Е. А

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.





Под редакцией Е. А. ЗИНИНОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Л ИТЕРАТУРА

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Под редакцией Е. А. ЗИНИНОЙ

20 ВАРИАНТОВ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ


УДК 373:821 ББК 83.3я721 Г 46

Федеральный институт педагогических измерений

Е.А. Зинина, JI.B. Новикова, А.В. Федоров

ГИА-2012. Литература: типовые экзаменационные варианты: Г 46 20 вариантов/под ред. Е.А. Зининой. - М.: Национальное образование, 2011. - 144 с. - (ГИА-2012. ФИПИ - школе).

ISBN 978-5-491-00074-6

Серия «ГИА-2012. ФИПИ - школе* подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике представлены:


  • 20 обновленных типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2012 года;

  • экзаменационная работа с комментариями;

  • критерии проверки и оценивания выполнения заданий.
Большое количество вариантов предоставляет учащимся возможность самостоятельно подготовиться к экзамену, а дополнительные материалы - объективно оценить уровень своих знаний.

Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для интенсивной подготовки учащихся к ГИА, контролировать уровень знаний, планировать систему подготовки к ГИА.

УДК 373.167 ББК 83/84я72


ISBN 978-5-491-00074-6
© ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2011 © ООО «Национальное образование», 2011


Л ИТЕРАТУРА 1

Инструкция по выполнению работы 14

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 15

Экзаменационная работа 1 15

Вариант 1 15

Вариант 2 19

Экзаменационная работа 2 23

Вариант 1 23

Вариант 2 26

Экзаменационная работа 3 30

Вариант 1 30

Вариант 2 33

Экзаменационная работа 4 37

Вариант 1 37

Вариант 2 42

Экзаменационная работа 5 Часть 1 44

Вариант 1 44

Вариант 2 47

Экзаменационная работа 6 52

Вариант 1 52

Вариант 2 55

Экзаменационная работа 7 58

Вариант 1 58

Вариант 2 60

Экзаменационная работа 8 62

Вариант 1 62

Вариант 2 66

Экзаменационная работа 9 70

Вариант 1 70

Вариант 2 75

Экзаменационная работа 10 78

Вариант 1 78

Вариант 2 81

Экзаменационная работа 11 84

Вариант 1 84

Вариант 2 88

Экзаменационная работа 12 94

Часть 2 101

Экзаменационная работа 13 102

Часть 1 102

Вариант 1 102

Вариант 2 104

Часть 2 106

Экзаменационная работа 14 108

Часть 1 108

Вариант 1 108

Вариант 2 110

Часть 2 112

Экзаменационная работа 15 113

Часть 1 113

Вариант 1 113

Часть 2 117

Экзаменационная работа 16 118

Часть 1 118

Вариант 2 120

Часть 2 122

Экзаменационная работа 17 123

Часть 1 123

Вариант 1 123

Вариант 2 126

Часть 2 128

Экзаменационная работа 18 129

Часть 1 129

Вариант 1 129

Вариант 2 131

Часть 2 133

Экзаменационная работа 19 135

Часть 1 135

Вариант 1 135

Вариант 2 137

Часть 2 140

Экзаменационная работа 20 141

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ 2012 ГОДА 141

Часть 1 141

Вариант 1 141

Вариант 2 145

Часть 2 147

Экзаменационная работа с комментариями к заданиям 148

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА 2011 ГОДА С КОММЕНТАРИЯМИ 151

Часть 1 151

Вариант 1 151

Вариант 2 157

Часть 2 160

Система оценивания экзаменационной работы по литературе 162


Введение


Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для выпускников IX классов определились недавно. Экзамен по литературе в новой форме проводился в 2008-2010 годах в отдельных регионах в режиме локальной апробации КИМ. В 2011 году экзамен по литературе полноценно вошел в сложившуюся систему государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней отсутствуют задания с выбором ответа: эксперимент по введению ЕГЭ убедительно показал, что данный тип заданий не соответствует специфике предмета. Однако в КИМ для выпускников 9-х классов не включены и задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения представляется нецелесообразным напрямую формулировать вопросы, выявляющие знание школьниками литературных фактов и уровень владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (среди критериев оценивания работ учащихся есть такой пункт: «при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия»).

Экзаменационная работа рассчитана на выпускников 9-х классов образовательных учреждений разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе, дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе, позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.

Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений, специфики предмета, возрастных особенностей девятиклассников.

Составить исчерпывающее представление об особенностях экзаменационной модели по литературе 2012 года можно, познакомившись с размещенными на сайте ФИПИ документами, регламентирующими разработку КИМ.

Предлагаемый сборник включает 20 вариантов контрольных измерительных материалов. Часть вариантов строится на открытом экзаменационном материале прошлых лет. Эти варианты КИМ строго соответствуют кодификатору, включающему следующие элементы содержания:


  • «Слово о полку Игореве».

  • М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

  • Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

  • Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям».

  • Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

  • И.А. Крылов. Басни: «Листы и корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и соловей».

  • В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Баллады: «Светлана», «Лесной царь».

  • А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...», «Вакхическая песня». Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».

  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  • Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  • А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору.

  • И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору.

  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зи- мою...».

  • А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...».

  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...».

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

  • Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору.

  • Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору. Рассказ «После бала».

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька».

  • А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе...».

  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» .

  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...».

  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»).

  • В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик».

  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

  • Проза второй половины XX века. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

  • Поэзия второй половины XX века. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
Часть вариантов КИМ, включенных в предлагаемый сборник, созданы по аналогии с реальными экзаменационными материалами. Они могут опираться и на произведения, не включенные в кодификатор. В случае, если задания отнесены к произведению, не включенному в кодификатор, дается сноска «Произведение не включается в КИМ ГИА для выпускников 9-х классов, в пособии дается для тренировки». Выполнение заданий по произведениям, не включенным в кодификатор, служит не только задачам тренинга. Содействуя расширению литературного кругозора, этот материал поможет участникам экзамена выстроить уместное сопоставление при написании сочинения в части 2.

Пособие содержит 20 типовых КИМ, соответствующих Демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по литературе обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Инструкция по выполнению работы, являющаяся общей для всех вариантов, дается в начале пособия.

В конце пособия размещены критерии проверки и оценивания выполнения заданий различных типов, а также комментарии к заданиям демонстрационного варианта 2011 года.

Пособие будет полезно как учащимся для их самоподготовки, так и учителям для организации контроля за уровнем общеобразовательной подготовки по литературе выпускников 9-х классов.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

В первой части работы предполагается анализ художественного произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) произведения, или анализ лирического стихотворения (басни). Будьте внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение обоих вариантов.

Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развернутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1-1.1.3 или 1.2.1- 1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объем - 3-5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем ответа - 5-8 предложений).

Вторая часть работы содержит 4 темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных вам тем и напишите сочинение объемом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулем баллов).

При ответе на все вопросы опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

Все ответы экзаменационной работы записывайте четко и разборчиво.

При выполнении обеих частей экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение работы дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) - 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) - 150 минут.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Экзаменационная работа 1

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

Вариант 1

ФРАГМЕНТ ДЕЙСТВИЯ III ЯВЛЕНИЯ 1 Чацкий

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...


Примеры мне не новы;

Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;

А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
Чацкий (держит ее)

Постойте же.

(В сторону)

Раз в жизни притворюсь.

(Громко)

Оставимте мы эти пренья.

Перед Молчалиным не прав я, виноват;

Быть может он не то, что три года назад:

Есть на земле такие превращенья

Правлений, климатов, и нравов, и умов,

Есть люди важные, слыли за дураков:


Иной по армии, иной плохим поэтом,

Иной... Боюсь назвать, но признано всем светом, Особенно в последние года,

Что стали умны хоть куда.

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем, и всем его делам

Душою - вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу,

А он?., смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы;

Бог знает, в нем какая тайна скрыта;

Бог знает, за него что выдумали вы,

Чем голова его ввек не была набита.

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему;

Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.

Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее,

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату,

Как человеку вы, который с вами взрос,

Как другу вашему, как брату,

Мне дайте убедиться в том...

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

-


1. 1.1

1. 1.2
В чем, с точки зрения Софьи, состоит «странность» Чацкого?

Чацкий пытается вскрыть причины расположения Софьи к Молчалину: «Быть может, качеств ваших тьму, // Любуясь им, вы придали ему...» Почему Чацкий выдвигает это предположение?

