Найти примеры об искусстве поддерживающее власть. Искусство и власть: их влияние друг на друга и взаимодействие

Основные принципы, служившие опорой верховной власти в Древнем Египте - незыблемость и непостижимость. С самого возникновения египетской державы они определили обожествление ее полновластных правителей - фараонов. Их неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии до н.э. появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала. Кроме того, могила вождя была прямоугольной, в то время как рядовые общинники погребались в обычных овальных ямах. Особое внимание оформлению могилы вождя уделялось потому, что считалось, что “вечное” существование его духа обеспечивало благоденствие всего племени. В Иероконполе была найдена такая гробница вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью. В процессе становления классового общества и образования единого

рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных - быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”. Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок № 2

Тема урока: «Искусство и власть»

Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Оборудование для учителя:

Экран для показа презентации, конспект.

Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Отмечание отсутствующих.
  4. Повторение пройденной темы:
  • Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
  • Что такое искусство? Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
  • Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
  • Когда же появилось искусство? Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
  • Что такое власть? Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
  • Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
  • Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
  • Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )
  • Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
  • Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
  • Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )
  • Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
  • Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
  • В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
  • Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
  • Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )
  • Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )
  • Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )
  • Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
  • Бог солнца - Ра
  • Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Пирамида Хеопса
  • Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Идолы. Статуи языческих богов
  • Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
  • Геракл
  • Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Золотая погребальная маска Тутанхамона
  • Успенский собор Московского Кремля

Молодцы!

6. Изучение нового материала:

Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»

Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, - под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.

Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона - вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

В «Слове о погибели Русской земли» сказано:

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!»
Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.

Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.

Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург .

Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.

Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.

Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) - русский церковный композитор, государев певчий дьяк.

Титов Концерт в честь Полтавской победы

Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

(слайд Хоровая капелла имени Глинки)

Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.

«Бо́же, Царя́ храни́!» - государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн « Молитва русских ».

Слушаем гимн «Боже, царя храни!»

  • Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

Слушаем Гимн Великобритании

Гимн Великобритании на русском языке

Боже храни нашу милостливую Королеву

Долгой жизни нашей благородной Королеве

Боже храни Королеву

Пошли ей победного

Счастья и славно

Долго царствовать над нами

Боже храни Королеву

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.

Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союзапоследнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.

Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),

Видеофрагмент песен Октябрьской революции

…памятники,

плакаты,

произведения живописи,

музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941-1945).

Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……

7. Закрепление пройденного материала:

ТЕСТ:

А) Успенский собор

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _

Светская и религиозная

А) Б. Иофан Б) Дм. Левицкий

В) Ж.Л.Давид

Дмитрий Григорьевич Левицкий

1 - 2 - 3 - 4 - 5

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня удивило…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

8. Домашнее задание

Разделивших на группы, подготовить презентацию:

(3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем:

  • Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
  • Портреты знаменитостей художника Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
  • Памятники Московского Кремля (слайды с названием памятников)
  • Триумфальные арки мира (презентация)
  • Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
  • Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
  • Соборы России (презентация-фильм)

Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1. Пересказ по учебнику (стр. 104-105) (обязательно)

___________________

1. Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)

2. Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)

3. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)

4. Соборы России (презентация-фильм)

Предварительный просмотр:

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

1 - 2 - 3 - 4 - 5

2. Искусство и власть в России

после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? )

2. Какие новаторства проявились на Руси с правлением Петра I? (появляется светская живопись и скульптура; изменяется на европейский лад музыка; хор государевых певчих становится Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге )

3. Какую роль сыграла советская архитектура в XX веке в эпоху сталинизма? (пышная, помпезная архитектура подчеркивала власть и силу государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека )

4. Каким композиторам приходилось выполнять заказы государства? (Д.Д.Шостаковичу, А.Г.Шнитке )

5. Приведи примеры яркого выражения демократических настроений в искусстве? (революционные песни и марши; плакаты; музыка времен ВОВ; массовая песня о трудовом энтузиазме; авторская песня середины XX века; рок-музыка )


Урок 1. «Искусство и власть»

I. Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

Что такое искусство?

Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II. Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III. Cсамостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )

На протяжении всей истории цивилизации прослеживается одна интересная и вполне закономерная связь - взаимодействие искусства и власти. Казалось бы, как могут две совершенно разные сферы человеческой жизнедеятельности влиять друг на друга? Но тем не менее, при рассмотрении таких категорий, как искусство и власть, становится очевидным, что они гораздо ближе, чем это видится изначально. Они обе воздействуют на волю и эмоции человека, изменяя их и подчиняя определенной цели.

