Сочинение "что значит быть человеком". Как быть хорошим человеком: развиваем силу воли

Как трудно стать настоящим человеком…

Летом я прочитал книгу «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Я тоже люблю путешествовать, но пока география моих походов очень невелика: мы ездим всей семьёй в Рязань, в Москву к родным, в ближайшие городки, например, в очень древний город Зарайск... И я всегда во время этих поездок представляю, что на самом деле мы едем далеко-далеко и даже ещё не знаем, куда приедем в конце. Так хочется объездить всю свою страну, такую огромную, узнать о новых землях, людях, их жизни и обычаях! Но у нас нет такой возможности. А как было бы здорово!

С книгой Сельмы Лангерлёф я знаком уже давно. В ней рассказывается о мальчике, который был злым, жестоким, бессердечным. Он ни к кому не относился с уважением. За это гном сделал Нильса очень маленьким, превратил его в гнома. И в таком виде Нильс вместе с домашним гусём Мартином пустился в путешествие с дикими гусями, которые улетали в тёплые страны.

За время путешествия гуси становятся для Нильса друзьями. Постепенно он начинает понимать, как важно заботиться о ком-то и как важно, чтобы о тебе кто-то заботился. Дома он вообще не задумывался об этом. Он попадает в разные ситуации, в которых гусям требуется его помощь. И Нильс начинает заботиться о них, а гуси ‒ о нём. Мартин приносит Нильсу орехи, чтобы его порадовать, а Нильс пускается бегом через лес только затем, чтоб сказать белке Тирле спасибо. Он начинает ценить внимание к себе, впервые хочет сделать в ответ что-то хорошее, хотя бы поблагодарить. Если честно, для меня это тоже становилось открытием. Я, конечно, стараюсь не забывать поблагодарить, стараюсь вежливо обращаться с окружающими. Мама меня всегда этому учила. Но во время чтения я ещё раз понял, насколько это важно.

А когда Нильс сражается с лисой, спасая родную стаю, понимаешь, что он стал настоящим мужчиной. Он, как солдат, защищает тех, кто ему дорог. В этот момент он совершенно забывает о себе, вообще не думает о том, выживет ли он сам. Главное, чтобы они выжили. Мне кажется, этот эпизод очень важен и для Нильса, и для гусей, и для Мартина. Это уже начало пути к настоящему подвигу, который он совершает в замке: он практически один уничтожает целую армию крыс! Настоящий герой.

Вместе со стаей он облетел всю Швецию. Много повидал Нильс, и, когда вернулся в родной дом, стал совсем другим мальчиком. Гном сказал ему, что он сможет вернуться в прежний вид, когда его друга подадут к столу с яблоками. Нильс не сразу понял его. Ужасное условие открылось для него, когда он подслушал разговор родителей о том, что нужно зажарить Мартина, пока тот опять не увязался за дикими гусями. Когда Нильс понял, что колдовство Гнома разрушится после смерти любимого Мартина, он сразу побежал к сараю, чтобы выпустить его. Нильс даже не задумывается, что теперь он останется маленьким навсегда, что никогда не сможет обнять маму. А ведь ему так хотелось этого! Да и вообще, как он будет жить дальше? Получается, он отдал свою прежнюю жизнь за жизнь любимого друга, зная, что теперь никогда не станет таким большим, как раньше. Я думаю, не каждый мальчик смог бы так. Наверно, и не каждый взрослый. Это была настоящая победа, самая трудная ‒ потому что он победил самого себя. А гном, оказывается, этого и хотел, только проверял Нильса. А ведь и правда, многие не задумываются о том, что быть человеком ‒ это очень ответственно и трудно. Настоящим человек становится только тогда, когда сможет делать что-то для других, даже рискуя собой. Я думаю, такие книги очень важны, мне хочется, чтоб все ребята обязательно её прочитали.

История Нильса ‒ это только часть замечательной книги о Швеции, удивительной стране. Сельма Лагерлёф написала эту книгу для шведских школьников как учебник географии. В книге много легенд и сказаний о шведской земле, её истории, о древних городах и людях, которые там жили. Я читал эту книгу с большим удовольствием, мысленно переносился в далёкую чудесную страну. Сказочная страна Швеция даже снилась мне во сне. Когда я вырасту, я очень хочу поехать туда, посмотреть своими глазами на старинные замки, поросшие лесами горы, прохладные и прозрачные реки, познакомиться с жителями, найти новых друзей.

Было бы здорово, если бы у нас тоже были такие учебники. Я бы с удовольствием учился по ним.

Прочитав эту книгу, я захотел побольше узнать о своей родной стране. Может быть, я и не смогу поехать в Швецию, но по России обязательно попутешествую. Наша страна огромная, с разнообразной природой. Вряд ли можно было бы облететь её на Мартине. А на самолёте многое можно пропустить.

Я живу в небольшой деревне Ситьково, её название, наверно, мало кто знает. Зато у нас очень красиво. А ещё недалеко от нас находится село Константиново, где родился Сергей Есенин. Мы ездили туда с родителями. Когда стоишь на берегу Оки, кажется, раскинь руки ‒ и полетишь, далеко-далеко... Константиново ‒ тоже небольшая деревня. А можно ли её пропустить, не заметить? Как много тогда не узнаешь о России! А если отправиться в другую сторону, то совсем близко от нас имение писателя Достоевского Даровое. Совсем маленькая деревушка, а в ней родился писатель, которого не только в России, но и в Швеции, и во всём мире знают. А Зарайск? Небольшой городок ‒ а он даже старше Москвы! Он тоже рядом. Сколько красивых легенд связано с ним!

Наверно, когда я вырасту, я сам напишу такой учебник о своей стране. И иллюстрации к нему попрошу сделать своих маму и папу, они художники. Только летать не буду ‒ буду ходить. Чтоб не пропустить какую-нибудь малюсенькую деревушку, такую русскую, что дух может захватить.

__________________________

Николай Косяков, 11 лет, д. Ситьково, Рязанская область. Финалист конкурса «Книжный эксперт XXI века» (второй сезон)

Когда мы смотрим на хороших людей, кажется, что они были такими всегда. Что для них не стоит вопроса, как правильно поступить, потому что в голове у них встроено руководство – как быть хорошим человеком.

И всё же стать человеком - это цель, которая требует работы над собой. Если задаться вопросом, как стать хорошим человеком, можно попросту растеряться. Какие именно черты свойственны настоящим людям, откуда они берутся, и, немаловажный вопрос, - нужно ли это вообще?

