Школьная энциклопедия. Биография мамина-сибиряка Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке






В 12 ЛЕТ ОТЕЦ УВЁЗ М ИТЮ И СТАРШЕГО БРАТА Н ИКОЛАЯ В Е КАТЕРИНБУРГ И ОПРЕДЕЛИЛ ИХ УЧИТЬСЯ В ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ - БУРСУ. С ТРАШНЫЕ НРАВЫ ЦАРИЛИ ЗДЕСЬ, УЧИТЕЛЯ ОБИЖАЛИ ДЕТЕЙ, СТАРШИЕ ИЗДЕВАЛИСЬ НАД МЛАДШИМИ. М ИТЯ ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ И ОТЕЦ ЗАБРАЛ ЕГО ОБРАТНО ДОМОЙ. Д ВА ГОДА ОН ПРОЖИЛ ДОМА. Э ТО БЫЛИ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ ЕГО ЖИЗНИ. О Н МНОГО ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО РОДНОМУ КРАЮ, ВСТРЕЧАЛСЯ С ПРОСТЫМИ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ГЕРОЯМИ ЕГО БУДУЩИХ КНИГ.


В 1866 Г. БЫЛ ОПРЕДЕЛЁН В Е КАТЕРИНБУРГСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ. З АТЕМ 4 ГОДА ОТУЧИЛСЯ В П ЕРМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. П ОТОМ БУДУЩИЙ ПИСАТЕЛЬ УЧИЛСЯ НА ВЕТЕРИНАРА В П ЕТЕРБУРГСКОЙ МЕДИКО - ХИРУРГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ, ЗАТЕМ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ П ЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Н О, ПРОУЧИВШИСЬ ГОД, ВЫНУЖДЕН БЫТЬ ОСТАВИТЬ ИЗ - ЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ И РЕЗКОГО УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ (НАЧАЛСЯ ТУБЕРКУЛЕЗ). Пермская духовная семинария


СНОВА УРАЛ! В 1876 году Дмитрий Мамин вернулся в родные края. Он снова путешествовал по Уралу. Дмитрий встречался с героями своих будущих произведений. Через год скончался отец, надо было кормить семью, Мамин уехал в Екатеринбург искать работу. Он стал репетитором. В свободное время продолжал писать.






К детской литературе Мамин- Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.







Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега,- у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день. Боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться»… «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»






Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил!.. Всё ему хотелось зацепить первого Комар Комаровича, - ведь вот тут, над самым ухом вьётся, а хватит медведь лапой, и опять ничего, только всю морду себе в кровь исцарапал. «Сказочка про Комара Комаровича –длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»


Кашку прикрывали сверху глиняной крышкой, и она ворчала в своей кастрюле, как старушка. А когда начинала сердиться, то всплывал наверху пузырь, лопался и говорил: - А я всё-таки овсяная Кашка... пум! Молочку это хвастовство казалось ужасно обидным. Молочко начинало горячиться, поднималось пеной и старалось вылезти из своего горшочка. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. "Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом", - вспоминал Дмитрий Наркисович.

Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима. Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.

С 1860 по 1864 год Митя учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.

В книге воспоминаний "Из далекого прошлого" Д.Н. Мамин-Сибиряк описал свои впечатления от учения в бурсе. Рассказал он о бессмысленной зубрежке, телесных наказаниях, невежестве учителей и грубости воспитанников. Настоящих знаний в училище не давали, а учеников заставляли заучивать наизусть целые страницы из Библии, петь молитвы и псалмы. Чтение книг считалось делом недостойным "настоящего" бурсака. В бурсе ценилась только грубая сила. Старшие ученики обижали младших, жестоко издевались над "новичками". Мамин-Сибиряк считал не только потерянными, но и вредными годы, проведенные в училище. Он писал: "Нужно было много лет, много страшного труда, чтобы вытравить все то зло, которое вынесено мною из бурсы, и чтобы взошли те семена, которые были заброшены давным-давно родной семьей".

