Конспект урока социальная структура и социальные отношения. Социальная структура и социальные отношения

Урок обществознания в 11­м классе на тему "Социальная структура общества»
Цели:
 Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды
социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ
жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;


Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их
социальной ролью, социальную структуру любого общества;
Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: учебник “Обществознание”.
План урока.
1. Организационный момент. Знакомство учащихся с планом урока.
2. Социальная структура. Социальные группы.
3. Социальная стратификация и дифференциация.
4. Критерии социального неравенства.
5. Бедные слои общества. Средний и высший класс.
6. Социальная мобильность.
7. Группы со специфическим статусом.
8. Решение упражнений и творческих задач(используется материал с диска)
9. Подведение итогов и выставление оценок.
10. Домашнее задание.
В ходе лекции используется материал с электронного учебника “Обществознание”.
Словарная работа проводится с использованием электронных словарей.
1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными
социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются:
1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11 “Г”. Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы” (материал с электронного учебника
“Обществознание”) .
2. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие
слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.
Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное
положение в обществе.

Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к
социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства:
А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;
Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;
В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей,
привилегий в обществе.
Считается, что основой стратификационной системы является естественной социальное
неравенство людей. Проблема социальной стратификации является весьма острой и
дискуссионной в социологии. Этой проблемой занимались многие учёные, среди них К. Маркс, М.
Вебер, П. Сорокин и другие. В процессе исследования они выделили критерии социальной
стратификации: доход, образование, власть, престиж. Рассматривая исторические формы
стратификации можно выделить закрытое общество с низкой социальной мобильностью и
социальной структурой – сословия, касты, рабство. И открытое общество с высокой социальной
мобильностью и классовой структурой общества. Таким образом, общество воспроизводит,
организует социальное неравенство по нескольким основаниям: уровню богатства, социального
престижа, обладания политической властью и т.д. Можно так же сделать вывод: все эти виды
иерархии имеют значение для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство
социальных связей, так и направлять личные устремления людей на приобретение значимых для
общества статусов. Таким образом и происходит развитие общества.
Социальное неравенство
Замкнутая социальная группа, обладающая своими правами и
обязанностями, передающимися по наследству
Эгалитаризм
Стратификация
Страта
Рабство
Каста
Сословие
Социальная структура
общества
Далее разбираем текст.
Социальная группа, членством в которой человек обязан
исключительно рождению
Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства
Условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким
социальным благам, как деньги, богатство, власть
Утопическая теория, сводящаяся к переделу и уравнению частной
собственности на основе индивидуального хозяйства
Разделение общества на слои ­ страты
Большая группа людей, отличающихся по своему положению в
социальной иерархии общества
Внутреннее устройство общества, упорядоченное определенными
нормами.
“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице­президент
Международной социологической ассоциации.
Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в
существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство.
Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не
работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений,
недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных
классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и
приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй
компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют
неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят
только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет

важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства...
Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой
группы) .
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей
сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы
проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже
вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль
политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти
в обществе.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть
каждого компонента неравенства в социальной структуре.
2. В чем, по­вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве
или статусе?
Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы
удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность(определения
этих понятий учащиеся смотрят в электронном словаре) .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это
называется прожиточный минимум.
Средний и высший класс (материал с диска используется).
Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это
изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной
структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном
уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на
новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую,
разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей
мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая
мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к учащимся: какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит
точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные
лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
Группы со специфическим статусом:
1. маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) –
безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий;
переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
2.
с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
3. люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют
деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек
утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
Творческие задания.

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Уваровщинская сош

Урок на тему «Социальная структура и

социальные отношения»

Разработал: учитель истории и обществознания Гончарова Лариса Юрьевна.

2013 г.

Аннотация

Методическая разработка урока «Социальная структура и социальные отношения» написана для учителей. Цель методической разработки – разъяснить сущность социальной стратификации и мобильности, и их влияниями на образ жизни; сформировать умения анализировать социальную структуру; прививать культуру межличностных отношений.

На уроке учителю необходимо использовать совершенные педагогические технологии. Формами организации деятельности студентов может быть работа в группах с кейсом. Методы и приемы, применяемые учителем должны побуждать мыслить, рассуждать, искать. Активный, творческий характер занятию придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, их оценки.

    Введение.

    Основная часть.

    1. Подготовительный этап.

      План урока.

      Методика проведения урока.

    Заключение.

    Приложение.

