Занятия с ложками для малышей. Обучение дошкольников игре на деревянных ложках

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игра на деревянных ложках подготовила Крылова Екатерина Владимировна

Конспект занятия. Тема: игра на деревянных ложках. Цель занятия: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока: развитие познавательного интереса, творческой активности; развитие импровизации в доступных для детей формах; воспитание позитивного отношения к народному искусству. Оборудование: деревянные ложки, магнитола, иллюстрации с изображением ложек.

Вводная беседа. Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.

Рассмотрим и обсудим иллюстрации.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров - это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества. Надо отметить, что ложки делались самые разные. в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством. Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные. Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки. Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны. Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством. Их ложки сильно отличались от массовой продукции. Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

Работа по теме Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.

Для того, чтобы научиться играть на ложках, необходимо ознакомиться с несколькими основными принципами игры на ложках. 1. Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2. Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга. 4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов. 6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Теперь попробуем потренироваться, соблюдая все изученные правила.

Спасибо за внимание!


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

г.Нижний Новгород

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках (Топор, стиральная доска, коса)

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.


В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этойлюбовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.
Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.
Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение


детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все
приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

* Удар "шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;


* Прием "Ножницы ". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

* Приём «Скольжение» - это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются вправую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка » самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка ». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник » Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.
Самый сложный прием, это игра на трех ложках. Но к нему надо приступать только тогда, когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка".Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения . Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* "Сложный рисунок". Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок "шапочки" о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ""шапочкам" ложек в левой руке сжимается кисть и происходит "удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.
* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

* Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните. что у фантазии границ нет.

Игры - упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы

Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск
Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми.
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
-обучать приемам игры на музыкальных инструментах
-развивать творческое воображение
-развивать ритмический слух

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках


Ведущий:

1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей


1. Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)


2. К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)


3. В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

“ Угадай, что я вижу!”

В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.

Начинайте так:

Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь! Ребенок: Сердечки на занавесках? Вы: Нет. Он: Обложку Таниной книжки? Вы: Нет. Он: шапку Олега? Вы: Нет. Он: Фантик на столе? Вы: Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

“Рассказ без прилагательных”.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (“Как я собирался в лагерь”, “Наше путешествия в лагерь” и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.

“Угадай песню (стихи)”.

Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых выбирается ода строка или куплет. Например, строчка пушкинского стихотворения: “Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…” Все ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые несуразные, всем по очереди или в разбивку, типа “Твое отношение к соленой капусте?”, а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: “У меня к капусте чудное отношение!”

“Коначко” (конец-начало-конец).

Играть можно вдвоем, втроем, двумя командами или по кругу. Слова необходимо подбирать таким образом, чтобы последний слог первого слова служил началом второго: РУКА-КАПОР-ПОРОГ и т.д. замешкавшийся выбывает из игры. Можно индивидуально составлять цепочки на определенную тему. Побеждает тот, чья цепочка длиннее.

“Чепуха”

Двое играющих в тайне от других играющих договариваются о теме, на предмет которой они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы, догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет общения – кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.

“Шли по улице”.

Всем играющим присваиваются номера. №1 начинает: “Шли по улице 4 крокодила”, №4 отвечает: “А почему 4?, №1: “А сколько?”, №4: “А 8”. В игру вступает №8: “А почему 8?”, №4: “А сколько?”, №8: “А 5!” и т.д. если кто ошибся или замешкался, отдает фант. Собранные фанты в конце игры разыгрываются.

“Угадай, кто это”.

Тот, кто начинает, выбирает кого-то из игроков и описывает его так: Он маленький, веселый и темноволосый. Все смотрят друг на друга. Может, это Рита, Таня или Костя? Если никто не может угадать, описание можно уточнить: на этом человеке черные лакированные туфли, красная кофта и в волосах заколка. Теперь, конечно, всем ясно, что это Юля.

“Нащупанный банан”

Дети садятся в кружок. У каждого под рубашкой что-нибудь спрятано. Один из детей пытается на ощупь отгадать, что же там такое. Игра становится интересней, если действует правило: сразу не называть угаданные предметы, а ощупать все, что спрятано и только тогда назвать у кого что спрятано.

