Примеры романтизма в искусстве. Школьная энциклопедия

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию класическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину "Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись . В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера , Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина . Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России . Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами.

Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года , которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России.

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский , Тропинин , Венецианов . У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".

Несмотря на раннее увлечение исторической живописью, Кипренский известен, прежде всего, как выдающийся портретист. Можно сказать, что в начале XIX в. он стал первым русским портретистом. Старые мастера, прославившиеся в XVIII в., не могли уже составить ему конкуренцию: Рокотов умер в 1808 г., Левицкий, переживший его на 14 лет, из-за болезни глаз живописью больше не занимался, а Боровиковский, не доживший нескольких месяцев до восстания декабристов, работал очень мало.

Кипренскому посчастливилось стать художественным летописцем своего времени. "Историей в лицах" можно считать его портреты, на которых запечатлены многие участники тех исторических событий, современником которых он был: герои войны 1812 г., представители декабристского движения. Пригодилась и техника карандашного рисунка, обучению которой в Академии художеств уделяли серьезное внимание. Кипренский создал, по существу, новый жанр — рисуночный портрет.

Кипренский создал немало портретов деятелей русской культуры, и, конечно же, самый известный среди них — пушкинский. Он был написан по заказу Дельвига , лицейского друга поэта, в 1827 г. Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом. Образ поэта освобожден художником от бытовых черт, которые присущи портрету Пушкина кисти Тропинина, написанному в том же году. Александр Сергеевич запечатлен художником в момент вдохновения, когда его посетила поэтическая муза.

Смерть настигла художника во время его второй поездки в Италию. Последние годы многое не ладилось у прославленного живописца. Начался творческий спад. Незадолго до смерти его жизнь омрачило трагическое событие: по свидетельству современников, художник был ложно обвинен в убийстве и боялся выходить из дома. Даже женитьба на своей воспитаннице-итальянке не скрасила его последних дней.

Мало кто оплакивал русского живописца, умершего на чужбине. Среди немногих, по-настоящему понимавших, какого мастера потеряла отечественная культура, был художник Александр Иванов, находившийся в ту пору в Италии. В те печальные дни он писал: Кипренский "первый вынес имя русское в известность в Европе".

В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Он говорил: "Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих". По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Так ли это, сказать трудно. В одной из книг о художнике приведен список из 212 точно установленных лиц, которых портретировал Тропинин. Есть у него и множество работ под названием "Портрет неизвестного (неизвестной)". Тропинину позировали государственные сановники, вельможи, воины, дельцы, мелкие чиновники, крепостные, интеллигенты, деятели русской культуры. Среди них: историк Карамзин, писатель Загоскин, художественный критик Одоевский, живописцы Брюллов и Айвазовский, скульптор Витали, архитектор Жилярди, композитор Алябьев, актеры Щепкин и Мо-чалов, драматург Сухово-Кобылин.

Одна из лучших работ Тропинина — портрет сына . Надо сказать, что одним из "открытий" русского искусства XIX в. был детский портрет. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Детей даже одевали в наряды, ничем не отличавшиеся от взрослых: в середине XVIII в. девочки носили тесные корсеты и широкие юбки с фижмами. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Одними из первых это сделали художники. В портрете Тропинина много простоты и естественности. Мальчик не позирует. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.

Автопортреты Тропинин писал дважды. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Он изобразил себя с палитрой и кистями в руках, опирающимся на муштабель — специальную палочку, которой пользуются живописцы. За его спиной — величественная панорама Кремля. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Художника не стало спустя 10 лет, но в памяти потомков остался его образ — большой, добрый человек, обогативший русское искусство своим талантом.

Венецианов открыл в русской живописи крестьянскую тему. Он первым среди русских художников показал на своих полотнах красоту родной природы. В Академии художеств пейзажный жанр не жаловали. Он занимал предпоследнее по значению место, оставив позади еще более презренный — бытовой. Лишь немногие мастера писали природу, предпочитая итальянские или воображаемые пейзажи.

Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Свои самые знаменитые работы — "Сенокос", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" — художник создает в 20-е годы. Это был пик его творчества. Никто в русском искусстве не сумел показать крестьянскую жизнь и труд крестьян с такой любовью и так поэтично, как Венецианов. В картине "На пашне. Весна" женщина боронит поле. Этот тяжелый, изнурительный труд выглядит на полотне Венецианова возвышенным: крестьянка — в нарядном сарафане и кокошнике. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Ведя под уздцы двух покорных лошадей, впряженных в борону, она не идет, а словно парит над полем. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Зеленеют редкие деревца, плывут по небу белые облака, бескрайним кажется поле, на кромке которого сидит младенец, ожидающий мать.

Картина "На жатве. Лето" как бы продолжает предыдущую. Урожай созрел, поля колосятся золотистым жнивьем — пришло время жатвы. На переднем плане, отложив в сторону серп, крестьянка кормит ребенка грудью. Небо, поле, люди, работающие на нем, для художника неразделимы. Но все же главный предмет его внимания всегда — человек.

Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Это было ново для русской живописи. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. По мнению искусствоведов, Венецианов первым в истории русской живописи "метко схватил и воссоздал русский народный тип". "Жнецы", "Девушка с васильками" "Девушка с теленком", "Спящий пастушок" — прекрасные образы крестьян, увековеченные Венециановым. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. До чего же хорош "Захарка" — глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече! Захарка словно олицетворяет энергичную крестьянскую натуру, с детских лет приученную к труду.

Алексей Гаврилович оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педагог. Во время одного из приездов в Петербурге он взял в ученики начинающего художника, затем другого, третьего... Так возникла целая художественная школа, вошедшая в историю искусств под названием венециановской. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Крепостных художников Венецианов старался выкупить из неволи и очень переживал, если это не удавалось. Самый талантливый из его учеников — Григорий Сорока — так и не получил вольной от своего помещика. Он дожил до отмены крепостного права, но, доведенный до отчаяния всевластием бывшего хозяина, покончил с собой.

Многие ученики Венецианова жили в его доме на полном содержании. Они постигали секреты венециановской живописи: твердое следование законам перспективы, пристальное внимание к натуре. Среди его воспитанников было немало талантливых мастеров, оставивших заметный след в русском искусстве: Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Александр Алексеев, Никифор Крылов. "Венециановцы" — любовно называли его питомцев.

Таким образом, можно утверждать, что в первую треть XIX века произошел стремительный взлет в культурном развитии России и это время называют золотым веком русской живописи.

Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

В портретной живописи черты романтизма - независимость человеческой личности, ее индивидуальность, свобода проявления чувств - особенно отчетливы.

Создано немало портретов деятелей русской культуры, детский портрет. Входит в моду крестьянская тема, пейзаж, показавший красоту родной природы.

Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком. Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи.

Расцвет портретного жанра был связан с интересом романтиков к яркой человеческой индивидуальности, красоте и богат-ству ее духовного мира. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа.

В романтическом портрете (Делакруа, Жерико, Рунге, Гойя) всегда выявляется неповторимость каждого человека, передается динамика, напряжённое биение внутренней жизни, мятежная страстность.

Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страда-ющая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).

Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости. Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).

Свойственная романтизму поэтизации ночи - странного, ирреального мира, живущего по своим законам - привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.

Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия .

Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество Каспара Давида Фридриха (1774-1840). В его художественном наследии преобладают пейзажи с изображением горных вершин, леса, моря, морского побережья, а также руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Крест в горах», «Собор», «Аббатство среди дубовых деревьев»). В них обычно присутствует ощущение неизменной грусти от сознания трагической затерянности человека в мире.

Художник любил те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны («Двое, созерцающие луну», «Монастырское кладбище», «Пейзаж с радугой», «Восход луны над морем», «Меловые скалы на острове Рюген», «На паруснике», «Гавань ночью»).

