Олимпиадные задания по мхк. Всероссийская олимпиада школьников по искусству (МХК)

-Окружной (муниципальный) этап олимпиады пройдет 25 ноября в 15-00. Приглашаются победители и призёры. Уточненные списки и место проведения будет известно за 1-2 дня до этапа. Не забудьте взять с собой на олимпиаду:

  • лист участника (или его копию) - его Вам должны выдать в Вашей школе;
  • чёрные гелевые ручки , так как работы пишутся на сканируемых бланках;
  • сменную обувь

Начинается подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, школьный этап которой пройдет с 15 по 21 октября:

Стартует Московский конкурс проектно-исследовательских работ "Магия театра:путешествия во времени". Тема этого года:"Театр А.Н. Островского вчера,серодня, завтра" . Положение на сайте театрального музея им. А.А.Бахрушина.
Приглашаю к сотрудничеству с целью принять участие в этом конкурсе.

- 15 сентября стартует олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы" Регистрация команд и вводный тур - продлится до марта 2016 года. Задания по паркам будут доступны с 1 октября. А музеи и усадьбы - с 1 ноября. Приглашаю принять участие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МУНИЦИПАЛЬНОМУ ТУРУ ОЛИМПИАДЫ

Знать концепции основных стилей и их временные рамки - совершенно необходимо для успешного написания работы (хотя не стоит сразу опускать руки, если что-то вдруг забылось: часто можно вывести ответ логически, иногда даже найти подсказку в другом задании или, в конце концов, написать хоть что-то, что вы знаете о задании, и с большой вероятностью получить ненулевой балл). Конечно, знать крупных деятелей каждой эпохи бывает очень полезно, и часто за конкретное указание автора даются дополнительные баллы. Такой степени конкретизации, как правило, требуют редко, но неплохо было бы запомнить хотя бы самые важные вехи: например, что архитекторы Парфенона - Иктин и Калликрат, а Джоконду написал Леонардо да Винчи. Судя по заданиям прошлых лет, оптимальным вариантом будет запомнить по 5-6 деятелей одной эпохи и хотя бы по 2-3 их основных произведения. Конечно, чем конкретнее ваши знания, тем больше у вас шансов получить максимум баллов, но помните, что не стоит впадать в крайности и пытаться втиснуть в задание все, что по вашему мнению хоть как-то отдаленно касается темы. Что касается дополнительных тем для повторения, то многие забывают о задании, связанном с кинофрагментом. Чтобы успешно справиться с ним, рекомендуется посмотреть список фильмов, рекомендованных к просмотру Министерством Культуры (http://mkrf.ru/press-center/news/spisok.php (link is external) ). Неизвестно, конечно, будет ли фильм именно из этого списка, но судя по моему личному опыту, вероятность высока;) В любом случае не лишне хотя бы выучить соответствия название-режиссер-(год выпуска). Это поможет вам обязательно.
Кроме того, не забывайте о памятных датах и юбилеях этого года. К 2016 году можно вспомнить отмену крепостного права, битву за Ленинград, 150-летие "Преступления и наказания" (вот тут можно посмотреть экранизации и биографию Достоевского) и многие другие даты - постарайтесь определить самые значимые и повторяйте, это тоже может помочь. Удачи!

1. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. http://www.rosolymp.ru/

2. Этапы Всероссийской олимпиады в Москве. http://vos.olimpiada.ru/

3. Московская олимпиада школьников 2014-15 учебного года. http://mosolymp.ru/

4. Конкурсы и олимпиады для школьников, дошкольников и учителей. http://www.erudyt.ru/

5. Задания и ключи этапов олимпиады по Искусству. http://kabinet33.ucoz.ru/load/olimpiady_po_iskusstvu/20

6. Информационный портал Федеральных государственных стандартов

9. Электронный музей Н.К. Рериха http://museum.roerich.com/ .

10. Русский музей: виртуальный филиал. http://www.virtualrm.spb.ru

11. Виртуальный музей живописи. http://smallbay.ru/

12. Коллекция ссылок на виртуальные музеи. http://www.museum.ru/web/cat.asp?type=virtual , http://virtualrm.spb.ru/ ,

15. Шедевры мировой живописи. http://www.arslonga.ru

16. Шедевры русской живописи. http://www.tanais.info

19. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. http://www.bibliotekar.ru/avanta/

20. Энциклопедии по искусству. http://lib.rus.ec/s/3320

22. Институт теории и истории изобразительных искусств. Всеобщая история искусств. http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/12.htm


-30 января 2015 года в ГБОУ «Школа № 878» состоялся традиционный для школ Южного округа конкурс проектных и исследовательских работ «Волшебный луч». В конкурсе принимали участие учащиеся 1-11 классов школ Южного округа г. Москвы. Были представлены работы в шести номинациях: «Исследовательские проекты», «Литературное творчество». «Изобразительное искусство», «Художественная фотография», «Видеопроекты», «Школа начинающих гидов».