По окончании бурсы в 1868 году Мамин-Сибиряк поступил в Пермскую семинарию - духовное заведение, дававшее среднее образование. Семинария мало чем отличалась от бурсы. Та же грубость нравов и плохое преподавание. Священное писание, богословские науки, древние языки - греческий и латынь - вот что главным образом должны были изучать семинаристы. Однако лучшие из них стремились к научным знаниям.

В Пермской духовной семинарии в начале 1860-х годов существовал тайный революционный кружок. Преподаватели и семинаристы - члены кружка - распространяли революционную литературу на уральских заводах и открыто призывали к выступлению против хозяев. В то время, когда в семинарию поступил Мамин, кружок был разгромлен, были арестованы и исключены многие семинаристы, но подпольную библиотеку сумели спасти. В ней хранились запретные сочинения Герцена, работы , роман Чернышевского "Что делать?" и книги по естествознанию (Ч.Дарвина, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева). Несмотря на все преследования, в Пермской семинарии сохранялся дух свободомыслия, и учащиеся протестовали против лицемерия и ханжества. Стремясь получить знания, чтобы приносить пользу народу, Дмитрий Мамин ушел из семинарии после 4-го класса, не окончив ее: он больше не хотел быть священником. Но именно к пребыванию в Пермской духовной семинарии относятся его первые творческие попытки.

Весной 1871 года Мамин уехал в Петербург, а в августе 1872 года он поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Он был увлечен бурным общественным движением 1870-х годов, посещал революционные студенческие кружки, читал произведения Маркса, участвовал в политических спорах. Вскоре полиция установила за ним слежку. Жилось ему трудно. Приходилось экономить на всем: на квартире, на обеде, на одежде, книгах. Вдвоем с товарищем Дмитрий снимал холодную, неуютную комнату в большом доме, где жили студенты и городская беднота. Д.Н. Мамин сочувственно относился к движению народников-пропагандистов, но для себя выбрал другую дорогу - писательский труд.

В 1875 году в газетах "Русский мир" и "Новости" он начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание "подноготной" жизни, "умение распознавать людей и страсть окунаться в гущу повседневности". В журналах "Сын отечества" и "Кругозор" он публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях ("Старцы", 1875; "Старик", "В горах", "Красная шапка", "Русалки", все - 1876; "Тайны зеленого леса", 1877; роман "В водовороте страстей", авторское название "Виноватые", 1876, и т.д.).

Студент Мамин серьезно учился, много читал, слушал лекции, посещал музеи. Но, решив стать писателем, он осенью 1876 года, не окончив курс Медико-хирургической академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, считая, что ему необходимо изучить общественные науки, которые помогут лучше разобраться в окружающей жизни. В своих будущих книгах он хотел открыть людям Урал, рассказать о тяжелом труде заводских рабочих, о жизни золотоискателей и крестьян. Дмитрий Мамин перечитывает сочинения любимых писателей, много пишет, упорно работает над языком и стилем. Он становится газетным репортером и пишет короткие статьи по заданиям различных газет. Вскоре в петербургских журналах начинают появляться первые рассказы и очерки молодого писателя.

Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал рассказы. Его первое беллетристическое произведение "Тайны зеленого леса" напечатано без подписи в журнале "Кругозор" в 1877 году и посвящено Уралу. Зачатки таланта, знакомство с природой и жизнью края замечаются в этом произведении. Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Продолжая учиться на юридическом факультете, Мамин пишет большой роман "В водовороте страстей" под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Он отнес рукопись романа в журнал "Отечественные записки", который редактировал М.Е. Салтыков-Щедрин. Большим ударом для начинающего писателя была отрицательная оценка этого романа, данная Салтыковым-Щедриным. Но Мамин правильно понял, что ему недостает не только литературного мастерства, но, прежде всего, знания жизни. В итоге, его первый роман был напечатан лишь в одном малоизвестном журнале.

