Глюк годы жизни. Высшее выражение эстетики классицизма

(1714-1787) немецкий композитор

Глюка часто называют реформатором оперы, что соответствует действительности: ведь он создал новый жанр музыкальной трагедии и написал монументальные оперные произведения, которые сильно отличались от того, что было создано до него. Хотя формально его называют композитором венской классической школы, Глюк повлиял на развитие английского, французского и итальянского музыкального искусства.

Композитор происходил из семьи потомственных лесников, которая вела кочевой образ жизни, постоянно перебираясь с места на место. Глюк родился в местечке Эрасбах, где в то время его отец служил в имении князя Лобковица.

Глюк-старший не сомневался, что Кристоф пойдет по его стопам, и очень огорчился, когда обнаружилось, что мальчик больше увлекается музыкой. К тому же у него обнаружились замечательные музыкальные способности. Скоро он стал учиться пению, а также игре на органе, фортепиано и скрипке. Эти уроки давал Глюку работавший в имении музыкант и композитор Б.Черногорский. С 1726 года Кристоф пел в церковном хоре иезуитской церкви в Комотауи одновременно учился в иезуитской школе. Потом вместе с Б.Черногорским он отправился в Прагу, где продолжил свои музыкальные занятия. Отец так и не простил сыну его измену и отказался ему помогать, поэтому Кристофу пришлось зарабатывать на жизнь самому. Он работал хористом и органистом в различных храмах.

В 1731 году Глюк начинает учиться на философском факультете университета и одновременно сочиняет музыку. Совершенствуя свое мастерство, он продолжает брать уроки у Черногорского.

Весной 1735 года молодой человек попадает в Вену, где знакомится с ломбардским князем Мельци. Тот приглашает Глюка работать в своем домашнем оркестре и берет его с собой в Милан.

В Милане Глюк пробыл с 1737 по 1741 год. Выполняя обязанности домашнего музыканта в семейной часовне Мельци, он одновременно изучает основы композиции у итальянского композитора Дж.Б.Саммартини. С его помощью он осваивает новый итальянский стиль инструментовки музыки. Плодом этого сотрудничества стали шесть трио сонат, опубликованных в Лондоне в 1746 году.

Первый успех в качестве оперного композитора приходит к Глюку в 1741 году, когда в Милане была поставлена его первая опера «Артаксеркс». С тех пор композитор каждый год создает по одной, а то и по нескольку онер, которые с неизменным успехом идут на сцене миланского театра и в других городах Италии. В 1742 году он написал две оперы - «Деметрий» и «Демофонт», в 1743-м одну - «Тиграна», зато в 1744 году создал сразу четыре - «Софонис-ба», «Гипермнестра», «Арзаче» и «Поро», а в 1745 году еще одну - «Федра».

К сожалению, судьба первых произведений Глюка оказалась печальной: от них сохранились лишь отдельные фрагменты. Но известно, что талантливому сочинителю удалось изменить тональность традиционных итальянских опер. Он привнес в них энергию и динамизм и в то же время сохранил страстность и лиричность, свойственную итальянской музыке.

В 1745 году по приглашению лорда Мидлсекса, руководителя итальянской оперы театра «Хеймаркет», Глюк переехал в Лондон. Там он встретился с Генделем, который тогда был самым популярным в Англии оперным композитором, и они устроили между собой своеобразное творческое соревнование.

25 марта 1746 года они дали совместный концерт в Хей-маркетском театре, на нем были представлены сочинения Глюка и органный концерт Генделя, исполненный самим композитором. Правда, отношения между ними так и остались натянутыми. Гендель не признавал Глюка и как-то однажды иронически заметил: «Мой повар знает контрапункт лучше, чем Глюк». Однако Глюк относился к Генделю вполне дружелюбно и находил его искусство божественным.

