Волшебная флейта: истинное дыхание музыки. Строение, особенности и применение современной флейты История развития флейты

Волшебная флейта: истинное дыхание музыки

Для начала разберёмся с понятиями.

Что же такое флейта? Википедия может вам рассказать, что это "общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых". А по латыни Flatus означает "ветер, дуновение".

Оттолкнувшись от этих определений, шагнём дальше - и для начала чуть-чуть окунёмся в историю.

История флейты

Этот инструмент известен очень давно, ведь флейтам уже более пяти тысяч лет (как минимум), причём поперечная стала известна позже продольной. Конечно, тогда они не выглядели так, как сейчас, - скорее напоминали удлинённые свистки. Постепенно, под влиянием времени и рук многих мастеров, в свистках прорезали отверстия для пальцев. В конце XVII века Ж. М. Оттетер разделил флейту на три части (до этого она состояла из двух). Затем добавились клапаны на отверстиях - от четырёх до шести, как правило, но могло быть и до четырнадцати. Но самые основательные изменения в конструкцию внёс Т. Бём, который в 1851 году запатентовал такие вид и строение флейты, в каких она существует и поныне.

До него систем флейт было множество, и различались они вообще всем, чем только можно: и длиной, и толщиной, и строем, и расположением отверстий для пальцев. Бём придумал следующее: расположил отверстия для пальцев так, как того требовала акустика инструмента, а не как было удобно музыканту, придал головке флейты параболическую форму, снабдил отверстия клапанами и кольцами и, наконец, впервые сделал инструмент из металла. Ранее флейты были только деревянные и реже - из стекла либо слоновой кости.

Продав права на изготовление фирмам из разных стран, Бём таким образом "продвинул" флейту "в массы". Инструмент его системы настолько был удобен анатомически, выигрывал у предшественников в подвижности, стройности звучания, диапазоне, громкости и звонкости, что быстро вытеснил из оркестра и профессиональной практики как блокфлейту, так и поперечные флейты других систем. Конечно, это случилось не сразу, ведь для того, чтобы перейти на новую систему, от музыкантов требовалось полностью переучить аппликатуру.

Немного позже, кстати, система Бёма была применена на гобое, кларнете и фаготе.

Какие бывают флейты

Флейты делятся на продольные и поперечные. Грубо говоря, продольную флейту музыкант держит перед своим лицом, а поперечную - сбоку.


Примеры поперечной (слева) и продольной флейт

При этом когда мы слышим слово "флейта", то представляем себе человека именно с поперечной флейтой: один конец инструмента прижат к губам, само "тело" флейты находится справа от лица, руки там же, пальцы "бегают" по клапанам, извлекая звук.

И в основном под именем "флейта" подразумевают именно инструмент системы Бёма. На таком учат в музыкальных школах и консерваториях.

Продольная флейта имеет множество разновидностей, но основная и самая известная - это блокфлейта.

Поперечная флейта

Флейты системы Бёма в основном делятся на четыре вида: большая (или просто флейта), малая (иначе - флейта-пикколо), альт, бас. Конечно, есть и более экзотические виды, например октобасовая флейта. Но она не настолько распространена, чтобы её можно было поставить наравне, скажем, с флейтой-пикколо.

Образование звука в флейте происходит, когда воздух, направляемый человеком (то есть его направленное дыхание), рассекается о грань инструмента. Если музыкант ослабляет или, наоборот, усиливает скорость потока воздуха, меняет его направление, то тем самым он добивается изменения высоты звука.

Инструмент состоит из трёх частей: головка, тело и колено.

Составные части флейты, сверху вниз: головка, тело, колено

Головка имеет коническо-параболическую форму (согласно усовершенствованиям Бёма), а также может быть:

  • как прямая, так и загнутая - в том числе на детских флейтах, чтобы удобнее было держать;
  • из никеля, серебра, золота, дерева, а также их сплавов (сочетаний).

