Театры лондона. Знаменитые театры англии и их история Знаменитые театры великобритании

Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира "Глобус". Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.

Займись каким-либо искусством, музыкой, пением, танцами, актерством, рисованием, сценой, поэзией, фантастикой, эссе, репортажем, не важно удачно или провально, не ради заработка или славы, но чтобы почувствовать становление, найти то, что внутри тебя, чтобы заставить душу расти.

Из письма романиста Курта Воннегута к студентам Xavier High School

Чувствовали ли вы когда-нибудь, как опустошается ваше сердце после просмотра гениального представления? Знаете ли вы, как наполняет безумие, когда любимый герой решается на невероятный поступок и побеждает? Если хотя бы раз после посещения театра вы переживали похожие вещи, знайте – именно тогда ваша душа росла. Не роскошные костюмы или помпезные декорации заставляют почувствовать это, а человеческий талант. Это то искусство, которое невозможно измерить заработком или успехом – зритель либо верит, либо нет.

Мы подобрали театры Лондона, которые вам стоит посетить, чтобы почувствовать неповторимую силу таланта. Включите хотя бы один из них в свой список желаний, и вы точно не пожалеете. Возможно, судьбоносное представление изменит всю вашу жизнь и откроет те стороны души, о существовании которых вы сами не догадывались.

Театр Royal Court (источник – PhotosForClass)

Новаторский театр Royal Court

Роял Корт – один из самых известных лондонских театров. Он полюбился зрителям и критикам благодаря своему новаторскому стилю. Театр постоянно работает с молодыми сценаристами и организовывает обучение для писателей. Ежегодно офис заведения обрабатывает около 2,5 тысяч сценариев. Лучшие из них воплощают на сцене. Royal Court уже успел открыть миру сценаристку фильма “Неоновый демон” Полли Стенхем и автора сценария известной драмы BBC “Доктор Фостер” Майка Бартлетта. Возможно, и вы попадете на премьеру от будущего Тарантино или Копполы.

Адрес: Sloane Square, Chelsea, London

Молодежный театр Lyric Hammersmith

Этот театр Лондона не просто художественное заведение со свежим взглядом на постановки, но и платформа перспектив. Он создает возможности для малообеспеченных детей и молодых людей, которые хотят связать свою жизнь со сценой. Коллектив театра верит, что искусство помогает обрести уверенность и открыть свой потенциал. Именно поэтому в Lyric Hammersmith работает такое большое количество молодежи. Здесь вы сможете провести время не только за просмотром спектакля, но и во время семейного отдыха. После реконструкции 2015 театр стал открытым общественным пространством, где даже дети могут участвовать в обучении и выступать на сцене.

Адрес: The Lyric Centre, King Street, Hammersmith, London


Театр Old Vic (источник – PhotosForClass)

Театр с историей Old Vic

За 200 лет своего существования Old Vic успел побывать таверной, колледжем и кофейней. В нем в свое время размещались Национальный театр и Национальная опера. От эклектичного заведения он прошел путь к современной молодежной платформе. Театр открыт для каждого: программы обучения для молодых талантов, бюджетные представления для заинтересованных зрителей, семейный отдых и вечера в кругу друзей в местном пабе. На сцене Old Vic можно увидеть самых известных мировых актеров, в том числе и Дэниела Рэдклиффа, Ральфа Файнса и Кевина Спейси. Последний, кстати, успел поработать арт-директором театра.

Адрес: The Cut, Lambeth, London

Нетрадиционный театр без стереотипов Young Vic

Молодой наследник театра в Лондоне Old Vic возник как экспериментальный проект. Тогдашний руководитель Старого Вика Лоуренс Оливьер хотел создать пространство, где бы разрабатывались пьесы новых авторов, и объединялась молодая аудитория и молодой театральный коллектив. Хотя арт-директора заведения и менялись, амбиции остались. В свои почти 50 лет театр сохраняет атмосферу новаторства и уникальность. Среди сообщества Ламбета он позиционирует себя как “дом, о существовании которого вы не знали”. Похоже именно поэтому местные так любят его посещать. Здесь действительно можно встретить немало молодежи, которая активно обсуждает очередное мероприятие или ожидает на премьеру за чашкой кофе.

