Cочинение «Гринев и Швабрин. А

Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Урок литературы в 9 классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».
Цели: привить навык аналитического чтения произведения; раскрыть образ главного героя романа; последить за этапами формирования характера П.Гринева; формировать представление обучающихся о нравственных ценностях .

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок , которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.


2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев - Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова . Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? (это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.
III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

Какое влияние они оказали на формирование характера героя.


Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ участия Гринева в военных действиях.

Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?

Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? (нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? (Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

О чем идет между ними разговор?

Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:


эпизод

Диалог между героями. Жизненная позиция Гринева.

Сильное и благое потрясение.

Пирушка у Пугачева.

Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него.

Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.

Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу.

Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей.

Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.

5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)

Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.

(рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли?(великодушное прощение)

Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов , боится втянуть Машу)

А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?(Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

В чем причина такого положения Гринева ? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.


Он (Гринев) слишком человечен
- Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

Законность Человечность

Правосудие Милость

Что спасает наших героев? (Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»

Крутяк! 6

анонс:

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.

сочинение:

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.

Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.

В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».

Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.

Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.

Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.

Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:

Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».

Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.

Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».

Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.

Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.

У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Источник: mysoch.ru

Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.

Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.

Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.

Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.

В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.

Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.

Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.

Источник: www.ukrlib.com

Алексей Иванович Швабрин - персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».

Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина - лже-император Пугачев, Маша Миронова - ее мать Василиса Егоровна, - что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.

Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина - Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.

У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.

И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела - царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.

Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии - очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.

Швабрин же - человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин - заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.

Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же - от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.

Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями - дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.

Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…

Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» - так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.

Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
пока не упал в бездну…

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

«Капитанская дочка» - повесть, которая не только воссоздаёт историческую действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, которого направили служить в Белогорскую крепость. Оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах.

Во время пребывания Гринева в крепости, в губернии начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Белогорская крепость взята мятежниками, и в этот момент перед героями повести встаёт трудноразрешимая проблема: изменить присяге и присоединиться к бунтарям или добровольно идти на смерть. Гринёв предпочёл умереть, но случай всё же спас его от верной гибели. Пугачёв оказался тем самым мужиком, которому герой когда-то подарил свой заячий тулупчик.

Гринёв не стал присягать на верность Пугачёву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачёв отпустил Петра, но с условием, что тот не будет служить против него. Гринев прекрасно понимал, что находился в полной власти этого человека, однако природная честность, ответственность за собственные поступки заставили молодого человека сказать правду: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Искренность и прямота Гринёва поразила бунтовщика. И ему ничего не оставалось, как отпустить юношу.

Удивительно, как в такой сложной ситуации Гриневу удаётся сохранить в себе человеческое начало, в отличие от Швабрина и ему подобных. Я думаю, восстание в данном случае стало тем явлением действительности, которое в большей мере помогло разглядеть истинное лицо каждого из героев. Нравственные ценности, внутренние убеждения самого Гринёва помогли ему стать настоящим человеком. Тогда как Швабрин запятнал честь офицера и стал прислужником бунтовщиков.

Неслучайно эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду». Мысли и поступки главного героя полностью ей соответствовали.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2 вариант)

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. "Построил" характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и "выпрашивать" чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: "Береги платье снову, а честь смолоду". Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли - Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Петр Гринёв – благородный дворянин

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.
Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания. Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).
Самое же ценное в повести – нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.
Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании. Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.
Сначала он воспитывался стремянным Савельичем. Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин. Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.
В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод. Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу. К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром.
В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова. Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.
Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.
Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.
По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу. Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.
Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем. Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.
Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.
В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва. На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

Буденновская средняя школа

Тема урока: А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Герои романа. Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Мифодовская Анна Александровна

с. Буденное, 2016

Тема урока: А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Герои романа. Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задачи:

1) Образовательные: раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки; проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера; написание сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина; учить работать с текстом произведения.

2) Развивающие: продолжить развитие речеведческих навыков учащихся; развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся, умение находить общее и различное, делать необходимые выводы.

3) Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к русской литературе через анализ повести.

