Учебный предмет изобразительное искусство и художественный труд. Программа * "Изобразительное искусство и художественный труд"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

Учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 -7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008

Л.А. Неменская Искусство в жизни человека.М. Просвещение, 2008.

Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

^ Ц е л и художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущие, итоговые)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности


  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

^ Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

^ Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

Иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

О роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Список методической литературы

1 Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

2. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

3.Правила рисования Билл Мартин. Минск 2010

4.Самоучитель по рисованию гуашью. Ольга Шматова. Москва 2011

5 Изобразительное искусство Н.М. Сокольникова Москва 2009

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

^ Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки

Разделы: МХК и ИЗО

Поскольку задачи дополнительного образования отличны от задач образования общего, то использование программы под редакцией Б.М.Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” в условиях школьного дополнительного образования становится нецелесообразным. Но принцип построения содержания данной программы, которая является взаиморазвивающимся сплавом двух линий: линии осознания связи искусства с жизнью и линии накопления языковых знаний и навыков, является универсальным для любой программы преподавания пластических искусств, в том числе и в дополнительном образовании.

“Невозможно по-настоящему увлечь и заинтересовать детей, побудить их искать собственный творческий путь, не задавая себе вопросов “Зачем?”, “Почему?”, “Для чего?”, не понимая коренного смысла “ обучения искусством”. Принципы программы “Изобразительное искусство и художественный труд” построены на этих опорных моментах, поэтому только основываясь на них можно получить возможность грамотно и профессионально определять цели и задачи своих занятий. Рассмотрим данные принципы и методы подробнее. <Приложение 1 >

1. Закон уподобления является одной из центральных проблем художественной педагогики. В какой бы форме мы не приобщали детей к искусству – будь то урок, занятие в кружке, студии, мы должны осознавать уподобление как основной, может быть, единственный реальный способ проживать содержание, а не только понимать.”

Для автора тема уподобления стала важным открытием, отправной точкой в работе с детьми. “Ребенку легче, – пишет Б.М.Неменский, – он всегда играет роль, изображая себя паровозиком, даже рисуя этот паровозик”. Учитывая эту детскую особенность, можно очень легко уйти от “деревьев-морковок”, нужно лишь предложить каждому почувствовать себя старым, скрипучим или стройным, легким деревом. <Рисунок 1>

Рис. 1

При создании работы “Медведи под дождем” все трудности в изображении животных исчезли, как только мальчик представил себя на их месте, сам ненадолго стал медведем. <Рисунок 2>


Рис. 2

Очень сильное впечатление на детей оказали истории из жизни народов Севера, рассказ о природе этого края, такой непривычной, даже, на первый взгляд, неприветливой. Это совсем другой жизненный уклад, другие отношения людей с животными, с природой. Каждый ребенок словно побывал там, почувствовал, как может обжигать холодный воздух, как необычны и прекрасны блестящие снежные равнины и горы, как все интересно устроено в этих северных краях – даже медведи там белые. Там снеговики не остаются ночью скучать в одиночестве – у них есть хорошая компания. <Рисунок 3>


Рис. 3

Для активизации творческой деятельности детей, увлечения их искусством, развития интереса к предмету и оживления занятий незаменимы различные художественно-педагогические игры. Характер этих игр может быть различным.

Студию “Волшебная кисть” посещают учащиеся начальной школы. Для детей этого возраста на первом месте стоит эмоционально-художественное содержание в процессе игры. Поэтому подбираются ролевые и имитационные игры, направленные на переживание образного содержания – игра активизирует воображение, интерес к предстоящей деятельности. Часто такой игрой на наших занятиях становится “ сказка”. Как оказалось, дети знакомы с очень небольшим количеством произведений из тех, на которых мы выросли. Поэтому такие игры для них – еще и возможность прикоснуться к сокровищнице мировой литературы. Особенно полезно разыгрывать с детьми на таких занятиях сказки народов мира, сопровождая или предваряя игру знакомством с обычаями и традициями живущих там людей. И тогда для наших детей чукча никогда не станет “тещей в семье народов” – по меткому выражению Т.Толстой – таким нелепым, таким смешным. Если сегодня мы не будем пользоваться любой возможностью воспитывать в детях толерантность, найдется ли завтра место для нас в мире, который будут строить они?