В Англии Глюк изучал народные английские песни, мелодии которых впоследствии использовал в своем творчестве. В январе 1746 года состоялась премьера его оперы «Падение гигантов», и Глюк мгновенно сделался героем дня. Однако сам композитор не считал это свое произведение гениальным. Это было своеобразное попурри из его ранних работ. Ранние задумки воплотились и во второй опере Глюка«Артамена», поставленной в марте того же года. Одновременно композитор руководит итальянской оперной группой Минготти.

С ней Глюк переезжает из одного европейского города в другой. Он пишет оперы, работает с певцами, дирижирует. В 1747 году композитор ставит оперу «Свадьба Геракла и Гебы» в Дрездене, на следующий год в Праге ставит сразу две оперы - «Узнанная Семирамида» и «Эцио», а в 1752 году - «Милосердие Тита» в Неаполе.

Скитания Глюка завершились в Вене. В 1754 году он получил назначение на должность придворного капельмейстера. Тогда же он влюбился в Марианну Пергин, шестнадцатилетнюю дочь богатого австрийского предпринимателя. Правда, на некоторое время ему приходится уехать в Копенгаген, где он снова сочиняет оперу-серенаду в связи с рождением наследника датского престола. Но вернувшись в Вену, Глюк тут же женится на своей возлюбленной. Их брак был счастливым, хотя и бездетным. Позже Глюк удочерил свою племянницу Марианну.

В Вене композитор ведет очень напряженную жизнь. Он каждую неделю дает концерты, исполняя свои арии и симфонии. В присутствии императорской семьи блестяще проходит премьера его оперы-серенады, исполненной в сентябре 1754 года в замке Шлоссхоф. Композитор сочиняет одну оперу за другой, тем более что директор придворного театра доверил ему написание всей театральной и академической музыки. Во время визита в Рим в 1756 году Глюка возвели в рыцарское достоинство.

В конце пятидесятых годов ему неожиданно пришлось изменить свою творческую манеру. С 1758 по 1764 год он написал несколько комических опер на либретто, присланные ему из Франции. В них Глюк был свободен от традиционных оперных канонов и обязательного использования мифологических сюжетов. Используя мелодии французских водевилей, народные песни, композитор создает яркие, жизнерадостные произведения. Правда, со временем он отказывается от народной основы, предпочитая чисто комическую оперу. Так постепенно формируется своеобразный оперный стиль композитора: сочетание богатой нюансами мелодики и сложного драматического рисунка.

Особое место в творчестве Глюка занимают энциклопедисты. Они написали для него либретто к драматическому балету «Дон Жуан», который поставил в Париже известный балетмейстер Ж.Новерр. Еще раньше он ставил балеты Глюка «Китайский принц» (1755) и «Александр» (1755). Из простого бессюжетного дивертисмента - приложения к опере - Глюк превратил балет в яркое драматическое действо.

Постепенно совершенствовалось и его композиторское мастерство. Работа в жанре комической оперы, сочинение балетов, выразительная музыка для оркестра - все это подготовило Глюка к созданию нового музыкального жанра - музыкальной трагедии.

Вместе с итальянским поэтом и драматургом Р.Каль-цабиджи, который жил тогда в Вене, Глюк создает три оперы: в 1762 году - «Орфей и Эвридика», позже, в 1774 году, была создана ее французская версия; в 1767 году - «Альцеста», а в 1770-м - «Парис и Елена». В них он отказывается от громоздкой и шумной музыки. Внимание акцентируется на драматическом сюжете и переживаниях героев. Каждый персонаж получает законченную музыкальную характеристику, и вся опера превращается в единое действо, захватывающее зрителей. Все его части строго соизмеряются друг с другом, увертюра, по мнению композитора, как бы предупреждает зрителя о характере будущего действия.