    Список литературы.

    Введение

Тема «Социальная структура и социальные отношения» является довольно актуальной. Изучение данной темы призвано раскрывать понятия и положения обществознания как систематизированной области знания, выявляет наиболее значимые как в прошлом, так и сегодня социальные проблемы развития общества, а также причины социального неравенства, границы социальной мобильности.

Данная тема помогает человеку осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Основными целями изучения данной темы являются формирование знаний о сущности социальной стратификации и мобильности, выявление причин социального неравенства, а также определение сущности горизонтальной и вертикальной мобильности.

В рамках данной темы продолжается формирование учебных умений: сравнительного анализа явлений и процессов, различения фактов и оценок, мнений и доказательств, соотнесения обобщений и реальных процессов, а так же критически мыслить, выражать свою точку зрения, работать в группе.

    Основная часть

      Подготовительный этап. (Подготовка докладов)

      План урока

    Высший, средний и низший класс.

    Социальная мобильность.

      Методика проведения урока.

Организация занятия: Занятие следует начать с проверки присутствующих студентов. Организация внимания студентов.

Очень важен этап перехода к изучению нового материала, преподаватель переключает внимание студентов на изучение нового материала, старается вызвать потребность в познании. На этом этапе преподаватель сообщает тему урока, затем намечается перспектива для изучения материала.

Изучение нового материала. Актуализация.

1.Что такое система вообще? Ответ: Целое, состоящее из отдельных элементов

2. Какие вы можете назвать элементы социальной системы? Ответ: Социальные группы, общности, классы

3.Как они соотносятся друг с другом? Равны или не равны? Т.е. в обществе существует социальное расслоение или… Социальная дифференциация Т.Е мы начинаем изучать первый вопрос темы.

В начале урока объявляются цели и ставится перед группой проблемное задание.

Первый вопрос «Структура, дифференциация и социальное неравенство» раскрывается при помощи словесного метода с демонстрацией презентации. (Демонстрация слайдов презентации).

Структура, дифференциация и социальное неравенство.

Социальные связи и социальные отношения, которые осуществляются между людьми в процессе их разнообразной деятельности, проявляются через их социальные позиции, статусы, политические, религиозные, демографические, профессиональные.

Совокупность всех статусов характеризует состав населения. За каждым статусом – постоянным, временным, реальным, номинальным, основным стоят социальные группы (инженеры, мужчины, консерваторы), поэтому состав населения рассматривается как структура образования социальных групп.

Социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования.

Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Принято различать экономическую, политическую дифференциации.

Экономическая дифференциация разделила бы общество на богатые, средние и бедные слои.

Политическая дифференциация разделяет общество на лидеров и массу.

К профессиональной дифференциации относится выделение групп по роду их деятельности. В основе любой дифференциации лежит социальное неравенство, неравенство социальных позиций.

Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.

М.Вебер выделял з признака неравенства: богатство, власть, престиж. Богатство рассматривается как совокупность материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие собственности.

Власть – это возможность подчинять воле других людей.

Престиж – это признание и уважение субъекта, его поступков, являющихся образцом для подражания.

Таким образом, сущность социального неравенства различается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам. Степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Согласно теории Герхарда Ленски, минимальное неравенство было в первобытных обществах, максимальное оно было в эпоху рабовладения и феодализма, и сокращается неравенство в промышленных обществах под влиянием демократических правительств, профсоюзов, системы социального обеспечения.

Согласно К. Марксу, минимальное неравенство было в первобытном обществе. Но постепенно оно стало углубляться. Его теорию называют «эскалацией неравенства».

Питирим Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории не существует.

В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е, флуктируется (колеблется).

Итак, несмотря на различные подходы к пониманию, неравенство определяется различиями в экономических, политических, профессиональных образовательных позициях.

Изучение данного вопроса содержит не только изложение материала преподавателем, но и активную деятельность студентов, которая заключается в ответах на познавательные вопросы, такие как:

    Обычно социальное неравенство рассматривается через наличие у людей власти, денег, и престижной профессии. Как вы думаете почему? Могут ли быть еще какие-нибудь критерии? Ответ обоснуйте.

    К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. Г. Самнер возражал ему: это положение верно лишь для индустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

Второй вопрос темы «Стратификация и ее исторические типы «Классы» с помощью словесного метода и метода демонстрации.


Стратификация и ее исторические типы. Классы.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России?

Понятие стратификации (stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали.

Страта – социальный слой людей.

