В г распутин уроки французского нравственная проблематика. Нравственное значение рассказа В

Тема урока: Проблемы нравственности, поднятые В. Г. Распутиным в рассказе
«Уроки французского».
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с:
­ некоторыми чертами личности писателя,
­ главными темами его творчества,
­ историей создания рассказа.
2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова
(значение слова «автобиография»), иллюстрации к рассказу (кадры из х/ф)
Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях» (Л.Н.Толстой)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
­ Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина,
узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил
главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные
проблемы рассказа.
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина
Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в
деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, ­
вспоминает писатель. ­ Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было
счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят
километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко­
филологический факультет Иркутского государственного университета.
Живёт и
работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом
молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980­х
годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман­газета». Первый рассказ “Я
забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо.
Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но
родиться ему следует в детстве”.
2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.(прикрепляет на доску
напечатанные термины)
­ Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич
назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её (чтение вслух статьи «Уроки доброты»
учащимися)

­Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)
­ О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы
обучающихся)
3.Работа с эпиграфом.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
­В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
4. Рассказ «Уроки французского» ­ произведение автобиографическое.
­Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
­ Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический
рассказ. Обратимся к словарю.
5 . Беседа по вопросам.
­Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).
­Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)
­На какие две части можно разделить рассказ?
­Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).
­Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).
­Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.
(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в
своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах
духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда
было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не
слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»).
Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая»,
«внимательно осматривала класс» и т. д.).
­Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии
Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы
является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и
не только описании внешности.).
­ Что роднит её с главным героем рассказа?
­ А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « ­ Не в склад! –
объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

­ Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою
правоту).
­ Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера
игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что,
потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и
делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только
рубль».)
­ Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре,
получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших
результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не
может быть честной. Честных она не принимает.)
­Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили.
Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем
выразительно.
­Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него
никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!»,
отстаивая справедливость).
­Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?(Честным и
принципиальным.)
­Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия
Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело
дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора,
боится показаться ненадежным человеком.)
­Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).
­Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).
­ Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и
решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она
специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию
Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами:
«Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает
вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что
мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)
­Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать
испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик
помощи от нее не примет.)
­Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

­А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах
и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость,
отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и
черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о
бедственном положении мальчика.)
­ Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для
мальчика это были мучительные дни?
(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств
и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая
события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
­Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).
­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?
(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не
оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она
«медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)
­ Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует
добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру,
наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
­ В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту,
чуткость учительницы).
­ Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии
свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
­ Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
­ Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не
требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от
кого оно исходило).
6.Итог урока.
­Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы
доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы
обучающихся).
7. Оценивание учащихся
8. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии
Михайловны»

Какие нравственные проблемы поднимаются в рассказе "Уроки французского"?

    Проблемы морали и нравственности, на которые обращает внимание автор, можно назвать вечными. Но где находится та грань, переступив которую поступок становится нравственным и/или безнравственным? На примере рассказа Уроки французского это особенно очевидно: возьмем, например, игру на деньги, нравственна она или безнравственна? На первый взгляд, ответ очевиден. Но не все так просто в жизни, говорит Распутин. Даже по виду безнравственные поступки могут нести добро, если они вызваны благородными чувствам, и поступок Лидии Михайловны тому подтверждение. Сочувствие и сострадание, умение сопереживать – редкие качества, которых иногда так не хватает в жизни.

    Нравственной проблемой рассказа Распутина Уроки французского является поиск ответа на вопрос, что такое нравственность. Фабула событий показывает, что совесть и мораль на стороне директора школы: он увольняет учительницу французского языка за азартную игру на деньги с учеником, при этом совершенно искренне выражая крайнее возмущение таким поведением. Но этот человек, слепо следующий готовым нормам, сверху спущенным директивам, не в состоянии понять, что любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее догм. Лидия Михайловна поняла, что полуголодный мальчик из гордости не примет от нее помощь напрямую, поэтому предлагает ему сыграть в игру, которая давно уже стала источником заработка героя. Поведение педагога дает понимание того, что нравственность часто выходит за границы общепринятых норм, а иногда и перечеркивает эти нормы во имя спасения человека.

    Главной нравственной проблемой этого рассказа является вопрос о том, как остаться человеком, если все в жизни не так просто и красиво, как хотелось бы. Тяжелые послевоенные годы, мальчик поехав учиться в город временами оказывается совершенно без денег и ему не на что купить даже молоко. От безысходности он начинает играть на деньги и сталкивается с жестокостью сверстников, с завистью, с подлостью и предательством. Это негативная сторона жизни, которую пришлось узнать герою.

    И как противовес показана добрая и понимающая учительница, которой необычайно жалко голодного и оборванного мальчика и которая не может ему помочь открыто – ведь из гордости мальчик не принимает ее помощи. Но сочувствие – прекрасное чувство и учительница находит выход, она сама начинает играть с учеником на деньги. Безнравственно ли это, или это еще один урок, который дает не по годам мудрая учительница своему ученику? Мне кажется что второе. Вряд ли главный герой был таким наивным, чтобы не понимать, что учительница вовсе не из азарта решила играть в чику. Он видел, что ему стараются помочь, но пытаются обставить эту помощь таким образом, чтобы не обить юношеское самолюбие и максимализм.

