Испанская пирамида из людей. Памятник в Таррагоне: бронзовая башня из людей

// 2-oi-shans.livejournal.com


Так уж случилось, что из всех дней нашего короткого отдыха на морском побережье Испании, в Таррагону мы выбрались именно 11 сентября, в день, когда вся Каталонии праздновала День Независимости. Мы конечно ожидали, что в Таррагоне этот день должен быть каким-то праздничным, но не могли себе даже и представить, что предстояло нам там увидеть.

Таррагона древнейший римский город, который до сих пор хранит остатки былого величия Римской империи. Когда мы ехали туда, то планировали просто погулять, посмотреть на старый город, с его средневековой архитектурой,

// 2-oi-shans.livejournal.com


ну, и как все заезжие туристы, постоять на "Балконе Средиземноморья", полюбоваться видами на море, город и развалины римского амфитеатра.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Но, когда оказались в центре старого города, то попали в настоящий людской водоворот. Сразу стало понятно, что в городе сегодня праздник и все жители города куда-то направляются. Всё, что нам оставалось - присоединится к людскому потоку и двигаться вместе с ним. Так мы оказались на одной из площадей, в самом центре людской воронки.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Здесь играла музыка, выступали музыкальные коллективы, а транспаранты на домах, указывали на то, что здесь скоро должно что-то произойти.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Пока мы глазели по сторонам, людей становилось все больше и больше. И что сразу бросалось в глаза, так это то, что половина из них была одета в одинаковые костюмы - белые брюки и цветные рубашки. Рубашки были разных цветов, и это наводило на мысль о том, что они принадлежат участникам каких-то команд.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Расспросы местных жителей, с помощью жестов и простейших вопросительных предложений на ломаном испанском, заканчивались тем, что нам показывали рукой на лестницу и произносили загадочное кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


Лестница вела на небольшую площадь перед собором, где уже начинали собираться группы людей в одинаковых костюмах.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Разгадка загадочного кастельс нашлась в витрине одного домов. Все сразу стало понятно... кастельс - это живые замки или башни из людей. Можно было и догадаться... Ведь в написании каталонское castells = ангийскому сastels, и означает замки. Но все дело видимо было в произношении, ударении и в скорости, с которой местные произносили это кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


О том, что в Каталонии проводятся состязания по строительству живых пирамид мы конечно же знали, и не раз видели по телевизору, как это происходит в той же Барселоне, но видеть это шоу "живьем" еще не доводилось. Оказывается традиции проведения состязаний по строительству живых замков зародились именно в Таррагоне, и уходят своими корнями в глубь средних веков.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Постепенно площадь перед собором начала заполняться зрителями, участниками состязаний, их помощниками, и начались "обматывания". И надо сказать, что эти обматывания, по зрелищности мало чем уступают самому процессу "строительства".

// 2-oi-shans.livejournal.com


В Таррагоне четыре команды кастельеров. У каждой команды свой цвет рубашек и эмблема, которая указывает на принадлежность к определенному клубу. Кроме цветных рубашек и белых брюк, форма каждого из участников включает широкий черный пояс и бандану. Пояс нужен для поддержки спины и для более удобного подъёма и спуска, позволяя зацепиться ногой и ухватиться руками.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Тем временем на площадь продолжали прибывать участники команд и весь этот процесс сопровождался грохотом барабанов и звуками духовых инструментов.

// 2-oi-shans.livejournal.com


К 12 часам площадь забилась людьми "под завязку" и самым интересным было то, что команды участников никак не были отделены от зрителей, и просто располагались в их толпе.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Мы ждали, что будут какие-то объявления о начале состязаний, но ничего подобного не случилось.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Началось все даже без громких команд. Просто в какой-то момент все увидели, что состязания начались и над землей начала расти колонна из участников первой команды.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Интересен тот факт, это хорошо видно на всех фотографиях, что участники всех команд не испытывают друг к другу ни какой конкурентной "нелюбви" и охотно помогают держать основание башни своим соперникам.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Кому-то с местами "в зрительном зале" очень повезло.