Методы: просмотр мультфильма, беседа, рассказ, сравнительная характеристика

Оборудование: мультфильм, текст повести, доска

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

3. Просмотр мультфильма по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

4. Проверка домашнего задания (беседа с учащимися на тему: «Маша Миронова, ее душевная стойкость и нравственная красота»)

5. Беседа с учащимися по вопросам о характеристике Петра Гринева

1. Кто были родители Гринева?

Отец – помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать – дочь бедного дворянина.

2. Какое воспитание получил Петруша Гринев?

Гринев получил типичное для провинциального дворянина того времени домашнее воспитание. Сначала его воспитывал и обучал стремянной Савельич. К 12 годам Петруша выучился грамоте и “мог здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Потом к нему был приглашен учитель-француз Бопре. У себя на родине Бопре был парикмахером. Здесь же он должен был обучать Гринева “по-французски, по-немецки и всем наукам”. Но француз от своего ученика научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. На этом и закончилось воспитание Гринева.

3. Каких взглядов на военную службу придерживался его отец?

Отец Гринева видел в военной службе дворянина не средство для достижения карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию, где тот мог бы благодаря родственным связям быстро получать чины без заслуг. Отец Гринева полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.

4. Как Гринев относится к своим родителям?

Гринев в своих отношениях к отцу и матери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верность своим родителям. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно и не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Петр Гринев честно выполнял эти заветы. В самых тяжелых жизненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.

5. Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношениях к Савельичу и крепостным крестьянам?

Это отношение противоречиво. 1) Воспитанный в барской среде, Гринев видит в крепостных крестьянах рабов, обязанных служить помещикам. 2) Гринев – гуманный и простой человек. Его отношения с Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности. Гринев видит в Савельиче близкого человека. Пытается выручить Савельича в Бердской слободе.

6. В чем проявляются и на что направлены мужество Гринева, его вреность долгу, чести?

Гринев – честный и мужественный человек. Эти стороны характера Гринева обнаруживаются при всех наиболее тяжелых для него жизненных испытаниях: и в дуэли со Швабриным, и в попытке выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачевцев. Верность своему долгу, мужество этого человека раскрываются перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.

Но когда Гринев решает вопросы общественно-политические, его мужество и честность направлены на защиту дворянских интересов и дворцового царствования Екатерины II. Гринев – типичный представитель своего класса.

7. Какие черты характера обнаруживает Гринев в своих отношениях к Марье Ивановне.

Лучшие качества Гринева проявляются в его отношении к любимой девушке. Он любит Марью Ивановну глубоко, честно, искренне. Его любовь нельзя сравнить с низменным, животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своей цели. Любовь Гринева – чиста, бескорыстна, самоотверженна, ради Марьи Ивановны он рискует жизнью. На допросе он упорно не называет имя девушки, ради которой встречался с Пугачевым. Он думает только об интересах Марьи Ивановны.

8. Как относится Гринев к Пугачеву и его товарищам?

Гринев в Пугачеве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищать бедных и сирот. Однако в данном случае Гринев остается в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачева честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить царский престол. Гринев не видел того, что Пугачев был вождем народного восстания, боролся за интересы крестьян против дворян. В сообщниках Пугачева Гринев видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам.

9. Как смотрит Гринев на современный ему государственный строй и как объясняет крестьянское восстание?

Гринев не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий самодержавно-крепостнический строй он принимает как норму общественно-политической жизни. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам. Он не понимает, что основной смысл крестьянского восстания был в стихийной стремительности к освобождению от помещичье-крепостнического гнета.

10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и чем он далек от нас?

Гринев вызывает наши симпатии своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством. Нам нравятся его гуманное (человечное) отношение к Савельичу, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистотой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.

Гринев далек от нас непониманием больших общественно-революционных событий, невольным участником которых он был.

Гринев чужд нам своим некритическим отношением к существующему государственному строю и главе его – Екатерине II.

Не прав Гринев и в оценке крестьянского восстания: он не замечает в нем элементов организованности, смысла и особой формы гуманности. Чужды нам и те цели, при достижении которых Гринев обнаруживает высокие моральные качества.

