Что означает намет в геральдике. Основные геральдические элементы

См. также `Намет` в других словарях

Казачье название галопа, бег коня, при котором он идет скачками, выбрасывая попеременно передние ноги, а потом задние; Н. бывает широкий и короткий или "волчий", иногда с правой передней ноги, иногда и с левой, в зависимости от того, какая раньше выносится лошадью.

намет род. п. -а "укрытие, навес, шатер", укр. наме́т, польск. namiot. Вероятно, от на и мета́ть, ср. намётка, укр. намíтка "накидка" (Гоголь); см. Преобр. I, 591. Едва ли можно объяснять как заимств. из ир., афг. namd "войлок", др.-инд. nаmаtа-, вопреки Миклошичу (Мi. ЕW 211), Шифнеру (AfslPh 3, 213), Горяеву (ЭС 225). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

намет

НАМЁТ -а; м.

1. Разг. Намёты снега, песка.

2. Нар.-разг. Крытый навес, шалаш. Сторож спал в намёте.

3. Рыб. Рыболовная снасть в виде сачка. Закинуть н. в воду. Ловить рыбу намётом.

4. Сеть для ловли птиц.

5. У казаков: название конского галопа.

Намётом; в намёт, в зн. нареч. = Гало́пом. Лошади неслись намётом. Пустить лошадей в намёт.

Намёт

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Намет

сущ. шатер.      (3 Макк. I, 2).


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

1. Рыболовная снасть в виде мешкообразной сетки на шесте.
2. В коневодстве, галоп у казаков.

НАМЁТ

Гробовые намёты. Арх. Ирон. О высоком, худом, болезненном человеке. АОС 10, 71.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

намет

крыша над двором; шатер, большая раскидная палатка (Даль, наметывать)

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

Намет

геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам. Уже во втором походе, когда появились первые горшковидные шлемы, рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, стали покрывать его вершину куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья. В геральдике Н. получил изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти всегда имеет Н., состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединенных между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита (см. гербы Гончаровых, Карамзиных и др. в таблице, приложенной к ст. Гербы); если герб имеет щитодержателей, то Н. располагается лишь по верхней стороне щита (см. гербы графов Платовых, Волынских в той же таблице); в княжеских...

А, м. Рыболовная снасть в виде кошеля (в 3 знач.), накидной сетки, прикрепленной к длинной жерди, а также накидная сеть для ловли птиц. Ловить намётом.

Намёт намёт

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

намёт

, м.

1. прост.

То, что наметено, нанесено; нанос.

НАВЕРШИЕ - имеющий важное символическое значение металлический предмет, укрепленный на верхнем конце знаменного древка. В отдаленной исторической ретроспективе навершие было тем самым сакральным родоплеменным или родотерриториальным символом, который служил знаменем древним народам. В отечественной традиции превалируют несколько основных типов навершия: 1) плоское прорезное копьевидное; 2) крестообразное; 3) объемное, воспроизводящее фигуру двуглавого орла.

НАМЕТ - композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.

Широко распространенное в западноевропейской геральдике украшение геральдического шлема, являющееся переходным звеном между шлемом и его клейнодом. Обычай прикрывать куском материи тяжелый металлический шлем от палящих лучей ближневосточного солнца был перенят крестоносцами у арабов, и по сей день носящих на голове стянутую веревкой из верблюжьей шерсти матерчатую накидку. Шлемовый покров спускался красивыми складками с макушки шлема вниз, предохраняя от перегрева затылок и шею рыцаря, а в бою и на турнире развевался по ветру, становясь эффектным украшением и своеобразным опознавательным знаком одновременно. Располосованный вражескими саблями намет нередко превращался в свисающие со шлема лохмотья и длинные ленты, служившие доказательством того, что рыцарь побывал в жаркой схватке.
С XIV в. шлемовый покров превратился в обязательную принадлежность рыцарского герба и изображался либо в виде небольшого плаща (нем. Mäntelchen, фр. mantel), либо развевающихся лент, либо изрезанных зубцами или фестонами краев длинных одежд человеческих или фантастических фигур, помещенных в клейноде. В XVI в. наметы окончательно изменили свой первоначальный облик и превратились в листовидный орнамент (нем. Laubornament), охватывающий щит с обеих сторон и занимающий в гербе значительное место.
Воспроизводившая южнорусские гербы Польско-Литовского государства родовая геральдика московитов в XVI-XVII вв. перенимала обычай увенчивать дворянский гербовый щит рыцарским шлемом и наметом, а со времен Петра I это стало непреложным правилом российской геральдики. И несмотря на то, что русское служилое сословие, т.е. дворянство всех рангов, никогда в юридическом аспекте не было рыцарством, в условиях монархии и сословного деления общества это правило не оспаривалось. Но на современном этапе отечественного герботворчества намет, равно как и сам рыцарский шлем с клейнодом, представляются абсолютно чуждыми не только недворянскому, но и любому великорусскому гербу. Русь разбивала эти шлемы иноземцев-католиков своим оружием на Неве и Чудском озере, под Ивангородом и Смоленском, она никогда не ходила в Крестовые походы, и никогда конический островерхий русский шлем не покрывался тканью.