Адрес: 66 The Cut, Waterloo, London


Театр London Palladium (источник – PhotosForClass)

Музыкальные театры Вест-Энда LW

Одной из самых известных сетей театров в Лондоне остается LW Theatres. Она объединяет 7 заведений, на сцене которых ставят в основном мюзиклы. К LW относятся: театр “Адельфи” в Лондоне, “Кембридж”, Театр Джилиан Линн, Театр Ее Величества, театр “Палладиум Лондон”, Королевский театр на Друри-Лейн, а также “Другой дворец”. Большинство из них существуют уже много десятилетий и поражают посетителей своим великолепием и богатством. Балконы и ложи с позолотой, старинные канделябры и расписанные стены – все это стоит увидеть, чтобы почувствовать дух старой Англии. Other Palace – самый молодой театр из перечисленных. Это большое молодежное пространство с развлечениями, мероприятиями и студиями для записи и репетиций. “Ощущение волнения, непосредственность, непрерывный обмен энергией между аудиторией и исполнителем.” – вот что предлагает своим гостям группа LW Theatres. Лондонский “Бродвей” ждет вас.

Театр и художественный центр Barbican

В этом месте объединены кино, библиотека, конференц-залы, рестораны и театр. Последний создан Королевской компанией Шекспира как ее лондонская резиденция. Именно благодаря такому сотрудничеству посетители могут смотреть на современные воплощения классических шекспировских пьес. Кроме того, в центре можно посмотреть трансляции спектаклей с Королевского Национального театра и театра “Глобус” в Лондоне. “Барбикан” – это смесь новаторства и традиций, классика, перенесенная на нынешние реалии с вызовами и проблемами современного мира. Не пропустите возможность посетить крупнейший арт-центр Европы.

Адрес: Barbican Centre, Silk Street, London


Королевская опера (источник – PhotosForClass)

Классическая жемчужина Лондона Royal Opera House

Лондонский театр оперы и балета – это одна из величайших и самых роскошных сцен города. Она стала резиденцией Королевской Оперы, Королевского Балета и Оркестра. Ее Величество королева Элизабет является патроном лондонского театра балета, а принц Уэльский Чарльз – патрон оперы. Последняя также является владельцем еще одного заведения с давними традициями – театра “Колизей” в Лондоне. В этом пышном зале выступает Национальный балет Англии в период между гастролями. Кстати, самый большой театр города можно посетить не только во время представления. Здесь проводят туры для гостей, мечтающих узнать тайны создания самых известных постановок.

Адрес Королевской Оперы: Bow Street, London

Музыкальное чудо столицы театр Piccadilly

Лондонские театры предлагают огромный список спектаклей для ценителей всех видов искусства. Поклонники мюзиклов будут просто очарованы постановками театра “Пикадилли” в Лондоне. Его коллектив принимает во внимание все замечания посетителей и открыт для критики: все комментарии и впечатления можно оставить на сайте. Однако скажем откровенно, найти негативные отзывы об этом месте чрезвычайно трудно. Лондонцы увлекаются всеми его аспектами: от феерических шоу до приветливого персонала. Яркие декорации, талантливые актеры, настоящий музыкальный водоворот помогают отвлечься от будничных дел и набраться вдохновения.

Адрес: 16 Denman St, Soho, London


Театр Lyceum (источник – PhotosForClass)

Концертная площадка и театр Lyceum

Любите мистику и все, что с ней связано? Тогда вас заинтересует место, где родился один из самых известных готических романов в мире “Дракула”. Автор Брэм Стокер работал бизнес-менеджером в театре “Лицеум” в Лондоне. Пригласил известного писателя на должность Генри Ирвинг, художественный руководитель и актер. Однако на этом перечень знаменитостей, причастных к истории Lyceum не заканчивается. На здешней сцене играли Сара Бернар, Элеонора Дузе и миссис Патрик Кэмпбелл. После Второй мировой здание превратилась в бальную залу, в которой выступали Led Zeppelin, Queen и Bob Marley. И только в 1996 году она снова стала театром мюзиклов и оперы. До сих пор “Лицуем” относится к числу лучших театров и концертных залов Лондона.