2. Один из самых важных принципов программы – принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала. Принцип освоения через погружение. Так, на одном из самых первых занятий в нашей студии дети получили задание изобразить свое настроение в течение дня. Сначала нужно было вспомнить, что происходило в этот день, потом прислушаться к себе, соотнести полученные эмоции с различными цветами. Дети высказывали свои соображения о созвучности настроения с определенным цветом, объясняли свой выбор, подсказывали друг другу. От точки в середине листа по спирали дети цветом рассказывали, что происходило с ними в какой-то день. Получились очень интересные работы. Одна была составлена из теплых, нежных цветов – ее выполнила самая доброжелательная и неконфликтная девочка группы. На другой черный цвет сменял желтый, затем шли красный и фиолетовый, потом ненадолго наступало светло-зеленое затишье и новый взрыв эмоций. Это поработал возмутитель спокойствия, живущий в очень быстром темпе и требующий к себе особого подхода. Третья работа поражала разнообразнейшими оттенками серого цвета. Оказалось, что настроение у мальчика целый день было “так себе”.

Такое упражнение помогло многое узнать о ребятах, которых пришли на занятия впервые. Стал понятен темперамент каждого, их пристрастия, особенности. Отталкиваясь от этого задания, легко было в дальнейшем помочь им провести аналогию с изображением настроений природы. И уже, например, грусть природы не была для них чем-то абстрактным, эта эмоция переживалась как своя собственная и изображалась без труда.

Незаменимым стал метод единства восприятия и созидания на каждом занятии. Только единство всех видов деятельности – рассматривание зрительного ряда, прослушивание стихов, прозы, музыки, выполнение практической работы – средство для достижения единства осознания и эмоционального переживания. Так идет постепенное развитие образного мышления ребенка. Мысль, чувства, руки ребенка в единстве создают любую творческую работу. И только в процессе этого творчества ребенка реальный продукт творчества неотрывен от процесса его замысла.

На одном из занятий ребятам было предложено проиллюстрировать сказ Бажова “Серебряное копытце”. Для музыкального ряда в числе прочих музыкальных фрагментов была выбрана музыка П.И.Чайковского – Цикл “Времена года”, “Апрель” Весенний перезвон капели очень похож на перезвон драгоценных камней, которые являются теми же кристаллами. В результате многие работы переливались самоцветами, по-разному дети представили себе Серебряное копытце – в лесу, на лужайке, на крыше домика, лишь один мальчик изобразил маленький, потерянный, окруженный деревьями домик с освещенным окошком. Свою работу ребенок охарактеризовал так: “Сюда козел еще не приходил”. Это личное эмоциональное переживание мальчиком этой сказки – ему показался неинтересным финал сказа, и он проиллюстрировал тот отрывок произведения, который его поразил больше всего – оторванность героев от мира. <Рисунок 4, 5>


Рис. 4


Рис. 5

3. Принцип постоянства связи с жизнью.

Связь с жизнью – важнейшая сторона содержания обучения искусству. Поэтому выработана формула-лозунг “от жизни – через искусство – к жизни”. Явления искусства должны постепенно помогать ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом

Эмоционально – образное развитие ребенка невозможно без погружения в деятельность всех искусств, “осознания личных связей, личных чувств и выражения их в искусстве” . Ребенка нужно постепенно привести к мысли, что искусство не просто изображает или украшает мир, а выражает “а значит и строит отношения к этому миру. Осознается как отношение к природе, так и к человеческому обществу. В душе ребенка этот процесс должен постепенно вырастать в строительство личного отношения – через связь проживания образов искусства с собственной жизнью. И вживание это должно незаметно строить шаг за шагом его отношение к миру”.

Для выстраивания связей искусства с жизнью педагог должен формировать у детей способность “грамотно общаться с разными постоянно окружающими их искусствами”, детям необходимо объяснять, что разные виды искусств имеют разные духовные и социальные функции и, следовательно, разные образные языки. Тут на помощь педагогу и детям приходят три Брата-Мастера, которые в игровой форме помогают осознать специфику связей с жизнью каждой художественной деятельности.

