Жизненные правила для музыкантов. Роберт Шуман









1 из 8

Презентация на тему: Роберт Шуман

№ слайда 1

Описание слайда:

Роберт Шуман Роберт Шуман (нем. Robert Schuman; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених (сейчас один из городских районов Бонна) - немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов эпохи романтизма. Подготовил ученик 10 класса МОУ Ильинской СОШ Белов Иван

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта. Дом Шумана в Цвиккау

№ слайда 3

Описание слайда:

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело к беде: форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на длительное лечение, рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий - «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства. Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау

№ слайда 4

Описание слайда:

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой -Кларой Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне. Роберт и Клара, 1847

№ слайда 5

Описание слайда:

Творчество Роберт Шуман, Вена, 1839 Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. НаследникФ. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

№ слайда 6

Описание слайда:

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). Могила Роберта и Клары Шуман

№ слайда 7

Описание слайда:

К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро Почтовая марка ГДР, посвящённая Р. Шуману, 1956, 20 пфенингов (Михель542, Скотт 304) В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

№ слайда 8

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Посвящается 200-летию со дня рождения немецкого композитора и музыкального писателя

Роберт Шуман немецкий композитор 8.6.1810 - 29.7.1856

Дом Шумана в Цвиккау

В музее Шумана в Цвиккау Музыкальная комната композитора

Родители композитора Август Шуман Иоганна Христиана Шуман

Раннее творчество Р.Шумана В 6 лет начал сочинять музыкальную хоровую и оркестровую музыку. С семи лет он начал брать уроки фортепиано. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. В то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Первая встреча с Кларой Она была одета во все белое: из под пышной юбочки с оборочками, выглядывали обшитые кружевом панталончики. Большой белый бант на макушке делал ее головку похожей на бабочку. Она была так мала, что с трудом доставала ножками до педали. Ей было 9 лет.

Фортепианные произведения: Вариации на тему Abegg . «Бабочки» 1829-1831 гг. «Карнавал», 1834-1835 гг. «Танцы давидсбюндлеров», 1837 г. «Фантастические пьесы»,1837 г. «Детские сцены»,1838 г.

«Детские сцены», (1838г.) Это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл - «отражение прошлого глазами старшего и для старших». Из семейного фотоальбома Шумана

«Детские сцены» (названия являются деликатными указаниями для исполнения и толкования) 1. О чужих странах и людях 2. Забавная история 3. Горелки 4. Просящее дитя 5. Полное удовольствие 6. Важное событие 7. Грёзы 8. У камина 9. Верхом на палочке 10. Не слишком ли серьезно 11. Пугало 12. В дремоте 13. Слово поэта

1. О чужих странах и людях

2. Забавная история

3. Горелки Гоpи, гоpи ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле, Едут там тpубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды гоpят, Жуpавли кpичат: - Гу, гу, убегу. Раз, два, не воpонь, А беги, как огонь!

4. Просящее дитя

8. У камина Из фортепианного цикла «Детские сцены»

9. Верхом на палочке

11. Пугало

13. Слово поэта Из фортепианного цикла «Детские сцены»

Будущие супруги Клара Вик и Роберт Шуман

Свадебный подарок Кларе «Мирты» - цикл из 26 песен «Посвящение» - первая песня цикла Ты мое сердце и душа, Ты так добра и хороша, Что для меня ты все – и сладость, И горечь слез, и жизни радость…

Клара – известная пианистка Клара включала в программы произведения выдающихся композиторов и малоизвестного тогда композитора Роберта Шумана

Путешествие в Россию

Сборник музыкальных произведений

«Альбом для юношества», (1848г.) Веселый крестьянин Смелый наездник Дед Мороз Отзвуки театра Военный марш Весенняя песня Первая утрата Романс Странник

«Жизненные правила для музыкантов»

Их концерты проходили при переполненных залах Среди исполнителей музыки Шумана первое место принадлежало самой Кларе Шуман, верной спутнице великого композитора.

Последние годы Шумана Несмотря на тяжелую болезнь, Шуман продолжал сочинять музыку. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой композитор Брамс.

Памятник Р. Шуману в Цвиккау

40 лет без Роберта Восемь детей семьи Шуманов не помешали Кларе сочинять и блестяще исполнять выдающиеся произведения

Вместе навсегда

Почтовые марки ГДР, посвященные Р.Шуману, 1956 г.

Премия г. Цвиккау Премия Р. Шумана в области академической музыки присуждается с 1964 г. Лауреатами Международного конкурса имени Роберта Шумана были: Даниил Житомирский, Святослав Рихтер, Зара Долуханова, Павел Лисициан, Ольга Лосева и др.

К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро

Лучшие произведения Роберта Шумана вошли в «золотой фонд» созданий человеческого гения

Спасибо за внимание! Уркина С.Н., 2010 г.

