природным
  • Быть хранилищем истории
  • Связывать с предками
  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
  • Направлять человека на путь и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и ; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в , когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич , тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём , которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Анализ сказки «По щучьему велению» поможет подготовиться к уроку и узнать главную мысль.

Анализ «По щучьему велению»

«По щучьему веленью» – русская народная сказка. Главному герою Емеле посчастливилось поймать говорящую щуку. С ее помощью он исполнял все свои желания: ведра сами несут воду, сани едут сами без лошади, печь сама везёт главного героя во дворец к царю. Сюжет имеет глубокий смысл.

Емеля – это младший сын в семье, дурачок, которому все прощается и сходит с рук. Он ленив и безразличен ко всему, что происходит вокруг. Но когда его что – то заинтересует – он с охотой берется за дело. Он не поленился и поймал щуку, да еще руками – это ведь совсем непросто! Значит, он еще и силен и ловок. Но он еще и добрый – оставил пленницу в живых. А благодаря тому, что теперь все его желания выполнялись, он многого достиг и даже завоевал царевну.

Герои сказки «По щучьему велению»

  • Емеля — главный герой сказки
  • Марья – царевна
  • Братья Емели
  • Воевода
  • Щува — сказочный персонаж

Главная мысль сказки «По щучьему велению» — нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду, в итоге Емеля оказался совсем не дураком и помогла ему во всём щука. Емеля и щука становятся друзьями.

Здравствуйте, читатели блога «Русское слово»!

В своем далеком детстве я очень любила сказку «По щучьему велению» .

Несмотря на то, что я её знала наизусть, книжку перечитывала часто с превеликим удовольствием! А потом у меня появилась пластинка с музыкальной версией этой сказки. И её я не уставала слушать по нескольку раз!

Сейчас мне непонятно, почему эта сказка так нравилась мне!?

Ведь главный герой сказки дурак Емеля – лентяй еще тот! Лежит себе на печи, ничего не делает. И все-то у него ладно в жизни вышло: и богатство, и дом-дворец, и жена-красавица!

Точно так же подумали иностранные студенты, прослушав сказку «По щучьему велению» . Об этом рассказал доктор филологических наук, научный сотрудник кафедры русского языка филологического факультета МГУ Дмитрий Гудков:

«Однажды на занятиях я прочел сказку «По щучьему велению» сначала японским студентам, а затем американским. Их восприятие сказки отличалось как небо и земля, но в оценке Емели их мнения совпали. И те, и другие сочли сказку безнравственной: патологический бездельник получает ничем не заслуженную награду. А у японцев, узнавших, что эта сказка пользуется большой популярностью в России, вообще возникли сомнения в полноценности русского национального характера. Американцы сказали, что дети, воспитанные на подобных сказках, вырастут лентяями…»

Неужели же все мы, так сильно любившие эту сказку в своем детстве, выросли безнравственными лентяями и жуткими бездельниками? И был ли Емеля дураком?

Попробуем ответить на этот вопрос. Но для начала перечитаем сказку.

Сказка «По щучьему велению» в пересказе А.Н. Толстого.

(Это самый известный вариант сказки! Иллюстрации художника Германа Огородникова.)

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

Неохота…

Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Ну ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь . И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

На что ты мне пригодишься?

Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает: -

Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью

Емеля и говорит:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:

Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

Неохота…

Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

По щучьему веленью,

По моему хотенью

Поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:

Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

Да вы-то на что?

Как мы на что?..

Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Мне неохота…

Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

Ступайте, сани, в лес…

Сани сами поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

Топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

Ты - дурак Емеля?

А он с печки:

А тебе на что?

Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Мне и тут тепло…

Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

А мне неохота…

Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:

Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал еще:

Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает. А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля; видит - темно, тесно:

Где же это я?

А ему отвечают:

Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

А ты кто?

Я - Марья-царевна.

Емеля говорит:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

Ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

А мне неохота…

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

Выстройся каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

По щучьему веленью,

По моему хотенью -

стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.

Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто такие?» Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:

Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу. Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

Кто же ты такой, добрый молодец?

А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Посмотрите замечательные иллюстрации к сказке «По щучьему велению» художника Германа Огородникова .

Сказку «По щучьему велению» можно послушать .

Это музыкальная версия сказки. Точь-в-точь, как на пластинке из моего детства!!!

Давайте поразмышляем…

Два брата поехали на базар. Почему Емелю с собой не взяли? Так он же дурак !..