Говоря с детьми о природе, как о мудром строителе, мы коснулись такого вопроса: можно ли сказать, что в лесу беспорядок? Или порядок? Случайно возникший вопрос вывел детей на осознание очень важных вещей: только на первый взгляд кажется, что муравейник – это кучка мусора, а паутина – липучие неопрятные нитки. Стоит присмотреться к ним внимательнее, и мы видим, как все разумно придумано в муравейнике, а паутинка, которую паук плетет, повиснув в воздухе – просто произведение искусства и образец порядка. А раз все, что мы видим в лесу, так замечательно построено, то, обращаясь к Мастерам Изображения и Постройки, мы можем и других пригласить полюбоваться тем, что нам открылось. И не поднимется уже ни у кого рука разрушить муравейник, такой сложный природный домик. <Рисунок 6>


Рис. 6

Одним из важнейших методических путей в реализации данного принципа является метод оформления работами учеников интерьера школы. В студии “Волшебная кисть” ребята делают и специальные работы для оформления интерьера школы, как коллективные, так и индивидуальные и, в то же время, работы детей представлены в постоянно действующей сменной экспозиции. Такие экспозиции меняются каждую четверть, включая в себя по одной работе от каждого ребенка. В конце каждой четверти происходит просмотр всех работ, коллективное обсуждение и отбор наиболее интересных на выставку.

Одна из выставок носит название “Город”. Все дети, представившие свои работы на выставку, живут в одном из “спальных” районов Москвы, а работы получились очень разными. Прежде чем приступить к такой большой теме на практике, ребята наблюдали, целенаправленно “накапливали” впечатления. Затем каждый ответил на вопрос: “Каким ты увидел свой город?” Разнообразие детских впечатлений поражает. Очень интересна работа “Тучки над городом”. <Рисунок 7>


Рис. 7

На фоне закатного неба над красно-фиолетовым городом клубятся тучи, но совсем не грозные, не тревожные, не страшные. Даже не тучи, а так, тучки, можно сказать, очень даже веселые – а все потому, что настроение хорошее. А уж если оно хорошее, все привлекает, радует, забавляет, куда ни глянь. И всем на свете хочется сказать: “Не горюйте, ребята, на самом деле все у нас хорошо, посмотрите вокруг другими глазами!”


Рис. 8

Забранная в гранитные берега, отгороженная от людей витыми решетками, уныло катит она свои воды. Грязное небо, грязная вода, безликие силуэты домов подчеркивают безрадостную атмосферу осеннего дня. Какой месяц на дворе? Ноябрь? Брр, останусь дома, из окна посмотрю на улицу. И таким бывает мой город.

А вот перед нами совсем другие осенние деньки. Посмотрите, красота какая! Распахни глаза, любуйся уголком края родного, города своего. Поспеши на бумаге запечатлеть то, что чувствуешь, поделись с другими! <Рисунок 9>


Рис. 9

Есть и зимние зарисовки. Мягкий свет фонарей, аллея в парке, тени на снегу – каждый видел это на прогулке зимой, каждый хранит свое воспоминание. Как хорошо передал автор свое настроение, что все словно вдохнули морозный воздух, попробовали, как приклеивается мокрая варежка к холодной чугунной ограде, пробежались по снежной целине и еще бы гулять да гулять, но уж темнеет, пора домой, завтра будет новый день. <Рисунок 10>


Рис. 10

Есть среди работ, например, “Город машин”. <Рисунок 11>


Рис. 11

Темное, неласковое небо, асфальт и множество снующих в разных направлениях автомобилей. Где же люди в этом городе? Наверное, каждый, кто не едет в машине, сидит дома, а, может быть, никто и не сидит – у каждого своя скорлупка на колесах – свой мирок…Казалось бы, дома, выкрашенные в яркие цвета, должны внести радостную нотку, а получается, тем не менее, не очень веселая картина. Вероятнее всего, изначально замысел автора работы был не совсем таким – выше я процитировала результат обсуждения группы, но дети были так убедительны, что возражений не последовало. К сожалению, еще не всегда удается воплощать задуманное. Иногда ребенок мирится с тем, что у него получилось, иногда испытывает настоящие муки творчества – хочет сказать многое, а языка то не знает…Тут вступает в действие следующий принцип.

4. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Целый ряд методов, разработанных с целью осуществления данного принципа, помогает педагогу активизировать сознание учащихся, их интерес к поставленным задачам. Эти методы помогают осваивать доступные навыки изображения, конструирования и декора.