И на этот раз Мамину не удалось довести учебу до конца. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.

Оказавшись в родных местах, Дмитрий Наркисович собирает материал для нового романа из уральской жизни. Поездки по Уралу и Приуралью расширили и углубили его знание народной жизни. Но новый роман, задуманный еще в Петербурге, пришлось отложить. Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать образование братьям и сестре семья в апреле 1878 года переезжает в Екатеринбург. Но и в большом промышленном городе недоучившему студенту устроиться на службу не удалось. Дмитрий стал давать уроки отстающим гимназистам. Утомительная работа оплачивалась плохо, но учитель из Мамина вышел хороший, и скоро он приобрел славу лучшего репетитора в городе. Не оставил он на новом месте и литературной работы; когда не хватало времени днем, писал по ночам. Несмотря на денежные затруднения, он выписывал из Петербурга книги.

В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы, очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в 1882 году, вышел первый сборник путевых очерков "От Урала до Москвы" ("Уральские рассказы"). Очерки были опубликованы в московской газете "Русские ведомости", а затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Его произведения стали ближе к требованиям демократического журнала "Отечественные записки", и Салтыков-Щедрин уже охотно печатал их. Так, в 1882 году начинается второй период литературной деятельности Мамина. Его уральские рассказы и очерки регулярно появляются в "Устоях", "Деле", "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Отечественных Записках". В этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжелая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы" (1883), который в течение года печатался в журнале "Дело". Этот роман, начатый еще в 1872 году, - самый популярный из его сочинений в наши дни, был совсем незамечен критикой в момент его появления. Герой романа, молодой идеалист, пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем, чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов "общества", образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта сделали это произведение, наряду с другими "уральскими" романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

В 1884 году в журнале "Отечественные записки" появился следующий роман "уральского" цикла - "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Второй роман рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это - великолепная страница из истории накопления капитализма, остро сатирическое произведение о несостоятельности "магнатов" уральских горных заводов как организаторов промышленности. В романе талантливо изображен горный царек Лаптев, форменный вырожденец, "замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей литературе" по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман "Горное гнездо" и находящего, что "Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".

В задуманном как продолжение "Горного гнезда" романе "На улице" (1886; первонач. назв. "Бурный поток") Мамин-Сибиряк переносит своих "уральских" героев в Петербург, и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в "рыночном" обществе, где лучшие (наиболее "нравственные") обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе "Именинник" (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского - в "беллетристическо-публицистической", по его определению, форме. В 1885 году Д.Н. Мамин написал пьесу "Золотопромышленники" ("На золотом дне"), не имевшую большого успеха. В 1886 году он был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка "Уральские рассказы" (тт. 1-2; 1888-1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.

В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891). Он женится на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала не только женой и другом, но также и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт, и даже избирается гласным Екатеринбургской городской Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

С годами Мамина все больше занимают процессы народной жизни, он тяготеет к романам, в которых главным действующим лицом оказывается не исключительный человек, а целая трудовая среда. Большую известность приобрели романы Д.Н. Мамина-Сибиряка "Три конца" (1890), посвященный сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 года, "Золото" (1892), в жестких натуралистических подробностях описывающий сезон золотодобычи и "Хлеб" (1895) о голоде в уральской деревне в 1891-1892 годах. Подолгу работал писатель над каждым произведением, собирая огромный исторический и современный материал. Глубокое знание народной жизни помогло автору ярко и правдиво показать тяжелое положение рабочих и крестьян и с негодованием обличить богачей заводчиков и фабрикантов, присвоивших себе природные богатства края и эксплуатирующих народ. Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка "Братья Гордеевы" (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся во Франции) и "Охонины брови" (1892; о восстании Уральского заводского населения в эпоху Пугачева), а также легенды из быта башкир, казахов, киргизов ("Лебедь Хантыгал", "Майя" и др.). "Кряжистый", "сильный и смелый", по воспоминаниям современников, типичный "уральский человек", Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка - автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности "Черты из жизни Пепко" (1894), в котором рассказывается о первых шагах Мамина в литературе, о приступах острой нужды и моментах глухого отчаяния. Он ярко обозначил миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к грубой силе, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о "море печали и слез", где столько ужасов, жестокостей, неправды. "Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!" - говорит Мамин в "Чертах из жизни Пепко". Последние крупные произведения писателя - роман "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета "Правда" посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое революционное значение его произведений: "Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем". "Правда" высоко оценила заслуги писателя и в детской литературе: "Его влекла чистая душа ребенка, и в этой области он дал целый ряд прекрасных очерков и рассказов".

Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь писателя "Аленушку" - Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург). А в 1956 году прах и памятник писателя, его дочери и супруги, М.М. Абрамовой, были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища. На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".

"Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык..." - так писал Д.Н. Мамину-Сибиряку А.М. Горький.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк; Висимо-Шайтанский завод, Свердловская область; 06.11.1852 — 15.11.1912

Дмитрия Мамина-Сибиряка книги завоевали любовь и уважение за чарующее описания живописности природы Урала. Существует премия, названная в честь писателя, которую присваивают авторам, в чьих работах описывается этот край. Но самую большую популярность ему принес сборник «Аленушкины сказки», который он назвал в честь своей маленькой дочери. По мотивам некоторых сказок Мамина-Сибиряка, читать которые популярно по сей день, сняты мультипликационные фильмы. А многие рассказы писателя включены в школьную программу.

Биография Дмитрия Мамина-Сибиряка

Дмитрия Мамина-Сибиряка биография насыщенна разнообразными событиями. Писатель появился на свет в семье местного священника. Некоторое время будущий писатель получал образование исключительно дома. Но это никак не отразилось на качестве знаний, поскольку семья Дмитрия была интеллигентной и образованной. Позже Мамин-Сибиряк продолжил обучение в екатеринбургском училище и семинарии в городе Пермь.

Первоначально Дмитрий планировал идти по стопам своих родителей, однако во время обучения в семинарии в 1872 году, он осознал, что не хочет связывать свою жизнь с церковью. После этого он сменил много учебных заведений, в следствии чего оказался в Санкт-Петербурге. Там он учился на ветеринара и на юриста. Несколько лет писатель пытался найти свое место в жизни.

В один момент жизнь писателя усложнилась страшным диагнозом — у Мамина-Сибиряка обнаружили туберкулез. Из-за этого он был вынужден вернуться в отчий дом, где после смерти своего отца стал единственным кормильцем. Семья нуждалась в деньгах, поэтому Дмитрий отправился на работу в Екатеринбург, где и познакомился со своей будущей женой Марией.

После 1880 года Мамин-Сибиряк, как позднее и , часто путешествовал по родным местам и знакомился с жизнью обычных людей. Тогда же он начал активно заниматься писательской деятельностью. Первые произведения Мамина-Сибиряка — рассказы «От Урала до Москвы» и роман «Приваловские миллионы», которые стали популярными и завоевали положительную оценку критиков. В своих работах писатель описывал живописную природу родного края и жизнь российского народа во времена реформ. Существует множество сказок, которые написал Мамин-Сибиряк для детей. Они до сих пор пользуются большой популярностью среди читателей.

В 1890 году Дмитрий с женой развелись, и писатель женился на артистке театра Марии Абрамовой. Молодая семья переехала в Санкт-Петербург, где прожила год, пока Абрамова не умерла. У супругов осталась маленькая дочь, которая была тяжело больна хореей. Именно ей писатель посвятил свой самый популярный сборник произведений для детей под названием «Аленушкины сказки». В этой книге Мамина-Сибиряка сказки носят поучительный и развлекательный характер и до сих пор находят хороший отклик у маленьких читателей. К сожалению, дочь писателя прожила совсем недолгую жизнь, скончавшись в двадцать три года от туберкулеза.

