Введение в историю - геральдика. Основные правила западно-европейской геральдики Простые гербовые фигуры

На гобелене из Байё изображена битва при Гастингсе: множество рыцарей, практически не различающихся по внешнему виду. Согласно легенде, герцогу Вильгельму (будущему королю Вильгельму Завоевателю) тогда пришлось снять шлем, чтобы его узнавали в бою. Этот способ показался его преемникам опасным, и они изобрели геральдику. Языком ее «перевода» и по сей день остается нормандский. Геральдика занимается изучением гербов. Это искусство процветало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, когда символам придавалось большое значение. Геральдические цвета (их называли тинктурами) подтверждали тесную связь геральдики и алхимии и были связаны с планетами, драгоценными камнями, знаками зодиака и т.д. Так, например, синий (лазурь) соответствовал Юпитеру, сапфиру и воздуху; красный (червлень) — Марсу, рубину и огню. Большой популярностью пользовались «металлы» — цвета золота и серебра.

Геральдические животные

В средневековых бестиариях (книгах о животных) описываются как хорошо известные, так и вымышленные мифические существа. Обычно в бестиариях давались изображение животного, его описание и некая мораль. Считалось, что у каждого живого существа есть символическое значение, поэтому, подобно «языку цветов», существовал и «язык животных». Когда человеку жаловали герб, подбирались символы, соответствующие качествам, которыми он обладал или которые стремился приобрести. В некоторых случаях символика гербов демонстрирует и чувство юмора.

Геральдические мифические существа

Мартлет — фантастическая птица, похожая на ласточку, но лишенная лап. Лапы ей не нужны: она всегда в полете и не будет отдыхать, пока не одержит победу. Эдуард III жаловал эту птицу рыцарям, которые неустанно трудились на поле брани во Франции, принося Англии желанные победы.

Мартлет — символ четвертого сына. Старший сын становился наследником, второй отправлялся на военную службу, третий — в церковь, а четвертому приходилось самому зарабатывать себе на жизнь.

Дракона с головой змеи, раздвоенным языком, туловищем льва, чешуйчатыми когтистыми лапами символизировал отважного защитника. В средневековой Европе его называли вестником грядущего несчастья и связывали с гневом и завистью. На Востоке считали знамением удачи и богатства. Центральноамериканское божество Кецалькоатль, пернатый змей, дал человечеству знания и был символом смерти и возрождения.

Единороги, символы чистоты и невинности, нередко становились геральдическими вестниками. Их популярность доказывают гобелены из парижского музея Клюни, посвященного Средневековью. На многих из них изображена женщина с единорогом слева и львом справа. Нередко на гобеленах запечатлены обезьяна и другие животные. По наиболее распространенной версии, гобелены символизируют пять чувств: слух, зрение, вкус, прикосновение, обоняние — и любовь. Фон гобелена — мильфлёр («тысяча цветов»), в котором переплетаются столько символов, что остается ощущение неудовлетворенности: мы не видим того, что казалось совершенно очевидным тем, кто ткал и некогда рассматривал эти гобелены.

Виверна — двуногое крылатое существо, напоминающее дракона, -символизирует силу, мужество и защиту. Грифон с туловищем льва и крыльями, головой и когтями орла считается быстрым, умным и отважным. Он символизирует могущество и власть.

Один из гобеленов цикла «Дама с единорогом» (музей Клюни, Париж, Франция).

Грифоны в лондонском Сити.

Положение животного В геральдике животных изображают в разном положении. Львы и лошади могут быть вздыбленными — стоящими на задних лапах. Шествующие животные опираются на три лапы (четвертая приподнята) — это символизирует решительность или твердость. Прыгающие животные (возможно, атакующие) — символ смелости и готовности храбро сражаться.

Цветы и деревья В геральдике также могут использоваться цветы и деревья. Например, символ «флёр-де-лис» (как правило, стилизованное изображение лилии или ириса) обычно связан с Францией и французским королевским домом, но в наши дни используется по всему миру. Символ города Флоренции — алый «флёр-де-лис». Сейчас он стал символом движения скаутов и часто встречается на флагах и логотипах.

Современная геральдика В Англии геральдика с 1484 года находится в ведении геральдической палаты, но древность ее происхождения не препятствует современным толкованиям.

На гербе Пола Маккартни соединены символы Ливерпуля и музыки: «птица лайвер» с гитарой в лапе. Происхождение этой загадочной птицы неизвестно до сих пор. Она появилась на печати города в середине XIV века и считалась бакланом, орлом или просто мифической птицей. Четверка «битлов» отмечена четырьмя резными эмблемами, напоминающими спинки жуков. Девиз на гербе — «Узрите мое сердце» («Ессе Cor Meum»).