    И конечно добро оказалось наказуемым – учительницу увольняют. И в этом еще одна нравственная проблема – если стремишься помогать другим бескорыстно, надо быть готовым к тому, что за это придется расплачиваться самому. И только по настоящему добрый человек может пойти на такую жертву.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Комарова Лариса Александровна

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Подготовка к проекту: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.

Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре.

Личностные УУД: формировать целостное мировоззрение;самоопределяться; уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам;формировать нравственные качества ребёнка такие, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам; развивать творческие способности учащихся.

Материально-техническое обеспечение: УМК «Литература.6 класс» под ред. В.Я.Коровиной», раздаточный материал, презентация, компьютер.

Эпиграф к уроку: . Л.Н.Толстой

Основные

этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Этап мотивации, актуализации знаний

1. “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после”.

Откуда эти строки?

Школа, учитель, ученики…Эти понятия связаны между собой?

С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?

Что значит автобиографическое произведение?

2. Организация повторения ранее изученного материала в форме

теста «Да-нетка».

3. Организация взаимопроверки в парах с помощью компьютера.

Есть ли пара, безошибочно справившаяся с тестом? Что вызвало затруднение?

С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина “Уроки французского”

Ответы учащихся

Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Школа не может существовать без учителей и учеников.

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения ученика с молодой учительницей.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенный тест.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку в парах по слайду презентации.

Пара учеников отвечает на вопросы класса.

Класс оценивает работу пары.

Организовывать работу в паре.

Высказывать своё мнение.

Этап

проблематизации

1.Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает ответить на вопрос:

Каким необычным способом Лидия Михайловна помогает герою рассказа?

2.Учитель предлагает для просмотра эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского» и организует побуждающий диалог , подводящий учеников к проблемной ситуации:

Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны?

Вы так же оценили её поступок?

3.Учитель заостряет внимание класса на возникшей проблемной ситуации и предлагает её разрешить, но прежде сформулировать проблемный вопрос урока.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Пара учеников знакомит класс с толкованием лексического значения слов «преступление», «растление», «совращение», прозвучавших в речи директора (проведена предварительная работа с толковым словарём С.И.Ожегова).

Учащиеся высказывают первичную эмоциональную реакцию, в большинстве ответов не совпадающую с мнением директора школы, и таким образом возникают две точки зрения на поступок учительницы.

Учащиеся формулируют учебную проблему как вопрос «

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать работу в паре, группе

Высказывать своё мнение.

Этап

целеполагания и планирования

Учитель организует диалог, направленный на самостоятельное планирование деятельности:

Итак, какова цель сегодняшнего урока?

Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, что вы должны знать о героине рассказа?

Как вы думаете, двигаясь по намеченному плану, найдём ли мы ответ на проблемный вопрос?

Готовы ли вы сформулировать тему урока?

Версии учащихся выстраиваются в план-характеристику литературного героя.

1. Портрет.

2. Речевая характеристика.

5. Черты характера.

Учащиеся могут предложить рабочий вариант темы и скорректировать её в конце урока.

Планировать деятельность.

Этап

концептуализации и моделирования

1.Учитель организует работу в парах, направленную на анализ профессиональных и личных качеств Лидии Михайловны.

2.Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (мнения), организует их обсуждение.

3. Учитель организует работу в группах по вопросам:

4.Выслушав ответы каждой группы, учитель организует итоговое обсуждение по вопросам:

Определите главное свойство доброты.

Как поступил директор школы с учительницей? Чем он руководствовался?

Если первая посылка была знаком помощи способному, но голодающему ученику, и от неё была практическая польза, то символом чего стала вторая посылка ?

5.Учитель предлагает сыграть в приём «А если бы »:

«А если бы во второй посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нём было бы написано?»

6. Учитель просит провести обобщение и ответить на проблемный вопрос урока: «Считаете ли вы поступок Лидии Михайловны преступлением?»

Пара учеников знакомит класс с прототипом образа Лидии Михайловны.

Учащиеся в паре выполняют индивидуальные задания на карточках, связанные с определением профессиональных и личных качеств Лидии Михайловны в предложенных им художественных отрывках.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу качеств героини (прием "Фишбоун") вывешиваются карточки с названиями соответствующих качеств: доброта и душевная чуткость, красота и обаяние, внимание к ученикам, щедрость, честность, справедливость, настойчивость, умение признавать собственные ошибки, умение в душе оставаться ребёнком, чувство человеческого достоинства.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Обращение к эпиграфу урока, его толкование.

"Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях" Л.Н.ТОЛСТОЙ).

2-3 ученика читают придуманное письмо учительницы, а класс отвечает на вопрос: «Удачной ли получилась творческая работа?» (оценка класса)

Учащиеся формулируют ответ на проблемный вопрос урока.