Люди, имеющие сходство в 4-х позициях (доход, власть, образование, престиж) образуют слой или страту. Само общество можно представить в виде многослойного пирога, где каждая страта расположена в иерархической последовательности по отношению к другой. В обществе страты располагаются сверху вниз от богатых, элиты до средних и бедных слоев. В самом низу находится нищий слой.

Формирование в обществе страт называется стратификацией.

Создателем теории стратификации был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия.

В истории человечества существовали различные исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. При изложение вопроса «Исторические типы стратификации» используется элемент опережающего обучения. (Студент выступает с заранее подготовленным докладом и презентацией по данной тематике)

Рабство – экономическая, социальная, юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение, когда один человек выступает собственником другого и низкий слой (рабы) лишены всяких прав и свобод. Считается, что мягкой формой рабства является крепостничество.

В первые века нашей эры в Индии сформировался кастовый строй. Каста – это группа людей, характеризующаяся общим происхождением. Кастовое положение закреплено индусской религией.

В Индии были 4 касты:

Священники

Воины

Купцы

Рабочие и крестьяне

Кастовая система была упразднена официально в 1958 г. Сословия были распространены в период феодализма в Европе с IV по XIV в. Сословия – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже 14-15 в. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В России со второй половины 18 в. Утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. На смену сословному приходит классовый тип стратификации. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.

В широком значении под классом понимают социальную группу людей, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

Обращаясь к истории нашего государства советского периода, следует отметить, что социальная структура была представлена двумя классами – рабочими и крестьянами, связанными с колхозной собственностью и прослойкой – трудовой интеллигенцией. Исследования ученых констатировали, что существуют внутри и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни. Во всех классах и слоях росла доля умственного труда. К специфическим слоям относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В 1980-х годах социологи обобщая опыт представили социальную структуру общества следующим образом:

1. Высший класс, основу которого составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, государственной и хозяйственной бюрократии.

2. Низшего класса: рабочие, крестьяне, интеллигенция.

3. Социальная прослойка между ними составляли те группы, которые обслуживали номенклатуру: журналисты, медперсонал спецполиклиник.

Социальная стратификация ведёт к неравенству. Социальное неравенство определяется делением общества на высший, средний и низший слой. В настоящее время широко распространено деление на высший, средний и низший классы, где большую роль играют не только экономические показатели богатства, но система ценностей присущая этим классам.

Третий вопрос темы «Высший, средний и низший класс» раскрывается с помощью иллюстративно-демонстративного метода. Он позволяет, с одной стороны облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой выступать в качестве источника новых знаний. Видеофильм позволяет иллюзорно путешествовать в географическом пространстве и во времени.

К высшему классу относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, акции. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. Если у «старых» богатых состояние формировалось на протяжении нескольких поколений, то у «новых» богатых оно сложилось за несколько лет. К последним относятся менеджеры крупных компаний, популярные артисты, выдающиеся спортсмены.

Средний класс. Данный класс выделяют по признаку дохода, по среднему уровню потребления материальных благ. Стандарт жизни: квартира, отдых, образование. Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в 20 веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, катаклизмы.

Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, своим делом, а также ученые, врачи, адвокаты, средние менеджеры – социальный хребет общества.

В состав низшего класса входят лица, занятые в основном физическим и механизированным трудом. Сюда относятся различные категории рабочих, низкооплачиваемые группы в сфере услуг, торговли, транспорта. Среди бедных все чаще встречаются те, кто работает в бюджетной сфере и те, кто имеет высшее образование. Особое место в структуре общества принадлежит маргиналам. ("> Это такие группы людей, которые находятся на окраинном, изолированном положении в обществе. В нашем обществе они составляют 10 %. К маргинальным группам относятся: бомжи, беспризорные, наркоманы. Особенность маргинализации состоит в том, что, опускаясь на дно, эти группы имеют мало шансов вписаться в новую жизнь.

Характеристика важных элементов социальной структуры общества показывает ее сложность, иерархичность, структурированность.

Активность студентов проявляется в ходе их ответов на поставленные вопросы. Вопросы носят познавательный характер:

Американский вариант социальной стратификации выглядит следующим образом:

    Группа высшего статуса: управляющие общенациональных корпораций, владельцы юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

    Группа второго статуса: управляющий средней фирмой, юрист, преподаватель колледжа, газетный издатель

    Группа третьего статуса: банковский кассир, управляющий среднего звена, учитель средней школы

    Группа четвертого статуса: дантист, служащий страховой компании, квалифицированный плотник, управляющий универсама.

