Лазерная арфа. Шоу лазерной арфы «новаЯ» (уникальное лазерное шоу) Что есть иллюзия

Если помимо группы LAFESTA на вашем мероприятии необходимо яркое шоу, вы можете существенно снизить затраты(на райдер, гонорар, трансфер), заказав дополнительно шоу лазерной арфы или шоу 3D платья , так как во всех этих шоу один и тот же основной состав: солистка Ольга Росси + 2-3 человека.

«novaЯ» – это единственная в мире оперная дива, играющая на музыкальном инструменте будущего (лазерной арфе). Уникальное шоу включает в себя живую игру на лазерных лучах различными звуками, чарующий оперный вокал, светящийся костюм, видео-проекцию, что сделает незабываемыми афишу и фотоотчет вашего мероприятия, вечеринки, презентации и гала-ужина. Оптимальное время выступления шоу лазерной арфы – 10 минут и состоящее из 6-ти разноплановых треков. При необходимости, можно провести интерактив по игре на лазерной арфе для гостей мероприятия (7-10 минут).

Шоу «novaЯ» уже выступало на таких знаковых мероприятиях, как: открытие церемонии награждения «Человек года» в Национальной опере Украины; гала-ужин в королевском дворце Бухареста (Румыния), свадьба сына шейха Рас-эль-Хайма (один из эмиратов ОАЭ), церемония награждения итальянских дизайнеров в «Доме Архитектуры» («Casa dell"Architectura», Рим, Италия); телевизионные шоу «Dizel show», «СуперИнтуиция»; а также множество других ивентов, презентаций и вечеринок.

Фрагменты выступлений шоу лазерной арфы «новаЯ» на различных ивентах (Лазерная арфа и лазерное шоу на корпоратив, праздник, вечеринку, свадьбу).

Ключевое отличие «novaЯ» от других лазерных шоу в том, что фронтвумен не имитирует игру на лазерных лучах, а по-настоящему играет на них. Ведь лазерная арфа – это не муляж, а настоящий музыкальный инструмент, что позволяет после выступления провести интерактив с гостями мероприятия и дать им возможность самим поиграть на лазерной арфе.

Мастер-класс на лазерной арфе. (Интерактив на лазерной арфе. Заказать оригинальное шоу).

Солисткой, играющей на лазерной арфе, является оперная дива (Ольга Росси), чей чарующий голос звучит в саундтреках к телепередаче «Светская Жизнь», «HD Fashion TV», «Madrid Fashion Week». Она одна из немногих в мире певиц, профессионально поющих тремя голосами: оперным, эстрадным и фолковым (народным). Также, возможно добавить в шоу еще одну очаровательную девушку (на выбор: балерину, или флейтистку).


Лазерная арфа является гармоничным сочетанием классики с инновационными технологиями и станет самым запоминающимся номером праздника.

Визуально лазерная арфа более всего напоминает настоящую арфу, но вместо струн имеет 13-ть лучей, которые веером расходятся к верху. Каждый луч отвечает за определенную ноту и, благодаря подключенному MIDI-контроллеру, на лазерной арфе можно играть множеством различных звуков, инструментов и эффектов. Это позволяет лазерной арфе идеально вписаться в любую концертную программу: будь то классический концерт симфонического оркестра или электронная танцевальная музыка в ночном клубе.


Шоу-проект «novaЯ» выступает с открытой лазерной арфой (т.е. не ограниченной рамками корпуса), лучи которой могут практически бесконечно уходить в небо, а на концертах в помещении ограничиваются лишь высотой потолка. Это смотрится очень эффектно, а на больших сценах оперных театров, концерт холлов одна лазерная арфа будет выглядеть более ярко и завораживающе, чем обычный оркестр.

РАЙДЕР

Шоу-проект «novaЯ» имеет простой райдер, так как привозит на концерты часть своего оборудования.