У каталонской Таррагоны длинная и интересная история. Еще до прихода римлян на месте будущей колонии существовало иберийское поселение. Город расцвел в эпоху Римской империи: во II-III веках построили амфитеатр, цирк и кольцо крепостных стен, которые сохранились до наших дней и до сих пор напоминают о величии и несокрушимости той эпохи.

И все же, туристы приезжают сюда не за экскурсиями, несмотря на то, что в городе действительное есть на что посмотреть. Главная цель – великолепные пляжи Коста-Дорады, отдых и ласковое солнце Каталонии. Осмотр достопримечательностей многие оставляют на потом, когда тело уже полностью насладиться нежными водами Средиземного моря, а мозг захочет новых впечатлений.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Таррагоне?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Античный амфитеатр II века, построенный прямо на побережье. Арена вмещала до 13 тысяч зрителей. Здесь проходили гладиаторские бои и травля первых христиан дикими животными. В IV веке после признания христианской религии, на арене в память о мучениках был построен храм, от которого сегодня сохранились только руины. Амфитеатр обнаружили в середине XX века во время археологических раскопок.

Католический храм, возведенный в стиле ранней готики в XII-XIII столетиях. Он находится в историческом центре города, который окружен сохранившейся со времен Римской империи крепостной стеной. Ранее на месте собора находился античный храм Юпитера, раннехристианская базилика вестготов и мечеть. Внутреннее пространство украшает алтарь XV века, скамьи и лепные потолки XIV столетия.

Бульвар с широкой пешеходной частью, который тянется от автовокзала до побережья Средиземного моря. Вдоль аллеи расположены живописные здания в стиле модерн и необычные памятники. Здесь прочно обосновались рестораны, где можно продегустировать кухню разных регионов Испании. На Рамбла Нова всегда кипит жизнь: прогуливаются туристы, выступают уличные музыканты, демонстрируют свое умение «живые» скульптуры.

Цирк построили в I веке еще раньше амфитеатра. Как и все подобные сооружения, в Древнем Риме, он предназначался для скачек на колесницах. Представления здесь проходили вплоть до V века, так как христианская религия, ставшая к тому времени официальной, ничего не имела против таких развлечений. До наших дней дошла только часть сооружения: каменные лестницы, трибуны и фрагменты фасада.

Остатки крепостной стены города Таррако, которые, по мнению многих экспертов, являются наиболее хорошо сохранившимися образцами военного зодчества периода Римской империи. Оборонительные укрепления были возведены во II веке до нашей эры для целей защиты города. В 2000 году они попали в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня вдоль стен проходит популярный туристический маршрут.

Коллекция музея размещена на трех этажах и состоит из предметов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Таррагоны. Здесь можно полюбоваться на древнюю скульптуру, керамику, римскую мозаику, оружие, монеты и другие артефакты. Посетители также могут посмотреть фильм об истории города. Выставка появилась в середине XIX века, сегодня она почетно носит звание самого старого музея Каталонии.

Старинный особняк XV столетия, который с XVIII века принадлежал Карлосу де Кастелярнау. После покупки аристократ перестроил здание в стиле барокко, однако в облике фасада все равно сохранились черты готики и ренессанса. Комнаты особняка декорированы мебелью XVIII-XIX веков, изящным китайским фарфором, изразцовыми фресками и богатой росписью. Жители Таррагоны верят, что в доме обитает привидение – дух безумной дочери Карлоса де Кастелярнау.

Экспозиция современного искусства начала работу в 1976 году, она была организована на территории трех особняков XVIII века. В музее можно посмотреть на работы каталонских художников Л. Саумелса, Р. Каррете, С. Мартореля и других мастеров. Помимо полотен, здесь выставляются гобелены, скульптуры, мебель и ювелирные изделия. Часть коллекции относится к периоду XII-XVIII веков.

У жителей Каталонии существует интересная традиция — во время народных праздников и гуляний они сооружают «живые» пирамиды. Ее истоки восходят к XVII веку: в то время в Валенсии был весьма популярен танец муйшаранга, который заканчивался строительством «живой» башни. Памятник «Кастельерос» посвящен этой традиции. Он изображает группу людей, стоящих на плечах друг у друга. На вершину пирамиды помещена фигура машущего рукой ребенка.