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Звучит музыка в исполнении Евгения Кисина «Арабески» (Трек 1)

Здравствуйте, уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора-романтика и музыкального писателя Роберта Шумана. В 2010 г. вся музыкальная общественность отмечает 200-летие со дня его рождения.

Шуман вошел в историю музыки как мастер музыкального «портрета» и музыкального «рассказа».

Казалось бы, это очень разные, нечасто совместимые в творчестве одного художника склонности – к лирическому и описательному, глубоко личному и объективному. Но Шуман весь из контрастов – и как человек, и как художник. Он жадно интересуется жизнью («меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди»), и он же – замкнут, сосредоточен в себе. В нем уживаются бурная активность и редкая молчаливость. Именно Шуману, написавшему множество блестящих музыкально-критических статей, принадлежит известный парадокс: «Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». И наконец, если взять самое сокровенное в его музыке – лирику, она поражает контрастами «бури и натиска» и тихой, почти отрешенной мечтательности.

Слайд 2.

«По комплектации Роберт Шуман был статным, даже крупным. В его осанке в хорошие времена было нечто горделивое, величественное, исполненное покоя и достоинства, походка же, напротив, - обычно медленная, бесшумная, как бы слегка и плавно покачивающаяся, нередко в своей комнате он ходил на цыпочках и непременно в фетровых туфлях. Глаза чаще всего опущены, полузакрыты, взор оживлялся лишь в беседах с близкими людьми. Черты лица в целом производили приятное впечатление. Самым характерным в его полном, круглом, цветущем лице, были глаза и тонко очерченный рот с обычно чуть вытянутыми вперед, как бы готовыми засвистеть губами. Над тупой формы носом высится крупный лоб, заметно раздававшийся к вискам. Вообще его голова с густыми и довольно длинными каштановыми волосами оставляла впечатление какой-то дюжести, чрезвычайной силы. Некоторая резкость черт обычно сглаживалась самым что ни на есть мягким и добродушным выражением лица» - так описывал Шумана его друг и биограф Вильгельм Василевский.

Слайд 3.

Шуман родился в провинциальном городке Цвиккау: одном из красивейших уголков старой Саксонии. В юные годы во время прогулок и особенно в минуты расставания с родным старым Цвиккау Роберт любил долгим взглядом окинуть свой город с высоты окружающих холмов. Вокруг необъятная ширь: зелень лугов, рощ, возделанных полей, мягкий волнистый рельеф гор и прихотливые изгибы реки.

Современный Цвиккау – один из крупнейших индустриальных центров Германии. Но еще сохранились чудесные уголки старого Цвиккау, позволяющие живо вообразить картины шумановской эпохи. Центр старого города – Мариенкирхе. Его своеобразная темно-малахитовая башня – образец саксонской поздней готики – видна почти отовсюду. Этот собор и сейчас еще кажется огромным, величественным. Под сводами Мариенкирхе играли выдающиеся мастера органного искусства. Черты далекой старины запечатлелись и на здании гимназии. Будто вросший в землю, массивный корпус некогда принадлежал монастырю. Цвиккау начала XIX в. – городок беден, влачит скудное материальное и духовное состояние.

Слайд 4.

До наших дней сохранился дом, в котором родился Роберт Шуман (в нем сейчас музей композитора). Другой, где он и его семья жили с 1817 года, разрушен во время второй мировой войны.

Слайд 5.

Отец Роберта – Август Шуман – был человеком, страстно любящим литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Прекрасные книги окружали Роберта с детства.

Литературную одаренность он унаследовал от отца. Музыкальную же, по-видимому, от матери Иоганны Христианы, которую друзья называли «живое собрание арий»: в молодости она любила петь.

Слайд 6.

Роберт рос счастливым, беззаботным ребенком. Он восторгался красивыми молитвами и стихами, любил собирать цветы в саду и подыскивать красивые гармоничные созвучия на рояле. Мальчиком Роберт сочиняет стихи, драматические пьесы, устраивает в доме театральные представления. В то же время он обнаруживает сильную склонность к музыке. Видя его постоянно что-то напевающим, родители приглашают учителя, с которым Роберт занимается с семи до пятнадцати лет.

Роберт сочиняет музыку и особенно любит импровизировать. Товарищи, собравшиеся вокруг него за роялем, восхищаются и весело смеются над тем, как остроумно изображает он их в своих музыкальных импровизациях. Так еще в детстве обнаружилась его удивительная способность - создавать музыкальные портреты.

В 1820 году он поступает в гимназию своего родного города и получает там общее образование. С этого времени перед взорами родителей и учеников развертывается его разностороннее дарование.

Отец Шумана отказывается от своих планов видеть сына литератором, и, несмотря на неудовольствие жены, считавшей судьбу музыканта весьма ненадежной, решает на следующий год отправить сына учиться к композитору Карлу Веберу. Однако Вебер тем временем уехал в Англию и больше не вернулся на родину. В Лондоне его настигла смерть.

А 10 августа 1826 года умер и отец будущего композитора, Август Шуман. Планы его остались неосуществленными.