Технический райдер:

  • Хейзер (генератор тумана). Не дым машина!!! Если концерт проводится в небольшом ресторане или зале с невысокими потолками, достаточно 1 хейзера. В залах, вместимостью более 150 человек необходимо 2 хейзера. На открытой площадке от 3-х хезеров, т.к. направление ветра во время концерта может меняться.
  • Туман, вырабатываемый хейзером, должен быть защищен от сильного сквозняка, вытяжки или ветра, иначе, если дым рассеивается и из-за этого плохо видны лазерные лучи, выступление может быть отменено.
  • Лазерная арфа должна располагаться на сцене или в хорошо обозримом месте (между звуковыми порталами, находясь за ними). Высота потолка над лазерной арфой должна быть не менее 2,5 метров. От момента проведения саунд-чека и до окончания выступления «novaЯ», лазерная арфа не должна никем трогаться и сдвигаться!!!

  • Звукоусиливающее оборудование (колонки) в зависимости от размера площадки, где будет проводиться концерт, но не менее 2 кВт звука на каждые 100 человек/зрителей в зале.
  • Стол или большой рэк для аппаратуры звукорежиссера (устанавливается на расстоянии 2-4 метра от лазерной арфы.
  • Электропитание ~220 V с сетевыми удлинителями: на 1 розетку возле лазерной арфы; на 5 розеток возле стола/рэка звукорежиссера.
  • Сцена должна быть защищена от попадания воды и влаги и иметь температуру воздуха не ниже +16 С. Во время грозы выступление на открытой площадке невозможно.
  • 2 микрофонные стойки с держателями под радио и инструментальные микрофоны.
  • Провода: 1 стерео-пара XLR (подведены к месту звукорежиссера); 1 XLR и 1 Jack-Jack (5-8 метров в длину).
  • Во время выступления «novaЯ» (для идеальной видимости лазерных лучей) освещение на сцене и в зале должно быть максимально приглушено или выключено.
  • Если на концертной площадке имеется экран или проектор, мы предоставим специально созданное для лазерного шоу оригинальное видео на флэш-накопителе, при условии, что яркость экрана не будет мешать видимости лучей лазерной арфы.
  • Во время лазерного шоу должна быть обеспечена связь между нашим звукорежиссером (находящимся возле сцены) и VJ, световиком, звукорежиссером мероприятия.
  • Во время выступления на сцене не должны находиться посторонние люди (гости, зрители), иначе выступление может быть остановлено или отменено.

Бытовой райдер (для Киева)

  • Отдельная обогреваемая и чистая гримерная комната с 3-мя стульями/креслами, столом, зеркалом и утюгом.
  • Наличие в гримерной негазированной воды, чая/кофе, фуршетных или холодных закусок (не магазинная нарезка!). Если «novaЯ» находится на мероприятии свыше 3 часов (от приезда на саунд-чек до окончания выступления) – обеспечение полноценным питанием (горячие блюда) троих человек.

Бытовой райдер (гастрольный)

  • Оплата трансфера: до 300 км. – на личном автомобиле группы; 300-1000 км. – поездом (2 места СВ или полное купе); свыше 1000 км.– авиаперелет (эконом класс / 2 человека + 1 место для лазерной арфы, т.к. мы не можем сдавать ее в багаж, а в ручную кладь ее не пропускают из-за веса 20 кг.);
  • Встреча в аэропорту/вокзале и все поездки (в отель, на концертную площадку и т.д.) осуществляются на комфортном автомобиле с пустым багажником.
  • Если «novaЯ» находится в городе весь день или не успевает на ночной поезд/рейс, тогда необходимо проживание в отеле уровня 4* или 5* (1 двухместный номер).
  • Обеспечение трехразовым питанием (меню и тайминг обсуждаются с руководителем «novaЯ») или предоставление суточных (из расчёта: 20€ в Украине или 60€ в других странах на человека в день).
  • Отдельная обогреваемая и чистая гримерная комната с 3-мя стульями/креслами, столом, зеркалом и утюгом. Наличие в гримерной негазированной воды, чая/кофе, фуршетных закусок.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ О ШОУ ЛАЗЕРНОЙ АРФЫ:

1. Сколько места на сцене занимает лазерная арфа?

С виду она похожа на маленький черный ящик (как напольный звуковой монитор): высота 25 см / ширина 40 см. / глубина 30 см.