Адрес: Wellington Street, London

Театр хитовых мюзиклов Dominion

Театр Dominion (источник – PhotosForClass)

Лебединое озеро”, диснеевская “Красавица и чудовище”, “Нотр Дам де Пари” – этот список можно продолжать вечно. Таким репертуаром известных постановок не может похвастаться, пожалуй, ни один другой театр в Лондоне. В 80-х годах эта локация становится одной из самых популярных площадок в городе. Здесь проходят концерты групп Duran Duran, Bon Jovi, а также Дэвида Боуи. Но театр “Доминион” в Лондоне славится не только представлениями. Здесь неоднократно проводилось ежегодное благотворительное мероприятие Royal Variety. Оно объединяет выступления популярных музыкантов, танцоров и комиков в один телевизионный концерт. Такой сбор пожертвований в Королевский благотворительного фонда проводится под патронажем Ее Величества. Сама королева Элизабет нередко посещает концерт, как и другие члены монаршей семьи.

Адрес: 268-269 Tottenham Court Road, London

Театры Лондона невероятно разнообразны: от новаторских до классических, от драматических до музыкальных и комедийных. Также вы сможете почувствовать частичку дома, посетив театры разных народов. К примеру одна из самых больших общин представляет сразу несколько русских театров в Лондоне.

Даже если раньше вы чувствовали, что зрительный зал не для вас, столица сломает эти мысли. Здесь нет разделения на классы и социальные состояния, ведь искусство театров и музеев Лондона доступно для всех.

Конечно, список театров, стоящих вашего внимания не завершается этим топ-10. Их в десятки раз больше: “Алмейда”, “Новелло”, “Палас”. Нельзя забыть и о знаменитых театре Шекспира в Лондоне и Королевском Национальном театре. Чтобы просмотреть все театры Лондона, афиши и билеты, воспользуйтесь сайтом London Theatres .

Ганна Коваль

Share:

Если вы любите театр – вам в Лондон. Здесь вы увидите лучшие постановки оперы и балета, лучшие мюзиклы и лучшую драму – все таки автор лучших драматических постановок всех времен и народов Уильям Шекспир ставил свои пьесы именно в Лондоне.

Но обо все по порядку.

Королевский Оперный Театр «Ковент Гарден» – один из старейших оперных театров мира. Здесь проходят лучшие постановки, причем как местной труппы, так и заезжих артистов, например, из Ла Скала в Милане или Большого Театра в Москве. Если вы в Лондоне в апреле – мае и любите оперу, советую обязательно посмотреть оперу «Травиата» Верди (19 апреля – 20 мая 2014) или оперу Пучини «Тоска» (10 мая – 26 июня 2014). Если же вы приезжаете в Лондон летом, то посмотрите другую оперу Пучини «Богема». А для любителей российского балета Мариинка гастролирует в Лондоне в июле и августе и представляет три классических балетных постановки «Ромео и Джульета», «Лебединое озеро» и «Золушка» (с 28 июля до 16 августа).

Королевский оперный театр «Ковент Гарден» очень популярен у англичан, особенно из высших кругов. Здесь часто можно встретить известных политиков и английскую аристократию. Когда в 2009 году в Королевском Оперном Театре проходила постановка, посвященная столетию «Русского балета» Сергея Дягилева, мне удалось сидеть в партере рядом с ныне покойной Маргарет Тетчер.

Билеты в Королевский Оперный Театр нужно покупать заранее – желательно за несколько месяцев вперед. Их можно купить прямо на сайте театра, заплатив банковской картой. Стоимость билетов на оперу в среднем 120-200 фунтов за человека, на балет немного дешевле – 70-110 фунтов.

Невозможно обойти стороной знаменитый лондонский Вест Энд – родину всех лондонских мюзиклов. Это один из крупнейших музыкальных центров в мире после Бродвея в Нью Йорке. Вест Энд стал театральным центром в 19 веке, поэтому многие постановки и сейчас играют в интерьерах постройки викторианской эпохи. Огромное количество мюзиклов основано на музыке современных (и не очень) исполнителей, поэтому если вы фанат, например, Майкла Джексона, группы Битлз, Куин, Абба – обязательно купите билет, не пожалеете. Это развлекательный театр, это театр из которого вы выходите, заряженные энергией музыки и танца. Не будучи большим фанатом Майкла Джексона, мне как то удалось побывать на мюзикле «Триллер». Большую часть постановки я танцевала у стула, к ак впрочем и большинство других зрителей. С идеть было невозможно!

Есть категория мюзиклов, которые настолько популярны, они идут в театрах годами. Например, мюзикл « Отверженные » (“Les Miserables”) идет 28 лет, а « Призрак Оперы » («The Phantom of the Opera») уже 27 лет. Стоимость билетов на мюзиклы в среднем 50 – 100 фунтов за человека. Билеты на эти и другие мюзиклы можно купить .