Постоянные персонажи его произведений - одинокие мечтатели, погруженные в созерцание природы. Глядя в необъятные дали и бесконечные выси, они приобщаются к вечным тайнам мироздания, уносятся в прекрасный мир мечты. Этот чудесный мир Фридрих передаёт с помощью волшебно сияющего света - лучезарного солнечного или таинственного лунного.

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников, в том числе И. В. Гёте и В. А. Жуковского, благодаря которому многие его картины были приобретены Россией.

Живописец, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777-1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто - своих близких («Мы втроем» - автопортрет с невестой и братом, не сохранился; «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».

Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве связано с творческой деятельностью художников назарейской школы (Ф. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV - XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» - одноимённой гравюре Дюрера.

Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в кельях заброшенного монастыря, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.

«Назарейцы» тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно.

В 1820-30-х годах члены братства разъехались по Германии, получив ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Лучшие традиции «назарейцев» еще долго сохранялись в исторической живописи. Их идейно-нравственные искания оказали воздействие на английских прерафаэлитов, а также на творчестве таких мастеров, как Швинд и Шпицвег.

Мориц Швинд (1804-1871), австриец по происхождению, работал в Мюнхене. В станковых произведениях изображает в основном облик и быт старинных немецких провинциальных городов с их жителями. Это сделано с большой поэзией и лиризмом, с любовью к своим героям.

Карл Шпицвег (1808-1885) - мюнхенский живописец, график, блестящий рисовальщик, карикатурист, также не без сентиментальности, но с большим юмором повествует о городском быте («Бедный поэт», «Утренний кофе»).

Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии, известного под названием «бидермейер». Бидермейер - это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства) . На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи.

Французская романтическая школа

Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Она возникла как оппозиция классицизму, переродившемуся в холодный, рассудочный академизм, и выдвинула таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие.

Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Воплощая их, они реформировали живописно-выразительные средства:

Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем Теодора Жерико (1791-1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира. Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, картины «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир» отразили романтику наполеоновской эпохи.

Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни - гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства . Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Тему своей последней большой картины - «Скачки в Эпсоме» - художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон - широко.

После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках - интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога.

Первая картина Делакруа, которая принесла ему известность, - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), написанная на сюжет «Божественной комедии». Она поразила современников страстной патетикой, мощью сумрачного колорита.

Вершиной же творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов. Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством .

Посетив Марокко, Делакруа открыл для себя экзотический мир Арабского Востока, которому посвятил множество картин и зарисовок. В «Алжирских женщинах» перед европейским зрителем впервые предстал мир мусульманского гарема.

Художник создал также серию портретов представителей творческой интеллигенции, многие из которых были его друзьями (портреты Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и др.)

В поздний период творчества Делакруа тяготел к исторической тематике, работал как монументалист (росписи в Палате депутатов, Сенате), и как график (иллюстрации к произведениям Шекспира, Гете, Байрона).

Имена английских живописцев эпохи романтизма - Р. Бенингтона, Дж. Констебла, У. Тер-нера - связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна.

Джон Констебл (1776-1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы. Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена», Детхемская долина», «Собор Солсбери из сада епископа». Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.

Уильям Тёрнер (1775-1851) - художник-маринист . Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи: «Последний рейс корабля «Отважный», «Гроза над Пьяцеттой». Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента», «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье» .

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза - символа индустриализации. В картине «Дождь, пар и скорость» паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тёрнером, во многом предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов.

В 1848 году в Англии возникло братство прерафаэлитов (от лат. prae - «перед» и Рафаэль), объединившее художников, не приемлющих современное им общество и искусство академической школы. Свой идеал они видели в искусстве Средних веков и Раннего Возрождения (отсюда и название). Главные участники братства - Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти. В своих ранних работах эти художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ .

С романтиками прерафаэлитов роднила любовь к старине. Они обращались к библейским сюжетам («Светоч мира» и «Неверный пастух» У. Х. Ханта; «Детство Марии» и «Благовещение» Д. Г. Россетти), сюжетам из истории Средневековья и пьес У. Шекспира («Офелия» Миллеса).