2. Сколько времени занимает установка и саунд-чек лазерной арфы?

Если на момент приезда на саунд-чек все пункты, указанные райдере, подготовлены вашими техническими подрядчиками, тогда весь процесс установки, подключения и настройки звука/света займет не более 30 минут.

3. Когда лучше устанавливать лазерную арфу и должна ли она все время оставаться на сцене?

Если лазерное шоу участвует в открытии мероприятия или в начале концертной программы, тогда лучше провести саунд-чек за 60 минут до прихода гостей в зал и оставить лазерную арфу на сцене до начала шоу. Если лазерное шоу выступает в конце программы или нет возможности подключиться сразу перед мероприятием, тогда можно провести саунд-чек раньше на несколько часов и убрать арфу со сцены. Время установки и убирания самой лазерной со сцены занимает 1-2 минуты.

4. Насколько темно должно быть в зале для хорошей видимости лазерных лучей?

Чем темнее, тем лучше видны лазерные лучи. В идеале, чтобы было полное затемнение, но подсветки на столах или в конце зала не будут мешать. Лучи лазерной арфы, светящееся платье солистки и экран (если таковой будет на мероприятии) уже сделают из полной темноты полумрак. Поэтому дополнительный свет будет только ухудшать видимость лазерных лучей.

5. Может ли продолжительность шоу лазерной арфы быть не 10 минут, а длиннее или короче?

Выступление может быть короче (7, 5, 3 минуты), но не длиннее, так как цель лазерного шоу вызвать у зрителей «вау» эффект. Для этого 10-ти минут более чем достаточно. Увеличить продолжительность программы можно за счет интерактива для гостей (10-15 минут), доведя общее время работы лазерной арфы до 20-25 минут.


6. Как проходит интерактив по игре на лазерной арфе?

Есть 2 варианта интерактива: на сцене и в отдельной зоне. На сцене интерактив проводится ведущим мероприятия сразу после лазерного шоу и длится 10-15 минут. Лучше всего вызвать на сцену 2-3 активных человек и дать им возможность самим по-импровизировать на лазерной арфе. Это всегда выглядит интереснее и веселее, чем попытки повторения короткой мелодии. Интерактив в отдельной зоне необходим, если цель – дать возможность как можно большему количеству гостей поиграть на лазерной арфе. Он может длиться от 30 до 180 минут. Под него нужно выделить отдельную зону в зале/холле (соответствующую условиям технического райдера), где каждый желающий может задать вопросы, поиграть на лазерной арфе и сфотографироваться с ней.

7. У нас большая сцена. Может ли в лазерном шоу участвовать больше артистов?

За отдельную плату мы можем увеличивать состав нашего шоу, добавляя других музыкантов, танцоров, струнный квартет или, даже, мини-оркестр.

8. У вас есть свой видеоряд для экрана и кто его запускает?

Да, мы имеем наш оригинальный видеоряд, созданный специально для лазерного шоу. Как правило, во время саунд-чека мы передаем видео вашему VJ на флеш-накопителе или заранее через файлообменник.

9. Как быть, если на нашем мероприятии не будет экрана?

Это не проблема, так как основное шоу – это сама лазерная арфа и оперная дива в уникальном светящемся костюме.

10. Сколько человек находится во время лазерного шоу на сцене?

Как правило, 2-3 человека: солистка и (на выбор) флейтистка или балерина. Наш DJ/звукорежиссер может располагаться сбоку от сцены (но в 3-4 метров от лазерной арфы).

11. Возможно выступление лазерной арфы под выбранный нами трек?