Арена для боя быков была возведена в 1888 году в стиле модерн архитектором Р. С. Рикомой. В 2006 году ее закрыли на реставрацию, которая продолжалась 4 года. Но обновленному ристалищу не суждено было вновь распахнуть свои двери перед отважными тореадорами, так как в Каталонии приняли закон о запрете корриды. Сегодня арену используют для проведения спортивных соревнований и концертов.

Кладбище III-V веков, которое было обнаружено во время строительства табачной фабрики в начале XX столетия. Некрополь состоит из 2 тысяч захоронений. Судя по надгробиям, здесь хоронили представителей разных сословий. Согласно многочисленным свидетельствам, добытым во время раскопок, раньше здесь стояла базилика, посвященная загубленным на арене христианским мученикам.

Каменоломня расположена примерно в 4 км от Таррагоны. Ее разработка началась еще во времена Римской империи во II веке до нашей эры. Местный камень использовался для строительства колонии Таррако (современная Таррагона). Карьер уже давно не действует, но является весьма привлекательным для туристов. Здесь стоит 16-метровая каменная колонна-обелиск, откуда, предположительно, и началась добыча.

Каменное сооружение, некогда служившее для доставки воды в город. Всего в Таррагоне было два акведука, до наших дней сохранился только один. Конструкция протянулась над глубоким ущельем, в высоту она достигает 27 метров. Название «Чертов мост» акведук получил благодаря легенде, согласно которой его помогал строить сам дьявол в обмен на душу того, кто первым пройдет по мосту.

Береговая линия Таррагоны растянулась почти на 15 км. Город находится в центре Коста-Дорады – популярного туристического региона Каталонии и всей Испании. Почти все местные пляжи обладают пологим входом в море и отлично подходят для отдыха с детьми, многие из них удостоены престижной отметки Голубой флаг. Большинство пляжей оборудованы инфраструктурой, часть располагается в безлюдных местах.

Смотровая площадка, расположенная на высоте 23 метра над уровнем моря. Отсюда открывается прекрасный вид на набережную, море, крыши домов, а также на римский амфитеатр. Площадка защищена чугунной оградой. Согласно поверьям, если подержаться за железные прутья, то удача обязательно придет. Здесь есть кафе, где можно перекусить, и скамейки, сидя на которых можно долго любоваться завораживающими пейзажами.

В испанском городе Таррагона состоялись 25-е соревнования по возведению «живых башен» - кастель. В мероприятии приняли участие более 30 команд со всей страны. Цель соревнования - построение наиболее высокой башни из людей. Красочное зрелище устраивается раз в два года и собирает сотни тысяч зрителей. Стоит отметить, что четыре года назад ЮНЕСКО внёс «живые башни» в список нематериального культурного наследия человечества.

Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона . “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии.

Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.

В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках). Всего уровней может быть до десяти – это самая сложная композиция, стандарт – 7-8.

За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.

Замечено, что большинство башен рушится именно во время «демонтажа». Со стороны это смотрится очень весело – этакий фэйл, а вот самим конкурсантам частенько не до веселья: и лететь с 20-метровой высоты не особо приятно, и принимать на себя удар такой махины тем, кто снизу, тоже не сахар. Вот и дежурит у стадиона скорая, оказывая кастельерам первую помощь с помощью останавливающих носовое кровотечение тампонов и мази от синяков. Для тех, кому повезло меньше, наготове носилки. Но несмотря на такую травмоопасность, праздник жил, жив и будет жить благодаря вечной тяге испанцев к приключениям и их же оптимизму с изрядной долей мазохизма.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Испа

Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера - faixa. Это - черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это - верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана - это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса - тут все ясно - это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия - завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» - pinya. Он же назначает и «иглу» - agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos - представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos - два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador - некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он - «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

В прошлую поездку делала вылазку из Барселоны в , а в этот раз добралась до Таррагоны. Обычно я планирую такие вылазки на половину дня, но потом всегда остаюсь почти на весь день. Очень приятно побродить по улочкам старой части города, побывать на рынке, походить вдоль моря. Таррагона достаточно большой и современный город, но есть и симпатичные старые кварталы, где так хорошо просто послоняться, разглядывая симпатичные домики и исторические достопримечательности.