    Группа пятого статуса: автомеханик, бармен, парикмахер, работник почты, водитель грузовика

    Группа шестого статуса: бензозаправщик, официантка, швейцар

    Группа седьмого статуса: домашняя прислуга, садовник, дворник, мусорщик

Какие критерии выделения групп положены в основу данной стратификации?

Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами общественного устройства и искали ответы на острый вопрос - «Почему так?» (Студенты перечисляют различные версии причин). Далее преподаватель предлагает студентам разделиться на три микрогруппы и поработать с кейсом «Бедность не порок», определить в чем причины бедности и предложить свои варианты решения данной проблемы.

Четвертый вопрос «Социальная мобильность» раскрывается с помощью словесного метода.

Социальная мобильность.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалованиепример исходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещения из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции на новою и др. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому,ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Групповая мобильность особенно активна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относятся индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад требовало превращение крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росла потребность в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. Социолог П.Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви должностных лиц, освободившиеся места заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь, была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один их самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV - XVII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение их знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

После изложения материала студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему П. Сорокин выделял следующие лифты.

    Как Вы думаете какие «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (брак, связи, политика, криминал, государственная служба)

    Задание: «В странах с эффективной рыночной экономикой модель социальной структуры общества подобна лимону - с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита). Третья модель характерна для России: это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляют примерно 80% населения (бедные слои), 3-5%- её вершина, средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску». Изобразите графически каждую из этих моделей. Какая из них придает наибольшую стабильность обществу?» Объясните почему.

Закрепление и углубление знаний студентов. Активизация.

Под закреплением понимают вторичное осмысление материала изучаемого на уроке.

Подобный метод позволяет проверить и оценить знания всех студентов, способствует развитию логического мышления.

Можно предложить студентам решить кроссворд (приложение №1), что позволит разнообразить форму работы со студентами при проверке усвоения специальной терминологии. Затем студентам предлагается ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока «Почему нельзя устранить неравенство в обществе и создать социально однородное общество?». После чего студенты коллективно отвечают на вопрос об обратном действии социального «лифта»

Также учащимся предлагается поработать с кластером, работа над которыми позволит систематизировать знания, полученные на уроке.

Задание на дом. (Инструктаж).

Учитель должен достичь понимания студентами цели, содержания домашнего задания.

Цель домашнего задания – повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть посильным и доступным.

Этап подведения итогов занятия.

Оценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия на урок со стороны ребят:

Какие вопросы вам показались наиболее интересными?

Что показалось сложным при изучении данной темы.

Заключение

В процессе проведения урока «Социальная структура и социальные отношения» были достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед учителем и обучающимися.

Ребята познакомились с сущностью социальной стратификации и мобильности, выявили причины неравенства, а также определили сущность горизонтальной и вертикальной мобильности.

Литература

1.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.

2.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.

3.Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

4. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.

Приложение №1

ВАРИАНТ № 1

Тестовые задания

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ № 2

Тестовые задания

Приложение №2.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, как называется лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.
    Экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. (бедность) Вид дифференциации, предполагающий разделение людей на богатых, средний класс и бедных (экономическая) Одна из каст в Индии (купцы)
4. Перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган. (номенклатура) 5. Один из каналов вертикальной мобильности, функционирующий в военное время (армия) 6. Фамилия ученого, который изучал проблему социальной стратификации. (Вебер) 7. Социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели. (Страта) 8. Расположение социальных слоев (групп) вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, престиже. (стратификация) 9. Каналы, с помощью которых человек может подниматься к вершинам успеха.(лифт) 10. Социальная группа, обладающая правами и обязанностями, которые передавались по наследству (сословия)

определение

Очень высокийПравящая элита, крупные бизнесмены и цвет творческой интеллигенцииСредний классОт зажиточного до удовлетворительногоСредние и мелкие бизнесмены и люди с постоянной занятостью и регулярным получением доходаНизший классНизкий и очень низкийЛюди, живущие около и за чертой бедностигоризонтальная

богатство

доход

власть

образование

профессия

Приложение №5

Основные страты современного Российского общества.

Основные страты

24

Арендный блок

Социальная дифференциация –- это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации Экономическая:Уровень дохода; Уровень жизни; Бедные, богатые, средние слои

Политические: Управляющие и управляемые; Политические лидеры и массы Профессиональные: Профессии; Род деятельности и занятия; Престижность

Социальные группы –- это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общетсва.