За дополнительную плату возможно исполнить практически любой трек (гимн компании, музыку презентации, первый свадебный танец) при условии, что для подготовки нового лазерного шоу достаточно времени и есть минус трека в хорошем качестве. Определенные мелодии и стили музыки не могут нами исполняться на лазерной арфе из-за несоответствия формату шоу.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современные цифровые технологии изменили буквально все — от нашего быта до искусства, в любом его проявлении. Деревянная рама, струны, смычковый звук - первая ассоциация, возникающая при упоминании слова арфа. Но что если представить перед собой не один из древнейших щипковых инструментов, а инструмент, который работает по современным технологиям и издает музыку при движении рукой в воздухе? Все кажется непонятным и интригующим. К идее создания такого инструмента нас натолкнуло световое шоу французского композитора Жана-Мишель Жарра. Следует сказать, что электронные музыкальные инструменты появились еще в конце 70-х годов 20 века, такие как электронные гитары, синтезаторы, ударные установки. Первые технологии использования лазерного луча для создания музыкальных инструментов появились в прошлом десятилетии. К сожалению, на сегодняшний день они еще не получили широкого распространения. Причинами этого являются высокая стоимость данного устройств и отсутствие российского производства.

Объект исследования: процесс проектирования и создания электронных музыкальных инструментов;

Предмет исследования: использование лазера как технологической основы работы электронных музыкальных инструментов;

Цель проекта: создание музыкального инструмента - арфы, принцип работы которой основывается на использовании технологии лазерного луча;

Задачи исследования:

Изучить и обобщить информационные источники по теме исследования;

Проанализировать рынок подобных устройств;

Разработать прототип и спецификацию электронных компонентов лазерной арфы;

Смоделировать и изготовить дизайн данного устройства;

Осуществить сборку, комплектацию, программирование и тестирование прибора;

Выполнить технико-экономическое обоснование проекта и разработать рекомендации по его применению.

Методы исследования: изучение и систематизация информации, проектирование, компьютерное моделирование, кодирование (программирование), тестирование

Исторический аспект проекта

Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества (рис. 1). Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую арфу археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

В XX веке, в связи с появлением цифровых технологий была изобретена лазерная арфа. Впервые лазерная арфа была использована на китайском концерте JMJ еще в 1981 и произвела большое впечатление на зрителей. Более сложная - двухцветная лазерная арфа - была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли. Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-250». Она базировалась на слабых (всего 80-100 mW) лазерных лучах, ведь это был всего лишь прототип существующей в настоящее время Лазерной Арфы. После этого Карелли разработал окончательную и более мощную версию Лазерной Арфы под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-450». Характерной чертой данного инструмента являлась сконфигурированная полная октава с зелёными лучами для любых диатонических нот и красными лучами для любых хроматических нот. Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полную цветовую версию лазерного устройства, не зависящую от дневного света автономную модель с 1W лазером под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-ПРО», а также другую версию лазерной арфы, способную управлять лазерными сканерами ИЛДА, используя синий/голубой цвет для реализации первого многоцветного лазерного регулятора: «КЛ-Контроль» (KL-Kontrol), прототипом которого был «КЛ-ИЛДА».

В рамках нашего исследования был проведен анализ рынка музыкальных инструментов подобного рода, в результате которого было выяснено, что существующие инструменты можно классифицировать по технологи функционирования:

безрамочная,

фреймовая,

по сфере применения:

кабинетная,

концертная.

Безрамочная (открытая) лазерная арфа — это обычно ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. Она потому и называется «открытой», что ни с боков, ни сверху, она ничем не закрыта. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках они могут свободно уходить в небо. (рис. 2)

Первые лазерные фреймовая (закрытые) арфы были одноцветными — обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы. (рис. 3)

Принцип работы лазерных арф

С точки зрения физических процессов в основе работы лазерной арфы лежит явление фотоэффекта - т.е. способность вещества испускать поток электронов под воздействием света - фотогальванический эффект (рис. 4). Впервые его наблюдал в 1839 году французский физик Антуан Анри Беккерель. В 1888 году Александр Столетов создал первый в мире фотоэлектрический элемент, а в 1905 году Альберт Эйнштейн в своей работе объяснил явление фотоэлектрического эффекта, за что был удостоен Нобелевской премии по физике в 1921 году.

Принцип работы открытых лазерных арф достаточно сложен, и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом. По принципу работы этих сенсоров открытая лазерная арфа подразделяется на аппаратную и программно-аппаратную.

В первой - сигналы от фоточувствительных элементов обрабатываются приборами на основе микроконтроллеров, во второй - сенсорами обычно выступают скоростные видеокамеры (от 60 кадров в секунду и выше), изображение от которых обрабатывается специальными программами на компьютерах в реальном времени (рис. 5).