А особую прелесть прогулке добавляла мысль, о том, что уже последний день октября, а солнце при этом греет так, что что можно спокойно ходить в футболке. И даже хочется искупаться в море:)

1. Вид на пляжи с высокой обзорной площадки. Жалко, но совершенно не понятно, как до них добраться. Путь перегораживает автомобильная и железная дорога без намека на переход. Так что только вечером в ожидании обратной электрички с трудом сделав большой крюк все же добралась до моря.

2. Марина с яхтами. И там в районе пирса только нашла подземный переход под огороженными железнодорожными путями.

3. Не смогла удержаться и подловила фотографа за работой.

4. В Таррагоне много милых неожиданно расположенных памятников. В отличие от многих наших, вполне соразмерных человеку и не вознесенных на пьедестал.

5. Город загодя готовится к приближающимся праздникам. Но на такой жаре зиму и елку даже сложно представить.

6. Понравилось оформление балкона.

7. Посещение рынка входит мою обязательную программу знакомства с городом. Этот правда не произвел на меня особого впечатления выбором продуктов и специалитетов. Зато настенная живопись здорово подняла настроение.

8. Любопытно, это портреты реальных продавцов? Я пробовала опознать потом на рынке, но мастерство художника мне этого не позволило.

9. Тут я долго изучала что же происходит на заднем плане. Но так и не смогла для себя дать однозначного ответа.

10. Отличный фонтан, правда расположен на оживленном дорожном перекрестке. Так что нет возможности даже отойти и снять его целиком. Но каждая пара человек-животное заслуживала пристального изучения. Позы и выражения у них были ну очень не стандартные.

11. Особенно заинтриговал этот мальчик. Что же произошло, что у молодого человека такое выражения лица и поза? Я честно говоря, грешу на слона.

12. Знаменитая пирамида из людей, традиционное таррагонское развлечение. Но общий вид известного памятника дала для того, чтоб показать потом маленькую деталь.

13. Почему-то у многих персонажей скульптурной группы руки были странно расположены. Они, по идее, должны поддерживать и создавать крепкий фундамент высокой людской пирамиде. А при этом многие явно просто пользуются давкой в свое удовольствие.

14. Креативный балкончик в старой части города.

15. Дома по периметру симпатичной вытянутой площади.

16. Почему-то все церкви, кроме главного собора были заперты. Но зато он потом с лихвой возместил этот недостаток.

17. Памятник так печально взирает на море, что сразу хочется спуститься к пляжу. Но это потом, так как столько всего еще не осмотрено.

18. За спиной у памятника маленькая чудесная площадь с двумя ресторанчиками. Левый воплощение китча и туристического ужаса, а вот в правом насладилась превосходным обедом.

19. По-моему даже по фотографии понятно, как там было тепло.

20. В Таррагоне встретила много симпатичных и не очень граффити различного уровня мастерства.

21. Брусчатка на площади перед собором.

22. У многих горгулий почему-то выражение лица "Боже мой, что же я наделала!"

23. Или я не права?

24. Скульптор оформлявший собор, или это была целая команда, отличался жизнелюбием и превосходным чувством юмора. Таких веселых, милых и забавных персонажей я не встречала в других соборах.

25. Главный вход в собор.

26. Солнечная геометрия.

27. Мадонна над входом.

28. Витражи на солнце дают потрясающий эффект.

29. Калейдоскоп.

30. Кажется, что можно легко поймать этих разноцветных солнечных зайчиков.

31. А центральная роза наоборот почти не цветная.

32. Роскошное кружево деревянной резьбы.

34. Что хотел сказать художник? У много лет, сперва в колледже, а потом и в двух институтах изучала историю искусств. И коронной фразой многих лекторов был вопрос "Что хотел сказать художник?" И мы дожны были пофантазировать на данную тему. Тут я предлагаю фантазировать уже вам.

35. Над входом в галерею внутреннего дворика барельеф, перекликающийся с оформлением капителей колонн и панно над арками ими образованными. Выражения лиц у многих персонажей будут весьма сходны.

36. Такое "лицо" у быка, видимо потому что копытом книгу держать ну очень неудобно.