НАШЛЕМНИК - фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх бурелета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.

НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

Девиз - надпись на гербе, щите, обычно в метафорической форме характеризующая владельца или обладателя (в геральдике).
Еще в Древнем Риме девиз семьи определял устои, которыми руководствовались все её члены, и многое говорил об истории и заслугах этой семьи.


Мысль или слово повторяемые кем-либо неоднократно, они, со временем, обретают способность в определенной степени определять ход судьбы говорящего. Поэтому девиз семьи, передаваемый из рода в род, способен контролировать и направлять поступки и жизненный путь каждого из поколений. Очень маловероятно, что человек, девизом семьи которого на протяжении десятилетий были слова «Честь дороже жизни», сможет поступить недостойно. Иными словами, девиз определяет поведение членов семьи. Девиз помещается в гербе в низу щита, на ленте, цвет которой должен быть одинаков с финифтями и металлами герба.
Начертание девиза в цветовом отношении подчинено щиту. Как правило, литера связана с фигурой, а лента – с полем герба. Если в гербе уместились две важных фигуры – металлическая и финифтяная, тогда можно придать их цвета девизу.


Список девизов

Основание - платформа, на которой стоят щитодержатели и расположен весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента.

Намет. Рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, покрывали его куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья, которые в геральдике получили нзвание "намёт"; имеющий изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти всегда имеет намёт, состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединённых между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита; если герб имеет щитодержателей, то намёт располагается лишь по верхней стороне щита. Цвет намёта соответствует цвету герба.

Шлем. В российской геральдике используются два вида шлемов: западноевропейский и русский .
Кроме западноевропейских, были приняты княжеские и дворянские типы шлемов– так называемые: ерихонка (конический шлем с носовой защитной стрелкой, наушниками и назатыльником) для старых славянских и некоторых иных родов и мисюрка («египетский шлем») – для родов восточного происхождения;
к обоим типам шлема могут добавляться бармицы – кольчужные капюшоны. Шлемы изображаются серебряными или стальнымис золотыми или серебряными деталями.
Подкладка шлема изображается червленой или пурпурной. Это является данью традиции, не имея почетного или статусного значения.

Галерея векторных изображений.
  • Геральдический язык
  • Геральдический щит
  • Щитодержатели, мантия

Геральдический язык , при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе, благодаря чему сохранялась возможность воспроизводить его с достаточной точностью. В настоящее время при наличии векторного оригинал-макета герб может быть воспроизведен с высокой степенью точности, в неограниченных экземплярах на разнообразных материалах на основе различных технологий.

Основными элементами геральдического языка являются:


Деление щита.
Почётные геральдические фигуры.
Простые гербовые фигуры.
Негеральдические фигуры.
Глоссарий негеральдических фигур.
Тинктуры (цвета).

Их сочетание определяет порядок описания геральдического щита - блазонирование .
При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.
После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют, и их описание согласно правилам блазонирования гербов.
При описании большого герба следует иметь в виду следующий порядок составных частей его, а именно - щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантия и, наконец, особые украшения.

С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

Происхождение гербов

С точки зрения геральдики, формы гербов - это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала - итальянским, закругленного внизу квадрата - испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Французский щит

Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII-XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» - распространенный геральдический прием.

Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор - в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура Эта мифическая птица была изображена на Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

Гербовый девиз

Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого - нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева - мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

  1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.
  2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.
  3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.
  4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.
  5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.
  6. БЫК– символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
  7. ВЕНЕЦ– основание короны в виде обруча.
  8. ВЕНЗЕЛЬ– фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.
  9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ– положение птицы с поднятыми вверх крыльями.
  10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
  11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ– положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.
  12. ВОЛК– символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.
  13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ– почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  14. ВОССТАЮЩИЙ– положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
  15. ВОРОН– символ предусмотрительности и долголетия.
  16. ГАРПИЯ– женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
  17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА– лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.
  18. ГЕРАЛЬДИКА– наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.
  19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ– золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.
  20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕМЕХА– беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.
  21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.
  22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА– голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.
  23. ГЕРБ– совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
  24. ГЕРБОВНИК– гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
  25. ГЛАВА– почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.
  26. ГОЛУБОЙЦВЕТ– символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
  27. ГОЛУБЬ– символ смирения и чистоты, святого Духа.
  28. ГРИФОН– чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
  29. ДЕВИЗ– выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
  30. ДЕСНИЦА–
  31. ДРАКОН– фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
  32. ДУБОВЫЙЛИСТ– символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
  33. ЕДИНОРОГ– мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
  34. ЖУРАВЛЬ– символ бдительности.
  35. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ– символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
  36. ЗЕРКАЛО– символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.
  37. ЗМЕЯ– символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
  38. ЗОЛОТО– символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
  39. КАБАН– символ неустрашимости и могущества.
  40. КАДУЦЕЙ(жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
  41. КАЙМА– почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.
  42. КОЛОС– символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
  43. КОРОНА– символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
  44. КОСОЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.
  45. КОШКА– символ независимости.
  46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ– 30. ДЕСНИЦА– правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
  47. КРЕСТ– символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.
  48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ– символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
  49. ЛЕВ– символ власти, силы, храбрости и великодушия.
  50. ЛЕОПАРД– символ стойкости, смелости и отваги в бою.
  51. ЛЕСТНИЦА– символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.
  52. МАНТИЯ– накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
  53. МЕДВЕДЬ– символ предусмотрительности и силы.
  54. МЕЧ– старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
  55. МОЛОТ– символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
  56. НАМЕТ– композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
  57. НАШЛЕМНИК– фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.
  58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
  59. ОВЦА– символ кротости, доброты и сельской жизни.
  60. ОКОНЕЧНОСТЬ– почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.
  61. ОЛЕНЬ– символ воина, перед которым бежит неприятель.
  62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ– символ мира и процветания.
  63. ОРЕЛ– символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
  64. ПАВЛИН– символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
  65. ПЕЛИКАН– символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
  66. ПЕРЕВЯЗЬ– почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.
  67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ– поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.
  68. ПЕТУХ– символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
  69. ПОЛУМЕСЯЦ– полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70.ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

  1. ПОЯС– почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.
  2. ПРЯМОЙКРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  3. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ– символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
  4. ПЧЕЛА– символ трудолюбия и неутомимости.
  5. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО– деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.
  6. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО– деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.
  7. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО– деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  8. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН)– мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
  9. РАССЕЧЕННЫЙ– деление щита пополам вертикальной линией.
  10. СВЕЧА– символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
  11. СВИТОК– символ учености, отношения к большой науке.
  12. РУКА С МЕЧОМ– символ верности воинскому долгу.
  13. СЕНЬ– фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.
  14. СЕРЕБРО– геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
  15. СКИПЕТР– фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
  16. СКОШЕННЫЙ– деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.
  17. СОБАКА– символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
  18. СОВА– символ мудрости, смекалки и расторопности.
  19. СОКОЛ– символ храбрости, ума и красоты.
  20. СОЛНЦЕ– символ истины, провидения, богатства и изобилия.
  21. СТОЛБ– почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.
  22. СТРОПИЛО– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.
  23. ФАКЕЛ– символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.
  24. ФЕНИКС– мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
  25. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.
  26. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ– символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
  27. ШЛЕМ– символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.
  28. ЩИТ– геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
  29. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ– фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.
  30. ЯЙЦО– символ начала всего живого, надежды и новой жизни.