Тело флейты представляет собой цилиндр, по которому просверлены отверстия. Одна из характеристик инструмента - это то, как расположены на нём клапаны: в линию или же offset, когда один из клапанов (нота соль) выступает немного в сторону от остальных.

Клапаны могут быть открытыми или закрытыми (иначе говоря - с резонаторами или без). Первая разновидность больше распространена, поскольку открытые клапаны позволяют ощущать пальцами резонанс звука, корректировать интонацию исполнения.

Колено флейты бывает двух типов: до (с нижним звуком извлечения - до первой октавы) или си (соответственно, си малой октавы). Вторая разновидность немного тяжелее.

Особенность многих флейт - ми-механика. Создана она для того, чтобы облегчить взятие ноты ми третьей октавы. По большей части нужна начинающим музыкантам, поскольку профи легко справятся со звукоизвлечением и без подобного приспособления.

Хорошие флейты стоят совсем не дёшево. Наиболее бюджетные варианты, предлагаемые в магазинах, - это 200-й и 300-й серий, James Trevor (Prelude), Jupiter, F.Stepanov. Многое зависит от предпочтений вашего педагога, но в основном ученикам рекомендуют именно эти поперечки. И совсем не советуют китайские Maxtone, Brahner из-за проблем с механикой и качеством звука.

Если собираетесь следовать советам учителей, то приготовьтесь выложить за инструмент не меньше 15 000 рублей. В принципе это и есть бюджетная цена, поскольку профессиональные модели тех же Yamaha или Muramatzu могут стоить около 300 000 рублей - и это ещё не предел!

Yamaha YFL 211 (сверху) и Trevor James 3031-CDE с загнутой головкой

Продольная флейта

Блокфлейта - это самая распространённая флейта из продольных. Есть, конечно, и свирель, и вистл, и другие, но поскольку мы сейчас говорим о массовом инструменте, то остановимся подробно именно на блокфлейте.

От своих сородичей блокфлейта отличается тем, что у неё есть отверстия для семи пальцев и ещё одно - для большого пальца, заменяющего октавный клапан.

Звук рождается в мундштуке блокфлейты, в который вставлена пробка, оставляющая для дыхания музыканта только узкую щель.

Стоит заметить, что до изменений Бёма блокфлейта была более широко распространена, чем флейта поперечная. Только в середине XIX века блокфлейта сильно потеряла свои позиции в музыкальном мире - ведь инструмент системы Бёма отличался большей выразительностью, звонкостью и широтой нотного диапазона.

По высоте звучания различают пять основных видов инструмента (по нисходящей): сопранино, сопрано, альт, тенор и бас.

Кроме того, инструменты делятся ещё и по аппликатурной системе (способу пальцевого перебора, необходимого для правильного извлечения нужных нот) на барочные и германские. Германская система считается более простой для освоения. Видимо, поэтому профессиональные блокфлейты чаще встречаются барочного типа.

Материалом изготовления может быть как дерево, так и пластик. Причём совершенно необязательно пластиковые изделия будут хуже деревянных. Зачастую из двух одинаковых по цене блокфлейт качественная пластиковая звучит гораздо приятнее и ярче, чем изготовленная из природных материалов. Такие инструменты проще в уходе, не настолько капризны к погодным условиям, вполне годятся для походов, когда можно бросить их в рюкзак и не думать постоянно об их сохранности. Пластик к тому же совершенно равнодушен к неожиданным "водным процедурам" типа дождя или случайного падения в реку. Из-за простоты изготовления и стоят они дешевле.

Совсем другое дело - инструмент деревянный, который всё-таки по умолчанию считается на порядок выше по качеству. Чаще всего материалом для них служат груша, красное дерево, самшит. Для моделей попроще - клён.