В рамках своего проекта мы выбрали фреймовый вариант технологии. Арфа в этом случае представляет собой замкнутую конструкцию, у которой идущие вертикально лучи лазера попадают на фотоэлементы, как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро. Фотоэлементы в свою очередь в зависимости от яркости светового потока вырабатывают электрические сигналы определенного уровня, которые затем преобразуются в звуки (рис. 6).

Экономическое обоснование актуальности проекта

В рамках данного исследования нами был проанализирован рынок музыкальных инструментов с целью выяснения стоимости современных лазерных арф. По результатам анализа были получены следующие данные:

минимальная цена за закрытую арфу составляет 270 долларов (18500 руб.) на китайском сайте (Aliexpress).

самая высокая цена за инструмент составляет 490 тысячи рублей.

Проанализировав рынок подобных музыкальных устройств, мы делаем вывод о том, что в магазинах музыкальных инструментов лазерные арфы большая редкость, а в России они вовсе отсутствуют. Ниже представлены сведения о различных моделях лазерных арф (таблица 1):

Таблица 1

Характеристики лазерных арф

Фотография арфы

Цена, производитель

Название и характеристика

150000 руб., Китай

Винтажная лазерная арфа. - Лазеры: полупроводник, 100, 150, 200 мВТ; - Струны: количество струн-лазеров по выбору; - Габариты: бокс ~ 30х40х45 мм, рама ~ 120х90 мм, вес ~ 7 кг;

Питание: U=3В, A= 5А, питается от сети 220 В;

Интерфейс: USB (Virtual midi)

Разъемы: USB.

700000 руб., Китай

Классическая лазерная арфа (компьютерное устройство). комплектация:

Компьютер;

Звуковая карта;

Специализированное ПО;

Мощный лазер;

Midi, ILDA и другая коммутация;

Педаль переключения октав.

550000 руб., Китай

Лазерная арфа хай-тек, комплектация:

Компьютер;

Звуковая карта;

Специализированное ПО;

Мощный лазер;

Зеркала;

Сборно-разборная конструкция;

Midi, ILDA и другая коммутация

Арф закрытого контура сравнительно небольшое количество в сравнении с открытым типом. Страна производитель обоих типов - Китай. Аналогов данного устройства, выпускающегося в производстве в России, не существует. В отсутствии подобных устройств в нашей стране и высокая стоимость за границей определяет актуальность нашей работы.

Проектирование лазерной арфы закрытого типа

Для функциональной организации работы устройства нам потребовался следующий набор электронных компонентов:

Микроконтроллер Arduino UNO - контроллер построен на ATmega328. Платформа имеет 14 цифровых вход/выходов, 6 аналоговых входов, кварцевый генератор 16 МГц, разъем USB, силовой разъем, разъем ICSP и кнопку перезагрузки. Для работы необходимо подключить платформу к компьютеру посредством кабеля USB, либо подать питание при помощи адаптера AC/DC или батареи. (рис. 7)

Полупроводниковые лазеры - это лазеры с усиливающей средой на основе полупроводников, где генерация происходит, как правило, за счет вынужденного излучения фотонов при межзонных переходах электронов в условиях высокой концентрации носителей в зоне проводимости (рис. 8).

Резисторы и фоторезисторы. Основным функциональным элементом в нашем устройстве является фоторезистор - это датчик, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от интенсивности падающего на него света. Чем интенсивней свет, тем больше поток электронов и тем меньше становится сопротивление элемента (рис. 9 и 10).

Зуммер (пьезоэлемент) - сигнальное устройство, электро-механическое, электронное или пьезоэлектрическое. (рис. 11)

Лабораторный блок питания. (рис. 12)

С фотоэлементов электрический сигнал снимается и подается на пьезоэлемент, который издает звук.