Формируя творческий потенциал ученика, необходимо научить ребенка поэтапно и сознательно направлять любую свою работу, постепенно осваивать навыки и знания. Это и вопрос самодисциплины – тренировать себя, переходя от одних ограничений к другим, чтобы иметь возможность четко решать любую задачу, поставленную перед ним. И в то же время круг возможностей решения задачи может быть очень широким. Метод свободы в системе ограничений – один из самых главных в любом обучении. Нельзя сворачивать с этого пути. Иначе придется идти на поводу у каждого ребенка, из занятия в занятие подробно отвечать на вопросы “почему я не могу сегодня рисовать маленькую собачку, которая спит на розовой подушке?”

Сегодня очень популярно произведение “Властелин колец”. Когда дети захотели его проиллюстрировать, они получили задание изобразить либо Фарнгорн, лес, где живут живые дубы и вязы и Квентлориен, населенный эльфами,– т.е. были заданы определенные ограничения. Дети хорошо поняли, как передать различие через цвет, образы деревьев, саму атмосферу. Перед вами – без сомнения, Квентлориен. <Рисунок 12>


Рис. 12

Если педагогу удается создать на занятии особую атмосферу увлеченности, то ребенка во время работы охватывает светлая и радостная энергия, которая передается каждому, кто встречается с рисунком.

Метод диалога. Вступая с детьми в диалог, который пробуждает в них потребность самостоятельного размышления, потребность выражать мысль и в практической работе, и в слове, педагог получает в свое пользование бесценный материал – наивные словесные образы и ассоциации детей. В такие минуты каждый ребенок раскрывается по-новому, и в то же время можно для себя определить общие для всех детей характеристики воспринимаемых явлений и предметов, чтобы, в свою очередь, выйти на новые приемы и подходы в работе с ребятами. В сокровищнице нашей студии сегодня представлены следующие образы:

– снегопад похож на стройку, где снежинки, как маленькие кирпичики, громоздятся друг на друга и создают что-то новое;
– морщины и складки на старых ботинках похожи на разные выражения лиц.
– когда ветер собирает и кружит мусор, кажется, что кто-то танцует;
– листва на дереве похожа на плащ и волосы одновременно;
– цветы похожи на губы;
– медуза похожа на паутину;
– дерево напоминает хлеб, когда он начинает черстветь;
– рябь на воде как мурашки на коже;
– снег весной корчится, потому, что не хочет таять.

Метод сравнения как путь активизации потребности в самостоятельном мышлении.

Для автора данной работы этот метод предполагает творческо-поисковую деятельность по подбору зрительного материала для демонстрации многовариантных возможностей решения одной и той же задачи. В работе с детьми сравнение помогает за внешней формой раскрыть содержание, способствует творческому мышлению. Рассмотрим работу “Грустный клоун”. Что может помочь ребенку изобразить грусть человека, на лице которого улыбается нарисованный рот, одежда пестрит яркими красками? Только сравнение. Ребенок вспоминает, как его поразили в свое время глаза людей на файюмских портретах. И появляется такая тоска во взоре клоуна, что никто не ошибется, оценивая его эмоциональное состояние. <Рисунок 13>


Рис. 13

Применение принципа опоры на апогей явления в искусстве. С самых первых занятий включается в работу этот принцип, постепенно происходит знакомство и с языком, и с содержанием искусства. В рамках изучения разных средств художественной выразительности мы выбираем из всех предметов и явлений, которые нас окружают только те, которые больше всего нас поражают.

Чтобы дети отвыкали от изображения голубенького неба, единым тоном покрывающего половину листа, предлагается задание показать такое небо, которое завораживает, заставляет переживать, от которого просто глаз не отвести. Очень трудно в этом случае сломать сложившийся стереотип, лишь некоторые из детей вступают в эту игру с удовольствием. Следующим шагом является изображение дерева на фоне этого неба, и это дерево ребенок рисует уже не как обычно, старается по-новому работать кистью. <Рисунок 14, 15>


Рис. 14


Рис. 15

В работах “Жара” и “Замерзшее дерево” дети изобразили не обычные деревья, которые окружают их в повседневной жизни. Используя возможности теплых и холодных цветов, они заострили проблему: как изобразить дерево так, чтобы стало понятно, что стоит такая жара, что воздух плавится, искажаются и “плывут” очертания растения. Или передать ощущение холода, когда ветви покрываются кристалликами льда и звенят на ветру, а ледяной воздух заморозил все вокруг и замерз сам. Каждый почувствовал себя таким деревом, поэтому смог передать зрителям всю остроту ощущений. <Рисунок 16, 17>


Рис. 16


Рис. 17

5. Принцип единства формы и содержания в процессе обучения, постоянная связь содержания с формой и в восприятии, и в практической деятельности. Эмоционально-отношенческие задачи, которые ставятся на каждом занятии – основной метод в этом принципе. Одновременно с постановкой этих задач идет разговор о пластических средствах выражения содержания.