37. А тут я даже думать не хочу над тем, что хотел сказать художник...

38. Эти птички мне так напомнили почему-то двух братцев из третьего "Ледникового периода".

39. Честно говоря, выражение лица ангела, мне лично, кажется весьма не благочестивым.

40. Во дворике растут апельсины и цветут розы. А на окружающих его стенах множество маленьких круглых окошек, украшенных превосходной резьбой.

41. Благодаря которым получаются вот такие ажурные тени.

42. Без комментариев.

43. Еще один лев мою коллекцию. На это раз в красивом парике.

44. Снаружи собор украшают вот такие милые мордашки.

45. Интересно, как выглядит внутренняя планировка в таком доме.

46. Так же в старом городе много красивых дверей...

47. ...и фактурных стен.

48. Птички на стене...

49. ...и фонтане.

50. Ворота Св. Антония выводят из старого города к высокой набережной. По прежнему не видно дороги вниз к морю.

51. И я возвращаюсь в старый город.

52. Слон наверное такой грустный, потому что прямо под его длинным носом устроили помойку.

53. Прелесть, а не машинка!

54. Тут как раз выпустили детей из ворот начальной школы. Их было слышно издалека. Жизнерадостный визг так подходил этим милым узким улочкам, нагретым солнцем! Детки быстро разбегались в разные стороны, а родители пытались отловить свои сокровища.


55. Прекрасные ворота, я просто мечтала увезти их с собой.

56. Еще одна горгулья с собора. Судя по всему от детского визга у нее разболелась каменная голова.

57. Оказывается я гуляю на высоте почти 70 метров над уровнем моря.

58. Жить в таком доме вряд ли легко, но снимать подобную фактуру мне так нравится!

59. Раньше меня удивляло, что в европейских городах пересечение улиц, образующее замкнутое пространство размером с обычную московскую комнату, гордо именуется "площадью". К этому сперва было сложно привыкнуть после наших масштабов, а потом стало нравится.

60. Эта девочка тоже видимо только освободилась после школы. И он сели с папой подкрепиться на ступенях перед длинной дорогой домой.

61. Надпись на витрине отлично подходила этой компании. Они жадно что-то ели на ходу, очень громко обмениваясь впечатлениями, и я не смогла удержаться.

62. Еще один дом с граффити.

63. Скоро тут будут продавать жареные каштаны, а пока девочки готовятся.

64. К сожалению из-за осеннего времени солнце садится рано. Скоро стемнеет, так что пора возвращаться в Барселону.

65. Но перед этим, я все же доберусь до пляжа и немного постою в волнах.

Третья обзорная статья из цикла "Пирамиды мира". Сразу оговорюсь, что некоторые сооружения не являются строго пирамидами, скорее, это сооружения пирамидальной формы.

Босния

О пирамидах в Боснии на этом портале уже есть хорошая, полная статья, поэтому кратко.

В 2005 году исследователь Семир Османагич выдвинул предположение, что гора Високо, расположенная примерно в 20 км от боснийской столицы, на самом деле и не гора вовсе, а пирамида высотой 220 метров, построенная из блоков 2-3 метра в длину. Итогом раскопок стала пирамида Солнца с усеченной вершиной, так же сориентирована по сторонам света, как и ее египетские сестры.
И если "главная" пирамида считается искусственной, то при возведении ее более низких спутниц, обнаруженных в мае 2006 года, неведомые архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления: они просто обложили природные холмы плитами и навесили террасы. Османагич уверен, что возраст его находок превышает 10 тысяч лет. Всего вместе с основной пирамидой боснийская долина насчитывает пять монументов.
Интересный факт: обнаружены туннели, ведущие под меньшие пирамиды, но в них нет следов ни мелких животных, ни насекомых. Зато там обнаружился гладкий манускрипт с напоминающими руны письменами. Однако для большинства ученых ни каменная кладка и облицовка, ни правильная форма пирамид так и не стали весомыми аргументами - открытие считается псевдонаучным.