На пятьдесят девятом году жизни Мамин-Сибиряк, пережил внутримозговое кровоизлияние, в следствии чего у него парализовало руки и ноги. Через год Дмитрий заболел плевритом и осенью 1912 года умер. Писатель был похоронен в Санкт-Петербурге. Через некоторое время в честь Мамина-Сибиряка, сказки читать которого мы можем сегодня в рамках школьной программы, был назван театр в Нижнем Тагиле и несколько улиц в различных городах России.

Книги Мамина Сибиряка на сайте Топ книг

Сказки Мамина Сибиряка для детей популярны по сей день. Это позволило им попасть в наш . Ну а наиболее популярный сборник писателя – «Аленушкины сказки», представлен среди . И учитывая стабильно высокий интерес к творчеству писателя мы еще не раз увидим сказки Мамина Сибиряка среди .

Мамин Сибиряк список книг

  • Без названия
  • Белолобый
  • Бойцы
  • Бурный поток
  • В водовороте страстей
  • Весенние грозы
  • Горное гнездо
  • Дикое счастье
  • Зарницы
  • Золото
  • Именинник
  • «Музгарка» или «Зимовье»
  • Общий любимец публики
  • От Урала до Москвы
  • Охонины брови
  • Падающие звёзды
  • По Уралу
  • Последние клейма
  • Приваловские миллионы

«Ведь это счастье – писать для детей»

Сегодня, 6 ноября исполняется 160 лет Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку (1852 - 1912).


Он родился в Висимо-Шайтанском заводском посёлке Верхотурского уезда (Пермская губерния). «Небольшой горный завод… точно был вставлен в зубчатую раму вечнозелёных гор». Отец Дмитрия Мамина служил священником, был человеком небогатым, но внутренне независимым и начитанным: в доме у него на книжных полках стояли сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Гончарова. Он любил читать сам и любовь к книге, к литературе прививал своим детям с ранних лет. По вечерам в скромном домике Маминых происходило чтение вслух, служившее отдыхом после дневных трудов. Любимой книгой маленького Дмитрия были «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, которую читала ему мать. Как часто отмечал сам писатель, жизнь его семьи была весьма скромной, но отличалась необыкновенной атмосферой родственных отношений, основанных на глубокой любви всех ко всем.

Детство, однако, закончилось быстро. В 14 лет Дмитрию пришлось проститься с миром любящих родителей и добрых книг и начать самостоятельную жизнь. Два года он провёл в духовном училище, затем четыре года в Пермской духовной семинарии. Дальше – Петербург. Дмитрий учился на ветеринара, на юриста, подрабатывал репортёром. Когда заболел и умер отец, ему пришлось взять на себя заботы о семье: надо было содержать мать и малолетних брата и сестру. Переехав в Екатеринбург, Дмитрий занимается репетиторством, журналистикой, сполна погрузившись в изучение уральской жизни. Поездки по живописным местам Урала, по реке Чусовой, новые наблюдения, знакомства. По ночам он пишет книги: романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо» , «Дикое счастье», «Золото». Никто в ту пору так не исследовал российский капитализм и особенности российской коррупции, как он. Только через девять лет приходит успех. С первыми книгами появилось в литературе славное имя «Мамин-Сибиряк» (а вернее бы «Мамин-Уралец». В то время все, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью). Не зря его называли «певцом Урала»: за знание края, его истории, природы, людей, быта. Он был уральцем не только по рождению, но и по сердцу: «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше…»

Большую известность приобрели романы Д.Н. Мамина-Сибиряка «Три конца», «Хлеб» и «Золото», двухтомник «Уральские рассказы». А.П.Чехов очень ценил творчество Мамина-Сибиряка, язык его произведений: «У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».