На гербе Элтона Джона изображены клавиатура и футбольный мяч.

Красный вздыбленный лев на королевском флаге Шотландии.

Прекрасные лилии из часослова (ок. 1500).

Головокружительный орнамент из лилий на стенах аббатства Сен-Мишель-де-Фриголе (Прованс, Франция).

Раньше лорд-мэр Лондона ездил верхом, но после того, как в 1710 году его выбила из седла цветочница, пересел в золотую карету.

Лодочники Компаний виноторговцев и красильщиков на Темзе (Лондон, Англия).

Помимо собственно гербов (которые называются также геральдическим щитом), в качестве опознавательных знаков использовались гребни шлемов, которые позволяли узнать носящего и избежать проблем герцога Вильгельма.

Гильдии и ливрейные компании Гильдии — объединения ремесленников, существовавшие в древности в

Индии, Египте, Риме, Китае и мусульманских странах. В ХII-ХХ веках гильдии активно действовали в Европе, и отдельные их привилегии сохранились до наших дней.

В средневековой Англии ливреей называли еду, питье и одежду, которую выдавали слугам в знатных домах. Затем это слово стало означать определенную узнаваемую одежду и эмблемы, символизирующие привилегии и защиту, поэтому группы, занимающиеся разными ремеслами, стали называться ливрейными компаниями. В 1878 году на встрече ливрейных компаний был учрежден специальный экзамен «Сити энд Гилдс» («City and Guilds — «Город и гильдия») для проверки профессионализма мастеров. Изменения в торговле и производстве привели к некоторому упадку: стало меньше подмастерьев, обучающихся традиционным навыкам, и экзамен изменился под стать эпохе.

Лондонская Компания ювелиров до сих пор тестирует драгоценные и клеймит их своими символами. Компания рыботорговцев следит за санитарными условиями на главном рыбном рынке Лондона.

В лондонском Сити существует 118 ливрейных компаний. Все они принимают участие в шоу лорд-мэра, когда из лондонского музея вывозят золотой экипаж и мэр приветствует толпу, проезжая по улицам.

Члены гильдий до сих пор надевают традиционную форму по особым случаям. Пример — Компании виноторговцев и красильщиков, члены которых в алой униформе отправляются по Темзе на церемонию кольцевания лебедей (в прошлом лебедей не кольцевали, а делали отметины на клюве).

Полковник индийской армии и ею офицерская тросточка.

Вождь ашанти в традиционном кенте с булавой. Ткань изобилует символическими узорами.

Королевский кольцеватель лебедей и гильдиеры выезжают на шести гребных скифах под соответствующими флагами. Кольцевание занимает пять дней. Проплывая мимо Виндзорского замка, все встают по стойке смирно и отдают честь королеве, которой по закону принадлежит треть лебедей на Темзе. Данная церемония была важной, когда лебедей ели, а сейчас этот на первый взгляд бессмысленный обычай служит очень серьезной цели: помогает определить численность и здоровье птиц на реке. Молодых лебедей осматривают и взвешивают.

Сферы деятельности современных гильдий средневековым ремесленникам показались бы невероятными: Компания пилотов и навигаторов авиалиний, Компания изготовителей научных инструментов, Компания всемирных торговцев. У каждой гильдии есть собственный герб.

В США существуют Гильдия киноактеров и Гильдия писателей. Это профессиональные объединения того же плана.

Животные

Представители семейства кошачьих часто используются в геральдике. Леопарды и львы символизируют королевскую семью, доблесть и силу. В Египте обожествляли кошек. Черная кошка в Англии символизирует удачу, а в Европе в целом — несчастье. Кошки — ранний символ санкюлотов времен Великой и знак свободы. Изящная черная кошка стала символом «Чёрного кота» — парижского кабаре на Монмартре, существовавшего в конце XIX века.

Нередко в геральдике встречаются и медведи. Считается, что носящий их может перенять положительные свойства этого животного — силу и хитрость. Медведи обладают выносливостью и силой, важными для воина качествами. Пробуждение их от зимней спячки означает воскрешение. У викингов берсерки носили медвежьи шкуры в надежде перенять качества этих свирепых животных.

Египтяне считали кошку священным животным.

Павлин на фреске в Раджастхане (Индия).

Огромный скарабей в Карнаке (Египет).

Брошь-пчела.

Некоторые полки британской армии носят медвежьи шапки. Американские индейцы тоже хорошо относились к медведям, считая их сильными и скромными. Медведица — образец хорошей матери.

Пчела символизирует трудолюбие, усердие и творчество. Нередко пчел изображают в упорядоченном улье.