Обычно оперная ария выглядела как концертный номер, и артист стремился лишь к тому, чтобы выгодно преподнести ее публике. Глюк вводит в оперу и обширные хоры, подчеркивающие напряженность действия. Каждая сцена приобретает законченность, каждое слово героев несет глубокое содержание. Конечно, Глюк не смог бы осуществить задуманное без полного взаимопонимания с либреттистом. Они работают вместе, оттачивая каждый куплет, а иногда и слово. Глюк прямо писал о том, что связывает свой успех с тем, что вместе с ним работали профессионалы. Раньше он не придавал такого значения либретто. Теперь музыка и содержание существуют в неразрывной целостности.

Но нововведения Глюка были признаны далеко не всеми. Поклонники итальянской оперы вначале не приняли его оперы. Его произведения тогда отважилась поставить только парижская Опера. Первой из них становится «Ифигения в Авлиде», за ней следует «Орфей». Хотя Глюк был назначен официальным придворным композитором, он сам время от времени ездит в Париж и следит за постановками.

Однако французская версия «Альцесты» оказалась неудачной. Глюк впадает в депрессию, которая усиливается со смертью племянницы, и в 1756 году возвращается в Вену. Его друзья и соперники делятся на две противоположные партии. Противников возглавляет итальянский композитор Н.Пиччинни, который специально приезжает в Париж, чтобы вступить в творческое соревнование с Глюком. Все заканчивается тем, что Глюк завершает «Артемиду», но рвет наброски к «Роланду», узнав о намерениях Пиччинни.

Война глюкистов и пиччиннистов достигает апогея в 1777-1778 годах. В 1779 году Глюк создает «Ифигению в Тавриде», которая приносит ему наибольший сценический успех, а Пиччинни в 1778 году ставит «Роланда». Причем сами композиторы не враждовали, они находились в дружеских отношениях и уважали друг друга. Пиччинни даже признавался, что иногда, как, например, в своей опере «Дидона», опирался на некоторые музыкальные принципы, характерные для Глюка. Но осенью 1779 года, после того как публика и критика прохладно приняли премьеру оперы «Эхо и Нарцисс», Глюк навсегда покинул Париж. Вернувшись в Вену, он впервые почувствовал легкое недомогание, и врачи посоветовали ему прекратить активную музыкальную деятельность.

Последние восемь лет жизни Глюк безвыездно прожил в Вене. Он перерабатывал свои старые оперы, одна из них, «Ифигения в Тавриде», была поставлена в 1781 году в связи с визитом великого князя Павла Петровича. Кроме того, он публикует свои оды для голоса с сопровождением фортепиано на слова Клопштока. В Вене Глюк снова встречается с Моцартом, но, как и в Париже, дружеских отношений между ними не возникает.

Композитор работал до последних дней жизни. В восьмидесятые годы у него случилось одно за другим несколько мозговых кровоизлияний, от которых он в конечном счете и умер, не успев завершить кантату «Страшный суд». Его похороны прошли в Вене при большом стечении народа. Своеобразным памятником Глюку стала премьера кантаты, которую завершил его ученик А.Сальери.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Глюка Кристофа Виллибальда

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление
Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.
В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс»; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. Генделем. В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество
Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете «Дон Жуан», им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера «Орфей и Эвридика» (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки», а год спустя - еще два балета. В 1767 успех «Орфея» был закреплен оперой «Альцеста» также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера «Парис и Елена» (1770) имела более скромный успех.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В Париже
В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» - французская редакция «Орфея и Эвридики». Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция «Альцесты» (1776) и «Армида» (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между «глюкистами» и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде» (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера «Эхо и Нарцисс» провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию «Ифигении в Тавриде» и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка
Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры «Альцесты» (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей», где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет «Орфея» апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в «Танце фурий» из «Орфея»), пафос и возвышенная лирика.

Дата рождения: 2 июля 1714 года.
Дата смерти: 15 ноября 1787 года.
Место рождения: Эрасбах, Бавария.

Глюк Кристоф Виллибальд – именитый композитор, творивший в Австрии. Также Кристоф Глюк известен как реформатор итальянской оперы.