Мюзикл "Отверженные" в Queen’s Theatre в Лондоне

Редкий мюзикл держится на сцене больше пары лет. А вот английская постановка «Отверженных» в следующем году отметит свой 30-й юбилей....

Истоки театрального искусства Англии восходят к древним обрядовым играм, сохранившимся в английских деревнях до XIX в. В числе их самыми популярными были «майские игры» - ритуальные празднества в честь прихода весны, постоянными персонажами которых с XV в. являлись Робин Гуд и его удальцы. В средние века в Англии распространились жанры церковной драмы - мистерия и моралите. В этих жанрах проявился, в частности, свойственный англичанам вкус к юмору, к ярким жизненным подробностям. Так, главной фигурой английских моралите - религиозных аллегорических пьес - был проказник Грех, веселый обжора и пьяница, один из предков шекспировского Фальстафа. В эпоху Возрождения ренессансная драма в Англии в отличие от ряда других европейских стран не порвала со средневековыми традициями. Возникнув в первой половине XVI в., она быстро вышла из школ, университетов на подмостки площадного театра и опиралась на его опыт (см. Средневековый театр , Театр эпохи Возрождения , У. Шекспир).

    Театр «Глобус». Внешний вид.

    Дейвид Гаррик в роли Ричарда III в одноименной трагедии У. Шекспира. Театр «Друри‑Лейн». Лондон. С гравюры XVIII в.

    «Друри‑Лейн». Здание театра. С гравюры XVIII в.

    «Друри‑Лейн». Зрительный зал. С гравюры XVIII в.

    Джордж Бернард Шоу.

    Чарлз Лоутон в роли Галилея в пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея». 1947 г.

    Лоренс Оливье в роли Ричарда III в одноименной трагедии У. Шекспира.

    «Как важно быть серьезным» О. Уайльда на сцене лондонского театра «Олд Вик».

    Пол Скофилд (слева) в роли Сальери в пьесе «Амадеус» П. Шеффера.

В конце XVI - начале XVII в. театральное искусство Англии переживает эпоху бурного расцвета. В Лондоне одна за другой возникают актерские труппы, игравшие для простого народа сперва во дворах гостиниц, а затем в специальных театральных зданиях, первое из которых было построено в 1576 г. и называлось «Театр». Затем в английской столице появляются и другие театры со звучными названиями - «Лебедь», «Фортуна», «Надежда». На сцене знаменитого «Глобуса» шли пьесы Уильяма Шекспира, и трагик Ричард Бёрбедж (ок. 1567–1619) стал первым в мировом искусстве Гамлетом, Отелло, Лиром.

У. Шекспир - величайший из английских драматургов эпохи Возрождения. Но неверно было бы считать его гениальным одиночкой. Его творчеству предшествовали пьесы группы драматургов (Дж. Лили, Р. Грин, Т. Кид, К. Марло), в чьих комедиях, исторических хрониках и трагедиях идеи ренессансного гуманизма соединились с традициями народных зрелищ. Рядом с Шекспиром творили мастер социальной сатиры Б. Джонсон, автор философских трагедий Дж. Чепмен, создатели романтических трагикомедий Ф. Бомонт и Дж. Флетчер. Младшими современниками Шекспира были Дж. Уэбстер, перу которого принадлежат кровавые трагедии ужасов, и Дж. Шерли, автор бытовых комедий из лондонской жизни.

В 20–30‑е гг. XVII в. театральное искусство английского Возрождения вступает в пору кризиса, а во время буржуазной революции, в 1642 г., по распоряжению парламента театры были закрыты. Они возобновили свою деятельность лишь после реставрации монархии, в 1660 г. Но теперь вместо открытых подмостков площадного театра появилась закрытая с трех сторон сцена (по образцу итальянского и французского театров), существующая в театре до сих пор.

Из драматических жанров в эпоху реставрации монархии наиболее плодотворно развивалась комедия. Комедиографы У. Конгрив, У. Уичерли, Дж. Фаркер создали эффектно построенные произведения, полные блестящего, хоть и несколько циничного, острословия. Под пером этих драматургов возник типично английский жанр - «комедии остроумцев», где диалог, парадоксальный и стремительный, как обмен ударами шпаг, становится чуть ли не важнее, чем ход сюжета; ей суждено было возродиться через два века в творчестве О. Уайльда и Б. Шоу.