Роберт был уверен в том, что его призвание – искусство, но еще сам не знал, чему посвятить свою жизнь – литературе или музыке.

Литература притягивала его так же сильно, как и музыка. 15-летний гимназист Шуман с увлечением организует школьный литературный кружок.

Круг чтения юного Шумана обширен. Древнегреческие авторы Гомер и Платон (сочинения которых он читает в оригинале и переводит на немецкий язык), английские – Шекспир и Байрон, итальянская поэзия эпохи Возрождения и, конечно, немецкие писатели. Среди последних – его любимейший на всю жизнь Иоганн Пауль Фридрих: писатель-романтик, печатавшийся под псевдонимом Жан Поль.

Слайд 7.

В 1828 году в доме друзей семьи Шуман Роберт знакомится с Фридериком Вик, который сыграет в жизни Шумана большую роль, и добрую, и злую. Вик – один из лучших в Германии преподавателей музыки. У него свой метод обучения игре на фортепиано, сочетающий строгость технической тренировки с глубиной подхода к искусству. Блестящее подтверждение достоинств его метода – успехи маленькой Клары, дочери Вика. Шуман берет уроки у Вика. Музыка – его отрада. Но вскоре он решает уехать из Лейпцига, чтобы продолжить занятия юриспруденцией в Гейдельберге.

Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта способствовали решению посвятить себя музыке.

Наступает 1830 год. Письма матери из Гейдельберга как будто радостны. Но однажды он пишет: «Меня иногда бросает в жар, когда я думаю о самом себе. Вся моя жизнь была двадцатилетней борьбой между поэзией и прозой или, скажем, между музыкой и юриспруденцией».

Он мягко упрекает мать за то, что она, пусть из добрых, с ее точки зрения, побуждений загораживала ему этот путь. «Шаткое будущее и ненадежный кусок хлеба» - вот доводы любящей матери против профессии музыканта.

Роберт просит мать написать в Лейпциг его учителю Фридриху Вику и прямо спросить, «что он думает обо мне и о моем жизненном плане».

Я выражаю готовность приблизительно за три года дать Вашему сыну образование, необходимое для того, чтобы он при его таланте и воображении стал одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов. (И далее в пяти пунктах Вик изложил условия, которые он ставит Роберту для достижения этой цели: необходимость упорных систематических занятий на фортепиано, теорией музыки и т.д.), - ответил господин Фридрих Вик госпоже Кристиане Шуман.

Пусть лучше вы увидите меня бедным и счастливым в искусстве, нежели бедным и несчастным в юриспруденции. Будущее – это большое слово.

Так, в тревоге, не одобряемый родными, вступил Роберт Шуман на тернистый и прекрасный путь музыканта.

Роберт Шуман поселился в доме Вика. С жаром принялся он за работу.

В 1831 году Фридерик Вик с Кларой выехали большую концертную поездку. Оставшись один, Роберт принялся заниматься с удвоенной энергией. Он хотел как можно быстрее развить свою фортепианную технику и придумал приспособление для выработки самостоятельности каждого пальца. Один из пальцев закреплялся при помощи петли в неподвижном состоянии на определенной высоте, другие в это время двигались. В конце он растянул сухожилия. Рука стала болеть. Врачи, обещание вылечить, компрессы, ванны. Терпеливое ожидание. И наконец, ужасное сознание – болезнь неизлечима. Никогда не быть Шуману «одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов», как обещал это его матери Фридерих Вик в памятном письме в Цвиккау.

В таком печальном положении Роберта спасло лишь сознание великих творческих сил, таящихся в нем. В тридцатые годы одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения. Многие страницы фортепианной музыки окрашены мотивами автобиографического характера.

Слайд 8.

Вариации на тему Abegg, 1830 г. (имя красивой девушки и одаренной пианистки - знакомой Шумана).

«Бабочки» 1829-1831 гг.

В «Бабочках» (1831) - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж. П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены. Композитор красочно повествует в звуках о молодости и поэзии, о красоте искусства и жизни, выразительными мелодиями лепит запоминающиеся образы.

В эпизодах «Бабочек» оживают и другие персонажи костюмированного бала. Коротенькие пьески рисуют то грустные, то мечтательные, а иногда очень забавные сценки. Последняя картина - разъезд гостей: маски постепенно расходятся, на опустевших ночных улицах замирают звуки народного немецкого танца, который в старину исполнялся на всех веселых праздниках; бьют башенные часы...

В течение 10 лет – с 1834 г. до 1844 г. Роберт работает в еженедельном «Новом музыкальном журнале», где большинство статей пишет и редактирует сам от имени Флорестана и Эвсебия. Под этими именами скрывается один человек – Роберт Шуман. Мечтательный Эвсебий и бурный Флорестан, оба они живут в его душе.

«Карнавал», 1834-1835 г.