Особое внимание в начале обучения следует обращать на ритм пятен, объемов и линий, как основу выразительности композиции.

На таких занятиях для погружения в тему широко используются двигательные игры. Ребята бросаются врассыпную, ходят гуськом, пытаются изобразить косяк птиц, стадо слонов, движения любых животных по выбору, хаотически движутся по кабинету в разном ритме. Дети перевоплощались легко и с удовольствием. Практические работы получились очень разными. Большую часть составляли пейзажи с летящими птицами, но были и неожиданные. Косяк рыбок яркой расцветки, словно повинуясь какому-то сигналу, стремительно перемещается, и зрителю становится понятно, в каком быстром ритме живут эти рыбки. Кисть маленького художника еле успевает бросать на лист пятна краски – ведь нужно еще успеть сложить лист по диагонали, пока не высохла работа,– мы познакомились с монотипией. <Рисунок 18>


Рис. 18

Совсем по-другому протекает жизнь медуз. Эти удивительные существа размеренно движутся куда-то без спешки и суеты, вяло шевелятся их ножки, колышутся тельца – их жизненный ритм навевает сон. Ребенок прорисовывает медузу за медузой, его движения плавные, размеренные. На помощь пришли графические материалы, ребенок так увидел этот образ. <Рисунок 19>


Рис. 19

Подведение детей к пониманию образности самих художественных материалов происходит одновременно с изучением ритма как средства выражения. Тогда каждый ребенок по-разному изобразит, например, осенний лес – ведь возможности материалов так велики. Выразительность каждой линии, роль линий разного характера в собственных работах неизменно приводит детей в восторг. Если оживить дерево, допустить, к примеру, что оно может волноваться, здороваться, кланяться, то получаются работы очень разного эмоционального звучания. <Рисунок 20, 21, 22>


Рис. 20


Рис. 21


Рис. 22

6. Принцип единства реальности и фантазии.

Формирование творческой активности невозможно без формирования таких важнейших художественных навыков, как наблюдательность и фантазия. Поразительная способность ребенка увидеть необычное в обыденном, удивляться там, где для многих взрослых нет ничего особенного, известна каждому родителю и педагогу. Взрослым нужно внимательно развивать и тренировать эти навыки, обращать внимание ребенка на то, что не зло и ненависть правят миром, а добро, любовь и человечность. Тогда сможет маленький человек “отделить прекрасное от безобразного, не вылупится из него личность со сбитым нравственным прицелом”.

Можно видеть, как верно дети подмечают положительные черты характера своих персонажей. Как передают в своих работах любовь, как иронизируют над слабостями своих героев, как ненавидят зло. На представленном рисунке, с шутливым названием “Морская братва” ребенок изобразил трех рыб, словно заявляющих: “Кто на нас?”. Когда обсуждалась эта работа, дети сказали, что они знают таких персонажей лично, они смелые только когда вместе и против слабого, а по одному – редкие трусы, особенно если встретится кто-нибудь посильнее. Такие беседы в конце занятия исподволь приводят детей к осознанию жизненной позиции, которую они ни за что не будут занимать. <Рисунок 23>


Рис. 23

Формировать и развивать фантазию и воображение можно только вместе с наблюдательностью. Если вместе с детьми наблюдать за природными явлениями, откроется необъятный простор для фантазии. Н а кого похожи облака, плывущие в вечернем небе над крышами домов? И появляются диковинные звери и легко узнаваемые животные) А если предварительно прочитать детям стихотворение, написанное маленькой девочкой,

Белые перины, белые диваны –
Вы летите в небе – это очень странно.
Белые щеночки, белые котята
Наигрались в небе и летят куда-то…
Облака летели, облака молчали,
Грустными казались,
Будто бы скучали…

то появятся созвучные ему работы. <Рисунок 24>


Рис. 24

Детей в студию “Волшебная кисть” привели разные причины – кто-то хочет научиться рисовать, у кого-то родители хотят, чтобы ребенок рисовал, кто-то просто пришел и остался – дети пробуют себя в разных видах деятельности. Мне важно, чтобы все дети, которые ко мне приходят, не боялись, что у них может что-то не получиться, а смело воплощали любые свои замыслы, и самое главное – хотели рисовать.