Скарабей (навозный жук) в Древнем Египте был связан с Хепри, богом солнца. Хепри катит днем по небу (а по ночам — под землей), как жук, катящий навозные шарики.

Много символов среди водных существ. Дельфины, например, означают безопасное путешествие, быстроту, милосердие и любовь, поэтому их часто изображают на картах.

Штандарты

Знамя как знак для сбора и объединения воинов появилось еще в древние времена. Знамена освящались и в полевых условиях могли использоваться как алтари. Их никогда не уничтожали — старые знамена передавали в часовни или соборы. Потеря знамени означала бесчестье, поэтому его бдительно охраняли.

Церемония «Вынос знамени».

Яростный дракон бросает вызов всем пришедшим.

Слон сражается со змеей (бестиарий XIV века).

За захват в бою вражеского знамени давались особые награды.

В Лондоне ежегодно проводится церемония «Вынос знамени» — парад королевской гвардии в честь английской королевы.

23.07.18
Новость
09.07.18
Новость
11.05.18
Новость
04.05.18
Новость
27.04.18
Новость
20.04.18
Новость
Герб Прокопьевского района Панно без рамки на алюминиевом композите с пластиковым гербом РФ (серебро) Герб Свердловской области Эмблема Метрологической службы МО РФ Декоративные тарелки с гербом РФ в технике пике (point-to-point) Герб Курской области

100 геральдических терминов (определения и значения).

Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во многом адаптацией для использования вне геральдики, т.к. в каждом конкретном гербе каждый элемент имеет собственное значение, которое в него вложил автор герба и подчас это значение не совпадает с условно "общепринятым".

1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.

2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.

3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.

4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.

5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.

6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.

8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.

9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.

10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.

11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.

12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.

13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.

15 . ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.

16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.

17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.

18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.

19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.

20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.

21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.

22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.

23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.

24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.

26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.

27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.

28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.

29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

30. ДЕСНИЦА правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.

33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.

34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.

33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.

36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.

37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.

38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.

39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.

40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.

42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.

43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.

44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.

45. КОШКА – символ независимости.

46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.

48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.

49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.

50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.

51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.

53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.

54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.

55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.

56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.

57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.

58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.

60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.

61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.

62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.

63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.

65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.

66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.

67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.

68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.

69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70 .ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.

72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.

73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.

75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.

76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.

77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.

78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.

80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.

81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.

82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.

83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.

84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.

86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.

87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).

88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.

89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.

90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.

91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.

92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.

93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.

94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.

95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.

96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.

97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.

98. ЩИТ геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.

99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.

100. ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

«По правде говоря, у нас в наличии немало героев, а вот драконы - наперечет.»
лекция Толкина «Беовульф»: чудовища и литературоведы»

Основные правила западно-европейской геральдики

Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, - общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба


Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая - добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита



Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А. Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы геральдических существ

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

«Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

«Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа - немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

«Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.

Дракон

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»

Грифон

Griffin , Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные ; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва ; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями

Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции - те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, - также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев , часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», - это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste - поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, - это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.


При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений» ).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Изучением гербов занимается особая наука - геральдика. Корни ее уходят во времена раннего средневековья, когда появились первые фамильные, городские и государственные гербы. Тогда же были разработаны и первые правила геральдики, согласно которым полагалось размещать на гербах фигуры, надписи и даже цвета в строго определенном порядке. Ведь в те, пропитанные мистицизмом времена каждое изображение должно было нести некий скрытый высший смысл, поэтому каждому геральдическому элементу было приписано конкретное символическое толкование.

Если вам интересно узнать, что такое герб, вы можете подробнее прочитать об этом . Здесь же мы подробно рассмотрим виды гербов.К основным геральдическим символам, в первую очередь, относятся цвета (по-научному их называют тинктурами). Всего в геральдике разрешено использовать девять тинктур. К ним относятся геральдические металлы, финифти (цвета) и меха.

Что означают геральдические символы: тинктуры

  • Металлы. Их в геральдике всего два. Золото символизирует, конечно же, богатство, а серебро - невинность.
  • Финифти. В геральдике используется пять основных цветов. Каждый из них имеет следующие значения: красный означает храбрость и неустрашимость, лазурный - верность и честность, изумрудный - надежду и свободу, пурпурный - умеренность во всем и благочестие, а черный - это символ печали и осторожности.
  • Меха. На гербах можно изображать два вида меха - беличий и горностаевый. Оба они символизируют знатность происхождения хозяина герба.

Следующая многочисленная группа гербовых фигур - птицы и животные, в том числе и мифические. Это, пожалуй, самые интересные геральдические символы, поэтому о них стоит рассказать более подробно.