Быть порядочным человеком может показаться трудной и не всегда приятной задачей. Зачем это нужно – подстраиваться под кого-то, ущемлять свои интересы? Не лучше ли предоставить себе свободу действий, и пусть остальные сами следят за своим комфортом?

Но те, кто задаются этим вопросом – как стать человеком ? – зачастую приходят к нему не просто так. Кому-то эгоистичность, нетерпимость или неделикатность стоили ценных отношений, важных связей. Мы живём в мире, где каждый человек связан с окружающим миром, если только он не живёт на необитаемом острове. Идаже убеждённым эгоцентристам жить с окружающими стоит в согласии.

Стать человеком может быть непросто, но быть им – проще, чем не быть. Это делает жизнь понятнее, давая осознание, как именно поступить в тот или иной момент. Это делает мир интереснее, позволяя рассмотреть его с множества точек зрения, а не только с позиции собственной выгоды. Наконец, это придаёт полезных и приятных связей, увлечений, знакомств и впечатлений.

Итак, что же значит – быть настоящим человеком? Какие черты делают человека хорошим?

Для начала давайте уясним: любой человек в чём-то хорош. Отсутствие в нём какой-либо важной черты не ставит его сортом ниже. Но некоторые качества необходимы всем людям без исключения – и для спокойствия окружающих, и для их собственного комфорта.

Здесь важно выделить такие свойства:

  • порядочность;
  • отзывчивость и умение сочувствовать;
  • способность отвечать за свои слова;
  • инициативность.


Как стать человеком: порядочность

Чтобы стать человеком , важно поступать правильно не только в чьём-либо присутствии, но и там, где никто не видит. Не только в тех случаях, когда за грубые или опасные действия может последовать наказание, но и там, где «ничего не сделают». И кроме того, не вредить не только действием, но и бездействием.

Как укрепить свою порядочность?

Начните с того, чтобы быть честным как с окружающими, так и с самим собой. Если за какие-то действия приходится оправдываться, подумайте, в какой момент возникает этот диссонанс между тем, как поступили вы, и тем, как следовало поступить. Стремление не говорить правду или не делать того, что нужно, говорит о внутреннем конфликте. Если его решить, это поможет не только стать хорошим человеком, но и почувствовать себя легче и свободнее.

Порядочный человек способен ответить за свои слова и поступки. А также – оценивать своё поведение и время от времени, при необходимости, корректировать его. Каждый вечер вспоминайте события прошедшего дня и отвечайте себе: везде ли мои поступки были такими, каких я ожидаю от других по отношению к себе? За все ли свои действия я готов нести ответственность?

Относитесь с уважением к чужому личному пространству. Это понятие можно расширить до таких составляющих:

  • вещи и другое материальное имущество;
  • территория – будь то дом, рабочее место или сидение в транспорте;
  • психологический комфорт.

С первыми двумя пунктами всё понятно – этому учат с детского возраста: не бери чужие вещи без разрешения, а если взял - обращайся с ними бережно; не наводи свои порядки в чужом доме, не толкайся в транспорте, и так далее. Что же касается обращения с такой тонкой материей, как чужой душевный комфорт, - это тоже немаловажно, и в то же время не так сложно.


Как стать хорошим человеком: проявляйте сочувствие

Трудно представить, как стать человеком , если не уметь понимать других людей и их чувства. Слово «сочувствие» обычно расценивается как умение помочь тем, кому плохо. А что, если вдуматься в значение этого слова? «Со-чувствовать» - означает чувствовать вместе, разделить не только чужое несчастье, но и такие разнообразные эмоции, как восторг, недоумение или возмущение.

Бывают люди, настолько склонные к эмпатии – то есть способности почувствовать себя на месте другого – что им можно давать противоположный совет: не принимайте слишком близко к сердцу, поберегите себя. Но это скорее исключение.

Никому не дано читать чужие мысли. Однако большинство людей способны спрогнозировать свои собственный поступок и представить, как он может отозваться для другого человека. Мы не можем в точности определить, какие стремления у окружающих людей, но кое-то можем предположить.

Самое простое правило для хорошего человека – это так называемое золотое правило морали: поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Это не требует превозмогать себя и действовать себе во вред – это всего лишь образ жизни, который позволит жить в согласии с окружающим миром и избежать многих конфликтных ситуаций.

Попробуйте такое упражнение на понимание. Пусть знакомый рассказывает какую-то историю со своим участием. В ходе его рассказа старайтесь предугадать то, что последует дальше, связанное с его реакцией: «и ты, наверное, сразу успокоилась?» или «думаю, это было неприятно?» Конечно же, это должно проходить по согласованию с собеседником.

Ставьте себя на место другого. Особенно если не можете его понять – попытка «влезть в чужую шкуру» и рассмотрение ситуации с другой точки зрения не только учат пониманию, но и помогают выходить из конфликтов.

Будьте деликатны. У других людей встречаются неудачные дни, неприятные разговоры, трудные семейные обстоятельства – от этого никто не застрахован. Иногда это стечение обстоятельств, а в других случаях – вина самого человека. Но в любом случае не следует обвинять его в произошедшем. Даже при лучших намерениях, при желании разъяснить ему возможные способы избежать неприятностей – проявите такт и не давите на него.

Людям неприятно, когда кто-то становится свидетелем их ошибки – это аксиома. Поэтому, если кто-то допустил промах, есть два корректных варианта. Когда ошибка уже произошла, и с этим ничего нельзя поделать, - промолчите, переведите внимание на что-то другое, сделайте вид, что не заметили. Если же видите, что человек может исправить свою оплошность – например, вытереть пятно с лица – сообщите ему об этом тихо, не делая из этого событие.

А после того, как сообщили, - забудьте. Ещё одно правило – люди не любят чувствовать себя обязанными. Поэтому любая конфликтная или неловкая ситуация должна быть закрыта.

Каждый человек требует уважительного отношения - к себе самому как личности, а также к своим чувствам. И даже если вам кажется, что вон того угрюмого молчуна нужно развеселить, - помните, что у него тоже есть право вести себя так, как ему комфортно, если это не мешает никому другому.


Терпимость

В идеальном мире стать человеком было бы гораздо проще. Реальность же такова, что довольно часто это становится трудно. Хочется сорваться, возмутиться чьим-то неправильным, на наш взгляд, поведением, кому-то нагрубить, кому-то отказать. Почему? Потому что все люди – разные, со своими особенностями, и нам не всегда легко понять друг друга.

И тем не менее, стать человеком – во многом значит принять чужое несовершенство, спокойнее относиться к другой точке зрения или непохожему образу жизни. Важно осознавать об окружающих людях, знакомых и незнакомых:

  • каждый из них в чём-то – особенный;
  • другого человека переделать трудно, и далеко не всегда это нужно;
  • то, что не нравится вам, может быть приятно и даже необходимо кому-то другому;
  • мы не можем знать всех обстоятельств.