Для того чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, прерафаэлиты увеличили размеры полотен, пейзажные зарисовки делали с натуры. Персонажи их картин имели прототипы среди реальных людей. Так, например, Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность любимой и после её безвременной смерти («Синее шёлковое платье», 1866).

Идеологом прерафаэлитов был Джон Рёскин (1819-1900) - английский писатель, художественный критик и теоретик искусства, автор знаменитой серии книг «Современные художники».

Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.).

прозвище «назарейцы», возможно, произошло от названия города Назарет в Галилее, где родился Иисус Христос. Согласно другой версии, оно возникло по аналогии с названием древнееврейской религиозной общины назореев. Возможно также, что наименование группы произошло от традиционного названия причёски «алла назарена», распространённой в Средние века и известной по автопортрету А.Дюрера: манеру носить длинные волосы, разделённые посередине пробором, вновь ввёл Овербек.

Biedermeier (нем. «бравый Мейер», филистер) - фами-лия вымышленного персонажа из поэтического сборника немец-кого поэта Людвига Эйхродта. Эйхродт создал пародию на реальное лицо - Самуэля Фридриха Заутера, старого учителя, писавшего наивные стихи. Эйхродт в своей карикатуре подчеркнул обывательскую примитивность мышления Бидермейера, ставшего своего рода пародийным символом эпохи. размашистые мазки чёрного, коричневого и зеленоватого цветов передают ярость бури. Взгляд зрителя словно оказывается в центре водоворота, корабль кажется игрушкой волн и ветра.

Вызовом застывшим канонам классицизма стал романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре в конце XVIII века - первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Эпоха Романтизма приходится на исторический период между великой Французской революцией 1789 года и европейскими буржуазно-демократическими революциями 1848 года, переломный период в жизни европейских народов. Бурный рост капитализма подточил устои феодального строя, и всюду стали рушиться скрепленные столетиями общественные отношения. Революции и реакции потрясали Европу, перекраивалась карта. В этих противоречивых условиях происходило духовное обновление общества.

Романтизм первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Романтизм закладывает в основу восприятия жизни конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.

Середина 1600-х годов положила начало эпохе Просвещения (или «эпохе разума»), прославлявшей рациональное мышление, секуляризм и научный прогресс. Первый действующий паровой двигатель, построенный в 1712 году, можно рассматривать как начало промышленной революции, которая позже охватила Западное полушарие. Индустриализация трансформировала экономику Западной Европы и Северной Америки, заставив их перейти от зависимости от сельского хозяйства к производству. Однако не все верили, что наука и разум могут объяснить все. Их реакцией против продолжающейся индустриализации стало всеобъемлющее движение - романтизм.

Термин романтизм впервые был использован в Германии в конце XVIII века, когда критики Август и Фридрих Шлегель ввели определение romantische Poesie (романтическая поэзия). Мадам де Сталь, влиятельный лидер французской интеллектуальной жизни, после публикации отчета о ее немецких путешествиях в 1813 году, популяризировала этот термин во Франции. В 1815 году английский поэт Уильям Вордсворт, ставший главным голосом романтического движения и считавший, что поэзия должна быть «спонтанным переполнением сильных чувств», «противопоставил романтическую арфу классической лире». Преодолев установленный порядок, романтизм стал доминирующим художественным движением во всей Европе к 1820-м годам.

Ранним прототипом романтизма было немецкое движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang). Хотя «Буря и натиск» прежде всего литературное явление, оно оказало большое влияние на общественное и художественное сознание. Движение получило свое название от названия пьесы (1777) Фридриха Максмилиана Клингера.

Как сформулировал британский государственный деятель Эдмунд Берк, впервые разработавший как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное, в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757): «Всё, что каким-либо образом способно вызвать представления о страдании и опасности, есть источник возвышенного, то есть вызывает самое сильное впечатление, которое сознание способно воспринять». В 1790 году немецкий философ Эммануил Кант, изучавший связь между человеческим разумом и опытом, развил понятия Берка в критике суждения. Идея возвышенного заняла центральное место в большей части романтизма, чтобы противостоять рациональности просвещения.