Что означают геральдические символы: животные

Многочисленные представители животного мира красуются на фамильных гербах не просто так. Все они призваны отображать те или иные качества владельцев герба. Чаще всего на гербах можно увидеть орлов и львов, что впрочем, и понятно: царственные особы всегда были в особом почете.

  • Орел - это символ власти, могущества и силы. Недаром во многих религиях орлы считались неизменными спутниками богов. В геральдике орлы бывают не только обычными - одноглавыми. Орел с двумя головами встречается на гербах не реже своего одноглавого собрата. Происхождение этого символа не совсем понятно. Большинство ученых, однако, сходятся во мнении, что две головы символизируют собой объединение двух частей страны в единое целое. Бесспорным доказательством данной версии является российский двуглавый орел, символизирующий собой единство европейской и азиатской частей России.
  • Лев, наверное, самый распространенный в геральдике символ. Он символизирует храбрость, силу и власть. Иногда льва на гербах заменяет леопард, но на изображении внешнего облика животного это никак не сказывается. Пятна на шкуре, свойственные леопарду, на гербах не рисуются. Отличить льва от леопарда можно лишь по позе зверя. Если он стоит на двух задних лапах и смотрит в сторону - это лев, а если на трех лапах с одной поднятой и при этом смотрит прямо на зрителя, значит, это леопард.
  • Волк помещается на гербе в знак победы, одержанной над алчным, коварным и злым противником.
  • Змея, кусающая себя за хвост (ее еще называют уроборос), символизирует вечную жизнь и бесконечность.
  • Пеликан - это общепризнанный символ самопожертвования и бескорыстного служения во благо других.
  • Петух - символ бдительного стража и неустрашимого бойца, готового ринуться в битву по первому сигналу своего командира.

Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются разные вымышленные существа, подробно описанные в бестиариях - средневековых книгах о фантастических чудовищах. Что означают символы на гербах с изображениями мифических существ?

  • Грифон - монстр с телом льва и орлиной головой. Частый гость на средневековых гербах. Символизирует собой сочетание силы льва и гордости и независимости, присущих орлу.
  • Дракон - еще один очень распространенный геральдический символ. Крылатый четырехлапый ящер по одной из версий символизировал собой отважного и бесстрашного защитника замка. Дракон же с опущенной головой, так называемый «побежденный дракон», изображался на гербах в знак победы добра над злом.
  • Мартлет - странная птица, чем-то похожая на ласточку, но начисто лишенная лап. Да и зачем они ей нужны! Мартлет - посланница богов, пребывающая в вечном полете, ей некогда отдыхать. Поэтому размещали ее на гербе четвертого в роду сына, которому по закону не полагалось наследства, и он был вынужден неустанными трудами сам добывать себе хлеб насущный.
  • Феникс - легендарная вечная птица, раз за разом возрождающаяся из пепла. На гербах изображается подобной орлу, окрашенному в алый и золотой цвета. Символизирует собой вечное обновление и бессмертие.
  • Единорог - белоснежный конь с витым рогом на лбу. Согласно христианским традициям, считается символом невинности и чистоты.

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты.

В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать

Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы.

Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел.

Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным.

Значимость цвета

Несложно догадаться, что в исполнении герба важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл геральдического символа изменится в корне. Геральдика значение символов и цветов рассматривает как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Можно предположить, что только самые первые изображения, которые стали помещать на флаги и доспехи, имели случайный характер. Однако в эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение.

Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём Отдельным типом геральдического окраса считаются меха - горностаевый и беличий.

Итак, рассмотрим основное значение цветов в геральдике.

Золото

Чаще всего, конечно, в гербах используется золото. Помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию.

Использование золота в гербе изначально свидетельствовало о принадлежности если не к королевскому, то к очень богатому роду.

Геральдика значение символов и цветов трактует весьма четко, поэтому внимание уделяется каждой детали. Так, наличие в гербе золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода или же территории.

Серебро

Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет в гербовой символике светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты.

Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь

Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности. Щиты в геральдике изучаются особенно пристально.

Для чего украшались щиты

Традиция помещать на щит различные отличительные знаки берёт своё начало во времена крестовых походов. В пылу сражения было крайне сложно отличить своих собратьев по оружию от противника, ведь рыцарские доспехи выглядели примерно одинаково, а боевые построения постоянно изменялись в ходе битвы. Даже знамёна и хоругви не всегда могли служить отличительными признаками. Именно поэтому благородные рыцари стали помещать на щиты различных символические изображения, которые отличали их личные доблести и служили на поле сражения.

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Среди животных, которые наиболее часто встречаются на геральдических символах, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Орёл - это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место.

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

Фигуры как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.