Чем можно объяснить то, что Чацкий после разговора с Софьей отказывается верить в ее любовь к Молчалину?


1.1.3
- 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1.1.4
Сопоставьте монолог Чацкого из приведенного фрагмента комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». К каким выводам привело вас это сопоставление?

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленский пал... Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

(А.С. Пушкин)

Вариант 2

1.2.4.

И СКУЧНО И ГРУСТНО

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка...

(М.Ю. Лермонтов)


1. 2.1

1. 2.2

Как в стихотворении раскрывается тема времени? Каковы особенности композиции стихотворения?
Для выполнения заданий 1.2.1-1.2.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

Почему лирический герой не находит душевной опоры в тех ценностях, которые названы в стихотворении?


1.2.3
-


1.2.4
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» с приведенным ниже стихотворением А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» К каким выводам вас привело это сопоставление?

***

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(А.С. Пушкин)

Часть 2


2.1
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества?

Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?


2.2

2.3
2.4


Экзаменационная работа 2

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1-1.1.4.


  • На все воля Божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости Божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

  • Кого, батюшка?

  • Да вот этих-то всех, что умерли.

  • Да как же уступить их?

  • Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

  • Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

  • Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

  • Это уж мое дело.

  • Да ведь они ж мертвые.

  • Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

  • Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

  • Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

  • Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.
«Ну, баба, кажется, крепколобая!» - подумал про себя Чичиков.

  • Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: - ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого...
Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

  • Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?
Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как- нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же Бог знает откуда, да еще и в ночное время.

  • Так что ж, матушка, по рукам, что ли? - говорил Чичиков.

  • Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.

  • Ну, да не о живых дело; Бог с ними. Я спрашиваю мертвых.

  • Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как- нибудь стоят.

  • Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мере купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

  • Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.
«Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков уже. начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иною стороною.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1. 1.1
С чем связаны трудности, испытываемые Чичиковым при заключении сделки с Коробочкой?


1 . 1.2

1.1.3
В чем смысл сравнения Коробочки с «государственным человеком»?

Какое место отведено Коробочке в системе образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1.1.4
Сопоставьте диалог Чичикова и Коробочки из приведенного фрагмента поэмы

Н.В. Гоголя «Мертвые души» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». К каким выводам привело Вас это сопоставление?


  • Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

  • Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.

  • Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы; отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь, - а шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.
Казбич молчал.

  • В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.
Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был пре- упрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.

В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.

Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:


  • Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.
(MJO. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1-

1.2.4.

НЕВЫРАЗИМОЕ

Отрывок

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, -

Спирается в груди болезненное чувство,


2 Зак. 2276
Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

(ВЛ. Жуковский)

Для выполнения заданий 1.2.1-1.2.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений ). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

1.2.1 Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим творчеством?

1.2.2 Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам?

1.2.3 Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведений.


1.2.4
Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык! - Хочу и не могу...». К каким выводам вас привело это сопоставление?

Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

(А.Л. Фет)

Часть 2

Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?

В чем смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1-2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулем баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.


2.1
2.3
2.4

«МЁРТВЫЕ ДУШИ»
«Мертвые души» - это галерея за-

стывающих, стареющих, теряющих

жизненные соки душ.

Ю.М. Лотман
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Знакомство с героями поэмы начинаем с сопоставления различных точек зрения наших известных писателей, литературоведов, автора.

Для Василия Васильевича Розанова (писателя, философа, публициста конца ХIХ - начала ХХ в.) все герои поэмы мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства», автор представлялся ему «архиереем мертвечины», злым гением, чуть ли не антихристом.

В.В. Набоков видел в персонажах первого плана, группирующихся вокруг Чичикова, недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове он согласен видеть отчасти человека, хотя и дурака. Он объясняет это тем, что «глупостью было торговать мертвые души у старухи, которая боялась привидений, непростительным безрассудством - предлагать такую сомнительную сделку хвастуну и хаму Ноздреву». Далее Набоков называет Чичикова «низко оплачиваемым агентом дьявола», потому что пошлость, которую герой олицетворяет, есть свойство дьявола.

Тем не менее писатель не хотел создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких.