Но почему так сразу – дурак?! Может быть, просто потому его не взяли с собой на базар, что он молод еще, неопытен. Так пусть не мешает в серьезном деле, пусть лучше дома побудет…

Дело в сказке происходит зимой. Когда старшие уехали, невестки суетятся, хозяйничают, хлеб пекут, а что Емеле делать в крестьянской избе?! Лежать на теплой печке да мечтать!

Невестки дают Емеле обычные поручения: принести воды, наколоть дров, съездить в лес по дрова.

«Неохота!»

Емеле лень выполнять обыденную скучную работу. И когда он все же пошел к реке, зачерпнул воды, то не пошел сразу домой. Что делает дурак-Емеля? Он заглядывает в прорубь. Ему интересно, а что там, в проруби!? Умный, может, и не стал бы в прорубь смотреть, он ведь всё давно знает…

Повезло Емеле несказанно, «дуракам везёт»! Попалась ему волшебная щука, исполняющая любые желания. Загадывай, что хочешь. Все исполнится!

Как повёл себя Емеля, что попросил у щуки?!

Чтобы вёдра сами домой пошли, чтобы топор сам рубил, чтобы сани сами ехали, без лошадей!

Во дурак-то ! Щука, она же ЛЮБОЕ ЖЕЛАНИЕ исполнить может!!! Но нет! Не такой Емеля. Ему не нужны горы золота и терема-хоромы. Он просит то, о чем, скорее всего давно уже думал, лежа на печи.

Емеля хочет, чтобы вода сама в дом шла (а может это прообраз водопровода?), чтобы топор сам рубил (бензопила?). А безлошадная телега, а потом печь, которая сама едет – это… автомобиль?!

Если хорошенько подумать, так все человеческие изобретения родились из такой вот «емелиной » лени!

У Емели не просто ум обывателя, у него голова изобретателя! Какой же он дурак?!!

А как же не вспомнить о таких качествах Емели, как находчивость, смекалка, остроумие, доброта, незлобивость!?

Как хотите, а мне Емеля всегда нравился!

Есть еще один знаменитый вариант сказки «По щучьему велению»,

записан в сборнике А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Спорим, что вы не помните эту сказку?! Прочитать её можно здесь:

Сказка про Емелю в обработке А. Афанасьева

Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал - всё нет ничего!

«Эх, - думает сам с собой, - доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри - придётся с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? Хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось господь и смилуется».

Нажмите, чтобы открыть полный текст сказки

Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене.

Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу - ужо вместо щей похлебаю».

Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду - вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то - сейчас явится!»

Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось - появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку.

На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!»

По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, - говорит, - с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал. Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!»

Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести - твой это ребёнок?» - «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море.

Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, - спрашивает убогий, - знаешь теперь, какова жажда и голод?» - «Знаю!» - отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!»

Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец - чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!» Только вымолвил - явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, - говорит царевна, - только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». - «Подожди, будет и птица!» - отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень - у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь - плывут по воде двенадцать уток и селезень - одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый.

Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!»

Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» - «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать - и сам не ведаю ». - «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна - такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!»

Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство. Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается - приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених - сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». - «А мне откажешь - я разорю!» - «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». - «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять».

Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника - снёс его буйную голову. Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери.

Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень - за одну утку можно полцарства дать!

Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать». Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» - «Что ты взводишь напраслину? - отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. - Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» - «Хорошо, я согласен!» - сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка - одно перо золотое, другое серебряное.

Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать - у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала - того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват».

Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать .

Как видите, совсем другая сказка!

Нет в ней ни отца, ни братьев, ни невесток. И имени у героя нет. Называют его «убогий» … У-БОГий.. У бога.?! Любимец божий?! Под защитой Бога?!

И волшебные слова тоже разные: не «по щучьему велению, по моему хотению», а «по щучьему велению, по БОЖЬЕМУ благословению »…

Эта сказка ближе всего к народной версии . А народ верил, что Бог обязательно поможет слабым и убогим…

Так что и в этой сказке герой далеко не дурак ! А умный, честный, трудолюбивый, справедливый, благоразумный человек, который с Божьей помощью (Ну, а с чьей же ещё!) сделался замечательным правителем, таким, о каком всегда мечтали простые русские люди.

В заключение хочется сказать, что «По щучьему велению» — замечательная, веселая, добрая сказка. И никому еще она не принесла вреда.

А Емеля – вовсе не дурак.

Вконтакте