У каждого могут быть неизвестные нам обстоятельства, из-за которых тот поступает тем или иным образом. Мы говорили о чертах характера, которые необходимо развивать в себе. Но разве так много вокруг людей, которые соответствуют этим правилам полностью и до конца?

Часто случается услышать: «он хороший парень, но грубоват», «она хорошая женщина, но совсем себя запустила», «он добрый, но упрямый, и это перечёркивает всю его доброту»… Быть хорошим человеком – значит видеть в окружающих их достоинства, без этих «но», которые «перечёркивают» их достоинства. Не позволяйте, чтобы чей-то недостаток перечеркнул в ваших глазах положительные черты. Ориентируйтесь, концентрируйте внимание на ценных качествах, а не на тех чертах, которые неприятны.

При этом вам не обязательно спускать на тормозах, если вас что-то задевает или тревожит. Если поведение близкого человека вам неприятно, всегда можно и нужно предупредить его: «я беспокоюсь, когда ты приходишь поздно и не предупреждаешь», «у меня болит голова, когда ты куришь в комнате».

Но при этом помните: человек не сводится к сумме его недостатков или странностей.

Если вы узнали о чьём-то неблаговидном поведении, тем более есть смысл и необходимость проговорить это. Бывают поступки, которые терпеть нельзя – пренебрежение к чужому здоровью или безопасности, игнорирование чужих чувств и интересов. Если с вами ведут себя подобным образом – это можно стать веским поводом ограничить отношения. Но даже в таком случае помните: в каждом человеке есть что-то, за что его стоит ценить.


Проявляйте инициативность

Можно мечтать о том, чтобы стать человеком, и при этом ждать, что возможности для этого встретятся сами собой. Многие ждут, когда же в их жизни появится возможность проявить себя. Однако образ жизни хороших людей – это не ожидание какого-то большого дела. Это множество маленьких, но полезных дел изо дня в день. И это не ожидание, когда же кто-то позовёт проявить себя, а умение заметить чью-то потребность и откликнуться на неё.

Бывают разные люди: те, которые не замечают окружающих проблем, свыкаются с ними, игнорируют. Те, кто только критикует и ждёт, чтобы вопрос решился с чьей-либо посторонней помощью. И те, кто видит проблему и не отмахивается, а решает её.

Чтобы выйти на этот уровень, достаточно просто оглянуться вокруг. Что в окружающем мире вы хотели бы исправить? Это не обязательно нечто глобальное – для начала достаточно и тёплой атмосферы в своём собственном доме. Например, с таких действий:

  • подружиться с соседями;
  • организовать чистоту в подъезде или посадить цветы во дворе;
  • создать уютную атмосферу во дворе.

Старайтесь, чтобы там, где вы появляетесь, становилось хотя бы немного лучше. Фраза «это не мои проблемы» может стать оберегом для слишком чуткой психики, но она же может оказаться препятствием к тому, чтобы стать хорошим человеком.

Если вам что-то неудобно, неприятно – не ждите, пока кто-то позаботится об этом, начните решать проблему сами. Если видите, что с кем-то произошла неприятность – предложите свою помощь. Даже если это будут просто слова поддержки – во-первых, это сформирует в вас полезную привычку не быть равнодушным, а во-вторых, кому-то они могут быть нужны и даже необходимы.


Развивайтесь

Когда говорят о хороших людях, обычно имеют в виду именно характер, а не начитанность и образованность. Простой рабочий может оказаться замечательным человеком, а профессор университета – сварливым и неприятным. И тем не менее, полученные знания и эрудиция всегда накладывают свой отпечаток на личность. Пополняя свой интеллектуальный багаж, вы получите такие преимущества:

  • всегда найдёте, о чём поговорить с самыми разными людьми;
  • начнёте смотреть на мир шире и сможете лучше понимать людей;
  • сможете найти новые примеры для подражания среди выдающихся личностей;
  • и среди них же – узнать, какие бывают тонкости, сложности, каким образом они находили решение возникающих перед ними проблем.

Саморазвитие – это не только чтение умных книг, но и наработка социальных навыков, получение знаний из области психологии и других наук о людях. Если хотите понимать окружающих и знать, в какой момент каким образом прийти на помощь, без знания психологии не обойтись.

Умейте работать в команде. Это помогает замечать и ценить каждого участника. Индивидуалисты считают, что справятся сами, поскольку никто не сделает их работу лучше них самих. Но реальность такова, что каждый человек вносит свой вклад. Умение положиться на других и довериться их профессионализму не сделает вас хуже, и даже наоборот – уважение и доверие к напарникам вызывает ответное уважение. Поэтому чаще решайте вопросы сообща, играйте в командные виды спорта или в «Что? Где? Когда?» - так вы сделаете себя лучше и по личностным качествам, и по умению взаимодействовать с людьми.

Не бойтесь просить совета. Люди охотно идут навстречу тем, кто выказывает уважение к их знаниям и опыту. Показывайте партнёрам и родственникам, что цените их и прислушиваетесь к ним. Они ведь действительно могут научить многим полезным вещам.

У вас наверняка есть что-то, что вы осознаёте «своим». Кто-то отлично ладит с детьми, а кто-то – со стариками. Кто-то любит животных или природу, находит себя в том, чтобы передавать знания или поднимать настроение. Вот несколько способов делать мир лучше в разных смыслах.

Присоединитесь к волонтёрскому проекту. Их множество: помощь детским приютам, домам инвалидов или престарелых – тем людям, которые нуждаются в помощи. Можно помогать исходя из своих возможностей и умений: общением, выполнением необходимых работ, координацией сбора помощи или просто перечислением денег. В любом случае это будет большой шаг к тому, чтобы стать лучше самому и сделать доброе дело.

Помогите бездомным животным: приютите у себя кота или собаку, возьмите на передержку животное, которому ищут хозяина. Окажите помощь приюту для животных – работой или денежным переводом. Животные нуждаются в помощи не менее, чем люди, и тоже благодарны за неё.

Делайте мастер-классы по своей профессиональной тематике. Общайтесь на форумах: объясняйте непонятные вопросы новичкам или делитесь опытом с коллегами-профессионалами. Напишите руководство о том, в чём хорошо разбираетесь, - будь то программирование, ремонт автомобилей, кулинария или рукоделие. Напишите или переведите статью для Википедии. Знания – это то, что не убывает, когда ими делятся.