Что касается дизайна будущего устройства, то рассмотрев все варианты, начиная от классического стиля до хай - тек, мы решили разработать свой собственный. Форма рамы арфы будет напоминать собой широко известный лист компании «СИБУР». Используя возможности среды 3D моделирования Fusion 360, мы разработали модель рамы будущего музыкального инструмента, который будет создан в итоге работы над проектом (рис.15)

Исходя из больших размеров арфы, нами было принято решение не печатать ее на 3D принтере, а воспользоваться лазерным станком для резки фанеры. Для этого мы воспользовались программой Sliser для Fusion 360. (рис. 16).

Программирование лазерной арфы

Данная система работает под управлением программируемого микроконтроллера Arduino UNO , средой программирования нами была выбрана IDE. IDE представляет собой единственную программу, в которой проводится вся разработка. Она содержит много функций для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения. Фрагмент управляющей программы представлен ниже.

Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Она знаменита тем, что используется на концертах Жана Мишеля Жарра.

Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Французский инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre), интересующийся музыкой, внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа с похожей конструкцией использовалась Жарром на концерте в Хьюстоне и дальнейших представлениях. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к световым «струнам». Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

Лазерная арфа, которую использовал Жан-Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазерных лучей.


Жан-Мишеля часто критиковали за то, что на концертах он одевает огромные неуклюжие перчатки во время игры на лазерной арфе. Однако это не часть декорации, как думают некоторые, а средство безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные темные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Так же, лазерные арфы делает Джен Левин.

У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное хобби - она делает лазерные арфы. Что это такое? Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Главный их элемент - лазерные лучи, которые и "отвечают" за звуковой эффект. Удивительно, не правда ли?

На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои пояснения туманными и загадочными понятиями. И, естественно, назвать всё это концепцией.


Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: "Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.

То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно там было". Прямо поэзия!.

Взяв на вооружение эту - или какую-нибудь другую - "закрученную" формулировку, а то и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение.
Она утверждает, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие и устойчивые к погодным воздействиям.
Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошлом году на фестивале Burning Man, а сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от "физического воздействия посетителей".


Чтобы получше продемонстрировать возможности арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои творения все дни выставки. То есть каждым утром инсталляция оказывалась как бы новой.
Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что - обычные стальные каркасы. А вот ночью происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи, начинающиеся у самой земли и резко "обрывающиеся" на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сказать, - зрелище воистину чарующее. Но посетители не забывали и про музыкальную составляющую конструкций. И не зря - она тоже оказалась крайне необычной.
Ведь струны - это лучи, которые не только можно "дёргать", но и проходить насквозь. Можно даже сыграть целую композицию - пробегая (или проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по разным арфам: разумеется, если конфигурация позволяет.
По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь очень симфоничное, тем более что играть могут несколько человек сразу. Но не для того делась арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную. Поэтому Джен решила добавить в неё кое-какие "фишки", которые и не снились композиторам, сочинявшим партии для арф.


К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, меняется в зависимости от скорости передвижения: чем быстрее, тем громче. Джен говорит, что так можно играть самые разные мелодии - в основном, медитативного и атмосферного характера.
На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах - есть что посмотреть и послушать.
Заканчивая рассказ о замысле лазер-арф, Джен вдруг вспоминает о том, что её инсталляция "оснащена лазерами класса, признанного безопасным для использования при прямом воздействии". После такого интересного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность.
Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии - и даже не виртуальное.

Итак, своё распространение лазерная арфа получила и в России.

Российские музыканты решили не следовать западному опыту и попробовали построить лазерную арфу с нуля. В результате у конструкторов творческого объединения Deftaudio из Нижнего Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа, но из восьми лучей. Как рассказали разработчики корреспонденту Infox.ru, в конструкции нижегородской арфы используется один промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также восемь отражателей и такое же количество сенсоров, которые крепятся на раме высотой около двух с половиной метров.


Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся в итоге луч принимается индивидуальным сенсором. Положение руки по высоте относительно луча в отечественной разработке может контролироваться при помощи инфракрасного датчика, который крепится к руке.

Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к синтезаторному оборудованию, что позволяет моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.

Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и для нее не обязательно использовать асбестовые перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в небольших затемненных помещениях, где работает дым-машина. Именно это позволяет использовать ее в клубах и концертных залах.