Гринев

Главным героем семейно-бытовой части романа является Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени–сначала под руководством дядьки Савельича, потом – француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своем сыне настоящего дворянина, как он это понимал. Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он “потянул лямку”, стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил свое понимание службы: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает решительным отказом. “Голова моя в твоей власти,– сказал он Пугачеву: – отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья”. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив ее, притом при помощи Пугачева, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Петр Гринев разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нем “бунт бессмысленный и беспощадный”, а в Пугачеве – разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведет себя кк помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый. Он справедлив и признается самому себе в своем легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, дает слово впредь слушаться своего дядьки. Гринев любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачевцев Бердской слободы. Гринев доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринев к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачева, он видит в нем умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. “Зачем не сказать истины? – пишет Гринев в своих записках. – В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал... спасти ему голову...”

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. Из изображенных в романе представителей дворянства он единственное положительное лицо, хотя и остается по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

6. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин.

Подготовительная работа. Слово учителя.

Ребята, вам будет необходимо составить сравнительную характеристику двух литературных героев. Сейчас мы с вами проведем беседу и подготовимся к анализу, а потом вы самостоятельно сравните двух героев романа. (Начинают в классе, заканчивают дома)

1. Давайте вспомним известных вам литературных героев из прочитанных книг и коротко обозначим самое главное, на чем строилось их сравнение между собой.

Учащиеся называют царицу и молодую царевну в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина (внутренняя и внешняя красота людей); Жилина и Костылина в Кавказском пленнике А.С. Пушкина (стремление к свободе и смирение с жизненными обстоятельствами); Соню и Марусю из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (два образа жизни в связи с различием социальных условий); Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (почему один из братьев умирает героем, а другой становится подлым предателем и изменником).

2. Какой материал был необходим нам для сравнения:

а) внешняя красота и внутренняя сила (портрет);
б) умение бороться с невыносимыми условиями жизни (характер);
в) условия жизни (социальное положение);
г) патриотизм и ложная любовь к Родине.

3. Что такое характеристика литературного героя?

Изображение основных черт характера, условий воспитания, среды, портрет, авторское отношение к герою.

4. Что является важным для написания характеристики персонажа?

Ведущая, основная, главная черта, которая отличает или выделает его в произведении.

Сравнительный анализ по героям повести «Капитанская дочка» проводится по плану (запись на доске)

Гринев и Швабрин. Какие они разные!

    Значение этих образов в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

    Что общего между ними:

а) офицера из дворян; б) оба любят Машу; в) оба молоды; г) служат в Белогорской крепости.

    Различия между ними:

а) воспитание; б) отношение к окружающим; в) отношение к капитанской дочке; г) отношение к воинскому долгу.

    Как А.С. Пушкин относится к своим героям?

    Какие чувства вызывают у нас Гринев и Швабрин.

Примерный ответ

Большой материал для сравнения двух людей дает роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Среди героев этого произведения резко противоположное место занимают два человека: Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга?

Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство.

Гринев и Швабрин – офицеры из дворян.

Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.

На этом сходство между ними заканчивается.

Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.

Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.

Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость.

Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.

Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.

Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, Швабрин мстит клеветой, пишет анонимный донос старику Гриневу на его сына. Швабрин бесчеловечен по отношению к женщине, способен к насилию и издевательствам.

Совсем иначе относится к Маше Гринев. Он глубоко искренен и по-настоящему любит капитанскую дочку. Способен ради нее на героические поступки.

Эти черты Гринева воспитаны в нем с детства. Отец отправляет сына не в гвардию, в армию и дает ему наставление, в котором выражает свое понимание службы: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

По-разному герои понимают чувство долга.

Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Чувство долга и чести полностью отсутствуют у Швабрина. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которую он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей.

Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

Гринев симпатичен нам своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, нам нравится его искренность и простота, этим близок он и А.С. Пушкину.

Такими разными показаны в романе “Капитанская дочка” Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

7. Итог урока (выставление оценок)

8. Домашнее задание (дописать сравнительную характеристику)