--Приглашаю желающих и умеющих фотографировать учащихся ГБОУ СОШ № 878 принять участие в Московском городском Конкурсе "Я узнаю Москву". Срок подачи работ до 21 декабря 2014г.

-С 24. 09 по 1.10 2014г. прошел школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по МХК

16 .09.2014г. стартовал школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК)

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Москва, 2017


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Описание специфики предметной олимпиады по искусству (Мировой художественной культуре)
2. Общие положения
3.Характеристика содержания школьного этапа
4. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов
4.1.Общая структура комплекта заданий школьного этапа Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура
5. Общая характеристика задания второго тура
5.1. Характеристика заданий для участников 5-6 классов
5.2. Характеристика заданий для участников 7-8 классов
5.3. Характеристика заданий для участников 9, 10, 11 классов
6. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
7. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
8. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
9. Образцы (примеры) заданий школьного этапа
9.1. Примеры и типы заданий для участников 5-6 классов
9.2. Примеры первого типа заданий
9.3. Примеры второго типа заданий
9.4. Примеры третьего типа заданий
9.5. Примеры четвертого типа заданий
9.6. Пример задания пятого типа
9.7. Примерная тематика заданий второго тура

10. Муниципальный этап ВОШ
11. Характеристика содержания муниципального этапа
12. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для муниципального этапа
13. Общая структура комплекта заданий муниципального этапа Четыре типа заданий муниципального этапа
14. Рекомендуемый комплект заданий
15. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
16. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
17. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
18. Образцы (примеры) заданий
18.1. Примеры первого типа заданий
18.2. Примеры второго типа заданий
18.3. Примеры третьего типа заданий
18.4.Примеры четвертого типа заданий
19. Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапа

ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ



(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Цели и задачи Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству является одним из самых важных в развитии олимпиадного движения. Он способствует

Выявлению направленности интересов обучающихся, уровня их знаний и умений,

Выявлению уровня развития ключевых (общекультурных, учебно- познавательных, коммуникативно-информационных, ценностно- смысловых) и специальных предметных компетенций;

Выявлению уровня общей культуры участников

Обретению опыта участия школьников в олимпиадном движении,

Обеспечению пробы сил и психологической подготовке к участию в состязаниях.

Цели школьного этапа олимпиады – актуализация знаний по мировой художественной культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству; пробуждение интереса к социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников); выявление необходимых условий для удовлетворения познавательных и творческих устремлений обучающихся.

Важной задачей является выявление понимания у участников своей сопричастности к мировому культурному процессу.

Специфика организации школьного этапа проведения Олимпиады должна учитывать возможности школ и административных центров, в которых этап проводится. Административно-территориальные образования, имеющие непосредственную близость к культурным ценностям (музеям,

библиотекам, архитектурным памятникам и т.п.) могут использовать их


пространства для организации школьного этапа. Задача школьного этапа– активизировать внимание школьников к окружающим объектам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними. Именно этот этап предполагает использование деятельностного подхода, который поможет участникам непосредственно вступить во взаимодействие с предметами искусства и культуры. Приветствуется предложение участникам проблемного поля для самостоятельного поиска и открытия личностных смыслов при общении с памятниками культуры и искусства своей местности.

Необходимо учитывать, что процесс освоения мировой художественной культуры осуществляется вариативно в разных регионах. Это может быть интегративный курс «Искусство», факультативные и элективные курсы по разным направлениям художественной культуры и другие курсы по выбору, реализующие задачи художественного образования. Кроме того, следует учитывать введение в образовательное пространство современной школы и других общекультурных курсов и предметов, например, «История мировых религий», ОРКСЭ и тому подобных дисциплин. Порядок проведения олимпиады требует соответствия предлагаемых олимпиадных заданий утвержденным образовательным программам, что не исключает возможности включения в них в порядке тестирования углубленного уровня знаний материалов, опережающих календарное изучение материала, а также выявляющих общекультурный уровень участников

Общие положения

В соответствии с п. 2.28 Порядка проведения всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации, определяющие принципы составления олимпиадных заданий, формирования их комплектов и требований по проведению школьного этапа олимпиады.