В «Карнавале» с особой яркостью обнаруживается искусство Шумана создавать музыкальные портреты без помощи слова или сценического действия (как в камерно-вокальной или оперной музыке), одними только звуками фортепиано.

«Танцы давидсбюндлеров», 1837 г.

Давидсбюндлерами он считал всех близких ему по духу музыкантов настоящего и прошлого.

«Фантастические пьесы»,1837 г.

«Детские сцены»,1838 г.

Слайд 9.

«Детские сцены»,1838 г.

Этот цикл - одно из лучших фортепианных произведений композитора. Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить его под силу только очень зрелому пианисту, способному не только воспроизвести нотные знаки, но и проникнуть в сущность авторского замысла.

Миниатюры, входящих в цикл, - своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент на настроении, на эмоции.

Всякая музыкальная пьеса – это не просто мелодия, гармония, удобная аппликатура, внимательно прослушанные соотношения звуков, вдобавок поданные в «характере», «с темпераментом». В музыкальном сочинении таится безграничное содержание: в нем скрыты обстоятельства жизни композитора, и особенности быта его народа, закономерности его родного языка и специфика национального характера, могут отразиться исторические и философские идеи. В сущности уже несколько тактов могут вместить в себя целый мир. Разматывать этот сложный клубок скрытых смыслов – ответственная и увлекательная задача, стоящая перед исполнителем.

Слайд 10.

Оригинально задуман программный цикл из 13 пьес «Детские сцены» (1938 г.) как воплощение близкого Шуману мира детской фантазии и мечтаний, с забавными проделками и играми («Игра в жмурки», «Верхом на палочке») с неожиданными сменами радостного воодушевления («Счастливое довольство») и элегической грусти («Грезы»)

«Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома – странного, безумного, очень веселого – ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. – И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребенком“, – короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал Детскими сценами. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как Страшилка, У камина, Игра в жмурки, Просящее дитя, Верхом на палочке, О чужих странах, Забавная история и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать», – писал в 1838 году Роберт Шуман своей будущей жене Кларе Вик.
Среди сложнейших фортепианных опусов Шумана «Детские сцены» выделяются кажущейся легкостью и безыскусностью. Однако этот цикл стал для Шумана одним из своих любимейшими сочинений. Давая название пьесам, Шуман прежде всего сделал акцент на эмоции, связанные с тем или иным образом: «Названия возникали, конечно, позднее и, в сущности, являются не чем иным, как деликатными указаниями, которые предназначены для исполнения и толкования».
Интересно, что именно в цикле «Детские сцены» композитор в большей степени видел поэтическую сущность своего романтического миросозерцания.

Слайд 11.

В музыке присутствует и момент личного сопереживания и участия: в полном чарующей таинственности рассказе.

Мир детства и его соприкосновение с поэзией дальних странствий – несомненно, эта тема глубоко занимала Шумана. Недаром пьесой «О чужих странах и людях» открывается его цикл «Детские сцены».

Звучит пьеса «О чужих странах и людях».

Название №1 могло быть и другим, образ пьесы более обобщенный – сосредоточенность и самозабвенность детской мечты . Ласковая и светлая мелодия в первом же такте окрашивается очень характерной для Шумана гармонией, вносящей элемент «чудесного», романтически манящего.

Слайд 12.

В некоторых пьесах можно ощутить обаяние шумановской доброй, но слегка ироничной улыбки («Забавная история», «Важное событие»)

Звучит пьеса «Забавная история».

Слайд 13.

Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви».

Правила игры

Для игры выбирается открытое место - лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка ).

Играющие нараспев говорят слова.

После слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. Очевидно, что игра имитировала похищение невесты.

Звучит пьеса «Горелки».

Слайд 14.

Ненавязчиво повторяющимися фразами мольбы и вопросительной интонацией робкой надежды удивительно достоверно выражает композитор смысл пьесы «Просящее дитя».

Звучит пьеса «Просящее дитя».

Слайд 15.

Теплотой и проникновенностью шумановского лиризма, лишенного всякой сентиментальности, окрашены многие страницы «Детских сцен», но особой поэзией отмечены вокальные по своей природе мелодии «Грез» и пьесы «Почти серьезно».

Близкий и еще более романтически приподнятый образ пьесы «Грезы», самой популярной в цикле и принадлежащей к жемчужинам шумановского мелодизма. Замечательно, как в этой пьесе, несмотря на квадратность построения, свободно и «бесконечно» льется мелодический поток, как подхватывается и усиливается он побочными голосами (не случайно пьеса так естественно звучит в переложении для хора) и как естественно, «густо» сплетается вся ткань пьесы, что отнюдь не отнимает у нее лирической непосредственности почти импровизационного плана.

Звучит пьеса «Грезы».

Слайд 16.

Дар Шумана к портретной характеристичности зарисовок, конкретному изображению наблюдаемых явлений обнаруживает себя в передаче атмосферы уютного зимнего вечера и задушевной доверительной беседы («У камина»)

Щелкнуть двойным на значке музыкальном. Звучит фрагмент открытого урока педагога Б.М. Берлина.