Как искусство влияет на власть

Для того чтобы понять природу взаимодействия между политическим строем и творчеством, необходимо знать, что они собой представляют.

Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на поведение и деятельность людей с помощью набора тех или иных средств.

Искусство - важнейшая часть культурной жизни, разновидность духовно-практического освоения мира и взаимосвязей в нем.

Искусство является воплощением полета фантазии, проявлением свободы и творческого духа человека. Тем не менее, оно нередко использовалось власть имущими для достижения определенных политических и религиозных целей. Каким образом это делалось? Суть в том, что и искусство, и власть способны завладевать умами народа и навязывать ему определенную линию поведения. Благодаря работам выдающихся скульпторов, поэтов и художников, руководители стран укрепляли свой авторитет, принижая противников, а разные города поддерживали свою славу и престиж.

Искусство позволяет воплотить в реальность обряды и религиозные символы, создать идеальные и величественные образы правителей. Их наделяли необыкновенными качествами, мудростью и героизмом, что несомненно вызывало восхищение и уважение граждан.

Таким образом, нельзя недооценивать влияние власти на искусство, которое становилось отличным орудием в установлении определенного политического режима. К сожалению, зачастую простой народ становился жертвой обмана, что достигалось с помощью работ поэтов и писателей.

Искусство и власть в древности

Если рассматривать взаимодействие двух этих отраслей социальной жизни, то становится очевидным, что еще много веков назад это было очень важным инструментом влияния на людей. Особенно сильно искусство и власть зависели друг от друга в древних сверхдержавах. Так, Римская империя периода расцвета славится своими скульптурами, изображавшими императоров и полководцев. Мы видим их идеальное телосложение, классические черты лица, наполненные смелостью и мужеством, и невольно проникаемся к ним уважением. Что уж говорить об их современниках?

Очень интересно переплетались искусство и власть в Древнем Египте. Его наделяла фараонов силой мифических существ. Нередко их изображали с человеческим телом и головой животного. Это подчеркивало их божественную силу.

Средневековье

Если рассматривать искусство и власть в более поздний период, то можно проследить существенные изменения. Приемы скульпторов, художников и поэтов стали более изощренными, так как повлиять на становилось все сложнее. Теперь писатели по заказу королевской администрации создавали витиеватые поэмы, в которых описывали подвиги и величественные поступки правящих особ. Искусство тех времен подарило человечеству немало выдающихся артефактов. Так, Наполеон I, стремясь увековечить силу и мощь своей армии, распорядился о создании в центре Парижа которая великолепно сохранилась до наших дней.

Соотношение власти и искусства в нашей стране

История взаимодействия этих категорий в России возносится к 15-му веку. В это время Византия, являвшаяся наследницей Древнего Рима, пала под натиском варваров. Культурным и православным центром Евразии стала Москва. Наше государство переживало бурный географический и экономический рост, что требовало создания соответствующего имиджа. царей стал пристанищем для выдающихся культурно образованных и религиозных деятелей. В их число вошли талантливые иконописцы, архитекторы, музыканты и строители.

Актуальность влияния искусства на власть сегодня

Конечно, в современном мире все изменилось, но описываемая тема (власть и искусство) остается очень важной и актуальной. Особенно сильна взаимосвязь этих отраслей деятельности в периоды значительных политических и социально-экономических перемен. Сейчас практически отсутствует цензура, а это значит, что любой человек, стремящийся выразить свои мысли и идеи с помощью искусства, может это сделать, не опасаясь быть наказанным. Это очень важный прорыв, касающийся свободы творчества и духа.

Как искусство влияет на власть в наше время? Сейчас эти два понятия очень сильно отдалились друг от друга, так как люди могут получить достоверную и полную информацию о внутренней и внешней политике своего государства, а также открыто высказать свое мнение. Уже нет необходимости влиять на умы населения с помощью красивых стихов и скульптур с целью укрепить авторитет.

Выставки на тему влияния власти на искусство

Периодически в разных городах проходят выставки, освещающие эту проблему. Они представляют большой интерес для тех, кто увлекается историей и политологией. Не так давно подобная выставка прошла в шведском музее. Она носила символическое наименование "Искусство для властителей". На ней можно было увидеть более 100 экспозиций с участием 400 экспонатов различных эпох.

Постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека , полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии , прославляло и увековечивало героев. Скульпторы , художники , музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.



Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и
стран ? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина , было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.

Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций .

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941-1945). Это и массовая песня , отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих
государств . Обратитесь к справочной литературе.
Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?
Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки