Тема: драматургия писателей-гуманистов. Литература эпохи возрождения Произведения художественной литературы написанные писателями гуманистами

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и вдругих европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители ихудожники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма - Монтень, Рабле (Франция), Шекспир,Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Второй вариант

Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.

Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Вопрос. 13. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.



Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».



Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.

Политика и философа Цицерона , гуманизм - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Согласно определению, приведённому в Уставе Международного гуманистического и этического союза ,

Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.(англ.)

Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.(англ.)

Идеи гуманизма в человеческой истории

  • Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция),
  • Фабер Стапуленсис,
  • Карл Бовиль,
  • Томас Мор (Англия),
  • Джон Коле,
  • кембриджская школа,
  • Дезидерий Эразм,
  • Муциан Руф,
  • Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер.

Марксистский (социалистический) гуманизм

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест 2000 (),
  • Амстердамская декларация 2002,

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация , Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество , Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag , 1911-1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham , род. в 1903), Великобритания
  • Пол Куртц (Paul Kurtz , род. в 1925), США
  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont , 1902-1995), США
  • Сидни Хук (1902-1989), США
  • Эрнест Нагель (1901-1985), США
  • Альфред Айер (1910-1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970
  • Джордж Сантаяна (1863-1952), США

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  1. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
  2. Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII-XVIII вв. //Философия и медицина. - М., 1989. - С. 29-45.
  3. Аугандаев М. А. Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 206-217.
  4. Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
  5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 270 с.
  6. Библер В. С. Кант - Галилей - Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. - М.: Мысль,1991.- 317 с.
  7. Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. - М.: Дет. лит., 1989. - Кн. 1-2.
  8. Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М.. 1989.- С. 218-226.
  9. Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 202-227.
  10. Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. - М., 1988. - № 3. - С. 57-69.
  11. Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. - М., 1989. - С. 37-55.
  12. Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. - М., 1989. - Вып. 2. - С. 114 −154.
  13. Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 197-205.
  14. Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
  15. Доброхов А. Л. Данте Алигьери. - М.: Мысль, 1990. - 208 с.
  16. Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.- М.. 1989.- С. 73-75.
  17. Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С.67-77.
  18. Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. - 228 с.
  19. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 192 с.
  20. Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 94 - 110.
  21. Лукоянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI - начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. - Горький, 1989. - С. 47-97.
  22. Манекин Р. В. Философия эпохи Возрождения - в: Гусев Д. А.,Манекин Р. В. , Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов - Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.
  23. Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.
  24. Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. - М., 1991.- С. 18-21.
  25. Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. - Киев, 1989. - Вып. 2.- С. 56-61.
  26. Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д’Этапль //Эразм Роттердамский и его время.- М. 1989.- С. 149-153.
  27. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - 206 с.
  28. Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX-XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.- М., 1989.- С. 88-105.
  29. Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы (Вступ. ст.) // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989. - С. 52.
  30. Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426-1503) // Из истории древнего мира и средневековья.- М.,1987. - С. 70-87.
  31. Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.- М., 1989.
  32. Хейзинга Й. Осень средневековья.- М.: Наука, 1988.- 539 с.
  33. Фрейд 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991.- 119 с.
  34. Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 57-66.
  35. Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпи-ризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.- 1987. - № 7. - С. 62-76.
  36. Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. - 31 с.
  37. Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст… 1988. - М., 1989. - С. 260-277.
  38. Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. - М., 1987. - Вып. 50. - С. 253-281.
  39. Щодровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. - 1991. - .№ 1. - С. 79.
  40. Юсим М. А. Этика Маккиавелли. - М.: Наука, 1990.- 158 с.

Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения . Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Понятие гуманизма

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма , который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка , Рабле , Шекспир , Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет , король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта »), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия ». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости »).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи , а Маргарита Наваррская , сестра короля Франции Франциска I , известна как автор сборника «Гептамерон ».

Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери , предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору , народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона », сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто , Пьетро Аретино , Торквато Тассо , Саннадзаро, Маккиавелли , группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи , переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени - отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

Использованная литература

  • История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: «Высшая школа», 1987.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1978.
  • Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм. - М., 1977.
  • Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев. - М., 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литература эпохи Возрождения" в других словарях:

    Ренессанс Культура … Википедия

    История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) … Википедия

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

На доске:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Франсуа Рабле (– французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

Назовите причины Великих географических открытий.

Значение ВГО.

Последствия ВГО?

2. Кроссворд

3. Работа с датами

2. Переход к изучению нового материала.

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

2. Изучение нового материала.

-Каким представляли себе мир люди средневековья? (по картинке) Что является центром земного мира?

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.


3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

-Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

1) Возрождение, основные этапы.

В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.

Возрождение -эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

1 Раннее Возрождение (14-15вв)

2 Высокое Возрождение (15-16вв)

3 Позднее Возрождение (17в)

Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? (интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»

2. Гуманизм и гуманисты .

Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» - человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)

От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? (от его желания преуспевать в делах, упорства)

Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)


Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?

но узнанными быть обидно.

В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

Насколько важно для человека познавать мир?

Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

Гуманисты сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.

Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.

Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

3. Писатели гуманисты. Утопии .

Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.

Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?

Сообщения:

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Утопия –место которого нет.

Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

Работа с историческим источником.

Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

Мор предлагал изменить общество?

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность - имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

3. Франсуа Рабле () – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

4. Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»

Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

5. Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

4 Закрепление

Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

Кто такие гуманисты?

Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

5 Домашнее задание

1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

2. Сообщения:

Леонардо да Винчи

Микельанджело Буанарроти

Рафаэль Санти

3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.

Приложение

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе

Прочитайте высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим ?

Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

Каковы главные цели в жизни человека?

Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ назы­вал ʼʼфилософией Христаʼʼ. В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги ʼʼГаргантюа и Пантагрюэльʼʼ, в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всœем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателœем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматурᴦ. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения ʼʼДон Кихотʼʼ. Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Томас Мор является выдающимся английским мыслителœем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В ʼʼУтопииʼʼ Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о ʼʼестествен­номʼʼ состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек вправе на собственность. При этом право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, в связи с этим оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, в случае если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделœения граждан­ского общества и государства.

ʼʼТитаны Возрождения* .

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всœесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является ʼʼСикстинская мадоннаʼʼ.

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта͵ выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителœем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер.
Размещено на реф.рф
Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета͵ картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.