Эта революция принесла с собой рыночную экономику, основанную на новых технологиях — машинной силе. Но были те, кто с тоской оглядывался на прошлое, рассматривая его как романтический период, период, когда все было по-другому. В это время нарастала реакция против философии Просвещения, которая делала упор прежде всего на науку и рациональное мышление. Романтики оспаривали идею о том, что разум — это единственный путь к истине, считая его недостаточным для понимания великих тайн жизни. По мнению романтиков эти тайны могут быть раскрыты с помощью эмоций, воображения и интуиции. В романтическом искусстве природа - с ее неконтролируемой мощью, непредсказуемостью предлагала альтернативу упорядоченному миру просветительной мысли.

«Романтизм - не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования»- писал поэт и критик Шарль Бодлер в 1846 году. С точки зрения Бодлера, романтизм охватывает широкий спектр стилей и предметов, от истории и мифов до ориентализма и национализма.

Художники-романтики отказались от дидактизма неоклассической исторической живописи в пользу воображаемых и экзотических сюжетов. Ориентализм и мир литературы стимулировали новые диалоги как с прошлым, так и с настоящим. Извилистые одалиски Энгра отражают современное увлечение экзотикой гарема. В 1832 году Делакруа отправился в Марокко, и его поездка в Северную Африку побудила других художников последовать его примеру. Литература предложила альтернативную форму эскапизма. Романы сэра Вальтера Скотта, поэзия лорда Байрона и драма Шекспира перенесли искусство в другие миры и эпохи. Так, средневековая Англия — место «Похищения Ребекки» Делакруа, авторского видения популярного романтического сюжета, позаимствованного у Вальтера Скотта.

Отчасти вдохновленный идеализмом Французской революции, романтизм охватил борьбу за свободу и равенство, а также содействие справедливости. Художники начали использовать текущие события и зверства, чтобы пролить свет на несправедливость в драматических композициях, которые соперничали с более степенными картинами неоклассической истории, принятыми Национальными академиями.

Во многих странах художники-романтики обратили свое внимание на природу и пленэрную живопись, или живопись на открытом воздухе. Работы, основанные на пристальном наблюдении за пейзажем, подняли пейзажную живопись на новый уровень. В то время как некоторые художники подчеркивали человека как часть природы, другие изображали ее силу и непредсказуемость, вызывая у зрителя чувство возвышенного - благоговение, смешанное с ужасом.

Романтизм в Германии

В Германии молодое поколение художников реагировало на изменяющиеся времена процессом самоанализа: они отступали в мир эмоций - вдохновленные сентиментальной тоской по прошлому, например по средневековой эпохе, которая теперь рассматривалась как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте картина «Готический собор у воды» Карла Фридриха Шинкеля была столь же важна, как и работы Назарян - Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и Франца Пфорра, которые взяли свое начало от живописных традиций итальянского Раннего Возрождения и немецкого искусства эпохи Альбрехта Дюрера. В своих воспоминаниях о прошлом романтические художники были очень близки к неоклассицизму, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистическую позицию неоклассицизма.

Романтическое движение продвигало творческую интуицию и воображение как основу всего искусства. Таким образом, произведение искусства стало выражением «голоса изнутри», как выразился ведущий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Предпочтительным жанром среди романтиков была пейзажная живопись. Природа рассматривалась как зеркало души, в то время как в политически ограниченной Германии она также рассматривалась как символ свободы и безграничности. Таким образом, иконография романтического искусства включает одинокие фигуры с тоской, глядящие вдаль, а также мотивы vanitas (мертвые деревья, заросшие руины), символизирующие быстротечность и конечность жизни.