Комедия и в XVIII в., в период эпохи Просвещения, продолжала оставаться одним из главных жанров в английской драматургии. «Опера нищих» (1728) Джона Гея (1685–1732) сочетает литературно-музыкальную пародию с политической сатирой. В числе первых произведений Генри Филдинга (1707–1754) были острые политические пьесы, созданные в 1730‑е гг. и содержащие критику дворянства и правительства («Судья в своей собственной ловушке», «Дон Кихот в Англии» и др.). В ответ на появление этих смелых обличительных комедий правящие круги Англии ввели строгую театральную цензуру. Г. Филдинг - автор политических обозрений в форме комедии («Исторический календарь за 1736 год», 1737; и др.). Блестящие по форме комедии Оливера Голдсмита (1728–1774; «Ночь ошибок», 1773) и Ричарда Шеридана (1751–1816; «Соперники», 1775; «Школа злословия», 1777; и др.) направлены против безнравственности «высшего» света, лицемерия буржуазных отношений, сочетают социальную сатиру с реалистической яркостью характеров.

Принципы классицизма (см. Классицизм) не утвердились на английской сцене, тяготевшей к реалистической достоверности. В противовес классицистской трагедии в английской драматургии получила развитие мещанская драма Дж. Лилло и Дж. Мура, изображавшая жизнь буржуазно-мещанских кругов. Наивысшего расцвета просветительский реализм в английском театре достиг в творчестве актера Дейвида Гаррика (1717–1779), который не только поражал современников проникновенностью и психологизмом исполнения шекспировских ролей, но и осуществил ряд реформ в области постановки спектаклей и организации труппы. Он считал театр воспитателем общества.

XIX столетие было временем упадка английской драматургии и расцвета английского романа. Разрыв между уровнем романа и драмы, вообще присущий литературе XIX в., в Англии оказался особенно очевидным. Основу репертуара крупнейших английских актеров XIX в. Э. Кина (см. Эдмунд Кин), У. Макреди, Ч. Кина, Э. Терри, Г. Ирвинга составляли пьесы Шекспира. В XIX в. на английской сцене сложился тип шекспировского спектакля, основанного на использовании исторически достоверных декораций, подробно разработанных народных сцен, обилии технических эффектов. Постановки пьес Шекспира, осуществленные Ч. Кином в театре «Принцессы», С. Фелпсом в театре «Сэдлерс Уэллс», Г. Ирвингом в театре «Лицеум», приближали появление режиссерского искусства. Однако, когда на рубеже XIX и XX вв. родилось английское режиссерское искусство, оно прежде всего попыталось порвать с историческим бытописательством театра прошлого столетия во имя присущей природе сценического искусства поэзии и условности. Так, например, известный режиссер Гордон Крэг (1872–1966) стремился выстроить театральное представление как развернутое во времени движение поэтических метафор, овеществленных в цвете, свете, превращениях театрального пространства.

Блестяще выступили в английской драматургии Оскар Уайльд (1854–1900) со своими ироническими комедиями, высмеивающими лицемерную респектабельность высших сословий («Веер леди Уиндермир», 1892; «Идеальный муж», 1895; «Как важно быть серьезным», 1899), и Бернард Шоу (1856–1950), творчество которого, полное смелых социальных идей и убийственной антибуржуазной критики, стало драматургической классикой нашего столетия («Дома вдовца», 1892; «Профессия миссис Уоррен», 1894; «Майор Барбара», 1905; «Пигмалион», 1913; «Тележка с яблоками», 1929; «Миллионерша», 1936 и др.).

В первые десятилетия XX в. в Англии складывается система коммерческого театра, действующая до сих пор и целиком ориентированная на развлечение буржуазной публики. Но самые плодотворные театральные искания происходили в Англии вне коммерческого театра - на сценах репертуарных театров Бирмингема, Манчестера, в Шекспировском мемориальном театре в городе Стратфорд‑апон‑Эйвон и особенно в лондонском театре «Олд Вик», который пережил в 30‑е гг. время бурного расцвета. В эти годы на подмостках «Олд Вик» появилось целое созвездие актеров: Джон Гилгуд, Лоренс Оливье, Пегги Эшкрофт и другие. Они создали сценический стиль, опиравшийся на национальные традиции в театральном искусстве, но в то же время выразивший драматическое мироощущение англичан, переживших ужасы первой мировой войны (1914–1918). Это мироощущение наиболее последовательно выразилось в исполнении Д. Гилгудом роли Гамлета и в созданных им образах в чеховских произведениях: пьесы А. П. Чехова, особенно «Вишневый сад», стали неотъемлемой частью репертуара английского театра.