Слайд 17.

Пьеса-игра: «Верхом на палочке» в «Детских сценах» чисто характеристического плана.

Звучит пьеса «Верхом на палочке».

Слайд 18.

Пьеса «Пугание» - вначале словно рассказ о чем-то сумрачном и странном, затем по-шумановски неожиданное вторжение музыки «пугания» - таинственной, мелькающей как тени на стене.

Слайд 19.

Финал цикла – «Говорит поэт» - послесловие от автора. Звучит мудрый тон размышляющего поэта («Слово поэта»).

Известно, что многие самые проникновенные страницы творчества Шумана посвящены Кларе: это она является композитору в «Грезах», о ней «Говорит поэт» в «Детских сценах».

«Мы перелистали с вами чудесные страницы детства, склоним же голову перед этой непреходящей красотой…» так или почти так можно истолковать полные благородства и величавой мысли последние строчки цикла.

Слайд 20.

12 сентября 1840 года – день свадьбы Роберта и Клары, прекраснейший и счастливейший, как отмечает Клара в своем дневнике. Пятилетний период жизни Шумана биографы называют «периодом борьбы за Клару».

«Счастливейший» 1840 год в творчестве Роберта Шумана становится годом песен.

Слайд 21.

Свои первые песни он написал в ранней юности, но потом долго не обращался к этому жанру. И вот теперь за один только год он создает около 140 песен! Тут и отдельные произведения, и песенные циклы – «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.

В 1843 году после триумфа оратории «Рай и Пери» Вик присылает Роберту примирительное письмо.

Слайд 22.

Инструмент Клары стоял в самой отдаленной комнате, двери которой были обиты толстым войлоком. Все же звуки рояля долетали до ушей Роберта, отвлекая его от работы. Кларе приходилось играть только в его отсутствие.

Но постоянное творческое общение с Робертом расширило ее кругозор, ее исполнение много выиграло в смысле глубины и серьезности.

Слайд 23.

В начале 1844 года Клара и Роберт предпринимают большое концертное путешествие: они направляются в далекую Россию. Щелчок. (Кремль)

И в Петербурге, и в Москве Роберт и Клара с увлечением рассматривали исторические и архитектурные памятники. Щелчок. (Храм Василия Блаженного)

Немало было и музыкальных впечатлений. В московском Большом театре они слушали оперу Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и отметили «счастливо одаренную музыкальную натуру» ее автора. Щелчок. (Большой театр)

Петербургская придворная певческая капелла показалась им «самым прекрасным хором», какой когда-либо приходилось слышать. (4 щелчка неторопясь, 4 картинки)

Слайд 24.

И вот они дома. Шумана все более тревожат бессонница, головная боль, врачи советуют сменить обстановку. Они переезжают в столицу Саксонии Дрезден.

Слайд 25.

Душа художника многогранна. Шуман пишет серию маленьких фортепианных пьес. Это его знаменитый «Альбом для юношества». Первую пьеску «Альбома» он написал ко дню рождения старшей дочери Марии.

Звучит пьеса «Дед Мороз», №20.

Звучит пьеса «Веселый крестьянин», №18.

Слайд 26.

Для юных музыкантов Шуман написал еще «Жизненные правила для музыкантов». Вот некоторые из них:

«Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу».

«Изучи как можно раньше основные законы гармонии».

«Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента».

«Ученью нет конца».

Слайд 27.

В Дюссельдорфе освободилась должность городского «директора музыки» и муниципалитет города приглашает Шумана занять ее. В 1850 году их семья переезжает. В первые месяцы пребывания в Дюссельдорфе он пишет величественную Третью симфонию (Рейнскую). В ноябре 1853 года он вынужден уйти с поста дирижера из-за прогрессирующей болезни.

Слайд 28.

Шумана мучают слуховые галлюцинации: он слышит то непрерывно тянущийся звук, то странно прекрасную музыку, исполняемую какими-то неведомыми инструментами.

Шуман сам просит поместить его в больницу. С 4 марта 1854 года и до конца, последовавшего 29 июля 1856 года, он проводит в больнице.

Слайд 29.

Шуман умер в возрасте 46 лет. Похоронен на кладбище в Бонне.

Слайд 30.

Клара на 40 лет пережила Роберта.

Слайд 31.

Они захоронены в одной могиле.

Слайд 32.

В память о Шумане были выпущены почтовые марки.

Слайд 33.

Большинство рукописей и документов хранится в его Доме-музее в Цвиккау (Германия), где регулярно проводятся конкурсы пианистов, вокалистов и камерных ансамблей имени композитора.

Слайд 34.

В этом году была выпущена памятная серебряная монета.

Слайд 35.

В произведениях Шумана, теперь изданных и всем доступных, мы обладаем богатейшим сокровищем, из которого можно извлечь множество прекрасного, а своими созданиями и деятельностью Шуман подтвердил свои же слова: «Озарять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!»