Как детский писатель Мамин-Сибиряк родился 21 марта 1892 г. В этот день на свет появилась его дочка Алёнушка. Через сутки жена умерла, и Дмитрий остался один с малышкой, у которой обнаружилось тяжёлое заболевание (детский паралич). Он стал для неё всем: и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Алёнушке не было ещё трёх недель, он определил цель своей жизни: «Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив». Он был уверен, что его дочь вырастет красавицей и умницей. Если бы Мамин-Сибиряк был врачом, он лечил бы свою девочку самыми сильными лекарствами. Но он был писателем. И стал лечить Леночку самыми сильными словами. Он внушал ей, что лень, беспомощность, трусость, погубят её. Что она будет жить, если станет трудолюбивой, весёлой, энергичной. Про всё это он написал целую книжку, которую так и назвал: «Алёнушкины сказки». Девочка не могла заснуть, пока папа не расскажет сказку. Он часами сидел у её кроватки и рассказывал сказки, а потом стал их записывать. «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальные». Он создаёт несколько повестей и рассказов, где птицы и звери, наделённые человечьим характером, таили в себе Алёнушкины слабость и хрупкость, и боролись за жизнь, преодолевая немощь.

Самое глубокое из детских произведений Мамина-Сибиряка, появившееся через полтора года после рождения Алёнушки, принято помещать в рассказы о животных. Но разве о водоплавающих повествует «Серая Шейка»? «…Серой Шейкой они называли свою калеку дочь, у которой было переломлено крыло ещё весной…» В журнальном варианте история Серой Шейки завершалась трагически. Но, узнав о море детских слёз, Мамин срочно переписывает финал. Какое счастье – узнать о спасении Серой Шейки, поверить в чудо вместе с детьми! Такие минуты сопереживания и радости драгоценны и для ребёнка, и для взрослого. Детям нравилось, что охотники в его рассказах запросто разговаривают с животными, понимают их и спасают. То лебедя, как в рассказе «Приёмыш», то зайца по прозвищу Черноух, то крохотного оленёнка – выследил его дед Емеля, а убить не может – рука не поднимается.


Хорошо известны и детские рассказы Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из них были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студеной» был удостоен в Золотой медали Санкт-Петербургского комитета грамотности (1892).

Рассказы Мамина-Сибиряка воспитывают у детей чувство доброты и милосердия, гуманное отношение к природе. Произведения эти внушают веру в силу красоты окружающего мира, вызывают чувство восторга от гармонии в природе. Добрые книжки писателя словно говорят: «Давайте жить вместе!» Вчитайтесь в его слова: «Если бы я был богат, то я посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей и чувствовать напряжённое внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово и дарить автора своими чистыми детскими улыбками».

Алёнушка усвоила отцовские уроки. Она читала, рисовала, изучала историю Урала, писала стихи. Осенью 1912 г. Мамин-Сибиряк скончался. В память об отце Алёнушка поехала в путешествие по Уралу. Он произвёл на неё огромное впечатление. Однако воспаление лёгких, переросшее в чахотку, поставило точку в её короткой жизни. В сентябре 1914 года Елены не стало. Она успела оставить завещание о музее Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге. Если дороги приведут вас в Екатеринбург, обязательно найдите и посетите дом по Пушкинской, 27 – Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Дмитрий Наркисович побывал и в наших местах, на Южном Урале. Он проехал на лошадях из Екатеринбурга через Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс... В путевых заметках «По Зауралью» (как он назвал наш край) он не только с восторгом описал природу, города, но и рассказал о промышленности, сельском хозяйстве, добыче золота.

Жаль, что о Челябинске у Мамина-Сибиряка остались не очень светлые впечатления. В рассказе «Ночевка» он рассказывает о неудачной ночевке в Челябинске, когда город показался ему грязным, серым, злым, когда ему не давали спать клопы, лай собак. Но не будем забывать, что рассказ написан в 1891 году, видимо, таким и был наш город.

Мы особенно горды тем, что в нашей Централизованной библиотечной системе есть библиотека, носящая имя Д.Н.Мамина-Сибиряка. Это библиотека в Ленинском районе Челябинска, приоритетное направление работы которой – литературное краеведение.