Кристоф появился на свет в Баварии, в семье лесника. С детства мальчика увлекала музыка, но отец не разделял этой страсти и не допускал мысли, что его первенец станет музыкантом.

Подросток завершил обучение в иезуитской академии и ушел из дома. К семнадцати годам он добрался до Праги и смог поступить в университет, на факультет философии.

Чтобы подработать, был певчим в церкви, играл на скрипке в составе передвижных музыкальных групп. Тем не менее, он находил время на уроки музыки, которые ему давал композитор Б. Черногорский.

После завершения обучения Кристоф уехал в Вену, и там был приглашен А. Мельци стать придворным музыкантом при капелле в Милане. Уехав туда, молодой человек получил знания не только в теории композиции, но и изучил множество опер самых выдающихся мастеров этого жанра. Вскоре сам Кристоф создал оперу, и она была поставлена в Милане.

Премьера прошла с успехом, последовали новые заказы и были написаны еще четыре не менее успешных оперы. Став успешным, композитор уехал на гастроли в Лондон, а затем в Вену.

Вскоре он решил насовсем остаться в Вене и принял предложение князя Саксен –Хильдбургхаузенского стать капельмейстером его оркестра. Каждую неделю этот оркестр давал концерт, на котором исполнялись саамы разнообразные произведения.

Кристоф, как руководитель, еще иногда становился за дирижерский пульт, пел, играл на разных инструментах. Вскоре композитор стал руководить придворной оперой. Он стал одним из ее реформаторов и популяризаторов оперы французской.

Он смог из комедийного жанра сделать драматически направленный жанр. Кроме того, он обучал музыке эрцгерцогиню Марию – Антуанетту. Когда она вышла замуж за французского наследника, то предложила и своему преподавателю перебраться в Париж.

Там он продолжил ставить оперы и создавать новые. В Париже он создал свое лучшее произведение – «Ифигению в Тавриде». После премьеры последней оперы композитора у него случился инсульт.

Спустя два года произошел еще один, что не могло не сказаться на возможности работать.

Тем не менее, он создал небольшое произведение, которое был исполнено в день его похорон в 1787 году.

Достижения Кристофа Глюка:

Реформатор итальянской и французской оперы
Создал около 50 опер
Автор ряда сочинений для оркестра
Был вдохновителем Шумана, Бетховена, Берлиоза

Даты из биографии Кристофа Глюка:

1714 г. появился на свет
1731 г. обосновался в Праге
1736 г. переехал в Вену
1741 г. первая постановка оперы в Италии
1745 г. гастроли в Лондоне
1752 г. поселился в Вене
1756 г. получил орден «Золотой шпоры»
1779 г. случился инсульт
1787 г. скончался

ГЛЮК (Gluck ) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс"; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. . В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете "Дон Жуан", им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера "Орфей и Эвридика" (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", а год спустя - еще два балета. В 1767 успех "Орфея" был закреплен оперой "Альцеста" также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера "Парис и Елена" (1770) имела более скромный успех.

В Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены "Ифигения в Авлиде" и "Орфей" - французская редакция "Орфея и Эвридики". Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция "Альцесты" (1776) и "Армида" (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между "глюкистами" и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера "Эхо и Нарцисс" провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию "Ифигении в Тавриде" и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка

Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры "Альцесты" (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере "Орфей", где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет "Орфея" апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в "Танце фурий" из "Орфея"), пафос и возвышенная лирика.

И, поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, ушёл из дома, в 1731 году оказался в Праге и некоторое время учился в Пражском университете , где слушал лекции по логике и математике, зарабатывая на жизнь музицированием . Скрипач и виолончелист , обладавший к тому же неплохими вокальными данными, Глюк пел в хоре собора св. Якуба и играл в оркестре под управлением крупнейшего чешского композитора и музыкального теоретика Богуслава Черногорского , иногда отправлялся в окрестности Праги, где выступал перед крестьянами и ремесленниками .