А вот так инструмет звучит на видео.

Лазерная арфа - высоко технологичный музыкальный инструмент. Многие могут помнить лазерную арфу на выступлениях всемирно известного Жана Мишеля Жарра. Благодаря использованию в своих выступлениях этой арфы Жан Мишель придавал еще большей футуристичности световому шоу. В рамках этого шоу некоторые треки он играл на лазерной арфе, закрывая лазерные лучи и тем самым, заставляя ее извлекать из нее звуки.
Прошло много лет, но лазерная арфа до сих пор является самым необычным и загадочным музыкальным инструментом. А благодаря техническому прогрессу практически у каждого обывателя появилась возможность заказать лазерную арфу в аренду.

Вы музыкант или диджей.
Добавьте своему выступлению необычности и магии. Ведь сейчас все сложнее и сложнее удивить искушенного зрителя.

Вы организатор мероприятия.
Добавьте интерактива вашему мероприятию. Прокат лазерной арфы сделает ваше мероприятие не ординарным. Предложите вашим гостям с играть на самом необыкновенном инструменте.

Лазерная арфа это программно аппаратный комплекс, состоящая из лазера, который может быть зеленым или цветным. Специальное сенсорное оборудование, с помощью которого лазерные лучи начинают издавать звуки. Генератор тумана для благоприятного восприятия лазерных лучей.

В некоторых случаях для придания масштабности мероприятия и усиления визуального эффекта можно установить еще два лазерных проектора, которые кстати могут например рисовать логотип компании.

Варианты использования лазерной арфы:

  • Музыкальное оформление мероприятия
  • Встреча гостей
  • Поддержка сценических номеров
  • Сценическое свето-музыкальное шоу
  • Клубная вечеринка

Какая первая ассоциация при упоминании слова арфа? Деревянная рама, струны, ее звук. А что если представить темное помещение, дым, лазер и электронную музыку? Все кажется непонятным и интригующим.

Теперь представляется несколько лазерных лучей, обхваченных рамой. Но если выйти за пределы данной мысли, можно представить арфу неограниченную рамкой и сделанной лишь на одном лазерном луче.

Что есть иллюзия?

К данной идее меня натолкнуло световое шоу французского композитора Жана-Мишель Жарра. Это шоу настолько меня вдохновило, что мне захотелось повторить его у себя дома.

Лазерная арфа впервые была использована на концерте в Китае. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые представлен публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор арфа претерпевала множество изменений.

Французский инженер Филипп Гуерр внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа похожей конструкции использовалась и Жарром. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к «световым» струнам. Когда он перемещает руки вверх и вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

На данный момент идея дошла даже до цветной арфы, что выглядит, признаемся, впечатляюще. Ребята, если хотите заценить еще много чего интересного, посоветую погуглить Greig Stewart. Парень действительно интересные вещи делает.

Обоснование элементов схемы

Как уже видно из названия статьи в проекте используется Arduino Uno. Так же необходимы:
– датчик для считывания интенсивности отраженной струны. Обычный фоторезистор может сгодиться, чем же ему еще заниматься;
– элемент для настройки системы (удобного регулирования порога освещенности). Первое что приходит на ум это потенциометр;
– мотор с зеркалом для распараллеливания струн. Ну, тут уже надо задуматься и подходить к вопросу осмысленно, ведь от этого выбора будет зависеть очень много;
– лазер, который и будет обеспечивать необходимую функциональность струн арфы;
– MIDI обработчик сигналов, принимающий частоты струн.

Если говорить о последнем пункте, то тут два варианта: либо реализовывать все физически, либо виртуально. Я остановилась на втором варианте.

Для конвертирования сигналов выбрано приложение Hairless-midiserial , а для создания виртуального MIDI порта – loopMIDI . Далее сигнал будет передаваться в FL Studio, которое принимает сигнал для выбранного музыкального инструмента.

Теперь что касается двигателя. Если Вы не имеете ни малейшего понятия куда двигаться в данной теме, как и я, в принципе, ранее, и хотите круто прошариться в данной теме, то существует отличная статья Ридико Леонида Ивановича «Шаговые двигатели» . Это лучшее, что можно найти на просторах интернета.