Италия

По сравнению с великими пирамидами Египта сооружение, возведенное для римлянина Гая Цестия Эпулона в период с 18 по 12 годы до нашей эры, выглядит сущим котенком: его высота "всего" 36,4 метра, а длина основания - 30 метров. В отличие от остальных, эта пирамида - неправильная; по сути, в ней нет той таинственной составляющей, которая вынуждает обывателя смотреть на подобные монументы с ожиданием чуда. Пирамида является мавзолеем, считается, что в ней захоронен Рем, один из основателей Рима. Его брат, Ромул, покоился в Ватиканской пирамиде, не сохранившейся до наших дней. Цестиева пирамида выполнена из бетона, внешняя отделка - мрамор и кирпич. Распечатать ее вход официально разрешили только в 1660 году, но до этого пирамида была вскрыта неизвестными охотниками за наживой, и разграблена.

Древний народ, обучивший римлян строить дороги и впоследствии римлянами же и поглощенный - этруски.
Они не оставили о себе много информации, а та, что есть, очень скудна. Тем значимее стала находка итальянских археологов, которые в прямом смысле откопали несколько пирамид, датируемых примерно V веком до нашей эры. Основная их часть скрыта под землей, поэтому ни о высоте (глубине?), ни о длине основания ничего пока сказать нельзя: сейчас исследователи проникли всего на 3 метра. Верхушка первой из найденных пирамид перестроилась уже в современности, и использовалась в качестве винного погреба. Под современным полом скрывался средневековый, копнули глубже - обнаружили множество античных артефактов и туннели, которые, как предполагается, ведут к другим скрытым пирамидам. Археологи утверждают, что можно однозначно судить о религиозном предназначении этрусских сооружений, либо использовании их в качестве гробницы. Чего на самом деле этруски хотели достичь при помощи своих пирамид, нам уже никто никогда не расскажет.

Испания

Официальная наука считает пирамиды Гуимар, обнаруженные на острове Тенерифе, строениями фермеров. Мол, копал фермер поле, а найденные камни складывал у его края. И вот так складывал, складывал, и нечаянно нагромоздил ступенчатую пирамиду с прямоугольным основанием и высотой до 12 метров. И совсем ничего, что длина граней - 15-80 метров. Ну, фермеры так фермеры. На совести историков.

По словам местных жителей, всего на острове было девять пирамид, но три из них разобрали, так как сочли бесполезными и пустили на бесплатный стройматериал. Напоминает судьбу облицовки египетских пирамид. Видимо, это общий бич для подобных сооружений.
В ходе раскопок под пирамидами была найдена керамика, кости, артефакты и утварь. Находки датируются 680-1020 годами нашей эры, точнее радиоуглеродный анализ сказать не смог, как не смогли ученые точно определить время постройки самих пирамид.
Тур Хейердал в пух и прах разбил официальную версию своими выводами, но к нему никто не прислушался. По его словам, перед строительством пирамид земля под их основанием была тщательно выровнена, а углы ступеней - обработаны. Это не просто хаотичное нагромождение камней, это строительство монумента определенной формы. Более того, камни - не валуны с полей, а застывшая лава. Хейердал тоже не смог сказать, когда были построены пирамиды, но предположил их астрономическое предназначение: в день летнего солнцестояния с вершины самой большой из пирамид можно дважды наблюдать заход солнца, так как оно сначала скрывается за одной из вершин, появляется снова и окончательно скрывается за следующей. А в день зимнего солнцестояния лестницы на западной стороне пирамид указывают точно на восходящее солнце.
Под одной из пирамид есть пещера, в которой обитали аборигены Канарских островов - гуанчи. Следы их культуры и были обнаружены при раскопках.

Греция

О количестве пирамид в Греции нет устоявшегося мнения. Одни источники утверждают, что их всего три, другие насчитывают больше двух десятков. Расскажу о самых популярных. Конечно, они не такие высокие и заметные, но их значение от этого меньше не становится.