Станьте донором крови. Это не сложно, не вредно, и при этом – бесценно. Вы сможете без преувеличения считать, что помогли кому-то спасти жизнь. Прежде чем совершить этот поступок, ознакомьтесь со списком медицинских противопоказаний. А ещё – со списком льгот для доноров: возможно, он станет дополнительной мотивацией.

Но, если вы всерьёз решил изменить себя к лучшему, стремитесь, чтобы ваши правильные поступки совершались сознательно и искренне.


Где брать пример

Тем, кто хочет стать настоящим человеком, не обойтись без ориентира. Ситуации и обстоятельства бывают настолько разными, что не всегда легко понять, как правильно повести себя. Для этого люди придумали такие явления, как культура и искусство, наука и образование – они помогают развиваться, становиться лучше, находить опору и эталон поведения.

Читая книги, смотря фильмы и сериалы, анализируйте персонажей и их поступки. Кто-то спокоен и невозмутим, кто-то общителен и доброжелателен – запоминайте эти модели поведения. В затруднительных ситуациях бывает очень полезно представить: как бы сейчас поступил этот персонаж или та героиня?

А ещё ориентироваться можно на окружающих людей – у каждого есть чему поучиться. Общаясь со старыми знакомыми или узнавая новых, обращайте внимание на положительные черты каждого из них. Делайте им комплименты – каждому человеку важно, чтобы его оценили по достоинству.

Кроме того, помните, что даже очень непохожие люди могут взаимно дополнять друг друга. Если кто-то очень далёк от вас по характеру, подумайте, чем он может быть полезен вам – и чем вы можете помочь ему.


Как быть хорошим человеком: развиваем силу воли

Когда речь заходит о том, чтобы стать хорошим человеком, первое, что приходит в голову, - для этого нужно быть добрым, отзывчивым и мягким. И мало кто задумывается о том, что хорошим людям довольно часто приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы оставаться хорошими.

Быть альтруистом – сложнее, чем быть эгоистом. Держать обиду проще, чем переступить через неё, а извиниться и признать собственную неправоту менее приятно, чем выступать в роли пострадавшей стороны. И здесь кроется та тонкость, которая делает хороших людей такими, какие они есть: при выборе между лёгким и правильным они выбирают второе.

И это касается не только отношений между людьми. Те, кто работают над собой и уделяют внимание своему развитию, понимают: ключ к успеху – это постоянный отказ в сиюминутных удовольствиях в пользу долговременного результата. Таким образом, чтобы стать лучше, нужно научиться совершать над собой усилие и поступать не простым, а правильным способом.

Сила воли может расти, как мышцы, от постоянных упражнений. Выработайте привычку ежедневно совершать что-то небольшое, но требующее определённых стараний. Что именно? Например, работу над своими несовершенствами: это внутренний труд, который мало кто оценит со стороны, но он поможет стать лучше. Или работайте на улучшение своих взаимоотношений с окружающим миром. Запишите перечень своих достоинств, которые хотите развить, и недостатков, от которых стремитесь избавиться. Напишите рядом с каждым из них, что именно можете с этим сделать, и фиксируйте: что именно вы делаете каждый день, чтобы приблизиться к совершенству.


Хороший человек – удобный человек?

На порядочных людей всегда и во всём можно положиться. Они приходят на помощь, не держат обид, знают, как решить проблему, и кажется, что им под силу абсолютно всё. Идеальная находка, чтобы сесть ему на шею! Потому-то многие и предпочитают любить и уважать только себя.

И тем не менее, стать хорошим человеком – не значит позволить всем и каждому помыкать собой. Это значит – научиться отделять тех, кому не справиться без помощи со стороны, от тех, кто может обойтись своими силами. А ещё – оказать помощь правильно, не разбаловав и не испортив другого.

Вспомните эту старую мудрость: «Дай другому рыбу – и он будет сыт один день, дай ему удочку – и он будет сыт всю жизнь». К сожалению, в понимании многих быть хорошим человеком – значит не только каждый день давать другому рыбу, но и разделывать её, готовить и подавать.

К чему это приводит? В большинстве случаев получатель начинает воспринимать такое поведение как должное. Привыкая к постоянным услугам и уступкам, он начинает требовать большего. Хороший человек выбивается из сил – но его стараний никогда не бывает достаточно…

Такая ситуация вредит обеим сторонам – и тому, кто выступает в роли хорошего человека, и тому, кто его усилиями приучился к несамостоятельности и наглости. Такое поведение портит характер и взаимоотношения, а тот, у кого изначально были самые лучшие намерения, разочаровывается в своём стремлении быть хорошим… К тому же, за всем своими усилиями он мог упустить тех, кто ещё сильнее нуждался в его помощи.

Вот такой парадокс: чтобы стать хорошим, нужно научиться быть плохим. Это значит:

  • понимать свои собственные потребности и не давать никому нарушать их;
  • уметь говорить «нет»;
  • выделять время для себя, чтобы восстанавливаться;
  • понимать, какое поведение позволяете относительно себя, а какое неприемлемо;
  • давать понять это окружающим.

На хороших людях держится мир. Именно поэтому их нужно беречь и ценить. Почему врачи или спасатели, даже самые лучшие, могут казаться чёрствыми и циничными? Потому что, если они будут пропускать через себя каждую беду, то их не хватит надолго. Они берегут свой ресурс, чтобы он не угас раньше времени.

И тем не менее – если какое-то дело меняет мир к лучшему, то таких дел не может быть слишком много. Не жалейте усилий, чтобы согреть кого-то: он согреет другого, тот – третьего, и эта цепочка будет двигаться всё дальше и дальше. Когда-нибудь она вернётся и к вам. И чем больше правильных поступков будете совершать вы, тем выше вероятность увидеть вокруг результат.