Качество качеством, а в эксплуатации деревянная блокфлейта гораздо требовательнее своего пластикового собрата. Достаточно даже того, что на новенькой флейте на первых порах можно играть не больше 15 минут в день, иначе можно повредить инструмент и он никогда не будет звучать так, как должен. Что уж говорить о дожде, снеге или просто повышенной влажности из-за банальной жары, которая нередка последнее время. Поскольку это всё-таки дерево, то блокфлейта может и треснуть - от падения, неосторожного обращения и прочих неприятностей. Дерево прекрасно впитывает влагу, что для качества звука просто убийственно. Поэтому после каждой репетиции надо протирать внутренности специальным ёршиком (как правило, идёт в комплекте).

Блокфлейты фирмы Hohner - сверху вниз модели 9555, 9517 и 9532

В музыкальном магазине проще всего найти два самых распространённых типа блокфлейт - сопрано и альт, причём сопрано стоит всё-таки на первом месте по продажам. В среднем можно найти инструмент уже начиная где-то с 250-300 рублей. Самые разные - демократичные немецкие Hohner, японские Yamaha, из пластика и из дерева, с барочной аппликатурой либо германской. Цена может прыгать весьма существенно, зависеть как от типа флейты, так и от материала и фирмы-изготовителя. Поскольку сопрано берут охотнее всего, цена на неё не заоблачна, и хороший пластиковый инструмент можно найти уже за 1000-1500 руб. Особым образом подготовленное дерево и ручная работа, конечно, оцениваются соответственно, и подобный инструмент за 6000 руб. - совсем не предел.

А уж если речь пойдёт о более редких вещах, таких как сопранино, тенор или бас (самый, пожалуй, дорогой), то здесь стоимость от 6000 руб. только-только начинается, а в большинстве случаев явно выходит за пределы 10 000 руб. Например, деревянный инструмент от Mollenhauer - басовая блокфлейта Canta 2546k - продаётся примерно за 44 000 рублей.

Mollenhauer Canta 2546K

Вместо заключения

Если вы надумали покупать флейту, то стоит отметить для себя ряд основных моментов.

Всё зависит от того, собираетесь вы учиться играть на поперечной флейте или продольной (а именно - на блокфлейте).

В случае с поперечной флейтой в первую очередь ориентируйтесь на советы педагога, у которого будете учиться. Ну и, конечно, на свой бюджет. Тем не менее, если хотите приобрести более-менее приличный инструмент, рассчитывайте минимум на 15 000 рублей.

Очень важный момент - выбор в магазине. Неопытному человеку (то есть начинающему музыканту) не стоит самостоятельно приобретать инструмент, ведь только профессионал сможет услышать какие-то недостатки звучания или найти брак в изготовлении. Вы же не знаете, как оно там должно быть, правильно? Тогда лучше довериться тому, кто в этом понимает.

Если же ваш выбор пал на блокфлейту и учиться при этом хотите без помощи педагога, то продольную флейту среднего уровня можете выбрать и сами. Главное - решите заранее, деревянный вам нужен инструмент или пластиковый, с барочной аппликатурой или германской, сопрано или, допустим, альт. Особенности и тех и других описаны выше.

От удачно выбранного инструмента зависит многое, но далеко не всё. И главное - терпение, настойчивость и стремление научиться играть так, чтоб захватывало дух не только у слушателей, но и у самого музыканта.

Поперечная флейта - музыкальный инструмент, изготовленный из дерева. Он относится к духовым и принадлежит к сопрановому регистру. меняется посредством передувания. Также во время игры происходит открывание и закрывание отверстий клапанами.

Общая информация

Бамбуковая поперечная флейта - это достаточно редкое явление на сегодняшний день, так как современные музыкальные инструменты такого типа, как правило, делаются из металла (платины, золота, серебра, никеля), иногда также из стекла, пластика либо прочих композитных материалов. Диапазон - свыше трёх октав. Ноты для поперечной флейты записываются в исходя из действительного звучания. Тембр прозрачный и ясный на среднем регистре, в нижнем - глухой, в верхнем - несколько резкий. Флейте доступна разнообразная техника. Часто ею исполняется оркестровое соло. Применяется в духовом и симфоническом оркестрах. Также используется в камерных ансамблях. В симфонических оркестрах задействуют от 1 до 5 флейт. Чаще их количество составляет от двух до трех.