Ситуация в обществе сегодня такова, что большинство детей не мыслит своей жизни без ТВ, компьютера, интернета. Все это лишает ребенка необходимости мыслить самостоятельно. Есть риск получить поколение эмоционально неразвитых людей, с которыми каши не сваришь. Известный американский писатель Курт Воннегут писал в своем романе “Времятрясение” о людях, которые с развитием технического прогресса разучились считывать с лиц друг друга интересные жизненные истории, потеряли эту способность.

Чтобы этого не случилось, с детьми нужно очень много говорить – почему мы все разные, почему один и тот же человек в разных обстоятельствах разный. Нужно учить ребят узнавать эмоции, считывать их, чтобы не быть черствыми и глухими друг к другу, к чувствам других людей. Дети должны знать, что каждая бабушкина морщинка может о многом рассказать в ее жизни. <Рисунок 25>


Рис. 25

Тогда каждый нарисует очень эмоциональный портрет, а не “точка, точка, два крючочка”. Если эти портреты собрать вместе, получится коллективная работа “Я, ты, он, она – вместе целая страна”, которая, несомненно, является дружной семьей. <Рисунок 26>


Рис. 26

Для того, чтобы ребенок не просто “выпекал” красивые картинки, обязательна постановка отношенческих задач, и в своих работах дети расскажут о том, что их волнует.

Несколько лет назад, когда мне предложили заниматься с детьми в студии, я познакомилась с множеством примерных программ для блока дополнительного образования. Какие-то занятия мне понравились в одной программе, какие-то во второй, но в целом было ощущение, что передо мной десятки дверей и, ни одного ключа.

Именно программа “Изобразительное искусство и художественный труд” и стала тем ключом – принципы и методы этой программы одновременно раскрывают особенности передачи художественных знаний и помогают формировать у детей способность получить эти знания. Это совсем другое прикосновение к душе ребенка.

Проработав на собственном опыте основные принципы и методы программы “Изобразительное искусство и художественный труд” под руководством Б.М.Неменского в условиях школьного дополнительного образования, автор приходит к следующим выводам:

– принципы, являющиеся основой программы “Изобразительное искусство и художественный труд”, прекрасно работают и в школьном дополнительном образовании;
– данные принципы являются основополагающими для развития творческой потенции ребенка;
– любую тему невозможно полноценно донести до ребенка, не используя данные принципы, которые обогащают не только ребенка, но и педагога.

Именно через эти принципы осуществляются все задачи, которые ставятся перед ребенком в любой сфере художественного образования, в том числе и в школьном дополнительном образовании.

При реализации принципов и методов этой программы решаются проблемы творческого развития, дети сознательно используют выразительные особенности художественных материалов и техник для воплощения своего замысла. Жизнь, мир вокруг ребенка дарит бесконечное количество тем, сюжетов. Они изображают людей, которых любят, природу. которая их окружает, город, в котором они живут, сказку, в которую погружаются, дети познают жизнь средствами искусства, глубже чувствуют и понимают свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, обществом, человечеством в целом. Принципы программы “Изобразительное искусство и художественный труд” делают возможным не только развитие творческой потенции, они также способствуют воспитанию бережного отношения к окружающему миру, людям и животным; помогают социализации ребенка, адаптации его к непростой жизни в современном обществе.

Литература

1. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М. “Просвещение”, 2007.


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

Сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

Научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа:

Истоки искусства твоего народа – 8 часов

Древние города нашей земли- 7 часов

Каждый народ-художник - 11 часов

Искусство объединяет народы- 8 часов

ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8ч.)

Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба - образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад - лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно - изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».

Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня - деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни - коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте - «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей . Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».

Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.

Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.

Древние города Русской земли. Знакомство с своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты - подготовка фона для следующего " задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

КАЖДЫЙ НАРОД -ХУДОЖНИК (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира - это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа .

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком - особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай - женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд: традиционная японская поэзия.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники - разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны-от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы:

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

Музыкальный ряд: колыбельная песня.

Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное - это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

Сопереживание - великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».

Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или пастель, бумага. \

Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.

Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Б.М. Неменский, И.Б. ПолЯкова, Т.Б. Сапожникова

Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство

и художественный труд»

Лекции 5–8

Педагогический университет «Первое сентября»

Борис Михайлович Неменский, Ирина Борисовна Полякова, Татьяна Борисовна Сапожникова

Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского

“Изобразительное искусство и художественный труд”»: лекции 5–8. – М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 136 с.

Учебно-методическое пособие

Корректор Г.М. Левина

Компьютерная верстка: Д.В. Кардановская

Подписано в печать 25.09.2007

Формат 60 Ч90/16. Гарнитура «Peterburg». Печать офсетная. Печ. л. 8,5

Тираж 150 экз. Заказ ¹ Педагогический университет «Первое сентября»,

© Б.М. Неменский, 2007 © И.Б. Полякова, 2007 © Т.Б. Сапожникова, 2007

© Педагогический университет «Первое сентября», 2007

Учебный план

Лекция 1. Особенности программы Б.М. Неменского «Изобразитель-

1 ное искусство и художественный труд» . Цели, задачи, принципы, структура и содержание программы. Связь общедидактических принципов и методов с принципами и методами художественной педагогики. Формы обучения искусству. Практикум: уроки

Лекция 2. Структурные принципы построения содержания про-

граммы . Принцип создания атмосферы увлеченности искусством. Прин-

1 цип выделения трех видов художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Сравнение поэлементного и блоково-тематического принципов построения программ. Практикум: дидактические игры

Лекция 3. Методические принципы построения содержания программы. Принципы: установления и реализации связей искусства с жизнью

1 человека, целостности и неспешности эмоционального освоения, опоры на апогей явлений в искусстве, единства восприятия и созидания. Значение принципов в практических вопросах планирования уроков изобразительного искусства. Практикум: уроки.

Контрольная работа ¹ 1

Лекция4. Особенностиобученияязыкуискусства.Системаизобрази-

1 тельно-выразительных средств (линия, пятно, форма и т.д.). Единство художественного образа и языка искусства. Приемы обучения: учебно-ознакомительные упражнения, тренировка умений, рассказ, беседа, игра. Практикум: уроки

Лекция 5. Современный урок в художественной системе

2 Б.М. Неменского . Типы уроков: проблемный урок, урок-вос-

хождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие, урокэкскурсия, урок-праздник искусств. Алгоритм системного анализа урока. Практикум: уроки

Лекция 6. Взаимосвязь учебной программы с системой дополнительного образования. Дополнительноеобразование

2 как часть системы непрерывного художественного образования. Цели, задачи и формы приобщения детей к искусству. Способы активизации творческих знаний учащихся. Практикум: коллективные работы.

Контрольная работа ¹ 2 Лекция7. Педагогическое мастерство и специфика деятель-

2 ности учителя искусства . Профессиональные требования к учи-

телю искусства. Основные составляющие педагогической техники. Стили деятельности учителя. Практикум: уроки

Лекция 8. Воспитание личности ребенка в художественной системе Б.М. Неменского. Формирование средствами искус-

2 ства эстетической позиции в любой сфере жизни (быту, труде, спорте). Принцип «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Цели, задачи, подходы к воспитанию толерантности на уроках изобразительного искусства. Практикум: уроки.

Итоговая работа

Современный урок в художественной системе

Б.М. Неменского

Теоретическая часть

Современный урок искуссва. Триединая цель урока. Методы подачи материала

Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

В системе художественной педагогики Б.М. Неменского основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление о том, что искусство - это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.

Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоциональноценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах). Общая функция современного урока - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного , связанного с расширением объема знаний, развивающего - с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного - с формированием отношений. Цель достигается посредствомрешенияцелогорядаучебно-воспитательныхзадач,накоторыеона распадается. Эти задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.

Изобразительное искусство, как и любой другой предмет, должно включать в свое содержание все три компонента образования, но в обратной последовательности по значимости.