Вспомним, что, когда Гоголь читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».

Гоголь создал в «Мертвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.

Чья точка зрения наиболее близка вам? Чтобы решить этот вопрос, продолжаем работу в группах.


II. Беседа с учащимися по карточке 46. Образ Манилова.
Слово учителя

В гоголевской сатире всегда присутствует ирония. С одной стороны, этот способ он использовал в подцензурных условиях, с другой - сатирическая ирония помогала обнажить объективные противоречия действительности. Гоголь считал, что ирония вообще свойственна русскому мышлению. Вместе с тем, думается, этот способ помогал писателю показать всю сложность человека и неоднозначность авторского отношения к нему. Сравнение Манилова с министром говорит о том, что министр не так уж от него отличается и маниловщина - типичное явление в обществе. В то же время не забываем слов Гоголя о героях: «Мои герои не злодеи...»

Манилов, хоть и не следит за хозяйством, но зато «размышляет и думает», создает проекты человеческого благоденствия, теоретически заботясь о том, чтобы Россия не претерпела какого-либо ущерба, а процветала.
III. Беседа с учащимися по карточке 47 Образ Коробочки.
Слово учителя

И в этой главе поэмы опять зазвучал голос автора: «...иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Как и в случае с Маниловым, Гоголь острие своей сатиры устремляет к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.

Более того, Гоголь сравнивает Коробочку с петербургскими дамами, владетельницами расстроенных имений, и делает вывод о том, что «пропасть» между ними невелика, что настоящими «мертвыми душами» являются представители высшего света, оторванные от народа.
I V . Беседа с учащимися по карточке 48. Образ Ноздрева.
V . Беседа с учащимися по карточке 49. Образ Собакевича.
Слово учителя

(После обсуждения четвертого вопроса.)

В творческом мире Гоголя вещи начинают играть активную роль, помогая отчетливее выявить черты характера персонажей. Вещи словно становятся двойниками своих хозяев и орудием их сатирического обличения.

Детали вещного мира характеризуют гоголевских помещиков: (Манилова – знаменитая беседка, «Храм уединенного размышления», Ноздрева - бессмертная шарманка, игра которой вдруг прерывается и начинает звучать то вальс, а то песня «Мальбруг в поход поехал», И вот уже перестала звучать шарманка, а одна бойкая дудка в ней никак не хочет угомониться и долго продолжает свистеть. Здесь-то и схвачен весь характер Ноздрева - сам он как испорченная шарманка: неугомонный, озорной, буйный, вздорный, готовый в любой момент без всякой причины совершить что-то непредвиденное и необъяснимое.

Вывод: духовный мир гоголевских героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность.

Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в доме Собакевича.


V I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Почему Собакевич расхваливает мертвых крестьян?» (по карточке 51).
V II. Беседа с учащимися по карточке 50. Образ Плюшкина.
Слово учителя

Читая VI главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»


V III. Подведение итога уроков. Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II-VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых , обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)


IХ. Домашнее задание.

1. Чтение глав I, VII, VIII, IХ, Х.

2. Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы: «Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?» и «Что подсказало Гоголю сюжет,Повести о капитане Копейкине”?» (по карточкам 52, 53).

Карточка 52

Что подсказало Гоголю сюжет «Повести о капитане Копейкине?» 1

Возможно, что мысль написать «Повесть о капитане Копейкине» Гоголю подсказали народные песни о разбойнике Копейкине, погибающем в чужой стороне. Вот в сокращении одна из песен, записанных в г. Сызрани бывшей Симбирской губернии:


Собирается вор Копейкин

На славном на устье Карастане.

Он со вечера вор Копейкин спать ложился,

Ко полуночи вор Копейкин подымался...


На восточну сторонушку богу молился:

Вставайте-ка, братцы полюбовны!

Не хорош-то мне, братцы, сон приснился:

Будто я, добрый молодец, хожу по край морю,


Я правою ногою оступился,

За крепкое деревцо ухватился...

Но лютая тут змеюшка прошипела,

Свинцовая тут пулюшка пролетела.


Этот текст в числе других песен о Копейкине опубликовал уже после смерти Гоголя фольклорист П. Безсонов.