Звучит музыка Шумана диск 36, 56, №10 концерт ля-минор.

Слайд 36.

Благодарю всех за внимание.


Посвящается 200-летию со дня рождения немецкого композитора и музыкального писателя

Роберт Шуман немецкий композитор

8.6.1810 - 29.7.1856

Дом Шумана в Цвиккау

В музее Шумана в Цвиккау

Музыкальная
комната
композитора

Родители композитора

Иоганна Христиана Шуман
Август Шуман

Раннее творчество Р.Шумана

В 6 лет начал сочинять музыкальную
хоровую и оркестровую музыку. С семи лет
он начал брать уроки фортепиано. Первой
смелой попыткой Шумана было то, что он на
двенадцатом году своей жизни сочинил
инструментальную и хоровую музыку
на 150-й псалом. В то время он не имел ни
малейшего понятия о теории композиции.

Первая встреча с Кларой

Она была одета во все
белое: из под пышной
юбочки с оборочками,
выглядывали обшитые
кружевом панталончики.
Большой белый бант на
макушке делал ее
головку похожей на
бабочку.
Она была так мала, что
с трудом доставала
ножками до педали.
Ей было 9 лет.

Фортепианные произведения:

Вариации на тему Abegg.
«Бабочки» 1829-1831 гг.
«Карнавал», 1834-1835 гг.
«Танцы давидсбюндлеров», 1837 г.
«Фантастические пьесы»,1837 г.
«Детские сцены»,1838 г.

«Детские сцены», (1838г.)

Это музыка для взрослых,
не желающих забывать
свое детство. По
словам самого автора,
этот цикл -
«отражение прошлого
глазами старшего и для
старших».
Из семейного
фотоальбома Шумана

«Детские сцены» (названия являются деликатными указаниями для исполнения и толкования)

1. О чужих странах и
людях
2. Забавная история
3. Горелки
4. Просящее дитя
5. Полное
удовольствие
6. Важное событие
7. Грёзы
8. У камина
9. Верхом на
палочке
10. Не слишком ли
серьезно
11. Пугало
12. В дремоте
13. Слово поэта

1. О чужих странах и людях

2. Забавная история

3. Горелки

Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле,
Едут там тpубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды гоpят,
Жуpавли кpичат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воpонь,
А беги, как огонь!

4. Просящее дитя

7. Грезы

8. У камина

Из фортепианного цикла
«Детские сцены»

9. Верхом на палочке

11. Пугало

13. Слово поэта

Из фортепианного цикла
«Детские сцены»

Будущие супруги

Клара Вик
и
Роберт Шуман

Свадебный подарок Кларе «Мирты» - цикл из 26 песен

«Посвящение» первая песня цикла
Ты мое сердце и душа,
Ты так добра и хороша,
Что для меня ты все – и
сладость,
И горечь слез, и жизни
радость…

Клара – известная пианистка

Клара включала в
программы
произведения
выдающихся
композиторов и
малоизвестного
тогда композитора
Роберта Шумана

Путешествие в Россию

Сборник музыкальных произведений

«Альбом для юношества», (1848г.)

Веселый крестьянин
Смелый наездник
Дед Мороз
Отзвуки театра
Военный марш
Весенняя песня
Первая утрата
Романс
Странник

«Жизненные правила для музыкантов»

9-й император всероссийский. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора. Заговор и смерть. Ещё в детстве Павлу пришлось пережить сильнейшие потрясения. План. Личность императора. Изначально планировалось свержение Павла. Запретил выезд молодых людей за границу на учёбу. Павел отменил петровский указ.

«Наполеон Война и мир» - Наполеон. Отечество. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Законченное проявление культа личности, мания величия. Европа. Самовлюбленность, высокомерие, тщеславие. Равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм. Россия. Сатирические краски при описании портрета Наполеона. Л.Н.Толстой. Кутузов и Наполеон.

«Модель бизнес-плана» - Заполненная карта. Исследование и анализ рынка. Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания. Клиенты. Структура издержек. Венчурные инвесторы. Документ, описывающий основные этапы создания бизнеса. Организационный план. Краткое изложение основных положений. Взаимосвязи между бизнес-моделью и стратегией.

«Поэт Блок стихи» - На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Здесь еще помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым. Кабинет поэта. Последнее фото А.А.Блока. Родители Александра Блока. Письменный стол в кабинете поэта. Соловьев. Все здесь, начиная с деда ботаника, писали и переводили в стихах и в прозе.

«Сетон-Томпсон о животных» - «Посылаю тебе замечательного щенка. Из текстов рассказов выбрали цитаты, характеризующие главных героев – животных. ЖИВОТНЫЕ - ГЕРОИ РАССКАЗОВ Э. Сетона-Томпсона. «Снап». Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. «Лобо». Взяли рассказы Э. Сетона-Томпсона «Лобо», «Снап (История бультерьера)». Рассказы Э. Сетона-Томпсона открывают для читателей новый, неведомый мир животных.