  1. 1. Составила заведующая библиотекой СОШ №2 Шадрина Марина Геннадьевна п. Борисоглебский 2011 год.
  2. Некоторые люди обладают особой притягательной сило..." target="_blank"> 2.
    • Некоторые люди обладают особой притягательной силой. Почему?
  3. Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждо..." target="_blank"> 3.
    • Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждой, но и чем-то ещё?
  4. Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятс..." target="_blank"> 4.
    • Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятся к знаниям и т.д.
  5. 5.
    • Как вы думаете для чего живет человек?
    • Чтобы оставить после себя добрую память.
  6. Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна б..." target="_blank"> 6.
    • Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна быть обязательно.
    • Человек поступает так или иначе в зависимости от того, какой целью в жизни он задался.
  7. Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь ми..." target="_blank"> 7.
    • Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь мир, и тогда он применяет насилие. Например, Гитлер во время второй мировой войны. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, например, Иисус Христос.
  8. А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего..." target="_blank"> 8.
    • А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего существования. И тогда он проживает бесцветную, скучную жизнь, такой человек не знает как использовать ему свои знания и способности, которыми он обладает, куда направить свои усилия и, зачастую, сожалеет в конце жизни о бездарно потраченном времени.
  9. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исч..." target="_blank"> 9.
    • Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке, в своих детях, в добрых делах, в труде.
  10. Писатели, поэты оставляют после себя литературное н..." target="_blank"> 10.
    • Хорошая книга - это и герои, которые на время чтения становятся для нас добрыми друзьями. Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие.
  11. Сказка - один из любимых народных жанров - занимает..." target="_blank"> 11.
    • И хотя Россия не дала такого классика жанра, как Андерсен, русская литературная сказка внесла свой вклад в сокровищницу словесности. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские классики отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков-Щедрин, Лесков и Куприн.
  12. Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества на..." target="_blank"> 12.
    • Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, счастливой, красивой. Сказки помогали разбираться в сложности человеческих отношений, видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачали подлость и трусость, ложь и предательство, ханжество и лицемерие.
  13. Родился в..." target="_blank"> 13. Толстой Алексей Николаевич (1882 - 1945)
    • Родился в семье аристократа, по отцу приходился дальним родственником Л.Н. Толстому. А. Н. Толстой не только писал специально для детей, но призывал писателей воспитывать в ребенке любовь к Родине, «эмоции добра», здоровую творческую фантазию.
  14. А.Н. Т..." target="_blank"> 14. Сказочный герой в произведениях А. Толстого
  15. Наибольшую славу приобрела сказка " target="_blank"> 15.
    • Наибольшую славу приобрела сказка "Золотой ключик, или ПриключенияБуратино»
    • (1936).
    • Толстой подарил детям, так полюбившуюся им куклу Буратино – пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. (1924). Едва родившись, сказка Алексея Толстого стала самой главной сказкой нашего детства.
  16. Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого..." target="_blank"> 16.
    • Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого?
  17. Буратино - деревянная кукла, вырезан..." target="_blank"> 17. Герои книги
    • Буратино - деревянная кукла, вырезанная из полена шарманщиком Карло. Буратино - непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун. Он не хочет учиться. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг.
    • Папа Карло - шарманщик, который вырезал Буратино из полена, Джузеппе по прозвищу Сизый Нос - столяр, друг Карло, Карабас-Барабас - доктор кукольных наук, владелец кукольного театра, Дуремар - продавец лечебных пиявок, Мальвина - кукла, девочка с голубыми волосами, Артемон - пудель, преданный Мальвине Пьеро - кукла, поэт, влюблён в Мальвину, Арлекин - кукла, партнёр Пьеро по сцене Лиса Алиса - мошенница с большой дороги, Кот Базилио - мошенник с большой дороги, Черепаха Тортилла - обитает в пруду, дарит Буратино золотой ключик Говорящий Сверчок - предсказывает Буратино его судьбу.
  18. 1 . Какое прозвище было у столяр..." target="_blank"> 18. Ответьте на вопрос
    • 1 . Какое прозвище было у столяра Джузеппе, друга папы Карло? (Сизый нос, красный нос)
    • 2. Какая профессия была у папы Карло? (Шарманщик, столяр)
    • 3. Где жил папа Карло? (В каморке под лестницей, на чердаке)
    • 4. Насекомое, похожее на таракана, жившее в каморке у Карло? (Сверчок, таракан)
    • 5. Какую книгу подарил своему сыну Буратино папа Карло? (Азбуку с картинками, букварь)
    • 6. Директором какого сказочного заведения был Карабас Барабас?
    • (Кукольный театр, кинотеатр)
    • 8. Назовите печальный персонаж сказки, который был возлюбленным Мальвины (Пьеро, Арлекин)
    • 9. Сколько золотых подарил Карабас Барабас Буратино за полученные от него сведения о потайной дверце? (5 золотых, 10 золотых)
    • 10. Как звали хитрого хромого кота, героя сказки про Буратино? (Кот Базилио, Кот Леопольд)
  19. 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке..." target="_blank"> 19.
    • 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке про Буратино? (Алиса, Мурка)
    • 12. Как называется страна, где, по словам кота Базилио, есть Поле Чудес? (Страна Дураков, Страна ОЗ)
    • 13. Какие магические слова надо произнести, чтобы проросли золотые монеты, закопанные Буратино? (Крекс, фекс, пекс, по щучьему велению)
    • 14. Девочка с голубыми волосами, артистка театра Карабаса. (Мальвина, Дюймовочка).
    • 15. Как звали пуделя, верного друга Мальвины? (Артемон, Азор)
    • 16.Какому предмету учила Мальвина Буратино? (Арифметике, чистописанию)
    • 17. С какой обитательницей пруда познакомился Буратино? (Черепаха, пиявкой)
    • 18. Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Золотой ключик, рваный ботинок)
    • 19. Как звали друга Карабаса Барабаса, ловца пиявок? (Дуремар, Мистер Твистер)
    • 20. Что скрывалось за холстом в каморке папы Карло? (Дверца, дыра)
  20. 20. Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) – писатель, драматург.
    • Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. Начал публиковать рассказы в 1938 ("Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова "Тук-тук-тук", 1945). В этих, а также последующих произведениях (сборники рассказов "Ступеньки", 1946; "Весёлые рассказы", 1947; "Фантазёры", 1957; "Приключения Толи Клюквина", 1961, и др.
  21. Однако самыми популярными историями в биографии пис..." target="_blank"> 21.
    • Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности.
    • Автор получил за трилогию Государственную премию Крупской.
    • Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса.
  22. У Носова получилась страна, нет, целая планета лили..." target="_blank"> 23.
    • У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов. коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учёние профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка. Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).
  23. Незнайка. Расскажи о нём.
  24. " target="_blank"> 24.
    • Незнайка. Расскажи о нём.
  25. Незнайка - коротышка среднего роста с большой голов..." target="_blank"> 25.
    • Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность.
  26. Какой город..." target="_blank"> 26. Викторина по произведениям о Незнайке.
    • Какой город придумал Н. Носов? (Изумрудный, Солнечный, Цветочный город)
    • Коротышки, живущие с Незнайкой в Солнечном городе? (Чубурашка, Знайка, д-р Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Старуха Шепокляк, Цветик, Гунька и т.д., Торопыжка, Авоська)
    • Назовите героя книги, который все знает и умеет, и совсем этим не хвастается? (Знайка, упрямый Егор)
    • Кто из героев носит ярко-оранжевую рубашку с зелёным галстуком и желтые канареечные брюки? (Незнайка, Пилюлькин)
    • Этого героя по-настоящему звали Пудиком. Но, как известно, великие люди любят себе давать красивые имена. Какое же имя он себе выбрал? (Цветик, Солнышко)
    • Чем занимался Цветик? (Писал стихи, писал песни)
  27. Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилю..." target="_blank"> 27.
    • Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилюлькин, Айболит)
    • Кто из наших героев мог бы потерять очки? (Знайка, Тортилла)
    • Какой головной убор всегда носит Незнайка? (Ярко-голубую шляпу)
    • Кто из девочек-малышек также были в Зелёном городе? (Одноглазка, Синеглазка, Снежинка, Медуница, Чернавка,Белочка, Золушка,Заинька и др.).
    • Кем были Винтик и Шпунтик? (Механик и его помощник, Учитель и ученик)
    • Чем был славен Сахарин Сахариныч Сиропчик? (Любил газированную воду с сиропом, любил кока-колу)
    • Как звали Коротышку-художника? (Тюбик, акварель)
  28. 28. Александр Мелентьевич Волков (1891 – 1977)- русский советский писатель, драматург, переводчик.
    • Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. Читать научился в трехлетнем возрасте, но в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал мастерски переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать. Уже в этом возрасте читал Майн Рида, Жюля Верна и Диккенса; из русских писателей любил А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В начальном училище учился только на отлично, переходя из класса в класс только с наградами. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
  29. А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожид..." target="_blank"> 29.