Заставляя читателя смеяться, Гоголь лишал священного сана царские институты и установления. Возникает вопрос: разве что-нибудь подобное могло быть в мыслях почтмейстера, рассказчика повести? Но в том-то и дело: его косноязычная манера повествования так наивна, так чистосердечна, что восхищение в ней неотличимо от злой издевки. А раз так, то эта манера способна передать язвительную насмешку самого автора «Мертвых душ».

Рассказчик, например, восхищается дверной ручкой в доме вельможи: «...так что нужно, знаете, забежать вперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решиться ухватиться за нее». Кто знает: может быть, почтмейстер действительно так думает. Разве чинопочитание, благоговение и трепет перед высшими - не в его характере? Но выражено это все так неуклюже - наивно и косноязычно, что мы вправе заподозрить в этих словах издевку .

УРОК 75

ГУБЕРНСКИЙ ГОРОД В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

АНАЛИЗ ГЛАВ I , V II, V III, IХ, Х
Гоголь приподнял одну сторону занавеса и

показал нам русское чиновничество во всем

безобразии его...

А.И. Герцен
ХОД УРОКА
I. Лекция учителя с элементами беседы, которая сопровождается комментированным чтением текста поэмы.

На протяжении всей поэмы тема крепостничества неразрывно сплетается с темой бюрократии, полицейщины. Помещики и чиновники неотделимы друг от друга в общей картине «Мертвых душ».

Изображению чиновничества был посвящен и «Ревизор», но там перед читателем предстал уездный город – малая величина российской действительности. В «Мертвых душах» автор увеличил масштабы изображения чиновничьего мира.

1. Вспомним, каким предстал губернский город в I главе. Ответим на вопрос: как относятся к городу N Чичиков и автор? (Заняв комнату в гостинице, пообедав и отдохнув, Чичиков отправился посмотреть город. Результатами осмотра остался доволен, «нашел, что город никак не уступал другим губернским городам» - важное замечание, позволяющее говорить о типичности изображаемого.

Итак, Чичиков доволен осмотром города, отношение его ко всему снисходительно-приветливое. Автор относится ко всему иронически.)

2. В чем проявляется ирония? (В основе иронии - несоответствие между самим предметом и тем, что о нем говорится. Приведем примеры: «покойная комната с тараканами», сравнение их с черносливом (какой же тут покой?); копченая люстра с множеством стеклышек ; поднос, на котором чашки «сидят», как птицы на морском берегу (романтическое сравнение вызывает смех). Возвышенность описания усиливает иронию автора.

В I главе нарисована общая картина, но некоторые детали ее очень выразительны: это и странные вывески (надпись «Иностранец Василий Федоров»), это и плохонькие мостовые, и жидковатый городской сад, о котором писали в газетах. И все эти описания пронизаны гоголевской иронией.

И еще одна важнейшая деталь: первый встретившийся Чичикову человек не назван Гоголем по имени, он не проронил ни слова, только взглянул на бричку нашего героя и побрел своей дорогой. Но его характер, пустота и пошлость - перед нами. Он своеобразная визитная карточка города.)

После пяти глав о помещиках мы вместе с героем опять возвращаемся в город.

Чичиков доволен - в шкатулке лежат списки приобретенных душ, осталось совершить купчие и улизнуть из города.

3. Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в тексте VII главы? В чем смысл сравнений: «председатель... подобно древнему Зевсу Гомера…», чиновники уподобляются «жрецам Фемиды», коллежский регистратор «прислужился... как некогда Вергилий прислуживался Данту...»? (Первое комическое сравнение подчеркивает могущество председателя в своем учреждении . Усиливает комизм сравнения неожиданное внесение в него архаического слова «брань», употреблявшегося в значении сражения, битвы, а затем получившего новое значение - ругани.

Название продажных, нечестных взяточников-чиновников жрецами Фемиды (Фемида - в греческой мифологии богиня правосудия, справедливости и помощи угнетенным, изображалась в виде женщины с мечом в одной и весами в другой руке и с завязанными глазами как символ беспристрастия), то есть служителями правосудия, было явной насмешкой над судом и другими учреждениями того времени.