На окраине Арголидской равнины, в Эллинико, стоит пирамида с прямоугольным основанием, сложенная из известняка.
Ее высота всего 3,5 метра, стороны основания немного превышают 7 и 9 метров. Вход, расположенный на восточной стороне, ведет в квадратное помещение внутри пирамиды. Во II веке нашей эры жил географ, Павсаний. В своих заметках он оставил упоминания о двух похожих по описанию сооружений, которые были общими могилами: в одном похоронили павших в гражданской войне за трон Аргоса, в другом - тоже аргивян, погибших в сражении со спартанцами в 668-669 годах. Исследователи уверены, что могилы не сохранились до наших дней, и выдвинули предположение, что пирамида Эллинико была построена в качестве форта для обороны долины. Однако доказательств нет. Различные варианты анализа блоков дали сильный разброс результатов, 2000-3000 лет, но это может говорить и о том, что для строительства использовался старый материал, поэтому точную дату возведения пирамиды сказать нельзя.

Четырехступенчатую пирамиду Амфиона называют Большой греческой пирамидой: высота усеченного конуса составляет 4 метра. Ее строительству сопутствует легенда о возведении Фив: два брата, Амфион и Зеф, построили древний город. Амфион играл на волшебной лире, которую подарил ему Гермес - благодаря чудесной игре камни сами собой укладывались в нужном порядке, и в скором времени город был завершен. Однако из-за клеветы дочери титанов, Лето, боги наслали чуму на всю семью братьев, и они погибли. Их общей могилой и стала пирамида. Внутри нее археологи обнаружили множество ходов и ответвлений, некоторые из которых заканчиваются комнатами. Исследователи считают, что в одном из таких помещений и похоронены братья. Вместе с тем есть мнение, что они не были греками, а пришли из Египта: об этом говорит типично египетское обустройство пирамиды. Растительные мотивы орнамента и подвески-лилии, направление главного тоннеля строго на Полярную звезду (в пирамиде Хеопса точно такое же расположение), и другие признаки, известные только археологам: все указывает на египетские корни братьев. К сожалению, и эта пирамида не сохранила свои сокровища до наших дней: ее давно разграбили; ученым остались только три украшения из золота, датируемые 2700-2400 годами до нашей эры, и еще безымянный скелет. Изучать холм прекратили в 1973 году. Есть смелое предположение, гласящее, что греческая пирамида старше египетских сестер; если бы это подтвердилось, то только представьте масштабы "бедствия" для ученого мира: сколько степеней и наград полетит в топку, когда придется переписывать значительный кусок летописи человечества! Может, поэтому и не ведутся дальнейшие раскопки, а может, грекам просто перекрыли финансовый поток в эту область.

Пирамида на Крите сохранилась лучше своих "товарок", но и изучена в разы меньше.
Там не проводились раскопки и какие-либо серьезные исследования, поэтому большая часть сведений о пирамиде в Ханье - предположения. Известно, что она не состоит из множества отдельных блоков, а целиком вырублена в скале на высоте 290 метров над уровнем моря. Основание - окружность 29 метров, высота - 8,5 метров. В пирамиде вырублена камера, длина и высота - около 2 метров, ширина - 1,4 метра. Кроме способа строительства, от остальных пирамида отличается еще и расположением входа: если у большинства он находится с восточной стороны, то в этой он прорублен с запада. Подобная конструкция есть в южной пирамиде фараона Снофру, расположенной в Дахшуре. Не исключено, что конусообразное сооружение - след минойской цивилизации.

Есть у греков и свой Кайлас - гора-пирамида Тайгетос. Если по-честному, то это целый хребет. Не сказать, что он считался священным, но назван по имени плеяды Тайгеты. У восточных склонов хребта стоял город Спарта; Тайгета была матерью его основателя Лакедемона. По преданию, в одно из ущелий хребта спартанцы скидывали увечных и хилых мальчиков, но исследователи эту информацию не подтвердили. Продолжаются споры о происхождении пирамид: то ли они естественные, то ли искусственные. В любом случае гора очень резко переходит в четкое, гладкое основание пирамиды. Остается только ждать, пока энтузиаст-археолог проведет там ряд исследований.

Еще одна пирамида, от которой осталась только небольшая кучка камней - Лигурийская. Ее обнаружили в 1936 году, и датировали 2100 годом до нашей эры. Однако при раскопках обнаружился каменный топор эпохи неолита. Сейчас можно только приблизительно назвать размер основания: 12 и 14 метров. Большая часть монумента была расценена как бесхозный стройматериал, и использована "по назначению" в селе Лигуриу и церкви Святой Марины.

Продолжение следует.