    • А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожиданный поворот произошёл в жизни Александра Мелентьевича когда он решил изучить ещё и английский. В качестве материала для упражнений, ему принесли книгу Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочёл её, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести. Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора.
  30. Сказка Волкова зажила..." target="_blank"> 30. Волшебник изумрудного города
    • Сказка Волкова зажила самостоятельной жизнью. А сказка называлась «Волшебник Изумрудного города».Существует множество изданий сказки, и их тексты зачастую не совпадают. Книга многократно перерабатывалась автором, и если ранние версии представляют собой перевод сказки Баума с заменой некоторых эпизодов, то в поздних и образы персонажей, и объяснения событий значительно изменены, что создаёт свою, заметно отличающуюся от Оз атмосферу Волшебной страны.
  31. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и..." target="_blank"> 31.
    • Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных изменений.
  32. Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об..." target="_blank"> 32.
    • Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об Изумрудном городе, которые были переведены на многие языки мира общим тиражом в 25 миллионов экземпляров.
  33. Как Элли оказалась в Волшебной стране? (..." target="_blank"> 33. Викторина
    • Как Элли оказалась в Волшебной стране? (ее унесло ураганом, прилетела на воздушном шаре)
    • Где была Родина Элли, где находился фургончик фермера Джона? (в Канзасе, в Техасе)
    • Какие 4 волшебницы правили в Волшебной стране?
    • (Виллина, Бастинда, Гингема, Стелла, Блум, Флора, Муза, Текна, Лейла и Рокси)
    • В какую страну попала Элли после урагана? (Жевунов, Ревунов)
    • Кого совсем не было в стране Гудвина? (собак, крокодилов)
    • Как звали королеву мышей? (Рамина, Стелла)
  34. Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши..." target="_blank"> 34.
    • Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши)
    • Кто из 4 волшебниц правил Жевунами? (Гингема, Рамина)
    • Как в голубой стране прозвали Элли и почему? (Фея убивающего домика, потому что ее дом раздавил Гингему, Фея, упвшая с неба)
    • Кого из трех друзей Элли встретила первым, какое было желание?
    • (Страшилу, он мечтал получить мозги, Дровосека, мечтавшего о сердце)
    • Кого из друзей Элли встретила вторым и о чем он мечтал. (Железный Дровосек мечтал о сердце, Страшилу, мечтавшего о мозгах)
    • Какое несчастье случилось с друзьями при переправе через реку? (быстрое теченье унесло плот, они потерялись)
    • Кто и как спас Страшилу с середины реки? (Аист перенес его, Гудвин)
    • Кто смог помочь огромному льву покинуть опасное поле? (мыши, волки)
  35. Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям са..." target="_blank"> 35.
    • Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям саблезубых тигров или с вирепых волков? Свирепых волков
    • У Бастинды был о дин глаз или два? один
    • Кто смог победить волков Страшила или Д ровосек? Дровосек
    • Кто смог победить стаю ворон с железными клювами С трашила или Дровосек? Страшила
    • Кого следующими отправила Бастинда погубить друзей п чёл или мышей? Пчёл
    • Схватку с летучими обезьянами герои выиграли или п роиграли?
    • проиграли
    • Элли смогла победить Бастинду с помощью обезьян или в едра воды?
    • Ведра воды
  36. Гудвин оказался не волшебником, а… (обычным челове..." target="_blank"> 36.
    • Гудвин дал Страшиле мозги из … (отрубей и иголок, из опилок)
    • Дровосек получил сердце из … (шёлка, из ситца)
    • Свою смелость Лев получил в виде….(напитка, каши)
    • Гудвин улетел из Волшебной страны на…. (воздушном шаре, на ракете)
    • Элли пришлось отправиться к Стелле в … (розовую страну, в сиреневую страну)
    • В сказочном лесу Лев, чтобы стать царём зверей победил…. (огромного паука, ужа)
  37. Родила..." target="_blank"> 37. Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф (1858-1940)
    • Родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлёфа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот. В семье было пятеро детей, и Сельма была четвёртым ребёнком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.
  38. С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно у..." target="_blank"> 38.
    • С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно учиться и как-то зарабатывать на жизнь. И в 1882 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, затем в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. Она становится учительницей в школе для девочек. Еще молодой учительницей Сельма стала профессиональной писательницей.
  39. Самая известная сказочная книга «Удивительное путеш..." target="_blank"> 39.
    • Самая известная сказочная книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культуре. Это был сказочный путеводитель по Швеции начала века. В нем показана вся страна глазами ребенка. В книге не было границы между наукой и сказкой. В неё вошёл колоссальный познавательный материал, множество легенд и преданий.
  40. С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произвед..." target="_blank"> 40.
    • С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произведений, но лучшим осталось "Чудесное путешествие Нильса...". Книгу перевели на многие языки. Еще до революции она была издана в России. С.Лагерлёф лауреат Нобелевской премии (1909), первая женщина - почётный член шведской Академии наук.
  41. 1. В какой стране жил Нильс? в..." target="_blank"> 41. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
    • 1. В какой стране жил Нильс? в Швеции, в Польше
    • 2. Кто заколдовал Нильса? гном
    • 3. Куда летела стая диких гусей? в Лапландию, В Париж
    • 4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей? Лис, волк
    • 5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой? город был затоплен, разрушен
    • 6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
    • Филин, дятел
    • 7. Нильс спас Глиммингенский замок...
    • от крыс, от тараканов
    • 8. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи? Акка, Стелла
    • 9. Орёл Горго не нападал на гусей, потому что он...
    • был приёмным сыном гусыни - предводительницы стаи, был дедушкой гусыни-предводительницы
    • 10. Кем или чем были бронзовый и деревянный? Памятниками, чайниками
  42. 42. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич 08(20).02.1852 - 27.11(10.12).1906)
    • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич, русский писатель. Родился в семье военного. Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельёвской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» и рассказом «Несколько лет в деревне» . Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
  43. " target="_blank"> 43. «Детство Тёмы»
    • "Детство Темы" - повесть автобиографическая. В ней писатель рассказал о собственном детстве, о пережитых им самим и запомнившихся ему на всю жизнь детских своих радостях, проступках, мечтах. Он писал: "В "Детстве Тёмы" вы прочтете много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я все рассказал без утайки, без рисовки".
    • С первых же страниц повесть увлекает динамичностью сюжета и заинтересовывает судьбами героев и, прежде всего, судьбой восьмилетнего мальчика Тёмы - "живого, как огонь, подвижного, как ртуть, неуравновешенного, вечно взбудораженного, возбужденного, впечатлительного, безрассудного…" но у которого... "в этой сутолоке чувств сидит горячее сердце".
  44. 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку...." target="_blank"> 44. Викторина
    • 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку.в) с обаку.
    • 2. Как звали друга Тёмы, сына Еремея и Настасьи? а) И оська
    • б) Ванька. в) Тимошка.
    • 3. Какова кличка лошади, сбросившей мальчика? а) Рыжий.
    • б) Г недко. в) Адмирал.
    • 4. Куда решили сбежать Тёма и его друзья? а) в Африку. б) в Австралию. в) в А мерику.
    • 5. Самый дорогой человек в жизни Тёмы: а) сестра. б) отец.
    • в) м ать.
  45. 45.
    • Сколько лет Тёме в начале повести?
    • Что вызвало переживания Тёмы?
    • Чем был опасен Гнедко?
    • Какие чувства испытывает Тёма, задумав проехать верхом?
    • Что пришлось ему преодолеть ради спасения друга?
    • Гимназия подарила Тёме друга. Расскажите. Чем привлёк Иванов мальчика?
    • Как шли к своей цели мальчики?
    • Чем закончилось путешествие?
    • Как решил исправить ситуацию?
    • Чему научил Тёму этот случай?
  46. сломал цветок отца; <..." target="_blank"> 46. Ответы
    • сломал цветок отца;
    • молодой, резвый, неуправляемый жеребец;
    • «его сердце усиленно бьётся и замирает от мысли, как поразятся все, когда увидят его верхом…»;
    • «Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть в траву, закрыть глаза и так лежать без движения.»; преодолел страх перед мертвецами;
    • Тема ответил злом на добро;
    • добрыми чёрными глазами, Иванов был интересным рассказчиком;
    • экономили на еде, строили лодку, Тёма опять врёт маме;
    • провалил экзамены, мог остаться на второй год;
    • покончить жизнь самоубийством;
    • он повзрослел
    • Человеку бояться чего же?
    • Чтобы век не напрасно он прожил!
    • Не истратил себя на пустое,
    • Не задёргал себя суетою!
    • Чтобы жизнь не прошла стороною,
    • Чтоб достойно прошёл всё земное!
    • Чтоб сказали о нём: «Не забудем»,
    • Много доброго сделал он людям!
  47. http://images.yandex.ru/yandsearch?text..."> 50. Литература:
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?text
    • http://licey-biblio.ucoz.ru/blog/knige_a_tolstogo_quot_zolotoj_kljuchik
    • ttp://www.pupsam.ru/volkov/
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?r
    • www.prometeus.nsc.ru/gorod/garin/yazko.ssi
    • http://www.ua-lib.ru/kratko-zl/printout.php?id=159&bookid=1
    • 1. А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик».
    • Тверь, 1998. –66 с.
    • Детская литература: уч.пособие для учащ. Пед. Училищ / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение,1989. – 339с.
    • Сказки русских писателей / Сост. Авт. Коммент. В.П. Аникин.-М.: Детская литература, 1988.- 688с.
Открытый урок литературы в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром и со сказкой.

