Актуальность проекта по ознакомлению детей татарской национальности. Ознакомление детей с культурой и традициями народов Поволжья

Как приобщить детей к татарской народной культуре

Файзуллина

Лилия Исмагиловна

Заведующая

Муниципальным

автономным дошкольным

образовательным учреждением

Ембаевским детским садом

комбинированного вида «Родничок»

Моя малая Родина.... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё!

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной власти.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Наше село многонационально. В нем проживает около 20 национальностей, но основное население татары, русские, немцы. Вот почему мы обратились к национальному воспитанию детей.

Данная тема особенно актуальна в наши дни в распад Советского Союза и сплетения национальных отношений в тугие узлы противоречий, которые никто не может разрешить: Чечня, Таджикистан, Армения, Грузия и другие республики.

Перед нами встал вопрос «как в условиях детского сада сохранить родной национальный язык и культуру?»


Свою работу мы начали давно, лет 12 назад.

Началось это с того, что выпускники детского сада, ушедшие в школу, большинство отказались посещать уроки татарского языка, причем дети не только из смешанных семей, но из чисто татарских. Вот тогда мы задумались, что же предпринять, чтобы вызвать у детей желание учить свой родной язык.

Разговаривая с детьми на одном языке, мы лишаем их этнической самоидентичности, прерываем связь поколений в семье, нарушаем культурно-языковые традиции.

Педагоги ответственны за судьбы детей и должны понимать необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни его подопечных.

Прежде чем приступить к работе мы изучили состав детей, посещающих детский сад по национальному признаку, провели анкетирование родителей.

Оказалось, что большинство детей в семьях общаются на русском языке , со сверстниками общение происходит тоже на русском языке.

На родительском собрании позиция родители нас удивила, большинство не собиралось обучать детей татарскому языку: «А зачем?»- спрашивали.

Пришлось убеждать родителей, что их дети должны знать свой родной язык, свою культуру.

Народ существует, пока существует язык .

Когда мы продумывали работу по данному разделу, было много споров и среди коллектива детского сада «Зачем - это нужно?»

Наш педагогический коллектив поставил задачу: - показать детям красоту национальной культуры через песни, национальные татарские танцы, сказки, игры, национальные костюмы, обычаи.

Тема для нашего коллектива была новой, не изученной, со своими трудностями. Как вести данную работу, чтоб не ущемить и работу по воспитанию интереса и к русской культуре, которая тоже пребывает в кризисе.


Прежде всего, составили план, в котором было предусмотрено:

· ознакомление с культурой татарского народа;

· ознакомление с татарским национальным орнаментом и обучение детей составлять узоры по его мотивам;

· устное народное творчество;

· знакомство детей с татарскими народными играми, танцами;

· создание условий.

Но чтобы не ущемить интерес к русской культуре, (ведь мы забыли исконно русские песни, нет наверно человека, который бы знал русскую народную песню от начала до конца, умел сплясать русскую, спеть частушки), мы решили данную работу вести параллельно

И начали эту работу с себя, с педагогического коллектива, с родителей.

Во-первых, изменили имена воспитателей и обслуживающего персонала, если вместо татарского имени Фирдаус была Фаина, а вместо Гузель - Галя, стали называть по имени отчеству по-татарски, обращали внимание на то, какие красивые эти имена.

Провели работу по созданию условий:

· создали в группе предметно-развивающую среду для успешного осуществления национального воспитания;

· на группе работает воспитатель со стажем работы и знанием татарского языка.

Группа была оформлена в татарском национальном стиле: орнамент по периметру, на центральной стене ковер с национальным орнаментом, подиум со столом и куклами из коробок в национальной татарской одежде, уголок ряженья из национальной одежды, фотографии в рамке детей в национальных костюмах, создан мини-музей. Была сделана выставка из образцов поделок: сапожок, фартук, колфак, национальная одежда, которую дети украшают, составляя национальные узоры;

· оформлены стенды «Село мое любимое, Ембаево мое!»