«Влияние зубной пасты на зубы» - Изучение влияния зубной пасты. Кислоты разрушают зубную эмаль. Оборудование. Влияет ли зубная паста на прочность зубов. Гипотеза исследования. Рекомендации по сохранению зубов. Изучение строения зубов. Больные зубы не угрожают жизни. Болезни зубов. Строение зубов.

Всего в теме 23687 презентаций

Роберт Шуман. Мечта о недосягаемом

Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному. Композитор окончил свои дни в лечебнице для душевнобольных...

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли успешно, но, несмотря на это, он все время боялся разориться, потерять капитал. Мать Роберта Шумана также не отличалась крепким психическим здоровьем, нередко пребывая в состоянии «слезливой сентиментальности». Атмосфера родительского дома не могла не повлиять на будущего композитора - он рос мнительным, замкнутым мальчиком.

В шесть лет Шумана отдали в частную школ у Дёнера, семи лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году, побывав вместе с отцом на концерте пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт принял решение стать профессиональным музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в ответ. Они прочили сыну совсем другую будущность и не могли предположить, что музыка станет для него чем-то большим, чем просто детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать приятное своему баловню (Роберт был младшим в семье), приглашал в дом музыкантов-любителей. В гостиной Шуманов часто звучали произведения Гайдна, Вебера и других выдающихся композиторов (преимущественно - немецких).

Шуман, между тем, еще и сам толком не знал, по какому пути ему следует идти. Его порывистая натура не позволяла ему остановиться на чем-либо одном. Да, в девять лет он заявил, что станет музыкантом. Теперь ему шестнадцать, и он со страстью пишет стихи (а также романы и трагедии), вдохновляясь творениями Шиллера, Байрона и Вальтера Скотта. Подлинным же его кумиром стал позабытый ныне любимец немецких романтиков Жан Поль. Восемнадцати лет от роду Шуман говорил: «Я еще не знаю, кто я. Думаю, у меня есть воображение... Я точно не мыслитель: я никогда не могу сделать логическое заключение. А рожден ли я поэтом (ведь стать им невозможно), решать потомкам».

Юность композитора была омрачена двумя тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а затем, вследствие долгой психической болезни, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти сестры он увидел еще и своеобразное предостережение себе самому (известно, что композитор всю жизнь боялся сойти с ума).

Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману было невыносимо. Утешения он искал в поездках, много путешествуя по немецким городам. А в 1828 году юноша поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Таков был исход долгой борьбы с матерью и опекуном, которые настаивали на том, что Роберту необходимо, в конце концов, «заняться делом». Борьба «между поэзией и прозой» (говоря словами самого композитора) закончилась победой – пусть временной и внешней - прозы. Сыновний долг Шуман выполнял, впрочем, не очень-то усердно. Юриспруденция не привлекала его, казалась ему слишком «низменной материей».

С куда большим рвением он предавался занятиям совсем другого рода - много общался с лейпцигскими музыкантами, брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика. Благодаря Вику Шуман достиг больших высот исполнительского мастерства, но в 1832 году ему пришлось отказаться от мечты стать пианистом виртуозом. Желая достичь совершенства в игре на фортепиано, он сконструировал особое приспособление для тренировки безымянного, самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока не изувечил. Правая рука оказалась практически парализованной. О публичных выступлениях теперь нечего было и думать.

В 1830 году Шуман бросил университет и стал домашним учителем в семье Фридриха Вика, очень заботившегося о музыкальном образовании своих детей. Особенно талантливой ученицей оказалась Клара Вик – в одиннадцать лет она уже блестяще выступала как пианистка. Примерно в это же время Шуман становится автором почтенной «Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество продолжалось недолго - после восторженной публикации о мало кому известном тогда Шопене, именно в ней прозвучали знаменитые слова: «Шапки долой, господа, перед вами гений!» Шуман был уволен. Нельзя сказать, что он сожалел об этом.

Слишком расходились бюргерские взгляды «Всеобщей музыкальной газеты» с его собственными воззрениями на искусство. Критики газеты толковали о «приятности», Шуман – о серьезности и возвышенности. В своих предпочтениях он не был одинок, вскоре вокруг него образовался кружок единомышленников. «Каждый вечер, - рассказывал сам композитор об этом кружке, - как бы случайно сходились несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но, тем не менее, здесь происходил взаимный обмен мыслями о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью». Как правило, страстные разговоры молодых людей сводились к одной теме - упадку современной музыки и поэзии. «Однажды, - продолжает Шуман свой рассказ, - молодым горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства».

Результатом этого решения стало основание «Нового музыкального журнала». Подчеркивая направленность своего издания, Шуман снабдил его девизом «Молодость и движение», а эпиграфом к первому выпуску поставил шекспировскую фразу: «Лишь те, кто пришел посмотреть веселенький фарс, будут обмануты». Композитор был весьма чутким музыкальным критиком - одним из первых он приветствовал творчество Брамса, Листа, Берлиоза. Журнальная деятельность, впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно в 1830-е годы он создал свои лучшие фортепианные циклы.