Смысл третьего сравнения с героями «Божественной комедии» Данте не в сопоставлении римского поэта Вергилия с чиновниками гражданской палаты. Смысл заключается в том, что чиновник провел «наших приятелей» в комнату присутствия, центр учреждения. Вергилий вел Данте по страшным кругам мифического ада, а «коллежский регистратор» - по кругам бюрократического ада. Гражданская палата, таким образом, превращается в подлинный ад , где мучаются русские люди, подданные полицейского государства.

Обратим внимание еще на одну деталь: в зале присутствия, где разбирались судебные дела, ёще по указу Петра Первого должно было стоять трехгранное зеркало (зерцало) с орлом и тремя указами о порядке судопроизводства. Зеркало - символ отражения правды. Здесь же у зеркала сидит Собакевич и при этом лжет председателю, что продавал Чичикову не мертвых, а живых крестьян.)

4. Какие приемы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников? (Чтение со слов: «Герои наши видели... даже какую-то светло-серую куртку, которая... выписывала бойко... какой-нибудь протокол...»

Здесь мы наблюдаем прием, часто используемый Гоголем - уподобления живого неживому.)

5. Как относятся чиновники к службе? (Прежде всего мы видим, что чиновники ведут праздный и беспечный образ жизни. Когда понадобились свидетели для оформления купчей, Собакевич посоветовал послать за прокурором («он человек праздный») и инспектором врачебной управы («он также человек праздный»). О других чиновниках сказано, что «они все даром бременят землю». Называются их занятия - игра в карты, взяточничество.

Характер персонажей рисуется штрихами, но очень убедительными. (Взятка Ивану Антоновичу-Кувшинное рыло, например: «Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».)

Далее раскрывается чудовищная картина правительственного грабежа: «председатель дал приказаниё из пошлинных денег взять с него (Чичикова) только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя».

О полицеймейстере (полицеймейстер, или городничий - начальник полиции, должностное лицо, руководящее полицейским управлением города) говорится, что он «чудотворец», потому что «стоит ему мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба... так мы, знаете ли, как закусим».)

6. Чтение текста со слов: «Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера…»

Алексей Иванович (Гоголь не дал фамилии своему городничему) «действовал умно, обвораживал купцов якобы дружеским обращением, используя их разнообразные «задоры»: любовь к рысакам, к игре в горку. «Должность свою постигнул он в совершенстве», - иронически хвалит его Гоголь. Он «успел приобрести совершенную народность» среди купцов, не протестовавших против его поборов.

б) Чем он отличается от помещиков?

в) Какова ваша оценка героя?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Образ Чичикова» (по карточке 54).

Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?

Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться и потому, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:

У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?

Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, - сказала хозяйка, - да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а заседатель подъехал - подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати

На все воля божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

Кого, батюшка?

Да вот этих-то всех, что умерли.

Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

Это уж мое дело.

Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

«Ну, баба, кажется, крепколобая!» - подумал про себя Чичиков.

Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.

«Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.

Показать текст целиком

Н.В.Гоголь в произведении “Мертвые души” обличил общечеловеческие пороки с помощью образов помещиков, каждый из которых ничтожнее предыдущего. Название поэмы говорит не об умерших крестьянах, а о самих помещиках. По моему мнению, раскрытие замысла автора заключено в последних строках данного эпизода: “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Этими словами до нас Гоголь хочет донести, что образ Коробочки, также и всех остальных помещиков, вполне ре

Николай Васильевич Гоголь создал свое произведение "Мертвые души" в 1842 году. В нем он изобразил целый ряд русских помещиков, создал их гротескные и яркие образы. Одной из самых интересных представительниц этого класса, описанных в поэме, является Коробочка Характеристика данной героини будет рассмотрена в этой статье.

План характеристики

План, по которому проводится анализ помещиков - персонажей произведения "Мертвые души", включает в себя так или иначе следующие пункты:

  • первое впечатление, которое производит герой;
  • характерные особенности этого персонажа;
  • речь и манера поведения;
  • отношение героя к хозяйству;
  • отношение к другим людям;
  • цели в жизни;
  • выводы.

Попробуем проанализировать по этому плану образ такой героини, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика наша начнется с первого впечатления, которое героиня произвела на Чичикова. В произведении посвящена созданию образа Коробочки третья глава.