Предметная олимпиада по Искусству (МХК) призвана способствовать повышению статуса, как самого предмета, так и школьного образования в области «Искусство».

Олимпиада проводится на территории РФ. Рабочим языком олимпиады является русский.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ №273 взимание платы за участие в олимпиаде не допускается.

Всем участникам олимпиады предоставляются рабочие места, обеспечивающие равные условия работы и соответствующие санитарным правилам и нормам.

В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора олимпиады, оргкомитетов и жюри, должностные лица Минобрнауки, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей.

До начала школьного этапа представитель организатора проводит инструктаж участников, информируя о продолжительности, порядке проведения, времени и месте ознакомления с результатами, правилах подачи апелляции.

Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о желании участвовать в школьном этапе олимпиады, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком его проведения и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка, в том числе в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Во время проведения олимпиады участники:

должны соблюдать Порядок и требования к проведению школьного этапа, утвержденные организатором этапа олимпиады, центральной предметно-методической комиссией;

должны следовать указаниям организаторов;


не вправе общаться друг с другом и свободно перемещаться по аудитории, пользоваться средствами связи и выходом в Интернет, кроме случаев, предусмотренных организатором и связанных с выполнением финального задания школьного этапа после сдачи ответов на основной блок заданий;

вправе пользоваться орфографическими словарями, находящимися в аудитории.

Олимпиада проводится в спокойной доброжелательной обстановке.

Вместе с тем не допускаются нарушения установленного Порядка проведения.

В случае нарушения участником утвержденного Порядка или требований к проведению олимпиады представитель организатора вправе удалить нарушителя из аудитории, составив акт о характере нарушения и удалении, скрепленный подписями представителя организатора и удаленного.

Удаленный с олимпиады не допускается к участию в последующих турах и этапах.

Участнику предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

В случае несогласия с оценкой ответов на задания участник вправе подать апелляцию в установленном порядке.

Рассмотрение апелляции проходит в присутствии подавшего ее участника.

По результатам рассмотрения апелляции жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или о корректировке оценки.

Жюри

Принимает для проверки работы участников в зашифрованном виде;


Оценивает выполненные задания в соответствии с разработанными и утвержденными критериями и методиками оценивания;

Проводит с участниками анализ выполненных заданий;

Осуществляет показ работ для участников, желающих увидеть свою проверенную работу;

Представляет результаты проведенного этапа участникам;

Рассматривает очно апелляции участников, ведя видеофиксацию;

Определяет победителей и призеров в соответствии с квотой, устанавливаемой организатором этапа;

Представляет организатору протоколы результатов для утверждения;

Составляет и представляет организатору аналитический отчет о результатах выполнения заданий этапа.

Первый тип заданий

направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения , выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение


последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.

Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.

З адания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.

Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.

Второй тип заданий

направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас.

Участникам предлагается

Определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;

Использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;

зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).

Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.

На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности)

для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает


малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.

На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.

На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.

Третий тип заданий

направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства . На муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением

Ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве


Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.

Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.

Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.

Четвертый тип заданий

направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала , выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.


Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить оригинальность подхода к выполнению задания.

На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить ряд признаков предложенных явлений.

Четвертый тип заданий выявляет

Способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;

умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;

Владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.

Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии, названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.

Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.


На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.

Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет , дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.

Пятый тип заданий

направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления нужной информации , связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной форме.

Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно- коммуникативных компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи, аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска (т.е., отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет).

Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на


отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах олимпиады.

На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания, проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так, чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).

На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках, сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить знаковую работу, которая будет помещена на афише.

Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.

На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.

2 задания второго типа, 1 задание третьего типа,

2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа.

Всего 8 заданий аудиторного тура.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

Школьный этап олимпиады проходит в 2017 календарном году. В заданиях этих этапов вполне целесообразно продолжить тему Года экологии. Также 2017 год – это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран.

В связи с проведением 2017 года и как перекрестного Года греческой в российской культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур – разработке стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок, концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории, изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ, обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых материалов для их осуществления.

Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат 2017-


2018 годов, связанных со значимыми для Российской (и/или мировой) культуры литературно-художественными событиями.

Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения. Рекомендуемый срок выполнения – одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа олимпиады.