Глюк обратил на себя внимание князя Филиппа фон Лобковица и в 1735 году был приглашён в его венский дом в качестве камер-музыканта; по-видимому, в доме Лобковица его услышал итальянский аристократ А. Мельци и пригласил в свою частную капеллу , - в 1736 или в 1737 году Глюк оказался в Милане . В Италии, на родине оперы, он получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; композицию при этом изучал под руководством Джованни Саммартини , композитора не столько оперного, сколько симфонического; но именно под его руководством, как пишет С. Рыцарев, Глюк овладел «„скромным“, но уверенным гомофонным письмом », уже вполне утвердившимся в итальянской опере, в то время как в Вене ещё господствовала полифоническая традиция .

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка - оперы-сериа «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио . В «Артаксерксе», как и во всех ранних операх Глюка, ещё заметно было подражание Саммартини, тем не менее он имел успех, который повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года были созданы не менее успешные оперы-сериа «Деметрий», «Пор», «Демофонт», «Гипермнестра » и другие .

Осенью 1745 года Глюк отправился в Лондон , откуда он получил заказ на две оперы, но уже весной следующего года покинул английскую столицу и вступил в качестве второго дирижёра в итальянскую оперную труппу братьев Минготти, с которой в течение пяти лет гастролировал по Европе . В 1751 году в Праге он покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли , а в декабре 1752 года поселился в Вене . Став капельмейстером оркестра принца Иосифа Саксен-Гильдбурггаузенского , Глюк руководил его еженедельными концертами - «академиями», в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По свидетельствам современников, Глюк был и выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства .

В поисках музыкальной драмы

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дж. Дураццо, Глюк был назначен дирижёром и композитором Придворной оперы . В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа - «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, - он обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую .

В своих исканиях Глюк находил поддержку у главного интенданта оперы графа Дураццо и его соотечественника поэта и драматурга Раньери де Кальцабиджи , написавшего либретто «Дон Жуана». Следующим шагом в направлении музыкальной драмы стала их новая совместная работа - опера «Орфей и Эвридика », в первой редакции поставленная в Вене 15 октября 1762 года . Под пером Кальцабиджи древнегреческий миф превратился в античную драму, в полном соответствии со вкусами того времени; однако ни в Вене, ни в других городах Европы опера не имела успеха у публики .

Необходимость реформирования оперы-сериа, пишет С. Рыцарев, диктовалась объективными признаками её кризиса. При этом приходилось преодолевать «вековую и невероятно сильную традицию оперы-зрелища, музыкального спектакля с прочно устоявшимся разделением функций поэзии и музыки» . Кроме того, для оперы-сериа была характерна драматургия статики; обоснованием ей служила «теория аффектов », предполагавшая для каждого эмоционального состояния - печали, радости, гнева и т. д. - использование определённых средств музыкальной выразительности, установленных теоретиками, и не допускавшая индивидуализации переживаний . Превращение стереотипности в ценностный критерий породило в первой половине XVIII века, с одной стороны, безбрежное количество опер, с другой - их очень короткую жизнь на сцене, в среднем от 3 до 5 представлений .

Глюк в своих реформаторских операх, пишет С. Рыцарев, «заставил музыку „работать“ на драму не в отдельные моменты спектакля, что часто встречалось в современной ему опере, а на всём его протяжении. Оркестровые средства приобрели действенность, тайный смысл, стали контрапунктировать развитию событий на сцене. Гибкая, динамичная смена речитатива, арии, балетных и хоровых эпизодов сложилась в музыкальную и сюжетную событийность, влекущую за собой непосредственное эмоциональное переживание» .