Первое впечатление Чичикова

Коробочка Настасья Петровна - это помещица, которая является вдовой одного очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Выгодно отличается Коробочка от Манилова: она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян (цитата из текста: "...знала почти всех наизусть"), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение "батюшка" к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать - это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки ("хриплый бабий"), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика портретная героини следующая. Ее автор описывает как пожилую женщину, в "спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее". Цитатная характеристика Коробочки ("Мертвые души") может быть продолжена. Николай Васильевич подчеркивает в образе помещицы старость Коробочки, по тексту дальше Чичиков называет про себя ее прямо - старухой. Особенно не меняется утром этой хозяйки. Из ее образа исчезает лишь спальный чепец.

Коробочка именно такова, поэтому главный герой сразу же отбрасывает церемонии и приступает к делу.

Отношение к хозяйству

Описываем далее такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану продолжается отношением этой героини к хозяйству. В понимании образа данной помещицы большую роль играет описание в доме убранства комнат, а также в целом поместья, которое отличается довольством и крепостью.

Видно во всем, что женщина эта является хорошей хозяйкой. Окна комнаты выходят на двор, который заполнен многочисленными птицами и разной "домашней тварью". Дальше виднеются огороды, фруктовые деревья, от птиц покрытые сетями, имеются также чучела на шестах, на одном из которых красуется "чепец самой хозяйки".

Достаток их обитателей показывают и крестьянские избы. Это также отмечает Гоголь ("Мертвые души"). Характеристика (Коробочка - образ, переданный также внешними деталями) включает в себя описание не только самого персонажа, но и окружающей обстановки, связанной с ним. Это нужно помнить, проводя анализ. Хозяйство этой помещицы явно процветает, принося ей немалую прибыль. Да и деревенька сама является не маленькой, состоит из восьмидесяти душ.

Характерные особенности персонажа

Продолжаем описывать такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану дополняется следующими подробностями. Эту помещицу Гоголь включает в число небольших владельцев, которые жалуются на убытки и неурожаи и "несколько набок" держат голову, а тем временем набирают в "пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода", понемногу деньжонки.

Манилов и Коробочка являются антиподами в некотором роде: пошлость первого скрывается за рассуждениями о Родине, высокими фразами о ее благе, а духовная скудость Коробочки предстает в естественном, ничем не прикрытом виде. Она и не претендует на культуру: во всем облике героини подчеркивается, прежде всего, незатейливая простота, которую имеет Коробочка. Характеристика героя "Мертвые души" показывает также, что эта незатейливость обнаруживается у Настасьи Петровны и в отношениях с людьми.

В приводящемся автором кратко, отмечается, что убранство их было старинное - полосатые старенькие обои, картины, изображающие птиц, маленькие старинные зеркала между окон, обрамленные рамками в виде листьев. За каждым из зеркал было заложено либо письмо, либо чулок, либо старая колода карт. Стену украшают часы с цветами, нарисованными на циферблате. Вот предметы, которые показываются во время непродолжительного визита Чичикова. Они говорят о том, что обитающие в комнатах люди обращены, скорее, к прошлому, чем к настоящему.

Манера поведения

В беседе насчет приобретения "мертвых" душ в полной мере раскрывается характер и сущность Коробочки. Сначала эта женщина никак не может уразуметь, что же хочет от нее главный герой. Когда она, наконец, понимает, что может быть для нее выгодной, недоумение переходит в стремление получить наибольшую выгоду от данной сделки: поскольку если кому-то нужны мертвые, следовательно, они - предмет торга, поскольку чего-то да стоят.

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она "начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик". Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого подобного этой помещице, - "дубинноголовая".

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление "дубиноголовости" является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле "совершенная Коробочка". Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Цель в жизни

Главная цель жизни, которую преследует Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой представлена в данной статье, - упрочение личного богатства, безостановочное накопительство. Хозяйственность, присущая Коробочке, обнаруживает вместе с тем ее внутреннее ничтожество. Кроме желания извлечь пользу и приобрести что-то, у нее нет иных чувств. Лишен некоторых "привлекательных" черт, свойственных Манилову, образ этой накопительницы. Интересы ее полностью сосредоточены на хозяйстве.

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны Усадьба помещицы Характеристика Коробочки Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный "герб" Коробочки - это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным "хозяйственным овощем", а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.