Союз писателей и Ассоциация писателей Урала в память о Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке учредили премию его имени в нескольких номинациях. В номинации «Детская литература» диплом имеет подзаголовок «Алёнушка».

Из всех романов, повестей, рассказов Мамина-Сибиряка самыми живучими оказались «Алёнушкины сказки». Своеобразные высокие уроки жизни, доброты, любви к людям, ко всему живому, к природе. За каждой строкой стоит такая самоотверженная отцовская любовь, которая не может не тронуть сердце. Читайте детям «Алёнушкины сказки», «Серую Шейку», подарите им тот самый «витамин доброты и радости», без которого так трудно вырасти ребёнку.

«Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает. Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается»…

Биография Мамина-Сибиряка полна трагических моментов, хотя они никак не повлияли на его творчество.

Писатель родился 25.10 (06.11) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе (Урал) в семье приходского священника по фамилии Мамин.

Образование

Семья была очень интеллигентной, и Дмитрий Наркисович получил хорошее домашние образование, которое он продолжил в висимской школе, а потом в Духовном училище Екатеринбурга и семинарии Перми.

Именно в это время молодой человек начал понимать, что труд священника не для него. Из Перми он перевелся в Санкт-Петербург, сначала в Медико-хирургическую академию (учился на отделении ветеринарии, а потом на общем хирургическом), а потом в Петербургский университет на Факультет естественных наук, позднее – на Юридический факультет. Это был настоящий поиск себя, будущий писатель старался понять, что ему действительно интересно).

Первый брак и раннее творчество

Через год из-за резкого ухудшения здоровья (писатель всю жизнь боролся с туберкулезом) Дмитрий Наркисович вернулся к родителям на Урал.

После смерти отца он стал главным кормильцем семьи (было 2 младших брата и сестра). В это же время он женился на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала его главной помощницей и советчицей в первых литературных опытах.

Они поселились в Екатеринбурге, и в 1880 году Мамин – Сибиряк начал писать. Вдохновение он черпал в поездках по родному Уралу. Также он часто бывал в Санкт-Петербурге, где работал с редакторами журналов.

Личная драма

В 1890 году писатель оформил развод с первой женой и женился еще раз на актрисе Марии Абрамовой. Брак был недолгим: Мария умерла родами, оставив на руках мужа свою больную хореей дочь от первого брака.

Писатель долго добивался опеки над Еленой (или Аленушкой, как её называли в семье). В краткой биографии Мамина-Сибиряка для детей упоминается, что он посвятил ей целый цикл произведений «Алёнушкины сказки» и, завершив процедуру удочерения, воспитывал ее как родную дочь.

Нужно отметить, что трагическая смерть жены ввела писателя в глубокую депрессию. Именно литературный труд, работа над сказками помогла ему пережить трагический период и не сломаться.

Библиография

В период с 1876 по 1912 годы писатель опубликовал более 15 романов и около 100 рассказов, очерков и повестей (последняя крупная работа была опубликована в 1907 году). В это же время он много сотрудничает с такими известными литераторам, как В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским. Самые известные его произведения изучаются сейчас детьми в 3 классе.

Последние годы

В последние несколько лет писатель тяжело болел. Он пережил инсульт, паралич, перенес плеврит. Умер писатель в 1912 году в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на одном из кладбищ Северной столицы. Его приемная дочь не надолго пережила отца. Она умерла от туберкулеза в 1914 году.

Другие варианты биографии

  • Вся жизнь писателя так или иначе была связана с Уралом. Именно поэтому в 2002 году была учреждена литературная премия его имени, которая вручается писателям, пишущим об Урале.
  • Брат писателя был довольно известным политиком и даже стал депутатом II Государственной думы.
  • У писателя не было высшего образования: ни медицинский, ни юридические факультеты он так и не закончил.
  • У Мамина – Сибиряка было очень интересное хобби: он коллекционировал необычные фамилии.