“Обмен одеждой”.

Дети садятся в кружок и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь ее запомнить. Затем один из них выходит за дверь, а несколько игроков меняются частями одежды. Ведущий входит и пытается определить на ком одеты чужие вещи и кому они принадлежат. Сразу бросится в глаза, если мальчик Саша наденет юбку Ани. Не так заметно, когда меняются носками.

“Внимание, он приближается!”

Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук в руки мягкую игрушку или еще какой-нибудь предмет, пока звучит музыка. Каждый старается как можно скорее избавится от этого предмета. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется игрушка, выходит из игры.

“Подарки”.

Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем предлагают ему ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок: ножик, карандаш, монетку, булавку и т.п. Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, у кого какой предмет. Затем он вторично выходит, а играющие собирают все вещи в одно место. Опять зовут водящего и предлагают ему раздать подарки кому какой хотелось. Если водящий раздаст правильно подарки. Выбирают нового водящего; если ошибется, повторяют в третий раз. После третьего же раза выбирают нового водящего.

“Моментальный снимок”.

Ведущий кладет на стол несколько предметов (карандаш, коробочек, скрепку, ножик и т.п.) и накрывает их листом бумаги. Затем зовет играющих. Когда все приготовятся, он приподнимает закрывающий предметы лист на 3-5 мин и снова закрывает. Предлагается, чтобы каждый записал, какие он видел предметы. Потом проверяют правильность запоминания. Выигрывает запомнивший больше других и без ошибок.

“Что изменилось?”.

На столе раскладывают 10-15 открыток. Играющим предлагается в течение 1-2 мин запомнить расположение нескольких открыток. Когда все посмотрят вторично, предлагается сказать, какие были сделаны перемещения. Выигрывает тот, кто укажет правильно все (или большее число) изменения.

“Руки на стол!”.

Играющие делятся на две равные группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, пуговицу, резинку – и начинает передавать ее под столом. Неожиданно один из играющих другой группы громко говорит: “Руки на стол!”. Тотчас вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая группа должна угадать, у кого он находиться, причем угадывает один, советуясь с товарищами. Если он угадает, предмет переходит к его группе. Тогда вся группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает, у кого он находится. Если не угадает, то предмет остается у первой группы и она выигрывает очко. Так играют до условленного количества выигрышных очков.

“Веселая игра в ложки”

Приготовьте на одну ложку меньше, чем участников игры. Пусть участники игры сядут в кружок на корточках, руки за спиной. Посередине по кругу положите ложки (на одну меньше, чем частников игры). Ведущий рассказывает историю, которая может начинаться приблизительно так:

Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…

Услышав слово “ложка”, дети должны как можно скорее схватить одну из ложек. Тот, кому не досталось ложки, выбывает из игры. Затем ложки опять кладутся на прежнее место и игра продолжается. Не забудьте при этом отложить одну ложку в сторону, а потом история продолжается:

Однажды в воскресенье Ложкины решили сходить куда-нибудь пообедать всей семьей. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Бабушка сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Кафе называлось “Золотая ложка”. Там все было очень красиво, а официанты вели себя необыкновенно солидно. За одним из столов сидела толстая дама с рыжей собачонкой, а напротив нее худой господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он толстой даме, увидев, как семя Ложкиных садится за столик. – удивительно, сколько детей – и всего одна собака!” Подали еду. Только пап собрался налить маме стаканчик вина, как пес Мопси потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком к палатке, где продавали сосиски, поели жареных колбасок, очень вкусных. Только мопс ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть.

Вместо ложек можно поиграть в другие предметы, например, в каштаны, плюшевых верей, кубики и т.д. Важно только, чтобы они находились от детей на одинаковом расстоянии. Дети непременно должны держать руки за спиной и обращаться друг с другом аккуратно. Бережно. А выдумать историю вовсе не так уж трудно. Она вполне может быть длинной, но обязательно интересной и веселой.

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.

А теперь приёмы игры на трех ложках.

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.