В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик, выросшей к этому времени из девочки-вундеркинда в красивую молодую женщину. Нужно сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не потому, что желал для дочери более состоятельного и благополучного супруга. Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала концертную деятельность и была свободна от семейных обязательств.

Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая пора их брака стала самым счастливым временем в жизни Шумана. Клара родила Шуману восьмерых детей, однако не оставила музыкальной карьеры. Муж был ей предан и буквально оживал в ее присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли, впадал в депрессию и много пил.

В 1840 году он пишет свои лучшие песенные циклы, в 1841-м - четыре крупных симфонических произведения, в 1842-м – несколько квартетов и квинтетов. А в 1843 году композитор написал ораторию «Рай и Пери». Шуманы много гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже в России, хотя здесь большая часть лавров досталась Кларе, блестящей пианистке и очаровательной женщине, а не Шуману, ее угрюмому спутнику). Но уже и в эти, казалось бы, безоблачные годы начинает давать о себе знать тяжелое психическое расстройство, сведшее, в конце концов, музыканта в могилу. Временами Шуман становится замкнутым, раздражительным. Только Клара может удержать его от необдуманных поступков. Композитору становится все труднее общаться с людьми.

В 1843 году он пытается вести в консерватории Лейпцига классы композиции и чтения партитур, но преподавательская деятельность мучительна для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844 году он прекращает работу в своем журнале.

Шуманы в поисках уединения переезжают в Дрезден. Но и здесь психическое состояние композитора продолжает ухудшаться. Через несколько лет Роберт Шуман в последний раз пробует «включиться» в общественную жизнь – становится дирижером городского оркестра в Дюссельдорфе. Но взаимопонимания с оркестрантами Шуману достичь не удается, и он вновь оказывается в одиночестве.

В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля 1856 года композитор умирает в частной клинике для душевнобольных.

«Разум ошибается, чувство - никогда»,- говорил Шуман.
Эту «максиму» он последовательно воплощал во всех своих произведениях.

Цикл «Детские сцены»

В 1838 году Шуман тайно обручился с Кларой, скрыв это от ее отца. В марте он написал ей, что совсем недавно сочинил тринадцать маленьких пьес под названием «Детские сцены» - нечто вроде воспоминаний о детстве. Не только прославленная пьеса «Грёзы», но и почти все остальные – настоящие маленькие шедевры. Под впечатлением музыки Шумана Чайковский написал свой «Детский альбом», в котором можно найти русский аналог почти каждой пьесы немецкого композитора.

Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54

Шумановский фортепианный концерт ля минор - один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия.

В 1841 году Шуман наконец-то внял призывам Клары сочинить нечто по-настоящему грандиозное. На одном дыхании он написал две симфонии и «Фантазию» ля минор для фортепиано с оркестром, посвятив последнюю жене.

Клара Шуман была самой горячей поклонницей таланта своего мужа и с удовольствием исполнила «Фантазию» ля минор. Однако композитор не был ею вполне доволен и на некоторое время отложил работу. В 1845 году он прибавил к ней ещё две части, тем самым превратив ее в полномасштабный концерт.

Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом Лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.

Публика привыкла к несколько иной трактовке фортепианного концерта, к виртуозным трюкам и встретила утончённое сочинение Шумана, скорее, равнодушно. Но по мере того как Клара на протяжении своей долгой жизни играла этот концерт снова и снова, он все больше нравился слушателям и вскоре прочно вошёл в репертуар пианистов. Его полюбили за богатство идей, теплоту и лиризм.

Романс « В сиянье теплых майских дней»

В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.

В сиянье тёплых майских дней
Звенело птичек пенье,
И я поведал милой
Любви моей томленье.

Этот цикл появился в том самом 1810 году, который обозначен в жизни Шумана как «год песен». В основе его лежат шестнадцать стихотворений Генриха Гейне, которые также вдохновляли Шуберта, Мендельсона и Листа. В стихотворении Гейне образ весны сливается с пробуждением юного, свежего чувства такого же естественного, радостного, поэтичного, как цветение майской природы, как звонкое пение птиц.

Романс « В сиянье теплых майских дней» передает состояние любви, томления, надежд и тревог, так хорошо знакомое самому Шуману, ведь он сам совсем недавно все это пережил. «Любовь поэта» один из самых знаменитых вокальных циклов Шумана. Композитор создал произведения, в которых текст и музыка звучат гармонично, дополняют друг друга.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, 2 часть, mp3;
Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, 3 часть, mp3;
Шуман. В сиянье теплых майских дней (на русском языке), mp3;
Шуман. В сиянье теплых майских дней (на немецком языке), mp3;
Шуман. Грёзы, mp3;
3. Статья, docx.