· создана символика села (герб и гимн).

Вместе с родителями дети рисовали достопримечательности нашего села, был оформлен стенд «Мы - будущее нашего села»

Детским садом установлена тесная связь с местным музеем, дети посещают музей, где экскурсоводы рассказывают детям об экспонатах. 9 мая стало традицией посещение музея, где детям рассказывают об участниках Великой Отечественной войны. На праздник, посвященный Дню Победы, приглашаем дедушек наших детей - участников ВОВ, и бабушек-тружеников тыла. Дети с удовольствием слушают их рассказы.

Сотрудники музея посещают детский сад, ансамбль созданный при музее знакомит детей со старинными народными песнями, принимают участие в проведении праздников «курбан-байрам», «Карга-ботка» - прилет птиц, «Сабантуй»

У детей дошкольников в двуязычном окружении оба языка усваиваются по принципу родного. Разница заключается в том, что ребенок должен соотносить язык говорящего на нем человека: кто на каком языке говорит - кто на языке папы, кто - мамы.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений ребенка в детском возрасте. Именно в дошкольные годы дети легко усваивают язык, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то это путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Развитие родной речи, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры.


Мы обучаем русскому языку как языку межнационального общения, а обучение татарскому языку как национальному языку данной местности.

Стали приучать детей прислушиваться к татарской речи.

Вместе с сотрудниками музея был проведен ряд занятий по ознакомлению с народным татарским творчеством: она приносила на занятия фартук, предлагала украсить его татарским национальным орнаментом, также проводили аппликацию сапожка

Пригласили бабушек на занятие, где они знакомили детей с национальными блюдами, стряпали и угощали детей пирогами.

На занятиях по изодеятельности подробно знакомили с татарским народным орнаментом. Ведущими задачами при этом являются:

· обогащение знаний детей о декоративном народном искусстве в жизни человека;

· формирование умения отличать своеобразие декоративного национального искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Мы познакомили детей с декоративными изделиями народного быта, национальными костюмами (тюбетейка, фартук, туфельки, сапоги-ичиги).

Нашей целью было вызвать интерес у детей к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их формы, красочность орнаментального оформления. Были показаны иллюстрации, на которых изображены полотенца, подушка, скатерть, коврик.

Мы делали с детьми аппликацию «Узоры на концах полотенца», «узор на фартуке».

У татарского народа орнамент обычно кладется на цветовой фон. Каждый узор в орнаменте его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свою легенду.

Оформили альбомы: «Наше - село», «Народно-прикладное искусство».

Дети слушали татарскую музыку, на утренниках сами исполняли татарские песни, танцы. Занятия по изодеятельности проводим по музыку, часто под татарскую.

Знакомим детей с произведениями татарских поэтов и писателей.

Особенно подробно мы знакомим с одним из первых зачинателей поэзии для детей М. Джалилем, была прочитана книга «Красная ромашка». Одна из улиц села Ембаево носит имя великого поэта. Знакомим детей с улицами села. Они названы в честь учителей школы Ахтямова, Биктимирова, Салихова. В деревне Тураево улица названа в честь героя Советского Союза.

Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народов в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению. Вопросы, ответы на которые требуют акцентирования на нравственные качества героев.

Анализируя и сравнивая русские народные и татарские пословицы и поговорки, дети узнавали, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность; осуждают трусость, ложь, жадность.

пословицы

татарские

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать

Не красна изба углами, а красна пирогами

Без Родины милой будешь птицей бескрылой

Родина любимая, что мать родная

Так постепенно пришли мы к обучению детей татарскому языку. Занятия проводим нетрадиционным методом - игра. Играя, учим песенки, считалки, прибаутки, стихи. Читаем сказки, считаем до 10.

Включаем в программы утренников, развлечений стихи и песни на татарском языке, пляски, хороводы. Приглашаем в гости бабушек, дедушек. Материал готовим сами: оформляем альбомы, дидактические игры, демонстративный материал.