Поиски в этом направлении вели и другие композиторы, в том числе в жанре комической оперы, итальянской и французской: этот молодой жанр ещё не успел окаменеть, и развивать его здоровые тенденции изнутри было легче, чем в опере-сериа . По заказу двора Глюк продолжал писать оперы в традиционном стиле, в целом отдавая предпочтение комической опере. Новым и более совершенным воплощением его мечты о музыкальной драме стала созданная в содружестве с Кальцабиджи в 1767 году героическая опера «Альцеста» , в первой редакции представленная в Вене 26 декабря того же года . Посвящая оперу великому герцогу Тосканскому, будущему императору Леопольду II , Глюк в предисловии к «Альцесте» писал:

Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку… Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций… Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы .

Такое принципиальное подчинение музыки поэтическому тексту для того времени было революционным; в стремлении преодолеть номерную структуру, характерную для тогдашней оперы-сериа, Глюк не только объединял эпизоды оперы в большие сцены, пронизанные единым драматическим развитием, он привязал к действию оперы и увертюру, которая в то время обычно представляла собою отдельный концертный номер; ради достижения большей выразительности и драматизма он повысил роль хора и оркестра. Ни «Альцеста», ни третья реформаторская опера на либретто Кальцабиджи - «Парис и Елена» (1770) не нашли поддержки ни у венской, ни у итальянской публики .

В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты ; став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка . Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.

Глюк в Париже

В Париже тем временем вокруг оперы шла борьба, ставшая вторым актом отшумевшей ещё в 50-х годах борьбы между приверженцами итальянской оперы («буффонистами») и французской («антибуффонистами») . Это противостояние раскололо даже венценосную семью: французский король Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, в то время как его австрийская супруга Мария-Антуанетта поддерживала национальную французскую. Раскол поразил и знаменитую «Энциклопедию»: её редактор Д’Аламбер был одним из лидеров «итальянской партии», а многие её авторы во главе с Вольтером и Руссо активно поддерживали французскую . Чужестранец Глюк очень скоро стал знаменем «французской партии», и, поскольку итальянскую труппу в Париже в конце 1776 года возглавил знаменитый и популярный в те годы композитор Никколо Пиччинни , третий акт этой музыкально-общественной полемики вошёл в историю как борьба между «глюкистами» и «пиччинистами» . В борьбе, развернувшейся как будто бы вокруг стилей, спор в действительности шёл о том, чем должен быть оперный спектакль - всего лишь оперой, роскошным зрелищем с красивой музыкой и красивым вокалом, или чем-то существенно бо́льшим: энциклопедисты ждали нового социального содержания, созвучного предреволюционной эпохе. В борьбе «глюкистов» с «пиччинистами», которая 200 лет спустя уже казалась грандиозным театрализованным представлением, как и в «войне буффонов », в полемику вступили, по словам С. Рыцарева, «мощные культурные слои аристократического и демократического искусства» .

В начале 70-х годов реформаторские оперы Глюка были неизвестны в Париже; в августе 1772 года атташе французского посольства в Вене Франсуа ле Бланк дю Рулле привлёк к ним внимание публики на страницах парижского журнала «Mercure de France» . Пути Глюка и Кальцабиджи разошлись: с переориентацией на Париж главным либреттистом реформатора стал дю Рулле; в содружестве с ним для французской публики была написана опера «Ифигения в Авлиде» (на основе трагедии Ж. Расина), поставленная в Париже 19 апреля 1774 года . Успех закрепила, хотя и вызвала ожесточённые споры, новая, французская редакция «Орфея и Эвридики» .

Признание в Париже не осталось незамеченным в Вене: если Мария Антуанетта пожаловала Глюку за «Ифигению» 20 000 ливров и столько же за «Орфея», то Мария Терезия 18 октября 1774 года заочно присвоила Глюку звание «действительного императорского и королевского придворного композитора» с ежегодным жалованием в 2000 гульденов . Поблагодарив за оказанную честь, Глюк после недолгого пребывания в Вене вернулся во Францию, где в начале 1775 года была поставлена новая редакция его комической оперы «Очарованное дерево, или Обманутый опекун» (написанной ещё в 1759 году), а в апреле, в Королевской академии музыки , - новая редакция «Альцесты»