Цели:


  • Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.

  • Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.

  • Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении.

Оборудование:

Учебник литературного чтения для 3 класса;

Портрет писательницы;

Выставка книг.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса, оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Минутка настроения: «Обмен карточками (солнышки, тучки).


  1. Введение в тему.

  1. Беседа по иллюстрации к главе

Сегодня мы начинаем знакомство с новой главой учебника «Как трудно стать человеком». Рассмотрите иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший ее. Исследуйте каждый фрагмент иллюстрации.

Ответы детей. (Я увидел мальчика со щенком. Дровосек с топором, Буратино сидит, сложив руки, лебедь больше чем мальчик и т.д.).

Как вы думаете, почему художник изобразил на одной странице настоящих и вымышленных персонажей?

В чем заключается смысл названия этой главы?

Ответы детей.


  1. Работа над новой темой урока.

  1. Чтение стихотворения Григория Горина на доске.

Попробуй из живого

Сделать еще более живое –

Вот это настоящая работа!

Григорий Горин

Пауза.

Что необычного заметили в строках этого стихотворения?

Что хотел донести до нас поэт?

Ответы детей.


  1. Работа над иллюстрацией к стихотворению в учебнике на стр.58.

Удалось ли художнику передать живость девочки на листе бумаги?

Что для этого необходимо?

Ответы детей.


  1. Закрепление пройденного.
− Ребята, мы с вами работаем в главе «Как трудно стать человеком» и постараемся ответить на данный вопрос.

Блицтурнир

− Кто из героев путешествовал на стрекозе? (В сказочной повести Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

− Как звали девочку, путешествующую на ласточке? (Дюймовочка из сказки Андерса».)

− А какое земноводное животное путешествовало и с кем? (Лягушка на утках, автор Всеволод Гаршин.)

-Молодцы!

4.Физминутка

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

− А путешествие – это интересное занятие? Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Сегодня на уроке нам предоставляется замечательная возможность отправиться в сказочное путешествие вместе с писательницей Сельмой Лагерлёф и ее сказочным героем – мальчиком по имени Нильс.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


  • Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

  1. Сведения о биографии писательницы Сельмы Лагерлёф.