Ребенок замечает, что рядом с ним люди такие же, как он и в тоже время отличные от него, рождается чувство значимости другого. Формируются начала нравственного сознания. Открытие своего «Я», он начинает осознавать, что он не похож на других. В тоже время возникает интерес к своей жизни (биография и жизнь близких ему людей)

Формирование культуры чувств.

Приобщаясь к миру национальной культуры, ребенок открывает для себя гамму чувств, эмоциональных оттенков, прослушивает напевные татарские мелодии, которые воспитатели включают при выполнении художественной деятельности.

Знакомясь с национальными костюмами, начинает переживать красоту национальной культуры, рождается культура чувств, развитие коммуникативности – умение общаться с взрослыми и сверстниками, приглашение в гости бабушек, дедушек.

Углубленно по данной теме у нас работает воспитатель, в свое время она прошла курсы по теме национального воспитания.

Сейчас коллективом детского сада составлена программа «Как приобщить детей к татарской национальной культуре», которая состоит из блоков:

· Твои корни, малыш;

· Наш любимый детский сад;

· Село родное милое, Ембаево моё;

· Национальная культура.

Все материалы блоков представлены у нас на стендах.

Весь материал основывается на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Наш детский сад по национальному признаку можно отнести двуязычному, большинство детей посещающих детский сад «дети с неродным русским языком»

Сейчас в Ембаево хлынул поток эмигрантов - беженцев из сопредельных государств: казахи, чеченцы, таджики, узбеки возникла другая проблема - в этих семьях дети говорят на родном языке и вообще не говорят по-русски.

Конечно, такой ребенок, попадая в среду, где родной язык не является основным, чувствует себя не комфортно, происходит отрыв ребенка от мамы, от привычной культуры и родного языка.

В детском саду другая еда, другие игры, другие правила поведения. Задача родителей и воспитателей объединить усилия для помощи ребенку при налаживании отношений со сверстниками. Воспитатели стараются, как можно скорей обучить таких дети русскому языку, влить их в коллективы групп, при этом выполнять требования программы.

Коллективу детского сада приходиться приложить все усилия, чтоб процесс адаптации прошел быстрее, и русский язык стал вторым родным языком.

Работу по национальному воспитанию нужно вести в 2-х направлениях: по ознакомлению с русской народной культурой и с татарской национальной культурой.

В связи с этим стоит задача воспитания двуязычной личности одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры. Чем больше детей вырастет в таких этнических семьях, тем тщательнее следует заниматься организацией их жизнедеятельности, помогать семьям и обществу не вступать в конфликт друг с другом, а мирно сосуществовать, обогащая свою жизнь культурным разнообразием.

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка.

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.

Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан.
IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты:

– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Виды деятельности по проекту.

№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1. Здоровье. Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья.
2 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.
3. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец.
4. Труд. Выполнение сезонных работ на участке.

Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа).

Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Работа на участке – выполнение сезонных работ.

Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми.

5. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по РТ, правилами безопасного поведения на водоемах;

знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами.

Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.
6. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.
7. Коммуникация. Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях.
8. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях.
9. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. Пополнение музея предметами быта разных народов.
10. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах.

Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.

№ п/п Время проведения. Народы. Возрастные группы. Объем знаний. Итоговые праздники.
1 Сентябрь Татарстана II младшая

Старшая Подготовительная

Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения).

Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства).

Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Сюмбеля.
2. Ноябрь России II младшая

Старшая Подготовительная

Пришла коляда – открывай ворота.
3. Январь Татарстана II младшая Каргатуй.
Башкортостана Старшая Подготовительная
4. Февраль Россия II младшая Масленица.
Башкортостана Старшая
Чувашии Подготовительная
5. Март Татарстана II младшая Толсур.
Чувашии Старшая
Удмуртии Подготовительная
6. Апрель России II младшая Пеледыш пайрым (праздник цветов).
Чувашии Старшая
Марий эл Подготовительная
7. Май Татарстана II младшая Все народы – в гости к нам!
России II младшая
Мордовии Подготовительная

Перспективы.

  • Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
  • Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
  • Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
  • Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.

Состав участников: воспитатели, родители, дети средней группы.

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: средней продолжительности.

Сроки работы: март - май.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта : познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Задачи проекта:

Задачи проектируемого процесса на детей:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)

2. ООД «Какие народы живут у реки Волга». (Воспитатель)

4. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)

5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)

6. Инсценировка татарской народной сказки «Три дочери», которая учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным (Воспитатель и дети)

7. Проведение тематического досуга «Культура и традиции татарского народа». (Родители Асадулина Гельнар Жашиновна и Николаева Эльвира Амировна).

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».

Слушание песен на татарском языке детского народного ансамбля песни и танца «Идель»

Подвижная игра «Куры и лисица».

Традиционное чаепитие с национальными сладкими блюдами

8. Проведение тематического досуга «Культура и традиции чувашского народа». (Родители Возмилова Надежда Викторовна и Поликарпова Юлия Владимировна)

Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа».

Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива «Саванас»

Подвижная народная игра Журавушка (Тарналла)

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья. Здесь народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями.

В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы,что представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что в программе задачи по знакомству с родной культурой сформированы общими фразами. А так же окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре.

По нашему мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Пробелы, возможно, восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, т.к. материал требует большой грамотной переработки для дошкольников. Поэтому, в свете изложенных проблем, тема приобщения к истокам традиций народов через праздники, становится актуальной.

Задачи занятия:

  • формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
  • развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.

Материал: флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

Ход занятия


Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят в гости» в соседние национальные деревни (группы).

Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы татары весну встречаем. Закличками зовём.

Все: Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Реб: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб.: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.

Игра: «Как у тёти Фании...»

Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,

Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.

Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,

Вот с такой головой. Вот с такой бородой.

Вот такими вот ногами. Вот таким животами.

Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.

Реб: А у нас у татар есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.

Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Игра «Арина».

Воспитатель: Ну что ж, хорошо в гостях, а нам возвращаться в свою деревню пора. Сау булыгыз!

Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.

Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.

Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.

Исполняется песня и танец «кидернейс».

Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями крепкого здоровья и достатка в доме. И приглашаем Вас к себе в мастерскую.

Творческая деятельность с детьми в группе

Тема: «Украшение платочков».

Литература:

Мороз, Н.Я. Народная мудрость - детям: методико-практические материалы в помощь учителю начальных классов / Н.Я.Мороз. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» , 2001.
Пигилова, Т.А. Введение в предмет «Народная культура» / Т.А.Пигилова // Как научить детей любить Родину: руководство для учителей и воспитателей. - М., 2003.
Снапкоўская, С.В, Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі / С.В.Снапкоўская. - Мн: Народная асвета, 1995.
Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С.Старжынская. - Мн., 1995.
Старжынская, Н. Мова душы. Мова памяці / Н.Старжынская, Т.Паліева // Пралеска. - 2003. - № 5.

Алябвьева Гульнара Альбертовна, воспитатель первой категории АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №182 «Золотой ключик». Педагогический стаж: 27 лет. Педагогические достижения: участник творческой лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду»» детского сала №182 «Золотой ключик» на тему: «Формирование социально-нравственных норм у старших дошкольников с использованием технологии «Фото-кейсов».

Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта:
Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.

Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.


Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?

1. Рассматривание образца.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:

Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
Знакомство с народной культурой;
Воспитывать аккуратность;

Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать дослушивать загадку до конца.
Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни своих предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек;
Задачи:
Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.


Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
Познакомить детей с элементами быта предков;
Вызвать интерес к русским традициям;
Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;

Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.

Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
Раскрытие индивидуальности ребенка;
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.