История инструмента

Поперечная флейта известна человечеству давно. Самое раннее ее изображение обнаружено на этруском рельефе. Он создан в 100 или 200 годах до нашей эры. Тогда инструмент направляли влево. Лишь на иллюстрации к стихотворению 16 века его держат вправо.

Средние века

Поперечная флейта встречается и при археологических раскопках. Первые подобные находки в Западной Европе относятся к XII—XIV вв. нашей эры. Одно из наиболее ранних изображений, относящихся к тому времени содержится на страницах энциклопедии под названием Hortus Deliciarum. Исследователи предполагают, что инструмент временно вышел из употребления в Европе, а затем вернулся туда, придя из Азии, сквозь Византийскую империю. В Средние века конструкция состояла из единой составной части, иногда их было две. Инструмент обладал цилиндрической формой, а также шестью отверстиями одинакового диаметра.

Ренессанс и барокко

Поперечная флейта не слишком изменила конструкцию и в последующий период. Инструмент обладал диапазоном в 2.5 октавы. Он позволял брать весь перечень нот хроматического звукоряда при хорошем владении аппликатурой. Последняя была весьма сложной. Лучше всего звучал средний регистр. Известные оригинальные инструменты такого типа хранятся в Вероне в музее под названием Castel Vecchio. Наступила Первые значительные перемены в конструкцию инструмента были внесены семьей Оттетеров. Ее представитель Жак Мартин разделил флейту на 3 части. Впоследствии их стало 4. Тело инструмента, как правило, делилось пополам. Оттетер изменил сверление на коническое. Таким образом была улучшена интонация между октавами.

В XVIII веке к инструменту прибавляют большое количество клапанов. Как правило, их 4 - 6. Важные нововведения были внесли Иоганном Иоахимом Кванцом и Георгом Тромлицом. При жизни Моцарта наиболее часто использовалась поперечная флейта, имеющая один клапан. К началу XIX века число этих элементов стало стремительно увеличиваться. Музыка для данного инструмента виртуознее. Дополнительные клапаны, в свою очередь облегчали исполнение наиболее трудных пассажей.

Существовало множество вариантов конструкции. Во Франции популярна была флейта с пятью клапанами. В Англии их было 7 или 8. В Италии, Австрии и Германии существовало множество различных систем. Здесь количество клапанов могло достигать 14 и даже больше. Инструменты получали имена изобретателей: Циглера, Шведлера, Мейера. Существовали системы клапанов, сделанные специально, чтобы облегчить тот или иной пассаж. В XIX веке были созданы также флейты венского типа, они включали звук соль в малой октаве.

Музыкальный инструмент: Флейта

Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение - заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.

Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук флейты

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.


Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.

Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.

Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.

Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

Фото





Интересные факты

  • Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
  • Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
  • Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.


  • Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
  • Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
  • Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба .
  • Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 - 82,000 лет.
  • Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.


  • Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
  • На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка , и многие другие.
  • Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт - 72 шт.
  • Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
  • Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
  • По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.

Популярные произведения для флейты

И. Бах - Скерцо (Шутка) из сюиты для флейты и струнного оркестра № 2 (слушать)

В.А. Моцарт - Концерт для флейты с оркестром соль-мажор (слушать)

Ж. Ибер - Концерт для флейты с оркестром Allegro scherzando (слушать)

Конструкция флейты

Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.


Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.

Средний вес флейты – 600 грамм .

Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину , а длина пикколо всего около 32 см.

Разновидности флейты

Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: , альтовая и басовая.


Флейта-пикколо - среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.

Альтовая флейта . Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.

Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы

Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах - d"Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

Применение и репертуар

Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.

А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя , К.В. Глюка, И. Гайдна , В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена . Очаровательная «Мелодия» - популярнейшее соло в опере «Орфей и Эвридика » продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях В.А. Моцарта . Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».


Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .

В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.

Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You"ve Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».

Приемы игры


При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:

Мультифоники - одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones - негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle - реактивный свист.

Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

История флейты


История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения - многочисленные напевы и мелодии.

Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.

Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.

Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.

Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.

Видео: слушать флейту

(итал. - Flauto, франц. - Flûte, Grande flûte,
нем. -
Flöte, англ. - Flute,)

Название «флейта» объединяет целую группу дереаянных духовых музыкальных инструментов. Правда, в наши дни флейты стали изготваливать и из других материалов: пластика, никеля, серебра. Произошло название инструмента от латинского слова «Flatus», что в переводе означает «дуновение». Флейта считается одним из древнейших музыкальных инструментов на Земле. Конкретную дату изобретения флейты назвать практически невозможно, но судя по находкам археологов, первые флейты существовали ещё за 35-40 000 лет до н.э.

Диапазон и регистры флейты

В целом звучание флейты носит свистящий и слегка вибрирующий характер
Оркестровый диапазон – от до первой октавы до до четвёртой октавы.

Нижний регистр обладает матовой, полной и несколько холодной звучностью

Средний регистр характеризуется нежным и более слабым звучанием по сравнению с другими регистрами

Верхнему регистру присущ ясный, светлый и блестящий характер

Существует очень много разновидностей флейт, но в основном они различаются на продольные и поперечные. У продольных флейт духовое отверстие находится на торце, при игре музыкант держит продольную флейту перпендикулярно линии губ.

У поперечной же отверстие находится сбоку, поэтому держать её приходится параллельно линии губ.
Одним из самых распространённых видов продольной флейты является блокфлейта. Она имеет схожесть со свирелью и вистлом. Главным принципиальным отличием блокфлейты от данных инструментов является то, что помимо семи отверстий для пальцев на передней части, наличествует ещё одно – октавный клапан, который располагается на тыльной стороне.
Блокфлейту стали активно использовать в своих произведениях европейские композиторы ещё в 16-м веке. Бах, Вивальди, Гендаль и многие другие очень часто включали блокфлейту в свои произведения. С появлением поперечных флейт, стал заметен серьёзный минус блокфлейты – недостаточно громкое звучание. Но, несмотря на это данный инструмент и по сей день довольно часто присутствует в составе оркестра.
Несмотря на то, что поперечные флейты появились задолго до нашей эры в Китае, популярность продольных флейт долгое время не позволяла им получить широкое распространение. Лишь после того, как 1832-м году конструкция поперечной флейты была усовершенствована мастером из Германии Теобальдом Бемом, она стала появляться в составе оркестров не менее часто, чем продольная. Поперечная флейта позволяет воспроизводить звуки от первой до четвёртой октавы.




Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются - большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латиноамериканский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки - на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций - никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента - шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители - как Lafin или Faulisi - специализируются исключительно на изготовлении головок.

Диапазон флейты (большой флейты) - более трёх октав: от h или c 1 (си малой октавы или до первой) до c 4 (до четвёртой) и выше. Играть более высокие ноты представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты "ре" и "ми" четвёртой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, шипящий в нижнем и несколько резкий - в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, - в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

Строение тела флейты может быть двух типов: "inline" ("в линию") - когда все клапаны образуют одну линию, и "offset" - когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов - закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись.

Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до, нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си - си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок "гизмо", который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Она была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить взятие и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет лёгкое взятие этого звука и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики - пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом, струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на пиано (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на форте (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения - более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится инструмент). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами - при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммаобразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках). Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике - разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют, меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности. Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя - важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью "опоры" (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX - начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато - игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде "трр" с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме "Дон Кихот" (1896 - 1897).

В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

Мультифоники - извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например, в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.

Whistle tones - напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.

"Танграм" - короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.

"Jet whistle" - звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на "фюить".

Существуют и другие приёмы современных техник - стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.