Классов

Рекомендуется включить в комплект заданий участников 7-8 классов 6-7 заданий, которые по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более старших параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 7-8 классов 2,5 – 3 астрономических часа. По своему типу задания могут быть аналогичными заданиям других возрастных групп, но соответствовать материалу 7-8 классов.

Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий, указывается в ключах, подготовленных муниципальной предметно-методической комиссией для членов Жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.

Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название произведения, различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается только имя и фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия автора: «Илья Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3 балла).

Если задание связано с предложением дать название выставке (презентации, документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное название, метафорическое название и название с использованием цитаты.


При оценивании выполнения олимпиадных заданий заключительного этапа олимпиады учитывается следующие критерии:

Глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;

Своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);

Знание специальных терминов и умение ими пользоваться;

Умение проводить художественный анализ произведения искусства;

Умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве;

Умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;

Умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства (в том числе разных видов искусств);

Логичность изложения ответа на поставленный вопрос;

Аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения;

Умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями);

Грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях


жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;

Наличие или отсутствие фактических ошибок.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

На первом туре школьного этапа олимпиады при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.

При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на определенный оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).

При выполнении домашнего задания для участия во втором туре школьного этапа олимпиады пользование справочными материалами и средствами связи не ограничивается и приветствуется.

ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Первый тип заданий

Даны иллюстрации к литературным произведениям. (Могут быть даны кадры мультипликационных или художественных фильмов).



Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании (В случае с кинематографом дополнительно оценивается знание имен исполнителей).

Второй тип заданий

Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту.

Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.


Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Вариант второго типа задания.

Опишите в 5-6 предложениях по памяти свое любимое художественно произведение, не называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком произведении идет речь. В скобках напишите его название и автора.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

Таблица 1 к заданию.

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации. Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например, писатели – 2 балла, русские (зарубежные) писатели 4 балла.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,


краски, кисти, рояль, акварель, палитра,


Оцениваются

знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его определения.


Пятый тип задания

В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу. Включите в нее отрывки их художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.

Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего задания как тема по защите проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).


Примеры первого типа заданий

Для 9 класса

Примеры второго типа заданий

Для 9 класса

Пример 1 второго типа задания. 9 класс.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.

4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.


Пример 2 второго типа задания. 9 класс.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение


жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов. Примерный перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера ( Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содерж

Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

В 2019-2020 учебном году третий год подряд в Нижегородской области пройдет региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) на базе ННГАСУ. Для того, чтобы принять участие в региональном этапе, необходимо участие в школьном и муниципальном уровнях олимпиады.

Всероссийская олимпиада школьников по искусству – одна из самых молодых: впервые она прошла в 2010 году. Соревнование проводится для 7-11 классов. Для успешного выступления учащимся нужно показать, что они хорошо разбираются в искусстве, могут назвать произведения и проанализировать их, а также умеют красиво и точно выражать свои мысли и впечатления. Часто в заданиях используются видеоматериалы.

Школьный, муниципальный и региональный этапы олимпиады проходят в один тур. Финал проводится для 9-11 классов в два тура, на каждый из них дается по 3 часа 55 минут. В первом ребят ждут теоретические задания, второй тур – творческий. Участникам предлагается придумать идею для документального фильма или плакат на заданную тему, создать проект энциклопедии или презентацию, иллюстрирующую, например, возрождение Царскосельского лицея. Чтобы справиться с заданиями второго тура, учащимся пригодится не только хороший культурный базис, но и богатая фантазия.

Победители и призеры заключительного этапа олимпиады получают льготы при поступлении на профильные направления вузов (в том числе, поступление вне конкурса).

О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийская олимпиада школьников – массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными школьниками в системе российского образования. Это система охватывает 24 предметные олимпиады для обучающихся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Олимпиада проводится в течение учебного года с сентября по май в установленные сроки и включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Заключительный этап проводится в субъектах Российской Федерации, отобранных на основании заявок.

Победители и призеры заключительного этапа получают диплом, дающий право поступления при наличии аттестата без экзаменов в любой университет Российской Федерации по профилю олимпиады и награждаются специальной премией Правительства Российской Федерации.

Организатором олимпиады является Минобрнауки России, утверждающий состав Центрального оргкомитета и составы Центральных предметно-методических комиссий.

Участие в этапах олимпиады определяется Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников (далее-Порядок), утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 249 и от 17 декабря 2015 г. №1488.

Олимпиада проводится на всей территории Российской Федерации по 24 общеобразовательным предметам. Плата за участие в олимпиаде не взимается.