А кто такая Сельма Лагерлёф?

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (швед. Selma Ottiliana Lovisa Lagerlof, 1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).
Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу.

Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик».

3. Знакомство с портретом писательницы.

Рассмотрите внимательно портрет писательницы. Что вы можете сказать о этой женщине?

Обратите внимание на ее удивительные глаза, но в тоже время строгий взгляд.

4. Работа над домашним заданием.

–Вам было задано на дом, подготовить сообщение о писательнице Сельме Лагерлёф. Давайте послушаем, что интересного вы нашли и узнали сами о ней.

Зачитываются сообщения детей.

1. В начале советско-финской войны Лагерлёф послала правительству Финляндии свою нобелевскую медаль, чтобы помочь этой стране собрать средства для борьбы с агрессией СССР. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

2. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

3. Основные произведения
* Сага об Иёсте Бёрлинге (Gosta Berlings saga, 1891)
* Иерусалим (Jerusalem, 1902)
* Чудеса Антихриста (
* Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, 1906-1907)
* Девочка с фермы на болоте (1907)
* Сказка о сказке и другие сказки (1908)
* Возница (Korkarlen, 1912),
* Император Португалии (Kejsarn av Portugallien, 1914),
* Морбакка» (Marbacka, 1922)
* Перстень Лёвеншёльдов (Lowenskoldska ringen, 1925),
* Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Lowenskold, 1925).В библиотеке ВВМ
* Анна Сверд (1928).

V. Знакомство со сказкой Сельмы Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

1. Чтение 1-2 абзаца учителем на стр.58

А сейчас давайте перейдем к знакомству со сказкой.

В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика.

Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

Интересное начало? Что вы можете сказать о Нильсе?

Ответы детей. (С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он ловил двойки и считал ворон).

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Герой Сельмы Лагерлёф положительный или отрицательный персонаж?

Ответы детей.

2. Чтение по цепочке с 3 абзаца стр.58 до слов «Нильс прямо глазам не верил» стр 60.

Кого увидел Нильс в своей комнате?

Ответы детей.

Какими мы обычно представляем себе гномов?

Ответы детей.

Давайте узнаем, каким увидел Нильс гнома.

На голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных башмачках поблескивают серебряные пряжки.

3. Чтение по цепочке до стр.62

Что можете сказать о поступке Нильса по отношению к гному?

Ответы детей.

Ваше мнение о том, кто дал затрещину Нильсу?

Ответы детей.

4. Самостоятельная работа учащихся

Чтение стр.62-66.

VI . Подведение итогов урока.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

Что особенно вас затронуло? Хотели бы дочитать сказку до конца?

Ответы детей.

А с продолжением сказки мы с вами познакомимся на следующих уроках.

VII . Задание на дом.

Чтение стр.58-66, пересказ, составить план к тексту, нарисовать гнома.

Открытый урок литературы

в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф

«Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром

и со сказкой.

МОУ «Бураковская СОШ»

Учитель начальных классов –

Сычева Т.Е.

Класс: 3

Цели урока:

  • рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;
  • развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.

Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”, ИКТ: отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести, портреты Л.Н. Толстого, Сельмы Лагерлеф.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель : Какое у вас было домашнее задание?

Дети : Нарисовать иллюстрации на тему “Каким я себе представляю Нильса” к отрывкам сказочной повести.

Учитель : Рассмотрите рисунки ваших товарищей. Как вы думаете, почему я просила, чтобы дома вы нарисовали иллюстрации к разным отрывкам повести Сельмы Лагерлеф?

Дети : Чтобы можно было пронаблюдать, как меняется образ главного героя в сказочной повести.

– Чтобы разобраться, как меняется характер Нильса во времени.

– Чтобы понять смысл этого произведения.

Учитель : Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

Дети : “Как трудно стать человеком”.

Дети затрудняются ответить.

Учитель : А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

Дети : Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

Учитель : Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

Дети : Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.

Учитель : Прочитайте эпиграф к главе (с.38). Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно,– Григорий Горин.

– Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

Дети : Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.

Учитель : Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?

Дети поднимают руки.

Учитель : В чем это проявится?

Дети : В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.

II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61)

Учитель : К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

Дети : К Нильсу.

Учитель : А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

– Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

Дети : Работать по группам.

Учитель : Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?

Дети : Сколько групп рисовали иллюстрации, столько и главы будут анализировать-4. (по 6 человек в каждой группе.)

Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Реализация требований нового ФГОС:

Учитель : Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).

IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

Учитель : Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)

Дети называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа – с.38.

Лгун, неуч, любопытный – с.39.

Сообразительный, догадливый – с.40.

Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный – с.41.

Жадный, эгоистичный – с.42.

2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47.

Врунишка – с.43.

Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый – с.43.

Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый – с.44.

Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый – с. 45.

Льстивый, бессердечный – с.46.

Самолюбивый – с.47.

3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный – с.48.

Жалостливый, ласковый – с.49.

Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому – с.50.

Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни – с.51.

Запасливый – с.52.

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами – с.54.

Умеет вжиться в чужую для него жизнь – с.55.

4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60.

Выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий – с.56.

Смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый – с.57.

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый – с.58.

Доверчивый, человечный, ранимый – с.59.

Добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим – с.60.

Учитель : Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

Учитель : Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

Дети : Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

Учитель : Мог бы Нильс не помочь Мартину?

Дети : Нет, сам погиб бы.

Учитель : Мог бы он не помогать дикому гусю?

Дети : Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.

Учитель : Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?

Дети : Он был одержим приступом храбрости.

Учитель : Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?

Дети : Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Учитель: В старину, когда русский мужчина звал девушку замуж, он говорил ей: “Я люблю тебя больше, чем себя.”

Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.(слова Л.Н.Толстого)

Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных?

Учитель : Найдите на с.60 строки, подтверждающие мысль о том, что природа находится в опасности.

Дети : “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”

Учитель : Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.

Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри сменяют тенистые леса, пустыни наступают на поля, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое. Эта мысль была высказана в начале ХХ века замечательным врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашечка со сладкой водой, которой приходили лакомиться муравьи.

А в нашем городе как люди заботятся о природе?

Дети: Сохранили много участков леса, сажают деревья, цветы, подкармливают птиц, белок.

V. Осмысление идеи рассказа.

Учитель : Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?

Дети : Сам был дикарь.

Дети : Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса.Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.

– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.

Учитель : Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?

Дети : Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.

Учитель : Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Дети : Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Учитель : надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

– Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

Дети : Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.

Учитель : И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

VI. Итог урока.

Учитель: Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Дети : Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.

Учитель : Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем …

Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.

Учитель: Этим мы и займемся на следующем уроке.