Воспитательный аспект триединой цели урока. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, информацию, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция, ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

Развивающий аспект триединой цели урока связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые возможно осуществлять на уроках изобразительного искусства в аспекте развития личности ребенка, можно включить: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.

С целью развития речи ребенка осуществляются: обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение выразительными средствами языка.

С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют развитию воображение и фантазии.

С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.

С целью развития двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц; умение управлять своими двигательными действиями.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

По характеру подачи материала на уроках выделяются два типа методов: а) традиционные - объяснительно-иллюстративные и б) репродуктивные . К репродуктивным относятся следующие методы:

Метод проблемного изложения. Он является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично-поисковый (эвристический) метод, сущность которого выражается в следующих его характерных признаках:

1) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

2) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.,

в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся

не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Деятельность учителя сводится

к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.

2) Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.

3) Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Современный урок в художественной системе Б.М. Неменского

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Структура, этапы и типы уроков

Цели и задачи урока, используемые методы определяют его структуру. Структура урока зависит также и от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т.д. Структура урока - это его состав, определенная последовательность этапов и взаимосвязь между ними. Вспомним знакомые всем этапы - организационный, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, итог урока.

Различные типы уроков предполагают различную последовательность этапов.

Современный урок искусства - это во многом творчество не только педагога, но и ученика. Тенденции развития урока изобразительного искусства в школе, построенного на основе технологий развивающего обучения, активизирующих творческую инициативу, художественное восприятие и свободу самовыражения личности, в значительной мере расширили понимание форм классно-урочного обучения.

В практику вошли разнообразные типы уроков: урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урокдиспут, урок-экскурсия, урок-конференция и др.

Определение учителем типа урока или сочетания нескольких типов  - вопрос педагогической техники.

Проблемный урок

В педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение (обычно самим педагогом) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных, точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее «верную» (как правило, с точки зрения педагога).

На самом деле, уже из самого определения понятия «проблема» (греч . - задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, подлежащая исследованию) следует, что не всегда проблема - то, что должно быть решено. Иногда проблема обозначает то, что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоциональ- но-эстетической оценке) - именно в этом состоит ее основной смысл (к примеру, так называемые «вечные» проблемы).

Важно понять, что источником, внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие (как основа действия), то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение ка- кой-либо учебной проблемы на уроке, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия. В одном случае проблема наиболее ощутимо определяется в области содержания, а в других случаях - формы. Важно иметь в виду, что проблема, сформулированная в связи с содержанием, должна при разрешении иметь выход в область формы (выразительных средств), и наоборот. Например, в начальной школе можно предложить следующие проблемы: «Если б все на свете было одинакового цвета?» (Стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»), «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось всего три краски?», «Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?», «Если бы не было на свете художников? А если бы не было мастеров?» «Как передать пушистую шерстку котенка, нежные перышки цыпленка, твердые иглы ежа? Как изобразить “пушистое”, “нежное”, “веселое” и др.?», «А если школу построить как сказочный замок?». В средней школе проще всего начинать с «интеллектуальных» конфликтов, переводя их в сферу формального языка искусства.

Проблемный урок включает в себя:

1. организацию учащихся, их психологическую подготовку;

2. создание проблемной ситуации;

3. формулировку проблемы;

4. выдвижение гипотезы;

5. поиск решения проблемы;

6. обсуждение результатов;

· Понятие процесса художественно-эстетического образования.

· Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы.

· Структура, задачи, виды, темы занятий.

Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Многие школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.

Задачи:

· развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры

· художественное развитие,

· формирование художественного мышления,

· усвоение эмоционально-чувственного опыта

Основные принципы программы:

1. Принцип "искусство как духовная культура" - единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни.

4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы:

· блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа);

· тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;

· темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.

Основные виды деятельности

· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа;

· аппликация;

· объемно-пространственное моделирование;

· проектно-конструктивная деятельность;

· художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства;

· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

· изучение художественного наследия;

· прослушивание музыкальных и литературных произведений

Учебно-методическое обеспечение - методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.

Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

Программа состоит из тематических блоков.

I этап – начальная школа.

1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

3 класс - «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.

4 класс - «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках

земли и у каждого народа.

II этап - средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

5 класс - Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом

6 - 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.

8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.

9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».

III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.

10-11 классы - Исторические связи искусств.