Социальные группы Большие Малые Сословия;Классы;Социальные слои;Этнические общности;Профессиональные группы Семья;Школьный класс;Спортивная команда;Компания друзей;Бригада рабочих

Сословия –- это большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству.

  • Князья;
  • Духовенство;
  • Крестьяне;
  • Горожане;
  • Рабы.

Современные теории в описании социально структуры Классовая теория (В. И. Ленин)Теория стратификации

Классами называются большие группы людей, которые различаются:

По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства (главный признак)По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства

Теория возникновения классов:

Биологическая Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Распределительная Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата)Организационно-техническая Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Насилия Разделения общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Марксистско-ленинская Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности, которая приводит к имущественному неравенству

Теория стратификации (страты) –- это социальные слои, которые различаются:

  • По уровню и источника дохода;
  • По уровню образования;
  • По профессиям;
  • По бытовым условиям;
  • По социальному престижу;
  • По качеству жизни.

В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ)

Вариант социальной стратификации Высший класс Экономическая и политическая элита Средний класс Учёные, инженеры, менеджеры, юристы, экономисты Низший класс Работники физического труда, безработные, люмпены

Феодалы – Это крупные землевладельцы. В России их называю помещиками:Духовные (сословие духовенство);Светские (сословие дворяне).Крестьяне:Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне);Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы).Буржуазия (капиталисты) –- это класс собственников средств производства, использующих наёмный труд:Владельцы мануфактур, фабрик, заводов;Купечество;Владельцы банков и ценных бумаг;Владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями).Пролетариат (с греч. лишённый всего) –- это наёмные рабочие:Промышленный;Сельский, или батраки;Пролетарии умственного труда.Интеллигенция –- это социальная прослойка, слой людей умственного труда:Гуманитарная;Научная;Военная;Творческая;Инженерно-техническая. Маргиналы –- это социальный слой людей, выпавших из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда):Отрицательная (кандидат наук чистит снег);Положительная (кандидат наук – менеджер).Люмпены (пауперы) –- это люди без определённого места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия (бомжи, попрошайки, бедняки).

Социальная мобильность –- это переход людей из одних социальных групп в другие.

Социальная мобильность Горизонтальная Вертикальная Это переход в группу одного уровня Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) в другую Переезд из одного города в другой, повторный брак и т. д.Вверх: от рабочего до владельца завода Вниз: от хозяина завода до наёмного управляющего

Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.

Социальные лифты –- это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой.

Социальные лифты (П. Сорокин)Армия Церковь Школа (образование)Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон Патриарх Никон, Папа Григорий VIIМ. В. Ломоносов, М. Лютер Дополнительные социальные лифты Средство массовой информации (СМИ)Партийная или общественная деятельность Заключение брака с представителями высшего классаА. Кашпировский, А. РазинА. Гитлер, И. В. Сталин, Ш. де Голль П. Ковалёва-Жемчугова, Екатерина I

Социальная структура –- это внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними.

Социальные отношения –- это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Номенклатура –- это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющих коллективной собственностью.

Бюрократия –- это особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.

Элита –- это высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.

Виды элит Политическая Экономическая Интеллектуальная Осуществляет власть и организует государственное управление Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть

Микрофлора молока. Микрофлора молочных продуктов. Микробиология яиц и яичных продуктов. Тара и упаковочный материал. В сыром молоке даже при соблюдении санитарно-гигиенических условий возможно содержание бактерий.

Информационная культура менеджера

Информатизация является основным фактором изменений в современном мире. Формирование информационной культуры. Владения информационными технологиями и их применение на практике.

Журналистика. Корреспонденция

Жанры журналистики. Журналистский текст

Психология. Психологические особенности

Психиатрия, психическая деятельность, психологи. Изучение личности, темперамента, интеллекта, характера. Общение людей, отношения, конфликты.

Современная организация СМИ. Медиа-холдинги в Пермском крае

редство массовой информации – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы структуры: статусы, роли, социальные группы – составляющие горизонтальной линии соц. структуры; слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию – составляющие вертикальную линию. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу

Статус - социальное положение человека в обществе. Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это еще и та среда, где возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства - совокупность ограничений, касающихся прежде всего поведения.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); крометого, они маркируют род войск. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.

ИМИДЖ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Виды социальной мобильности : горизонтальная и вертикальная

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.



Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений . Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Типы социальных отношений

По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

По объекту социальных отношений можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2)взаимопомощи; 3)соперничества; 4)конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).