Рассматривая конкретно данный вопрос был соблазн использовать в проекте двигатель Nema 17. Кто не захочет поиграться с таким? Поверьте, осмысление того, как работают такие «малыши» у неподготовленного зрителя может занять не один вечер. По крайней мере, так было у меня. Однако, был выбран униполярный двигатель PM55L-048 плюс драйвер ULN2003. О том, как это подключать, как работает это сочетание можно с легкостью найти, поэтому не буду повторять все по десять раз. Но! Не пытайтесь запустить эту конструкцию на двигателе 28BYJ-48. Вы никогда не разгоните его до нужной скорости. И проблема будет не в Ваших руках, а в том, что он просто не годится для данной цели.

Скажу лишь еще для полного осмысления всего вышеперечисленного, что на макетной плате это все выглядело так:

Возможно кто-нибудь обратил внимание, что на схемах присутствует транзистор, о котором не было сказано. Что ж, он введен по причине включения и выключения лазера.

Сборка

Если рассматривать принцип работы в замедленном действии, то выглядит это все так:

шаговый двигатель делает поворот на соответствующее значение угла, в этот момент включается лазер на доли секунд и происходит опрос фоторезистора. Если значение с фоторезистора больше, чем порог срабатывания струны, то можно считать, что струна прервана и по положению мотора мы знаем какая именно струна. Остается отправить сигнал в виртуальный midi-порт для обработки звука. Если значение фоторезистора не превысило порога, значит существует два варианта: либо струна не была прервана, либо значение порога слишком высокое. Для изменения порога можно покрутить ручку потенциометра, и следующий раз, когда произойдет опрос фоторезистора, его значение будет уже сравниваться с другим значением порога.

Далее лазер выключается и мотор двигается снова на шаг. Опять включается лазер, происходит опрос, принятие решения, выключение лазера и поворот мотора. Когда мотор совершит шагов на один меньше, чем количество струн, что можно задать программно, шаги начнутся в обратную сторону с огромной скоростью без включения лазера. Визуально мы этого не заметим и нам все равно кажется, что мы видим одновременно несколько струн.

Ах, да, лазер. Наши китайские друзья отлично занимаются маркетингом. Удобно ведь написать не саму реальную мощность лазера, а что-то типа максимальная выходная мощность не превосходит такого-то числа. В итоге продавцы, не особо читая данный факт, с уверенностью утверждают, что у Вас будет отличный мощный лазер. Забавно смотреть.

Так как ничего более менее мощного найти не удалось, в расход пошло то, что есть. А есть реально где-то около 5 мВт, которые не могут зажечь даже спичку. В итоге результат не совсем тот, что хотелось. Однако брать установку на несколько Вт как-то уж не хотелось, если ее, конечно, возможно просто так купить. Красиво, но как-то опасно.

Да-да, глядя на фото выше, можно подумать о вытравлении платы. Вроде как второй проект уже. Что ж, скажу, что я думала об этом, но пока не решилась на сей подвиг.

Далее можно посмотреть в какую красивую обертку все было завернуто. Чтобы не заморачиваться в каком же месте разместить один маленький фоторезистор, причем так, чтобы он всегда срабатывал, можно сделать каскад из элементов. Но работает система и при одном удачно расположенном около зеркала фотоэлементе. Все будет зависеть только от порога, который будет выбран. На заметку, лазер лучше отсвечивает от чего-то белого. Я использовала белые перчатки. Дополняет весь образ.

Ну и, конечно, итоговый результат:
на фото лучи хорошо различимы благодаря увлажнителю воздуха (на видео слышен шум советского агрегата): чем больше в воздухе всяких частиц, тем лучше виден лазер. К сожалению, видео не передает всего эффекта. А днем лучей и вовсе не видно.

Ну так что есть иллюзия?

Да, если бы был лазер мощнее, эффект был бы более впечатляющим. Но, что есть, то есть. На мой взгляд, получилось очень даже неплохо.

А иллюзия? Иллюзия всегда создается тандемом: умелые руки и думающая голова.