Работать по плану, сверяясь с целью.

Сравнивать.

Излагать своё мнение.

Организовывать работу в паре.

Умение работать в группе.

Высказывать свою точку зрения

Этап

конструирования

Лучшие качества современного учителя: знание предмета, справедливость, гуманизм, доброта и душевная чуткость, трудолюбие и ответственность(итоги анкетирования учащихся 6 класса)

Учитель задает вопрос:

Какие качества объединяют Лидию Михайловну и современного учителя?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.

Учащиеся корректируют формулировку и рождается тема урока: Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Представлять информацию в разных формах.

Сравнивать.

Этап рефлексии

1.Учитель организует проверку выполненных заданий

2. Кому тема урока показалась интересной, важной?

Какая пара (группа) довольна своей работой на уроке?

Работу какой пары (группы) вы отметили бы особенно?

Закончите предложение:

1) На уроке мне было…

2) Я узнал(а)…

3) Я научился….

Учащиеся самостоятельно заканчивают предложенную фразу: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Чтение нескольких работ.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся выставляют отметку паре или отдельному ученику.

Ученики высказывают свое мнение, оценивая свое участие на уроке.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Создавать устные и письменные тексты.

Домашнее

задание

Учитель объясняет домашнее задание. Тема проекта: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Учитель предлагает варианты.

Защитить проект можно:

1)оформить стендовый доклад,

2) выпуск стенгазеты,

3)подготовить презентацию,

1.Письмо директору школы.

Создавать устные и письменные тексты, работать в группе, создавать презентации, оформлять стендовые доклады, выпускать стенгазеты.

Приложение 1

Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» 6 класс.

1. Название произведения говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о любимых уроках французского б) рассказ об уроках нравственности и доброты в) история дополнительных занятий по французскому языку г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2. Определите жанр произведения

а) быль б) рассказ в) роман г) повесть

3. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..

а) сравнениями б) эпитетами в) гиперболами г)олицетворениями

4. Рассказчик играл в «чику», чтобы

в) каждый день покупать молоко г) платить за дополнительные занятия

5. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс

а) в 1949 году б) в 1948 году в) в 1958 году г) в 1955 году

6. Истинный смысл игры в «замеряшки»

а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка б) помощь учительницы способному, но голодному ученику в) желание учительницы вспомнить детство г) стремление ученика развлечься

7.По какому предмету у героя была тройка

а) по алгебре б) по физике в) по русскому языку г) по французскому языку

8.На берегу какой реки жил герой рассказа

а) Волга б) Днепр в) Ангара г) Енисей

9. Сколько стоила баночка молока

а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек

10. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги

а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом

11. Герой дал обещание не играть на деньги

а) он его не давал б) он не сдержал обещание в) он сдержал обещание

12. Почему героя жестоко избили

а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть г) он стал играть лучше всех и выигрывал

13. Какой продукт был в посылке

а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны

14. Сколько лет было Лидии Михайловне

а) 35 б) 40 в) 24 г) 30

15.Кто вошёл в комнату , когда герой с учительницей играл на деньги

а) директор б) завуч в) соседка г) мама героя

16.Где раньше жила учительница?

а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье

17. Сколько лет в школе работал директор

а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет

18.Как закончилось произведение?

а) учительница уехала б) учительница осталась

в) учительница перешла в другую школу г) учительница скончалась

приложение 2

План-характеристику литературного героя.

1. Портрет.

2. Речевая характеристика.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

5. Черты характера.

6. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

приложение 3

1гр.- Может ли человек с такими высокими моральными качествами совершить безнравственный поступок, преступление?

2 гр.- Почему учительница решилась на игру в «пристенок» со своим учеником? (Нравственно ли это?)

3 гр.- Какое название поступку Лидии Михайловны дали бы вы? В чём доброта учительницы?

4 гр.- Назовите принципы доброты по Распутину. Какой из этих принципов работает в этом рассказе?

приложение 4

Д-З Тема проекта: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Учитель предлагает варианты.

Защитить проект можно:

1)оформить стендовый доклад,

2) выпуск стенгазеты,

3)подготовить презентацию,

4)написать сочинение по темам:

1.Письмо директору школы.

2.Учитель, которого я выбираю…

3."Не смейте забывать учителей…"

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

Год написания — 1987

Жанр — рассказ

Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.

Идея «Уроки французского» : самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день. Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек». Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Нравственное значение рассказа Распутина - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты - харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно - время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома. Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, обозначаются нравственные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по теме

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Учитель Шалиманова С.В.

2012 год

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с:

некоторыми чертами личности писателя,

главными темами его творчества,

историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»).

Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала « Роман-газета ». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

3.Работа с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)

4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ . Обратимся к словарю .

5 . Беседа по вопросам.

Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

На какие две части можно разделить рассказ?

Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик) .

Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова . («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности. ).

Что роднит её с главным героем рассказа?

А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой ?(Честным и принципиальным.)

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и

решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она

специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию

Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

- А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

6.Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»