В 30‑е гг. в Англии и за её пределами приобрели популярность пьесы Джона Бойнтона Пристли (1894–1984), сочетавшие остроту сюжета с социально-обличительным смыслом («Опасный поворот», «Время и семья Конвей»).

После второй мировой войны английский театр переживает период кризиса. Его выход из кризиса в 50‑е гг. связан с деятельностью группы английских писателей, известных под названием «рассерженные молодые люди». Они выражали недовольство молодого поколения буржуазной действительностью. К этой группе принадлежат драматурги Д. Осборн («Оглянись во гневе», 1956), Ш. Дилэни («Вкус меда», 1958) и другие. В 60–70‑е гг. принципы социально-психологической драмы стали развивать Д. Арден («Пляска сержанта Масгрейва», 1961), Д. Мерсер («Флинт», 1970), Х. Пинтер («Сторож», 1960; «Ничья земля», 1975).

Вслед за обновлением драматургии пришло обновление английской сцены. Наступил новый этап театральной истории Шекспира. Пьеса «Король Лир», поставленная П. Бруком, с Полом Скофилдом в главной роли, передавала трагическое и трезвое миропонимание современного человечества, испытавшего ужасы войны и фашизма. Хроники Шекспира на сцене Королевского Шекспировского театра (так с 1961 г. стал называться мемориальный театр в Стратфорде‑апон‑Эйвон) в постановке П. Холла с беспощадной ясностью обнажали социальные корни английской истории.

В 60–70‑е гг. по всей Англии распространилось молодежное театральное движение, получившее название «фриндж» («обочина») и связанное с поисками политически активного искусства, непосредственно участвующего в общественной борьбе. В рамках «фринджа» сформировалось новое поколение английских актеров, которые затем, в 80‑е гг., пришли на подмостки Королевского Шекспировского театра и Национального театра (создан в 1963 г.). Возможно, этому поколению предстоит сказать новое слово в английском театральном искусстве.

Британцы – нация театралов, и в стране, подарившей нам Шекспира, вы легко сможете посетить самые разные постановки в театрах, признанных одними из самых зрелищных в мире. Ниже мы представили лучшие из них, а также привели несколько советов, которые позволят вам сэкономить при покупке...

Район Вест-Энд в Лондоне

Получить удовольствие от просмотра потрясающих представлений и ярких мюзиклов можно в историческом театральном районе Лондона - Theatreland, на улицах которого 40 театров ведут нешуточную борьбу за зрителей. Большинство культурных заведений Вест-Энда сосредоточено вокруг Шафтсбери Авеню, а примерными границами района выступают Стрэнд на юге, Оксфорд Стрит на севере, Риджент Стрит на западе и Кингсвэй на востоке.
Многие постановки театров Вест-Энда после первых показов в Theatreland выезжают на гастроли, при этом билеты на спектакли, показываемые на театральных площадках за пределами Лондона, стоят гораздо меньше. С полным списком всех лондонских постановок и представлений можно ознакомиться на сайте Official London Theatre Guide, поддержкой и наполнением которого занимается Общество лондонских театров. Общество предоставляет скидки при покупке билетов на некоторые представления, ему также принадлежат киоски, расположенные на Лейстер Сквер и Брент Кросс, в которых можно купить билеты по сниженным ценам. Многие театры на всей территории Великобритании продают билеты со скидкой студентам, а также детям и подросткам моложе 18 лет.

Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне

Современное открытое (без крыши) здание знаменитого Шекспировского театра елизаветинских времен восстановлено по проекту первого театра «Глобус», построенного в XVI веке и стоявшего на южном берегу Темзы в Саутварке. Посещение постановки в «Глобусе» подарит вам незабываемые впечатления: в театре используется только естественное освещение, а если вы приобретете билеты на места, чтобы стоять, то сможете наблюдать за игрой актеров всего в нескольких шагах от сцены.

Театральный сезон длится с апреля до октября, однако если у вас не получится попасть на постановку, вы все равно сможете посетить театр и расположенную в нем информационную выставку.