Романтизм в Испании

Развитие романтизма в Испании 30-х гг. стимулировалось революционно-патриотическими устремлениями начала века. После долгого периода засилья иностранцев, господства академизма во всех областях художественной культуры возникновение романтизма в Испании имело в целом прогрессивное значение, способствуя подъему национального самосознания. Романтизм обновил испанскую историческую науку, внес много свежего в развитие литературы и театра, возродив интерес к традициям «золотого века», к народному творчеству. Но в области изобразительного искусства испанский романтизм был менее ярок и самобытен. Показательно, что здесь источником вдохновения служило не столько искусство Гойи, сколько произведения романтизма в других западноевропейских странах.

Франсиско де Гойя был самым выдающимся из испанских романтиков. В то время как он был официальным художником королевского двора, к концу XVIII века, он начал исследовать воображаемое, иррациональное и ужасы человеческого поведения и войны. Его работы, в том числе картина «Третье мая 1808 года» (1814) и серия гравюр «Бедствия войны» (1812-15), являются мощными упреками войны.

Романтизм во Франции

После того, как наполеоновские войны закончились, романтические художники начали оспаривать неоклассицизм Жака Луи Давида, передового художника, работавшего во время Французской революции, и общий неоклассический стиль, одобренный Академией. В отличие от своих немецких коллег, французы писали не только портреты, но и создавали исторические полотна.

Во Франции главными романтическими художниками были Барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий Наполеоновских войн, и Теодор Жерико. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной кисти, богатым и чувственным использованием цвета, динамичными композициями и экзотическим и авантюрным сюжетом, начиная от североафриканской Арабской жизни и заканчивая революционной политикой. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Ж.-А.-Д. Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции.

Романтизм в Англии

За исключением Уильяма Блейка, английские романтические художники предпочитали пейзаж. Их изображения, однако, не были столь драматичны и возвышенны, как у их немецких коллег, но были более натуралистичны. Нориджская школа - группа пейзажистов, развившаяся из Нориджского Общества художников 1803 года. Джон Кроум, был одним из основателей группы и первым президентом Норвичского общества, которое проводило ежегодные выставки с 1805-1833 годов. Члены группы делали упор на пленэрную живопись.

Если творчеству немецких романтиков был присущ мистицизм, взятый из таинственных легенд и народных сказаний, то романтическое изобразительное искусство Англии имело совершенно иные черты. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи. Джон Констебл и Уильям Тёрнер - крупнейшие представители романтического пейзажа в Англии.

Романтизм в Соединенных Штатах

Американский романтизм нашел свое основное выражение в пейзажной живописи школы реки Гудзон (1825-1875). В то время как движение началось с Томаса Даути, чья работа подчеркивала своего рода квиетизм в природе, самым известным членом группы был Томас Коул, чьи пейзажи передают чувство благоговения перед необъятностью природы. Другими известными художниками этой школы были Фредерик Эдвин Черч, Ашер Б. Дюран и Альберт Бирштадт. Работы большинства из этих художников были сосредоточены на ландшафте Адирондаков, Белых гор и Катскиллов на северо-востоке, но постепенно разветвлялись на американский Запад, а также южные и латиноамериканские пейзажи.

Среди величайших художников-романтиков были Генри Фюзели (1741-1825), Франсиско Гойя (1746-1828), Каспар Дэвид Фридрих (1774-1840), JMW Тернер (1775-1851), Джон Констебль (1776-1837), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Романтическое искусство не вытеснило неоклассический стиль, а скорее выступило противовесом его строгости и жесткости. Хотя романтизм пришел в упадок около 1830 года, его влияние продолжалось еще долго.

Романтический стиль живописи стимулировал появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, Норвичская школа пейзажистов; назаряне, группа католических немецких и австрийских художников; символизм (например, Арнольд Беклин).

Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана». 94.8 х 74.8 см. Холст, масло. Гамбургский кунстхаллее, 1818

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 491 х 716 см. Холст, масло. Лувр, Париж, 1819

Карл Фридрих Лессинг «Осада (оборона церковного двора в Тридцатилетнюю войну)». Холст, масло. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, 1848

Уильям Тёрнер. «Мост символов», 1933

Теги

романтизм, Фридрих, Жерико, Эпоха романтизма.

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.