Национальный театр находится в другом районе Лондона, отделенном от Вест-Энда Темзой. Под крышей Национального театра располагаются сразу 3 зрительных зала, на сценах которых лучшие актеры страны исполняют роли как в современных, так и классических драматических спектаклях, включая постановки по произведениям Шекспира. Утром в день каждого представления в кассах театра продается около 30 дешевых билетов, но чтобы их приобрести, придется прийти пораньше!
Королевский оперный театр и Английская национальная опера в Лондоне
Любители традиционной оперы могут насладиться роскошными классическими ариями в Королевском оперном театре, расположенном в Ковент-Гардене.
Те, кто предпочитает более современные оперные представления на английском языке, могут посетить Английскую национальную оперу, расположенную неподалеку на Сент-Мартин Лейн.

Театр Садлерс Вельс в Лондоне

Театр Садлерс Вельс специализируется на танце и является тем местом в Великобритании, где зритель может насладиться вдохновляющими и интересными танцевальными шоу, подготовленными лучшими хореографами с участием лучших танцоров. На площадках этого театра часто проходят первые показы известных во всем мире постановок, таких как «Лебединое озеро» в смелой интерпретации Мэтью Боурна. На сцене Садлерс Вельс можно увидеть самые разнообразные музыкально-танцевальные представления от фламенко до хип-хопа.
Театры Королевской шекспировской компании в Стратфорде-на-Эйвоне, Лондоне и Ньюкасле
Основные театры Королевской шекспировской компании расположены в родном городе Уильяма Шекспира Стратфорде-на-Эйвоне, и в них вы можете посетить как постановки по пьесам современных авторов, так и спектакли по лучшим произведениям великого драматурга. Восхитительные театральные представления можно увидеть в четырех театрах, расположенных в Стратфорде, театре Герцога Йоркского и театре Хэмпстеда в Лондоне и Ньюкасле. Театры также дают гастроли в других городах страны.

Театр Королевской биржи в Манчестере

Театр Королевской биржи в Манчестере размещается в великолепном здании, которое ранее занимала Хлопковая биржа. Сцена, расположенная в центре театрального зала, имеет округлую форму и со всех сторон окружена поднимающимися вверх рядами зрительских мест так, что внимание любого из посетителей театра остается прикованным к театральному действу.
Театр ставит как авангардные пьесы, так и классические спектакли, в том числе, по произведениям Шекспира.

Эдинбург

Столица Шотландии знаменита на весь мир благодаря ежегодному Эдинбургскому фестивалю, во время которого город погружается в атмосферу яркого праздника, посвященного искусству. Однако вы можете посетить Эдинбург в любое время года - в нем вы найдете театры международного уровня, дающие представления на лучших площадках Великобритании.

Эдинбургский фестивальный театр специализируется на показе внушительного количества разнообразных оперных, балетных, танцевальных, музыкальных и драматических представлений. Сцена театра превосходит по размерам сцену любого другого театра в Великобритании, и именно здесь проводятся наиболее популярные и значимые шоу. Королевский театр размещается в элегантном здании эдвардианской эпохи и служит площадкой для показа качественных драматических постановок, а также для проведения ежегодного фестиваля пантомимы. Королевский лицейский театр – традиционный театр, выстроенный в викторианском стиле и показывающий, в основном, наиболее популярные спектакли. Театр «Траверс» специализируется на постановке захватывающих и смелых произведений шотландских и зарубежных драматургов.

Глазго

Глазго – настоящий центр театрального искусства, в городе расположены Шотландская опера, Шотландский балет и Национальный театр Шотландии. В Городском театре можно посмотреть новаторские современные драматические представления, а театры Трон и Трэмвей известны благодаря своим постановкам, держащим зрителя в постоянном напряжении и заставляющим его думать. Королевский театр порадует любителей популярных драматических постановок, в нем же размещается Шотландская опера.

Центр «Миллениум» в Кардиффе

Если вы окажетесь в Кардиффе, вы обязательно должны посетить центр «Миллениум». Это здание, неизменно притягивающее взгляд каждого туриста, предоставляет площадки для проведения представлений любого рода - от гастрольных программ мюзиклов Вест-Энда до балетных постановок и шоу современного танца. Даже если у вас нет времени, чтобы посетить одно из представлений, загляните в этот шедевр современного искусства и примите участие в экскурсии за кулисы или передохните в местном баре. В фойе центра «Миллениум» ежедневно организуются бесплатные концерты.